Огни Адвента (старта подготовки к Рождеству) зажигают на Западе, Юге и Севере 4 декабря, в день великомученицы Варвары. Верующие говорят, что Варварушка благословляет их на пост, покаяние и подготовку к радостному событию - Рождению Иисуса Христа. Интересно, что же такое особенное там готовят к Рождеству? Поеду, разузнаю!

Рождество в Австрии

Австрия уникальна тем, что здесь не знают о Санта Клаусе, Деде Морозе и пр. «новогодних и рождественских Дедах». С самого рождения детям внушают, что подарки под елку для них кладет сам Святой младенец Христос. С неба он видит каждого ребенка, записывает все его добрые и злые дела. А в конце года, под Рождество, сопоставляет списки. И в зависимости от количественного преобладания добрых дел - одаривает земного ребенка.

Кстати, о том, что подарки «прибыли» с небес под елку, сообщает подвешенный в самом низу рождественского дерева колокольчик. Его мелодичный, серебристый звон - самое долгожданное событие для австрийской детворы в канун Рождества!

А еще, Рождество в Австрии - единственный день, когда горцы спускаются вниз, в долину. На протяжении всего своего шествия они поют рождественские гимны. Потрясающее зрелище!

К слову сказать, австрийцы могут гордиться тем, что их страна является родоначальницей известной во всем мире рождественской песни «Silent Night». Ее написал в начале 19 века (24 декабря 1818 года) священник Джозеф Мор. С тех пор этот гимн был переведен на 44 языка мира.

Гостеприимные австрийцы угощали меня своими традиционными рождественскими блюдами: жареным карпом, шоколадом и абрикосовым тортом. Что за сказочное кушанье!

Рождество в Великобритании

Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь в Великобританию в канун Рождественских праздников - счастливые глаза детей. Причина такого веселья - возможность участвовать в подготовке к празднику на правах полноправного члена семьи. Рождественский Адвент - то время, когда родители, бабушки и дедушки советуются с детьми по поводу всего: меню, открыток, подарков и пр.

И характерно еще знаете что? Что дети досконально знают историю Рождества в своей стране. Например, даже самое маленькое дите, не запинаясь, вам скажет, что англичане изобрели первую рождественскую открытку в 1840 году. И именно из их страны происходит традиция посылать их родным и близким, поздравляя со светлыми праздниками.

И сейчас британцы не перестают удивлять и родных, и всю Европу вместе с ними, неординарными, очень красивыми рождественскими открытками.

А еще в Великобритании готовят во славу Рождества неимоверно вкусный пудинг. Рождественский пудинг должен обязательно содержать 13 ингредиентов, из которых один предназначен для Иисуса, а остальные - для Его 12 учеников. Перед самой выпечкой в тесто кладут серебряную монету, которая, по поверью, притягивает удачу и процветание в семью.

Самым популярным рождественским подарком в Британии считается пуансеттия. Красные и белые лепестки этого растения символизируют чистоту крови Христа.

Рождество в Ирландии

Новогодне-рождественский цикл праздников стартует в Ирландии, как и во всей католической Европе, 6 декабря. Но сами жители страны действительно ощущают приближение великого праздника только тогда, когда улицы города начинают сиять миллионами огней гирлянд, а витрины магазинов стают иллюстрациями к Библейской истории.

Ирландский Дед Мороз немного отличается от своих коллег из других стран. Он носит зеленый кафтан и красное королевское манто.

А еще он - уникальной силы волшебник. Маленькие ирландцы оставляют письма с пожеланиями к нему в камине и верят, что эти письма поднимаются по дымоходу в небо и летят к дому Деда. А он на крыльце просто собирает их в корзинку! Дикми: Ирландцы очень набожны и гостеприимны. А потому, во всех домах, в Рождественскую ночь на подоконниках зажигают толстые свечи. Местные жители говорят, что это нужно для того, чтобы показать Иосифу и Марии, что их здесь ждут и готовы принять на ночлег.

Рождество во Франции

Французы - нация, которая всегда и везде пытается блеснуть неординарностью. И даже готовясь к Рождеству, к существующим испокон веков традициям, они стараются ежегодно добавлять что-то новое. Например, в 2013 во Франции практически отказались от традиционных рождественских елок. Вместо них в домах появляются художественные композиции из растений, которые и играют роль ритуального дерева.

Хотя, даже в этой стране вечных перемен существует одна нерушимая рождественская традиция: французы к каждому Рождеству готовят торт Бук-де-нол, что означает «Рождественский вход», в форме полена.

Меня заинтересовала традиция Южной Франции: тут принято непрерывно, от Рождества до Нового года, поддерживать огонь в камине. Тот, кто строго выдержит обряд в своем доме, будет иметь в грядущем году всяческие Божьи благословения. А еще, тут же, в Южной Франции, пекут своеобразный ритуальный хлеб, внутрь которого кладут 12 бобов. Тот, кому во время рождественского ужина попадется в куске пирога хотя бы один боб, непременно встретит свое счастье!

Рождество в Португалии

Рождественские традиции стран Южной Европы несколько отличаются от обрядов Западной. Например, Португалия запомнилась мне тем, что здесь принято ко второй половине рождественской трапезы приглашать «души умерших предков». Для них, также, оставляют крошки после ужина в очаге. Жители страны уверенны, что если совершить такое благодеяние в Рождественскую святую ночь для предков, они отблагодарят следующей осенью хорошим урожаем.

И еще один, очень интересный факт. Дети в Португалии не получают подарки к Рождеству. Здесь их принято одаривать 5 января, в Крещенский сочельник. Это сделано для того, чтобы продолжить традицию, начатую тремя волхвами, которые принесли подарки для младенца Иисуса. Вечером 4 января дети кладут в свои ботинки морковь и солому, чтобы привлечь к своему дому лошадей трех мудрецов, которые, как они считают, имеют при себе множество подарков. А так оно и есть, ибо на следующее утро с громадным восторгом дети собирают у порога «дары»: конфеты, фрукты, сладкий хлеб, и др. вкусности.

Рождество в Италии

Италия также стала для меня кладезем уникальных рождественских традиций, которые я, признаться, к концу своего путешествия даже стал записывать! Представляете, Италия, наверное, единственная страна, в которой дети пишут письма-признания в любви своим родителям, а не рождественские списки пожеланий для Санта Клауса!

И еще один интересный обычай. В Италии не начинают рождественскую трапезу, пока в дом не зайдут дети и не споют специальную молитву - «Novena». За это их всячески одаривают конфетами, орехами и фруктами.

Широко популярны в Италии и уличные детские рождественские театры. Дети проходят улицами, поют песни, изображая пастухов, а им за это дают мелкие монеты, на которые (и уже в конце улицы) можно купить подарки.

Хотя, сами родители одаривают детей, как и в Португалии, не в канун Рождества, а в преддверии Крещенской ночи. Они передают свои подарки через злую ведьму Бефану, которая до сих пор, наверное, ищет колыбель новорожденного младенца Христа.

Рождество в Норвегии

Традиции Северной Европы в основном повторяют главный рождественский церемониал Запада и Юга. Хотя, у близких к резиденции Санты народов тоже есть свои уникальные обычаи, которые придают их Рождеству особенности и неповторимости.

