Психология как наука приобрела популярность в начале ХХ века. Благородная цель – узнать больше о тонкостях человеческого поведения, восприятия, эмоционального состояния – не всегда достигалась столь же благородными средствами.

Психологи и психиатры, стоявшие у истоков многих ответвлений науки о человеческой психике, проводили такие эксперименты на людях и животных, которые сложно назвать гуманными или этичными. Вот с десяток из них:

«Чудовищный эксперимент» (1939 год)

В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Давенпорта. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и правильно они говорят. Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками.

В результате эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в «негативной» группе, развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни. Эксперимент, позже названный «чудовищным», долго скрывали от общественности из страха повредить репутации Джонсона: схожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии. В 2001 году университет штата Айова принес официальные извинения всем пострадавшим в ходе исследования.

Проект «Аверсия» (1970 год)

В армии ЮАР в период с 1970 по 1989 год осуществлялась секретная программа по очистке армейских рядов от военнослужащих нетрадиционной сексуальной ориентации. В ход шли все средства: от лечения электрошоком до химической кастрации.
Точное число жертв неизвестно, однако, по утверждению армейских врачей, в ходе «чисток» различным запрещенным экспериментам над человеческой природой подверглись около 1 000 военнослужащих. Армейские психиатры по поручению командования вовсю «искореняли» гомосексуалистов: тех, кто не поддавался «лечению», отправляли на шоковую терапию, заставляли принимать гормональные препараты и даже подвергали операциям по изменению пола.

В большинстве случаев «пациентами» были молодые белые мужчины в возрасте от 16 до 24 лет. Тогдашний руководитель «исследования», доктор Обри Левин, ныне является профессором психиатрии в университете Калгари (Канада). Занимается частной практикой.

Стэнфордский тюремный эксперимент (1971 год)

В 1971 году эксперимент с «искусственной тюрьмой» не задумывался его создателем как нечто неэтичное или вредное для психики его участников, однако результаты этого исследования повергли в шок общественность. Известный психолог Филипп Зимбардо решил изучить поведение и социальные нормы индивидуумов, помещенных в нетипичные для них условия тюрьмы и вынужденных играть роли заключенных или надзирателей.

Для этого в подвале факультета психологии оборудовали имитацию тюрьмы, а студентов-добровольцев в количестве 24 человек разделили на «заключенных» и «надзирателей». Предполагалось, что «заключенные» изначально помещены в ситуацию, в ходе которой они будут испытывать личностную дезориентацию и деградацию, вплоть до полной деперсонализации.

«Надзирателям» не дали никаких специальных инструкций относительно их ролей. Вначале студенты не очень-то понимали, каким образом им следует играть свои роли, но уже на второй день эксперимента все встало на свои места: восстание «заключенных» было жестоко подавлено «надзирателями». С этого момента поведение обеих сторон в корне изменилось.

«Надзиратели» разработали специальную систему привилегий, призванную разобщить «заключенных» и поселить в них недоверию друг к другу – поодиночке они не так сильны, как вместе, а значит, их легче «охранять». «Надзирателям» стало казаться, что «заключенные» в любой момент готовы поднять новое «восстание», и система контроля ужесточилась до крайней степени: «заключенных» не оставляли наедине с собой даже в туалете.

В результате «заключенные» стали испытывать эмоциональные расстройства, депрессию, беспомощность. Через некоторое время навестить «заключенных» пришел «тюремный священник». На вопрос, как их зовут, «заключенные» чаще всего называли свои номера, а не имена, а вопрос, как они собираются выбираться из тюрьмы, приводил их в тупик.

К ужасу экспериментаторов оказалось, что «заключенные» абсолютно вжились в свои роли и начали ощущать себя в настоящей тюрьме, а «надзиратели» испытывали настоящие садистские эмоции и намерения по отношению к «заключенным», еще несколько дней назад бывшими их добрыми друзьями. Казалось, обе стороны абсолютно забыли, что все это – всего лишь эксперимент. Хотя эксперимент был запланирован на две недели, он был прекращен досрочно, всего через шесть дней по этическим соображениям. На основе этого эксперимента Оливер Хиршбигель снял фильм «Эксперимент» (2001).

Исследования о воздействии наркотиков на организм (1969 год)

Следует признать, что некоторые эксперименты, проводимые на животных, помогают ученым изобрести лекарства, которые в дальнейшем могут спасти десятки тысяч человеческих жизней. Однако, некоторые исследования переходят все границы этики. Примером может служить эксперимент 1969 года, призванный помочь ученым понять скорость и степень привыкания человека к наркотическим веществам.
Эксперимент проводился на крысах и обезьянах, как на животных, наиболее близких к человеку по физиологии. Животных приучали самостоятельно впрыскивать себе дозу определенного наркотика: морфина, кокаина, кодеина, амфетаминов и т.д. Как только животные научились самостоятельно «колоться», экспериментаторы оставили им большое количество препаратов, предоставили животных самим себе и начали наблюдение.

Животные настолько растерялись, что некоторые их них даже пытались бежать, причем, находясь под действием наркотиков, они калечились и не чувствовали боли. Обезьяны, принимавшие кокаин, начали страдать от конвульсий и галлюцинаций: несчастные животные вырывали себе фаланги пальцев. Обезьяны, «сидевшие» на амфетаминах, выдернули у себя всю шерсть.

