Эстоева, Анжелика
Не просто супруга Вячеслава Бутусова

Супруга Вячеслава Бутусова Анжелика Эстоева вместе с мужем не так давно побывала в Минске, где присутствовала на репетиции спектакля "Овалы", премьера которого должна состояться в конце декабря в столице Беларуси. В подготовке программы (за ее основу взят материал одноименного альбома ВБ), помимо самого Вячеслава Геннадьевича, занят и ряд белорусских музыкантов.

Очаровательная Анжелика, несмотря на кажущуюся некую холодность, отнеслась к просьбе об интервью "Музыкальной газете" с интересом, а потому сегодня перед вами не совсем обычное для "МГ" интервью, в котором главный его герой - не музыкант... А гораздо больше - жена музыканта.

Заранее хочу обратить ваше внимание на то, на что вы и так обратили бы внимание: разговорившись, мы с Анжеликой незаметно перешли на "ты". Вышло это не оттого, что журналист - сама невоспитанность (хотя хватает этого, чего греха таить...), а мне показалось, что какой-то врожденный такт и удивительная интеллигентность Анжелики располагают к себе людей настолько, что спустя несколько минут тебе кажется, что перед тобой человек, которого ты знаешь уже давно, просто не виделись вы длительное время, а потому есть что рассказать каждому...

Банальный вопрос: легко ли быть женой музыканта с Именем?

Думаю, что когда любишь человека, то уже не задаешь себе такой вопрос, не задаешься вопросами внешними, а смотришь на это более... как сказать, с внутренней позиции, что ли, человеческой. Дело ведь не в том, кто есть твой муж, а дело во взаимоотношениях между людьми. То есть, если между людьми существует то, что мы называем любовью, взаимопониманием, дружбой, согласием, тогда будет легко. Для меня как раз внутреннее главенствует, когда нам хорошо вместе, когда есть это единение душевное, а все остальное имеет наименьшее значение.

А кто кого первый отметил для себя: Слава тебя или ты его?

Я тебе совершенно точно могу сказать, что я жила, свободно паря в пространстве, никогда не была фанатом. Я знала о существовании группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, она мне нравилась, я ее слушала. Наше знакомство произошло очень забавно. Я жила целый месяц в Германии, в Западном Берлине. А у меня с детства есть проблема сложная: я боюсь одна оставаться ночью, а друзья, немцы, у которых я жила, каждые выходные уезжали к родителям, и чтобы не было страшно, я спала со светом и играла пластинка. В коллекции друзей была одна приемлемая для меня пластинка - НАУТИЛУС и БРИГАДА С, та самая, где с одной стороны НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, с другой - БРИГАДА С. (Еще была пластинка Sade). И вот эти виртуальные мои друзья меня сопровождали в ночных бдениях, и я уже не чувствовала себя так одиноко, мне не было страшно. И через месяц я вернулась домой в Петербург, где совершенно случайно, на улице мы познакомились со Славой. Он был с человеком, который знал меня визуально, они подошли ко мне и поздоровались. И мы вместе переходили дорогу на зеленый свет, это было днем. Вместе дружно прошли по Невскому, ребята шли покупать билеты на самолет. Беседовали, общались. Вот, собственно, и все... И я как-то взглянула на Славу - и что-то произошло, наверное, возникла какая-то симпатия внутренняя. Я смотрела на него глазами женщины, теми глазами, которыми женщины смотрят на мужчину, когда вдруг возникает внутренняя симпатия. Я себя отношу к категории таких женщин: если я вижу человека, который мне глубоко симпатичен, с ним хочется общаться, и, общаясь с ним, я в нем не разочаровываюсь, то я от этого, безусловно, что-то начинаю испытывать. Но если мне сто человек скажет, что перед тобой великий авторитет, то это не будет поводом для того, чтобы, не дай Бог, пожениться. Должно произойти что-то настоящее.

Я была очень молода, руководствовалась чувствами больше даже, хотя разум, он необходим, но мы в каком-то ритуальном, длительном танце сплелись, общаясь два года. Танец со всеми жертвенными соблюдениями, сжигательными. Всяко было - и сложно, и здорово. Этот период состоял из самого разного: вроде бы все хорошо, мы упиваемся, а потом, имея некий внутренний запас, мы разбегаемся, живем своей жизнью, для того чтобы снова строить путь друг к другу, сложный такой, медленный. Я менее выносливый человек в этом смысле, я не могу долго выдерживать вот таких сложных отношений. И Слава первым пресек вот это все... И мы просто поняли, что не можем друг без друга.

Вячеслав... Какой он человек? Сложный для понимания его тем, кто не очень хорошо его знает?

Да, конечно, он сложный человек. Но я могу тебе сказать - гениев нельзя судить по обывательским меркам...

Извини, что прерываю. Ты считаешь Бутусова гением?

Да, я считаю его очень одаренным человеком, внутри которого огромный потенциал, но это совсем не значит, что он должен суетиться, хотеть все успеть, поскольку у каждого человека есть свой определенный ритм. В этом ритме он должен существовать и не тяготиться этим, а у Славы часто проблемы возникают из-за того, что он считает себя медлительным, как бы инертным. И ему часто не хватает сил что-то сделать. Я ему пытаюсь объяснить, что не нужно этим тяготиться. Два человека даются друг другу для того, чтобы помогать, это безусловно.

А он красивые слова тебе говорит, в любви признается?

Такие слова не нужно говорить часто, он говорит очень просто и очень красиво, как-то у него это получается естественно, свойственно ему... Слова зачастую пусты, мысль, когда она с реальностью соприкасается, очень многое теряет; если люди понимают друг друга, то я могу почувствовать невысказанное. А бывает так, что тебе говорят много, много раз, что тебя любят, но ты ему не веришь. Правда? А бывает, тебе не говорят, но ты уверен, что все нормально - тебя понимают, тебя любят.

О тебе говорят как о человеке, которого трудно в чем-то разубедить. Нужны стодесятипроцентные доводы, чтобы доказать тебе что-то. Говорят, что Слава очень прислушивается к твоему мнению, что ты даже влияешь в чем-то на его творческие изыскания. Это так?

Знаешь что, это не совсем так. Я на самом деле очень мягкий человек, где-то сомневающийся, но в трудные минуты я могу активизироваться и могу сказать, что да, я сильный человек. Но в наших отношениях нет никакого навязывания, то есть я могу Славе что-то говорить, и в том случае, если он принимает это, то, безусловно, он это воспримет. Но все происходит не так, что я что-то ему внушаю активно, ни в коем случае. Я считаю, что любовь, она подразумевает деликатность взаимоотношений, без навязываний. Если я в чем-то убеждена...

На чем тогда зиждется твое убеждение? На том, что ты видела массу концертов, знаешь их изнутри, знаешь, как человек что-то сочиняет, читаешь какие-то специализированные книги?

