В Румынии под Бухарестом находится один из самых богатых городов в мире – цыганский Бузеску. В нём находится около 800 домов, каждый стоимостью от 2 до 30 млн. долларов. Это Беверли-Хиллз №2 – столица цыган-миллионеров.

«Король» румынских цыган Флориан Чиоаба (ему титул достался по наследству от отца) имеет до 50-80 млн. евро в год. К его клану Колдаш принадлежит около 300 семей, и минимум половина из них имеет дома стоимостью от 3 млн. евро.


Общий доход «короля» и его клана приближается к 300-400 млн. евро в год. Он складывается из подношений рядовых цыган в общак (отчисления – до 5-10% от криминальных и полукриминальных доходов), контрабанды сигарет из Румынии в Западную Европу, гостиничного бизнеса и торговли.


Похожая картина наблюдается в среде цыганской «элиты» и других стран Восточной и Центральной Европы. Даже в нищей Молдавии цыганский «барон» Артур Черарь и его клан имеют до 20-40 млн. евро в год. А в Косово клан «барона» Неджмедина Незири – до 100 млн. евро в год (в основном косовские цыгане промышляют в Германии и Австрии).


Как и большинство остальной «элиты» Восточной Европы, а также бывшего СССР, эти цыгане нарочито демонстрируют роскошный образ жизни, буквально купаясь в золоте (на внутреннюю отделку дома цыганского «король» Румынии Флориана Чиоаба ушло до 55 кг золота). Из их сверхдоходов «быдлу» перепадают лишь крохи, да и то – в основном за какие-то грязные дела. Не вызывают возмущения сверхроскошь «элиты» и у подчинённого им народа: втайне большинство из низов мечтает, что когда-то тоже сможет стать обладателям золотого унитаза и «права первой ночи».


Цыгане-миллионеры Восточной Европы – это идеальный пример для либертарианцев. Всего добились сами, без помощи государства. Налогов не платят, но и от власти ничего не требуют. Живут в полной свободе – от предрассудков брачного законодательства, с оружием, и т.п. «Цыган расправил плечи», – наверное, Айн Рэнд сегодня так назвала бы свою книгу-пособие об идеальной жизни либертарианца.


Октябрьский номер журнала National Geographic рассказывает о жизни цыган-миллионеров в их мировой столице – румынском городе Бузеску. Этот населённый пункт расположен в 80 км к юго-западу от Бухареста Его население – 5 тыс. человек. В Бузеску построено около 800 домов, каждый стоимостью от 2 до 30 млн. долларов. В целом стоимость всего этого недвижимого имущества цыган-миллионеров оценивается в 4 млрд. долларов.


Как и их собратья с российской Рублёвки, цыгане из Бузеску не платят никаких налогов государству, формально считаясь безработными либо владельцами фирм с нулевым балансом. Есть, правда, одно исключение – их виллы считаются недостроем, а потому облагаются небольшим налогом на имущество, обычно это 200-300 евро в год.


Один из таких цыган-миллионеров по фамилии Парачив рассказывает, как он стал богачом. После установления капитализма в Румынии в 1989 году, основным промыслом предприимчивых цыган стала скупка чёрных и цветных металлов (интересно, что такое же сколачивание первичного капитала было отмечено и в России). «Надо было быть дураком, чтобы после Революции 1989 года не построить себе 5 вилл!», – говорит один из миллионеров по имени Николай Марин.


Ну а затем сколотившие капитал цыгане занялись и другими бизнесами, к примеру, контрабандными поставками сигарет в богатые страны Евросоюза.


Как и в России, первым делом нувориши начали показанное сверхпотребление. Дорогие машины, дворцы, золото. Но есть одно отличие цыган-миллионеров от российских богачей – сегодня они выкачивают деньги не из своей страны, а из богатых европейских государств. Цыганско-румынские нувориши сколачивают деньгу во Франции, Италии, Испании. И эти капиталы вкладывают на своей родине – в Румынии. Тогда как российские нувориши, наоборот, предпочитают выкачивать деньги из России и вкладывать их в дворцы в Лондоне или на Лазурном берегу.

Комментарий фотографа Джереми Суттон-Хибберта: «С 1990 по 2006 годы я фотографировал лагерь народности рома в Синтести, Румыния, документируя жизни, традиции, прошлое и взгляды этих румынских цыган.

Мои фотографии передают период драматических изменений в лагере – его жители оставляют темное прошлое коммунистических лет позади и ступают на тропу к материальному богатству, доступ к которому могут дать новые возможности.

