Возникновение изображений того или иного праздника, как правило, связано с возникновением устойчивой традиции празднования. В ранней Церкви существовало празднование Эпифании (Богоявления), посвященное сразу двум событиям: Воплощению и Крещению. Это совмещенное празднование возникло не позднее III века. В VI веке сначала в Римской Церкви, а к концу века и на Востоке Рождество Христово выделяется из празднования Эпифании в самостоятельное отдельное торжество. Первые дошедшие до нас образы Рождества относятся именно к VI веку.

Источниками иконографии являлось как Священное Писание (Мф.:1-2; Лк.:2), так и устное Предание, зафиксированное в таких апокрифах как Протоевангелие Иакова (гл. 17-23) и Евангелие псевдо-Матфея гл. 13-14).

Воплощение Спасителя описывалось в изобразительном искусстве с помощью двух основных сюжетов: собственно «Рождество» и «Поклонение волхвов». Для каждого из этих сюжетов формируется своя иконография. Древнейшие изображения Рождества выполнены в технике рельефа на каменных саркофагах.

Схема этих сцен обычно очень лаконична: в центре помещаются ясли с Младенцем, рядом восседает на камне или в плетеном кресле Богородица, в небе - Вифлеемская звезда. У яслей изображаются осел и вол, о присутствии которых в вертепе повествует Предание. Вол понимается толкователями как символ подзаконного иудейского народа, а осел - как символ не ведающих истинного Бога язычников. Иногда в композицию включается изображение пастуха, пришедшего поклониться Христу.

При создании иконографии «Поклонение волхвов» художники использовали уже существовавший в античном искусстве сюжет поклонения побежденных варваров императору. Там, где поверхность имела протяженный горизонтальный формат (на саркофагах, пиксидах), сцена разворачивалась как шествие волхвов к восседающей Богородице, держащей Младенца на руках. Позади Девы Марии мог изображаться Иосиф Обручник. Композиция иногда дополнялась изображениями вола, осла, верблюдов.

Если поверхность допускала центрическую, симметричную композицию (пример: ампулы из Монцы), то фронтальное изображение Богоматери с Младенцем помещалось в центре, а по сторонам от престола размещались группы волхвов и пастухов. Приход волхвов хронологически произошел несколько позже поклонения пастухов, но в христианском искусстве допускалось совмещение этих событий. Главным для художника всегда было выражение глубинного смысла происходящего, поэтому некоторые формальные детали могли не акцентироваться или даже игнорироваться. В данном варианте иконографии основная тема - Воплощение Божества и поклонение Ему тварного мира в лице мудрых волхвов и простецов-пастухов.

На мозаике арки базилики Санта Мария Маджоре в центре композиции на богато украшенном престоле восседает только Младенец, а Богоматерь, праведный Иосиф, волхвы помещены справа и слева от Него. При изображении волхвов всегда соблюдается определенный историзм: они пришли с Востока, то есть откуда-то из Персии, поэтому одеты необычно для античного мира - в штаны и характерные фригийские шапочки.

В VI веке Богородицу начинают изображать не сидящей около яслей, а возлежащей на ложе. Эта особенность могла возникнуть в результате полемики с монофизитами, которые утверждали, что во Христе только одна природа - Божественная. Церковь, отвергая это еретическое заблуждение, отстаивала догмат о двух природах во Христе: Божественной и человеческой. В иконографической схеме опровержение монофизитства нашло свое иносказательное выражение. Христос рождается плотию совершенно реально, человеческая природа Его реальна, поэтому Богоматерь отдыхает после родов, которые хотя и не нарушили девства, но все же были родами, а не призрачным, ирреальным явлением.

Уже в раннехристианских памятниках появляется изображение «бабы» - одной из повитух, которые пришли к вертепу уже после рождения Христа. В произведениях средневизантийского периода изображаются обе повитухи, омывающие Младенца. Эта несколько «бытовая» сцена - омовение - не описана ни в Евангелии, ни в апокрифах. Ее включение в композицию еще раз подчеркивало подлинность человеческой природы Спасителя и реальность Рождества - после родов любого ребенка нужно омыть.

Первый станковый живописный памятник с изображением Рождества Христова - сцена, написанная на крышке реликвария из капеллы Санкта Санкторум. Стилистические особенности живописи позволяют предположить, что реликварий происходит из восточных провинции империи, из Сирии или Палестины. Художник изобразил вертеп как пещеру, поскольку хорошо представлял, как выглядит в Иудее укрытие для домашнего скота. Западные художники изображали то, что видели в своих землях - навес, крытый соломой или черепицей.

Напротив Богородицы на камне сидит Иосиф Обручник, подпирая склоненную голову рукой, в «позе меланхолии». Он выглядит задумчивым, как бы отстраненным; он созерцает непостижимость тайны Боговоплощения. С другой стороны, эта поза подчеркивает непричастность праведного Иосифа к этому рождению. На некоторых византийских и русских иконах Обручник изображается даже сидящим спиной к пещере. Такое композиционное решение делает невозможным понимание происходящего как своеобразной сентиментальной семейной сцены. Перед нами именно Боговоплощение, рождение плотию Предвечного Бога от Пресвятой Девы и любые детали, ассоциирующиеся с темой семьи, совершенно неуместны. Развившийся в Западной Европе образ «Святое семейство» с его очевидным семейным пафосом для восточно-христианского искусства был неприемлем.

В византийском искусстве небольшая горка с пещерой постепенно превращается в массивную гору, на фоне которой можно поместить все эпизоды: сам вертеп с Богородицей и Младенцем в яслях, над которыми склонились вол и осел, благовестие ангела пастухам, славящих Бога ангелов, поклонение волхвов (или же волхвов, скачущих верхом), омовение Чада повитухами, задумавшегося Иосифа. На некоторых иконах изображаются второстепенные сцены: волхвы перед Иродом, откровение Иосифу, бегство в Египет, избиение младенцев.

Мотив горы является очень удачной композиционной находкой. Изображая горный пейзаж, художник автоматически получает высокий горизонт и, соответственно, много пространства для размещения всех фигур. Остается даже свободное место, заполняемое пасторальными мотивами: играющий на флейте пастушок, стадо у водопоя. Гора позволяет избежать нежелательного для иконы изображения глубины пространства и перспективного построения.

С другой стороны, изображением огромной горы все сцены объединяются в едином пространстве, и даже некотором едином времени. Хронологическая разновременность представленных сюжетов нивелируется. Все происходит как бы в настоящем, сегодня, «здесь и сейчас», как об этом и повествует кондак праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».

Икона. VII – IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона. VIII – IX в. Византия

Икона. Конец XI – нач.XII в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

Рембрандт Харменс ван Рейн. Гравюра. 1654 г.

Сам Бог пришел в мир людей в человеческом образе, в мир, искалеченный грехом, чтобы принять на себя все зло мира и победить его. Пришел не в сиянии славы, а крохотным беспомощным Младенцем, рожденным в бедной, никому не известной семье. Во все века христианской истории этот факт с такой силой отзывался в христианском сердце, что Рождество Христово стало одним из любимейших сюжетов для художников. Уже в самых первых раннехристианских памятниках искусства можно найти изображение Рождества.

