Меню статьи:

Конфликт между поколениями всегда выглядит закономерным и логичным. Со временем людям свойственно отказываться от юношеского максимализма, организовывать свою жизнь более практичным способом. Молодым людям порой сложно представить, что старшее поколение было молодым и представителям этого поколения так же были родственны порывы влюбленности, страсти, смятения и тоски по причине отсутствия возможности или не знания как реализовать себя в обществе.

Рассказы о страстной любви из уст нынешних стариков и старух вызывают у нас улыбку, кажется, что у людей такого возраста может возникать только чувство глубокой симпатии, лишенных всяческих мыслей и действий по направлению похоти.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» как раз о человеке, жизнь которого не лишена ни страсти, ни перемен в личной жизни.

Внешность Изергиль

Как ни странно, Изергиль не стесняется рассказывать о своем прошлом, в частности любовном прошлом – ее не смущает ни один из фактов ее биографии, хотя многие из них можно было оспорить и с точки зрения закона, и с точки зрения морали.

Богатая событиями жизнь старухи дает возможность ей занять центральное место в рассказе.

Жизнь старухи сложилась таким образом, что ей удалось побывать во многих местах и встретиться с разными людьми. На момент повествования Изергиль живет недалеко от Аккермана, на побережье Черного моря и вряд ли уже поменяет свое место жительства – ее возраст и физическое состояние не дадут возможности это сделать.

Старость согнула ее некогда красивый стан пополам, черные глаза потеряли свой цвет и часто слезились. Черты лица обострились – крючкообразный нос стал похож на клюв совы, щеки запали, образовав глубокие впадины на лице. Волосы поседели, а зубы выпали.

Кожа стала сухой, на ней появились морщины, казалось, что вот, вот и она рассыплется на кусочки и перед нами будет только скелет старухи.

Несмотря на такой непривлекательный вид, Изергиль – любимица молодежи. Она знает много сказок, легенд и преданий – они вызывают живой интерес у молодых людей. Порой старуха рассказывает что-то из своей жизни – эти рассказы звучат не менее интересно и завораживающее. Голос у нее специфический, его нельзя назвать приятным, он больше похож на скрипение – создается впечатление, что старуха говорит «самими костями».

По ночам Изергиль часто выходит к молодежи, ее рассказы при свете луны еще более эфектны – в лунном свете лицо ее обретает черты таинственности, на нем заметна жалость о быстро прошедших годах. Это не чувство раскаяния о содеянном, а сожаление о том, что ее молодые годы прошли слишком быстро, и она не успела сполна насладиться поцелуями и ласками, страстью и молодостью.

Жизненный путь Изергиль

Изергиль нравится общаться с молодыми людьми. Однажды некому молодому человеку представилась возможность узнать подробности личной жизни старухи. Несмотря на то, что по количеству участников их беседа должна была носить характер диалога, в реальности этого не происходит – все время занимает речь старухи, рассказы об ее личной жизни и любовных романах переплетаются с двумя легендами – о Данко и о Ларре. Эти легенды гармонично становятся вступлением и эпилогом рассказа – это не случайность. Содержимое их позволяет сделать более существенный акцент на деталях жизни старухи.

Свои юные годы Изегиль провела на берегу Бырлада в городе Фальчи. Из рассказа мы узнаем, что жила она с матерью и их заработок состоял из количества проданных и сотканных собственноручно ковров. В то время Изергиль была очень красивой. Она отвечала на комплименты солнечной улыбкой. Ее молодость, веселый нрав и, естественно, внешние данные не были не замеченными молодыми людьми разных положений в обществе и достатка – ней восхищались и в нее влюблялись. Девушка была очень эмоциональна и очень влюбчива.