Животные-»наркоманы», предпочитавшие «коктейль» из кокаина и морфина, умирали в течение 2 недель после начала приема препаратов. Несмотря на то что целью эксперимента было понять и оценить степень воздействия наркотиков на организм человека с намерением дальнейшей разработки эффективного лечения наркозависимости, способы достижения результатов трудно назвать гуманными.

Эксперименты Лэндиса: спонтанные выражения лиц и подчиненность (1924 год)

В 1924 году Карини Лэндис из университета Миннесоты начал изучать человеческую мимику. Эксперимент, затеянный ученым, должен был выявить общие закономерности работы групп лицевых мышц, отвечающих за выражение отдельных эмоциональных состояний, и найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей).
Испытуемыми стали его собственные студенты. Чтобы сделать мимику более отчетливой, он нарисовал на лицах испытуемых линии жженой пробкой, после чего предъявлял им нечто, способное вызвать сильные эмоции: заставлял их нюхать аммиак, слушать джаз, смотреть на порнографические картинки и засовывать руки в ведра с жабами. В момент выражения эмоций студентов фотографировали.

И все бы ничего, но последнее испытание, которым Лэндис подверг студентов, вызвало кривотолки в самых широких кругах ученых-психологов. Лэндис просил каждого испытуемого отрезать голову белой крысе. Все участники эксперимента сначала отказывались это сделать, многие плакали и кричали, но впоследствии большинство из них согласились это сделать. Хуже всего было то, что большинство участников эксперимента, что называется, в жизни и мухи не обидели и совершенно не представляли, каким образом осуществлять приказ экспериментатора.

В результате животным причинили немало мук. Последствия эксперимента оказались гораздо более важными, чем сам эксперимент. Никакой закономерности в выражении лица ученым обнаружить не удалось, однако психологи получили доказательство того, как легко люди готовы подчиниться авторитетам и сделать то, что в обычной жизненной ситуации не проделали бы.

Крошка Альберт (1920 год)

Джон Уотсон, отец бихевиористского направления в психологии, занимался исследованиями природы страхов и фобий. В 1920 году, изучая эмоции младенцев, Уотсон, среди прочего, заинтересовался возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Ученый проверил возможность формирования эмоциональной реакции боязни белой крысы у 9-месячного мальчика Альберта, который крысу совсем не боялся и даже любил с ней играть.

В ходе эксперимента в течение двух месяцев младенцу-сироте из приюта показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и т.д. Через два месяца ребенка посадили на коврик посередине комнаты и разрешили поиграть с крысой. Вначале ребенок совершенно не боялся крысы и спокойно играл с ней. Через некоторое время Уотсон начал ударять железным молотом по металлической пластине за спиной ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. После повторения ударов Альберт начал избегать контакта с крысой.

Спустя неделю опыт повторили – в этот раз по полосе ударили пять раз, просто помещая крысу в колыбель. Младенец плакал уже лишь при виде белой крысы. Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли ребенок бояться похожих объектов. Ребенок боялся белого кролика, ваты, маски Санта-Клауса. Поскольку громких звуков при показе предметов ученый не издавал, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха. Уотсон предположил, что очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве. К сожалению, Уотсону так и не удалось избавить малыша Альберта от его беспричинного страха, который закрепился на всю оставшуюся жизнь.

Приобретенная беспомощность (1966 год)

В 1966 году психологи Марк Селигман и Стив Майер провели серию экспериментов на собаках. Животных поместили в клетки, предварительно разделив на три группы. Контрольную группу через какое-то время отпустили, не причинив никакого вреда, вторую группу животных подвергали повторяющимся ударам тока, которые можно было прекратить нажатием рычага изнутри, а животных их третьей группы подвергали внезапным ударам тока, которые никак нельзя было предотвратить.

В результате у собак выработалась так называемая «приобретенная беспомощность» – реакция на неприятные раздражители, основанная на убежденности в беспомощности перед окружающим миром. Вскоре у животных начали появляться признаки клинической депрессии. Через некоторое время собак из третьей группы выпустили из клеток и посадили в открытые вольеры, из которых легко можно было убежать. Собак вновь подвергли воздействию электрического тока, однако ни одна из них даже не подумала о бегстве. Вместо этого они пассивно реагировали на боль, воспринимая ее как нечто неизбежное.

Собаки усвоили для себя из предыдущего негативного опыта, что бегство невозможно и больше не предпринимали никаких попыток выскочить из клетки. Ученые предположили, что человеческая реакция на стресс во многом напоминает собачью: люди становятся беспомощными после нескольких неудач, следующих одна за другой. Неясно только, стоил ли такой банальный вывод страданий несчастных животных.

Эксперимент Милгрэма (1974 год)

Эксперимент 1974 года Стэнли Милгрэма из Йельского университета описан автором в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование». В опыте участвовал экспериментатор, испытуемый и актер, игравший роль другого испытуемого. В начале эксперимента между испытуемым и актером «по жребию» распределялись роли «учителя» и «ученика». В действительности испытуемому всегда доставалась роль «учителя», а нанятый актер всегда был «учеником».

