Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.

Задачи:

  • Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.
  • Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.
  • Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;
  • анализировать, делать выводы, сравнивать;
  • воспринимать прекрасное и реагировать на него.

Оборудование: музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года”,видеоролик И.Бунин “Листопад”, презентация картины,карточки для учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года”.

Послушайте музыку и подумайте, какое настроение хотел передать композитор? Кто узнал это музыкальное произведение?

Можно сказать, что это за время года? (Осень)

Скажите, осень- какая? (Холодная, дождливая)

Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)

Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)

Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.

(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки или можно использовать видеоролик И.Бунин “Листопад”)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой...

Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей)

Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.

III. Работа по теме урока

Упр. 47, с. 39

Прочитайте задание.

Что нам поможет написать сочинение об осени? (Репродукция картины И. С. Остроухова “Золотая осень”) Приложение 3 .

Что такое репродукция? (Фотография с картины).

Рассказ учителя о художнике.

Художник Илья Остроухов известен как выдающийся мастер пейзажа. Он был одним из русских художников-передвижников, в 1887 году на общей выставке он впервые показал картину, принесшую ему славу. Это была "Золотая осень", довольно небольшое полотно. В русской живописи есть направление, известное, как пейзаж настроения . "Золотая осень" - одна из первых работ такого типа. Это значит, что живописец не только отражал красоту природы, родного уголка, но и передавал настроение любимого времени года. В картине должны чувствоваться эмоции, чувства.

Почему художник так назвал картину?

Какой период осени он изобразил?

Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?

Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.

Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?

Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

Объясните значение слова причудливые . (Необычные, чудные)

Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося) Приложение 1 .

Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом “Лупа”):

На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния.

Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.

В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.

Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.

Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.

IV. Самостоятельная работа

Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося) Приложение 2 .

Материал к сочинению

Осень Яркая, золотая, волшебная, праздничная
Лес Сказочный, таинственный, загадочный
Старые клены Огромные, роскошные, раскидистые
Молодые клены Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Листья на земле Как ковёр из крупных разноцветных листьев
Тропинка Её обступили деревья, чуть заметно вьётся
Сороки Белобокие, скачущие по траве
Сплетенные деревья Напоминают чудовище, покрыты светло-жёлтыми листьями
Небо Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток
Настроение Радостное, праздничное, восторженное

V. Чтение сочинений

VI. Подведение итогов урока

Трудно ли Вам было написать сочинение?

Где испытывали затруднения?

Что понравилось?

VII. Домашнее задание

Нарисовать свою картину на тему “Золотая осень”.

Используемые источники:

Литература:

  1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)
  2. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)
  3. Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом “Литера”, 2008 г., 80 с. (Серия “Начальная школа”)

Интернет ресурсы:

  1. Картина-http://artsoch.ru/image/ostroukhov/zolotaya-osen.jpg
  2. https://www.youtube.com/watch?v=cEy_CNnntjM

Впервые я познакомилась во 2 классе с картиной Остроухова «Золотая осень», когда увидела репродукцию этой красочной осенней картины.

Картина мне очень понравилась и я решила поинтересоваться Золотой осенью Остроухова и ее историей создания. А представил Илья Семенович Остроухов картину Золотая осень в 1887 году на суждение зрителю, и она быстро стала популярной. Поговаривают, что на картине изобразил Остроухов окрестности имения Абрамцево. Эта картина была настолько хороша, что ее покупает Третьяков, пополнив этой картиной свою коллекцию и теперь эта картина располагается в Третьяковской галерее.

Описание картины Золотая осень Остроухова

Сегодня я попробую написать Остроухова Золотая осень и поделюсь своими эмоциями. Знаете, смотрю на картину Остроухова, и в своем сочинении не могу не сказать, что это картина настроения. Смотришь и понимаешь, автор не только изобразил унылую пору, очей очарования, как писал Пушкин, он поделился с нами своими эмоциями. Глядя на картину понимаешь, автору действительно нравилось это время года. Только любя осень, можно создать такую красоту.

Золотая осень Остроухова по-настоящему золотая. Куда ни посмотри, всюду уже золото. Оно на деревьях, оно на земле. И пусть это не настоящее золото, а всего лишь пожелтевшие листья, но они настолько желтые, что видится всюду золото. Но не только желтые листья изобразил художник. Присмотревшись к картине, можно увидеть и еще зеленые листья, и коричневые, и красные. На полотне автор изображает клены, они на переднем плане, чуть вдали изображены, наверное, многолетние дубы. Трава, как видим, еще зеленая и это еще больше оттеняет золото опавших листьев и листьев, что еще на дереве. Через листву деревьев видно лазурное небо.

Внимательный зритель обязательно заметит и двух сорок, которые, наверное, разговаривают между собой и любуются окружающей красотой.

Картина великолепная, теплая, яркая. Смотришь на нее, и сам начинаешь любить осень, представляя, как гуляешь вот в таком лесу, как шуршат листья под ногами, как поют птицы и слегка пригревает солнышко. Красота, которую хочется запечатлеть, что и сделал в свое время Остроухов в Золотой осени.

Фокина Лидия Петровна МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области

Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»

Тема: Обучающее сочинение по картине

Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.

Задачи:

1) Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.

