Догоны — не очень большой африканский народ, традиционно занимающийся земледелием и живущий на землях республики Мали, в отдаленной горной местности Бандиагара. Согласно преданиям догонов, их предки пришли в X-XI веках с верховий реки Нигер, из страны Манден, что на территории Судана. Они вытеснили жившее ранее в Бандиагаре население, усвоив многое из его культуры и, возможно, переняв его язык.

Догоны долго пребывали в изоляции от всего мира и потому сохранили архаичный уклад жизни, почти такой же, какой вели их предки в каменном веке. Несмотря на принятие значительной частью догонов ислама начиная с середины XIX века, а со временем и принятие меньшей частью народа христианства, догоны сохранили древние верования, включающие примитивные знания о природе в сочетании с загадочными астрономическими сведениями, поразившими современных ученых. Космогонические представления этого народа удивительным образом перекликаются с данными науки нашего времени.

Из европейских ученых интерес к жизни догонов в 1930-е годы проявил французский этнограф Марсель Гриоль. Он прожил среди них несколько лет, изучил их язык и обычаи. Ему даже посчастливилось участвовать в празднике, отмечаемом догонами раз в 50 лет. К этому празднику догоны изготовляют специальные маски, бережно хранимые следующими поколениями.

Когда в 1946 году Гриоль снова вернулся к этому племени, совет старейшин и жрецов решил ввести его в круг посвященных и открыть ученому тайные знания народа — предание о сотворении мира.

Нужно сказать, что этот народ не имел своей письменности, а все важные знания поколениями передавались из уст в уста. Повествование сопровождалось графическими рисунками.

О загадке догонов впервые заговорили в своих исследованиях Марсель Гриоль и Жермена Дитерлен, французские антропологи, изучавшие догонов с 1931 по 1952 год, в своей статье «Суданская система Сириуса», опубликованной в 1950 году в «Journal de la Société des Africanistes». Именно там впервые появились сведения о тройном характере Сириуса в космогонии догонов и известных им невидимых глазу звездах. В статье лишь констатировались факты, исследователи не делали в ней попыток как-то объяснить полученную информацию. Позже вышла еще одна книга ученых «Бледный лис».

Попытку осмыслить мифы догонов предприняли Эрик Герье в вышедшей в 1975 книге «Эссе на тему догонской космогонии: ковчег Номмо» и Роберт Темпль в увидевшей свет в 1976 году книге «Тайна Сириуса». Последний попытался доказать, что догоны узнали свои тайны от земноводных пришельцев из системы Сириуса, причем, возможно, не напрямую, а через Древний Египет. Эрик Герье, архитектор и астроном-любитель, обратил внимание на тот факт, что космогоническая система догонов и их астрономические взгляды совпали с современными научными данными и гипотезами. Факт, ускользнувший от не вполне осведомленных в вопросах астрономии этнологов.

Также привлекло внимание ученого отличное знание догонами звездного неба.
Полярную звезду и Южный Крест догоны называют «Глазами мира». Альфу Южного Креста — «Двойным глазом мира». Звезда действительно двойная, но астрономы убедились в этом только с помощью телескопов, тогда как догоны, напомним, не имели под рукой никаких астрономических приборов.

Небесные тела они разделяют на звезды, планеты и спутники. Догонам хорошо известно и о строении Солнечной системы. Они знают, что Солнце вращается вокруг своей оси, а Земля — вокруг Солнца. По мнению догонов, у Венеры есть спутник. На самом деле это не так. Но в 1976 году астрономы Ван Фландерн и Харрингтон выдвинули гипотезу, согласно которой в прошлом спутником Венеры был Меркурий. По расчетам этих ученых, аномалии орбиты Меркурия и некоторые особенности его строения свидетельствуют о том, что примерно 400 тысяч лет назад он перешел на самостоятельную орбиту. Эта гипотеза базируется на точных астрономических наблюдениях и сложных вычислениях. Однако остается загадкой, откуда об этом известно догонам.

Догоны знают о четырех спутниках Юпитера и о кольце вокруг Сатурна. Планеты они размещают на эллиптических орбитах.