Например, Рождественский сочельник в Норвегии - рабочий день. Торжественная церковная литургия начинается здесь около 5 часов вечера, и длится до самого утра Рождества. Как правило, гостей и родственников тут принято звать как раз к завтраку. Традиционный праздничный стол в Норвегии состоит из жареных свиных ножек, бараньих ребрышек, трески.

А еще, норвежцы обязательно подкармливают в день Рождества вредного гнома Ниссе, который в святой день спешит разволновать домашних животных в сарае. Чтобы он не вредничал, в хлеву ставят большую миску с рисовой кашей, обильно посыпанной жареным миндалем.

В честь Рождества, за хорошее поведение в течение года, маленькие норвежцы получают подарки. Причем - лично от Юлениссена (Деда Мороза). В Норвегии новогодний волшебник не пробирается в дом через дымоход и не оставляет подарки под елкой. Он приходит посмотреть ребятам в глаза!

К сожалению, прощаясь с Норвегией, мне пришлось попрощаться и с великим чудом - Европейским Рождеством. Мой зимний отпуск подошел к концу! Но! Пересекая границу родной страны, я пообещал себе, что непременно вернусь сюда снова! И поведаю вам в следующем году о своих новых, рождественских открытиях!

Как и любой другой континент, Европа отличается собственными традициями и обычаями. Некоторые из них могут быть довольно необычными для тех, кто живет в других уголках планеты. Про другие могут не знать даже жители Европы, если обычай распространен только в одной стране. Все это невероятно интересно, а порой и полезно; к примеру, традиция под названием хюгге определенно пригодилась бы любому человеку. Познакомьтесь с этим списком и подумайте, какие традиции вам хотелось бы соблюдать?

Смазывание жениха и невесты чем-то липким, а потом посыпание перьями

Эта традиция была уже почти забыта, но удивительным образом вернулась и снова распространилась в Шотландии. Суть этого обычая заключается в том, что жениха и невесту похищают их друзья, после чего их покрывают субстанциями вроде муки, заварного крема или сажи, а потом посыпают перьями. Считается, что данная необычная процедура принесет паре удачу. Да, ритуал может казаться достаточно суровым, тем не менее жених и невеста только укрепляют отношения, переживая вместе подобное приключение. Свадебное платье в процессе не портят, потому что происходит все не в день бракосочетания, а несколькими днями раньше.

Спокойное отношение к пребыванию топлесс

В большинстве стран мира, даже если общество достаточно свободолюбивое, женщинам запрещено обнажаться на публике. К примеру, в Америке неловко даже кормить грудью ребенка, а выходить топлесс на улицу просто недопустимо. Тем не менее для некоторых европейцев это совершенно не проблема. В Германии допущено обнажаться в сауне, бассейне, парке и на пляже. Нормой это является и в Финляндии, где свободно обнажаются для посещения общественной сауны. В этих странах люди относятся к вопросу обнаженности более раскрепощенно, в то время как на других континентах даже в бане принято оставаться в полотенце или купальнике.

Шведская традиция уборки перед смертью

Это может звучать мрачно, тем не менее подход у шведов действительно практичный. Чтобы защитить своих близких от тяжелых переживаний после смерти, пожилые люди перебирают свои вещи в последние годы своей жизни. Это не означает, что они планируют умереть. Они просто просматривают все свои вещи и избавляются от ненужных мелочей, чтобы не заставлять родственников или друзей заниматься уборкой в тяжелый момент. Эта тенденция не представлена в других странах, тем не менее она начинает постепенно набирать популярность. Необязательно даже связывать ее именно со смертью - избавляться от лишних вещей важно в любом возрасте. Это помогает чувствовать себя спокойнее дома, не отвлекаясь на беспорядок и ненужные мелочи.

Развлечения для школьников на протяжении месяца в Норвегии

Норвегия очень серьезно относится к празднованию выпускного - там есть традиция, предполагающая торжества на протяжении целого месяца. Молодежь употребляет любое желаемое количество алкоголя и постоянно устраивает вечеринки. В мире нет ничего подобного. Порой это приводит к негативным последствиям, к примеру травмам, тем не менее, как правило, все в порядке. Старшие поколения мирятся с этой традицией, ведь она существует уже более ста лет. Считается, что это допустимо, ведь такое веселье бывает в жизни только раз. В остальное время подобное поведение было бы под запретом.

Уютный датский секрет счастья

Хюгге - это не просто традиция, это образ жизни для жителей скандинавских стран. Принцип хюгге существует уже несколько веков, как утверждает Мейк Викинг, написавший книгу об этой традиции. Это центральная часть датской культуры, знакомая каждому жителю страны. Она описывает то, как следует жить и относиться к вещам. Данная концепция может быть секретом счастья. Нужно понимать, что это особенный подход к жизни. Некоторые думают, что хюгге - это просто уют и тепло, но дело не только в эстетике. Суть в том, чтобы отказаться от раздражающих вещей, которые слишком напрягают вас эмоционально, сделав приоритет на вещах, по-настоящему имеющих значение. Это помогает ощущать комфорт в собственном доме и радоваться простым жизненным моментам.

Прыжки над детьми в Испании

Прыжки над детьми - это самая необычная версия чехарды, которую только можно представить. Испанская традиция соблюдается каждый год уже сотни лет в деревне Кастрильо-де-Мурсия. Во время фестиваля некоторые люди наряжаются как черти, которых изгоняют священники. Они перепрыгивают через детей, родившихся в предыдущем году, чтобы защитить их от болезней и несчастий. Это может показаться опасным, но информации о несчастных случаях, к счастью, нет. Вопреки отсутствию травм, некоторые хотят отменить этот религиозный фестиваль. Даже Папа Римский рекомендовал испанским священникам отказаться от подобной практики. Тем не менее вряд ли традиция, просуществовавшая несколько веков, быстро исчезнет - местные жители ее очень любят.

Опасная сырная традиция

Каждый год в английском Глостершире люди участвуют в гонке за головкой сыра. Участники преследуют крупную голову сыра Глостер, которая катится по склону холма, рискуя получить травмы и падая. Традиция зародилась в девятнадцатом веке, хотя есть мнения, что она существует значительно дольше. В 2009 году мероприятие официально отменили, потому что оно привлекало слишком много участников и зрителей, из-за чего возникали сомнения в безопасности. Тем не менее оказалось, что это слишком популярная традиция - неофициальные мероприятия все равно проводятся. Что интересно, в других регионах Англии люди не спешат рисковать собой ради сыра. Так или иначе, жители Глостера отказываться от своего обычая не планируют.

Стразы в глазах в Нидерландах

Если вы когда-либо мечтали о том, чтобы ваши глаза сияли ярче, вы вполне можете добиться этого в буквальном смысле. В Нидерландах существует процедура, позволяющая имплантировать бижутерию в глазах. Сообщается, что такое украшение не вызывает никаких побочных эффектов. В других странах врачи на подобные шаги обычно не решаются. Вероятнее всего, тренд не распространится, потому что некоторые медики уверены - это опасно.

