Умберто Эко известен во всем мире как писатель, философ, исследователь и преподаватель. Общественность познакомилась с Эко после выхода романа «Имя розы» в 1980 году. В числе работ итальянского исследователя присутствуют десятки научных трудов, новелл, сказок, философских трактатов. Умберто Эко организовал в Университете республики Сан-Марино отделение исследований в области средств информации. Писателя назначили президентом Высшей школы гуманитарных наук в Болонском университете. Он также был членом Академии наук Линси.

Детство и юность

В небольшом городке Алессандрия, недалеко от Турина, 5 января 1932 года появился на свет Умберто Эко. Тогда в его семье даже подумать не могли, чего добьется маленький мальчик. Родители Умберто были простыми людьми. Отец трудился бухгалтером, участвовал в нескольких войнах. Отец Умберто происходил из многодетной семьи. Эко часто вспоминал, что особых денег в семье не было, но его тяга к книгам была безгранична. Поэтому он приходил в книжные лавки и начинал читать.

После того как владелец его прогонял, мужчина отправлялся в другое заведение и продолжал знакомиться с книгой. Отец Эко планировал дать сыну юридическое образование, но подросток воспротивился. Умберто Эко отправился в Туринский университет ради изучения литературы и философии Средневековья. В 1954 году молодой человек получил степень бакалавра философии. Во время учебы в университете Умберто разочаровался в католической церкви, и это приводит его к атеизму.

Литература

В течение продолжительного времени Умберто Эко изучал «идею Прекрасного», озвученную в философии Средневековья. Мысли мастер изложил в работе «Эволюция средневековой эстетики», увидевшей свет в 1959 году. Спустя три года вышел новый труд - «Открытое произведение». Умберто рассказывает в нем, что некоторые произведения не были завершены авторами сознательно. Таким образом, они сейчас могут быть интерпретированы читателями по-разному. В какой-то момент Эко заинтересовался культурой. Он долгое время изучал различные формы, начиная от «высокой» и заканчивая массовой культурой.


Ученый выяснил, что в постмодернизме эти границы существенно размыты. Умберто активно развивал эту тему. В сфере изучения писателя появились комиксы, мультфильмы, песни, современные киноленты, даже романы о Джеймсе Бонде.

В течение нескольких лет философ тщательно изучал литературоведение и эстетику Средневековья. Свои мысли Умберто Эко собрал в единую работу, в которой осветил свою теорию семиотики. Она прослеживается в других трудах мастера – «Трактат общей семиотики», «Семиотика и философия языка». В некоторых материалах писатель критиковал структурализм. Онтологический подход к исследованию структуры, по мнению Эко, является неверным.


В трудах на тему семиотики исследователь активно продвигал теорию кодов. Умберто считал, что существуют однозначные коды, к примеру, азбука Морзе, связь между ДНК и РНК, а есть более сложные, скрывающиеся в структуре языка, семиотические. Ученый выдвигал свое мнение по поводу социальной значимости. Именно ее он считал важной, а вовсе не отношение знаков к реальным объектам.

Позже Умберто Эко привлекла проблема интерпретации, которую автор тщательно исследовал в течение нескольких десятилетий. В монографии «Роль читателя» исследователь создал новое для себя понятие «идеального читателя».


Объяснил данный термин писатель так: это человек, который способен понять, что любое произведение можно интерпретировать множество раз. В начале исследований итальянский философ склонялся к общим классификациям и глобальным интерпретациям. Позднее Умберто Эко стали больше привлекать «короткие истории» об определенных формах опыта. По мнению писателя, произведения способны смоделировать читателя.

Писателем романов Умберто Эко стал в 42 года. Первое творение Эко назвал «Имя розы». Философско-детективный роман перевернул его жизнь: писателя узнал весь мир. Все действия произведения романа происходят в средневековом монастыре.


Книга Умберто Эко "Имя розы"

Через три года Умберто выпустил небольшую книгу «Заметки на полях «Имени Розы». Это своеобразное «закулисье» первого романа. В этом произведении автор размышляет по поводу взаимоотношений читателя, автора и самой книги. Пять лет потребовалось Умберто Эко для создания еще одного произведения – романа «Маятник Фуко». Читатели познакомились с книгой в 1988 году. Автор постарался сделать своеобразный анализ современных интеллигентов, которые могут из-за умственной неаккуратности породить чудовищ, в том числе фашистов. Интересная и необычная тема книги сделала ее актуальной, увлекательной для общества.


