А вы знаете, сколько объектов культурного наследия ЮНЕСКО на территории России? Если хотите узнать, читайте до конца.

№10. Дворцовый мост

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге соединяет центр города с Васильевским островом. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей города и его визитная карточка.
Мост строили по проекту А. П. Пшеницкого четыре года, с 1912 по 1916 год. Дворецкий мост был открыт 23 декабря 1916 года.

Своё название мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.

Длина моста - 260 метров, ширина - 27,8 метра. Средний из пяти пролетов - разводной, двукрылый. Каждое крыло уравновешено семью противовесами. Масса металлических строений Дворцового моста составляет 4868 тонн, а противовесов - 2800 тонн.

Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга. Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для проецирования документальных фильмов.

№9. Никольский Морской собор в Кронштадте

Морской собор святителя Николая Чудотворца (Никольский Морской собор) - самый крупный из морских соборов Российской империи. Воздвигнут в 1903 - 1913 гг. в Кронштадте в неовизантийском стиле по проекту В. А. Косякова.

С мая 2013 года считается главным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.

Никольский Морской собор внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, охраняется государством.

№8. Большой Петергофский Дворец

Большой Петергофский дворец - основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада в Петергофе.

Первоначально представлял из себя довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти. В 1747-1752 гг. был перестроен архитектором Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада - 268 м. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи, которые заканчиваются с запада Корпусом под гербом, а с востока - Церковным корпусом.

В дни фашистской оккупации в сентябре 1941 во дворце случился пожар, который уничтожил все интерьеры. А в 1944 году при отступлении немцы взорвали центральную часть дворца. Спустя 8 лет был восстановлен внешний облик дворца, а в 1964 году первые залы были открыты для туристов.

№7. Казанский Кремль

Казанский кремль - это древнейшая часть Казани. Это целый комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, которые раскрывают многовековую историю города: археологические остатки трех городищ 12-13 веков, 14-15 веков и 15-16 веков, белокаменный кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность.
Территория Кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма. Расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки.

Казанский Кремль - официальная резиденция Президента Татарстана. Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года.

№6. Дворцовая Площадь

Дворцовая площадь - это архитектурный ансамбль, возникший во второй половине 18 - первой половине19 веков. Главная площадь Санкт-Петербурга.

Площадь обрамляют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна.

Размеры Дворцовой Площади равны 5,4 га (Красная площадь в Москве имеет площадь 2,3 га). Дворцовая площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

№5. Екатерининский дворец и парк

Царское Село - это пригород Санкт-Петербурга. В 1937 году село переименовано в город Пушкин. Здесь расположен музей-заповедник "Царское село". Екатерининский дворец и парк - это неотъемлемая часть Царскосельской императорской резиденции.

Екатерининский дворец (Большой Царскосельский дворец) - бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов - Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Здание дворца заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в течение 18 века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей.

Дворец был сильно поврежден в ходе Великой Отечественной войны. Его восстановление заняло долгие годы и все еще продолжается. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов. Екатерининский дворец входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ежегодно тысячи туристов приезжают в Пушкин полюбоваться Екатерининским дворцом и парком. Дворец очень богат на знаменитые объекты: Большой (Тронный) зал, Янтарная комната, залы «Золотой» анфилады.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого парка и пейзажного Английского парка. 107 гектар красоты и изящества, объединенных с природой.

№4. Собор Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного) - православный храм, расположенный на Красной площади в Москве.

Собор Василия Блаженного хорошо известен во всем мире как один из самых знаменитых символов Москвы и всего Российского государства.

Покровский собор был построен по приказу Ивана Грозного в честь победоносного похода царского войска на Казань. В ходе войны после каждой победы в крупном сражении на Красной площади рядом с Троицкой церковью строилась небольшая деревянная церквушка. Каждая новая церковь носила имя того святого, в чей день была одержана победа. По возвращении из похода в 1552 году царем было принято решение на месте Троицкой церкви и восьми деревянных церквей построить храм в честь Покрова Богоматери. Поскольку победа над казанским войском произошла в праздник Покрова Божией Матери. Строительство велось с 1555 по 1561 год. Строили храм русские зодчие – Постник и Барма.

Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

№3. Исаакиевский собор

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) - крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея.

Построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал император Николай I.

Исаакиевский собор - построен в стиле позднего классицизма, в котором проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика).

Высота собора 101,5 м, длина 111,3 м, ширина - 97,6. Купол имеет внушительные размеры: наружный диаметр 25,8 м, внутренний - 21,8. Здание украшают 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.