Невероятная скука, чтобы поскорее уснуть, в Норвегии

В Норвегии существует удивительный способ, позволяющий быстрее заснуть. Жители этой страны любят смотреть невероятно скучные телевизионные шоу. Этот жанр называется «медленное телевидение» и является эквивалентом нейтральной фоновой музыки. Зрители включают такие передачи тогда, когда им хочется обзавестись фоном, который не привлекает всего внимания. На экране несколько часов демонстрируются люди, которые заняты вязанием, или горящий огонь. Этот жанр даже распространяется в другие страны - каждый может проверить, сможет ли оставаться бодрым за просмотром чего-то подобного. Одной из наиболее популярных передач является съемка путешествия на поезде, длящаяся семь часов и включающая только пейзажи за окном.

Регаты в ваннах

Эта уникальная гонка проводится в Бельгии и отличается необычной историей. По данным ВВС, первая гонка прошла в 1982-м, когда Альберто Серпальи нашел сорок подержанных ванн. Их за бесценок продавали на местном рынке. Ванны преобразили в самодельные средства для передвижения по воде. Так и началась история регаты, в которой люди спускаются по реке, сидя в ванне или лодке, созданной на ее основе. Это очень популярное мероприятие, которое устраивают каждый год. Кто бы мог подумать, что ванну можно использовать как лодку?

Семинар 1.

Искусство и религия античного мира

(2 часа)

1. Искусство Крито-микенского периода.

2. Искусство Гомеровского периода.

3. Искусство классической Греции.

4. Эллинистическое искусство.

5. Искусство Древнего Рима. Республика и империя.

Семинар 2.

Искусство средневековой западной цивилизации

(2 часа)

1. Раннесредневековое искусство (V – X вв.).

2. Искусство романского периода (XI – первая половина XII вв.). Романский стиль (1050-1150 гг.); рейнско-романский стиль (1200-1250 гг.); поздний рейнско-романский стиль (1250-1300 гг.).

3. Готика (вторая половина XII вв. – XV вв.). Ранняя готика (1223-1314 гг.); высокая готика (1314-1422 гг.); поздняя («пламенеющая») готика (1422-1453 гг.).

Семинар 3.

Культура и искусство Востока

(2 часа)

1. Древний и средневековый Китай. Культура, искусство, религия.

2. Древняя и средневековая Япония. Культура, искусство, религия.

3. Древняя и средневековая Индия. Культура, искусство, религия.

Семинар 4.

Французский Ренессанс и северное Возрождение

(2 часа)

1. Нидерландское Возрождение. Гумберт и Ян ван Эйки. Гуго ванн дер Гус. Ганс Мамлинг. Босх. Питер Брейгель Старший.

2. Немецкое Возрождение. Альбрехт Дюрер. Ганс Гольбейн Младший.

3. Французское Возрождение. Жан Фуке. Жан и Франсуа Клуэ. Жан Гужон. Жермен Пилон.

Семинар 5.

Музыка в истории западноевропейской цивилизации

(2 часа)

1. Музыкальное искусство Европы эпохи Ренессанса и церковь. Джованни Пьерлуиджи де Палестрина.

2. Музыка эпохи барокко. Джироламо Фрескобальди. Жан Батист Люлли. Антонио Вивальди. Георг Фридрих Гендель. Иоганн Себастьян Бах.

3. Классическая музыка Европы второй половины XVIII века. Вольфганг Амадей Моцарт. Людвиг ван Бетховен.

4. Классическая музыка Европы XIX века. Ференц Лист. Иоганн Штраус.

5. Оперное искусство Европы. Композиторы. Оперы. Исполнители. Либретисты. Джоакино Россини. Рихард Вагнер. Жорж Бизе. Джузеппе Верди. Джакомо Пуччини.

Семинар 6-7.

Театр и кино в европейской культуре XVII-ХХ вв.



(4 часа)

1. Европейский театр XVII-XVIII вв.: пьесы, авторы, актеры. Театральная традиция и драматургия. Изменения в театре Европы XIX в. Демократизация театра.

2. Зарождение кинематографа в Европе – от искусства к индустрии (1896-1918).

Братья Огюст и Луи Люмьеры. Первые киностудии Франции и Германии. Жорж Мельес и новаторство в кино.

3. Киноискусство Европы в межвоенный и военный периоды (1918-1945).

4. Современный кинематограф Европы: жанры, студии, актеры, режиссеры. Кинофестивали Европы и их роль в киноиндустрии.

Просмотр кинофильма.

Семинар 8.

История костюма и его роль в истории европейской цивилизации (2 часа)

1. Изменение костюма аристократии от средневековья к новому времени.

2. Внешний облик простонародья в средние века и новое время.

3. История профессионального костюма. Духовенство, военные, медики и др.

4. История костюма европейцев в буржуазную эпоху. XIX – начало ХХ вв. Влияние промышленной революции на изменения в костюме европейцев.

5. История домов моды XIX –ХХ в.

6. Изменения внешнего облика европейцев в ХХ в.

Семинар 9.

Национальные традиции и праздники европейских народов

(2 часа)

1. Государственные, религиозные и народные традиции и праздники стран Западной Европы: возникновение, изменение, региональные и конфессиональные особенности (Англия, Франция, Германия, Испания, Италия).

2. Государственные, религиозные и народные традиции и праздники стран Востока: возникновение, изменение, региональные и конфессиональные особенности (Индия, Китай, Япония и др.).

3. Государственные, религиозные и народные традиции и праздники народов Америки (северо-американские, мезо-американские, южно-американские – исторические и современные).

Список литературы:

История мировых цивилизаций:

Бобров И.В., Галкин В.Т., Дрябина Л.А., Еманов А.Г., Кондратьев С.В. История мировых цивилизаций: В 2-х ч. Тюмень, 2001.

Древние цивилизации / Под.ред. Г.М. Бонгард – Левина: В 2-х т. М.: Мысль, 1989.

Еманов А.Г., Галкин В.Т., Дрябина Л.А., История мировых цивилизаций: (Доиндустриальная эпоха). Тюмень, 2002.

Моисеева Л.А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону, 2000.

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. М., 1998.

Макарова Е.И., Малышева Е.М., Петрунина О.Е. История мировых цивилизаций: Учеб. пособ. для семинар. занятий. М.: Унив. гуманит. лицей, 2000.

Матюшин Г.Н. Тайны цивилизаций: История Древнего мира. М., 2002.

Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1995.

Островский А.В. История цивилизации: Учеб. М.: Михайлов, 2000.

Очерки по истории мировых цивилизаций: Учеб. пособ. Сургут, 2000. Ч. 1.

Панова И.А., Столяров А.А. Исторический мир цивилизаций: Учеб. пособ. Уфа: Вост. ун-т, 2000.

Панова И.А., Столяров А.А. Цивилизации: Исторические судьбы: Учеб. пособ. М., 2001.

Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учеб. пособ. Брянск: Курсив, 1998.

Сенилов Г.Н. История цивилизации: Краткий справ. М.: Монолит, 1998.

Современные теории цивилизаций: Реф. сб. / Отв. ред. М.М.Наринский. М.: ИВИ РАН,1995.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

Тойнби А.Дж. Цивилизации перед судом истории. М.: Прогресс,1995.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс,1996.

Фергюссон А. Опыт истории гражданского общества. М.,2000.