Книга Умберто Эко "Маятник Фуко"
«Многие думают, что я написал фантастический роман. Они глубоко ошибаются, роман абсолютно реалистический».

В 1994 году из-под пера Умберто Эко вышла проникновенная драма, вызывающая жалость, гордость и другие глубокие чувства в душах читателей. «Остров Накануне» рассказывает о молодом парне, который бродит по Франции, Италии и Южным морям. Действие разворачивается в XVII столетии. Традиционно в своих книгах Эко задает вопросы, волнующие общество долгие годы. В какой-то момент Умберто Эко переключился на излюбленные направления – историю и философию. В таком ключе был написан приключенческий роман «Баудолино», появившийся в книжных магазинах в 2000 году. В нем автор повествует о том, как проходили путешествия приемного сына Фридриха Барбароссы.


Книга Умберто Эко "Баудолино"

Невероятный роман «Таинственное пламя царицы Лоаны» повествует о герое, потерявшем память из-за несчастного случая. Умберто Эко решил внести небольшие коррективы в судьбу участников книги. Таким образом, главный герой не помнит ничего о родственниках и друзьях, но память о прочитанных книгах сохранилась. Этот роман представляет собой читательскую биографию Эко. В числе последних романов Умберто Эко - «Пражское кладбище». Только через год после публикации в Италии книга появилась в переводе на полках российских магазинов. За перевод издания отвечала Елена Костюкович.


Книга Умберто Эко "Таинственное пламя царицы Лоаны"

Автор романа признался, что хотел сделать книгу последней. Но через 5 лет выходит еще одна – «Нулевой номер». Этот роман стал завершением литературной биографии писателя. Не стоит забывать о том, что Умберто Эко научный деятель, исследователь, философ. Яркой получилась его работа под названием «Искусство и красота в средневековой эстетике». Философ собрал эстетические учения того времени, в том числе Фомы Аквинского, Уильяма Оккама, переосмыслил и оформил в единый краткий очерк. Выделяют среди научных трудов Эко «Поиски совершенного языка в европейской культуре».


Книга Умберто Эко "Нулевой номер"

Умберто Эко стремился познать непознанное, поэтому часто в трудах искал ответ на вопрос, что такое красота. В каждой эпохе, по мнению исследователя, находили новые решения этой задачи. Интересно, что в одном временном отрезке сосуществовали противоположные по смыслу концепции. Иногда позиции конфликтовали между собой. Мысли деятеля науки на этот счет ярко представлены в книге «История красоты», опубликованной в 2004 году.


Книга Умберто Эко "История красоты"

Останавливаться на изучении только прекрасной стороны жизни Умберто не стал. Философ обращается к неприятной, уродливой части. Написание книги «История уродства» захватило писателя. Эко признался, что о красоте пишут и размышляют много и часто, а об уродстве – нет, поэтому во время исследований писатель сделал много интересных и увлекательных открытий. Умберто Эко не считал красоту и уродство антиподами. Философ заявлял, что это смежные понятия, суть которых невозможно понять друг без друга.


Книга Умберто Эко "История уродства"

Джеймс Бонд воодушевлял Умберто Эко, поэтому автор с интересом изучал материалы на эту тему. Писателя признали экспертом в бондологии. По следам исследований Эко издает труды: «The Bond Affair» и «The Narrative Structure in Fleming». В списке литературных шедевров автора присутствуют сказки. В англоязычных странах и родной писателю Италии эти повести стали популярными. В России книги соединили в одно издание под названием «Три сказки».

В биографии Умберто Эко есть и преподавательская деятельность. Писатель читал в Гарвардском университете лекции о непростых взаимоотношениях реальной и литературной жизни, героев книг и автора.

Личная жизнь

Умберто Эко состоял в браке с немкой Ренате Рамге. Поженились супруги в сентябре 1962 года.


Жена писателя – эксперт в области музейного и художественного образования. Эко и Рамге воспитывали двух детей – сына и дочь.

Смерть

19 февраля 2016 года Умберто Эко скончался. Философу было 84 года. Трагическое событие произошло в личной резиденции писателя, расположенной в Милане. Причина смерти - рак поджелудочной железы.

На протяжении двух лет ученый боролся с болезнью. Церемонию прощания с Умберто Эко организовали в миланском замке Сфорца.

