Волшебные сказки с давних времен являются неотъемлемым элементом культуры и творчества любого народа. В каждой стране есть свои сюжеты для них, свои добрые и злые персонажи. Для нас одной из любимых героинь является Василиса Премудрая из сказки «Царевна-лягушка». Для многих поколений детей она стала символом доброты и ума, заботливости и скромности. Описание Василисы Премудрой сопровождается множеством ярких эпитетов и представляет собой воспевание красоты и величия исконно русского женского характера.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка» и ее главная героиня

Сюжет сказки «Царевна-лягушка» известен всем с малых лет. Василиса Премудрая - это волшебница, заколдованная своим отцом, за то, что превзошла его в искусстве колдовства. В сказке она становится невестой, а потом женой Ивана-царевича. По мере развития сюжета девушка проявляет свое мастерство, выполняя приказы царя: выпекает хлеб, искусно ткет шелковый ковер (или в других вариантах - рубашку). Впечатляет и описание Василисы Премудрой на пиру, где она превращается в сказочную красавицу и изумляет гостей своим волшебным искусством.

Иван, желая, чтобы его жена всегда оставалась в облике царевны, сжигает лягушачью кожу. После этого Василиса исчезает. Чтобы вновь обрести свою любовь, царевичу приходится пройти через множество опасностей и, главное, сразиться с отцом своей жены, Кощеем Бессмертным. Конец у сказки счастливый - Иван и Василиса преодолевают все трудности и оказываются вместе навсегда.

Чем же привлекательна Василиса Премудрая? Русская народная сказка - это не только плод фантазии, но и отражение реальной жизни людей. Помня об этом, можно проследить в образе Василисы наиболее ценные женские качества для русского народа.

Внешность главной героини Василисы Премудрой

Интересно, что о внешности главной героини в сказке практически ничего не говорится. дается читателю с помощью характеристики ее действий и слов. Лишь на царском балу героиня изображается писаной красавицей. Но и это описание является вполне типичным для большинства волшебных сказок.

Это лишний раз подтверждает, что образ Василисы Премудрой является собирательным, обобщающим. Более того, для сказки гораздо более важным оказывается изображение не внешних, а внутренних достоинств героини.

Черты характера Василисы Премудрой

Не из-за красоты, но из-за характера любима Василиса Премудрая. Сказка подчеркивает, что не яркая внешность (казалось бы, что может быть безобразнее лягушки) и не богатство («конкурентками» девушки во дворце были боярская и купеческая дочери) приводит героев к счастью. А понимание и желание быть вместе.

Характеристика Василисы Премудрой из сказки дается через ее поступки. То, как она утешает Ивана-царевича, с каким мастерством выполняет задания царя, как ведет себя во время пира, говорит о ней лучше любых описаний. В ее характере сочетаются одновременно глубокий ум и величественная простота русской души, гордость за себя и скромность.

Многие спрашивают, почему Василису называют Премудрой? На самом деле, этот эпитет подходит ей как нельзя лучше. Дело в том, что она в совершенстве освоила волшебные премудрости и даже превзошла в этом своего отца, могущественного колдуна. Характерно и то, что в сказке ее называют так в те минуты, когда она трудится, проявляет свое мастерство рукодельницы, хозяйки или волшебницы. К тому же героиня обладает способностью даже в самых трудных испытаниях сохранять спокойствие и принимать верное решение.

Почему Василиса превращена именно в лягушку?

Часто возникает вопрос о том, почему именно в лягушку была превращена Кощеем Бессмертным Василиса Премудрая. Сказка не дает прямого ответа на него. Однако разные исследователи предлагают свои варианты.

К примеру, можно вспомнить, что одним из ведущих художественных приемов в сказке является антитеза, противопоставление (к примеру, добро и зло, день и ночь, живая и мертвая вода, красота и безобразие). Уже имя героини - Василиса - говорит само за себя. С греческого языка его можно перевести как царственная, возвышенная. А с другой стороны, что может быть более непривлекательным и приземленным, чем лягушка, живущая на болоте.

Образ Василисы в других русских сказках

Описание Василисы Премудрой можно найти не только в сказке о царевне-лягушке. Она изображается и в других произведениях русского народа. Например, можно вспомнить сказку о Василисе и Бабе-яге. Сходный образ выступает под именами Марьи Моревны, Елены Прекрасной и Марьи-царевны. Все эти героини обладают мудростью и волшебными знаниями, в частности способностью перевоплощаться. Это позволяет отождествить их.