Лагерь постепенно превратился из скопления домов и традиционных палаток, лошадей и повозок в поселение, где весь доход (зарабатываемый от продажи металлолома) уходит на строительство фантастических домов и покупку автомобилей марки Porsche. Однако мировоззрение людей не изменилось, женщинам по-прежнему не дают образования и возможности работать, а желание заявить о себе и быть «европеизированными» не дает покоя».

(Всего 22 фото)

1. Молодежь народности рома идут с лошадьми по дороге в лагерь Синтести, недалеко от Бухареста. В лагере за лошадьми обычно присматривает молодежь. (Jeremy Sutton-Hibbert)

2. Наника Станеску (справа) шутит с членом семьи во время празднования Пасхи в лагере народности рома Синтести. (Jeremy Sutton-Hibbert)

3. Цыганка Папуша Михаи заснула со своей дочерью Гароафой после кормления грудью. На столе остатки пищи после празднования Пасхи – самого важного праздника в календаре румынских цыган. (Jeremy Sutton-Hibbert)

4. Девушка народности кальдерари в своем однокомнатном доме в цыганском лагере Синтести. (Jeremy Sutton-Hibbert)

5. Румын, нанятый цыганами, ждет среди металлолома, пока печь сплавит металл, из-за чего над цыганским табором нависает черное облако дыма. (Jeremy Sutton-Hibbert)

6. Похороны 4-летнего Флорина Михаи, скончавшегося от менингита в лагере румынских цыган в Синтести. Его семья бедна и едва смогла оплатить похороны. Флорина похоронили в любимой кепке, с цветами и деньгами. По традиции, румынский православный священник выливает на гроб пиво, произнося молитвы за упокой. (Jeremy Sutton-Hibbert)

7. Пасха – один из важнейших праздников в календаре румынской православной церкви. Замбила Михаи и ее брат Пуия (руки в карманах) идут рядом с повозкой с едой, напитками и подарками к дому дедушки. На заднем плане стоят два недостроенных особняка. (Jeremy Sutton-Hibbert)

8. Гета (впереди) и Папуша Михаи (вторая) с мамой (сзади) и невесткой Гароафой делают мыло в бидоне. (Jeremy Sutton-Hibbert)

9. Румынские на дороге к лагерю Синтести, недалеко от Бухареста. Фото было сделано в 1993 году. Сейчас на этой дороге много особняков, построенных не по архитектурным дизайнам, а по мечтам. (Jeremy Sutton-Hibbert)

10. Талиа Михаи, мать главы табора Синтести, рассказывает сказки своей внучке Гароафе в семейной палатке. (Jeremy Sutton-Hibbert)

11. Девушка и ее ребенок стоят у дома в цыганском таборе Синтести. (Jeremy Sutton-Hibbert)

12. Девочка народности рома по имени Миа стоит перед нарисованной на стене русалкой в старой части табора. Русалки – популярные украшения стен, хотя никто не знает, кто и когда впервые нарисовал их. (Jeremy Sutton-Hibbert)

13. 14-летняя замужняя девочка Градина Бадеа, которую члены ее семьи называют «талибкой» из-за смуглой кожи, стоит в поддельной футболке Dolce and Gabbanna в доме, где она живет со своей большой семьей. (Jeremy Sutton-Hibbert)

14. Вид на главную дорогу через Синтести из джипа «Porsche Cayenne». Мужчины поселка любят немецкие автомобили, считая их лучше других. И если они не могут водить машину, так как не умеют читать и писать, они нанимают водителей. 16 лет назад по обе стороны от этой дороги были поля, теперь здесь дорогие особняки, а роскошные автомобили ездят по тем же дорогам, что и традиционные повозки, запряженные лошадьми. Народность рома традиционно занимается сбором и обработкой металлолома, когда-то здесь производили дистилляционные аппараты, горшки и утварь, но теперь главный источник дохода – металлолом. Доход от этой отрасли пошел на строительство крупных домов в поселке Синтести, в 20 км от Бухареста, а также на покупку западных автомобилей, таких как «BMW», «Mercedes» и «Porsche». Кстати автозапчасти Mercedes в наличии есть всегда в местных магазинах. (Jeremy Sutton-Hibbert)

15. Металлолом собирают в саду перед продажей в литейный цех. (Jeremy Sutton-Hibbert)

16. Неиспользуемый компьютер в доме в цыганском лагере Синтести. Компьютер был куплен для того, чтобы иметь доступ к лондонской фондовой бирже для цен на металл. Компьютером никто не пользуется из-за отсутствия интернета и знания, как им пользоваться. (Jeremy Sutton-Hibbert)