Но главную роль среди небесных тел догоны признают за Сириусом. Что явствует из названия этой планеты, именуемой ими «пупом мира». Согласно их мифам, Сириус — тройная звездная система. Современная астрономия, правда, определяет Сириус как двойную систему. Это небольшая по размерам, сравнимая с Землей, но очень горячая звезда с массой, которая близка к массе Солнца, так называемый «белый карлик». Вторая звезда делает один оборот вокруг Сириуса-А за 50,4 ± 0,09 земных лет. Именно с такой периодичностью догоны проводят свой праздник масок. Им, как и астрономической науке в наши дни, известно, что вокруг Сириуса-А, который догоны называют звездой Сигу, по вытянутой орбите вращается маленький, но очень массивный спутник — «звезда По», которую современные ученые называют Сириус-В. Яркость Сириуса-В в 10 тысяч раз меньше яркости основной звезды, и увидеть его можно только в сильный телескоп. Эту звезду невозможно увидеть невооруженным глазом, и откуда у догонов такие сведения, остается лишь строить догадки. Более загадочны сведения этого народа еще об одном спутнике Юпитера — звезде Эмме Йа, а на языке науки — Сириусе-С, современной наукой пока не обнаруженном. По информации догонов, этот спутник имеет более вытянутую орбиту, чем Сириус-В, но период обращения у них одинаковый — 50 лет. Кроме того, по мнению догонов, с приближением Сириуса-В к Сириусу-А яркость свечения последнего увеличивается, что также подтвердили современные астрономы. Происходит это раз в 50 лет.

Догоны считают, что этот Сириус-В — самая тяжелая звезда, причем тяжелая настолько, что все люди, вместе взятые, не смогли бы поднять и маленького ее кусочка. Вот и по данным современной астрономии, белый карлик Сириус-В состоит из вещества фантастической плотности, один кубический сантиметр его весил бы на Земле примерно тонну.

Сириус-В догоны отождествляют с «зерном «по»» — «пустой оболочкой», которая образовалась после «распространения вещей по Вселенной». Это — главный объект мироздания, рождающий «спиральные миры» Вселенной — галактики.
По мнению современных астрономов, белые карлики появляются вследствие мощных взрывов сверхновых звезд, которые до того были красными гигантами.

Один из догонских мифов повествует именно о таком событии — вспышке и постепенном угасании звезды в системе Сириуса. Нужно заметить, что ни в каких других письменных источниках древних цивилизаций ничего подобного не отмечено.

Ориентируясь на 50-летний цикл, догоны отмечают праздники Сиги, связанные со звездой Сириус-А — Сири-Толо. Но отмечают эту дату не с полувековым интервалом, а через каждые 60 лет, при этом праздник продолжается целых 7 лет.

Это — праздник обновления мира. Во время Сиги изготовляют огромную «канага» — деревянную маску птицы. Маски по окончании праздника не уничтожают, а хранят в специальном месте. Это дало возможность ученым, в частности Гриолю, подсчитать количество масок и определить, что начались празднования Сиги примерно в 1300 году нашей эры.

У догонов есть культ почитания «Зоны сумерек», а умерших они хоронят в пещерах. Космогония догонов напоминает одновременно и идею библейского креационизма, и научную теорию «большого взрыва». Один из их мифов гласит: «В начале всех вещей был только Амма — бог, который ни на чем не лежал. Яйцо-шар Амма было замкнутым… кроме него ничего не было». Далее из этого яйца-шара появился мир во всем своем разнообразии. «Мир в лоне Амма был еще без времени и без пространства. Время и пространство соединились воедино». «Когда Амма разбил яйцо мира и вышел из него, возник вихрь, который крутился. Этот вихрь, который крутится, есть Амма». «Амма создал бесконечное количество миров».
В общем-то, современная научная теория «большого взрыва» также излагает появление мира из небольшого сжатого сгустка материи объемом в 10 кубических сантиметров. Примерно 20 миллиардов лет назад произошел «большой взрыв», вследствие которого наша Вселенная начала расширяться. По мере ее расширения появились время и расстояния. Вселенная продолжает расширяться и в наше время.

По представлениям догонов, наша Земля — не единственное обитаемое место. «Миры звезд в форме спирали — заселенные миры. Одновременно с вещами Амма, что дал миру движение и форму, создал всевозможные живые существа».

Мифология догонов знает и о мельчайших частицах, из которых состоит все вокруг. «Все вещи, которые создал Амма, имеют свое начало в наименьшем зернышке. Начиная с этой маленькой вещи, все вещи, которые создал Амма, были образованы посредством последовательного добавления таких же элементов. Амма все вещи создает маленькими, как зерно «по», затем добавляет к уже созданным вещам эти зерна. По мере того как Амма соединяет их, тело увеличивается».

В мифологии догонов говорится и о появлении первых людей на Земле. Первым пришельцем на Земле был Ого — один из помощников верховного бога Амма, взбунтовавшийся против своего патрона. Он — один из четырех сыновей первого существа, созданного верховным богом Амма — Номмо анагонно. Этот Ого — довольно вредный персонаж. Амма трижды пытался воспрепятствовать Ого попасть на Землю. Но Ого сделал себе корабль, передвигавшийся с помощью ветра. Он прибыл со звезды Сиги-Толо (Сириуса). После него на Землю прибыли и другие переселенцы, и Ого начал вредить им. Верховный бог Амма превратил его в «бледного лиса Йуругу».