2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Планируемые результаты:

    учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;

    анализировать, делать выводы, сравнивать;

    воспринимать прекрасное и реагировать на него.

Оборудование: видеоролик И. Бунин «Листопад», презентация,карточки для учащихся.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Самоопределение к деятельности

Какое сейчас время года? (Осень)

Скажите, осень, какая? (Холодная, дождливая)

Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)

Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)

Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.

(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки или можно использовать )

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…

Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей)

Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.

III . Работа по теме урока

Упр. 47, с. 39

Прочитайте задание.

Что нам поможет написать сочинение об осени? (Репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая осень»)

Что такое репродукция? (Фотография с картины).

Почему художник так назвал картину?

Какой период осени он изобразил?

Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?

Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.

Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?

Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

Объясните значение слова причудливые . (Необычные, чудные)

Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)

План

    Что изображено на картине?

    Что изображено на переднем плане?

    Что изображено на заднем плане?

    Цветовое решение картины.

    Моё отношение к картине.

Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом «Лупа»):

На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния.

Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.

В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.

Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.

Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.

IV . Самостоятельная работа

Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)

Материал к сочинению

Осень

Яркая, золотая, волшебная, праздничная

Лес

Сказочный, таинственный, загадочный

Старые клены

Огромные, роскошные, раскидистые

Молодые клены

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу

Листья на земле

Как ковер из крупных разноцветных листьев

Тропинка

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется

Сороки

Белобокие, скачущие по траве

Сплетенные деревья

Напоминают чудовище, покрыты светло-желтыми листьями

Небо

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное

V . Чтение сочинений

VI . Подведение итогов урока

Трудно ли Вам было написать сочинение?

Где испытывали затруднения?

Что понравилось?

VII . Домашнее задание

Нарисовать свою картину на тему «Золотая осень».

Используемые источники:

Литература:

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)

Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)

Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)

Интернет ресурсы:

Картина

След в истории искусства можно оставить по-разному. Кто-то создает немеркнущие шедевры, а кто-то бережно собирает и коллекционирует их, чтобы передать потомкам. В гении Ильи Остроухова счастливо объединились две эти способности. Он собирал живописные полотна и образцы древнерусской живописи, которые сам реставрировал. Другой страстью выдающегося коллекционера было творчество. В созвездии русских художников XIX столетия свое место по праву занимает «Золотая осень» - известный пейзаж, созданный в 1887 году, прямо с передвижной выставки, где демонстрировали свои полотна звезды первой величины, попал в Третьяковскую галерею.

Описание картины «Золотая осень»

Остроухова не привлек традиционный путь в живописи: он начал свои опыты не с кропотливого рисования гипсовых бюстов и акварельных набросков, а сразу выполнил маслом копии пейзажей любимых мастеров - Каменева и Поленова. Затем мастер стал писать собственные пейзажи на пленэре и поразил современников утонченностью и легкостью колорита. Если начать описание картины «Золотая осень» Остроухова с замечания о том, что она вся пронизана воздухом и светом, то закончить придется словами о том, что в ней таится целая гамма чувств - от восхищения до тревоги.

Здесь художник отказывается от привычной для него манеры строить пейзаж на тонких переходах неярких тонов. Прелесть осеннего леса сразила его насыщенным колоритом листьев и ветвей.

Композиционное решение картины

Остроухов строит композицию в трех плоскостях: стройные кленовые стволы, просвечивающие сквозь фейерверк листьев, где есть все оттенки на переднем плане. Художник подробно передает выразительную красоту резных листьев клена, застилающих землю сверкающим ковром. Затем мастер углубляет пространство, показывая на среднем плане композиции тропинку, теряющуюся в лесу. И здесь описание картины «Золотая осень» Остроухова касается необычного для пейзажа явления - сюжета! А как еще назвать оживленный диалог двух сорок, вышагивающих по опустевшей тропинке? Белобокие птицы, склевывающие упавшие на дорожку семена, хлопотливо выискивающие заползших под траву и сучки жуков, превращают картину в рассказ о непрерывном круговороте жизни. Земля уже не впитывает неги солнца, но его тепло задержалось в лимонно-желтых и розовых листьях, которые медленно падают и смешиваются с побуревшей травой. Резкий цветовой контраст ослабляется в глубине изображения, на третьем плане картины. О нем напоминает лишь ясная голубизна неба, резко проглядывающего сквозь кроны деревьев. Причудливые изгибы черных стволов вдалеке композиционно замыкают живописное пространство.

Настроение полотна

Чудесная и торжественная пора - пышущая красками осень. Почему же заключает в себе столько тайны и скрытой тревоги картина «Золотая осень» Остроухова? Не потому ли, что это время года - изменчиво, непостоянно? Еще вчера ласкали взор нежнейшая лазурь небес и золотой блеск деревьев, а сегодня уже схватилась хрустящим инеем поблекшая трава, и беззащитно оголились тонкие стволы… Завершая описание картины «Золотая осень» Остроухова, нельзя не отметить, что произведение объединяет в себе непосредственную свежесть этюда, запечатлевшего настроение, и философски осмысленный образ природы.

К теме осени художник обращался еще не однажды, и всегда эти полотна таили в себе особое изящество, свежесть и глубину.