Давайте попробуем совершить вместе маленькое путешествие в мир красок и линий, с помощью которых старые мастера донесли до современного человека красоту и радость Рождества Христова.

Искусство первых христиан

Первые три века христианской истории (I-III века по Р.Х) отдельного праздника Рождества не существовало.

Он был соединен с праздником Крещения Господня под одним именем Богоявления — прихода Бога в мир людей. Только в IV веке, когда римский император Константин Великий
разрешил христианам открыто исповедовать свою веру и христиане вышли из катакомб, праздник Рождества выделился в самостоятельное яркое событие годового богослужебного и календарного круга. Постепенно стала разрабатываться традиция написания сюжета Рождества Христова.


Рождество Христово. Древнерусская икона XV века.
Византийские и русские иконы Рождества Христова
Первые христиане изображали Рождество Христово очень просто, как его обычно рисуют дети – ясли с Младенцем, склоненные над ними Богородица и праведный Иосиф, рядом вол и ослик. Иногда (гораздо реже) изображали пастухов и волхвов. Археологи находят именно такие изображения Рожд ества на древнеримских христианских саркофагах, на бутылочках для лампадного масла. С появлением первых икон (самые ранние известные иконы относятся к VI веку по Р.Х.) формируется иконография Рождества Христова, которая останется практически неизменной до XXI века.

В иконописи существуют свои особые каноны изображения Священной истории. Иконописец не ставит себе задачу нарисовать иллюстрацию к рождественскому повествованию Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки. Рождество Христово рассматривается с точки зрения вечности, где все другое, не такое как на земле.

Поэтому, например, нет ничего удивительного в том, что в иконе Рождества изображены несколько событий, происшедших в разное время – явление звезды, само Рождество, явление ангелов пастухам, шествие волхвов. Если бы все это изображал светский художник, он, несомненно, предложил бы зрителям серию картин на тему Рождества, где последовательно все бы изобразил. Так, кстати, и произошло в эпоху Возрождения (XV-XVI века). А иконописец соединяет все в одной иконе, потому что в вечности нет «когда» и «потом», а есть только «днесь» то есть «сейчас и навсегда».

В человеческой истории, во времени Рождество Христово совершилось лишь однажды. Но для Церкви, которая каждый год снова и снова входит в пространство Рождества, это событие не является просто историческим фактом, разделяющим время на «до Рождества Христова» и «после». Это событие встречи Бога и человека, времени и Вечности. Это не «однажды», а «навсегда».

В пространстве иконы «радость велия» о рождении Спасителя мира, которую ангелы возвестили пастухам, тоже выглядит совсем иначе, чем радость в обычном, житейском смысле. Икона как бы предлагает другое понимание праздника – не богатый стол, не яркие одежды, не песни и пляски, а тишина, покой и благодарность. Тишина и покой фигур Матери и спеленутого Младенца, смирные овечки у ног пастухов, глядящих на небо. Это та радость, которая переживается внутри, сердцем.

Классическое византийское иконописное изображение Рождества Христова включает в себя три зрительных плана (яруса) – верх, «небо», центр, «соединение неба и земли», и низ, «землю».

Древнерусские иконы практически всегда следуют византийской традиции. Только в XVII веке появляются иконы, композиция которых очень напоминает западноевропейскую живопись. В иконах этого времени, кроме собственно сюжета Рождества, появляется и сюжет бегства в Египет, и избиение младенцев по приказу царя Ирода.

Небо, звезда, горы

Что и, главное, почему помещает мастер в каждом ярусе изображения?

Вверху иконы обычно изображено открытое небо и сияющая звезда. Луч звезды касается вершины горы, внутри которой находится пещера – «вертеп». Звезда и пещера – это своего рода конкретные иллюстрации евангельского рассказа о Рождестве, а вот открытое небо и вершина горы наполнены уже символическим смыслом. Часто можно встретить выражение: «Рождество — это небо на земле». Вполне возможно, что иконописец имеет в виду именно это, изображая отверстое небо.

С момента Рождества небо стало открытым для человека, он может, если захочет, двигаться к Богу. Потому что Христос, приняв образ человеческого младенца, пострадав и умерев на Кресте, а затем воскреснув, вылечил человека от греха. И путь на небо открыт. Только пройти его человек должен сам, карабкаясь вверх.

Вот и символический смысл горы становится понятен – горы изображены здесь не только как отображение реального гористого ландшафта Святой Земли, но и как образ движения человеческой души вверх, к Богу, через преодоление препятствий прежней, греховной жизни. Ангелы по сторонам горы тоже из небесного, горнего мира, где живет Бог. Причем небо имеется ввиду не как астрономическое, естественнонаучное понятие, не как то, что накрывает землю, а как то, что обозначает безграничность и чистоту.

Пещера, осел, вол, ясли

Внутри пещеры обычно рисуют лежащую на ложе Богородицу, которая изображена крупнее других участников события, и крохотного спеленутого Христа, вокруг головы Которого сияет крестчатый нимб (нимб с вписанным в него крестом – обязательный атрибут образа Спасителя, указывающий на Его крестные страдания).

Интересно, что Богородица обычно не смотрит на Младенца, а смотрит на нас. Это часто вызывает недоумение. Как это – Мать не смотрит на Сына? Но это делается совершенно сознательно, чтобы показать, что Младенец не принадлежит Матери, Он пришел в мир, чтобы спасать его.

Рядом с деревянными яслями обычно изображают вола и осла (иногда – коня и корову). Эта деталь не только намек на то, что Рождество совершилось в хлеву, но и иллюстрация к книге пророка Исайи, предсказавшего рождение Христа от Девы за много тысяч лет до самого события: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего…» (Ис.1,3). Кроме того, некоторые исследователи считают, что вол и осел – это образы двух миров – израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь.

Важно также обратить внимание на форму яслей, которая похожа на форму гроба — Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него.

Пастухи и волхвы

Часто по сторонам от Богородицы изображают пастухов и волхвов, их фигуры значительно меньше, чем фигура Богородицы. В лице простых неграмотных, но верующих пастухов и в лице языческих волхвов-мудрецов Господь явился всему миру. И теперь каждый человек может найти свою дорогу к Богу – и не слишком образованный, но добрый и честный человек, и современный интеллектуал, сердце которого частенько бывает заражено надменностью и высокомерием.

Праведный Иосиф

В нижнем ярусе иконы обычно изображают сидящего в задумчивости Иосифа с предстоящим ему пастухом, и двух женщин, омывающих новорожденного Младенца.

Сцену с пастухом обычно объясняют так — лукавый дух терзает сомнениями душу Иосифа: как же могло произойти Рождение? Но многие исследователи сходятся на том, что это, скорее, всего, пастух из апокрифических сказаний о Рождестве, к которому Иосиф обращался в поисках крова и огня для Младенца. Наиболее часто в иконописи и живописи используется апокриф «Протоевангелие Иакова», где рассказывается о детских годах Спасителя и детстве Божией Матери.