«Учителю» перед началом эксперимента объясняли, что цель опыта – якобы выявить новые методы запоминания информации. В реальности же экспериментатор ставил целью исследовать поведение человека, получающего указания, расходящиеся с его внутренними поведенческими нормами, от авторитетного источника. «Ученика» привязывали к креслу, к которому был прикреплен электрошокер. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар током в 45 вольт.

Дальше «учитель» уходил в другую комнату и должен был по громкой связи давать «ученику» простые задачи на запоминание. При каждой ошибке ученика испытуемый должен был нажимать на кнопку, и ученик получал удар током в 45 вольт. В действительности актер, игравший ученика, только делал вид, что получает удары током. Затем после каждой ошибки учитель должен был увеличивать напряжение на 15 вольт. В какой-то момент актер начинал требовать прекратить эксперимент. «Учитель» начинал сомневаться, а экспериментатор на это отвечал: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали. Продолжайте, пожалуйста».

По мере увеличения напряжения актер разыгрывал все более сильный дискомфорт, затем сильную боль и наконец срывался на крик. Эксперимент продолжался до напряжения в 450 вольт. Если «учитель» колебался, экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность за эксперимент и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен.

Результаты оказались шокирующими: 65% «учителей» дали разряд в 450 вольт, зная, что «ученик» испытывает страшную боль. Вопреки всем предварительным прогнозам экспериментаторов, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом ученого и наказывали «ученика» электрошоком, причем в серии опытов из сорока испытуемых ни один не остановился до уровня 300 вольт, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, а 26 «учителей» из 40 дошли до конца шкалы.

Критики заявили, что испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета. В ответ на эту критику Милгрэм повторил эксперимент, сняв убогое помещение в городке Бриджпорте (штат Коннектикут) под вывеской «Исследовательская ассоциация Бриджпорта».
Результаты качественно не изменились: 48% испытуемых согласились дойти до конца шкалы. В 2002 году сводные результаты всех схожих экспериментов показали, что до конца шкалы доходят от 61% до 66% «учителей», независимо от времени и места эксперимента.

Выводы из эксперимента следовали самые пугающие: неизвестная темная сторона человеческой натуры склонна не только бездумно подчиняться авторитету и выполнять самые немыслимые указания, но и оправдывать собственное поведение полученным «приказом». Многие участники эксперимента испытывали чувство превосходства над «учеником» и, нажимая на кнопку, были уверены, что «ученик», неправильно ответивший на вопрос, получает по заслугам.

В конечном итоге, результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

«Источник отчаяния» (1960 год)

Свои жестокие эксперименты Гарри Харлоу проводил на обезьянах. В 1960 году, исследуя вопрос социальной изоляции индивидуума и методов защиты от нее, Харлоу отбирал детеныша обезьяны у его матери и помещал в клетку в полном одиночестве, причем выбирал тех детенышей, у которых связь с матерью была наиболее крепкой. Обезьяна содержалась в клетке год, после чего ее отпускали.

У большинства особей обнаруживались различные психические отклонения. Ученый сделал следующие выводы: даже счастливое детство не является защитой от депрессий. Результаты, мягко говоря, не впечатляют: подобный вывод можно было сделать и без проведения жестоких экспериментов над животными. Впрочем, движение в защиту прав животных началось именно после опубликования результатов этого эксперимента.

Мальчик, которого воспитали как девочку (1965 год)

В 1965 году восьмимесячный младенец Брюс Реймер, родившийся в канадском Виннипеге, по совету врачей подвергся процедуре обрезания. Однако, из-за ошибки хирурга, проводившего операцию, у мальчика был полностью поврежден пенис. Психолог Джон Мани из университета Джона Хопкинса в Балтиморе (США), к которому обратились за советом родители ребенка, посоветовал им «простой» выход из сложной ситуации: сменить пол ребенка и воспитать его как девочку, пока он не вырос и не начал испытывать комплексы по поводу своей мужской несостоятельности.

Сказано – сделано: вскоре Брюс стал Брендой. Несчастные родители не догадывались, что их ребенок стал жертвой жестокого эксперимента: Джон Мани давно искал возможность доказать, что половая принадлежность обусловлена не природой, а воспитанием, и Брюс стал идеальным объектом наблюдения. Мальчику удалили яички, и затем на протяжении нескольких лет Мани публиковал в научных журналах отчеты о «успешном» развитии своего подопытного.

«Совершенно ясно, что ребенок ведет себя как активная маленькая девочка и ее поведение разительно отличается от мальчишеского поведения ее брата-близнеца», – уверял ученый. Однако, и родные дома, и учителя в школе отмечали у ребенка типичное мальчишеское поведение и смещенное восприятие. Хуже всего было то, что родители, скрывавшиеся от сына-дочери правду, испытывали сильнейший эмоциональный стресс.

В результате у матери наблюдались суицидальные наклонности, отец стал алкоголиком, а брат-близнец постоянно пребывал в депрессии. Когда Брюс-Бренда достиг подросткового возраста, ему стали давать эстраген, чтобы стимулировать рост груди, а потом Мани стал настаивать на новой операции, в ходе которой Бренде должны были сформировать женские половые органы.