Хоцей А. Теория общества: В 3-х т. Казань,2000.

Цивилизации: В 2-х вып. М.: ИВИ РАН,1992.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект-Пресс,1999.

Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

Культура и искусство:

Абеляр П. История моих бедствий // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр Пьер. История моих бедствий. – М., 1992.

Авеста в русских переводах (1861 – 1966). – Спб., 1997.

Авеста / Пер. И. Стеблин-Каменского. – М., 1992.

Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. – М., 1993.

Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. – М., 1979.

Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. – М., 1998.

Античная литература / Под ред. П.А. Тахо-Годи. – М., 1986.

Античная лирика. – М., 1968.

Аврелий Августин. Исповедь. – М., 1991.

Аммиан Марцеллин. Римская история. – СПб., 1996.

Античная культура: Словарь-справочник. – М., 1995.

Апулей. Золотой осел. – М., 1956.

Аполлодор. – Мифологическая библиотека. – М., 1993.

Аретино П. Комедия о придворных нравах // Комедии итальянского Возрождения / Пер. с итал. – М., 1965.

Аристенет. Любовные письма // Византийская любовная проза: Аристенет «Любовные письма». Евматий Макремволит «Повесть об Исминии и Исмине». – М.; Л., 1965.

Атлас чудес света: Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов. – М., 1995.

Ашвагхоша. Жизнь Будды // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. – М., 1990.

Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. – М., 1976.

Бадж Уоллис. Египетская религия. Египетская магия. – М., 1995.

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М., 1992.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. – М., 1995.

Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения. – М., 1990.

Бидерманн Г. Энциклопедия символов / Пер. с нем. – М., 1996.

Белицкий М. Забытый мир шумеров. – М., 1980.

Белянский А.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. – М., 1970.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб., 1995.

Боккаччо Дж. Декамерон. Жизнь Данте // Боккаччо Джованни. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. / Пер. с итал. – М., 1996.

Брант. Корабль дураков. Эразм. Похвала глупости. Разговоры запросто. Письма темных людей. Гуттен. Диалоги / Пер. с нем. и лат. – М., 1971.

Бурхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М., 1996.

Брук К. Возрождение XII в. // Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.

Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. – М., 1988.

Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992.

Боннар А. Культура Древнего Рима. – М., 1985. Т. 1.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 2000.

Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. СПб., 2001.

Бонгард-Левин Г. Калидаса и его судьба в России // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. – М., 1990.

Буддизм: Словарь. – М., 1992.

Брагинский И.С. Иранская литература // Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973.

Ванслов В.В. Эстетика романтизма. – М., 1968.

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. / Пер. А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского. – М., 1994.

Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. – М., 1993.

Васильев А.А. История средних веков. – М., 1994.

Васильев Л.С. Древний Китай. – М., 2000.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 2001.

Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов. Книга VI. – М., 2001.

Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. – М., 1979.

Вергилий. Энеида // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1971.

Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. – М., 1981.

Виноградова Н.А, Каптерева П., Стародуб Т.X. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. / Под ред. Т.X. Стародуб. – М., 1997.

Геродот. История. Л., 1972.

Гомер. Илиада. Одиссея. Изд. Любое.

Грейвс Р. – Мифы древней Греции. – М., 1992.

Григулевич И.Р. История инквизиции (ХШ – ХХ вв.). – М., 1970.

Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. В 4 ч. – Тверь, 1993.

Грин Р.Л. Приключения короля Артура и рыцарей Круглого Стола. – М., 1981.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. – СПб., 1995.

Данте А. Божественная Комедия. – М., 1968.

Дао Дэ Цзин. – Дубна, 1994.

Дао Дэ Цзин // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986.

Древний Египет. Сказания. Притчи. – М., 2000.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1996.

Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск, 1994.

Дройзен И. История эллинизма. В 3-х т. – Ростов-на-Дону, 1995.

Еврипид. – Медея. // Еврипид. Трагедии: В 2 т. – М., 1980.

Евангелие детства// Апокрифы древних христиан. – М., 1989.

Евангелие от Матфея // Библия. – М., 1990.

Европейская поэзия XVII века. – М., 1997.

Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995,

Замаровский В. Их величества пирамиды. – М., 1986.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.

Ибн Араби. Геммы мудрости // Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. – М., 1993.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1979.

История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. – М., 2001.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузишина. – М., 1979.

История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. – М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. – М., 1981.

История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. – М., 1999.

Идрис Шах. Суфии. Харьков, 1993.

Ирмияева Т.Ю История мусульманского мира от халифата до блистательной Порты. – Пермь, 2000.

Ислам. Краткий справочник. – 2-е изд. – М., 1986.

История и культура Китая. – М., 1976.

Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лифшиц Н.А., Зернов Б.А., Воронихияа Л.Н., Некрасова Е/Л. Искусство XVIII века. – М., 1977.

Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. – М., 1989.

Калидаса. Шакунтала // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. – М., 1990.

Книга тысячи и одной ночи: В 8 т. Т. 5. – М., 1959.

Керрам К. Боги. Гробницы. Ученые. – СПб., 1994.

Карсавин Л.П. – Монашество в средние века. – М., 1992.

Кенигсбергер Г. Средневековая Европа 400 – 1500 годы. – М., 2001.

Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. – М., 1982.

Кремер С.Н. История начинается в Шумере. – М., 1965.

Кравцова М.Е. История культуры Китая. – Спб., 1999.

Ксенофан. Насмешливая поэма // Хрестоматия по античной литературе. – М., 1965.

Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М., 1993.

Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. – 2-е изд. – М., 1986.

Культура Византии. – М., 1984.

Культура Византии: вторая половина VII-XII в. – М., 1989.

Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура. – М., 1978.

Кузнецова И.А. Французская живопись XVI – первая половина XIX века. – М., 1992.

Кун Н.А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях. – М., 1992.

Литература Востока в средние века: Тексты / Под ред. Н.М. Сазановой. – М., 1996.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

Лилли С. Люди, машины, история / Пер. с англ. В.А. Алексеева. – М., 1970.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.

Луньюй // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Лонг. Дафнис и Хлоя // Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний.

Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М., 1971.

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.

Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Никколо. Избранные сочинения / Пер. с итал. – М., 1982.

Маннеринг Д. Рембрандт. – М., 1997.

Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / Сост., автор вступ. ст. и коммент. О.Ф. Кудрявцев. – М., 1996.

Мец А. – Мусульманский Ренессанс. – М., 1996.

Монтескье Ш.Л. О духе законов // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. – М., 1970.

Муратов П.П. Образы Италии. В 3-х т. – М., 1993.

Мобянь // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1. – М., 1969.

Мо-цзы // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Низами. Пять поэм. – М., 1968.

Никулин Н. Немецкая и австрийская живопись XV – XVIII веков. СПб., 1992.

Немировский А.И. – Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.

Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. – М., 1990.

Овидий. Любовные элегии // Овидий. Любовные элегии. – Метаморфозы. Скорбные элегии. – М., 1983.

Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М., 1969.

Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. – М., 1990.

Петроний Арбитр. Сатирикон. – М.; Л., 1924.

Петрарка Фр. Сонеты, избранные канцоны, секстины, баллады, мадригалы, автобиографическая проза. – М., 1984.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. – М., 1991.