В 15 лет она влюбилась по- настоящему. Ее возлюбленный был рыбаком, родом из Молдавии. Через четыре дня после их знакомства девушка отдалась возлюбленному. Молодой человек влюбился в нее до беспамятства и звал с собой за Дунай, но пыл Изергиль быстро иссяк – молодой рыбак уже не вызывал и нее ни страсти, ни интереса. Она отказалась от его предложения и начала встречаться с рыжим гуцулом, принеся немало горя и страданий рыбаку. Со временем он полюбил другую девушку, влюбленные решили уйти жить в Карпаты, но их мечта не осуществилась. По дороге, они решили зайти в гости к знакомому румыну, где были схвачены, а позже повешены. Старуха уже не любила рыбака, но случившееся значительно всколыхнуло ее сознание. Она сожгла дом обидчика – об этом она не говорит прямым текстом, утверждая, что у румына было много врагов, но и свою участь в пожаре не особо и отвергает.

Не долгой оказалась любовь девушки с гуцулом – она с легкостью его меняет на богатого, но немолодого турка. Изергиль поддерживает связь с турком не ради денег, ней, скорее всего, движет чувство интереса – она даже неделю живет в его гареме, оказавшись там девятой по счету. Однако общество женщин ей быстро наскучивает, к тому же у нее появляется новая любовь – шестнадцатилетний сын турка (самой Изергиль тогда было около 30). Влюбленные решаются на побег. Осуществить это действие им удалось сполна, но дальнейшая их судьба была не столь радужной. Юному человеку жизнь в бегах была не по силе – он умирает. Со временем она понимает, что судьба молодого турка была предсказуема – ошибочно было полагать, что столь молодой человек сможет выжить в сложных условиях, но мук раскаяния женщина не испытывает. Изергиль вспоминает, что на тот момент она была в расцвете сил. Чувствует ли его возлюбленная горе или раскаяние от понимания, что по ее прихоти умер молодой мальчик? Это скорее можно назвать легким сожалением, она слишком жизнерадостна, чтобы столь долго горевать. Горечь утраты детей ей также не знакома, поэтому сознание всей тяжести своего поступка она не видит.

Новая любовь сглаживает окончательно отрицательные воспоминания о смерти юноши. На этот раз объектом ее любви замужний болгарин. Его жена (или девушка, время стерло из памяти Изергиль этот факт) оказалась довольно решительной – она поранила любовницу в отместку за любовную связь с ее возлюбленным ножом. Долгое время эту рану пришлось залечивать, но и эта история Изергиль ничему не научила. На этот раз она убегает из монастыря, где ей оказали помощь, с молодым монахом – братом лечащей ее монахини. По пути в Польшу Изергиль разлюбила и бросила этого юношу. Тот факт, что она оказалась сама в чужом краю ее не пугает – она соглашается на предложение жида торговать собой. И делает это довольно успешно – не для одного пана девушка стала камнем преткновения. Из-за нее дрались и спорили. Один из панов даже решился осыпать ее золотом, лишь бы она была его, но гордая девушка отторгает его – она влюблена в другого, а к богатству она не стремится. В этом эпизоде Изергиль показывает себя бескорыстной и искренней – если бы она согласилась на предложение, то смогла бы отдать деньги за выкуп жиду и вернутся домой. Но женщина предпочитает правду – притворятся любимой в корыстных целях ей кажется немыслимым.

Ее новым возлюбленным был пан «с изрубленным лицом». Их любовь длилась недолго – предположительно его убили во время бунта. Изергиль эта версия кажется достоверной – пан слишком любил подвиги. После гибели пана женщина, несмотря на то, что чувства любви было взаимное горевать долго не стала – и влюбилась в венгра.

Его скорее всего убил некто влюбленный в нее. Изергиль тяжко вздыхает: « От любви людей гибнет не меньше, чем от чумы». Такой трагизм не действует на нее и не наводит хандру. К тому же в это время она смогла накопить должное количество денег и выкупить себя в жида, но, следовать намеченному плану, и возвращаться домой, не стала.

Последняя любовь

К тому времени возраст Изергиль был близок к 40 годам. Она была все еще привлекательной, хотя и не настолько как в молодые годы. В Польше она познакомилась с очень обаятельным и красивым шляхтичем, которого звали Аркадэк. Пан долго ее добивался, но когда получил желаемое – тут же бросил. Это принесло женщине немало страданий. Впервые за всю жизнь она побывала на месте своих любовников – ее точно так же бросили, как она бросала влюбленных в нее. К несчастью, на этот раз любовный пыл Изергиль не так быстро иссяк. Она долго добивалась любви, но все было безрезультатно. Новой трагедией для нее стало известие о том, что Аркадэк попал в плен. На этот раз Изергиль не стала безучастной наблюдательницей событий – она решилась освободить своего любимого. Ее сил и смелости хватило, чтобы хладнокровно убить стражника, но вместо ожидаемой благодарности и признательности женщина получает насмешки – ее гордость была ущемлена, терпеть такого унижения женщина не стала и ушла от Аркадэка.