Сказка - ложь, да в ней намек

Максим Горький называл Василису одним из самых совершенных женских образов, сотворенных фантазией русского народа. Сколько прекрасных качеств она в себе сочетает, воспитывая и напутствуя все новые подрастающие поколения. Но вспомним, что изначально сказки писались вовсе не для детей, а для взрослых. Не исключение и те, в которых есть Василиса Премудрая. Русская народная сказка с присущей ей мудростью и поэтичностью напоминает нам о том, какова истинная роль женщины в семье - быть помощницей и поддержкой своему мужу.

Также мы узнаем, какие качества издавна ценились на Руси. Ум и скромность, заботливость и доброта, мастерство рукодельницы и хранительницы домашнего очага, объединяясь, порождают истинную мудрость и красоту. И образ Василисы Премудрой в полной мере сочетает все эти прекрасные качества.

Василиса:

Телефонный звонок на фирму:


я: - она в банке.
Х: - тогда ген. директора.
я: - он в пробирке.

Василиса:
Работаю на ювелирном производстве. Поясняю: все изготовленные изделия проходят "пробирный надзор" в Пробирной палате; коротко - пробирка.
Телефонный звонок на фирму:

Х: - алло, будьте добры главного бухгалтера.
я: - она в банке.
Х: - тогда ген. директора.
я: - он в пробирке.

Звонивший явно не мог сопоставить услышанное с моим серьёзным тоном.

"23-летняя фотомодель из Воронежа Василиса Эминбейли обратилась в полицию с заявлением о краже. По словам девушки, кто-то вскрыл ее автомобиль "Порш-Кайен" с воронежскими номерами, и украл из бардачка 82 тысячи евро, 30 тысяч долларов и 30 тысяч рублей."

А я еще переживаю за панельку от Пионера в подлокотнике...

Василиса Кощеевна:Как спать с бабами на первом свидании, так пожалуйста, а как флешку поставить в свой комп, так ой... нет...вирусы же!!!
Эрликон: Contex + NOD32 = долгая счастливая жизнь:-)

Аксиома семейной жизни: При верном выборе Иванушки, каждая жаба - это
потенциальная Василиса Прекрасная.

Следствие аксиомы семейной жизни: Каждая Василиса Прекрасная при наличии
Иванушки - это потенциальная жаба.

Мои знакомые очень хотели мальчика и даже имя ему придумали - Вася,
но бог им подарил девочку.
Девочка у них получилась прелестной и назвали они ее Василисой по
паспорту, а так звали Васей.
И вот едет однажды зимой Василиса со своей мамой в автобусе, а напротив
сидит бабулька. Волосы у Василисы под шапкой. Бабулька, растроганная
созерцанием прелестной Василисы, произносит:
- Ой, какой красивый мальчик.
Василиса ей обиженно:
- Я не мальчик, я девочка
Бабулька смущенно:
- Ой, какая красивая девочка. И как же тебя зовут?
Василиса уже довольная отвечает:
- Вася!

Вышла Василиса-прекрасная в чисто-поле, два раза топнула, три раза
подпрыгнула, через себя перекувырнулась, ударилась о землю и..........
ВЫРУБИЛАСЬ! Больше не будет Василиса курить травку с Лысой горы.

Василиса - Почему я такая красивая, умная и конвергентная, а у меня до сих пор никого нет?

Если бы ты вместо слова «конвергентная» написала, что хорошо готовишь и любишь заниматься сексом, у тебя бы уже кто-нибудь был.

25.06.07 06:26 Марта: к тебе пристают три дамы: Василиса прекрасная, Шахеризада иБелоснежка-кто тебе подойдет больше как сексуальный оьъект?
25.06.07 06:32 nevermind: Negativ
1. Василиса - женщина обладающая навыками остановки коней, вхождения в горящие избы и прочей брутальщины, к тому же умна и в постели может задавить как силой так и интеллектом.
2. Шахерезада - слащава как все восточные женщины, хитра и по определению динамщица, поскольку вместо секса будет рассказывать сказки...очень долгое время. Есть опасность склеить ласты от спермотоксикоза.
3. Белоснежка - абсолютно тупая особа, непригодная даже для домашней работы, поскольку за нее все делали гному и к тому же обожающая групповуху при участии не менее семи мужчин. Есть риск остаться голодным, холодным, необстиранным и не дождаться своей очереди на секс

Восседая на златом троне с гребнем, усыпанном жемчугом, старшая из трёх сестёр расчёсывала густые русые косы. Ея ратники, в кольчугах и чешуе горевших серебром, на закованных в златую броню, пылавшую жаром конях, вооружённые неописанной красоты мечами и саблями, стягивались из-за горизонта, подобно морскому штилю. Со всего Сибирского царства стягивались дружины, формируя бесчисленное и бессмертное войско.