Омовение Младенца

Из «Протоевангелия Иакова» взята и сцена омовения Младенца, о которой ничего не говорится ни у Матфея, ни у Луки. С одной стороны — это чисто бытовая деталь, связанная с рождением ребенка. В древности и в Средние века принято было омывать новорожденного, впрочем, как и сейчас. Отсюда и купель, и кувшин с водой.

Но есть и второе объяснение этому. Апокриф привносит в повествование о Рождестве Бога чисто человеческие, житейские детали. В «Протоевангелии Иакова» рассказывается, как Иосиф оставил Богородицу в пещере одну и пошел искать повивальную бабку, которая помогла бы принять роды. Повитуха по имени Саломея усомнилась в том, что Дева может родить, и захотела убедиться в этом сама. Дальше по тексту произошло вот что:

«И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: «Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается, как в огне…» И тогда предстал перед нею Ангел Господень, и сказал ей «Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость». И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав: «Поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея…»

Можно попробовать предложить и еще одно простое толкование сцены омовения Младенца. В купели, изображенной на иконе, легко узнается купель, в которой обычно крестят в Церкви младенцев, приобщая их к жизни с Богом.

Западноевропейские художники Средневековья и Возрождения

Работы европейских художников Раннего (V–XIвв.) и Зрелого Средневековья (XI-XIII вв.) в принципе повторяют византийскую иконописную традицию. Добавляются лишь некоторые детали, которые не встретишь в византийских и древнерусских иконах.

Характерная особенность европейской христианской живописи – стремление не столько вдохновить человека на движение души вверх, к Богу, сколько «спустить» Бога с небес на землю, сделать Его доступным человеку, смешать Священную историю и житейскую человеческую историю, растворив одну в другой.

Перепись в Вифлееме

Одна из деталей события Рождества Христова, которых нет в иконописи, но есть в живописи – изображение переписи населения, с рассказа о которой начинается рождественская глава Евангелия от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…» (Лк. 2,1).

Замечательный мастер Северного Возрождения Питер Брейгель Старший (XVI век) посвятил этому сюжету знаменитую картину «Перепись в Вифлееме». Но глазам зрителя предстает не гористая Святая Земля, а заснеженные Нидерланды. Художник переносит евангельские события в современный ему мир. На Рождество на севере Европы всегда бывает снег, поэтому праведный Иосиф и Богородица бредут по снегу.

О том, что это Святое семейство (так принято было говорить в Европе XIV-XVII веков), можно догадаться, лишь разглядев осла, на котором сидит Дева Мария, и пилу на плече Иосифа – плотника. Огромные массы людей, среди которых затерялось скромное Святое семейство, изображают толпы народа, пришедшие на перепись. Но больше ничего не говорит нам о том, что скоро должно совершиться великое событие Рождества. Нидерландские крестьяне заняты своими хозяйственными делами, дети резвятся на льду.

Только рождественский венок, прибитый над дверью дома, и жареный поросенок намекают на праздник Рождества. Но это опять не евангельские детали, а реальность повседневной жизни Нидерландов эпохи Возрождения.

Пещера, дом, гостиница

Часто в европейских картинах на тему Рождества Христова можно увидеть вместо пещеры ветхий, почти разрушенный дом.

С одной стороны такой дом символизировал тот факт, что Христос родился в бедности и безвестности, а с другой стороны старый, ветхий дом обозначал Ветхий Завет, который с приходом в мир Христа заменялся заповедями Нового Завета.

Некоторые исследователи видят в этом изображении дома изображение гостиницы, такой, какая была распространена на Востоке. Это был караван-сарай, хижина с тремя стенами, четвертая сторона дома открыта на улицу. Здесь же, во дворе, отделенном несколькими ступеньками от дома, пасется скот. Все происходящее в таком доме видно взору постороннего человека.

Вполне возможно, что именно в одну из таких гостиниц не пустили переночевать Святое семейство. И, помещая подобный дом-гостиницу на своем полотне, европейские художники подчеркивают тем самым странничество Христа в этом мире и Его открытость всем и всему.

Младенец Христос

На византийских и древнерусских иконах Христос Младенец изображен часто без возраста или наоборот, как маленький взрослый, чтобы подчеркнуть вечность Бога и Его взрослость по отношению к людям.

В европейской живописи распространено два типа изображения Младенца – либо хрупкое и худенькое тельце новорожденного с непропорциональными частями тела и большой головой, как это бывает с реальными новорожденными младенцами, либо в виде упитанного шестимесячного малыша, а то и годовалого ребенка. Может быть, эта конкретность, телесность в изображении Христа — тоже некоторая дань европейцев их желанию соединить Священную и житейскую, мирскую историю?

Вокруг головы Богомладенца на большинстве европейских картин нет крестчатого нимба, а на некоторых нет и простого нимба — символа святости.

Интересный ход нашел знаменитый голландский живописец XVII века Рембрандт Харменс Ван Рейн – он изображает глубокую темноту рождественской ночи и по контрасту с тьмой пишет яркое свечение лика Младенца. Свет исходит от Него Самого, а не от нимба, нарисованного над головой. Так Рембрандт с помощью яркой детали передает мысль о том, что Бог Сам – источник света, добра, любви, святости.

Ангелы, пастухи

Нередко западноевропейские художники изображали ангелов над младенцем не как духовных существ, а как имеющих тело веселых, счастливых музыкантов, только с крыльями на спине.

Мотив игры Младенцу Христу на флейте или на лютнях берет начало в народной традиции католической средневековой Европы играть на Рождество перед изображением Младенца Христа на дудочке. Интересно, что в нотах, которые держат в руках ангелы, записаны настоящие музыкальные пьесы, которые можно исполнить. Некоторые из них – даже для нескольких инструментов и голосов. Кроме того, ангелы европейских художников (например, в картине Робера Кампена) держат в руках ленты со словами рождественских песнопений.

Часто и пастухи бывают изображены с дудочками и волынками, что может быть связано не только с их пастушеским трудом, но также со средневековым обычаем играть для Младенца Христа на флейте.

Волхвы

Обычно европейские художники изображали трех волхвов по числу трех человеческих возрастов (юность, зрелость, старость), чтобы подчеркнуть, что в любом возрасте человек нуждается в Боге.

Христос Младенец играет с дарами, трогает одежду и волосы волхвов, а они протягивают к Нему руки. Бог устремляется к людям в ответ на их движение к Нему.

Уже в эпоху Зрелого Средневековья языческие маги-звездочеты превратились в трех царей, пришедших из трех стран Востока (чаще всего в числе этих стран называют Аравию, Персию и Эфиопию). У каждого царя свое имя – Каспар, Мельхиор, Балтазар. Каждый принес свой дар родившемуся Христу – золото (подчеркивая царское достоинство Христа), ладан (который употребляется в богослужении) и смирну (ею пропитывают на Востоке мертвое тело). Подарки волхвов символизировали двойную природу Христа – Божественное бессмертие и человеческую смертность.