Следующим гостем, прибывшим уже по приказу Амма, был Номмо. Его миссия заключалась в заселении Земли. Прилетел он вместе с людьми на корабле, состоявшем из 60 отсеков. Людям известно лишь о том, что содержалось в 22 отсеках корабля Номмо. О том, что было в остальных отсеках, станет известно позднее. Эти знания, по мнению догонов, изменят представления людей о мире.

Корабль Номмо подлетел к Земле сквозь дыру в небе, которую проделал Амма, и раскачивался в небе восемь периодов, «занимая небо от горизонта до горизонта, как большая радуга». Он раскачивался с Востока на Запад, склоняясь то в северном направлении, то в южном. Корабль свисал с неба на медной цепи, которую Номмо потом вернул обратно на небо. На месте приземления корабля Номмо возникло озеро Дебби. Вместе с Номмо на корабле прибыли восемь предков людей. После высадки людей и других существ Номмо нырнул в воду, оттуда следит за происходящим и заботится о людях. Он вновь появится на земле в «день слова».

В краях, где обитают догоны, расположены озеро Дебби и гора Схолл, на которой имеется большой дольмен — сооружение из крупных камней. По преданию догонов, он символизирует корабль Номмо, прибывший когда-то на Землю. Неподалеку возвышаются еще три каменных сооружения — менгира, символизирующие Сириус, Солнце и Землю. Озеро Дебби и эти каменные сооружения обозначают место посадки космических странников.

Некоторые ученые, в частности Герье, считают, что в мифах догонов сохранились сведения об их контактах с инопланетянами, имевших место в древности. Другие исследователи, например американский астроном Карл Саган, являются оппонентами таких взглядов.

Тогда откуда у африканского племени могут быть столь обширные познания в астрономии? Быть может, догоны или их далекие предки жили на планете Сириус?
Есть и скептическая точка зрения на познания догонов. Некоторые ученые замечают, что исследования Марселя Гриоля и Жермены Дитерлен — единственный источник, повествующий о загадочной осведомленности догонских жрецов в области астрономии.

Кроме того, со временем стало ясно, что во всех записях Гриоля о космогонии догонов нет ни одного астрономического факта, который был бы неизвестен на тот момент, когда ученый проводил свои исследования. Современный бельгийский антрополог Вальтер ван Бик провел среди догонов 12 лет, однако заявил, что не слышал от них ничего подобного сообщениям Гриоля.

Этот ученый обратил внимание, что все сведения были получены Гриолем лишь от одного информатора по имени Амбара, и этот факт также не придает полученным данным достоверности. Правда, не исключено и то, что знания догонов о загадках космоса были известны лишь узкому кругу посвященных, которых Гриоль упоминает под словом «олубару», и информатор Гриоля Амбара как раз и был из их числа.

Наконец, исследователь этой темы Карл Саган высказал предположение, что кое-какие астрономические знания могли быть заимствованы от европейцев, побывавших у догонов раньше, чем начали свои изыскания Гриоль и Дитерлен.
Высказывалось мнение и о самостоятельных наблюдениях догонов за звездами: согласно этой версии, в созерцании звездного неба они не пользовались никакими увеличительными приборами и сделали свои открытия лишь благодаря остроте зрения отдельных людей. Такое предположение высказали в 1980-е годы советские авторы А. Арефьев и Л. Фомин. Однако чтобы наблюдать, к примеру, такую звезду, как Сириус-В, нужно обладать остротой зрения, более чем вдвое превышающей доступное человеку, а чтобы воспринять эту звезду как отдельное от соседнего Сириуса-А светило, нужно обладать зрением, вчетверо более мощным, чем у человека с нормальным зрением. Первое наблюдение Сириуса-В было произведено с помощью телескопа лишь в 1862 году.

Также скептики обращают внимание, что догонам ничего не известно о таких планетах, как Меркурий, Уран, Нептун и Плутон.

Как бы там ни было, вопрос, откуда у племени аборигенов из Центральной Африки столь глубокие, необъяснимые и современной наукой познания о небесных светилах, остается пока неразрешимым.

No related links found



В 1931 году проходила экспедиция вдоль африканской реки Нигер, на территории республики Мали под руководством географов из Франции Ж. Детерлена и М. Гриоля. Ими было обнаружено достаточно небольшое племя догонов, о котором ранее никому в мире не было известно. Племена, которые находили географы на «черном континенте» в своем развитии были отсталыми, однако пообщавшись ближе с догонами оказалось, что их представления о мире и Вселенной очень схожи с современными.