№2. Красная площадь

Красная площадь – основной символ и наиболее известное историческое место Москвы. Она располагается в Центральном административном округе между Кремлем и Китай-городом. Красная площадь и расположенные на ней архитектурные сооружения внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Москвичи считают Красную площадь "сердцем столицы". Здесь проходят главные праздники страны. Здесь отмечают Новый год, проводят парад в честь 9 Мая.

Площадь Красной площади - 24 750 м², длина равна 330 м, а ширина – 75 м. Площадь, вымощенная брусчаткой из крымского долерита, является пешеходной зоной. Автомобильное движение по площади запрещено с 1963 года. Также действует запрет на передвижение на велосипедах и мопедах.

№1. Храм Спаса на Крови

Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге - православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова.

Храм возведен в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года было совершено покушение на Александра II, что привело к его гибели. Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883-1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле». 19 августа 1907 года собор был освящён.

Храм Спаса на Крови - одна из самых красивейших, праздничных и ярких церквей в России. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал - кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

На территории России располагаются 27 объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Из них 15 отнесены к категории культурных, а остальные 12 - природные.

Сергей Андреевич Вишняков

Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство

Тема 1. Архитектура

До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов. Получил распространение крестово-купольный тип, имевший следующую схему построения: внутреннее пространство храма расчленялось четырьмя массивными столбами, образуя крест. На этих столбах, соединённых арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом.

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведённая в Киеве в конце X века греческими мастерами. В начале XI века в городе Чернигове было воздвигнуто ещё одно каменное строение – Спасо-Преображенский собор. Вершиной русской архитектуры этого времени является Софийский собор, построенный в 1037–1054 годах в Киеве греческими и русскими мастерами. Многоглавие куполов прежде в храмовой архитектуре не встречалось. Храм символизировал не только величие церкви, но и мощь княжеской власти.

С XII века начался новый этап в развитии архитектуры. Зодчество XII–XIII веков отличается меньшими масштабами строений, более простыми, но в то же время красивыми формами, простотой отделки. Наиболее типичным стал кубический храм с массивной главой башнеобразной формы. Ранними примерами этого архитектурного стиля являются собор Спасо-Евфросиниева монастыря е Полоцке, собор Михаила Архангела е Смоленске.

Заметно становится влияние романского стиля, которое не затрагивало основ древнерусской архитектуры, но сказалось на внешнем оформлении построек: группы полуколонн, причудливая каменная резьба по внешней поверхности стен. Использование элементов этого стиля распространилось в Смоленском княжестве, а затем во Владимиро-Суздальской Руси (Успенский собор, церковь Покрова на Нерли). Успенский собор воздвигли на высоком берегу, чтобы он доминировал над всем видимым пространством. Он отличался величественностью и изяществом форм. Помимо каменного пояса из колонн, разделявшего храм на две части, в его оформление вводятся скульптурные рельефы. Этот собор сохранился до настоящего времени, хотя перестраивался после пожара 1185 года, когда он был значительно расширен и стал пятиглавым.

Церковь Покрова на реке Нерль восхищает безукоризненностью и чистотой форм. Архитектурные детали многократно подчёркивают её вертикальный ритм, знаменуя связь этого храма с воздушной стихией. Фасады церкви украшены белокаменной резьбой.

В области архитектуры вторая половина XIII–XIV веков характеризуется возобновлением каменного зодчества, которое началось в Новгороде и Пскове раньше, чем в других землях. В этих городах были возведены значительные архитектурные сооружения, при постройке которых использовались традиции прошлого. Среди них церкви Спаса на Ильине (1374) в Новгороде, Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность характерны для этих построек.

Первые каменные здания в Московском княжестве относятся к XIV–XV векам. Это сохранившиеся до наших дней Успенский собор (1400) в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря (1427) в Москве. При создании этих соборов продолжались традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт в сфере градостроительства позволил создать могучий, полный величия и силы Московский Кремль, первые белокаменные стены которого были возведены при Дмитрии Донском в 1367 году. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в архитектурной сфере Европы, завершилось созданием в конце XV века ансамбля Московского Кремля, существующего и поныне. Это была одна из крупнейших крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки.

Сердце Кремля – Соборная площадь, на которую выходят главные соборы. Центральным сооружением Кремля является колокольня Ивана Великого. В 1475–1479 годах был построен главный собор – Успенский, где цари венчались на царство, объявлялись важнейшие государственные решения. В 1481–1489 годах возведён Благовещенский собор – домовая церковь московских государей, а неподалёку была сооружена усыпальница московских великих князей – Архангельский собор (1505–1508). Тогда же была построена Грановитая палата (1487–1491), получившая своё название от «граней», украсивших наружные стены, и являвшаяся частью царского двора, его тронным залом, где царю представляли иностранных послов, проводили приёмы.