Библиография

  • 1966 - «Бомба и генерал»
  • 1966 - «Три астронавта»
  • 1980 - «Имя розы»
  • 1983 - «Заметки на полях «Имени розы»
  • 1988 - «Маятник Фуко»
  • 1992 - «Гномы Гну»
  • 1994 - «Остров Накануне»
  • 2000 - «Баудолино»
  • 2004 - «Таинственное пламя царицы Лоаны»
  • 2004 - «История красоты»
  • 2007 - «История уродства»
  • 2007 - «Великая история европейской цивилизации»
  • 2009 - «Не надейтесь избавиться от книг!»
  • 2010 - «Пражское кладбище»
  • 2010 - «Я обещаю жениться»
  • 2011 - «История Средневековья»
  • 2013 - «История иллюзий. Легендарные места, земли и страны»
  • 2015 - «Нулевой номер»

Биография и эпизоды жизни Умберто Эко. Когда родился и умер Умберто Эко, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя и учёного, фото и видео.

Годы жизни Умберто Эко:

родился 5 января 1932, умер 19 февраля 2016

Эпитафия

«Предел человеческих возможностей чрезвычайно скучный и разочаровывающий - смерть».
Умберто Эко

Биография

Умберто Эко можно назвать основоположником европейского интеллектуального детектива. Его имя известно во всём мире в первую очередь благодаря романам, в которых средневековая стилистика причудливо сплетена одновременно и с детективным сюжетом, и с научно-философскими размышлениями. Его «Имя розы» впервые увидело свет более 25 лет назад и с тех пор было издано во множестве стран мира. Творчество Эко снискало лестную славу предназначенного для людей думающих, искушённых и разборчивых.

Но мало кто из увлечённых читателей представляет, насколько серьёзным учёным был любимый ими автор. А между тем имя Эко в учёных кругах значило ничуть не меньше, чем в литературных. Он был избран профессором нескольких европейских университетов, выпускал многочисленные научные труды. За всю жизнь его приглашали для чтения лекций и ведения семинаров вузы примерно 30 стран мира, от Канады до Венесуэлы, от Японии до Египта, от СССР до США.

Ещё удивительнее то, что личность столь блестящего ума и выдающегося таланта вышла из семьи довольно простой, не слишком богатой и жившей в глубинке. Отец Эко был обычным бухгалтером и одним из тринадцати детей в семье. Правда, Умберто с огромным восхищением вспоминал о его любви к книгам. Лишних денег в семье не было, и его отец переходил от одного уличного киоска к другому, всякий раз продолжая читать уже следующий экземпляр книги оттуда, докуда успел дочитать предыдущий.

Желая сыну жизни в достатке, отец настоял на том, чтобы Умберто поступил на юридический факультет. Но юноша очень быстро понял, что это - не его путь в жизни. Он перевёлся на другой факультет для изучения средневековой литературы и философии, что впоследствии сформировало обширный задел для его литературного труда. Научные и художественные интересы Эко были очень обширны и включали семиотику, философию и религию, историю (в особенности медиевистику), искусство и культуру, даже политику.

Умберто Эко прожил долгую и насыщенную жизнь интеллектуала и культурного человека, страстно увлечённого своим делом. Наверное, именно в этой увлечённости, в глубоком знании предмета и желании заразить своей любовью других и кроется причина того, что его книги продолжают переиздавать и перечитывать снова и снова. Писатель скончался на 85-м году жизни у себя дома, в Милане, в окружении семьи.

Линия жизни

5 января 1932 г. Дата рождения Умберто Эко.
1954 г. Эко заканчивает Университет Турина, где изучал сперва юриспруденцию, а затем средневековую литературу и философию, и устраивается на работу на итальянское телевидение.
1956 г. Выход в печать первой книги Эко «Проблемы эстетики у Св. Фомы» (публицистика).
1958-1959 гг. Служба в армии.
1959-1975 гг. Работа в миланском издательстве «Бомпьяни» в качестве редактора раздела «литература нон-фикшн».
1962 г. Женитьба на Ренате Рамге.
1980 г. Публикация первого художественного романа Эко «Имя розы».
1986 г. Экранизация романа в кино с Шоном Коннери в главной роли.
1988 г. Публикация второго романа «Маятник Фуко».
2003 г. Награждение Умберто Эко орденом Почётного легиона (Франция).
2015 г. Публикация последнего романа Эко «Нулевой номер».
19 февраля 2016 г. Дата смерти Умберто Эко.