Нет, я читаю только классическую литературу, духовную. В принципе, я считаю, что этого достаточно, чтобы чувствовать. Потом, если Слава доверяет мне те или иные вещи, значит, он автоматически возлагает на меня право судить, дает мне читать то, что он пишет. Соответственно я высказываюсь. Безусловно, когда люди живут вместе, они влияют друг на друга: я влияю на него, он - на меня. Но мне ни в коем случае никогда не приходило в голову спекулировать отношениями, влияние должно быть позитивным. То влияние, которое он на меня оказывает, оно мне помогает, когда мне трудно в каких-то вещах разобраться. Точно так же, если я что-то хочу ему внушить, то я движима искренними какими-то убеждениями и порывами - чтобы он стал лучше, что ли, чтобы он избавился от своих каких-то тяжелых проблем.

Есть такие люди, музыканты, от которых ты оберегаешь Славу, советуешь, что с ними в силу таких-то причин лучше не работать?

Элемент предостережения, он всегда должен быть. Могу предостеречь, если я что-то чувствую, как человек неравнодушный. Но я думаю, если человек силен, кто на него в состоянии оказать влияние? Также как алкоголь: ты, мол, напоил моего мужа. На что возражают: если бы он не хотел, то не пил бы. Правильно?

Нужно учитывать, что творческие люди очень доверчивые и ранимые, и зачастую есть такие персонажи, будучи нечистыми на душу, которые пытаются использовать эти моменты.

У вас таких людей было много на пути?

Слава Богу, нет. Был один тяжелый период в жизни, но мы его пережили.

Сколько вы уже вместе?

Восемь лет, девять в этом году... Знаешь, для меня наши отношения со Славой имеют такое хорошее развитие, не вниз, а вверх. Такая как бы вертикаль, по которой мы взбираемся... Совершенно искренне могу тебе сказать, честно, что с каждым годом легче становится, а не сложнее. Мы привыкаем друг к другу, мы узнаем друг друга лучше, становимся ближе, раскрываемся как бы больше в себе. Это тоже творчество, пожалуй, даже самое сложное творчество - жить вместе, помогать друг другу, удивляться, не переставать удивляться. Ну и потом все-таки двое детей - это тоже очень сближает.

Интересно, какой Бутусов отец...

Хороший. Не похожий, может быть, на других отцов, у него свои взгляды на воспитание. Поскольку он человек творческий, то не может целыми днями заниматься детьми, находиться с ними, но если он находится с детьми, если он, допустим, с Ксюшей, старшей дочкой, уезжает вместе на прогулку или в мастерскую, я совершенно спокойна, я знаю, что это будет плодотворное общение, им будет вдвоем хорошо... Он не любит сюсюкаться, но он и не жестковат, Слава очень деликатный и осторожный, он считает, что такие какие-то откровенные тисканья не младенцев, а детей, которые уже подрастают, это пошло, например.

А ты как к этому относишься?

Ты знаешь, я ему объясняю, что всегда есть та серединная грань между пошлостью и равнодушием, есть та золотая середина. А Славка несколько человек крайностей, ему сложно определить эту золотую середину, хотя в то же время он самодостаточный человек, гармонично достаточный. Но такие вот внутренние моменты есть у него. Поэтому я говорю Славе, что если ты только приехал, уже поздно, что если у тебя есть там десять минут, но если ты эти десять минут отдал ребенку, спросил о чем-то, чем-то проникся, то этого уже достаточно, для того чтобы ребенок тебя видел и знал, что все в порядке.

Тот период, когда Вячеслав не выступал, был для вас обоих лучшим периодом? Или он все же мучился от безделья?

Нет, он не мучился. Он человек достаточно интимного склада, творчество для него - это таинство, такой сакральный процесс, ему больше нравится, он больше упивается тем, когда он один в своей мастерской, где он может писать музыку, книгу, может рисовать. Вот тогда он и находится в свободном парении, а как раз-таки выход на сцену его даже, я бы сказала, тяготил.

Если обо мне говорить, то я не могу сказать, что в тот период мне стало легче или сложнее. Я видела, что ему стало легче, ему стало хорошо, поэтому меня все устраивало. А с другой стороны, мы привыкли к такой форме существования, когда он уезжал на гастроли, я его ждала, встречала. Потом мы часто вместе ездили, это с рождением второго ребенка мы уже реже выбираемся куда-то вместе.

На тебе забота по дому, верно?

Дом имеет огромное значение. Я в этом смысле очень патриотично настроена. Если ты читал Маркеса "Сто лет одиночества", то вот это ощущение как бы культовости дома есть во мне - создать уютный дом, чтобы всем было хорошо, чтобы чувствовать спокойно, комфортно, чтобы человек хотел возвращаться домой, зная, что там тепло, что его ждут... Я в детстве для себя решила такие вот постулатотивные вещи, что буду дорожить тем, тем и тем; может, это где-то выглядит с перегибом некоторым, но я не вижу, чтобы Славу это тяготило. Я очень люблю обустраиваться, люблю элементы обновления. Когда мы только начинали жить вместе, наш дом был освящен одними красками, сейчас он другой. Мы не тяготимся тем, из чего мы уже выросли, что уже пережили. И для меня дом - это не бытовуха. Это какое-то патологическое измышление, это мы сами придумали, что воспитание детей - это рутина, дом - это бытовуха. Ничего подобного. Это очень все сложно, отнимающее много сил, но ничего более гениального, чем родить ребенка, человечество не придумало. Все, что я делаю, я стараюсь делать творчески.

Что за институт, в котором ты учишься?

После детей это моя вторая гордость. Это санкт-петербургский РХГИ - Русский Христианский Гуманитарный Институт. Он находится в центре города, совершенно замечательное заведение, такой живой организм, в котором работают удивительные преподаватели, они заряжают тебя таким оптимизмом и жизнелюбием.

Моя специализация - это историк искусств, но это не узко специализированное образование, а классическое, когда ты в объеме получаешь совершенно разные вещи. Ты можешь впоследствии заниматься чем угодно. Я стала больше знать, узнавать; в каждом из нас есть масса вопросов, на которые мы хотим получить ответы, в которых ты в свою очередь находишь подтверждение своим мыслям.

Как ты оказалась в Германии?

Дело в том, что, как говорят мои мама и бабушка, я тот самый редкий экземпляр, который, несмотря на мягкость и гибкость, очень сложно подмять под себя. Я с самого раннего детства знала, что могу сделать и как я сделаю, хотя никогда ни над кем не довлела деспотично. Выросла я, можно сказать, в интернате, но нисколько не жалуюсь, а наоборот, с благоговением и любовью вспоминаю эти годы, потому что интернат был особенный, с китайским языком...

О-о-о! Тебе должен нравиться МУМИЙ ТРОЛЛЬ!

Ты знаешь, мы с Ильей знакомы, и мне он показался очень симпатичным человеком.

Он не слишком "играет"?

Ты имеешь в виду образ? Даже если играет, он все равно остается настоящим, а главное - он остается добрым человеком. А слабости есть в каждом, и каждый из нас хочет время от времени как черепашка спрятаться под панцирь.