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры XVI века было строительство шатровых храмов, которые не имеют внутри столбов и держатся на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор, или, как его ещё называют, собор Василия Блаженного в Москве, сооружённый в честь взятия Казани.

Церковь Вознесения стала прообразом собора Василия Блаженного (1555–1561). Архитекторы собора Барма и Постник строили его по заказу царя и церкви. Центральный храм должны были окружать семь приделов в честь семи святых, чьи праздники выпадали на дни Казанского похода русского войска. Но архитекторы поступили не так, как повелевали всемогущие заказчики, а по своему разумению, как мастера, лучше разбирающиеся в законах творчества. Воля царя и митрополита отступила перед красотой. Основа собора – круг. В него вписаны два квадрата, получился восьмерик, по углам которого поставили приделы, а в центр – главный Покровский храм. Восемь башен храма, поставленных на высокий цокольный этаж, увенчаны фигурными многокрасочными главами, которые окружают центральную башню, завершённую высоким шатром. Вокруг собора идёт перекрытая сводом обходная галерея, которая отделяет первый этаж от второго, подчёркивая разнообразие архитектурного декоративного убранства. Богатое и своеобразное соотношение частей создаёт удивительную гармонию.

Другим направлением в архитектуре XVI века было строительство пятиглавых монастырских соборов. Такие соборы были построены во многих монастырях крупнейших русских городов. В частности, это Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве, соборы в Туле, Суздале.

Продолжалось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI столетия часть Московского Кремля была обнесена с восточной стороны кирпичной стеной, названной Китайгородской. В самом конце века архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены вокруг Белого города (современное бульварное кольцо в Москве) длиной девять километров. Каменные крепости – кремли построены в Поволжье (Казани, Астрахани), на северо-западе России (в Новгороде, Пскове, Печоре) и даже на далёком севере (на Соловецких островах).

Ещё одним направлением в архитектуре было строительство небольших каменных храмов. Они являлись центрами слобод – районов, населённых ремесленниками разных специальностей, и посвящались конкретному святому – покровителю того или иного ремесла.

Следует заметить, что среди всех видов искусства архитектура в XVI веке получила наибольшее развитие, сделала огромный шаг вперёд, что определило последующее развитие зодчества в XVII веке. Как и другие сферы русской культуры XVII века, архитектура обнаружила тенденцию к усилению светских мотивов, отказу от строгих церковных канонов. Главное, что характеризует архитектуру этого времени, – отход от средневековой простоты, стремление к внешней нарядности, живописности, усиление в ней декоративного начала.

Одним из наиболее заметных светских зданий первой половины XVII века является Теремной дворец в Московском Кремле , построенный архитекторами А. Константиновым, Т. Шарутиным и Л. Ушаковым. Два пояса многоцветных изразцов, золочёная кровля, красочные узоры на стенах придавали дворцу сказочный вид. Изменил свой облик и сам Московский Кремль, где Спасская башня, а затем и другие башни были украшены белокаменными узорами и изразцами.

Русская архитектура достаточно традиционна, её корни были установлены ещё в Византии, позже в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации.

Искусство русских зодчих восхищало Наполеона, в своих воспоминаниях он описывал башни Смоленска, отвлекаясь от стенобитных неудач. Москва же и вовсе сразила французского императора:

«Построенная подобно Риму, на семи холмах, Москва представляет весьма живописный вид. Надо видеть картину, которую представляет этот город, полуевропейский, полувосточный, с его двумястами церквей и тысячью разноцветных глав, возвышающихся над ними, чтобы понять чувство, которое мы испытали, когда с высоты Поклонной Горы увидели перед собой Москву».

Большие церкви в Киевской Руси, впервые построенные после 988 года, свидетельствовали о монументальности архитектуры в восточнославянских землях.

Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием архитектуры Византии.

Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема.

Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних выстроенных с применением шатра.

Деревянная архитектура является самым древним видом архитектуры на территории России. Самой главной областью применения дерева в качестве строительного материала стало русское национальное жилище, а также хозяйственные и прочие постройки. В культовом строительстве дерево активно вытеснялось камнем, вершин развития деревянная архитектура достигла на Русском Севере.

Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам. Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. Самой распространённой причиной появления шатра в деревянной архитектуре считается чрезвычайная трудность при исполнении традиционного купола из дерева. Строительство самой ранней из известных шатровых церквей относят к 1501 году, тогда была возведена Климентовская церковь в погосте Уна. Примечательны также такие деревянные шатровые храмы как Успенская церковь в Варзуге, церковь в Панилове Архангельской области, и др.

Одним из наиболее примечательных шатровых храмов является Успенская церковь в Кондопоге (1774). Основной объём церкви -- два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами. Сохранился иконостас в стиле барокко и иконописный потолок -- небо. Небо кондопожской церкви Успения -- единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви.

Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). Центральный четвериковый объём покрыт шатром на крещатой бочке с пятью декоративными главками и окружен прирубами с трёх сторон. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. В деревянной шатровой архитектуре известны случаи использования нескольких шатровых конструкций. Единственный в мире пятишатровый храм -- Троицкая церковь в селе Нёнокса. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идет от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей.

Доброе время суток, дорогие друзья! На линии Андрей Пучков. Сегодня представляю Вашему вниманию новую статью про современную российскую культуру. Данная тема входит в перечень тем из кодификатора ЕГЭ по истории. А стало быть, может проверяться в тестах. Сразу скажу что статья написана нашим новым автором. Так, что это, так сказать, проба пера. 🙂

Итак, поехали!

Как все мы знаем, 90-е годы XX века были ознаменованы распадом СССР, и соответственно, единая культура, которая существовала в Советском Союзе, также распалась на более мелкие – субкультуры. А поскольку культур стало больше, то между ними стало нарастать напряжение, так как все они по своей сути были разными и уже не могли сосуществовать вместе в едином социокультурном пространстве.

Новое же государство, которое сформировалось после распада Советского Союза оказалось в совершенно новых условиях – как экономических так и политических. В новой среде оказалась и современная культура России. С одной стороны, она больше не подвергалась влияние цензуры. С другой — культура потеряла важного для себя заказчика – государство.

Вследствие этого (ведь нормы и правила больше никто не диктовал!) культуру следовало заново формировать самому народу, в том числе и создавать новый стержень. Естественно, все это явилось причиной многих разногласий. В итоге мнения разделились на два лагеря: одни считали, что отсутствие общей идеи у культуры – это кризис, другие же говорили обратное – это естественное явление.

Таким образом устранение идеологических барьеров создало благоприятную почву для создания духовной культуры. Но тяжелый экономический кризис и тяжелый переход к рыночной экономике способствовали ее коммерциализации. Духовная культура переживала в 90-е острый кризис, поскольку объективно нуждалась в поддержке государства. А этой поддержки из-за кризиса не было.

Одновременно резкое разделение происходило между элитарной и массовой современной российской культурой, а также между старшим поколением и младшим. Вместе с этим доступ к материальным и культурным благам рос неравномерно, что делало формирование новой культуры еще более тяжелым процессом. Так что же все-таки представляет собой современная культура России?

Музыка

В современном мире музыка всегда – средство самовыражения, почти всегда – отличительный признак и редко – потакание моде. Если говорить о современной российской музыке и культуре, то остались в прошлом массово бурные встречи новых альбомов. Люди в ожидании чаще переключаются на новых для себя исполнителей, выискивая новых и новых фаворитов; новому альбому радуются, но без фанатизма, как, например, во времена битломании. Слушателей вообще можно разделить на две категории: ценители и любители.

Ценители покупают альбомы, слушают их часами, разбираются в биографиях певцов и к акту прослушивания музыки относятся как к священнодействию. Они все знают о жанрах и текстах, и непременно укажут Вам на неправильно произнесенное название песни. Любители же могут перечислить названия групп, возможно, вспомнят имена популярных солистов, но назвать себя приверженцами какого-либо жанра или группы не смогут.

По-сути это меломаны, слушающие все подряд. Некоторые же вообще десятилетиями слушают одно и то же, что-нибудь двадцатилетней и более давности, напоминающее об их молодости. Это могут быть Юрий Визбор, Михаил Круг и Шопен одновременно – потому что Визбора пели в школьные годы, Круга в студенческие, а Шуберта в детстве играл отец.
Здесь-то и заходит речь о самовыражении. Неизменно переслушивать песни одной или нескольких групп всю жизнь или всегда слушать классику невозможно, все равно когда-то и рок «ложится на душу», и попса…

Можно сказать о музыке как об имидже: традиционно люди среднего возраста должны любить бардов и классику, пенсионеры – классику и что-нибудь «напевное, мелодичное». 40-летний рокер и 65-летняя любительница диско хотя и встречаются все чаще и чаще, все равно остаются в глазах молодежи исключениями из правил.