Памятные места

1. Алессандрия (Пьемонт, Италия), где родился Умберто Эко.
2. Туринский университет, где учился Умберто Эко.
3. Милан, где Эко работал, вёл преподавательскую работу в университете и где скончался.
4. Флоренция, где Эко преподавал в университете.
5. Болонский университет, где Эко было присвоено звание профессора семиотики и где он поочерёдно занимал должности директора Института наук о коммуникации и зрелищах и директора программ получения учёной степени по семиотике.
6. Сан-Марино, при университете которого Эко был членом Исполнительного научного комитета.
7. Париж, где Эко получил звание профессора в Коллеже-де-Франс.
8. Гарвардский университет, где Эко читал цикл лекций.
9. Нью-Йоркский университет, где Эко читал курсы лекций по приглашению.
10. Йельский университет, где Эко читал курсы лекций.
11. Колумбийский университет, где Эко читал курсы лекций.
12. Университет Сан-Диего, где Эко читал курсы лекций.

Эпизоды жизни

Фамилию писателя многие принимали за псевдоним. На самом деле латинская аббревиатура «Eco» расшифровывается как «подаренный небом». Так называли в Италии детей-подкидышей, одним из которых был дед писателя.

Возможно, когда-то всего лишь хобби, увлечение Умберто Эко Джеймсом Бондом впоследствии приобрело глубину подлинной страсти. Эко почитали как одного из серьёзных исследователей и знатоков творчества Йена Флеминга, автора книг о знаменитом супершпионе.


Лекция Елены Костюкович (известной переводчицы с итальянского, работавшей в том числе над романами Эко) «Умберто Эко и его семьдесят толковников. История всемирного успеха»

Заветы

«Какого бы персонажа ты ни выдумал, так или иначе он будет выращен из твоего опыта и твоей памяти».

«Настоящий герой - всегда герой по ошибке. На самом деле он мечтает быть честным трусом, как и все вокруг».

«Я абсолютно уверен в том, что любая прочитанная книга заставляет тебя прочитать следующую».

«Всё это мифы, распространяемые издателями, - будто люди хотят читать лёгкую литературу. Люди очень быстро устают от простых вещей».

Соболезнования

«Эко являл собой редкий пример европейского интеллектуала, объединял мудрость прошлого и невероятную способность предвещать будущее».
Маттео Ренци, премьер-министр Италии

«Его романы были не только блестящими стилизациями, но они были и замечательной борьбой с идиотами всех мастей… Он очень много сделал для того, чтобы позиции дураков во всём мире ослабели, и, конечно, заменить его некем».
Дмитрий Быков, литературовед

«Мир потерял одну из самых важных фигур современной культуры, и всем будет не хватать его взгляда на мир».
La Repubblica, наиболее популярная газета Италии

Итальянская литература

Умберто Джулио Эко

Биография

Умберто Эко знаменитый писатель, ученый-философ, историк и критик родился 5 января 1932 года в маленьком итальянском городке под названием Алессандрия в семье простого бухгалтера. Его отец Джулио мечтал о сыне-адвокате, но Умберто выбрал свой путь и поступил в Туринский университет на факультет философии, который с блеском окончил в 1954 году.

После он устроился редактором программ на телевидение (RAI), а в 1958-1959 гг. прошел службу в армии. Его первой значимой работой стала книга Проблемы эстетики Фомы Аквинского (1956), которая была переиздана с доработкой в 1970 году. Далее мир увидел книгу Искусство и красота в средневековой эстетике (1959), которая также подверглась пересмотру в 1987 году. Это издание продвинуло Эко в ряды авторитетных писателей по теме средневековья.

В 1959 году Умберто уволили с RAI и он устраивается в миланское издательство «Бомпьяни» старшим редактором. Здесь философ успешно сотрудничает с журналом «Il Verri» и публикует свою собственную колонку, посвященную пародиям серьезных тем того же журнала.

С 1961 года Эко занимается активной преподавательской деятельностью и даже имел международный опыт преподавания. В 1962 году Умберто женился на учительнице искусств немецкого происхождения, которая родила писателю двоих детей.

Умберто Эко вложил немало труда в научные работы, посвященные проблемам семиотики, а также в область кинематографии и архитектуры. Были рассмотрены составляющие явления постмодернизма, который автор видел как духовное состояние, некую игру. А вклад в массовую культуру можно соотнести с новыми идеями и новаторством.