Но тут Брюс-Бренда взбунтовался. Он наотрез отказался делать операцию и перестал приезжать на приемы к Мани. Одна за другой последовали три попытки самоубийства. Последняя из них окончилась для него комой, но он поправился и начал борьбу за возвращение к нормальному существованию – в качестве мужчины. Он сменил имя на Дэвид, остриг волосы и начал носить мужскую одежду. В 1997 году он прошел через серию реконструктивных операций, чтобы вернуть физические признаки пола. Он также женился на женщине и усыновил троих ее детей. Однако хеппи-энда не получилось: в мае 2004 года, после разрыва с женой, Дэвид Реймер покончил жизнь самоубийством в возрасте 38 лет.

«Тени - прекрасный способ самовыражения для людей, которые больше верят в изменчивость окружающего мира, нежели в его постоянство», - говорит Куми Ямашита.

Хорошо известно, что installation подразумевает в себе установку, размещение и монтаж, собственно данный термин так дословно и переводится. Она тесно связана с современным искусством и поэтому является одной из форм оного, представляя собой некую пространственную композицию, которая создается из всевозможных элементов. В искусстве инсталляция выходит на некий пьедестал или позицию художественного целого. Первопроходцами-инсталляторами являются сюрреалисты и Марсель Дюшан.

Творение японской художницы Куми Ямашита


Теперь, когда современное искусство буквально пресыщено многообразными геометрическими формами и фигурами, можно сделать вывод, или маленькую пометку на предмет того, что видоизменяются, трансформируются, расширяются. Действительно, чего только не увидишь в арт-галереях сегодня, впрочем, как и на многомерных просторах Интернета. Но среди такого обильного и несколько заезженного количества произведений искусства, японская художница Kumi Yamashita просто-таки блещет оригинальностью и своим неповторимым колоритом. Она удивляет, поражает зрителя, открывает миру, что такое световая инсталляция, создавая свое могучее творчество из самых непредсказуемых материалов.

Японской художницы - это, прежде всего, философский смысл, заложенный ею в необыкновенный синтез фактур, форм и света. На самом деле, понимая, что авторская световая инсталляция является неким сплавом современных традиций восточного и западного мира удивляться нечему. Восток и запад всегда рознились во взглядах и образе жизни. Точно в такой же разноликой манере с вкраплением оригинальности и добавлением собственной образной системы в стране восходящего солнца рождается игра света и тени.

Известность японской художнице принесла серия работ, где происходят эксперименты со светом и тенью. Слепящие своей яркостью световые лучи, преломляясь под углом хаотично разбросанных по поверхности предметов, при помощи тени формируют глубину изображений. Кстати, рекомендуем Вам заценить . Настоящее искусство!


Kumi Yamashita собственной персоной


Чтобы понять принцип действия световых инсталляций , достаточно вспомнить школьные годы или детей, рисующих «диафильмы» на отгибах страниц в тетради. Абсолютно понятно, что перелистывая в ускоренном темпе такую тетрадь, изображения, нарисованные в ней, будут динамично двигаться. Аналогичный эффект состоит в основе диалога, созданного художницей еще в далеком 1990 году. Световая инсталляция «Диалог» имеет место быть благодаря вращающимся вокруг одной оси шестидесяти профилям человеческих лиц… так рождается диалог, а точнее эффект разговаривающих между собой личностей.

Также не менее известными работами Куми Ямашита можно считать портреты, созданные на кредитных картах из надписей, причем за каждым из которых стоит живой человек. На них изображены люди разных рас и возрастов. Если смотреть издали, то каждый портрет выглядит как обычная графическая работа, однако при рассмотрении на близком расстоянии несложно разглядеть имена, фамилии и колонки номеров.

Куми Ямашита - это возможность заглянуть по другую сторону «занавеса». Возможность, которую дарит нам восточная женщина, и вмести с тем мастер современного искусства, благодаря своему блистательному таланту передавать сущность того, что гордо носит имя световая инсталляция.


Свет и тень Куми Ямашита


«Диалог», световая инсталляция


Знак вопроса (?), игра света и тени Куми Ямашита

1. Гроздья с 90.000 разноцветными пластмассовыми "виноградинками"

Инсталляция, созданная канадскими архитекторами и дизайнерами компании "Claude Cormier + Associes Inc.", посвящена отцу импрессионизма, великому Моне. Своеобразные виноградные гроздья пяти разных цветов, украшавшие собой переход к городской ратуше, заметно способствовали улучшению настроения проходивших по нему горожан.

2. "Текущие рекой" подсвечиваемые книги


Эту инсталляцию из 10.000 книг, подсвечиваемых прикрепленными к ним лампочками, можно было увидеть в дни фестиваля "Свет зимой", проходившего в Мельбурне (Австралия) этой "зимой" - с 1-го июня по 1-ое июля. По окончании фестиваля гостям мероприятия разрешалось взять понравившиеся книги с собой.

3. Светящаяся река Сумида в Токио


5-го мая этого года в Токио проходил двухдневный фестиваль Хотару, в честь которого по реке Сумида, протекающей через центр города, пустили 100.000 светодиодных голубых шаров. Световую инсталляцию назвали "Звезды для молитвы", а сами шары олицетворяли собой светлячков, любимых и почитаемых японцами. Светодиодные лампочки, как утверждает компания Panasonic, предоставившая их, полностью были заряжены солнечным светом, а их размер был достаточно большой, чтобы рыба не могла их проглотить.