У догонов нет письменности, свои знания они передают из поколения в поколение в виде рисунков либо легенд. Члены племени поделились своими знаниями о строении Вселенной, а также рассказали, что наша планета движется вокруг своей оси «по большому кругу», а «постоянные звезды» - это звезды, которые двигаются вокруг других звезд, а спутники – это звезды, которые при движении образуют круги. Также им хорошо известно о планетах в нашей Солнечной системе, больше всего информации они могут рассказать и Сатурне и Юпитере. При рассказе о планетах, они для каждой изображают рисунок. При изображении Сатурна они указала, что планета имеет два концентрированных кольца, а возле Юпитера нарисовали четыре маленьких кольца. А ведь и, правда, Сатурн - это единственная планета, которая окружена кольцами, а Юпитер окружают четыре больших спутника.

Однако самое удивительное, как отметил в своей работе ученый Люциан Зинич, это то, что кольца Сатурна и спутники Юпитера можно увидеть только при помощи специального телескопа, о существовании которого племя догонов даже не догадывается. Также они имеют сведения о Сигитоло (по-нашему о Сириусе) – это самая большая звезда в ночном небе, которая расположена в созвездии Большого Пса. Еще больше пообщавшись с людьми из этого племени, ученые сделали вывод о том, что их развитие намного опережает познания современной науки в 70-е годы нашего столетия. По рассказам, эти факты были уже давным-давно известны полудиким догонам.

К этим знания относятся сведения о составе небольших звезд из окружения Сириуса, которые, как нам известно, состоят из тяжелого ядерного вещества, которые мы называем «белыми карликами». Догоны знают о существовании 226 созвездий на нашем небе. Самое удивительное это то, что в легендах этого полудикого племени есть современные факты из области ядерной физики, а также молекулярной биологии. Невозможно себе представить, что такие знания имеются у людей, развивающихся в примитивных условиях существования. Бессмысленно даже представлять себе гипотезу о наличии в этом племени телескопа, пусть даже естественного, зеркалом которого им служит озеро в пещере, а также предположение о том, что множество тысячелетий назад на нашу планету прибыло несколько космических пришельцев из Сириуса. Но остается открытым вопрос: кто тогда обеспечил племя догонов такой информацией? Над ответом на поставленный вопрос работает множество ученых.

Сейчас самое время вспомнить о знаменитой книге «Тайна Сириуса», написанной в 1977 году английским ученым Робертом Темпля. В своей работе автор высказал мнение о том, что он категорически отвергает контакт племени догонов с космическими пришельцами. Он считает, что свои глубокие познания догоны могли получить от очень развитого в древности народа гарамантов, которые были упомянуты еще Геродотом. Их царство располагалось от границы Египта до Атласских гор. Возможно, множество рисунков они оставили в горах Тассили. Этот народ растворился среди обитателей Западной и Северной Африки и не оставили после себя никаких памятников, кроме небольших развалин к северо-востоку от города Мурзука. Именно поэтому о них сейчас нам практически ничего не известно. Считается, что некоторая их часть поселилась в центре континента, скорее всего на нагорье Тибести, где географы и встретили похожие легенды как у догонов.

Ученые считают, что потомками древнего народа гарамантов являются туареги. Есть факты, которые свидетельствуют нам о том, что этот народ был высокоразвит – это построенная огромная система водоснабжения, расположенная под Сахарой, она тянется от Себхи к оазису Гат, который находится у алжирской границы, а также множество феодальных сооружений. Отметим тот факт, что протяженность тоннелей, вырубленных в скальной породе, составляет более 1600 километров. Это поразительно, как люди третьего тысячелетия смогли это сделать, не имея при себе горнопроходческой техники, инструментов, нужных для прокладки трасс, вентиляции и освещения. Вы только представьте себе, во время этой работы они вынули на поверхность более 20 млн. кубометров породы. На этом основании ученые делают предположение о том, что возможно именно гараманты просветили племя догонов. Но тогда возникает новый вопрос, а кто, же им передал такие уникальные знания?

Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
южные догоны
доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
того тене-кан (того) 92 232
тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
восточные догоны
дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
торо-тегу торо-тегу 3654
центральные догоны
томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях
торо (бомму) торо-со 63 000
доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
западные догоны
момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
ампари ампари 6552
северные догоны
бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
тебул-уре 3500
нанга нанга(-дама) 3150
янда янда(-дом) 2500
буду буноге 882
ана 500
бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
Всего 790 102

История [ | ]

Уступ Бандиагара

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (или) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Традиционная культура [ | ]

Деревянная догонская статуя, возможно, фигура предка, XVII-XVIII век

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения.