Начиная с 1974 года работы Эко в области семиотики получили огромное признание и продвинули его до почетных званий и вступлений в членство мирового уровня. Также следует отметить его известные романы, которые вошли в список наиболее популярных («Имя розы», «»Маятник Фуко» и др.).

Сегодня этот известный человек помимо литературной жизни интересуется политикой, рисует, занимается музыкой, ведет свой собственный сайт. Несмотря на преклонный возраст Умберто энергичен и активен, ведет колонку в журнале «Эспрессо» и по-прежнему полон новых идей и планов на будущее.

Итальянский прозаик, семиотик, культуролог, эссеист

Родился 5 января 1932г. в Алессандрии (Пьемонт), небольшом городке к востоку от Турина и к югу от Милана. Отец Джулио Эко, бухгалтер по профессии, ветеран трёх войн, мать - Джованна Эко (урожд. Бизио).

Исполняя желание отца, который хотел, чтобы сын стал адвокатом, Эко поступает в Туринский университет, где слушает курс по юриспруденции, но вскоре оставляет эту область науки и начинает заниматься изучением средневековой философии.

1954 - оканчивает университет, в качестве диссертационной работы представив сочинение, посвященное религиозному мыслителю и философу Фоме Аквинскому. Поступает на работу на RAI (Итальянское телевидение), где является редактором программ по культуре, печатается в периодике.

1956 - выходит первая книга Эко «Проблемы эстетики у Св. Фомы» (Il problema estetico in San Tommaso). Впоследствии она будет доработана и переиздана под названием «Проблемы эстетики Фомы Аквинского» (1970).

1958-1959 - служит в армии.

1959 - Эко начинает сотрудничать с журналом «Il Verri», выступая с ежемесячной колонкой. В этом же году публикуется вторая книга Эко, выдвинувшая автора в число наиболее авторитетных специалистов по средневековью «Эстетика средневековья» (Sviluppo dell"estetica medievale); после пересмотра и доработки она переиздаётся под названием «Искусство и красота в средневековой эстетике» (Arte e bellezza nell"estetica medievale, 1987).

1959-1975 - Эко становится старшим редактором миланского издательства «Бомпьяни».

Прочитав книгу французского семиотика Р.Барта (1915-1980) «Мифологии» (Mythologies. 1957), Эко обнаруживает, что его подача материала во многом схожа с бартовской и потому меняет манеру. Теперь он выступает со своеобразными пародиями, иронически осмысляя те же идеи, которые серьезно рассматривались на страницах журнала.

1962 - публикация книги «Opera aperta», в которой, рассуждая об общих проблемах культуры, в частности, о визуальных коммуникациях, для чего в качестве анализируемого материала привлекаются телевизионные репортажи, Эко выступает против постулатов классического структурализма. Основная идея книги сводится к тому, что «произведение искусства - это принципиально неоднозначное сообщение, множественность означаемых, которые сосуществуют в одном означающем». Само понятие «открытое произведение» (давшее название англоязычному изданию и вошедшее в научный обиход) подразумевает наличие широкого поля для интерпретаций, тогда как «закрытое произведение» - одну-единственную интерпретацию.

В этом же году Эко женится на немке Ренате Рамге, работавшей тогда искусствоведом-консультантом. У них рождаются двое детей - сын и дочь.

1961-1964 - Эко читает лекции по эстетике на факультете литературы и философии Туринского университета и на архитектурном факультете Миланского политехнического института

1964 - работа «Устрашенные и сплоченные» (Apocalittici e integrati) где рассматриваются вопросы теории массовой коммуникации.

1965 - «Поэтика Джойса» (Le poetiche di Joyce).

1966 - Эко в соавторстве с Э.Карми пишет 2 книги для детей - «Бомба и генерал» (La bomba e il generale) и «Три космонавта» (I tre cosmonauti). Сюжет последней показателен: представители столь разных стран, как США, Россия и Китай, способны выжить, только помогая друг другу.

1966-1969 - является профессором визуальных коммуникаций архитектурного факультета Флорентийского университета.