В католической Европе до сих пор существует праздник Трех царей, особенно любимый немецкими и французскими детьми. В этот день (6 января) они получают подарки и щеголяют в золотых бумажных коронах, изображая волхвов-царей.

В эпоху Возрождения у волхвов появляется пышная свита – верблюды и кони, нагруженные дарами, многочисленные слуги, как, например, в картине «Поклонение волхвов» Джотто. Может быть, именно художники Возрождения привнесли в сознание европейца то понимание праздника Рождества, которое очень близко современному человеку — изобилие, даже роскошь всевозможных проявлений материального мира как главный атрибут торжества. Не здесь ли корни традиции богатой праздничной трапезы, блестящих нарядов, будущих пышных разукрашенных ёлок, балов и фейерверков?

Художники все больше увеличивали эту свиту, она часто заполняла все поле картины, так что Христос Младенец и Богородица оказывались едва заметными. Постепенно то же самое случилось и в обыденной жизни. Реальность Рождества, его абсолютное значение для человека европейской христианской цивилизации заслонилось суетой мегаполиса. И для многих дни Рождества сейчас — лишь повод посетить предпраздничную распродажу. Или просто длинные каникулы посреди зимы.

Художники Возрождения, открыв новые технические возможности масляной живописи, осваивали изображение реального мира во всех подробностях. В картинах на тему Рождества обнаруживаются не только кропотливо выписанные складки одежд по тогдашней моде богатых итальянских или голландских торговых городов, но и портретные черты конкретных людей – самих художников или их благодетелей.

Но, может быть, дело не только в стремлении к реализму. Все-таки человек эпохи Возрождения еще не отвергал Христа, и в целом его жизнь протекала в русле христианской традиции, несмотря на то, что именно в XV-XVI веках зарождается европейский рационализм. Может быть, так мастера эпохи Возрождения выражали движение своей души, которая тоже хотела поклониться Христу вместе с волхвами?

Но пройдет всего двести-триста лет, и рационализм обернется обыкновенным атеизмом, который породит нашу постхристианскую эпоху, где вера и неверие стали личным делом отдельного человека. И все больше праздничная нарядная толпа заслоняет новорожденного Младенца…



Новогодние и рождественские праздники – одна из самых популярных тем в мировом искусстве. Неповторимая атмосфера зимней сказки, ожидания чуда, семейного уюта, воссозданная в живописи к. XIX – нач. XX вв. , возвращает нас в эпоху великих перемен, так похожую на начало XXI в.



Одной из любимых тем русского художника Бориса Кустодиева были народные гуляния во время зимних праздников. Он часто изображает заснеженные деревни и провинциальные города, купцов и крестьян на улицах, ярмарки и балаганы. Кустодиев создал ностальгический художественный мир, пронизанный солнцем, радостью и праздничным настроением. Сюжеты его картин всегда сказочны, это и русская провинция начала ХХ в., и сказочная Русь без определенных временных и пространственных координат.





Датский художник Вигго Юхансен – профессор живописи, директор датской Академии художеств – часто писал сценки из семейной жизни. Одной из самых волшебных его работ можно назвать картину «Счастливое Рождество». Художник охотно прибегал к световым эффектам в картинах, написанных в темных тонах. И в этой работе на фоне темных силуэтов людей и теней в углах комнаты еще ярче и контрастней смотрится елка, сверкающая праздничными огнями. Это центр композиции, который выделен с помощью и цвета, и света. Блики от огней освещают завороженные детские лица, что создает волшебную атмосферу уютного семейного праздника.



Даже великая княгиня Ольга Романова – младшая дочь Александра III – писала картины, посвященные зимним праздникам. В императорской семье все дети обучались живописи, но только Ольга занималась ею профессионально. В 1920 г. ей пришлось эмигрировать сначала в Югославию, потом в Данию. Картина «Новогоднее угощение» была создана в 1935 г., вдали от родины, но в ней воссоздается традиционная русская атмосфера праздничного чаепития с пирогом, вареньем и самоваром.





Семейная атмосфера ожидания праздника запечатлена и на картине Сергея Досекина «Подготовка к Рождеству». На ней не видно елки и подарков, но в центре композиции – дедушка и внуки, которые готовят гирлянды и украшения для дома.

Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.
Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942).
Иллюстрация для журнала "Нива". Гравировал Шюблер


Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля


Рождественский базар.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.


Подготовительный рисунок к картине "Елочный торг". 1918
Кустодиев Борис Михайлович


Елочный торг.
Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98x98.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и "Елочный торг" – произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и "слышит" работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто "в некотором царстве, в некотором государстве". Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.

Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.

С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.

Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.

Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников "Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко". Белый город, 2003.


За ёлками


Возвращение с рождественской ярмарки.
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка


Подготовка к Рождеству.
Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.


Рождественская ёлка.
Корин Алексей Михайлович.1910 г.


Елка.
Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.


Рождественская елка.
Александр Моравов. 1921 г.


Новогоднее угощение.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.


День Рождества. В монастыре.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале "Нива"


Славильщики-городовые.
Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, масло


Славильщицы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Одесский художественный музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.
Ульяновский художественный музей


Городовые-христославы.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 - 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог


В погребке на святочной неделе.
Соломаткин Леонид Иванович (1837–1883). 1878 г. Холст, масло. 26,5x21,5.
Художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа Югры
Поступление: 2003 г.

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев - бродячих музыкантов. Талант - это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант - это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, - это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры


Христославы. (Дети старой деревни).
Федот Васильевич Сычков (1870 - 1958). 1935. Холст, масло. 63x83 см
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи


Со звездой.
Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.


Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина


Колядки в Малороссии.
Трутовский Константин Александрович (1826-1893). Не позднее 1864 г.
Русская живопись


Колядки.
Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.
Донецкий областной художественный музей
museum-painting.dp.ua


Катание на святках.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.

Какое блаженство, что блещут снега,
Что холод окреп, а с утра моросило,
Что дико и нежно сверкает фольга
На каждом углу и в окне магазина.
Пока серпантин, мишура, канитель
Восходят над скукою прочих имуществ,
Томительность предновогодних недель
терпеть и сносить - что за дивная участь...

(Белла Ахмадулина , декабрь 1974)

  1. (Художник-иллюстратор Александр Дудин, 1953 год.)

Я начинаю свой новогодний обзор живописи, посвящённой ежегодному празднованию Рождества и встрече Нового года с этой общей символической обобщённой иллюстрации для создания соответствующего настроения у читателя. Это не значит, что я буду показывать репродукции с обычными украшенными ёлочками и веселящимися вокруг них детьми и взрослыми, а постараюсь показать нечто небанальное, а оригинальное из этого набора картин на названную тему, которых, как оказалось не так уж много художниками написано. Если не собрать всю классическую библейскую серию картин, написанных великими мастерами прошлого, тогда и название и задачи нашего исследования были бы иными. Но есть современные оригинальные эксклюзивные сюжеты живописи, которые стоит выделить и показать, как отражение праздника Рождества и встреча Нового года.…

Я, естественно не могу в обычной своей манере оценивать рассматриваемую новогоднюю и рождественскую живопись с точки зрения врача, как старался делать в предыдущих обзорах, а попытаюсь обсуждать репродукции как обычный зритель и дилетант в искусстве. И вправе в своём настоящем обзоре подобрать нетривиальные сюжеты, редкие картины знаменитых художников и изображения неожиданные для некоторых авторов, картины с юмором и с эксклюзивными сюжетами. Но все они написаны по случаю Рождества либо Новогодних праздников, нередко совмещая оба торжества.