В современной культуре [ | ]

Догоны упоминаются в приключенческом романе Алексея Санаева «Уругуру» . Есть упоминание в «Энциклопедии относительного и абсолютного знания », том 5 .

Догоны и миф о фигурируют в романе Тома Роббинса «Сонные глазки и пижама в лягушечку».

Также догоны и их космология упоминаются в романе Филипа Дика «ВАЛИС».

Примечания [ | ]

  1. Подразумевается африканская лисица (лат. Vulpes pallida )
  2. Marcel Griaule et Germaine Dieterlen. Le Renard pâle: Le mythe cosmogonique
  3. М. Palau-Marti, La création du monde (compte-rendu). - «Revue de l’histoire des religions» за 1966 год, т. 170, N 1 с. 78-82.
  4. Marcel Griaule, Dieu d’eau: entretiens avec Ogotemmêli. Paris, Fayard, 1975
  5. Bernard R. Ortiz de Montellano. The Dogon Revisited (неопр.) . Проверено 13 октября 2007. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  6. Philip Coppens (author).

Во все времена на Земле существовали немногочисленные загадочные этносы, чье наследие приковывало к себе внимание всего человечества. Это шумеры, древние египтяне, ацтеки, майя и малоизвестные для большинства из нас догоны.

Эти народы объединяет многое - и, в частности, феномен их внезапного появления и такого же внезапного и быстрого исчезновения с Земли. Особенно яркими примерами являются народ майя и сохранившееся до наших дней африканское племя догонов.

По поводу последнего в настоящее время ученые едины только в одном: никто не может точно сказать, откуда взялись догоны. Некоторые из исследователей предполагают, что догонское племя появилось просто из «ниоткуда», другие антропологи считают их ветвью египетской цивилизации, основываясь на схожести некоторых мифов.

Многие из нас задаются вечными вопросами: «Кто мы? От кого произошли? Откуда пришли? Куда уйдем?» И чем больше человечество узнает о себе и окружающем мире, тем труднее становится ответить на этот вопрос. Можно сказать, что хорошо жилось первобытным людям, которые в ответ с уверенностью показывали пальцем в небо - мол, мы пришли со звезд.

Но если вы думаете, что таких «оптимистов» не осталось, то глубоко ошибаетесь. Существует на Земле небольшое племя догонов, или, как говорят ученые, мини-этнос. Численность племени всего около 200 тысяч человек, а обитает оно в таких джунглях, где даже в разгар дня густая листва с трудом пропускает солнечный свет.

Догоны населяют небольшую территорию в излучине реки Нигер (республика Мали, Африка). Им «принадлежит» плато Бандиагара у подножия горы Гомбури, и обитают они в пещерах и примитивных хижинах. Изоляция племени от остального мира в течение многих веков позволила миролюбивым догонам сохранить свою самобытность.

Замечателен и тот факт, что после того как в 1931 году их случайно «открыли» два французских антрополога, Марсель Гриоль и Жермен Дьетерлен, к племени проявляют интерес не только этнографы, но и астрономы. Гриоль прожил здесь десять лет, изучал быт, записывал легенды и даже решением совета старейшин был допущен к посвящению в тайное звание жреца.

Что же так потрясло ученого? Глинобитные хижины, танцы на ходулях, засеянные просом поля, ритуальные массовые захоронения в пещерах- самая примитивная культура. Даже когда он уже после окончания Второй мировой войны опубликовал серию статей о догонах в журналах по африканистике, то сенсацией они не стали. Мало ли какие легенды существуют у примитивных народов.

Но однажды статьи Гриоля совершенно случайно попали в руки английского астронома Мак-Гри - и отношение к догонам в корне изменилось. Еще бы, что могут сказать археологу или этнографу сведения о второй звезде системы Сириус - Сириус В? Ну, если порыться в специальных справочниках, то можно узнать, что она была открыта... всего лишь в 1862 году. Перед началом Первой мировой войны определили, что у нее необычайно высокая плотность и причислили звезду к категории «белых карликов».

А если углубиться в научное чтение, то станет известно, что спиральные туманности зарисованы Россом в середине XIX века... Хаббл в 1924 году доказал, что они состоят из звезд. Вращение нашей Галактики доказано в 1927 году, а ее спиральная форма - в 1950 году... Очень познавательно. Ведь об этом до сих пор знают немногие, а вот догоны почему-то прекрасно осведомлены, и это не мистификация.

Историки и археологи единодушно утверждают, что все факты свидетельствуют о том, что племя поселилось на плато Бандиагара, которое сейчас также называется Страной догонов, в самом начале XIII века. Здесь есть пещера, далеко уходящая в глубь горы, в которой существуют настенные рисунки, созданные более 700 лет назад.