17. 18-летний Раду Тома сидит в гостиной своего нового дома в цыганском поселке Синтести. (Jeremy Sutton-Hibbert)

18. На мероприятии по организации приданого (юбки и блузки) для 14-летней Гароафы Михаи другая женщина кормит грудью ребенка. Приданое для молодой невесты состояло из 200 юбок и блузок, а также из кровати, телевизора, холодильника, кухонной утвари и всех необходимых для дома вещей. (Jeremy Sutton-Hibbert)

19. Изабелла Михаи скучает на кресле, которое является частью приданого для ее старшей сестры Гароафы, которая выходит замуж за 13-летнего Флорина Лулу в поселке Синтести. Приданое принесли из дома Гароафы, чтобы положить на дорогу на всеобщее обозрение. На зарезали около 100 свиней общей стоимостью 30 000 долларов. На Гароафе было золотое «сальбе» — ожерелье из золотых монет общей стоимостью около 30 000 долларов. (Jeremy Sutton-Hibbert)

20. 14-летняя Гароафа Михаи танцует на улице со своим тестем Гогоаи Лулу на свадьбе. Ее мужем стал 13-летний Флорин Лулу. (Jeremy Sutton-Hibbert)

21. Цыганки танцуют на улице, освещаемой только проезжающими грузовиками, в день свадьбы 14-летней Гароафы Михаи. (Jeremy Sutton-Hibbert)

22. Кусок самолета с надписью «Европа» стоит у дерева в деревне Синтести. (Jeremy Sutton-Hibbert)

Румынские цыгане острохарактерны тем, что они везде. Начиная примерно с девяностых невозможно пройти по центру крупного европейского города, не наткнувшись на тётку, лепечущую с характерным акцентом:
- Молодой-красивый, дай копеечку! - на местном государственном языке. А поскольку лица на гаджинский взгляд у цыганок одинаковые, а костюмы все на одну цыганскую моду, то человеку, вздумавшему побывать во всех столицах Европы по очереди, будет казаться, что его преследует одна и та же зловещая женшшина.
Дядьки у румынских цыган, возжаждавшие познать сладкую заграничную жизнь, занимаются преимущественно двумя видами деятельности: музыкой и кражами. Те, что в музыке хороши, заключают контракты с крупными звукозаписывающими компаниями; те, что похуже, идут играть в метро, распугивая чернокожее население Парижа и сильно усатое Берлина непривычным звуками. Утончённые французы, полагающие, что родина любых цыган, не играющих джаз - Россия, время от времени задумываются о депортации туда своих музыкальных гостей и очень удивляются тому, что по документам те никак в Россию права попасть не имеют, а только, напротив, в Евросоюз.

С цыганами Европы, кстати, у румынских цыган крайне напряжённые отношения, но это будет раскрыто в постах о цыганах Европы:)

Румынских цыган очень любят фанаты Кустурицы и Гатлифа (особенно Кустурицы), поскольку в европейских столицах они встрёпанные, бедные, сильно окольцованные, поют, танцуют и воруют. Впрочем, румынские цыгане в собственно Румынии фанатов частенько разочаровывают, ибо там они гораздо разнообразнее. В Румынии они могут быть, видите ли, шахтёрами, академическими музыкантами, садоводами и изготовителями хозтоваров. Shit happens. Зато какие там бывают дома-а-а-а! Ну, мало таких. Но зато богатые за всех! А ещё там есть цыганский король! Почему он король? А он сам так говорит.

Румынские цыгане создали Румынии свою академическую музыку, и очень этим гордятся. В какой-то момент Румыния решила стать ну совсем культурной страной и открыть консерваторию. К большому удивлению инициаторов, во всей стране на тот момент не нашлось ни одного исполнителя академической музыки, который не был бы цыганом, да и те не знали нот - запоминали на слух с пластинок. Пришлось, говорят, звать чужих евреев, чтобы обучить своих цыган нотной грамоте. А уж дальше культурномузыкальная жизнь наладилась и пошла себе.

Кстати, все румынские цыгане знают, что прежде страна принадлежала им. А потом пришли злые румыны, цыган поработили, а страну, название и чуть-чуть языка забрали себе. Между нами - всё, кроме порабощения, миф. Но румынским цыганам в глаза это говорить не стоит, обижаются очень.