Плиний Старший. Естествознание // Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. – М., 1994.

Платон. Пир // Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 2. – М., 1970.

Плутарх. Ликург // Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т. Т.1. – М., 1987.

Плутарх. Исида и Осирис. Киев, 1996.

Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973.

Поэзия вагантов. – М., 1975.

Популярная история живописи. Западня Европа / Авт.-сост. Г.В. Дятлева, С.А. Хворостухина, О.В. Семенова. – М., 2001.

Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. – М., 1986.

Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. – М., 1974.

Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. – М., 1975.

Радхакришнан С. Индийская философия. – М., 1993.

Руа Ж.Ж. История рыцарства. – М., 1996.

Ревалд Дж. История импрессионизма. – М., 1994.

Ригведа: Мандалы I – VI / Пер. Т.Я. Елизаренковой. – М., 1989.

Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. – СПб., 1997.

Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о происхождении и основания неравенства между людьми // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. – М., 1970.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. – Л., 1976.

Сатирикон. Апулей. Золотой осел. – М., 1969.

Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. – М., 1988.

Сенека. Эдип // Сенека. Письма к Луцилию. Трагедии. – М., 1986.

Сидихменов В.Я. Китай: Страницы прошлого. – Смоленск, 2000.

Снорри Стурлусон. Сага об Олаве Трюггвасоне // Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. Т. 1. – М., 1961.

Секреты живописи старых мастеров. – М., 1989.

Словарь искусств / Пер. с англ. – М., 1996.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). – М., 1972.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. – Мифы древней Индии. – М., 1982.

Теренций. Комедии. – М., 1985.

Тит Ливии. История Рима от основания города. – М., 1989.

Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. – М., 1981.

Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Искусство Средних веков: Византия. Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древняя Русь. Украина и Белоруссия. – М., 1975.

Томмазо Кампанелла. Город-Солнце // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. – М., 1970.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1976.

Турчин В.В. Эпоха романтизма. – М., 1978.

Фукидид. История. – М., 1993.

Хайям Омар Рубаи. – Ташкент, 1982.

Хрестоматия по исламу. – М., 1994.

Шекспир У. Гамлет // Шекспир У. Трагедии / Пер. с англ. – М. Лозинского. – Ереван, 1986.

Шмитт. Г. Рембрандт. – М., 1991.

Шпренгер Я., Г. Инститорис. – Молот ведьм / Пер. с лат. Н. Цветкова. – М., 1990.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. – М., 1993.

Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1966.

Хук С. Г. – Мифология Ближнего Востока. – М., 1991.

Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. – М., 1988.

Хрестоматия по античной литературе / Сост. Н.Ф. Дератани, Н.А. Лимофеева. – М., 1965.

Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2 / Ред. кол. С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М., 1995.

Удальцова Э. В. Византийская культура. – М., 1988.

Упанишады. В 3 т. / Пер. А.Я. Сыркина. – М., 1992.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.

Юань Кэ. – Мифы древнего Китая. – М., 1987.

Юй Дун, Чжун Фан, Линь Сяолинь. Китайская культура. – Пекин, 2004.

Музыка:

100 опер. История создания. Сюжет. Музыка. издание 8-е. Л., 1987.

Всеобщая история искусств. Т.2. М., 1960.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998.

Друскин М.С. История зарубежной музыки. М.. 1963.

Зубарева Л.А. История развития музыки. М.. 2006.

История зарубежной музыки. М., 2005.

Коротков С.А. История современной музыки. М., 1996.

Ливанова Т. История западно-европейской музыки. В 2-х т. М., 1982.

Театр:

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.. 1967.

Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века: эпоха Романтизма. М., 1980.

Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М.. 1988.

Брехт Б. Об экспериментальном театре. «Малый Органон» для театра. Собр. соч. в 5-ти т. М., 1965.

Гольдони К. Мемуары. М., 1933.

Золя Э. Натурализм в театре. Собр. соч. в 26-ти т. Т. 26. М., 1966.

История западноевропейского театра. В 8-ми т. М., 1956-1988.

Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992.

Коклен-старший. Искусство актера. Л., 1937.

Молодцова М.М. Комедия дель арте. История и современная судьба. Л., 1990.

Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-ХХ вв. М., 1974.

Театральная энциклопедия в5-ти т. М., 1961-1967.

Хрестоматия по истории западноевропейского театра. В 2-х т. М.. 1955.

Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.

Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Сб. научных трудов. Л., 1991.

Кинематограф:

Абрамов Н. Экспрессионизм в киноискусстве/ В сб. “Экспрессионизм”. – М., 1966.
Божович В.И. О “Новой волне” во французском кино/ Вопросы киноискусства, в.8. – М., 1964.
Божович В. Современные западные кинорежиссеры. – М.: Наука, 1972.

Власов М. Виды и жанры киноискусства. М., 1976.

Добротворский С. Кино на ощупь. СПб., 2001.
Жанкола Ж.-П. Кино Франции (1958-1978).Пятая республика. – М.,1984.
Звезды немого кино. – М.: Искусство, 1968.
История зарубежного кино (1945-2000). – М.: Прогресс-Традиция.
Карцева Е. Вестерн: эволюция жанра. – М., 1975.
Кино Великобритании/Сборник статей. – М.: Искусство, 1970. – 358с., 32 л. ил.
Кино Италии: Неореализм/ Пер. с итал., сост. и комм. Г.Д. Богемского. – М.: Искусство, 1989.
Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. / Пер. с фр. Т.В.Ивановой и Л.М. Завьяловой; предисловие С.И.Юткевича. – М.: Прогресс, 1981.
Колодяжная И., Трутко И. История зарубежного кино. 1929-1945гг. – М.: Искусство, 1970.
Комаров С.История зарубежного кино. Немое кино. – М.:Искусство, 1965.
Комики мирового экрана/ Общ.ред. Р.Юренева. – М., 1966.
Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера / Пер. с англ. – М.: Искусство, 1977.
Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. – Л.: Искусство, 1975.
Маркулан Я. Киномелодрама. Фильм ужасов. – Л.: Искусство, 1978.

Митта А. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому. М., ЭКСМО-Пресс, 2002.

Садуль Ж. Всеобщая история кино: В 6 –ти т. М.. 1959-1980.

Режиссерская энциклопедия кино Европы. – М.: Материк, НИИ киноискусства, 2002.

Теплиц Е. История киноискусства. В 4-т. М.. 1968-1974.

Повседневная жизнь:

Учебные пособия:

Чикалов Р.А., Чикалова И.Р. Новая история стран Европы и США. 1815-1918 гг. М., 2005.

Художественная литература:

Бальзак О. де. Собрание сочинений.

Бронте Ш. Джейн Эйр.

Гарди Т. Сочинения.

Гольдони К. Комедии.

Готье Т. Сочинения.

Дидро Д. Сочинения.

Диккенс Ч. Собрание сочинений.

Дэфо Д. Радости и горести знаменитой Молль Флендерс.

Золя Э. Собрание сочинений.

Кальдерон П. Сочинения.

Конан Дойль А. Приключения Шерлока Холмса.

Ларошфуко Ш. Афоризмы.

Лакло, Ш. де. Опасные связи.