Мы никак до Германии не доедем...

Я там оказалась благодаря своим друзьям. После окончания школы я долго была в таком подвешенном состоянии. Бремя хиппи какое-то такое, под влияние которого я несколько попала. Я все время оперировала очень высокими материями, как говорили мои мама с бабушкой, - отсутствие прагматизма и умения просчитывать. И как-то в одной компании замечательной, международной, я бы сказала, где были немцы, которые учились у нас (еще как-то всех объединял буддизм, хотя я, безусловно, не была внутри этой веры), я поехала в Чехословакию, а потом чуть не оказалась в Германии. И когда я тебе говорила о том, как мы познакомились со Славой, то в том же нашем с ним разговоре выяснилось, что он недавно вернулся из Германии.

Возвращаясь к дню сегодняшнему. Что ты можешь сказать о проекте "Овалы"?

Мне очень нравится эта идея. Мне нравятся все люди, задействованные в этом проекте, я вижу совершенно талантливых ребят, несущих в себе жизнеутверждающую энергию.

Если все получится, Бутусовы ведь могут вывести на какой-то новый уровень людей, занятых в "Овалах". Я говорю здесь о конкретно белорусских музыкантах...

Конечно. Я буду счастлива, если это кому-то поможет. Но в них есть все для того, чтобы и без нашего участия добиться чего-то.

Так увидим мы, на твой взгляд, до конца года премьеру?

Нисколько не сомневаюсь в этом. Я вижу, я чувствую, что Славе нравится, что он загорелся. Я вижу, что уже образовался общий такой организм. Тот самый "Овал".

«Люди часто уходят от депрессии с помощью алкоголя. Нам в дверь постоянно стучали какие-то мужики, заявляя с порога: «Мы пришли выпить с Бутусовым!» Слава легко давал всем наш адрес, а я разбиралась с нежданными гостями, как могла», - вспоминает бывшая жена известного рок-музыканта Вячеслава Бутусова Марина.

Марина Бутусова:

Первое впечатление от Бутусова - глаза. В колхозе, куда нас отправили на картошку сразу после поступления в институт, Слава носил вязаный «шлем» с узкой прорезью на лице, за что и получил смешное прозвище среди однокурсниц…

«Серая шапочка» только и ходит на утреннюю гимнастику, чтобы на тебя поглядеть», - как-то сказала мне подружка. А я обычно не смотрела по сторонам и многого не замечала. Стала тоже потихоньку приглядываться к Славе… Подойти он решился ко мне только на посвящении в студенты. Мы оба отучились в художественных школах и уже в 16 лет поступили в Свердловский архитектурный институт, но на разные факультеты. И вот когда получили зачетки, Слава вызвался проводить меня до «Уралмаша». Сам он при этом жил на другом конце города, куда потом до глубокой ночи добирался на перекладных.

По характеру мы оба были молчуны - шли рядом, но не разговаривали.

Первые взрослые отношения - вот и мы все из себя серьезные. Замерзли по дороге - зашли погреться в подъезд. Я ставлю под ноги свой новенький портфель, где хранится вся моя «студенческая жизнь»: чистая тетрадка, набор помад, который приобрела у какого-то барыги, и зачетка. По лестнице скатывается шумная компания. А мы все молчим: смотрим в окно, на батарею, друг на друга... Часа через полтора Слава выдает первую фразу: «Как думаешь: ты мне нравишься или я тебя люблю?» От смущения роняю глаза в пол: а портфеля-то моего нет! Вспоминаю, что мимо пробегала какая-то шпана… Пулей вылетаем из подъезда, ловим милицейский «каблучок». Стражи порядка нас же и отчитывают: «Следите за своими вещами!» Это и было единственное признание в любви за всю нашу жизнь… Молчуны!


Фото: из личного архива М. Бутусовой

В следующий раз Слава повел меня в кафе после института - был готов прокутить «трешку». Я ела мороженое, а он все так же молча любовался мной и что-то писал на столе, прикрывая свое творчество ладонью. Пришло время расплачиваться. Официант берет купюру, а трехрублевка испещрена любовной лирикой! И он, конечно, отказывается ее принимать: «Зачем вы испортили деньги?» Уже и не помню, как выкручивались, - наверное, встретили знакомых…

После многочисленных ночных прогулок я набралась смелости познакомить со Славой маму. Она бросила фразу: «Привела какого-то татарина…» - такое было ее первое впечатление. А потом так самозабвенно его полюбила! Ведь Слава был рядом, когда в нашей семье случилось горе…

Мама сорвалась по звонку из больницы: отца нашли на улице истекающим кровью.

Бутусов Вячеслав Геннадьевич (р.1961) – российский рок-музыкант, лидер и вокалист групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер», писатель.

Детство

Слава появился на свет 15 октября 1961 года в пригороде Красноярска – посёлке Бугач. В те годы в Сибири шло грандиозное строительство, и родители Бутусова по комсомольской путёвке отправились туда возводить гидроэлектростанцию, где и произошла их встреча.

На фоне этой гигантской стройки прошло детство Вячеслава. Эти годы он называет красивыми, помнит большой дом барачного типа, посередине двора огромное дерево. Сейчас, когда он пересматривает свои детские фото, музыкант испытывает чувство какой-то беспредельности. Бараки, где они проживали, грязь вокруг и нищета, а лица у всех светятся счастьем.

Бутусов прожил уже больше полувека, но, по его словам, регулярно возвращается в счастливые моменты детства, для него это как короткий отпуск. Только в эти мгновения можно ощущать состояние абсолютной радости и божественного прикосновения.

Нельзя сказать, что Слава был чересчур обласкан, отец с ним никогда не сюсюкался. Но зато у папы такая душеспасительная способность, что сын и в детстве, и уже будучи взрослым, мог снять рядом с ним с себя все доспехи и выдохнуть.

Мальчишкой он мечтал стать индейцем. Для осуществления мечты у него всё было – стрелы и лук, брюки с бахромой, перо для волос, мокасины, томагавк и фотография югославского киноактёра Гойко Митича, который всё время играл в кинофильмах индейцев.

Среди его спортивных детских увлечений главное место занимал хоккей, этот вид спорта очень нравился Вячеславу, и с мальчишками зимой он частенько гонял шайбу. Но мама отвела и записала его в художественную школу. Мальчик воспринял это как должное и особо не сопротивлялся. Он стал заниматься рисованием, и был счастлив от этого, потому что открыл для себя совсем иной мир.

Школьные годы

Вячеслава воспитывали законопослушным ребёнком, так что в школьные годы никакого бунтарского духа он не проявлял. Из-за отцовской профессии семье часто приходилось переезжать из одного города в другой, поэтому Бутусов сменил несколько школ, пока получал среднее образование – в Сургуте, Ханты-Мансийске, Красноярске. Для детской психики эти переезды были не слишком полезны, каждый раз мальчику приходилось вливаться в новый коллектив, привыкать к сменившейся обстановке. Но, с другой стороны, это способствовало расширению его кругозора, что стимулировало фантазию.