1968 - пафосом борьбы против стремления возвести категорию структуры в ранг основополагающе, а также против абсолютизации текста в процессе литературоведческого анализа проникнута книга «Отсутствующая структура» (La struttura assente) - расширенный и переработанный вариант предназначенного для студентов пособия «Заметки по семиологии визуальных коммуникаций» (Appunti per una semiologia delle comunicazioni visive, 1967), написанного в тот период, когда Эко преподаёт на архитектурном факультете Флорентийского университета. Кроме того, выходит книга «Определение искусства» (La definizione dell"arte).

1969 - в качестве приглашенного профессора читал курсы лекций в Нью-Йоркском университете.

1969-1971 - является профессором семиотики архитектурного факультета Миланского политехнического института.

1971 - выходит работа «Знак» (Il segno). Эко основывает журнал «Versus», посвященный вопросам семиотики.

1971-1975 - назначен профессором семиотики факультета литературы и философии Болонского университета.

1972-1979 - Эко - генеральный секретарь Международной ассоциации семиотических исследований.

1973 - исследование «Домашний обиход» (Il costume di casa), посвященное проблемам истории культуры и «Беат Лиебанский» (Beato di Liebana).

1974 - Эко является организатором первого международного конгресса по семиотике, прошедшего в Милане.

1975 - Эко назначен заведующим кафедрой семиотики Болонского университета. В качестве приглашенного профессора читает курсы лекций в университете Сан-Диего. Выходит «Трактат по общей семиотике» (Trattato di semiotica generale).

1976 - в качестве приглашенного профессора читал курсы лекций в Нью-Йоркском университете. Выходят «Теория семиотики» (A Theory of Semiotics) и «Сверхчеловек в массовой литературе» (Il superuomo di massa).

1976-1977, 1980-1983 - является директором Института наук о коммуникации и зрелищах Болонского университета.

1977 - в качестве приглашенного профессора читает курсы лекций в Йельском университете. Выходит «На периферии империи» (Dalla periferia all"impero) и пособие «Как пишется диссертация» (Come si fa una tesi di laurea).

1978 - в качестве приглашенного профессора читает курсы лекций в Колумбийском университете.

1979 - «Lector in fibula» (1979), работа, где выдвигается понятие «образцовый читатель».

1979-1983 - Эко - вице-президент Международной ассоциации семиотических исследований.

1980 - в качестве приглашённого профессора читает курсы лекций в Йельском университете.

В этом же году выходит первый роман Эко «Имя розы» (Il nome della rosa), который сразу попадает в список бестселлеров. По признанию автора, он поначалу хотел написать детективную историю из современной жизни, но затем решил, что ему, как медиевисту, будет гораздо интереснее выстраивать детективный сюжет на фоне средневековых декораций. Действие романа разворачивается в бенедиктинском монастыре XIV в., где происходит ряд таинственных убийств, которые, как полагают, являются дьявольскими происками Ключевые символы романа - библиотека, рукопись, лабиринт - отсылают к творчеству аргентинского писателя Х.Л.Борхеса, чья фигура является не только одной из центральных для литературы XXв., но и особо почитается Эко. Роман насыщен разнообразными сведениями по средневековой культуре, теологии и т.д. Книга была переведена на многие иностранные языки, удостоилась таких литературных премий, как итальянская премия Стрега (1981) и французская премии Медичи (1982). Экранизация романа «Имя розы» (1986), осуществлённая французским кинорежиссером Жан-Жаком Анно (р. 1943), получила премию Сезар в номинации «Лучший зарубежный фильм» (1987), чему способствовало то, что роль Вильгельма Баскервильского сыграл знаменитый актер Шон Коннори, а съемки проходили в монастыре Эбербах под Франкфуртом, где в полной мере сохранилась атмосфера средневековья. Позднее Эко выпустил книгу «Заметки на полях "Имени розы"» (Postille al nome della rosa, 1983), своеобразный интеллектуальный комментарий к роману.

1981 - в качестве приглашенного профессора читает курсы лекций в Йельском университете.

1983-1988 - является директором Института наук о коммуникации Болонского университета.

1984 - в качестве приглашенного профессора читает курсы лекций в Колумбийском университете. Выходит работа «Семиотика и философия языка» (Semiotica e filosofia del linguaggio).

1985 - работа «О зеркалах» (Sugli specchi e altri saggi).

1986-2002 - директор программ получения ученой степени по семиотике Болонского университета.

1988 - выходит второй роман Эко «Маятник Фуко» (Il pendolo di Foucault), несмотря на все внешние отличия - действие происходит в XX в. и кроме исторических экскурсов здесь немало лирических отступлений в недавнее прошлое, в частности, во времена Второй мировой войны, - концептуальный «двойник» романа «Имя розы

1989-1995 - член Исполнительного научного комитета университета Сан-Марино.