Совершенно поражает склонность румынских цыган к обнажению торса, куда там Хоакину Кортесу! Причём эта склонность не зависит от комплекции и возраста, а раньше не зависела и от пола - долгое время румынские цыганки вызывали жгучую зависть радикальных шведских феминисток обнажёнными по случаю тёплой погоды сосцами. Я знавала румынского цыгана, который русской зимой шёл по улице в плаще - распахнутом, под ним рубашке - распахнутой, голой коричневой грудью наружу. Когда его спрашивали, комфортно ли ему вот так-то, он смотрел удивлённо и сообщал, что ветра нет.

Если вам надо выдающихся румынских цыган, то это будут Ион Войку, Серджу Челибидаке и Рона Хартнер. А если вы жаждете их искусства, то у них его очень много. Я вот лично люблю слушать их группу «Fanfare Ciocarlia», душевно играют!

А муж мой говорит, что всё шахтерское движение Румынии всегда держалось на цыганах. Естественно, шахтёрах.

Румыны - один из романских народов, проживающий в юго-восточной части Европы. Развитие в тесной связи с другими этносами оставило свой отпечаток на их менталитете и внешности. Румыны позаимствовали у болгар православную веру, у украинцев - мягкий нрав и спокойный характер, у цыган - любовь к песням и музыке. Более подробно о румынской нации рассказано в статье.

Румыны: этногенез и распространение нации

Румыны (по рум. Români) - один из народов романской группы, к которой, помимо прочих, также причисляют испанцев, итальянцев и французов. Они проживают преимущественно в северной части Балканского полуострова. Общая численность румынского народа - около 24 миллионов человек. Наибольшее число румын проживает в таких государствах, как Румыния, Молдова, Украина, Сербия, Греция, Испания и США.

Как выглядят типичные представители данной нации, вы можете увидеть на следующем фото. Внешность румын соединила как южноевропейские, так и восточнославянские черты. Согласно современной концепции румынского этногенеза, в формировании этноса принимали участие древние племена гетов и дакийцев, а также славяне и римские переселенцы.

Кстати, нынешних румын нередко называют потомками древних римлян (долгое время территория современной Румынии находилась на окраине Римской империи). Разумеется, свой отпечаток на внешности румын оставили и многовековые войны с турками. Тесные контакты с соседями-славянами тоже не могли не повлиять на формирование облика этой нации.

Румыны: внешность мужчины

Итак, как же выглядят мужчины в этой стране? Любопытно, что дакийцы, далекие предки современных румын, были преимущественно светлоглазыми и светловолосыми. Однако со временем, после нескольких войн с монголами, а затем с турками, их внешность существенно изменилась.

Сегодня во внешности мужчины румына (фото ниже) чаще всего прослеживаются следующие черты:

  • Рост средний.
  • Плечи широкие.
  • Кожа смуглая (как правило).
  • Глаза темные.
  • Волосы густые, темные, часто волнистые.
  • Губы тонкие.
  • Нос преимущественно узкий, часто с небольшой горбинкой.

На снимке известный румынский футболист Адриан Муту.

Румыны: внешность женщины

А как выглядят представительницы слабого пола? Румынки выделяются броской, яркой и необычной красотой. Характерный женский образ - это тонкие черты лица, хрупкое телосложение и, конечно же, черные волосы.

Коренные жительницы Румынии - это, как правило, женщины с прямыми носами и слегка заостренными чертами лица. Довольно часто их рост превышает 170 сантиметров. Их брови узкие, а подбородок острый. Иногда могут быть светловолосыми. Многие румынки являются обладательницами достаточно массивных бедер.

Некоторые считают румынок самыми красивыми женщинами в Европе. Трудно с этим не согласиться, глядя на следующее фото. На этом снимке певица, танцовщица и фотомодель Елена Апостоляну (более известная под творческим псевдонимом Inna).

Особенности менталитета

Румыны отличаются гостеприимством, что очень сближает их с кавказскими народами. Правда, оценить румынское радушие можно лишь в сельской местности. Здесь вас будут активно приглашать в гости на посиделки, угощать домашним вином или сливовицей - местным алкогольным напитком.

Вопреки довольно распространенному мифу, румыны абсолютно миролюбивы и неконфликтны. При этом они чрезвычайно практичны и изобретательны. Выставлять свои чувства напоказ они не привыкли, однако всегда помогут выпутаться из трудной ситуации.

Достаточно сильно в Румынии влияние церкви. Возможно, именно с этим связано более низкое положение женщины в обществе. Хотя нередко главенство мужчин лишь кажущееся. В отдаленных румынских селах женщины до сих пор ходят по улицам в традиционной одежде, а мужчины не расстаются со своими шляпами.