Вход в пещеру охраняет всеми чтимый святой. Он больше ничем не занимается, а только защищает вход. Все племя заботится об этом человеке, кормит его, но никто не имеет право прикоснуться к нему или подойти близко ко входу даже во время передачи пищи. Когда он умирает, то другой святой занимает его место. Так какие же секреты он охраняет?

В пещере находятся удивительные рисунки и крупицы ценной информации. Например, рисунок, связывающий одной прямой систему Сириус и наше Солнце. В общем-то не было бы ничего необычного, если бы изображение указывало только на самую яркую звезду на небосклоне - Сириус А.

Но следует учесть, что племя догонов живет в том районе Африки, где звезда Сириус исчезает подолгу за горизонтом и оказывается вне поля зрения на несколько месяцев. Ярко-рубиново-красная, она появляется утром 23 июля точно над горизонтом, почти прямо на востоке и восходит примерно на шестьдесят секунд раньше Солнца.

Так что Сириус можно увидеть лишь на одно мгновение, а потом он вновь исчезает. Это называется солнечным восходом Сириуса. Это редчайший момент, когда Сириус, Солнце и Земля оказываются на прямой линии в космосе. Но об этом было известно и древним египтянам, которые специально проделывали в толще пирамид сквозные отверстия, чтобы кровавый восход звезды осветил алтарь.

Но мало того, догоны рассказали ученым, что рядом с голубым гигантом Сириусом А находятся еще две звезды, которые не в каждый телескоп разглядишь. Так, они четко указали место расположения белого карлика По Толо - Сириуса В, - что, как уже было сказано выше, нашло свое подтверждение лишь в 1862 году. Догоны обладают очень конкретной информацией об этой звезде.

Они говорят, что она очень, очень старая и очень маленькая и состоит из вещества, которое они называют «самой тяжелой материей во Вселенной»: 1,5 миллиона тонн на кубический дюйм. И они говорят, что эта маленькая звезда делает полный оборот вокруг Сириуса «примерно за 50 лет» (ошибка, согласно сведениям астрономов, составляет 0,1 года).

Но как же древнее примитивное племя получило такую точную информацию относительно звезды, измерение параметров которой стало возможным только в XX веке?

Еще одним доказательством феноменальных знаний и памяти племени догонов является маленький рисунок на стене пещеры, который ученые долго не знали к чему отнести... до тех пор, пока компьютеры не рассчитали орбиты Сириуса А и Сириуса В.

Как оказалось, это точная модель движения одной звезды вокруг другой в определенный отрезок времени - с 1912 до 1990 года. Естественно, сами догоны рассчитать этого не могли бы.

Все ритуалы догонов привязаны к 50-летнему циклу обращения Сириуса В вокруг Сириуса А. Обнаружить этот спутник, определить его цвет, вычислить период обращения и плотность, не имея астрономических приборов, невозможно.

Даже спутники Юпитера, о которых знают догоны, глазом не увидишь. Остается один выход - заимствование у другой культуры.

Возможно, племя могло получить сведения о строении Вселенной у древнеегипетских жрецов. Но древние египтяне ничего не могли знать о взрыве Сириуса В во II веке нашей эры - их цивилизация погибла намного раньше. А у догонов этот взрыв является одним из центральных пунктов мифологии. Представления же о существовании во Вселенной сверхплотного вещества, «белых карликов», вообще относятся к самым современным идеям.

Но и это не все. Наличие в этой звездной системе еще третьей маленькой звездочки Сириуса С - Эмме Йа, о которой твердили догоны, - ученые установили только в 1970 году. В племени было также известно о всех других планетах нашей солнечной системы, включая Нептун, Плутон и Уран, а также сведения еще о 226 звездных системах, среди них о спиральных звездных системах, которые были обнаружены астрономами позднее.

Они точно знали, как эти планеты выглядят при приближении к ним из космоса, что тоже стало известно ученым лишь недавно. И естественно, они знали о том, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, причем полный оборот совершает за 365 дней, и в своем календаре делили этот цикл на 12 месяцев. Они знали о Луне, о том, что она безводна и мертва.

Догоны знали также о красных и белых кровяных тельцах, и они владели всей информацией о физиологии человека, которую мы получили только недавно.

Так откуда же догоны знали обо всех этих звездах и их особенностях? Когда старшин племени спрашивают, кто снабдил их предков столь удивительными сведениями, они отвечают, что это был Номмо, который в свое время прибыл на «ковчеге» как раз из... системы Сириуса.