Например, совершенно необычную картину Сальвадора Дали, написанную для французского женского журнала "Vogue" (произносится вог , с фр.  - «мода») - женский журнал о моде , издаваемый с 1892 года издательским домом Condé Nast Publications , воспринимается как шутка гения.

Насколько я мог увидеть и понять, там показаны две части раскрытой арки в виде наклонившихся мужчины и женщины, из ртов которых на подвеске опускаются зелёные ёлочные игрушки – капельки или лампочки. Разделённые балясины выполнены как части лица человека. Выше видны ели с ярко и лучеобразно светящими огоньками…

  1. Рождественский дизайн Дали для "Vogue" 1946 года. Художник изобразил аллегорический новогодний пейзаж с метафорическими деталями декора и архитектуры…

Вполне естественно, что художники не могли обойти вниманием такие сюжеты, которые должны были быть переложены на холсты их волшебными кистями. Где ещё можно найти картины для весёлых изображений, сказочных, красочных, весёлых и фантастических по содержанию, как не во время рождественских и новогодних праздников?

  1. Это одна из старых немецких гравюр, на которой дети и сам Санта Клаус собрались у «дерева Клауса» (нем. Klausbaum). Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей».

Конечно, вряд ли найдутся картины великих мастеров прошлого, когда ещё не было традиций отмечать эти дни и рисовать их на картинах. Ведь первые упоминания о праздновании Рождества Христова в России, появились только в самом конце ХV1 века. А отмечать новый год с ёлкой и того позже.

  1. Картина неизвестного художника о встрече нового года в крестьянской избе до или в первые годы после октябрьского переворота.

15 декабря 1699 года Петр 1 издал указ о новом летоисчислении, в связи с чем, Новый год стали праздновать 1 января. Из-за увлечения Петра I Европой празднование Нового года начали проводить на принятый там манер. Торжества стали более веселым и ярким событием для русского народа. Опираясь на голландские традиции, люди стали украшать свои жилища хвойными ветками, которые должны были оставаться до Рождества Христова. У праздника Новый Год есть и свой главный герой – Дед Мороз, сказочный персонаж, также пришедший к нам из Европы во второй половине XIX века под именем Санта Клаус. В русской традиции у него появилась внучка Снегурочка.

В этот светлый праздник

В этот светлый праздник -
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.
- Хомяков Алексей Степанович (1804-1860)

Правда, ещё до деда Мороза и Снегурочки первым гостем, приходившим на Новый год, была Снежная баба или Снеговик, составленный из скатанных шаров свежего снега, обозначенных углем черт лица, морковкой вместо носа, ведра или кастрюли на голове, и метлы в руках из веток…

Во дворе с ним дружат дети.
Любит он мороз и ветер.
Не пойдёт: куда захочет,
И стоит с утра до ночи.
Он не ест, не пьёт, не спит,
А над ним снежок летит...
Жить в тепле он не привык.
От - га - да - ли? (Снеговик)

(Александренко Елена)

  1. "Снегурочка" (буквально, "девочка из снега").

Но художник Сергей Свиридов решил разнообразить компанию привычных снеговиков или Снежных баб и нарисовал Снегурочку в образе небольшого росточка снежной бабки в типичном облике из скатанных шаров свежего снега, выложенных угольками черт лица и пуговиц, морковкой вместо носа, красного ведра или кастрюли на голове (всё же, женщина!) и метлы в руках из веток… А из под ведра-шляпы торчит белобрысый «клок волос» из щепки или веточек веника…

Эта Снежная девушка – Снегурочка стоит во дворе подле наряженной ёлки и ждёт, когда поутру из окна появиться настоящая девочка и улыбнётся ей, воскликнув: - «С Новым годом, дорогая подружка!»

Другим гостем у нас будет Санта-Клаус, которого привёз

  1. художник Валентин Губарев на картине «Новогоднее». Художник, наделенный яркой индивидуальностью и особым, небанальным видением мира – с большим юмором рисует свои сюжеты. Один из которых демонстрирует прибытие Санта-Клауса, сидящего на детских саночках с подогнутыми ногами. Саночки тянет длинноносая не худая дама в широченном пальто и красной шляпе. Небось училка местной школы, которой педсовет поручил организовать встречу Нового Года. Дорогу ей указывает весёлый рыжий щенок, поворачивая к ней головку и советуя звонким лаем, куда двигаться дальше. Едет Санта по русской деревне с видимой вдали колокольней…

Иное видение Санта-Клауса предлагает нам в прекрасном изображении канадский живописец-самоучка Стюарт Шервуд, который очень любит рисовать всё, что касается рождественских праздников, не жалея ярких красных оттенков и юмора, как на этой картине без названия. Но мы и сами сможем её описать, как нам представляется:

  1. Вот он разлёгся в удобной позе в белых носочках с не причёсанной белой копной волос на голове и лице, продолжающейся в длинной бороде, на кресле с выдвижной подставкой для ног, и внимательно читает список подарков и адресов, что и куда ему предстоит всё это доставить к Новом году. Согласно рекомендациям в книге «Очень хорошие мальчики и девочки», лежащей рядом с Тедди на полу.

  1. А на этой весёлой картине американского популярного художника Нормана Роквелла, нарисованной им в 1939 году, Санта-Клаус, сидит на стремянке у карты мира и также читает список «очень хороших» детей, и разрабатывает свой маршрут на рождественскую ночь. Кстати, за его картинами охотятся многие коллекционеры. А на аукционе Christie’s в 2007 году за их подборку выручили 2,5 миллиона долларов (иллюстрация украсила обложку журнала The Saturday Evening Post). (Мы ещё встретимся с этим художником по ходу повествования).

Теперь можно познакомиться и с образами русских Снегурочек, которые прижились только в России на картинах русских художников. И среди них первая Снегурочка на одноимённой картине В.М. Васнецова, нарисованной им ещё в 1899 году.

  1. Снегурочка – дочь Весны и Мороза - любимый сказочный персонаж Рождественских праздников, хотя в либретто оперы о Рождестве и Новом Годе не сказано, а раскрывается трагическая любовная история Снегурочки и пастуха Леля и её гибель от лучей Ярило - Солнца, за то, что познала любовь не будучи человеком. Тем не менее, Васнецов нарисовал свою картину под влиянием сказки « Снегурочка » и созданной по ней оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова (1881 г.), написанной, в свою очередь, по одноимённой пьесе Александра Островского (1873 г.).
    На картине, как в декорациях оперы - сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Ее шубка, рукавицы, шапка вобрали в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане - все в картине показано достоверно с необыкновенной точностью кисти большого мастера – певца русской природы.