Лесаж А.-Р. Хромой бес. Жиль Блас.

Лопе де Вега. Пьесы.

Манн Т. Будденброки. История гибели одного семейства.

Мольер Ж.-Б. Пьесы.

Монтескье Ш.-Л. Сочинения.

Моэм С. Театр. Пироги и пиво. Сочинения.

Тирсо де Молина. Пьесы.

Теккерей У. Ярмарка тщеславия.

Остен Дж. Собрание сочинений.

Санд Ж. Собрание сочинений.

Сталь Ж. де. Сочинения.

Стендаль. Пармская обитель. Красное и черное. Сочинения.

Уальд О. Портрет Дриана Грея.

Шамфор. Афоризмы и анекдоты.

Флобер Г. Сочинения.

Эллиот Д. Сочинения.

И другие…

Историография:

Абрамс Л. Формирование европейской женщины новой эпохи. 1789-1918. М., 2011

Айзенштат М. Британский парламент и общество в 30-40-х гг. Х1Х века. М., 1998.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999

Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Бадентер Р. Свободные и равные: эмансипация евреев во времена французской революции. 1789-1791. М., 1997.

Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959.

Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. М., 2001.

Бовуар С. Второй пол. М, 1997.

Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001.

Брион М. Повседневная жизнь Вены во времена Моцарта и Шуберта. М., 2004.

Бродель Ф. Что такое Франция? Т. 1-2. М., 1994.

Бродель Ф. Материальная цивилизация. М., 1989.

Брун Р. История костюма: от древности до нового времени. М., 1995.

Будур Н. История костюма. М., 2002.

Васильченко А.В. Мода и фашизм. 1933-1945. М., 2009.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 2000

Вейс Г. История цивилизации. Архитектура. Вооружение. Одежда. Утварь М., 1998.

Глаголева Е.В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения. М., 2014.

Григорьева Т.С. Культура повседневности. Т. 2. Частная жизнь и нравы от средневековья до наших дней. М., 2006.

Гордин Я. А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 1996.

Гордиенко М.П., Смирнов П.М. От повозки до автомобиля. Алма-Ата, 1990.

Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. М., 2000.

Декруазетт Ф. Повседневная жизнь Венеции во времена Гольдони. М., 2004.

Дефурно М. Повседневная жизнь Испании золотого века. М., 2004.

Диттрич Т. Повседневная жизнь викторианской Англии. М., 2004.

Европейское искусство XIX в. М., 1975.

Европейские монархи в прошлом и настоящем. М., 2001

Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972.

Ермилова Д.Ю. История домов моды. М., 2003.

Женщина в обществе: мифы и реалии. М., 2001.

Заблудовский П.Е. История медицины. М., 1953.

Зброжек Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности //Известия Уральского государственного университета. 2005, № 35. С. 28.

Зелдин Т. Все о французах. ХХ век. М., 1989.

Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. М., 1997.

Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И, Феминология и гендерная политика. М., 2007

Зюмтор М. Повседневная жизнь Нидерландов при Рембрандте. М., 2003.

Иванов А.Ю. Повседневная жизнь французов при Наполеоне. М., 2013.

История медицины. М., 1981.

История зарубежной музыки. М., 1989.

Карпова Е.С. Медицина в республике Святого Марка в XVIII в. По материалам Венецианской прессы //Новая и новейшая история. 2003. №1. С.210.

Келли К. Королевская семья Англии. Т.1-2. М., 1999.

Кертман Л.И. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. М., 1987.

Комбо И. История Парижа. М., 2002.

Комиссаржевский В.П. История костюма. М., 1997.

Коути Е. Женщины викторианской Англии. М., 2013

Коути Е. Недобрая старая Англия. М., 2012.

Кузьмин М.К. История медицины. М., 1978.

Клаут Х. История Лондона. М., 2002.

Королева Т.В. Женское движение в годы Великой Французской революции. //Метаморфозы истории. Псков, 1999.

Которн Н. Интимная жизнь английских королей и королев: откровенное и нелицеприятное изложение фактов и жизни монархов от Генриха VIII до наших дней. М., 1999.

Крейг Г. Немцы. М., 1999.

Креспель Ж.- П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. 1900-1910. М., 2000.

Креспель Ж. – П. Повседневная жизнь Монпарнаса в великую эпоху. 1905 – 1930. М., 2000.

Лабутина Т.Л. Воспитание и образование англичанки в XVII в. М., 2003.

Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1990.

Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. М., 2003.

Ленотр Ж. Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции. М.. 2012.

Ливен Д. Аристократия в Европе 1815-1914. СПб., 2000.

Любарт М.Г. Семья во французском обществе XVIII- начала ХХ века. М., 2005

Мартен – Фюжье А. Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж». 1815-1848. М., 1998.

Матвеев В.А. Страсть власти власть страсти: историческое повествование о нравах королевского двора Англии XVI-XX вв. М., 1997.

Мировая художественная культура. М., 2001.

Митфорд Н. Придворная жизнь в эпоху абсолютизма. Смоленск, 2003.

Мишель Д. Ватель и рождение гастрономии. М., 2002.

Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М., 2003.

Монтанари М. Голод и изобилие. История питания в Европе. М., 2009.

Нанн Дж. История костюма. 1200-2000. М., 2003.

Нобилитет в истории Старой Европы. СПб., 2009.

Носик Б.М. Прогулки вокруг Парижа, или Французский остров сокровищ. М., 2003.

Оггер Г. Магнаты. М., 1991.

Оливова В. Люди и игры: у истоков современного спорта. М., 1984.

Павлов Н.В. История современной Германии. М., 2003.

Паке Д. История красоты. М., 2003

Пархоменко И.Т. , Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. М., 2002.

Павловская А.В. Англия и англичане. М., 2004.

Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А. История костюма. Стили и направления. М., 2004.

Пикард. Л. Викторианский Лондон. М., 2007.

Полторацкая Н.И. Большое приключение благовоспитанной девицы: книги воспоминаний Симоны де Бовуар. СПБ., 1992.

Попов Н.В. Династические браки и «брачная дипломатия» в Западной Европе XVII - XVIII вв. //Новая и новейшая история. 1998. №6; 2000. №2,3; 2001. №6.

Религия и культура. СПб., 2000.

Репина П.П. Женщины и мужчины в истории. Новая картина европейского прошлого. М., 2002.

Соболев Д.А. История самолетов: начальный период. М., 1995.

Соболев Д.А. Рождение самолета: первые проекты и конструкции. М., 1998.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика.

Столбов В.В. История физической культуры. М., 1989.

Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории. М., 1959.

Трессидер Дж. Словарь символов. М., 2001.

Трунский Ю.Г. Французская деревня XIX-XX вв. М., 1986.

Уилсон К. Чай с Джейн Остин. М.. 2013.

Уоллер М. Лондон. 1700. Смоленск, 2003.

Урланис Б.Ц. История военных потерь. Войны и народонаселение Европы 17-ХХ вв. СПб., 1994.

Успенская В.И. Женские салоны в Европе XVII – XVIII вв. //Женщины. История. Общество. М., 2003. С. 171.

Федорова Е.В. Париж. Века и люди от основания города до Эйфелевой башни. М., 2000.

Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.

