Информация для родителей: Совесть - рассказ, написанный Аркадием Гайдаром. В нём рассказывается о том, как девочка, не приготовив урока по влгебре решила пропустить школу. По дороге встретила она маленького мальчика, выяснилось, что за ним погналась большая собака и он заблудился. Помогла ему девочка выйти из рощи, а сама вернулась обратно. Рассказ «Совесть» будет интересен детям в возрасте от 9 до 12 лет.

Читать сказку Совесть

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чём дело, и решила над ним подшутить.

Несчастный прогульщик! - строго сказала она. И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

Нет!- удивлённо ответил малыш. Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

ПРИМЕЧАНИЯ

Предположительное время написания рассказа весна 1941 года. Впервые опубликован в журнале «Мурзилка», 1946, No 8 9.

Мы были одни в столовой - я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, - мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.

Смотри, Бум, - шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.

Послышался звон... Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

Что это? Кто это? - Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. - Папина чашка... папина чашка... - горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: - Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.

Это... это... Бум!

Бум? - Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развёл руками:

Он немножечко подпрыгнул... и лапами...

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

Он будет жить в будке, - сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.

Не пускай! - быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: - Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.

Ты очень испугался? - повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.

Если ты... нечаянно, - медленно начала она.

Но я перебил её, торопясь и заикаясь:

Это не я... Это Бум... Он подпрыгнул... Он немножечко подпрыгнул... Прости его, пожалуйста!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.

Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа...

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания - я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.

Я вышел на крыльцо и сел рядом с "Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

Будет дождь.

Я попросил:

Пусти Бума...

Хоть в кухню... мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.

Иди спать, - со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум... Бум... Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся...

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.

Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.

Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума...

Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: “Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?”

Мама долго не спала. Она тоже думала:

“Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?”

И я тоже думал, лёжа в своей кровати: “Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?”

В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё “почему”.

Краткий пересказ Осеева Почему? (Совесть)

Рассказ ведется от лица мальчика. Он, сидя за столом, играл на стуле, раскачиваясь на нем. Рядом был пес Бум, - он улавливал игривое настроение мальчика и пытался его то лизнуть, то по-доброму укусить за пятки. Мальчик смотрел на фотографию своего отца, который был уже мертв. Это фото было таким добрым, но как будто предостерегало «Не балуйся». Тут стул резко наклонился, мальчик схватил скатерть, и со стола полетела чашка, которой постоянно пользовался отец.

Мальчик испугался, а в комнату вошла мама, и расстроилась так сильно, что закрыла лицо руками, а затем спросила у мальчика, он ли это сделал. Но что мальчик, заикаясь, ответил, что это сделал Бум. Мама выгнала собаку из дома и расстроилась еще больше оттого, что поняла, что сын ей врет. Мальчик страдал, видя, как мохнатый друг страдает на улице и просится в дом. Главного героя мучила совесть, он не мог найти себе места, постоянно прося маму запустить пса домой. Ночью пошел дождь, чувство вины мальчика стало настолько сильным, что он побежал к маме и во всем сознался. Мама с радостью запустила пса домой, а мальчик так и не понял, почему мама его не ругала.

Рассказ учит читателя правдивости, - как бы не было страшно, и каких бы последствий не принесла правда, - ее нужно говорить. Так должен поступать честный человек, и его никогда не будет мучить совесть.

Несколько интересных материалов

  • Чехов - Ванька

    Накануне Рождества мальчик по имени Ванька вместо того, чтобы лечь спать, ждал с нетерпением ухода хозяина дома - сапожника Аляхина. Дом, где он теперь поселился, стал его местом проживания.

  • Одоевский

    Мало кто знает о Владимире Федоровиче Одоевском. Но если внимательно изучить жизнь и творчество этого человека, то мы узнаем его как великолепного педагога, писателя и специалиста по теории музыкального искусства.

  • Чехов - Злой мальчик

    Молодая пара влюблённых спустилась по крутому берегу и уселась на скамейку. Звали их Иван Лапкин и Анна Замблицкая. Скамейка, на которую они сели находилась между кустами ивняка прямо рядом с водой

  • Салтыков-Щедрин - Рождественская сказка

    Основным персонажем произведения является десятилетний мальчик Сережа Русланцев, готовящийся к поступлению в городскую гимназию.

  • Салтыков-Щедрин - Медведь на воеводстве

    Как это не парадоксально, но крупные злодеяния попадают на скрижали Истории, а маленькие злодейства порицаются и презираются. Старый служака Топтыгин 1-й, произведённый Львом в чин майора, желал на эти скрижали попасть путём кровопролития.