Ребёнком он рос увлекающимся, и если школьный преподаватель был интересен ему как личность, то и его предмет Слава учил хорошо. Но вот что плохо ему давалось, это заучивание наизусть стихов по литературе. И тогда он начал сочинять сам. С учительницей у юного Бутусова была договорённость, она разрешила ему не учить стихи из школьной программы наизусть в обмен на то, что на уроке Слава будет читать лирику собственного сочинения. Так появились первые, написанные Вячеславом тексты.

Когда Бутусов учился в девятом классе, семья очередной раз переехала, теперь в Свердловск (сейчас это город Екатеринбург). Здесь он окончил школу и получил аттестат. К этому времени Вячеслав уже начал потихоньку увлекаться музыкой, слушал радиостанции «Юность» и «Голос». Его главным пристрастием была группа «Led Zeppelin», записи которой он стал слушать, когда в седьмом классе ему купили магнитофон. А когда в старших классах родители подарили Славе гитару, он понемногу стал сочинять свою музыку и даже сколотил школьную группу «BIGVIRUS».

Развитию музыкальных способностей у Вячеслава способствовало также то, что мама работала в филармонии. У парня была возможность регулярно бывать на концертах популярных советских исполнителей того времени. Первыми отечественными исполнителями рока, которых Бутусов услышал вживую, была группа Александра Градского «Скоморохи». Он до сих пор помнит, какой шок они вызвали у публики, выйдя на сцену с взъерошенными волосами и в помятой одежде.

Институт

Для продолжения дальнейшей учёбы Слава выбрал Свердловский архитектурный институт. Студенческая жизнь началась с поездки на осеннюю уборку картофельного урожая. Каждый трудодень молодёжи заканчивался вечерними сборами у костра, где по очереди играли на гитаре. Вячеслав наигрывал мелодии группы «The Rolling Stones», вот только слов он не знал, поэтому бормотал под нос что-то не совсем вразумительное. Тем не менее ребята слушали его, открыв рты.

Уже в 1979 году, на первом курсе, произошло знакомство Вячеслава с сокурсником Дмитрием Умецким. Ребят объединило увлечение музыкой, они стали неоднократно собираться и вместе играть по вечерам. Оказалось, что у Вячеслава хороший голос, а Дмитрий почти в совершенстве владеет английским языком и имеет целую коллекцию зарубежных пластинок. Парни играли то, что знали и что у них получалось подбирать. Из отечественных групп предпочитали «Машину времени», Константина Нильского и «Воскресенье», из зарубежных ‒ «Led Zeppelin».

Пять студенческих лет, сама атмосфера в творческом ВУЗе стали для Бутусова эйфорией, каким-то блаженством. Институтская аура питала его, он ориентировался в ней, легко жил и дышал. Несмотря на то, что уже после первого курса Бутусов был женат и имел ребёнка, его хватало на всё – на семью и учёбу. При этом он обязательно выкраивал время на творчество, всегда ходил на репетиции с ребятами.

Ближе к получению диплома Бутусов и Умецкий уже стали писать свои песни, что привело в 1983 году к записи любительского альбома «Переезд». В этом же году произошло знаковое знакомство Вячеслава и Дмитрия с поэтом Ильёй Кормильцевым.

Сразу после получения диплома Вячеслав устроился на работу в проектный институт архитектором. Вместе с коллегами он занимался разработкой свердловского метрополитена. А по вечерам они продолжили с Дмитрием репетиции в городском рок-клубе. И тут в голову Бутусову пришла идея о создании своей рок-группы. Для начала нужно было купить хорошую гитару. На её приобретение жена Вячеслава заложила все свои золотые украшения в ломбарде.

«Наутилус Помпилиус»

В 1985 году Бутусов, Умецкий и Кормильцев записали свой первый профессиональный альбом, который назывался «Невидимка». А в следующем 1986 году это же трио записало пластинку с названием «Разлука», с выходом которой началось триумфальное шествие по просторам СССР роковой группы «Наутилус Помпилиус».

Их официальной датой создания считается 1982-1983 годы, когда Бутусов и Умецкий работали над своим первым альбомом «Переезд». С этого времени неоднократно менялся и состав группы, и их музыкальный стиль.

А после того, как пластинка «Разлука» в буквальном смысле слова разлетелась по огромному Советскому Союзу, группа не просто прогремела на всю страну, она накрыла её «наутилусоманией». Теперь музыканты поняли, что заниматься творчеством между делом нельзя, здесь нужен профессиональный подход. Очень тяжело было принять такое решение, но Бутусов всё-таки уволился с работы. С того дня всю свою дальнейшую жизнь он посвятил музыке. Точно также поступил и Дмитрий Умецкий.

У обоих музыкантов в семьях подрастали дети, нужен был стабильный заработок, так началась череда бесконечных гастролей по стране. На сцене они были абсолютно новыми – в квазивоенной форме, с выразительной, но скупой пластикой. Они бросали вызов серым, ущербным и заурядным будням. Среди своих поклонников музыканты распыляли атмосферу пьянящей свободы.

Вряд ли найдётся человек из поколения конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века, которые бы не слышали или сами не напевали «наутилусовские» композиции:

  • «Гороховые зёрна» (хлоп-хлоп);
  • «Доктор твоего тела»;
  • «Я хочу быть с тобой»;
  • «Скованные одной цепью»;
  • «Казанова»;
  • «Шар цвета хаки»;
  • «Князь тишины»;
  • «Апостол Андрей»;
  • «Одинокая птица».

Успех был оглушительным, а в России как раз начиналось рождение шоу-бизнеса, что привело к разногласиям в коллективе. Состав менялся лихорадочно, начались ссоры. Всё это привело к тому, что в 1988 году из группы ушёл Умецкий. Вячеслав предпринял попытку примирения, они даже начали работу над альбомом «Человек без имени», но разногласия продолжились, и в 1989 году было объявлено о распаде группы.

В этом же году Бутусову, Умецкому и Кормильцеву присудили Премию Ленинского комсомола. Кормильцев по идейным соображениям от неё категорически отказался, так как в своё время комсомольская организация доставила рок-музыкантам много неприятных моментов, и получать теперь от неё награду было недопустимо. Бутусов на вручение премии не явился, а перечислил её частично в Советский фонд Мира, а вторую часть свердловскому детскому дому. Умецкий за премией пришёл и деньги забрал.

После этого Вячеслав перебрался в северную столицу Ленинград и сформировал новый состав группы. Поклонники прежнего «Наутилуса Помпилиуса» восприняли это скептически, и первые выступления были провальными. Но вскоре вышли новые альбомы «Наугад» (1990) и «Чужая земля» (1992), тем самым Вячеслав доказал, что новый коллектив творчески состоялся. Новые композиции стали не меньшими хитами, чем песни «Наутилуса Помпилиуса» конца 80-х годов:

  • «Гудбай, Америка»;
  • «На берегу Безымянной реки»;
  • «Прогулки по воде»;
  • «Лабрадор, Гибралтар»;
  • «Чёрные птицы».