Румыны и цыгане, румыны и молдаване

Многие не видят никакой разницы между румынами и цыганами. Но разница есть, и она существенная. Это два абсолютно разных народа. Первые относятся к романской группе, а вторые - имеют индийское происхождение.

По своему характеру румыны менее эмоциональны, чем цыгане. Однако от последних они переняли несколько качеств. Например, любовь к песням или некую ловкость в ведении дел, которая, порой, граничит с мошенничеством. Внешне румыны и цыгане также отличаются (смотрите фото ниже). Пожалуй, единственная черта, объединяющая эти два народа - это смуглый оттенок кожи.

Что касается общности румын и молдаван, то существует два кардинально противоположных взгляда на эту проблему. Одни считают, что это единый народ, разделенный лишь государственной границей. Другие уверены, что румыны и молдаване все же являются разными этносами. Однако это разделение носит, скорее, политический характер. Оба народа говорят на одном языке (по мнению некоторых лингвистов) и имеют схожие культурные особенности.

Если же говорить о внешности, то среди молдаван намного чаще встречаются светловолосые и голубоглазые люди, что объясняется более тесными историческими контактами последних со славянами.

Бузеску - один из необычных и удивительных городов мира, расположенный в Румынии недалеко от Бухареста. В нем всего около 800 домов, каждый из которых принадлежит миллионеру. Все бы ничего, если не учитывать, что их владельцы - цыгане.

Двухэтажные дома здесь редки - они самые старые, построенные сразу после падения коммунистического режима в 1989 году. В основном, здесь принято строить дома повыше - 3, 4-5 этажные виллы. Архитектура самая разнообразная. Как говорят цыгане: если мы увидим что-то красивое, нам нужно еще лучше. Есть и дома в стиле швейцарского шале, и огромные махины, больше напоминающие офисные здания из стекла и бетона, и сооружения в стиле замков с зубчатыми крышами.

Часто единственные обитатели таких особняков - это старики и маленькие дети, которые живут в задних комнатах и едят на кухне. Огромные дома стоят практически пустыми. Парадные залы посещаются только во время приема гостей.

Поразительно то, что внутренний уклад жизни богатейших цыган планеты практически ничем не отличается от их привычного, традиционного. К примеру, для соблюдения ритуальной чистоты, многие рома не могут готовить пищу и использовать туалет под одной крышей, поэтому несмотря на многоэтажный дворец туалет будет расположен в виде какой-нибудь небольшой каморки на задворках участка. Старые женщины до сих пор выращивают на задних дворах скот, шьют лоскутные одеяла. Им непривычно жить в многоэтажных хоромах, поэтому в Бузеску часто можно увидеть жилыми лишь пристройки и флигельки.

Местные цыгане не скрывают, откуда у них богатство: «Торговля металлом». В Бузеску большая часть цыган относится к группе калдераш - «медники». Они традиционно связаны с кузнечным делом. В начале 1980-х семьи Бузеску ездили по стране в повозках для продажи казанов - медных перегонных кубор для производства бренди. Для хороших мастеров это был очень выгодный бизнес - каждый такой казан стоил несколько сотен долларов. Попутно цыгане подворовывали и перепродавали черный и цветной металл.

После 1989 года предпринимательская жилка калдерашей смогла сделать из миллионерами. Создатели казанов и их сыновья поехали по всей Румынии и Восточной Европе, попутно собирая по заброшенным фабрикам ценные металлы и сплавы серебра, меди, стали, алюминия. «После революции даже дурак мог построить пять особняков, продавая металл», - усмехнулся Марин Николаэ, бывший торговец казанами.

Эти цыгане из Бузеску нарочито демонстрируют роскошный образ жизни. Выражение «купаться в золоте» здесь отнюдь не фигурально - на внутреннюю отделку дома цыганского «короля» Румынии Флориана Чиоаба ушло до 55 кг золота. Сверхроскошь «элиты» (общий годовой доход Флориана Чиоаба и его клана составляет 300-400 млн евро в год). Он складывается из подношений рядовых цыган в общак (отчисления – до 5-10% от криминальных и полукриминальных доходов), контрабанды сигарет из Румынии в Западную Европу, гостиничного бизнеса и торговли.

Конечно, так живут далеко не все цыгане даже в Бузеску. Есть более или менее богатые рома, но нищих в этом городе просто нет. Цыгане-миллионеры из румынского Бузеско работают вахтовым методом: на 3-4 месяца уезжают в Западную Европу на заработки, после ненадолго возвращаются, чтобы сыграть свадьбу, побывать с родственниками.