Аркадий ГАЙДАР
Совесть
инсценированный рассказ

Предположительное время написания рассказа - весна 1941 года. Впервые опубликован в журнале «Мурзилка», 1946, No 8-9.
Т.А.Гайдар

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) (1904-1941), прозаик.
Родился 9 (22) января 1904 года в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.
Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 году ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом ("это на антоновщине").
В декабре 1924 года Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Его учителями в писательском ремесле были К. Федин, М. Слонимский и С. Семенов, которые разбирали с ним буквально каждую строчку, критиковали и объясняли приему литературного мастерства.

Лучшими своими сочинениями он считал повести "P.B.C." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж" и "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940). Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. "Родина его книг - разные города, деревни, даже поезда". Когда началась Отечественная война, писатель стал вновь в ряды армии, уехав на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 года на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами.

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.







































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: слайд

Задачи: слайд

  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
  • развивать интерес к чтению;
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • развивать творчество (изменять сюжет, придумывать продолжение рассказа);
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
  • воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях со старшими, любовь к своим близким, желание совершать добрые поступки;
  • воспитывать стремление поступать по совести.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение» 2 класс Э.Э. Кац.
  • портрет писателя;
  • рассказ А.П. Гайдара «Совесть»;
  • иллюстрации к рассказу;
  • выставка книг А.П. Гайдара;
  • презентация к уроку ‏;
  • мультимедийный проектор;
  • карточки с заданиями (для работы в группах);
  • плакаты «Настроение»;
  • видео «Заочная экскурсия в сельскую библиотеку»;
  • буклет «Поучительные рассказы А.П. Гайдара»;
  • кроссворд «Совесть»;
  • светофорчики.

Тип урока: работа с художественным текстом, новый материал.

Технология: слайд развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы: слайд

  • чтение с остановками;
  • обращение к личному опыту учащихся;
  • прогнозирование по названию;
  • кластер;
  • синквейн;
  • использование «толстых» и «тонких» вопросов.

Девиз урока: (Записано на доске)

«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Психологический настрой

Слайд.

Дети читают хором:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Что вы почувствовали?

– Какое у вас настроение?

III. Проверка домашнего задания

Ребята, что вы приготовили дома к сегодняшнему уроку? (Домашнее задание было дифференцированным)

1. Чтение по ролям

2. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

  • От лица Вани,
  • От лица папы.. дети готовили одно из заданий по выбору)

– Как вы думаете, слова «струсил» и «трус» это одно и то же?

– Что ты думаешь о словах «соврал» и «врун»?

3. Дети пересказывают рассказы Л.Н. Толстого слайды «Бабка и внучка», «Два товарища», «Прыжок»,

«Гроза», «Собака и кость», «Яблоня», «Котенок», «Осёл и лошадь», подготовленные дополнительно.

– Что объединяет все эти рассказы? (Все эти рассказы поучительные. В них автор затронул важные качества человека: умение дружить, быть заботливым, добрым, уважать людей, любить своих близких, приходить на помощь.)

Заполнение бортового журнала

IV. Изучение нового материала

1. Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

Слайд.

  1. ----------- (совесть)
  2. отзывчивый, понятливый, скромный, доброжелательный
  3. переживает, стыдится, чувствует
  4. он всегда слушает зов своего сердца. Контролирует свои поступки
  5. Человек.

Вопрос:

Определите первое слово синквейна. (Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «совесть»)

– Как вы думаете, что такое совесть?

Определение темы урока.

О чём мы будем говорить на уроке?

(О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).

– Каким должен быть совестливый человек? (Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей).

Слайд. А.П. Гайдар – портрет писателя.

– Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя А.П. Гайдара

– Определить название рассказа мы можем, когда закончим произведение и разгадаем кроссворд.

Кроссворд

  1. За знаниями уже не в первый раз
    Мы в свой просторный входим…. (класс).
  2. Недаром молвится народная … (пословица).
  3. Чтобы было понимание
    Напрягай своё … (внимание).
  4. На вопрос найти ответ
    Поможет мудрый нам … (совет).
  5. Как яркая раскраска,
    Волшебством пестреет … (сказка).
  6. Будто сказочная дверь
    В знанья, это наш – … (портфель).
  7. Мама, папа, брат и я
    Все мы – дружная … (семья).

слайд Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.

Ключевое слово «Совесть».

Прогнозирование по названию . – О чем может быть рассказ с таким названием? (Дети говорят свои предположения)

– Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный, поучительный?