  1. Михаил Врубель представил свой образ «Снегурочки», (1890). Картина написана в манере постимпрессионизма. Прототипом образа Снегурочки, его Музы (как и Морской Царевны и Весны), всегда была его жена, актриса Надежда Ивановна Забела. На протяжении всей супружеской жизни она была для художника загадкой со свойственной ей притягивающей силой.

В облике Снегурочки художник показал заснеженные распущенные локоны девушки, сверкающие крупные снежинки на них, как драгоценные украшения. В её всегда нравившемуся ему лице, запечатлён томный, слегка удивлённо отстранённый, взгляд и ещё ощущается некоторая детскость в сомкнутых губах. Покрытые снегом еловые ветви отбрасывают узорчатые тени с синеватым оттенком. Как хозяйка сказочного леса, Снегурочка-кудесница не боится холода и мороза и её детские, нежные оголённые кисти так и хочется спрятать в муфту либо надеть на них варежки…

Но и эта картина, как и предыдущая только своим наименованием относится к Рождеству или Новому Году, символизируя их приход и наш обычай их обобщать.

Но мы отвлеклись на персон новогодних торжеств и забыли купить ёлки! Немедленно отправляемся на ёлочные базары, чтобы успеть приобрести этот важный и красивый атрибут новогоднего праздника. Вот одна из таких такую картин Генри Манизера. И жаль было бы её не показать, ибо на ней вся широта и характер русской души, длинные шубы женщин и тулупы мужчин, платки и зимние меховые шапки, гомон и безудержное веселье на лицах.

  1. Генри Манизер "Ёлочный торг". Как написано в сноске под картиной – «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А КАКИЕ Ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. На Театральной площади, бывало, - лес».

И ещё один ёлочный базар, нарисовал провинциальный русский художник Александр Букчури:

  1. Бучкури Александр Алексеевич (1870 --1942) в 1906. На этом базаре более спокойная публика, очевидно, из богатых семейств, с чадами выбирает приглянувшееся им деревцо и другие атрибуты для украшения ёлки и дома. Товар расставлен вокруг по отдельности, чтобы покупатель мог оценить красоту ёлки, приём они уже укреплены на крестовинах. Покупай, вези домой и сразу ставь на приготовленное заранее место в комнате.

А теперь все на «Елочный торг», нарисованный десятью годами позже. Б.М. Кустодиев, к сожалению, уже был прикован к креслу из-за нарастающего паралича ног…

Народные праздники и гуляния были одной из любимых тем художника. А Рождество, конечно, занимало в его творчестве особое место. На картине изображено то, что бывает где-то в России в предновогодние дни. Толпы покупателей, повозки с заряженными в них лошадьми, красавицы ёлки, несомые к саням. Продают ёлки для украшения дома, для забавы детей, для праздничного настроения, для не лёгкого, но увлекательного процесса обряжения ёлки, чем занимается вся семья, как это показано на следующей картине.

  1. Борис Кустодиев. «Елочный торг», 1918 год. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко.

Помню прежний ажиотаж с покупкой ёлки заранее и временном её размещении на балконе. А также ящики старых игрушек, вытаскиваемых из шкафов, комодов, снимаемых с антресолей. Появление новых, особенно немецких, отличавшихся прекрасной расцветкой и невесомостью материала… Запахи старой ваты, игрушек, особенно мягких, впитавших и сохранивших их, следы конфетти или всяких порошков и хруст разбитых осколков под ногами, которые будут подметаться, но уже не исчезнут до конца новогодних праздников…

Рождество
Мой календарь полу-опалый
пунцовой цифрою зацвел;
на стекла пальмы и опалы
мороз колдующий навел.
Перистым вылился узором,
лучистой выгнулся дугой,
и мандаринами и бором
в гостиной пахнет голубой.
- Владимир Набоков , 23 сентября 1921, Берлин

  1. Cергей Васильевич Досекин - Подготовка к Рождеству, (1896). На картине ещё не видно елки и подарков, зато семья собралась, чтобы сделать гирлянды и украшения для дома. Это же не то, чтобы пойти в магазин и на ёлочном базаре игрушек выбрать те, что по душе или по заказу малышей, фантазии которых порой превышают возможности и торговых сетей и родителей. И в этом часто виновата реклама. Вроде этой:

На рекламном полотне, в данном случае картины американского художника Ники Боэма, предлагается посмотреть, как лучше расставить и украсить всё в доме на его разрезе в серии ярких и красочных картин: «КРАСИВАЯ ЗИМНЯЯ СКАЗКА ОТ НИКИ БОЭМ (NICKY BOEHME)».

  1. «Зрители», очарованные показом интерьера уже собрались и готовы подписать пресс-релиз с рекомендациями для потребителей и торговых сетей. Все в восторге! И пингвины, и белка, и кошка с собакой, а также газель…Люди ещё не собрались, а младшие наши братья уже почуяли и примчались пораньше.

Ёлку украшают и в одиночку, если что не сложилось или перед венцом в подвенечном белом платье, как надето на этой очаровательной девушке с грустным, как мне представляется, лицом. Хотя печаль бывает и спокойная, временная. И завтра её лицо, возможно, озарится весёлой радостной улыбкой, а в глазах отразятся ёлочные радужные огоньки…


  1. Алексей Михайлович Корин - Рождественская ёлка, 1910 г.

Но бывает и грустное украшение ёлки двумя одинокими женщинами, возможно матерью с непутёвой или брошенной (разведенной) дочерью, у которой в руках платочек, возможно, она плачет...

  1. Йожеф Рипль-Ронаи. «Зимний вечер. Украшение ёлки» 1910. Одна из женщин готовит ещё одну свечу, прикрепляя её к ёлке. Её лици грустное и задумчивое, ибо она переживает ещё более грустное состояние второй женщины, сидящей за столом и закрывшей лицо руками. Такое состояние обозначается термином "Facepalm" (англ. face - лицо , palm – ладонь). Это - физический жест - «лицо, закрытое руками», которое является проявлением разочарования, стыда, уныния, раздражения или смущения». Этот жест иногда называют «рукалицо» или «челодлань»)…

    Я впервые встретился с такими терминами… Значит, - это её взрослая дочь, её ребёнок, ибо под картиной имеется такая запись -" Ребёнок -фейспалмит"… Может быть. С автором не спорят.

И на следующей картине этого же венгерского художника снова такая же мрачная обстановка в рождественский вечер на которой одна, более молодая женщина, что-то пишет на открытом секретере. Более пожилая, возможно мать, стоит в ожидании в расстроенных чувствах и ждёт, когда письмо будет закончено. Обе одеты в пальто и шляпы и собираются выходить из дома. У пожилой дамы вроде в руке палка для опоры при ходьбе…

  1. Йозеф Риппль-Роне. Рождество. 1903.

На тумбочке в глиняном горшке на фоне ковра скромно украшенная небольшая ёлка. По бокам две незажженные свечи под бардовыми абажурами… Не у всех праздники проходят весело и беззаботно.