И все это запечатлено в пещерных рисунках. Но ведь точно известно, что их сделали не догоны. Они пришли сюда только три века назад, а рисункам 700 лет. Но оказывается, что там, где племя жило до этого, есть пещера наподобие этой, из которой можно рассмотреть отдельные звезды в системе Сириуса. Кроме того, в этой пещере находятся некие «вещественные доказательства».

Однако, несмотря на настойчивые уговоры ученых, аборигены до сих пор не открыли ее расположения. То ли там находятся какие-то сверхмощные астрономические инструменты, созданные цивилизацией Сириуса, то ли «боги» оставили там что-то на хранение в предвидении очередного визита. Об этом остается только гадать.

Согласно варианту генеалогического мифа, догоны когда-то жили в некой Стране манде и являются потомками легендарного Лебе, который, в свою очередь, произошел от первопредков-номмо. Он дал жизнь двум сыновьям. От старшего из них произошло племя догонов, а младший сын стал основателем племени ару.

Когда Лебе умер, догоны опустили его труп в землю, но перед уходом из Страны манде решили взять с собой останки. Но когда вскрыли могилу, то обнаружили, что Лебе воскрес - там находилась живая змея. Догоны, захватив с собой немного земли с могилы, отправились подземным путем, ведомые змеей, и оказались в Мали.

Заинтересовавшись догонами, ученые выяснили, что, помимо Сириуса, они располагают знаниями в области молекулярной биологии, ядерной физики и других наук, но, естественно, ничем этим воспользоваться не могут. Догоны словно являются огромной копилкой знаний, правда, не известно; для каких целей предназначенной.

А однажды колдун нарисовал для ученых прямо на песке карту звездного неба, в которой центральное место занимала звезда Сириус. Это же какую надо иметь память, чтобы, взяв за точку отсчета чужую звезду, ничего не напутать!

Да, объемы хранимой догонами информации могут поразить не только простого обывателя, но и ученых. Например, им известны планеты Юпитер и Сатурн, каждая из которых обозначается у них определенным символом. Для Юпитера - это кружок, рядом с которым располагаются четыре кружка меньшего размера (четыре самых больших спутника), а для Сатурна - две концентрические окружности (им известно о существовании кольца вокруг Сатурна). Знанием двух крупнейших планет Солнечной системы предания племени не ограничиваются. В них содержатся еще и самые современные сведения и концепции об устройстве мироздания.

Вот некоторые фрагменты преданий догонов, записанных с их слов: «Земля вращается вокруг себя и, кроме того, проходит большой мировой круг, как волчок, который вращаясь, ходит по кругу... Солнце вращается вокруг своей оси, как бы приводимое в действие спиральной пружиной». И это говорят примитивные люди, которые не только не могли наблюдать движения Солнца, но и спиральной пружины никогда в глаза не видели.

Также предания догонов гласят: «У начала всех вещей стоял Амма, который ни на что не опирался... Яйцо-шар Аммы было закрыто... Когда Амма разбил яйцо мира и вышел из него, возник вращающийся вихрь... В результате этого появилась «йала» (в вольном переводе с языка догонов это означает переход от абстрактного к конкретному) из спирали, которая вращалась внутри яйца и означала грядущее расширение мира».

Довольно запутанно. Но согласитесь, исходя из наших знаний устройства Вселенной, это похоже на первичный Большой взрыв и продолжающееся миллиарды лет расширение Вселенной.

Как же сами «носители информации» объясняют появление у них таких знаний? На вопросы ученых жрецы показали еще одну серию рисунков, которые изображают летающую тарелку. Это изображение очень похоже на уже привычную нам форму - тарелка, спускающаяся с неба и приземляющаяся на три опоры.

Следующий рисунок - существа внутри корабля. Далее нарисовано, как они делают в земле большую яму, заполняют ее водой, выбираются из корабля в воду и приближаются к кромке воды. Правда, ни на каких «зеленых человечков» они не похожи.

Старейшины племени рассказывают о существах, напоминающих дельфинов, о том, что приземлившись, они сделали в земле большое углубление, наполнили его водой и стали плавать. Выйдя на берег, они заговорили с догонами и рассказали им о том, что прилетели с небесной земли По Толо (Сириуса В) и передали все знания.

Посланцы небес были необычайно высокого роста и «рыбами по натуре»: дышали в воде и потому постоянно находились в прозрачных шлемах, наполненных жидкостью. Догоны называли пришельцев «номмо», что на языке туземцев означает «выпить воды». А день их появления люди племени назвали «днем рыбы», а сами боги считались существами-амфибиями.