«Философия и жизнь», № 1, 4, 11. 1991.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха ренессанса. М., 1993.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М., 1994.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

Хобсбаум Э. Век революций. 1789-1848. Ростов-на-Дону, 1999.

Хобсбаум Э. Век капитала. 1848-1875. Ростов-на-Дону, 1999.

Хобсбаум Э. Век империи. 1875-1914. Ростов-на-Дону, 1999.

Хэрольд Р. Костюмы народов мира. М., 2002.

Шоу Б. О музыке. М., 2000.

Чернов С. Бейкер-стрит и окрестности. М., 2013.

Чхартишвили Г. Кладбищенские истории. М., 2004.

Шерр И. Германия: История цивилизации за 2000 лет. Минск, 2005.

Шиферер Б. Женщины Вены в европейской культуре (1750-1950). СПб., 1996.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. М., 2005.

Шоню П. Цивилизация Просвещения. М., 2008.

Элиас Н. Придворное общество. Исследования по социологии короля и придворной аристократии. М., 2002

Янсон Х.В. Основы истории искусств. СПб., 1996.

Энциклопедии:

Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб., 1997.

Энциклопедия карточных игр. М., 1995.

Энциклопедия смерти. М., 1993.

Свадьбу стараются сделать пышной, но элегантной, без вульгарностей и ненужной суеты. Многие европейские свадебные традиции перенимаются другими странами, чтобы сделать торжество таким же изящным и стильным.

Многие красивые свадебные традиции были заимствованы из европейских стран. Для людей в Англии, Германии, Франции, Испании и других государствах бракосочетание – это трепетное и романтическое событие, которое оплетается множеством обычаев и памятных моментов.

Суть обрядов

У народов с богатой историей накопился целый кладезь разных традиций, примет и суеверий, некоторые из которых относятся конкретно к свадьбе. Какой бы ни была культура страны, бракосочетанию отводится особая роль, и с давних времен существуют особые порядки его подготовки и проведения.

Многие из свадебных традиций в Европе были забыты, другие видоизменились, и лишь небольшая часть дошла до наших дней в исходном состоянии. С приходом христианства обособленные черты народов стали забываться, и в обычаях разных культур стали проявляться общие закономерности. Это не значит, что люди потеряли индивидуальность – они лишь интерпретировали одну и ту же веру.

Сейчас даже те свадебные обряды в Европе, что сохранились с давних времен, редко можно встретить на праздниках. В том числе и консервативные европейцы стали отдавать предпочтение проведения торжества.

Старые обычаи можно встретить лишь в тех случаях, когда жених и невеста хотят отдать дань предкам, и даже тогда подобные обряды являются лишь формальностью и не несут в себе сакрального смысла.

Чаще всего соблюдение свадебных традиций можно встретить, если будущие молодожены решили организовать свое бракосочетание в конкретном стиле. Например, популярны , французская, и .

Какие и где существуют

Среди всех европейских стран наиболее богаты на обычаи, связанны с бракосочетанием, Англия, Греция, Германия, Франция, Италия, Испания, Ирландия и Швеция. Чаще всего стилизованные свадьбы устраиваются именно в соответствии с этими концепциями.

В Англии, например, невеста должна надеть на свадьбу четыре обязательные вещи – что-то новое (само платье, нижнее белье), что-то старое (семейное украшение, туфли), что-то заимствованное у подруги или родственницы (клатч, браслет) и что-то голубое (подвязку, заколку). Считается, что в этом случае девушка притянет к себе удачу и благосклонность высших сил. По еще одной английской традиции маленькая девочка из числа приглашенных на свадьбу идет впереди невесты и усыпает ее путь лепестками роз.

В Греции есть замечательный обычай преподносить гостям подарки, причем закупаются они на деньги семьи жениха. Еще одной свадебной традицией в Европе является венчание, которое проходит в воскресенье, а в пятницу пекут хлеб, осыпая при этом мукой всех желающих получить немного счастья и удачи. Малышам, приглашенным на торжество, отводится особая роль – им разрешается попрыгать на кровати молодоженов, чтобы у них появилось много крепких и здоровых детей.

В Германии существует прекрасный обычай: когда молодожены обвенчались, они вместе выпивают бокал вина. Сначала отпивает жених, а затем невеста, после чего она бросает бокал за спину. Если он разобьется, супругов ожидает долгая и счастливая жизнь. По еще одной традиции виновницу торжества может попытаться «украсть» во время банкета любой из гостей мужского пола. Если ему это удастся, ему положено целых три танца с невестой.

Свадебный распорядитель

Чтобы создать на бракосочетании необычную и яркую атмосферу, помимо внешнего сходства со стилем, можно перенять и некоторые свадебные традиции европейских стран.

Елена Соколова

Читательница

Большинство европейских традиций направлены на то, чтобы привлечь в супружескую жизнь молодых счастье, удачу, финансовое благополучие и здоровых детей.

Карина


Во Франции очень трепетно относятся к предсвадебной подготовке. Буквально каждая деталь нарядов молодоженов, включая даже пояс или галстук, шьется вручную по индивидуальным меркам, а свадебных салонов в этой стране практически нет. Вся свадьба у французов делится на три этапа: венчание в церкви, коктейльная вечеринка и основной банкет. Не все гости приглашаются на каждое из этих мероприятий, указания об этом кладутся в конверт с приглашением.

Многие итальянские обычаи соблюдаются и по сей день. Например, обычай переносить невесту через порог семейного дома на руках зародился именно в этой стране. Название медовому месяцу тоже придумали итальянцы – еще в Древнем Риме молодожены 30 дней после свадьбы употребляли мед, чтобы сделать совместную жизнь сладкой и приятной.

Интересно! Итальянский жених просит руки своей возлюбленной у ее матери, а не у отца. Если у вас планируется европейская свадьба, традицию можно соблюсти.

В Испании, несмотря на пылкость натуры ее жителей, к молодым людям, решившим пожениться, относились строго. После помолвки за женихом и невестой велось неусыпное наблюдение, максимум, что им было дозволено, это подержаться за руки, и то не на людях.

Испанцы создавали свои мужские и женские общины, можно сказать, по интересам. Затем такие группы пересекались друг с другом, и девушки могли познакомиться с юношами, причем главным критерием выбора второй половины и с той, и с другой стороны была хозяйственность.

Ирландцы привыкли справлять свадьбу с королевским размахом. Примечательно, что сватовство в большинстве случаев проходит в начале января, поскольку влюбленные стараются пожениться до масленицы. Потом начинается великий пост, и играть свадьбу по законам этой страны нельзя.

Интересной традицией Ирландии считается обряд «Айтин гусак». В назначенный день жених приходит в дом родителей невесты, где юношу угощают запеченным гусем. На вечеринку приглашаются все, кто имеет отношение к организации свадьбы, вплоть до священника, и все вместе обсуждают насущные вопросы по подготовке торжества.

В Швеции довольно свободные свадебные традиции. Девушки и юноши знакомились на танцах по выходным, после чего последние провожали своих избранниц до дома и не стеснялись остаться на ночь. Из-за этого нередко свадьбы случались, когда невеста была уже беременной, или даже после рождения ребенка. Интересно, что общество это не осуждало, а, напротив, поддерживало, ведь это служило доказательством того, что девушка здорова и способна подарить мужу наследников.