Рождественский романс …
Твой Новый год по темно-синей
Волне средь моря городского
Плывет в тоске необъяснимой,
Как будто жизнь начнется снова,
Как будто будет свет и слава,
Удачный день и вдоволь хлеба,
Как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.
(Иосиф Александрович Бродский (1961)

  1. Эдвард Мунк «Рождество в борделе», 1904.

Картина «Рождество в борделе» знаменитого и талантливого норвежского художника Эдварда Мунка в стиле экспрессионизма была завершена в 1904/05 гг. и размещена в Музее Мунка в Осло. Картина создана в трудное время для Мунка. В результате различных треволнений, Мунк страдал тревожными психическими состояниями, с которые он пытался справиться с помощью алкоголя и наркотиков. Ему приходилось периодически лечиться в психиатрической клинике.

Посещение борделя в Любеке, под Рождество, вызвало у него состояние «легкой меланхолии" в силу впечатлительности от ситуации, когда «рабочие» девушки в только что закончили украшать елку. Нарисованную им картину он считал ироничной, сентиментальной и безобразной. Проституция была излюбленной темой Мунка, и позднее он создаст целую серию картин, The Green Room.

Но мы снова отвлекаемся от основной задачи – подготовится к встрече нового года, а игрушки ещё не все развешены на многочисленных ёлках. Часть из них лежат на столе, что изображено на картине современной художницы Т.В.Бессоновой.

  1. Бессонова Тамара Владимировна "Новый год", 1955

Из-под маски печального Пьеро видны красивые ёлочные лапы, а между ними и маскарадная красочная, вся в блёстках, маска, и более простая у ног мартышки. И веера к маскам для маскарада и разные крупные шары, на которые с удивлением загляделся маленький Петрушка на переднем плане…

  1. Неизвестный художник представил "Праздничный другой стол подарков для девочки"к рождеству, (1840). “Table of Christmas Gifts for a Girl,” unknown artist .

У девочки - куклы, сидящей за столом, на фоне скудно украшенной ёлки, видно немного предметов, возможно, подарков. Там жёлтые ботиночки, белая блузка с синим пояском, гирлянды из розовых бумажных цветов, корзинка яблок и вазочка… Ботиночки, действительно для девочки, но её на это странной картине заменяет кукла… Что хотел с казать автор. Спросить не у кого, так как он нам не известен.

А если игрушек на представленных доселе картинах всё же мало, то магазины ещё открыты и метро ещё работает и выглядит оно примерно так, как нарисовала их Наташа Виллон: Эскалаторы переполнены, едва вмещают всех покупателей с кульками, пакетами, детей с игрушками в руках. Все спешат домой, чтобы успеть нарядить ёлку и приготовить вкусности и наряды. Началось Рождество и скоро наступит Новый год… Картина новогоднего метро наполнена шумом, движением. Все в возбуждении и юмор виден в каждом из пассажиров, спускающихся в метро по эскалатору. Шляпка - колпак почти опустилась на лицо девушки, а из-под фуражки – «аэродрома» чётко вырисовываются только чёрные усики. Два батона, как уши зайца подчёркивают лицо женщины в чёрном платочке, стоящей с закрытыми глазами и не боящейся упасть из-за страхующей плотности толпы…Смешная девочка с большим мишкой улыбается темнокожему мелкому юноше с большими лыжами.

Скоро эскалатор освободится от знакомых уже нам людей, которые разойдутся в разных направлениях. А другие заполнят лестницу-чудесницу, пока не иссякнут окончательно…

  1. Художник Наташа Виллон, «Предновогоднее метро»

Иной раз бабушка, у которой больше свободного времени, пока все ещё на работе или в школе, начинает украшать ёлку самолично, глядя на игрушки и вспоминая каждую, как она называется и куда её надо будет подвесить… Возможно, что бабушка вдруг начинает вспоминать рождественские праздники или встречу нового года в свои молодые годы. И игрушка в её руке задерживается пока не пройдёт калейдоскоп эпизодов или конкретных лиц из воспоминаний далёкого детства или молодости… Не будем ей мешать.

  1. Егор Зайцев "Рождественская ёлка", 1996

Хочется надеяться, что другая бабушка, где-то в Украине, предварительно всё подготовила из угощений к приезду внуков и детей. Во всяком случае, при взгляде на столы, расставленные на кухне и на то, что на них наставлено, слюнки сами текут, а попробовав, пальчики оближешь. Известно, мне уж точно, что украинские булочки, пампушки, вареники с чем угодно – самые вкусные. В макитрах протёртый мак и кутья, Под рушниками – ломтики или кусок сала, зажаренный поросёнок в сметане с хрустящей корочкой, а в банках различные разносолы. В общем, всего не перечислишь, но, судя по картине, всё заботливой бабушкой предусмотрено и готово к подаче на стол.

  1. Надежда Полуян–Внукова (Украина) –«У бабушки перед Рождеством».

То же сделала и Великая княгиня Ольга Александровна Романова, ставшая художницей в советской России. На своей картине она тоже приготовила новогоднее угощение и праздничный стол, накрытый под разукрашенной ёлкой, готов к приёму гостей.

  1. Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра императора Николая II) "Новогоднее угощение". (1935).

В императорской семье всех детей обучали живописи, но только Великая княгиня Ольга (младшая дочь императора Александра III) стала достаточно известным художником.

Мне кажется, что краски на картине блеклые. Они либо выцвели от времени, либо у княгини не было возможности купить лучшие. Ведь она была лишенкой в советские времена и уже не была княгиней…

А теперь можно приглашать гостей и начать отмечать Рождество и наступление Нового года, что и нарисовал художник А.Ф. Чернышов.

  1. Сцены из семейной жизни императора Николая I.
    Рождественская ёлка в Аничковом дворце.
    Художник Чернышев А.Ф.

На картине женщины в нарядных бальных платьях, мужчины во фраках и мундирах, дети в изысканных и модных по возрасту платьицах и костюмах. Ёлки в зале украшены, а на потолке - огромные люстры. Всё торжественно и чинно, ибо чувствуется присутствие царственных особ либо членов его семьи, а то и самого императора России.


    Чарльз Грин (?). "Рождество бывает только раз в году", (1896). Charles Green, “Christmas Comes But Once A Year,”

Богатая семья. Рождественский ужин (другое называние картины). Гостей обслуживает горничная или стряпуха (кухарка, повариха) в чепце и переднике. Она приносит блюдо с дымящейся запеченной индюшкой, к которому привлечены взоры гостей. Хотя некоторые равнодушны и заняты беседой. Стоит, очевидно, хозяин и следит за порядком на столе и в обслуживании…

Это всё, что я смог узнать об этой картине, причём показанной в интернете неоднократно. Даже о художнике не удалось найти никаких сведений, кроме имени, но картина отвечает замыслу описания избранной темы.

  1. Вигго Юхансен «Счастливое Рождество» (1891) Вигго Юхансен. «Счастливое Рождество», 1891 год. Музей HIRSCHSPRUNG.
    Не устоял перед соблазном изобразить Рождество и датчанин Вигго Юхансен - представитель группы «Скагенские художники» и директор датской Академии художеств.