Рядом с ней на серебряном троне восседала средняя сестра, она была облачена в кольчугу и вращала в руке искусной работы царский меч. Ея Орда была также облачена в кольчугу, только вооружена она была луками, ятаганами и острыми копьями. Во лбу средней сестрицы горел месяц и сиял он так ярко, аж глазам смотреть было больно. Она махнула рукой и пред ней, словно из земли выросли четверо ордынцев.
- Со всего Казанского царства пришла Орда - доложил первый.
- Тобольск прислал последнюю дружину - молвил другой.
- Янычары изъявили желание идти в бой первыми, ибо они элита всех царств - изрёк третий.
- Катафракты вашей сестры Василисы Прекрасной готовы и ждут приказа - принёс весть четвёртый.
Все стоявшие перед ней низко поклонились и царица, махнув рукой, отправила воинов обратно туда, где они находились.

На троне из красного древа восседала младшая сестра, царица Астраханская. Её катафракты сверкали в лучах солнца, длинные пики и тяжёлые сабли жаждали крови. В ярком алом сарафане и с тугой длинной косой, молодая царица протянула белу ручку к сестре средней, нежно взяв её запястье.
- Катафракты, Орда, дружина и янычары построены, против нас идут лучшие рыцари со всей Европы, мы примем на себя основной удар, придётся защищать Русь, ведь она отделяет наши земли от Великого Княжества Литовского. Может скатерть-самобранку расстелить? - говорила Василиса Прекрасная средней сестре.
На что та отвечала ей.
- Ах ты дорогая моя сестрица, краса ты моя ненаглядная, я позавтракала в Тобольске, отстояла обедню в Казани и теперь смотрю вместе с тобою на волну неприятеля лютого, который сам веры христианской, вознамерился огнём и мечом искоренить тех же христиан, якобы у нас колдовство и еретики. Ну разве это не полнейшая ересь? - усмехнулась Василиса Премудрая и из ея рукава вылетели два лебедя, один белый, а другой чёрный.
Они взметнулись в небо к солнцу.
- Сестрицы мои родные, сестрицы мои румяные, сладкие прянички мои, давайте после битвы соткём на скорость ковры из нити солнечной, при этом гуляя по воде, кто будет первой, та получит лазурный пояс сотканный из воды и снега, кто вторая, та ленту для волос из льна и серебра. - старшая Василиса Микулишна заставила сестёр отвлечься от бесед душевных и устремить взор на врага, который приближался.

На горизонте в латах двигалось огромное число рыцарей со всей Европы. Тамплиеры, Тевтонцы, Ливонцы, Пурпурные носороги, Алые львы, все двенадцать Орденов приближались к бессмертному войску трёх Великих царств. Они держали в руках мечи и крестились. Над ними возвышались кресты, хоругви, флаги, стяги, знамёна, они несли Истинную веру на Русь, вознамерились крестить её второй раз и навсегда положить конец господству троецарствия! Затрубили горны, туча стрел взметнулась в небо, затмив над врагом солнце и градом обрушилась на него. Рыцари закрылись щитами, но тысячи полегли наземь от калёных стрел. Тысячи грозных пушек, стоя в несколько рядов, разорвались громом, обрушив огонь на неприятеля. Литовцы, германцы, французы, итальянцы, испанцы, португальцы и предатели из земли русской остановились, попятились назад, но приказ генералов, шедших сзади, заставил двигаться вперёд. Самый мощный орден понёс самые огромные потери, он колебался идти на врага. Дальше с трона поднялась Василиса Микулишна и махнула платком. Огненный дождь с неба обрушился на рыцарей и те горели, заживо сгорали в адских муках. Следом за ней встала Василиса Премудрая и устремила небесный пугающий глубиной взор на врага. Земля провалилась под ногами, разверзлась и проглотила несчастных. Ужас и паника сковали отважных воинов Христа. Третья сестра Василиса Прекрасная взмахнула рукой и кобры обвили многих и прокусили их латы, отравляя смертельным ядом. Дальше в бой пошли янычары, войско из самых разных народов, в прошлом дети из новых земель, самые лучшие и опытные солдаты трёх царств. Они взлетели в небо и сверху обрушились на рыцарей. Ассасины двумя мечами рассекали сразу пятерых-шестерых неуклюжих рыцарей, они были самыми ловкими и быстрыми воинами Астраханского царства. После за янычарами лавиной обрушилась Орда Казанская, снося головы и топча под копытами неприятеля. Закрытые щитами и выставив острые пики, рыцари Великого Княжества Литовского поставили заслон вражеской кавалерии, испанские конкистадоры из мушкетов произвели запал, скосив первые ряды и французские орудия отгремели залпом. Но Орда сумела подмять под себя сей заслон и обратила рыцарей в бегство. Следом ратники царства Сибирского и ратники царства Астраханского, под ногами которых земля дрожала, подобно цунами накрыли армию Запада. Не в силах сдержать натиск многократно превосходящего противника, жалкие остатки былой армии устремились наутёк. Впереди лежали земли Великого Княжества Литовского, через несколько часов Орда взяла Киев.