Горький след после этого события еще долгое время был у нее на душе. Изергиль осознает, что ее красота бесследно исчезает – ей пора остепениться. Под Аккерманом она «оседает» и даже выходит замуж. Муж ее уже год как умер.

Изергиль прожила здесь уже 30 лет, мы не знаем были ли у нее дети, вполне вероятно, что нет. Изергиль сейчас часто выходит к молодежи. Она это делает не потому, чтобы не чувствовать себя одинокой, а потому, что такое времяпровождение ей нравится. Молодые люди также не против, чтобы женщина приходила – ее рассказы их очень увлекают.

Чему нас учит Изергиль

Первое впечатление, после прочтение этого рассказа всегда неоднозначное – на первый взгляд, кажется, что автор в некой мере поощряет такой распутный, по нашим меркам, образ жизни – Изергиль не выносит уроков после очередной влюбленности (даже если она закончилась трагично по ее вине) и опять бросается в омут страстей и любви. Любовь женщины всегда была взаимной, но наказание в результате получают только ее возлюбленные – большинство их них трагически погибло. Предположительно, Горький использовал этот прием, чтобы донести до читателя, что все наши поступки имеют влияние на течение жизни других людей – мы не имеем права поступать безрассудно, ведь для других людей это может быть губительно. Значительная череда таких событий напрямую или косвенно связанная с Изергиль еще раз подтверждает эту мысль.

4.7 (93.33%) 6 votes

Сочинение

Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ "Старуха Изергиль", которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни.

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о. своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко.

В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит, их больше себя. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель - быть полезным народу. Когда охваченное страхом, обессиленное странствованиями по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и ринести ему в дар свою волю, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом, перестали верить Данко, и в тот момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди. "Идем! - крикнул Данко и бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они пошли за ним, очарованные... И Данко вывел их из темного леса на солнечную, свободную землю. Данко проникнут подлинной любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Образ Данко воплощает в себе идеал человека - гуманиста и личность большой духовной красоты.

Положительному образу Данко Горький противопоставляет негативный образ Ларры - образ себялюбца и эгоиста. Он считает себя первым на земле, а на других людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: "Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги.., а владеет он животными, женщинами, землей... и многим еще". За совершенное им преступление племя осудило Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. "В его глазах, - говорит Изергиль, - было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира". Ларра был обречен на одиночество и счастьем считал для себя лишь смерть.

Идейный смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути - тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль выше всего ценит свободу. Она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: "Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно".

В рассказе "Старуха Изергиль" Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним романтическим произведениям А. М. Горького. Писатель считал эту работу самой красивой и стройной в своем творчестве. Я не сразу поняла, почему он так ее охарактеризовал, но после внимательного изучения эта мысль стала близка и мне. И вот почему.

По форме это произведение представляет собой три новеллы, соединенные между собой общей идеей.

Первая, начинающая повествование, - легенда о Ларре, сыне женщины и орла. Он пришел в мир людей жестоким и эгоистичным. «Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их...» Все новые и новые черты его самолюбивого характера раскрываются перед нами. Яркое подтверждение сказанному мной - эпизод, в котором Ларра без особых колебаний убивает девушку, не пожелавшую быть с ним. «Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла». Но он не остался без наказания. Расплата наступила. Юноша был проклят людьми, которые назвали его отверженным и небесами. Он обрек себя на вечные муки, и, когда Ларра захотел умереть, земля не принимала его: «...он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него». В третьей новелле, которая так же, как и первая, является легендой, Горький повествует о Данко, человеке, выбравшем самопожертвование своим жизненным долгом.