Ярко светит в затемнённой комнате наряженная красавица ёлка. Вокруг неё мамы или старшие сёстры детей устроили хоровод, в котором все участники, взявшись за руки, танцуют, водят хоровод и поют на датском языке…



Итак, новогодние и рождественские дни наступили и продолжаются. По ходу торжеств возникают новые или вспоминаются всяческие недоделки и заботы. Как, например, эти две очаровательные девчушки (а м.б. старшая – это нежный мальчик – зритель разберётся) решили зажечь дополнительные декоративные ароматные свечки под ёлкой на крыше красивого средневекового замка. Либо установить на башне флажок…

  1. Felix Ehrlich «Christmas», (1889).«Рождество» Феликс Эрлих (1866-1931) немецкий художник прекрасно и тонко нарисовал эту нежную детскую картину. Какое приятное и красивое лицо у старшей девочки (мальчика?), нежно - розовое, белые ручки, вся она в естественной позе. Как и младшенькая, застывшая от впечатления и с вниманием смотрит, что делает сестра. Я тоже смотрю и не могу оторваться от этих очаровательных деток…

«Деревенщиной» считали Карла Улофа Ларссона некоторые его критики за его тягу к изображению сельских сюжетов. (Carl Olof Larsson, 1853- 1919). Шведский художник и автор фресок, картин маслом и акварелей, считающийся одним из самых почитаемых шведских живописцев. Мать Ларссона была прачкой, а отец - простым рабочим.

  1. Carl Larsson вырядил девочку в явно сельский наряд в типично народном стиле. Эта цветастая блузка и ярко красный передник на чёрной юбке очень подходят к такой же цветной шляпке, лихо надетой на головку красавице –подростку, что залюбоваться ею невозможно. Не зря её поставили на стул, наверное, не для пустого разглядывания, а для исполнения стихов или песни. Хотя, кажется, она прикрепляет свечку к веточке ёлки. Но девушка при этом стесняется и, покраснев, опустила головку…

На другой картине того же автора паренёк в колпаке Санта-Клауса и в смешных великоватых ботинках то ли добавляет игрушки, то ли зачитывает текст, а одна из старших девиц или мама смотрит и внимает пацану. И Карл Ларссон восклицает в своей картине:

Now it´s chirstmas again! Теперь это снова Рождество!

Дети спать пораньше лягут
В день последний декабря,
А проснутся старше на год
В первый день календаря.
Год начнется тишиною,
Незнакомой с прошлых зим:
Шум за рамою двойною
Еле-еле уловим.
Но ребят зовет наружу
Зимний день сквозь лед стекла -
В освежающую стужу
Из уютного тепла.
Добрым словом мы помянем
Года старого уход,
Начиная утром ранним
Новый день и новый год!

(Дети спать пораньше лягут... С. Маршак)

  1. Дети рано утром, даже ещё не одевшись, притаились у двери комнаты, где стоит наряженная ёлка, выглядывая, нет ли под елкой мешочка с подарками…

Американский художник Генри Мослер на картине «Рождественское утро» (1916) изобразил момент предвкушения удовольствия и волнительного ожидания от возможного получения привычных и долгожданных подарков от Санта-Клауса, который никогда не забывает о них. Он и не забудет!

Не зря же он охраняет предутренний предновогодний сон девушки на картине другого американского художника, любуясь ею и безмятежным выражением её лица…

  1. «Санта Клаус», (1921). Работа американского художника и иллюстратора Нормана Роквелла.

Мудрый, добрый Санта-Клаус пощипывает бороду и внимательно присматривается к выражению лица и прислушивается к дыханию спящей девочки, пытаясь разгадать её сон и загадать её будущее. А на её красивом и нежном лице просматривается лёгкая добрая улыбка. Наверное, сон из приятных, какими часто бывают утренние сны, когда совсем не хочется просыпаться…

Ещё одно рождественское утро в многодетной семье.


  1. Фердинанд Георг Вальдмюллер «Рождественское утро», (1844). Бельведер, Wien. Отец, мать, бабушка, ещё семейная, возможно бездетная пара, - все заняты семью (я больше не насчитал) детьми разного, но близкого возраста, которые ещё не совсем одеты, но уже активны, веселы и жизнерадостны. Это настроение передаётся взрослым и доставляет им радость и удовлетворение в это светлое праздничное рождественское утро.

На другой картине этого же мастера, показана весёлая мизансцена приезда всей семьи с внуками к бабушке с рождественскими поздравлениями и подарками

  1. Норман Роквелл рисует бурный и шумный момент прихода семьи к бабушке, живущее отдельно. И внук кричит во весь голос: Мы приехали, бабуся! С рождеством! Мы приехали на нашем новом Плимуте! Merry Grandma… We Came in Our New Plymouth! (Картина нарисована в 1951г.)

Мне кажется странным количество подарков, но нам не известен состав семьи бабушки…

А на посошок несколько картин анималистов, изобразивших моменты полготовки кошек к новому году.

  1. Картина талантливого продолжателя династии художников Нефтекамска - Александр Мохов, 2005 год.

Автор картины рассказывает о любопытной рыжей кошке с белыми пятнами на морде, раскачивающей лапой большой шар, висящий на ёлочных «лапах», вставленных в вазу. Кошка любуется меняющимися бликами цвета на нём при вращении шара. На столе – остатки трапезы с апельсиновыми корками, горящей свечой в бокале и фужер. Недалеко - тёмная бутылка вина.

  1. И. Демина "Новогодний стол" из альбома «Скоро Новый год» 2013. Современная молодая художница. Родилась в 1988 году. Её картинку набедокурившего хитрого и безмятежного грязно-серо-коричневого кота трудно не заметить и не оценить. Оставив на праздничном столе свои объедки, аккуратно сложенные на тарелках, он лежит в безмятежной позе, подперев голову лапой, нагло смотрит на ошеломлённую хозяйку, ожидая от неё взбучки, но продолжает посасывать из рюмки вино, думая: «А, что уж будет, то и будет!». Мол, не впервой… Мяв на них на всех….

    Милые и забавные котята очень небрежно обращаются с куклой, содрав с неё паричок с косой полулёжа на ней… Да и ёлка едва видна, так как на мизансцены сюжета – котята.

    Но уже на часах полночь, а это значить, что Новый Год уже наступил и нам следует это отметить как положено с бокалом шампанского в руке, что нам помог сделать на последней картине, предложенных вашему вниманию:


    1. Работа известного всему миру художника - иллюстратора Инге Лёёк. Инге Лоок – известная в Финляндии художница, прославившаяся веселыми тетушками-леди, а в русском переводе - старушками-хохотушками. Картины с их изображениями давно уже поселились в социальных сетях. Вот и на этой картинке, тётушки, приклеив усы, отметили тортом и рюмочкой шампанского наступление Нового Года…

    Что я вам всем пожелаю это сделать, когда огненный (или «жареный») петух – символ будущего 2017 года, вас клюнет в...