Ностальгия по Советскому Союзу охватывает значительную часть населения, плюс в последнее время часто можно увидеть националистов. Все они отличаются большой любовью к советской эстраде – русскому року (вроде Арии и Наутилуса) или бардам (Цой, Высоцкий). Из них те, кто помладше, часто слушают рэп или современный русский рок (Сплин, ГрОб).

Архитектура

В архитектуре же в современной российской культуре набирает популярность стиль «лофт» — интерьер жилья в бывшем фабричном здании. Детали в стиле лофт очень важны – внутренние помещения оформлены в лучших традициях фабричного прошлого – лестницы, заводские приспособления, различные трубы и т.д. – все это становится предметом интерьера. Снаружи же здание практически ничем не отличается от обычной фабрики и чаще всего для жилья берут именно те фабричные здания, которые уже готовы стать историческим памятником. Однако в России старое здание сносят и на его месте строят подобное, более крепкое.

Живопись

Живопись современной российской культуры характеризуется несколько мрачноватыми течениями. На смену характерному для «перестроечных» лет трагическому отражению событий советской истории пришло «обнажение язв» современной действительности. Стали популярны образы людей с печатью нравственной, физической и духовной деградации (Василий Шульженко), образы человеко-зверей (Гелий Коржев, Татьяна Пазаренко), иногда художники изображают распад и разрушения (В. Брайнин), или просто мрачные городские пейзажи (А. Палиенко, В. Манохин).

Картина Василия Шульженко

Однако все же нельзя выбрать какие-то несколько стилей, преобладающие над остальными. В изобразительном искусстве современной России по большому счету представлены все жанры и направления – от классических пейзажей до постимпрессионизма. Большую роль в восстановлении и развитии художественного творчества сыграл художник И. С. Глазунов, ректор Академии живописи, ваяния и зодчества.

Картина «Возвращение». Художник Татьяна Назаренко

Довольно распространено мнение о том, что в 90-е был кризис культуры. И действительно, какие ассоциации возникают у людей? Зачастую вспоминают о резком сокращении государственного финансирования в культурные сферы, низких доходах ученых и оттоке высококвалифицированных специалистов из ВУЗов. Однако мало кто вспоминает о плюсах.

К примеру, благодаря падению СССР искусство получило свободу, не стало цензуры, а университеты и прочие высшие учебные заведения смогли обучать студентов по своим программам, а также, наконец, появилась свобода исследований для ученых. Но наряду с этим, по воспоминаниям многих, отмечается негативное влияние Запада (фильмы, книги).

Вместе с этим происходит снос памятников, возведенных при Советском Союзе. Ещё из негативных оценок можно обратить внимание еще на то, что многие отмечают низкое качество перевода западных книг и фильмов, пришедших в Россию вместе с перестройкой.

Кино

Что касается фильмов 90-х, то, как мы могли увидеть выше, мнения разделись на два лагеря. Но что можно сказать о российском кино сейчас? За последнее время в Москве открылось множество кинозалов с современной техникой и новейшим оборудованием. Кроме того, в России благодаря появлению новых режиссеров стало сниматься кино, которое, возможно едва ли уступает западному.

Ежегодно в Сочи проводится российский кинофестиваль «Кинотавр», и кинофестиваль стран СНГ и Балтии в Анапе – «Киношок». Несколько российских фильмов получили международные премии – фильм «Изображая жертву» получил в 2006 году главный приз Римского кинофестиваля, а картина «Возвращение» Андрея Звягинцева удостоилась двух «Золотых львов» на Венецианском кинофестивале. Фильм режиссера Никиты Михалкова «12» также получил «Золотого льва» в Венеции и кроме того был выдвинут на получение «Оскара» в 2008 году.

Несмотря на процветание поп-культуры в музыке и ее ориентирование на потребности масс в Россию начали приезжать всемирно известные музыканты и исполнители. В 2012 и 2013 г.г. Россию посетил английский рок музыкант Стинг, в это же время приезжал и другой английский музыкант – Элтон Джон. В 2009 году важным событием для российской музыки стало проведение Евровидения в Москве.

Помимо значительного толчка в области кино и музыки архитектурный образ столицы России и других городов постепенно меняется. С 1992—2006 гг. установлены памятники А. А. Блоку, В. С. Высоцкому, С. А. Есенину, Г. К. Жукову, Ф. М. Достоевскому и открыты мемориалы жертвам политических репрессий.

Из этого можно заключить, что российская культура отошла от привычных советскому обывателю стандартов и по-новому отображает действительность.