4. Светящиеся листья, разлетающиеся по ветру


Эта изумительная инсталляция была создана лондонским дизайнером Полом Кокседжем для Фестиваля огней в г. Лион (Франция), проходившего в 2011-ом году. Световая композиция длиной 25 метров украшала собой двор отеля "De Ville".

5. Лошади, бегущие по реке


Инсталляция в виде скульптур лошадей, сделанных в натуральную величину из мертвых яблонь, создана Ричардом Морсом и установлена в реке Гранд. По словам автора, она олицетворяет собой борьбу и сохранение, которые должны сопровождать нас, когда мы переживаем сложные жизненные ситуации.

6. Разноцветный "зонтичный" навес


Художественный фестиваль "Агитагуэда" летом этого года украсил собой португальские улицы. Две из них были украшены разноцветными навесами из красочных зонтиков, которые не только создавали ощущение волшебства, паря в воздухе на невидимых проволоках, но и прятали от знойного солнца жителей и гостей города.

7. Интерактивное сердце всех влюбленных


Эту 3-метровую световую инсталляцию можно было видеть 14 февраля в Нью-Йорке на Таймс-сквер. Огромное красное сердце создано датской архитектурной фирмой BIG с использованием 400 светодиодных прозрачных акриловых трубочек. Как только стоявшие рядом люди прикасались друг к другу, трубки начинали пульсировать ало-красным светом. Дело в том, что по мере того как люди собирались на площади, их шаги собирались в энергию, которая превращалась в свет. Так люди помогали сердцу гореть ярче и ярче. Как еще можно интерпретировать подобную инсталляцию в такой праздник? - Любви всем!

8. Облако мечты от Swarovski


Это восхитительное облако из 10.000 кристаллов Сваровски, скрепленных мелкой проволочной сеткой, было создано ландшафтными дизайнерами Энди Као и Ксавье Перро в сотрудничестве с Дж.П.Поллом из компании Bodega Architecture. Облако украсило собой террасу Арбор в Джорджтауне (штат Вашингтон, США).

9. Интерактивное "Облако"


Инсталляцию под этим названием, созданную художником из Канады Кэйтилинг Браун, можно было видеть в течение одного дня в сентябре этого года на фестивале Nuit Blanche в Калгари. Для создания "Облака" понадобилось более 6.000 лампочек - новых и уже сгоревших ламп накаливания, а также флуоресцентных лампочек - и веревочек, за которые можно было тянуть, включая ту или иную лампочку. Любой желающий мог "попасть под дождь" из веревочек, тем самым создавая иллюзию, будто в облаке сверкают молнии.

10. Светодиодный собор


Эта великолепная световая инсталляция из 55.000 светодиодных лампочек была создана для Фестиваля света в Генте (Бельгия). Волшебные огни у входа в собор приглашали прогуляться по 27-метровой галерее, сказочно залитой светом. Эту изумительную инсталляцию, впрочем, как и все представленные здесь, обязательно нужно увидеть хоть раз, чтобы поверить в то, что такая красота существует.

Без инсталляций студии Sila Sveta сложно представить не то что ночную, а общекультурную жизнь Москвы: масштабные вечеринки промогруппы Arma17, фестиваль Outline, мэппинг на здании Большого театра, главном корпусе МГУ, арке парка Горького и где только не. Эти же люди - авторы постоянной инсталляции в Центральном музее ВОВ и светового шоу для Полины Гагариной на «Евровидении». Не так давно компания открыла офис в Лос-Анджелесе, а вместе с ним произошло участие в шоу America’s Got Talent и фестивале Coachella. Один из основателей студии, Александр Ус, рассказал об истории «Силы света», роли «русского рейва» в ее судьбе, классике, роке и своих лучших инсталляциях.

Как попал в бизнес

Никогда не думал, что увлекусь светом. Я был журналистом: писал про машины и перегонял их. Параллельно с этим мечтал снять кино и придумывал для себя различные сценарии. На одной из тусовок в 2005 году я познакомился с бизнесменом Димой Антоновым. Он привез первый световой прибор в Москву - гигантский слайдовый проектор. В тот роковой вечер, когда я увидел огромную проекцию на доме, я был ошеломлен его возможностями и мощностями. Мы продавали их по 700 тысяч рублей.

Я придумал название Sila Sveta, которое мне тогда казалось очень вычурным, но мы были уверены, что нам нужно запоминающееся словосочетание.

Нас нашел режиссер Лев Левинсон и научил, как делать шоу. Когда у нас накопилось 14 приборов, я придумал название «Sila Svetaа», которое мне тогда казалось очень вычурным, но мы были уверены, что нам нужно запоминающееся словосочетание. Сначала мне казалось, что скоро все это в какой-то момент схлопнется. Сомнения подогревали люди из индустрии со словами «да ваш мэппинг - история максимум на год». Очень важным событием для Sila Sveta стало появление партнера в лице Алексея Розова. Он отвечает за продюсирование и финансы. Прошло девять лет, а мы продолжаем расти и развиваться, и, похоже, это надолго. Главное, почаще себя спрашивать, зачем ты все это делаешь. Если ответ: «Деньги», то ты влип. Здесь про другое.