Действие - основное состояние романтического героя. И Данко действовал, спасая обессилевших людей, которые уже не могли продолжать свой путь через лес, в котором деревья сплетали «...корявые, длинные руки... в густую сеть, пытаясь остановить...» их. И тогда он взял на себя роль Провидения. Данко смог вывести людей, лишь пожертвовав своим сердцем, которое освещало спасительный путь. «Что сделаю я для людей?!» - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце...». Ценой собственной жизни этот человек освободил людей, которые пошли за ним. «...Кровь била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак... А потом упал и - умер». Но те, увы, оказались неблагодарными. «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»

Герои первой и третьей новелл являются по характерам противоположными.друг другу. И в этом противопоставлении содержится глубокая горьковская мысль: показано^ что смысл человеческой жизни - служение людям, готовность в любой момент отдать свою жизнь окружающим.

Окончательно разобраться в образах Ларры и Данко помогает вторая новелла, в которой повествуется о старухе Изер-гиль.

Своенравная и гордая в молодые годы, в старости она настолько одряхлела, что при каждом ее движении «...можно было ждать, что сухая... кожа разорвется вся, развалится кусками...».

Но эта женщина, в отличие от главных героев легенд, включенных в рассказ, - реальная героиня. Это подтверждается тем, что она четко указывала на время и место тех или иных событий, которые происходили с ней.

Изергиль была и осталась, я считаю, женщиной гордой. «Я была счастлива... никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи...»

Она любила многих, но ее чувство не было озарено душевным светом, хотя Изергиль жила тем, что чувствовала, и так, как подсказывало ей сердце.

Через весь рассказ проходит мысль: во имя чего живет человек? Во имя себя? Во имя людей? Ответить на этот вопрос помогает образ сердца. Ведь сердце - это именно тот метафорический образ, который объединяет все три новеллы в единое целое. Именно его образ органически завершает повествование и помогает наиболее полно раскрыть идею, заложенную в рассказе Горьким: осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа.

Итак, действительно, «Старуха Изергиль» оказалась по композиции самым красивым и стройным произведением в творчестве А. М. Горького. И я полностью согласна с этим его мнением.

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»

Во все века человек стремился к позна-нию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства - раскры-тие этой тайны. Открыть человеку глуби-ны его души, сделать его лучше, силь-нее - в той или иной степени этого доби-вается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глу-бочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие - Пушкин, Толстой, До-стоевский.

Горького с ранних лет волновала эта проблема. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и ху-дожника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не приту-пил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. Уже в самом начале своего рас-сказа старуха Изергиль делит людей на «стариков с детства» и «юных, которые любят». Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были при-влекательны для него. Один лишь холод-ный ум без молодого сердца не дает чело-веку истинной силы. Таков Лappa - герой первой легенды. Недаром его отец - орел, житель холодных вершин. Гордос-ти уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании Горько-го лишь горячая любовь к людям, к свое-му делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях.

Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружаю-щим? Позиция Горького здесь ясна. Ка-жущаяся сила Ларры, которому люди яко-бы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством.

В более поздних произведениях Горь-кий усложняет вопрос одиночество сре-ди людей - следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не мо-жет быть одинок, он всегда среди лю-дей - пусть чуждых ему по духу но стра-дающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука счита-ет, что слабый должен найти в жизни опо-ру и обязанность сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и ждать лучше-го будущего в бездействии - не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу, мы следим за этим по ходу пьесы.

При первой встрече с обитателями ноч-лежки мы видим, что перед нами люди глубоко Страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лише-ний, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут в своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услы-шанным. Ответ на жалобы — смех, изде-вательства Барона, живущего за счет На-сти, лишь забавляют ее слезы и фанта-зии. Клещ презирает всех, он, «рабочий человек», вырвется из ночлежки, он не та-ков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инстру-менты, потеряв всякую надежду, он пони-мает и принимает их как товарищей по несчастью.

Каждый герой пьесы ищет утешения в уходе от жестокой реальности. Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер «грезит» о прошлом, с каждым ра-зом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни про-шлого, ни будущего, уходит от настояще-го в воображаемый мир «чистой любви». Лука попытался перенести их мечты в ре-альный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают страданий, лишь в малой степени заме-няя реальность. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробужде-ние страшно.

Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо беде. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам. И мы видим людей, сильных духом, но не знаю-щих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому, казалось бы, многое дано. Барон издевается над всеми и быс-тро теряет человеческий облик. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, ка-кая судьба ждала его, не появись в ноч-лежке Лука. Недаром Сатин позже ска-жет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного — не утешать страдающих, а искоренять стра-дание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.

Для Горького сила — в стремлении впе-ред, «к свободе, к свету». Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу по-могут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради дру-гих, как звезды — искры сердца Данко бу-дут освещать дорогу идущим следом.


«Старуха Изергиль» - размышление над смыслом жизни

«В чем смысл жизни»-самый ядовитый вопрос для тех, кто хочет без особых душевных терзаний дожить до ста лет, самый любимый вопрос для философов, всегда актуальный вопрос для искусства. Шестнадцать страниц текста – три судьбы, три подвига, три одиночества.

Свой рассказ Максим Горький написал в 1894 году, его можно отнести к ранним романтическим произведениям, тем не менее, рассказ художественно совершенен, недаром Горький говорил: «...»

Цель писателя – показать, как красив человек, как потенциально богат он, способен глубоко чувствовать, преодолевать мрак. Романтический герой Горького способен спасти людей от никчемности, слабости, им движет духовный порыв, жажда гармонии и подвига.

^ Композиция рассказа трехчастная, все части объединены общей идеей – выявить истинную сущность человеческой жизни. В основе каждого сюжета лежит дилемма: жить для себя или других, удовлетворять собственные запросы или общественные...

^ Каждый из героев рассказа вызывает восхищение: они красивы, горды, независимы, энергичны и одиноки. Рассказ написан как ответ Горького на утверждение Ницше о том, что «человек только тогда счастлив, когда он одинок». И Ларра, и Данко, и Изергиль одиноки, но счастливы ли они?

^ Первая часть повествует о Ларре, сыне орла, непреклонном гордеце, который никого не любит, кроме себя. Когда ему говорят, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом, силой», он отвечает, что хочет сохранить себя целым. Он наказан воплощением своего необдуманного желания, он обречен на бессмертие, которое становится для него проклятием. Ларра восстал против общепринятых правил, против морали, он защищает свою главную ценность – свободу. В этом его героизм, и мы чувствуем симпатию автора к герою, но он посчитал себя выше всех остальных, решил, что он вправе брать, ничего не давая взамен. Он наказан за эгоизм и гордыню, наказан тем, чего никогда не боялся – одиночеством. Эти не очень смелые, не очень умные люди догадались, что «его наказание – в нем самом». На примере образа Ларры автор развенчивает идею сверхчеловека.

^ В третьей части рассказа старуха повествует о смелом юноше Данко, которым примером своей жизни воскрешает идею о том, «в жизни всегда есть место подвигу». Горящее сердце Данко стало символом жертвенной любви к людям, он вывел свое племя из мрака. Отдать все, ничего не получив взамен – вот жизненная ситуация героя. Отдать все самое лучшее, что у тебя есть, трусливым, жалким людям, не способным на благодарность? Кто способен на это? Герой, но не человек. Такое жертвенное восприятие встречается, оно свойственно пророкам, духовным лидерам, святым.

^ Нельзя не сказать об образе толпы в рассказе. Сердце Данко горело ради трусливых обывателей, «осторожный человек» заметил искры и наступил на гордое сердце ногой, «как бы чего ни вышло». У обывателя свой смысл жизни: жить осторожно, незаметно, вкушать скромные радости жизни, спрятавшись от посторонних глаз.

^ Повествование Изергиль о своей судьбе поставлено в центр произведения и служит связующим звеном между преданием и реальностью. Называя рассказ ее именем, автор акцентирует внимание читателя на этом персонаже и говорит об ее неоднозначности. Героиня не раз встречала на своем пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой - за восставших поляков. Себя она тоже видит героиней, но автор отказывает ей в этом, рисуя ее портрет: тусклые глаза, сухая кожа, скрипящий голос. Ее главными ценностями в жизни были красота и любовь, но красота мимолетна, а любовь любви рознь.