В 1996 году группа записала последний альбом «Яблокитай». В июне 1997 года в государственном концертном зале «Россия» состоялся концерт с символическим названием «Последнее плавание», после чего они отправились в прощальный тур по стране и прекратили существование.

«Ю-Питер»

В 2001 году Вячеслав Бутусов и гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян основали новую рок-группу «Ю-Питер». Они исполняли песни групп «Кино», «Наутилиус Помпилиус», а также новый авторский материал.

Группа выпустила несколько альбомов, лучшими хитами стали композиции «Песня идущего домой» и «Девушка по городу», получившая в 2004 году награду «Золотой граммофон».

«Ю-Питер» просуществовал пятнадцать лет, осенью 2016 года отметил свой юбилей большим концертом в Москве. Потом состоялся длительный сибирско-уральский тур, на последнем концерте в Челябинске было объявлено о прекращении музыкальной деятельности коллектива.

Личная жизнь

Свою первую супругу Марину Добровольскую Вячеслав повстречал на первом курсе института. Они вместе первокурсниками поехали в колхоз. Марина любила вечерами слушать, как поёт Бутусов под гитару. Вернувшись из колхоза, они начали встречаться, а в скором времени жить вместе.

Вскоре в семье Марины случилось горе: хулиганы на улице напали на её папу и ударили по голове, возможно, это было связано с его профессиональной деятельностью, так как он работал судьёй. Вячеслав всё это время, пока отец Марины лежал в больнице, был рядом с ней и с её мамой, поддерживал, а потом решал организационные вопросы по похоронам. Через месяц после того, как похоронили папу, Марина поняла, что беременна. В январе 1980 года они с Вячеславом поженились, его родители помогли организовать шикарную свадьбу.

А летом у них родилась дочь. Сначала Бутусов в шутку предлагал назвать девочку Олимпиадой, так как она родилась как раз в разгар Летних Олимпийских игр в Москве. Но потом решили дать дочке имя Анна, а между собой ласково называли Бутусик-маленький.

Однако этим отношениям не суждено было стать долгими. Через тринадцать лет совместного проживания Марина и Вячеслав развелись.

Переехав в Ленинград, Бутусов познакомился со своей второй женой Анжеликой Эстоевой. Они поженились в 1990 году. Этот брак оказался счастливым, супруги уже отметили серебряную свадьбу. Анжелика подарила Вячеславу троих детей:

  • в 1991 году дочь Ксению;
  • в 1999 году дочь Софью;
  • в 2005 году сына Даниила.

Сейчас уже Вячеслав Бутусов – счастливый дедушка. Его дочь Ксения вышла замуж и в конце 2013 года порадовала родителей чудесной внучкой с интересным именем Дивна.

Вячеслав проживает не в самом Санкт-Петербурге, а в его пригороде – Пушкине. Ведёт жизнь спокойного, уравновешенного и мудрого человека. Взялся за перо, написал книги: «Виргостан», «Антидепрессант. Со-Искания», «Архия».

Редким этим летом погожим днем мы с командой взяли курс в сторону Царского Села, где уже много лет живет со своей семьей - женой Анжеликой, дочерьми Ксенией и Софьей, сыном Даниилом и внучкой Дивной музыкант Вячеслав Бутусов. Загородная жизнь определяет сознание: помимо альбомов для группы «Ю-Питер» Слава написал здесь три книги. По мотивам последней - «Архия» - он к своему 55-летнему юбилею в октябре готовит премьеру концерта-спектакля «Пробужденная радость» в Академической капелле. Название взято у новеллы, состоящей из притч, а отобранные композиции на тему пробуждения высокого чувства любви исполнит сам автор в сопровождении фортепиано и хора капеллы. Еще один юбилей - двадцать пять лет совместной жизни - интересует нас ничуть не меньше, ведь четверть века в рок-н-ролльной среде равно вечность. На ум приходят заграничные пары-неразлучники из шоу-бизнеса: Стинг и Труди Стайлер, Боно и Элисон Хьюсон, даже Осборны. А из русских, кроме Бутусовых, никого и не вспомнить. Они ведут образ жизни, приличествующий воцерковленной семье: прихожане Знаменской церкви даже детей обучали в православной общеобразовательной школе своих соседей Шостаковичей.

Для съемки мы осадили павловскую крепость «БИП», ныне камерный отель, где в номерах стоят кушетки из карельской березы XVIII века, а в ресторане суп из чечевицы с олениной подают в антикварной тарелке. В замке, за неимением своей дачи, семья часто и с удовольствием собирает в гостиной друзей и соседей «имен не громких, но людей замечательных» на долгие чаепития и разговоры. У нас все готово, и мы ждем героев. Облазив с фотографом Валентином Блохом все окрестные лопухи в поисках идеальной локации, мы меланхолично потираем покусанные неведомыми насекомыми ноги, стилист Юля Журавлева развешивает кутюрные наряды по всему номеру так, что официант, вплывающий с десятой чашкой кофе, чуть не роняет серебряный поднос: количество вещей тянет на уверенный универмаг. Ровно за неделю до этого в Тронном зале Екатерининского дворца в рамках проекта «Ассоциации» модельер Леонид Алексеев показал долгожданную коллекцию «Царские дочки» с использованием традиционных техник вологодского, вятского и елецкого кружева, бисерного шитья и ростовской финифти, посвященную семье последнего императора. «Все сошлось!» - подумали мы, рассматривая мудборд истории - фотографии последних Романовых, - и вынесли из студии модельера даже соломенные канотье.

Надо признаться, мы немного волнуемся: я обычно близка к обмороку, когда вижу красивых архитекторов, а Журавлева - рок-звезд. Сейчас нас ожидает полный комплект: рок-звезда, по образованию градостроитель и, что уж тут скрывать, кумир нашей молодости. На площадку Слава приезжает в жемчужном костюме-тройке Brunello Cucinelli, а Анжелика - в бежевом комплекте этой же мануфактуры. Выглядят потрясающе - и очень, очень буржуазно. Надо сказать, что с модой на ты оказываются все члены семьи - так, четыре года назад Слава выводил Ксению (между прочим, в кутюре) на бал дебютанток в Москве. У Анжелики тихий голос, в нем нет металлических нот, но мы не успеваем моргнуть - и вся компания оказывается одета так, как задумала именно она, а многие наши предложения очень мягко, но отвергнуты: как слишком броские отметены драгоценные вышивки и яркие принты. Прошли ревизию благородный бежевый, белые кружева, жемчуг и винтажные броши Chanel. Сразу становится понятно, кто рулевой этого ковчега. Я понимаю, что это самый глупый вопрос на свете, но меня несет неведомая сила и я произношу: «А как же вы познакомились?» Анжелика смеется (и спасибо ей за это). «Эту историю я уже рассказываю как житейскую сказку - она невероятно длинная. Мне было лет семнадцать, когда я впервые на месяц поехала за границу, в Берлин, к своим друзьям-художникам - тогда в моей компании кого только не было: живописцы, йоги, музыканты. На выходные они уезжали навестить родителей, а я боялась оставаться одна в незнакомом доме и включала повсюду свет и музыку. Из коллекции пластинок я выбрала „Наутилус Помпилиус“ и Шаде. Каждый день я засыпала и просыпалась под Славин голос - и привыкла к нему как к родному. Когда вернулась в Петербург, то пошла работать на „Ленфильм“ помощником режиссера - и у входа немедленно столкнулась со Славой, который что-то обсуждал со своим директором. Все, что я тогда успела подумать: „Надо же! Материализовался!“»