О первых проектах

Первый наш проект - в 2008 году мы засветили Останкинскую телебашню. Начался кризис, заказов не было. Я все бросил и уехал в Индию, где у меня родился ребенок. Тут наступил День города в Москве. У нас снова заказали проекцию на Останкинскую башню и еще на Поклонную гору. Я вернулся в Москву, мы реанимировали все проекторы, на гонорар раздали долги и заработали на новое оборудование. И наступил фестиваль «Круг света».

Мы наняли двух видеодизайнеров и сделали Rapping Mapping, за который получили Гран-при. Манеж сам про себя рассказывал голосом Влади из «Касты» - дом читал рэп. И после этого заказы хорошо пошли.

Также очень важным событием было то, что у «Силы Света» появился партнёр Алексей Розов. Сейчас он отвечает за продюсирование и финансы.

Вторым мощным этапом стало сотрудничество со Stereotactic. Мы сделали мэппинг елки в «Арме» в 2011 году, и он очень круто сработал.

Прошло 9 лет, а мы продолжаем расти и развиваться и похоже это надолго

Сколько это стоит

Если ты хочешь сделать инсталляцию, нужно обзавестись друзьями в световом и прокатном бизнесах. Если ты показал свою креативность прокатчикам, у которых есть оборудование, они тебе его дадут. Если в лоб идти, то это очень дорого. То, что мы делаем на Outline, в «Арме», в лоб по сметам «Силы света» стоило бы иногда десятки миллионов рублей. Мы это делали за другие суммы.

О технотеатре и отмене Outline

У хореографа Олега Глушкова был проект на тему танцев и марионеток. Я предложил на главном танцполе несостоявшегося фестиваля Outline разместить огромную марионетку, он согласился сделать ей хореографию. Мне давно хочется сделать технотеатр, чтобы сцена была, актеры. Очень долго выбирали, какая же марионетка должна быть. Разные идеи были, но мы захотели взять болванку, чтобы она ничего не брала на себя, кроме формы. Потом начали изучать кукловодство. Это оказался отдельный мир - как сделать так, чтобы все двигалось, начали изучать механизмы.

Помню, я не поверил в отмену фестиваля. Я был дома тогда, поехал на площадку, перелез через забор мимо полиции чтобы попасть туда.

Мы хотели, чтобы она пошла на танцпол, но это оказалось слишком дорого. Помню, я не поверил в отмену фестиваля. Я был дома тогда, поехал на площадку, перелез через забор мимо полиции, чтобы попасть туда. Мы с ребятами заперлись в ангаре и сняли отчетное видео. Это для нас на тот момент было самое главное - возможность запечатлеть. Мы запустили всю инсталляцию, пока полиция ходила по территории завода.

Как делаются инсталляции

О закрытии «Армы» Абель (сооснователь Arma17 Наташа Абель. - Прим. ред.) мне сказала за полгода и попросила придумать инсталляцию. Мы начали думать над образом. Решили, что «Арму» делают люди, так что надо повесить огромную голову. Мне очень нравится фильм «Метрополис» 1927 года. Там была металлическая женщина-робот, чью голову мы взяли за прототип. Какой-то андрогин - то ли женщина, то ли мужчина, то ли робот, то ли нет. Я решил, что объект должен быть огромным, пять метров, чтобы зрители поражались.

После того как мы все сделали, технический директор «Армы» мне говорит: «Саня, ты промахнулся, я не понимаю, как ее сюда вставить, она слишком большая». А мы потратили большие деньги. Приезжаю, мы как-то ее запихиваем. Наш инженер боялся, что голова упадет. У него была паранойя, пришлось его отправить домой. Он, естественно, спать не мог, звонил постоянно. Мы отвечали: «Все нормально, голова на месте».

Изначально, правда, был другой концепт. Я хотел полностью разрушить стену сзади, на бэке «Армы», построить бутафорскую и ее потихонечку разрушать во время вечеринки, чтобы туда начал просачиваться свет. Нужен был эффект постепенного разрушения и конца света. Нам не разрешили, и мы начали думать, какой образ лучше сделать.

Про «Мумий Тролля» и Бекмамбетова

Мне всегда хочется работать с большими масштабами, в клубах это не получается. Сейчас вот концерт с группой «Мумий Тролль» делаем, и это отдушина. С ним получилась странная цепочка связей. У меня есть друг Юра Колокольников, актер. Как человек, который говорит о том, что любит, он в киношной тусовке рассказывал про Sila Sveta. Это, по-моему, до Бекмамбетова дошло, и он уже посоветовал нас Лагутенко. Илья разделил свой альбом «Морская» на три части по смысловым блокам, которые мне до конца неведомы. Мы хотели, чтобы эта сцена выглядела три раза по-разному. Ты приходишь на концерт, сначала смотришь на одно, потом с помощью кинетики или света у тебя другая картина, потом - раз - третья. Но все же главным объектом стал круг как символ Востока и обложки альбома. А еще круг - такая форма, что в него ни впиши - будет хорошо смотреться.