1989 - президент Международного центра семиотических и когнитивных исследований, директор Департамента семиотических и когнитивных исследований.

1990 - работа «Пределы интерпретации» (I limiti dell"interpretazione), где предпринята попытка, опираясь на труды логика и философа К.Поппера (1902-1994), дать разграничение истинных и ложных прочтений текста.

1991 - выходят «Stelle e stellette» и «Vocali».

1992 - работа «Интерпретация и гиперинтерпретация» (Interpretation and overinterpretation).

1992-1993 - Эко - профессор Коллежа де Франс, Париж.

1993 - работа «Поиски идеального языка в европейской культуре» (La ricerca della lingua perfetta nella cultura europea), рассматривающая возможность существования такого языка, который отражает сущность явлений.

1992-1993 - читает цикл Нортоновских лекций в Гарвардском университете, текст которых затем был издан отдельным сборником под названием «Шесть прогулок в литературных лесах» (Sei passeggiate nei boschi narrative, 1994).

1994 - сборник избранных эссе «Отложенный Апокалипсис» (Apocalypse Postponed). Выходит роман «Остров накануне» (L"isola del giorno prima), который также как и прошлые романы, перенасыщен отсылками и скрытыми цитатами. Эко представляет его в качестве барочного произведения. Тем не менее, это очередная игра, затеянная романистом. Читателю предлагается в чистом виде постмодернистский роман, но постмодернизм в интерпретации Эко - духовное состояние, а не явление, вписанное в ту или иную хронологическую канву.

1997 - сборник «Пять эссе на темы этики» (Cinque scritti morali) и работа «Кант и утконос» (Kant e L"ornitorinco), исследование, посвященное вопросам эпистемологии (философский термин, употребляемый для обозначения теории познания).

1998 - работа «Между ложью и иронией» (Tra menzogna e ironia), где автор анализирует феномен лжи в различного рода практиках, как речевых, так и поведенческих.

1999 - с этого времени Эко является президентом Высшей школы гуманитарных исследований Болонского университета.

2000 - выходит роман «Баудолино» (Baudolino). Он вновь написан на историческим материале, в центре его - приемный сын Фридриха Барбароссы, человек, бывший инициатором Крестовых походов и вдохновителем поисков Грааля.

С этого года Эко является президентом Итальянского института гуманитарных наук.

2003 - книга «Говорить почти то же самое» (Dire quasi la stessa cosa), основанная на материалах семинаров, которые вёл учёный в различных университетах, и работах по проблемам, связанным с переводом. Кроме семинаров и лекций, прочитанных в итальянских университетах и различных учреждениях, выступает с лекциями и ведёт семинары в университетах и культурных центрах множества стран: от Австралии до Японии.

Эко член различных академий, в том числе Болонской Академии наук (1994) и американской Академии литературы и искусства (1998) и почетный доктор множества зарубежных университетов, лауреат многих литературных премий, отмечен наградами разных стран, в частности, он кавалер французского Ордена Почетного легиона. (1993). О нем написано около шести десятков книг и огромное количество статей и диссертаций, его творчеству посвящаются научные конференции.

Эко не чуждается политики. Так, в конце 1990-х он активно участвует в избирательной кампании, является инициатором идеологических конгрессов и конференций, одна из которых прошла в замке Гаргонца в 1997. Ведёт публичные дискуссии.

Годы жизни: с 05.01.1932 по 19.02.2016

Итальянский учёный-философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, писатель.

Умберто Эко родился 5 января 1932 в Алессандрии (Пьемонт), небольшом городке к востоку от Турина и к югу от Милана. Отец Джулио Эко, бухгалтер по профессии, ветеран трех войн, мать - Джованна Эко (урожд. Бизио).

Исполняя желание отца, который хотел, чтобы сын стал адвокатом, Эко поступил в Туринский университет, где слушал курс по юриспруденции, но вскоре оставил эту науку и занялся изучением средневековой философии. Окончил университет в 1954, в качестве диссертационной работы представив сочинение, посвященное религиозному мыслителю и философу Фоме Аквинскому.

В 1954 поступил на работу на RAI (Итальянское телевидение), где был редактором программ по культуре, печатался в периодике. В 1958–1959 служил в армии.