Метафизика, как стало ясно, играла огромную роль в их отношениях. Оставшись без родителей в раннем детстве, Анжелика мечтала о крепкой и спокойной семье: «Я никогда не знала, что такое покой и беспечность. До сих пор продолжаю искать метафорических маму с папой и, встречая новых людей, подсознательно делю их на хороших и плохих родителей.

Я благодарю Бога за то, что не озлобилась, ведь многие дети в моем положении стали воспринимать мир как бесконечно недружелюбный, так и не избавившись от травмы. Я же абсолютно доверяла вселенной, верила, что хотя жизнь в момент и похожа на страшную сказку, я все равно встречу родственные души. Как претерпевший человек, я могу сразу понять, кто передо мной, такое автоматическое глубокое сканирование. Когда мы встретились, я увидела редчайшего аристократа духа: очень печального и одинокого. Мне сразу стало удивительно спокойно и радостно, такие отеческие и светлые флюиды от него исходили. Я могла говорить или молчать, не принимать никакие позы, все было предельно комфортно, а ведь мне было всего семнадцать лет. У меня возникло ощущение, что наши души притянулись и склеились, как в Писании: „И прилепится человек к жене своей; и будут одна плоть“. Так и мы за эти годы стали одним целым». На этом месте я опасливо интересуюсь, а не бывает ли скучно? Не надоедают ли порой такие «судьбы скрещенья»? И нет, не надоедают: «Человек, которого любишь всей душой, тебе интересен всегда. Иногда знакомые говорят, что им в жизни не хватает адреналина. Мне это совершенно не нужно, я предпочитаю ритуалы, ежедневно видеть любимых, читать вместе по вечерам».

В это время фотограф и стилист ловят по крепости остальных членов семьи, и наконец все собираются вместе. У нас перехватывает дух - так благородно смотрится семья на фоне расписанного пасторальными сценами камина. И сцена эта точь-в-точь совпадает с нашим царским мудбордом. Анжелика рассказывает, что она уже в который раз перечитывает письма - духовные наставления императрицы Александры Федоровны и ее сестры Елизаветы, которые оказались невероятно созвучными и современными образу ее жизни. За великих страстотерпцев семья молится в пушкинской Знаменской церкви, в которую Николай II собственноручно передал икону преподобного Серафима Саровского в серебряном окладе. Слава роняет: «Есть семьи, которые живут более правильным и полноценным укладом, чем мы, - и это меня очень радует. От них, пронесших и укрепивших отношения, исходит такая энергетика, которую каждый человек подсознательно ищет. Нужно найти для себя образец, потому что у любого пути должен быть вектор». И всей нашей группе кажется, что материализация этого образца происходит на наших глазах. Мы расспрашиваем, кто чем увлекается. У Ксении актерское образование, но все свое время она уделяет своему главному проекту - дочери Дивне. Софья поступает в Академию имени Штиглица, чтобы осваивать, как и мама в свое время, профессию искусствоведа. А еще она превосходно рисует. Десятилетний Даниил - фанат биологии - и помимо разведения многоножек-кивсяков он собирается путешествовать, изучать фауну и иметь собственную программу как британский телеведущий-натуралист Дэвид Аттенборо. Параллельно ему бы хотелось освоить орган, кунг-фу и разобраться со своими страхами - боязнью зеркал и грязи, в чем ему помогает ежедневная молитва. Похоже, будущее Бутусовых в надежных мужских руках.


Человеку творческому сложно воспитать даже себя: только начнешь, как муза прилетит, а если не прилетит, еще хуже. И часто детям в богемных семьях внимания достается немного, потому что инфантилизм взрослых требует его львиную долю. Перед нами же идеально воспитанные дети, образованные, артистичные - полная идиллия. «Творчество - мощнейшая энергия, - соглашается Анжелика - Такой глубокий и мистический человек, как мой муж, настолько правдолюбив и искренен, что можно обжечься об эту искру. Таким редким аристократам духа и нужна мощная духовная опора, иначе невозможно быть убедительным. Он волнуется не о житейском, а о том, чтобы понять смысл жизни и донести его до других, утешать и делать мир лучше. Борис Гребенщиков правильно сказал: они - чудотворцы. С воцерковлением его перестало разрывать на части, он смог себе все объяснить и обрел гармонию - всем от этого стало хорошо. Стереотип, что рокер и в пятьдесят должен скакать в старой косухе с банкой пива и сигаретой. Человек либо развивается, либо деградирует, других вариантов нет. Понятно, что многое им переосмыслено. В период катарсиса Слава даже менял тексты известных всем песен двадцатилетней давности. Ведь важно, какие мы в настоящий момент, а не то, какими мы были в прошлом». Слава вступает: «Самое ценное, что мне открылось, - ясность, простота и доступность законов жизни. Я продирался через буреломы, а нашел элементарные ответы. В нашем подсознании все они заложены, но проявить их - настоящая духовная работа. Без нее мы живем в суррогатном измененном состоянии: столько мусора в наших головах, что мы многое воспринимаем искаженно, через кривые зеркала. Я рассматриваю свой путь как самоотверженность, в том смысле, что я от многих вещей отказался. Сейчас кажется, что все далось легко, ничего страшного в этом не было. Но если думать об этом заранее, то дорога показалась бы мне невозможной. Меняться в течение нескольких лет представляется немыслимым. К сожалению, многие моменты быстро не выкорчевать - и масштаб вначале пугает. Миллион раз прочесть молитву, чтобы стяжать дух святой, - это же вечность. Я просто вверился в руки Господа. Я точно не сделаю лучше, чем задумал Господь. Неожиданно самые сложные ситуации, над которыми я бился полдня, неделю, год, разрешаются самым благоприятным образом и в одно мгновение. Это труд - все время находиться в определенном ровном состоянии. Для этого существуют простые практики - молитвенные. Что это дает? Мир становится объемным. Ты радуешься всему, больше видишь, больше замечаешь». Анжелика продолжает: «Слава очень мудрый человек. Вера помогла ему увидеть глубины, которые в нем и так были. Такой ключ открывает все правильные и нужные двери. Я крестилась в восемнадцать лет, а муж - в тридцать. Поразительно, что это был один и тот же священник. Было трудно - мы проходили все этапы, в том числе косые взгляды и умение от них абстрагироваться, решать другие задачи. Мы пережили тернистые десять лет, боролись с пороками. Ведь свобода - мистическое понятие, которое означает вовсе не разрешение делать что угодно, а свободу от греха, когда душе легко и радостно. Для нас это стержень, который помогает устоять и уцелеть в этом мире. Нам важно созерцать, видеть природу, видеть красоту: одним деревом можно любоваться часами, а изучить его - жизни не хватит».