На высоком холме стояли золотой, серебряный и деревянный троны. Три царицы судили генералов, стоявших пред ними на коленях. Простых рыцарей было велено отпустить, всего пленных набралось несколько тысяч.
- Мы забираем себе Киев и он войдёт в состав царства Астраханского. - говорила речь Василиса Микулишна.
- Пленные рыцари вернутся домой, вы будите, господа генералы, проданы каждый за тонну золота и сто пудов пряностей. - Василиса Премудрая сверлила их взглядом, кто плакал, кто бледен был, а кто и вовсе лишился чувств.
- Западная граница от Балтийского до Чёрного морей будет на замке, птица не пролетит, мышь не проскочит. На сей границе будет стоять самая крупная армия со всех трёх царств - сверкнула очами Василиса Прекрасная.
Суд был завершён. Царицы решили остаться и лично обустраивать присоединённые новые земли.

Поздней ноченькой в беседке под полною луною, три сестрицы Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Василиса Микулишна ткали скатерти из нити лунной, пили крепкий чай и заедали пряниками печатными. На круглом столике стоял пузатый самовар и пар из него валил столбом.
- Скучно мне, сестрицы - тяжко выдохнула Прекрасная - может пойдём погуляем по воде? - подняла голову.
- Давай попьём чай с пряниками и предлагаю отправиться погулять по Луне - предложила Премудрая и погладила младшую по русой косе.
- Милые сестрицы, я предлагаю сесть всем в сани алмазные, с тройкой хрустальной и прокатиться вокруг Марса, а после прогулка по Юпитеру… - Микулишна всегда могла убедить сестёр и те с ней сразу согласились.
Обнявшись, сёстры сидели в санях, в шубах, под шубами сарафаны роскошные, на поясе у каждой меч небывалый, пояс шёлковый цвета лунного, на ножках сапожки алые и косы тугие, русые густые. Тройка прекрасных коней мчала сани к звёздам. Родная планета была такой прекрасной, зелёная тайга шумела под белыми облаками, а синева океана отражалась в глазах.
- Как давно мы так не путешествовали - восхищалась Василиса Премудрая, кладя голову на плечо младшей сестре.
- Земля такая прекрасная, когда на неё смотришь со звёзд, Марс красный, красный песок на нём и как вы думаете, что мы отыщем в этой пустоте? - спросила сестёр Василиса Микулишна.
- А что будет, когда люди построят корабли, способные унести их в небо? - Василиса Прекрасная закрыла глаза, представляя картину будущего.
Они молчали, любуясь красотой Млечного пути, что по сути могло быть прекраснее и заманчивее?

Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна - Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.

Вероятно, в это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.

В волшебных сказках или Прекрасная - лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, - говорит царю, - за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться» . Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса - дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно - важна лишь функция.

Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем - и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.

Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты - отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

Как помним еще из детства, Василиса Премудрая - один из персонажей русских сказок, девушка, наделенная мудростью и рассудительностью. Это одна из самых привлекательных героинь, тем более, что кроме этих неизменных черт ее характера, ей присущи чистота души, доброта и скромность. Более подробную характеристику Василисы Премудрой мы дадим в этой статье.

Какова история Василисы Премудрой?