Ее любовь далека от самопожертвования, она хищна и жестока, она не помнит имен своих возлюбленных, не знает их судеб, ее любовь сеет несчастье и смерть. Своей одинокой, бесплодной старостью она наказана за то зло, которое несла людям.

^ Смысл жизни каждый найдет свой:

Кто видит его в том, чтобы не задумываться над ним, жить легко и беспечно, столько, сколько отпущено;

Кто в то, чтобы остаться «целым», как Ларра;

Кто в жертвенном служении людям без надежды на благодарность, как Данко;

Кто в том, чтобы жить не высовываясь, как осторожные люди;

А кто-то странным образом сможет сопрячь эти крайности.

^ Еще одна проблема поставлена в рассказе – отношение к смерти и бессмертию. Как к нему относиться? Отринув общество и его законы, Ларра обретает абсолютную свободу, но что ему делать с ней... Он, бессмертный, ищет смерти. Жизнь становится для него мукой. Душа Данко тенью скользит в небе, память о нем – это плата за его подвиг, и эта память заставляет людей поверить в себя, ощутить в себе героические порывы. Бессмертны и те чувства, которые ведут Изергиль по жизни, любовь вечна.

^ Рассказ написан мастерски. Контраст этических принципов, гиперболизация, внесение фантастического элемента в повествование, «вечный» пейзаж, использование фольклорных приемов – вот неполный перечень художественных приемов рассказа. Язык аллегорий создает эмоционально приподнятый, пафосный тон повествования. Пейзаж: море, шум волн и ветра, степь, костер, ночь – придает романтическую загадочность. Образы-символы Горького: сердце как камень, девушка, превратившаяся в змею, темный лес – запоминаются и углубляют содержание рассказа.

«Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он все. Он создал бога»–говорил Горький. Писатель берет на себя трудную задачу разобраться в этом противоречивом, непредсказуемом создании, именуемом человеком.


Кажется, что о влиянии общества на человека и человека на общество люди размышляют очень давно, но, тем не менее, эта проблема не утратила своей актуальности. В разные времена она трактуется по-разному, и мне, как современному человеку, важно разобраться: а может ли человек жить вне общества? Есть ли люди, на которых общество не оказывает влияния? И наконец: что происходит с человеком, оторванным от общества? Поразмышляю над этой проблемой, обратившись к произведениям художественной литературы.

Мне вспоминается рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». Начинается он с легенды о Ларре, сыне женщины и орла. Уже с первого появления героя мы понимаем его избранность. Автор обращает внимание на глаза, в которых столько холода и гордыни, на высокомерие, с которым он отвечал старейшинам племени. Гордясь своим происхождением, герой сразу противопоставил себя обществу, за что и был изгнан.

Он убил дочь одного из старейшин только потому, что она не ответила ему взаимностью, в чем он и признался, когда его судили. Он считал себя лучшим и кроме себя не любил никого. И люди, разгневанные, собрались, чтобы избрать ему наказание, и один из старейшин предложил отпустить его, понимая, что это самое страшное наказание для человека. Так он стал свободным и получил имя Ларра, что значит отвергнутый. И вот Ларра стал жить, как его отец, свободный. Но он не был орлом! Он был человеком! Он приходил к людям сначала тайно и похищал скот, девушек. Проходили годы, десятилетия, одиночество стало для него проклятием, и он стал появляться перед людьми, надеясь, что его убьют.

Но люди поняли замысел и только смеялись над ним. Ларра пробовал убить себя, но и этого не мог сделать. И он превратился в тень, которая не понимает людей, а только ходит по свету, как будто что-то ищет. Он не живет, а существует. Так был наказан Ларра за гордыню. Это пример показывает, что человек не проживет без общества. Да, он может поставит себя выше общества и его законов, но придет день, и ему придется заплатить за свое высокомерие, как заплатил Ларра, превратившийся в тень.

Таким образом, отвечая на вопрос: «Что происходит с человеком, оторванным от общества?» - хочу подвести итог. Человек – существо социальное, и жить без общества он не может. Если же кто-то поставит себя вне общества, то он перестанет быть человеком.

Обновлено: 2017-09-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.