Физминутка для глаз «Солнечные зайчики»

2. Стадия осмысления

  • Словарная разминка. Слайд.

– Как вы понимаете слова: украдкой, шмыгнуть, смекнуть?

Работа со словарём

Проверь себя по словарю на стр. 169–171 учебника.

  • Чтение с остановками. Дети читают «цепочкой»

Чтение 1 фрагмента (1, 2, 3 абзацы).

Вопросы по осмыслению текста:

Почему девочка оказалась в роще?

– Что она там делала?

– Какое у неё было настроение?

Дети выбирают плакат «Веселое настроение» (рисунок улыбающегося детского лица).

Проведём исследование.

– Какое впечатление произвела на вас Нина?

Заполнение кластера . слайд

Чтение 2 фрагмента (3-4 абзацы до слов «… я заблудился»). Выбор настроения Нины – «сердитая».

Слайд. Иллюстрация встреча Нины с малышом.

Исследование.

Каким был мальчик, которого встретила Нина?

Работа с карандашом: (Дети выделяют отрывки в тексте и читают)

– Почему Нина строго назвала малыша «несчастный прогульщик»?

– Как вы думаете, она сердилась на мальчика? (Нет. Она решила подшутить). Выбор настроения – «серьезное».

– Давайте подберем слова, характеризующие малыша.

Заполнение кластера.

Чтение 3 фрагмента (до конца рассказа). Переносное значение выражения: «Грызла беспощадная совесть»

– Почему Нина решила помочь малышу и повела его через рощу?

Слайд. Встреча Нины с малышом.

Выбор плаката «Грустное настроение. Слёзы.»

Физминутка под музыку «Перемена».

Работа в группах:

Исследование:

Сейчас мы поработаем в группах.

– Какие правила работы в группе нужно соблюдать?

– Каждая группа получит задание. Постарайтесь прийти к общему мнению и четко высказать его.

Задания группам:

Группа 1. Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?

Группа 2. Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?

Группа 3. Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь?

Группа 4. Как, по вашему мнению, автор рассказа относится к своей героине:

А) неисправима;
Б) надеется, что девочка исправится;
В) он верит, что голос совести поможет Нине в жизни.

Группа 5. Каким человеком, по вашему мнению, станет Нина? Кто помог ей измениться?

Дети работают в группах выбирают лидера. Высказывают своё мнение. Происходит взамопроверка и взаимооценка с помощью «светофоров»: зеленый цвет – согласны, желтый – можно добавить, красный – не согласен.

– Что чувствовала Нина, когда осталась одна?

Заполнение кластера .

– Как вы понимаете выражение «Грызла беспощадная совесть»

Творческие задания.

Представьте, что вы писатели…

– Можете ли вы предположить, что могло произойти с Ниной в роще? Какие опасности могли её подстерегать?

– Как поступок Нины (её прогул уроков) мог отразиться на окружающих её людях (родители, учитель, одноклассники)?

– Придумайте окончание рассказа.

Стадия рефлексии

– Какое настроение было у Нины в начале рассказа?

– А в конце? Антонимы: веселый – грустный.

– Считаете ли вы, что СОВЕСТЬ может изменить человека?

– Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести? Расскажите об этом.

– Что может подсказать СОВЕСТЬ?

Индивидуальные задания.

Чтение предложений.

Слайд.

Поступай по совести

Посеешь привычку – пожнёшь характер.

Что нужно делать для того, чтобы твоя совесть была спокойна? Высказывание детей.(Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью, уважать старших).

Слайд. Наши добрые дела

– Давайте вспомним, какие добрые дела мы делаем с вами. Эти фотографии я взяла из нашего классного альбома.

Домашнее задание: – Какое задание вы предложили бы выполнить дома?

– Что нового мы узнали на уроке?

Заполнение бортового журнала

– Куда вы обратитесь, чтобы взять книги А.П. Гайдара? (В библиотеку)

Видеозапись «Заочная экскурсия в сельскую детскую библиотеку». (Обзор произведений А.П. Гайдара. Выступление заведующей сельской детской библиотеки Толстиковой Натальи Анатольевны).

Вручение детям буклетов «Поучительные рассказы А.П. Гайдара».

V. Итог урока.

Чтение плаката:

«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.

  • Зеленые «зайчики» – я всегда поступаю по совести.
  • Розовые «зайчики» – после сегодняшнего урока я постараюсь поступать по совести.
  • Коричневые «зайчики» – мне трудно быть всегда правдивым и прислушиваться к зову совести.

– Спасибо за урок!