текст: Ксения Гощицкая
фото: Валентин Блох
продюсер : Ксения Гощицкая
ассистенты фотографа: Александр Огурцов, Анна Шкляева
Стиль: Юлия Журавлева
ассистенты стилиста: Олеся куприна, Адель Дуйсалиева
визаж: Ника Баева
прически: Ольга Васильева

Благодарим отель и ресторан «Замок „БИП“» и холдинг Gutsait Group за помощь в организации съемок

Магазины: Brunello Cucinelli: Brunello Cucinelli; Leonid Alexeev: Leonid Alexeev; Swarovski: Swarovski; ДЛТ: Armani Junior, Gianvito Rossi, Isabel Marant, Chloe, Burberry, Oscar de la Renta

Нам очень повезло, что мы застали Вячеслава Бутусова дома. До отъезда в тур со своей группой «Ю-Питер», легендарный музыкант пригласил HELLO! в свой дом в Пушкине и познакомил с женой Анжеликой и тремя детьми.

«Именно любовь преображает человека, раскрывает его лучшие качества и делает его свободным»

Для поколения конца 80-х – начала 90-х Вячеслав Бутусов больше, чем просто исполнитель. Он посланник «новой волны», бросивший вызов всему старому и заурядному, надоевшему и ущербному, символ пьянящей свободы, атмосфера которой царила на концертах «Наутилус Помпилиус». Настоящий герой рок-н-ролла и сам был свободен от любых стереотипов и правил. Но жизнь в постоянном угаре, с привкусом портвейна не могла продолжаться долго – время изменилось, изменились люди. «Наутилуса» уже нет, но 8 лет существует группа «Ю-Питер», исполняющая помимо новых песен незабвенные хиты «Нау».

Песни «Наутилуса Помпилиуса» у нас в крови, недаром герой культового балабановского «Брата» живет ими, как дышит. Сего дня Бутусову достаточно просто выйти на сцену и молчать – «Скованные одной цепью», «Одинокая птица, ты летаешь высоко», – эти простые и ассоциативные тексты станут проигрываться в голове сами собой. Для огромного количества людей Вячеслав Бутусов – тот, кто когда-то давно прошептал на ухо: «Я хочу быть с то бой», и спросил: «Где твои крылья, которые нравились мне?».

За 25 лет Вячеслав Бутусов мало изменился внешне, но совершенно переменился внутренне. Остается только догадываться, что пришлось пережить ему и его близким, но пройдя огонь, воду и медные трубы, рокер обратился к религии. Примечательно, что теперь его жизнь более регламентирована – с некоторых пор музыкант и отец большого семейства ведет православный образ жизни. Правда, склонность к отшельничеству у Бутусова была всегда. Его дом в пригороде Петербурга похож на театральную декорацию – красивый и хрупкий мир, в который пускают только близких друзей. Ангелы и эльфы, мечники и маги, лошади и женщины-кошки на фоне песочных, бежевых, цвета слоновой кости и кофе с молоком стен. Обитатели этого дома сами похожи на сказочных героев, сошедших с гобеленов эпохи классицизма. Изысканное оформление дома – полностью заслуга Анжелики. «Ощущение нашего светлого, теплого, уютного дома я всегда носила с собой. А когда пришло время воплощений, я зашла в пустое помещение и просто «выдохнула» его. Близким понравилось, дом сразу стал любимым», – говорит она. Удаленный от центра Северной столицы Пушкин (Царское Село) как место жительства был выбран только отчасти из-за уединенного образа жизни этой семьи: «Здесь много зелени, относительная тишина, храмы, дух поэтической истории. А затвор мой теперь весь в голове», – говорит Бутусов. Все его большое и очень красивое семейство выглядит спокойным и счастливым тем самым «тихим счастьем», о котором писал Толстой. О больших переменах в духовном мире, переоценке ценностей Бутусов говорит легко и просто. Может, потому что в его истории большую роль сыграл пример коллеги-музыканта. Значит, и его опыт будет кому-то нужен.

– Еще 10 лет назад в личном интервью Константин Кинчев сказал: «Рок-музыкант или приходит в церковь, или вырождается, третьего не дано». Его позиция сильно на вас повлияла?

– Я всегда с большим уважением относился к Константину, поэтому внимательно наблюдал за теми метаморфозами, которые в нем происходили, когда он обратился к религии. Я был по-настоящему впечатлен его практическим опытом, но поначалу растерялся и приуныл – это обычно бывает с людьми, которые внушили себе, что их поезд давно ушел. Но постепенно я осознал, что другого пути не вижу и надо начинать жить по-божески – даже не для себя, а прежде всего для родных и близких. Сначала я двигался вслепую, словно наощупь, но в результате возникло то душевное прозрение, когда человеку открываются чудесные явления. Их суть невозможно было не заметить.

– А можно поподробнее?

– Я понял, что именно любовь преображает человека, раскрывает в нем его лучшие качества, делает его свободным. И человек обретает способность радоваться по-настоящему.

– Вы по гороскопу Весы. Этот знак стремится к гармонии и уравновешенности. Можно ли сказать, что ваш нынешний образ жизни является компенсацией за бурно проведенные 80-е?

– Смело можно так сказать. Я сполна накочевряжился, поэтому теперь стремлюсь к смирению и раскаянию.

– В последнее время вы говорите, что рассматриваете концертную деятельность как форму послушания, эта работа для вас – настоящее испытание. Почему вы не смените род деятельности? Ведь быть рок-звездой для глубоко религиозного человека действительно непросто.

– Последние несколько лет мне часто задают такой вопрос. И я начал задумываться об этом. Конечно, очень хотелось бы в силу своих возможностей заниматься чем-нибудь поспокойнее: рисовать, писать или просто работать в студии. Но мне пока не под силу изменить обстоятельства. Всему свое время.

– Кстати о времени – популярность альбомов «Князь тишины» и «Титаник» более чем понятна, но прошло уже более 20 лет, и эти песни звучат более мощно и актуально, чем многие современные композиции. У нас нет достойной альтернативы или, по сути, ничего не изменилось?

– Чем качественнее материал, тем долговечнее костюм. Мы, конечно, много напортачили, чего греха таить. Мы и глумились, и ехидничали, но в целом стремились к добросовестности. А по сути, действительно ничего не изменилось и не изменится никогда. Борьба человека с самим собой – это вечная история.

– Среди ваших знаменитых песен есть посвящения кому-то из близких?