О задачах режиссера

Во-первых, тебе надо придумать главную идею, а также представить, как шоу будет выглядеть и работать. Далее не поддаваться на провокации и пронести изначальную задумку до конца. Уже во время работы моя задача как режиссера - соединить все между собой. Ты, как дирижер, контролируешь каждую из служб: свет, видео, актеры или музыканты, в зависимости от задачи. Опасно постоянно ходить по встречам. Ты становишься менеджером, и меня это раздражает, можешь набрать много заказов, а затем у тебя отключается креативная часть мозга. Я периодически чувствую это. Творчество - это мышца, которую надо тренировать, поэтому больше, конечно, нравится делать проекты руками. Ты начинаешь с материалом работать, ты становишься практиком.

По большей части мы ремесленники, просто со временем нашли формулу красоты и по ней работаем. Но когда мы работаем в клубах и на фестивалях, достаем своего художника. Это всегда эксперимент, где концовка неизвестна.

О времени воплощения идеи

Идея может формироваться в течение полугода. Бывает, это происходит быстро, а бывает - нужно время, чтобы она созрела. Инсталляции в «Арме» три месяца созревали. С «Мумий Троллем» вышло иначе: у меня есть блокнот с идеями, который я применяю, если есть возможность. Так, с проекционным кругом я давно хотел поработать. Когда уже непосредственно создаешь - дело идет быстрее. У тебя есть кости, нужно, чтобы они обросли мясом. Соответственно, сами разрисовки картинок и создание образов занимает с месяц времени. Третий этап - продакшн, когда дизайнеры отрисовывают все детали и доводят весь проект до конца. Все зависит от размера шоу, но если это часовой концерт - уходит месяца полтора. В итоге - от трех месяцев до полугода, но это растянуто во времени.

О программах, которые нужно знать

Если ты человек-оркестр, нужно знать Adobe Illustrator или Photoshop, где создаются первые скетчи. Затем необходимо освоить 3D-пакет, самая прогрессивная графическая программа - Houdini. Надо уметь моделировать и анимировать. Плюс Adobe After Effects, в котором ты делаешь колористику.

Кроме того, надо уметь пользоваться программами для мэппинга.

На фасаде гостиницы «Украина» в честь ее 60-летия мы использовали 80 проекторов. Их нужно правильно расставить, знать линзы, рассчитать яркость с помощью измерительных приборов. Все это можно сделать в программе, а потом уже физически. Но и этого может оказаться мало, нужно знать световой пульт, с которым программируешь свет.

Опасно ходить постоянно по встречам. Ты становишься менеджером, и меня это раздражает, можешь набрать много заказов, а затем у тебя отключается креативная часть мозга

О необходимых навыках

Дизайнеры приходят в это направление искусства и делают ошибки. В нашем деле нужно мыслить не экраном, а объемом, брать в расчет все вплоть до погоды и настроения публики. Кроме графики, важно понимать материю шоу. Можно сколько угодно навернуть 3D-графики, а эффекта ноль. Нужно режиссерско-театральные навыки иметь.

О стоимости и особенностях площадки

Если ты хочешь сделать инсталляцию, нужно обзавестись друзьями в световом и прокатном бизнесах. Если ты показал свою креативность прокатчикам, у которых есть оборудование, они тебе его дадут. Если в лоб идти, то это очень дорого. То, что мы делаем на Outline, в «Арме», в лоб по сметам Sila Sveta стоило бы иногда десятки миллионов рублей. Мы это делали за другие суммы.

В силу того, что каждая площадка разная (и это одна из особенностей этого бизнеса), невозможно создать прайс, выработать готовую схему. Каждая площадка имеет свои особенности, начиная от места и заканчивая материалами дома.

В наши дни уже никто не удивится, что светодиодные лампочки можно использовать не только для освещения помещений, а и для создания удивительных световых скульптур. Но увидеть одну из таких инсталляций своими глазами - волшебству подобно. Предлагаем вам сейчас же окунуться в мир света и искусства и посмотреть на интересные световые скульптуры, созданные современными художниками за последние несколько лет.

Светодиодное цветочное поле в Австралии

Автором, который создал такое удивительное светодиодное шоу под открытым небом, стал знаменитый британский современный художник по имени Брюс Мунро. Световая инсталляция открылась в апреле 2016 года, местом ее размещения стал Национальный парк Австралии.

Рядом с одной из скал парка Брюс занял целое поле, которое заполнили световые скульптуры в виде цветов. Эти цветы сделаны из светодиодов, в дневное время они заряжаются с помощью солнечного света - это и позволяет им светиться в темноте.

Трехмерная световая инсталляция в Гонконге

Художник Джим Кэмпбелл, создающий светодиодные световые инсталляции, устроил одну из них и в Гонконге в 2014 году. В течение недели городская площадь Эдинбург-плейс была освещена сеткой из более чем полутора тысяч светодиодных мерцающих лампочек, что создавало в городе неповторимую сказочную атмосферу.

По длине данная конструкция занимала около пяти метров. Если смотреть на сетку издалека, можно было заметить интересные световые эффекты: мерцание лампочек происходило не произвольно, а по определенной схеме - потухшие огоньки образовывали темные силуэты спешащих мимо прохожих. Управлялось мерцание лампочек с помощью компьютерной программы.

Гигантские лампочки в Лионе

Световые инсталляции стали фишкой 2014 года - еще одна из них прошла в декабре в Лионе, Франция. Сопровождало инсталляцию яркое и масштабное световое шоу. Девять огромных лампочек размером с большой автомобиль были установлены на участке территории, напоминавшем по размерам футбольное поле.