Интересно! Узнайте, какие есть . Такое может присниться в страшном сне…

Другие страны

Существуют не менее интересные и забавные традиции в остальных странах Европы. При желании такие обычаи можно соблюсти и на собственной свадьбе, чтобы удивить гостей и сделать торжество индивидуальным.

Например, существуют следующие традиции, связанные с бракосочетанием.

Ничего плохого такие обычаи не несут, поэтому, если хочется воплотить их в жизнь, можно смело экспериментировать.

Пересечения с русскими обычаями

В каждой культуре свадьба обрастет новыми подробностями и обычаями, заимствованными у других народов. Самым ярким подтверждением этому является Считается, что та незамужняя девушка, которая его поймает, следующей выйдет замуж.

Раньше на Руси такой традиции не было, хоть и была похожая по смыслу. Все девушки, которые еще не обзавелись семьей, водили хоровод вокруг новобрачной, а та закрывала глаза и кружилась в обратную сторону. На кого она покажет, когда остановится, та и выйдет замуж следующей. А букет, кстати, русские девушки вообще никому не отдавали, сохраняя в семье на удачу.

Интересно, что во многих Европейских странах и в России существует похожий Родители молодоженов приносят из своего дома огонь, чтобы помочь зажечь новоиспеченным супругам их собственный. В современной интерпретации очаг заменяется обычными свечками, поскольку даже камин есть далеко не у всех.

Если организуется европейская свадьба, традиции и обычаи позволяют сделать торжество элегантным и романтичным. Многие пары стремятся спланировать свое бракосочетание именно на западный манер, избегая вульгарного выкупа, пошлых конкурсов и прочих неуместных мероприятий. Такие обычаи позволят не только разнообразить празднование, но и сделать его запоминающимся для гостей.

С каждым годом интерес к европейским государствам со стороны иностранцев растет с огромной скоростью. В большинстве случаев, эта привлекательность носит туристический характер. Покорить неприступные горные вершины, понежиться в солнечных лучах на курортных пляжах, окунуться в голубую бездну морей и океанов, увидеть красоту величественных архитектурных сооружений или просто отдохнуть в роскошных апартаментах – вот главные цели, преследуемые туристами со всего мира. Невольно возникает вопрос: «А как же знакомство с культурными традициями европейских стран?» Ведь именно они являются пластом культуры народов Европы. Давайте разберемся с самыми популярными из них.

Зарождение традиций и обычаев народов Европы. Европейский этикет

Правила и нормы поведения существуют еще с древних времен, однако само слово «этикет» появилось во Франции и получило своё распространение по Европе, а затем и всему миру только в 17 веке. Началось всё с приёмов в королевских дворах, которые сопровождались раздачей так называемых «этикеток» - карточек с определенными правилами поведения для гостей.

На современный этикет западноевропейских государств огромное влияние оказали устоявшиеся народные традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение. К ним можно отнести разного рода предания, легенды, культовые обряды и поверья. Общение между собой в политических, торговых или других целях обусловило смешение в европейских странах культурных традиций, что, в свою очередь, позволило выявить основные правила хорошего тона народов Европы. Среди них - деликатное отношение и уважение к обычаям и традициям каждой страны без сравнений или критики со своей стороны, знание и умелое пользование титулами собеседников, обращение по именам к лицам, участвующим с вами в беседе и другие. Наиболее популярными европейскими культурными традициями на сегодня являются свадебные обычаи и кулинарное искусство.

Европейские свадебные традиции

Большинство обычаев, связанных с подготовкой и проведением свадебного торжества, хорошо нам знакомы, однако есть такие, которые могут стать для вас настоящим открытием.

Например, в Португалии и Венгрии существует определенное правило приглашения невесты на танец. Желающему потанцевать с молодой необходимо попасть монеткой в одну из её туфель, предварительно поставленных в центр свадебного зала.

Обычай посыпки молодоженов лепестками роз, являющийся символом легкой и счастливой жизни, появился в Великобритании и влился в свадебную культуру практически всех стран мира. Стараясь сделать данную традицию более уникальной, каждая из стран внесла в неё свою «изюминку». Так, на румынских свадебных обрядах, наряду с лепестками роз также присутствуют пшено и орехи.

В Словацкой Республике существует традиция обмена подарками между будущими супругами. Невеста дарит своему возлюбленному кольцо и рубашку из шёлка, расшитую золотыми нитками. Ответом жениха должны выступать серебряное кольцо, меховая шапка, чётки и пояс верности с тремя ключами.

На норвежских и швейцарских свадьбах обязательным обычаем является высадка деревьев: двух елей и одной сосны соответственно.

Начало церемонии в Германии сопровождается битьём друзьями и родственниками невесты посуды в её доме, в Нидерландах - праздничным банкетом, а во Франции – распитием молодоженами вина из кубков, символизирующим счастье и любовь.

Помимо традиций, связанных непосредственно с процедурой бракосочетания, огромное внимание уделяется дополнению свадебных образов будущих супругов. Так, для английских невест очень важным является наличие на свадебном платье подковы или булавки, являющееся знаком счастливого замужества, а на головах финских молодых должна присутствовать корона.

Особенность свадебных традиции европейского общества заключается в уникальности каждой из них, а также популярности среди современных европейцев.

Европейские кулинарные традиции

Традиционная европейская кухня собрана из удивительных кулинарных рецептов национальных блюд народов Европы. При этом, каждое европейское государство может похвастаться индивидуальными кулинарными шедеврами.

На территории Центральной Европы наибольшей популярностью пользуются блюда польской и венгерской кухни, коронными рецептами которых являются гуляш, штрудель, овощной суп с укропом.

Восточноевропейская кухня складывалась под влиянием обычаев приготовления пищи кочевыми народами, населяющими данную территорию в былые времена. Самые известные среди кулинарных блюд Восточной Европы – борщ, вареники, пироги.

Особое место на кулинарной арене Западной Европы занимает французская кухня, являющаяся примером для подражания многие стран по всему миру. Особенностью кулинарных шедевров Франции служит использование вин и специй практически в любом блюде. В отличие от французов, их соседи - немцы – предпочитают употреблять в пищу картофель, мясо и пиво.

Кулинарные традиции Северной Европы крайне разнообразны. Наиболее распространенными блюдами кухни европейских северян являются крем-брюле, помадка в шоколаде, утка в оранжевом соусе и куриный егерь.

Южноевропейская кухня во многом схожа с западноевропейской, в особенности, с французской. Здесь также является популярным добавлять в большинство блюд вина, но при этом, еще и отдельно подавать его в обязательном порядке на стол перед началом трапезы.

Приобщение к современной европейской культуре

Помимо свадебных и кулинарных обычаев, современная европейская культура содержит огромное количество разнообразных традиций, связанных со всеми сферами деятельности человека. Познакомиться с ними поближе, приобщиться или даже стать их неотъемлемой частью может любой иностранец, получивший паспорт Европейского союза. Наибольшим спросом в оформлении европейского гражданства пользуется Румыния. Получить гражданство Румынии – наиболее быстрый и дешевый способ интеграции в европейское общество на сегодня.