Оказывается, подобные описания можно обнаружить у индейцев урос, живущих у озера Титикака (Перу). Легенды рассказывают о тех же дельфиноподобных существах, пришедших со звезд и очень быстро наладивших близкие отношения с людьми, жившими тут еще до инков. Именно эта связь с «народом неба», согласно преданию, привела к основанию империи инков.

К тому же только в одном Средиземноморье целых двенадцать культур рассказывают подобную историю. Но астрономически «продвинутая» мифология догонов является наиболее ярким доказательством палеовизита пришельцев. Догоны утверждали, что по их подсчетам Номмо должен был вернуться в 2003 году.

Возможно, туземцы сбились со счета или «земноводные» никогда не прилетали и не улетали, а в свое время жили на земле, а «тарелки» служили им наподобие вертолетов. Таких «или» можно нафантазировать много и даже провести параллель с нашими дельфинами, но все это пока бездоказательно.

А вот то, что когда-то племя догонов стояло на более высокой ступени развития не беспочвенно, хотя бы потому, что туземцы надарили историкам и антропологам много интересных вещей. Например, орудия труда, которые не встречались ранее ни в каком другом обособленном диком племени планеты, всевозможные статуэтки из камня, кости и дерева. Позднее оказалось, что многим из этих предметов не менее 4000 лет!

В память о высоких пришельцах догоны ходят на ходулях

Некоторые особо недоверчивые ученые считают, что информацией с догонами поделились миссионеры, проповедовавшие в Мали в 1920-х годах, а рисунки, мол, хоть и старые, но являются обычным совпадением. С неверующими трудно спорить, но вот несколько фактов. Если бы сведения, полученные догонами, датировались началом XX века, то туземцы бы сообщили ученым о восьми спутниках Юпитера (сейчас их уже обнаружили 67 по данным от 2012 года), а не о четырех.

Да и не могли братья во Христе знать в то время такие подробности о системе Сириус или спиральной структуре Галактики. К тому же каждый астрономический факт у догонов привязан к определенным ритуалам, которые прослеживаются по реликвиям минимум до XII столетия!

Немецкий ученый Дитер Герман называет ситуацию с догонскими знаниями о космосе «безнадежным случаем»: когда однозначно опровергнуть или подтвердить какую-либо версию невозможно.

А Роберт Темпл, посвятивший догонам целую книгу, завершает свои исследования словами: «Я смог доказать, что информация, которой обладают туземцы племени догонов, очень древнего происхождения - ей больше 5 тысяч лет и ею располагали древние египтяне в додинастический период, то есть до 3200 года до Р.Х».

(католики и протестанты).

Этно-лингвистическое деление

По языковому критерию догоны разделяются на несколько крупных и множество мелких групп. Свои языковые особенности (иногда очень значительные) имеются практически в каждом догонском селении. В приведённой таблице они отсортированы по языковой принадлежности и численности. Небольшая группа бангана , находящаяся в ареале северных догонов, отделена от последних в связи с тем, что по некоторым современным представлениям их язык не входит в догонскую семью и рассматривается как изолят .

Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
южные догоны
доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
того тене-кан (того) 92 232
тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
восточные догоны
дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
торо-тегу торо-тегу 3654
центральные догоны
томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях центральнодогонского языка
торо (бомму) торо-со 63 000
доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
западные догоны
момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
ампари ампари 6552
северные догоны
бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
тебул-уре 3500
нанга нанга(-дама) 3150
янда янда(-дом) 2500
буду буноге 882
ана 500
бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
Всего 790 102

История

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Традиционная культура

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения шуточного родства .

Напишите отзыв о статье "Догоны"

Литература

  • Beaudoin G. Les Dogon du Mali. P.,1997.
  • Calame-Griaule G. Ethnologie et langage: la parôle chez les Dogon. P., 1965
  • Desplagnes L. Le Plateau central nigerien. P., 1907
  • Griaule M. Dieu d’eau. Entretiens avec Ogotemmêli. P., 1948
  • Griaule M. Masques dogons. P., 1938
  • Griaule M., Dieterlen G. The Dogon of the French Sudan. 1948
  • Guerrier E. La cosmogonie des Dogon. L’arche du Nommo. P., 1975
  • Laude J. African Art of the Dogon: The Myths of the Cliff Dwellers. N.Y., 1973
  • Palau Marti M. Les Dogons. P., 1957
  • Paulme D. Organisation sociale des Dogons. P., 1940
  • Wanono N. & Renaudea, M. Les Dogon. P., 1996

Ссылки

  • Статья из сборника «На суше и на море», 1978
  • Мириманов В. Б. Искусство тропической Африки
  • «» from The Skeptic’s Dictionary .
  • «» by James Oberg.

Примечания

Отрывок, характеризующий Догоны

Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.