Световые скульптуры стилизованы не под более современные люминесцентные и светодиодные лампочки, а под лампы накаливания. Основная тема инсталляции - отношения человека с электричеством.

Световые скульптуры в виде призм в Монреале

В конце 2014 года торонтская студия RAW, занимающаяся дизайном, организовала в Монреале инсталляцию в виде пятидесяти вращающихся двухметровых стеклянных призм. Цветные световые эффекты на призмах выполнены с помощью встроенных световых проекторов, которые освещали каждую призму: стенки призм, в свою очередь, были обтянуты специальной пленкой, которая отражала видимое излучение спектра.

Данная световая инсталляция привлекла к себе внимание и взрослых, и детей - им особенно нравилось вращать световые скульптуры, при раскручивании которых звенел колокольчик.

Рождественская елка из полиэтиленовых пакетов в Великобритании

С одной стороны, Рождество - чудесное и светлое время, которое приятно провести с самыми близкими, а с другой - весь праздничный сезон окутан огромными тратами и потребительством. Арт-коллектив «Luzinterruptus» из Мадрида в 2013 году решил привлечь внимание к рождественскому шопоголизму с помощью возведенной в английском городе Дарем «Потребительской рождественской елки» - конусообразной световой скульптуры, сооруженной из тысяч цветных полиэтиленовых пакетов. Казалось бы, даже из мусора шедевр можно сделать!

Всего за одну неделю добровольцы помогли собрать гигантскую коническую конструкцию и настроить освещение елки. Такие же пакеты использовались для оформления рождественских световых гирлянд, натянутых между домами. Период строительства елки совпал с забастовкой работников мусоровывозящих компаний в Мадриде, поэтому художники представили елку и в качестве символа солидарности с рабочими.

Светодиодная звезда в Малайзии

В 2015 году художник из Малайзии Чжун Хао Онг установил в одном из недостроенных зданий в городе Баттерворте световую скульптуру в виде гигантской десятиконечной звезды. Световая фигура спроектирована таким образом, что ее лучи занимают четыре этажа здания, как бы пронзая его насквозь. Состоит арт-инсталляция «Звезда» из стальных тросов и пятисот метров светодиодной полосы.

Когда-то Баттерворт был одним из наиболее богатых портов страны. Сейчас тут производят составляющие, требующиеся при создании светодиодных лампочек, поэтому Чжун Хао Онг считает свою инсталляцию символической для города, открывающей взгляд на новое будущее.

Светящийся мангровый лес в Сиднее

В 2015 году студенты и сотрудники Школы архитектуры Абидиан из Университета Бонда в Австралии создали эту потрясающе красивую световую инсталляцию, которая выглядит как биолюминесцентный мангровый лес. Эта арт-инсталляция напоминает сказочную природу спутника Пандора из знаменитого фильма «Аватар» Джеймса Кэмерона.

Данные световые скульптуры повторяют очертания австралийских мангровых лесов с их раскидистыми ветвями и разросшимися корнями, создавая увлекательную обстановку для взрослых и детей, которые могли наблюдать, как меняется цвет светодиодных «деревьев». Световые скульптуры высоко оценила публика - свыше 50 тысяч человек пришли посмотреть на световое шоу в вечер открытия.

Световые скульптуры на солнечных батареях в Портленде

В Портленде, штат Орегон, в 2013 году была устроена арт-инсталляция, предназначенная для того, чтобы люди могли отвлечься от насущных проблем - такой была задумка, по словам художника Дэна Корсона.

Световые скульптуры под открытым небом в этой инсталляции напоминают кувшиночники - тропические насекомоядные растения причудливой формы, с длинными стеблями и «кувшинчиком» на конце. Высотой световые фигуры достигают аж пяти метров. Основой каждой скульптуры является стальной каркас со светодиодами. Форма каждого «цветка» - стекловолокно, каждое из них подсвечивается разным цветом. Но самое интересное, что энергия светодиодов идет не от электрического питания, а от солнечных батарей.

Тысячи светящихся роз в Гонконге

Многие световые инсталляции берут за основу такие красивые и беспроигрышные объекты, как цветы - не стало исключением и это световое шоу в Гонконге. Масштабы инсталляции поражают - в городском парке зимой было «посажено» 25 тысяч светодиодных роз. Эти световые скульптуры были размещены современным художником Джан Йонг Джином из творческого коллектива Pancom.

Приурочено это световое шоу под названием «Light Rose Garden» было к празднику всех влюбленных — Дню святого Валентина .

Огромный парк иллюминаций в Дубаи

Парк иллюминаций «Dubai Garden Glow» в Дубаи, ОАЭ - световое шоу, которое можно наблюдать круглый год. Там можно увидеть разнообразные световые инсталляции и применяющиеся в них световые эффекты. Парк открылся в конце 2015 года и является одним из самых крупных парков с иллюминацией во всем мире - по этому поводу уже была подана заявка в Книгу рекордов Гиннесса.

Световые скульптуры в этом парке представляют животный и растительный мир: есть там и сказочные деревья, и цветы, слоны, панды, лебеди, жирафы, даже динозавры. Примечательно, что все эти скульптуры сделаны из переработанного материала, а лампочки, создающие яркий неоновый свет, используются только энергосберегающие.