Первая книга Эко Проблемы эстетики у Св. Фомы (1956) была впоследствии доработана и переиздана под названием Проблемы эстетики Фомы Аквинского (1970) . Вторая, опубликованная в 1959 и выдвинувшая автора в число наиболее авторитетных специалистов по средневековью, после пересмотра и доработки была переиздана под названием Искусство и красота в средневековой эстетике (1987) .

В 1959 Эко становится старшим редактором по разделу «литература нон фикшн» миланского издательства «Бомпьяни» (где проработал вплоть до 1975 ) и начинает сотрудничать с журналом «Il Verri», выступая с ежемесячной колонкой. Прочитав книгу французского семиотика Р.Барта (1915–1980) Мифологии (1957 ), Эко обнаружил, что его подача материала во многом схожа с бартовской, и потому сменил манеру. Теперь он выступает со своеобразными пародиями, иронически осмысляя те же идеи, которые серьезно рассматривались на страницах журнала. Статьи, опубликованные в «Il Verri», составили сборник Diario minimo (1963) , озаглавленный соответственно рубрике, которую вел Эко, а спустя почти три десятилетия вышел в свет сборник Второй Diario minimo (1992) .

В своих научных работах Эко рассматривал как общие, так и частные проблемы семиотики, например, углубил теорию иконического знака. По его мнению, иконический знак воспроизводит условия восприятия, а отнюдь не свойства отображаемого им предмета, тогда как коды, которые используются при интерпретации знаков, не являются кодами универсальными, они культурно обусловлены. Особенно значителен вклад Эко в область интерпретации визуальных искусств, в частности, кинематографа и архитектуры.

Научные заслуги Эко, который, кроме прочего, является основателем выходящего с 1971 журнала «Versus», посвященного вопросам семиотики, и организатором первого международного конгресса по семиотике, прошедшего в Милане в 1974, высоко оценены. Он - генеральный секретарь Международной ассоциации семиотических исследований (1972–1979) , вице-президент Международной ассоциации семиотических исследований (1979–1983) , почетный президент Международной ассоциации семиотических исследований (с 1994 ), участник международного Форума ЮНЕСКО (1992–1993) . Эко член различных академий, в том числе Болонской Академии наук (1994) и американской Академии литературы и искусства (1998 ). Он доктор honoris causa Католического университета, Лувен (1985 ), Оденского университета, Дания (1986 ), Университета Лойолы, Чикаго, Нью-Йоркского университета, Королевского художественного колледжа, Лондон (все - 1987 ), Броунского университета (1988 ), Парижского университета (Новая Сорбонна), Льежского университета (оба - 1989 ), Софийского университета, Университета Глазго, Мадридского университета (все - 1990 ), Кентского университета (Кентербери) (1992 ), Университета Индианы (1993 ), Университета в Тель-Авиве, Университета в Буэнос-Айресе (оба - 1994 ), Афинского университета (1995 ), Академии изящных искусств, Варшава, Тартуского университета, Эстония (оба - 1996 ), Университета Гренобля, Университета Ламанчи (оба - 1997 ), Московского государственного университета, Свободного университета, Берлин (оба - 1998 ), член редколлегии журналов «Communication», «Degrès», «Poetics Today», «Problemi dell"informazione», «Semiotica», «Structuralist Review», «Text», «Word & Images», лауреат многих литературных премий, отмечен наградами разных стран, в частности, он - кавалер ордена Почетного легиона, Франция (1993 ). О нем написано около шести десятков книг и огромное количество статей и диссертаций, его творчеству посвящаются научные конференции, в том числе В поисках розы Эко, США (1984 ), Умберто Эко: во имя смысла, Франция (1996 ), Эко и Борхес, Испания (1997 ).

Однако всемирная слава пришла не к Эко-ученому, а к Эко-прозаику.

На вопрос, почему он отклонил предложение стать министром культуры в конце 1990-х, Эко ответил: «…хочется уточнить, что понимается под словом „культура“. Если оно относится к эстетическим продуктам прошлого - картинам, старинным зданиям, средневековым манускриптам, - я всецело за государственную поддержку. Но этим… занимается министерство наследия. Остается „культура“ в смысле творчества - и тут я вряд ли смогу возглавлять коллектив, который пытается субсидировать и вдохновлять творческий процесс. Творчество может быть только анархичным, живущим по законам капитализма и выживания сильнейших».