– По большому счету я давно уже пишу две нескончаемых песни, одна из них радостная, а другая – скорбная. Чаще всего я черпаю настроение из того, что происходит в непосредственной близости. То есть в семье. Поэтому каждую из своих песен я посвящаю кому-то из близких – иногда открыто, иногда инкогнито.

– У вас большой стаж семейной жизни. Вас никогда не пугала такая перспектива? Казалось, в ваших песнях часто звучал скепсис: «…это знала Ева, это знал Адам. Колеса любви едут прямо по нам» или «…никто и никогда не вспомнит самого главного у безмятежной и медленной реки».

– Не то чтобы меня пугала перспектива семейной жизни… Просто долгое время я пребывал в состоянии абсолютной безответственности, свойственной молодости. Я пытался убедить себя, что плыть по течению можно еще долго, пока однажды не услышал угрожающий шум водопада. (Улыбается.) По натуре своей я скептик и воюю с этим давно – с помощью самоиронии. Тем не менее, как только мы познакомились с Анжеликой, я, не церемонясь, заявил, что «у нас будет много детей». И сам расценил это сначала как свойственную мне браваду – вот, дескать, с языка сорвалось. Только потом я принял эти слова, как посланные свыше.

– Вы как-то упоминали, что Анжелика раньше не была вашей поклонницей и даже не узнала вас в лицо. При каких обстоятельствах вы познакомились?

– Нас познакомил общий приятель Михаил, впоследствии ставший крестным нашей первой дочери Ксении. Встреча с Анжеликой произошла на улице, и я ужасно смущался фингала под глазом, которого не могли скрыть даже черные очки. Анжелику это обстоятельство ничуть не смутило, а даже развеселило. Я не мог не оценить такого великодушия.

– Анжелика, могли бы вы рассказать свою версию знакомства с Вячеславом? Сыграл ли свою роль в этой истории его магический голос?

Анжелика. Удивительно, но факт – все началось с голоса. Окончив школу с углубленным изучением китайского языка, я оказалась не в Китае, как мне хотелось, а в Германии, в Западном Берлине. Месяц я жила у своих друзей, талантливых художников. Когда ребята уезжали ночевать к родителям, я спала с включенным ночником, потому что с детства боялась темноты. К моему удивлению, среди пластинок, которые были в доме, я обнаружила одну, близкую и родную – Nautilus Pompilius. Так, на протяжении месяца Славин голос добросовестно убаюкивал меня почти каждую ночь. С ним я засыпала и просыпалась… Вернувшись домой в Петербург, одним летним утром я отправилась на работу на «Ленфильм». Подходя к киностудии, я услышала очень знакомый, почти родной голос и увидела Славу. Улыбнулась в душе и подумала: «Надо же, материализовался…»

– Вячеслав не раз говорил, что ему повезло с женой. Вот цитата из одного интервью: «У меня был период, когда я мог днями лежать на диване и ничего не делать. Я бы убил такого человека, но Анжелика как-то вытерпела». Как же вам удается жить в мире и согласии, когда рядом такой характер?

Анжелика. Рядом со мной замечательный человек, но в нашей жизни был период, когда Слава особенно нуждался в помощи. И кто, как не я, должен был помочь ему? Когда любишь человека, точно знаешь, каков он на самом деле, ведь только любящий взор видит то, что незаметно обычному взгляду. Я помогала побороть ему то лживое и искусственное, что искажает человека. Слава не только смог справиться со своими пороками, но помог и мне понять очень многое и изменить в себе. Вместе мы справились, поверили друг в друга. Это было его возвращение к себе настоящему. Один замечательный человек, о браке сказал так: «Благодаря взаимной вере и любви два человека перерастают всякую рознь и делаются единым существом, одной личностью в двух лицах. Когда они относятся друг к другу, как к святыне, все свои отношения, включая и телесные, превращают в таинство, в нечто, превосходящее Землю и возносящее в вечность». Мы вместе уже 20 лет. Или всего 20 лет… У нас трое детей, и все они рождены в любви, а наши отношения свежи, полны трогательного ожидания. Слава – мой самый родной, близкий человек. Есть аристократы по крови, а он аристократ по духу.

– Поздравляю с круглой датой. Как в вашей семье принято отмечать праздники?

Анжелика. Мы любим проводить праздники в кругу семьи. Но очень ценим общение с хорошими людьми, поэтому в нашем доме случайных гостей не бывает – это близкие друзья, родственные души. Очень любим путешествовать всей семьей, недавно открыли для себя чудесное место – отель Chateau Mcely под Прагой. Там мы встречали прошлый Новый год. Незабываемые впечатления: звездное небо, чистый воздух, лес, пение птиц…

– Неужели, находясь вместе, вы всегда пребываете в состоянии благостного умиротворения? Едва ли найдется семья, в которой распределение обязанностей не вызывает споров…

Вячеслав. Мои родители были трудягами. У нас не было никакой иерархии или дискриминации, я с детства видел, что семья – это целостный, универсальный организм. Мы с Анжеликой все семейные задачи стараемся решать совместно. Женская интуиция плюс мужская логика – это мощная сила. Сегодня ты голова, а завтра – пятка левой ноги, и в этом нет ничего обидного. Быть солдатом – ничуть не меньшее призвание, чем быть генералом.

– В вашей семье принято воспитывать детей в строгости?

Анжелика. В нашей семье принято любить детей. А строгость должна быть обоснованной и выражаться в достойной форме. Наш мир обделен материнской любовью, поэтому он такой черствый и больной. Сердце матери должно быть наполнено любовью, заботой о детях – ведь если мать порочна, то хрупкий детский мир рушится. Царь Соломон говорил: «Ходите чистыми путями, и жизнь ваша будет чистой». Когда я смотрю в глаза своих детей и мужа, я вижу в них присутствие Бога. Кроткий, добрый человек – вот вершина воспитания.

– Вячеслав, вы давно папа дочерей, но лишь недавно стали отцом сына. Наверное, очень ждали мальчика. Каково вам в этой роли?

Вячеслав. Когда родился Даниил, у меня начался новый удивительный этап, я даже не предполагал, что жизнь может приобрести новый смысл. Даниил меня очень воодушевил своим появлением – глядя на него, я испытываю вдохновение. Дети вообще способствуют творчеству – так, 10 лет назад, играя с дочками, у меня появились идеи, которые я частично воплотил в альбоме «Овалы», а также в концертной программе «Бибигония», где принимали участие детские коллективы.

– В вашей семье все люди творческие: старшая дочь Анна работает гримером на телевидении, средняя, Ксения, учится на театральном факультете, а Софья рисует. После выхода сборника «Виргостан» оказалось, что вы еще и пишете философские притчи. Не думали создать что-то общими усилиями?

Вячеслав. К вышеперечисленному добавлю, что Анжелика – историк-искусствовед, а Даниил – замечательный постановщик. В такой компании я бы с удовольствием снял мультфильм о спасении человечества от собственного невежества.

Редакция портала “Православие и мир” благодарит журнал “Hello! ” за предоставление материала.