Самой известной сказкой о Василисе Премудрой, пожалуй, является «Царевна-лягушка». Там героиня предстает волшебницей, которую заколдовал собственный отец Кощей Бессмертный, так как дочь превзошла его в мастерстве магии (по другим версиям, Василиса отказалась выйти за него замуж, и за это ее заколдовали). Волей случая она становится невестой Ивана-царевича, а после пройденных испытаний - и его женой. Как мы помним, она использует свой дар, выполняя приказы царя, - выткать ковер, испечь хлеб. Когда царь устраивает пир, она на время сбрасывает лягушачью шкурку и предстает перед гостями в своем истинном виде - писаной красавицей.

Иван, увидев, какова на самом деле его жена, разумеется, желает, чтобы она осталась в таком виде навсегда и сжигает ее шкурку. Но выясняется, что он не должен был делать этого ни в коем случае, так как Василиса вынуждена вернуться к Кощею. После многочисленных трудностей, с которыми Ивану-царевичу пришлось столкнуться в поисках жены, он наконец находит ее и сражается с Кощеем Бессмертным, одерживая над ним победу, спасая тем самым Василису от злых чар.

Пара слов об имени

Имя Василисы, кстати, может быть указанием на ее высокое происхождение, поскольку один из переводов этого слова с греческого звучит как «царственная». Так, образ Василисы Премудрой украшается дополнительными смыслами.

Другой вариант сказки с Василисой Премудрой

В другой сказке, где главной героиней является Василиса Премудрая (в иных вариантах - Василиса Прекрасная, но этот эпитет встречается значительно реже, в сущности, он не имеет прямого отношения к смыслу этой сказки), она - молодая девушка, которую злая мачеха и не менее злые сестры отправляют в лес в услужение Бабе Яге. Вопреки их ожиданиям, колдунья не съедает Василису моментально, а оставляет ее у себя.

Когда девушка правильно и вовремя выполняет все поручения Бабы Яги (на самом деле героине помогает волшебная куколка, доставшаяся ей в наследство от матери), та, удивившись, что девушке все так удачно удается, узнает, что той помогает материнское благословение и отпускает ее, дав ей на прощание шест с черепом на конце. Его глаза светятся - чтобы не заблудиться по дороге домой. Когда Василиса возвращается домой, глаза черепа начинают светить еще сильнее и испепеляют мачеху и сестер. Подтекст этой сказки подробно разбирает в «Бегущей с волками» Кларисса Пинкола Эстес, известная исследовательница волшебных сказок. Поэтому, чтобы прочесть более подробную характеристику Василисы Премудрой, стоит обратиться к этому произведению.

Внешность Василисы Премудрой

Для того, чтобы дать краткое описание Василисы Премудрой, стоит упомянуть ее внешность. Однако, как и в большинстве сказок, о внешнем виде героине не сказано почти ни слова - лишь на царском пире Василиса выглядит писаной красавицей, но это достаточно размытое определение. Из этого становится ясно, что главным является не внешность персонажа, а черты его характера - тот внутренний смысл, который он несет в себе.

В «Царевне-лягушке», где Василиса сначала носит шкуру лягушки, это выражено как нельзя более точно, равно как и то, что эпитет, стоящий после имени героини, указывает в первую очередь не на красоту, а на ее мудрость. Но, в сущности, внешность не важна и еще по одной причине - Василиса является не столько личностью, сколько функцией - призом, который Иван-царевич получит после того, как пройдет положенные испытания. Поэтому здесь Василиса является скорее собирательным женским образом.

В другой же сказке внешность в принципе не имеет особенного значения, поскольку внимание действительно концентрируется на линии жизни героини (которая, как считают исследователи, является образом женской инициации, превращения девушки в женщину путем получения мудрости от старшей по возрасту и опыту).

Характеристика Василисы Премудрой: ее личность

В «Царевне-лягушке» на первый план выступают ее ум, величественность и одновременно простота. В «Василисе Премудрой» девушка предстает смелой, стойкой, также послушной старшим и сдержанной. И наконец, в обеих сказках героиня обладает способностью принимать решения и сохранять спокойствие духа в любых обстоятельствах.

На самом деле многие героини волшебных русских сказок обладают аналогичными чертами, в том числе и способностью к перевоплощению и другим магическим свойствам, что позволяет отождествить их - и Марью Моревну, и Василису Премудрую, и Марью-царевну, и Елену Прекрасную. Впрочем, давать характеристику Василисе Премудрой и другим схожим героиням мы можем, исходя лишь из слов и поступков, принадлежащим им.