Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бориса Гребенщикова

Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Отец – Борис Александрович был научным работником. Мать – Людмила Харитоновна долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете. Супруга – Ирина. Дети: Алиса, Глеб, Василиса.
Детство Бориса Гребенщикова прошло в Ленинграде, на Алтайской улице, в доме 22. По окончании 8-го класса в известной школе № 421 он перешел в математическую школу № 239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета. Именно там – в комнате за сценой актового зала факультета – стали проходить первые репетиции новой ленинградской рок-группы, основанной Борисом Гребенщиковым вместе с приятелем по школе Анатолием Гуницким по прозвищу Джордж, которое он получил из-за внешнего сходства с Джорджем Харрисоном. Молодых людей объединял страстный интерес к западной рок-культуре, поэтическое дарование и отношение к музыке как к главному в жизни. Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.
Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на «Аквариум» западная музыка всегда очень существенно влияла. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, Джима Моррисона. В начале 1970-х годов Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно. Благодаря хорошему знанию английского языка лидер «Аквариума» прекрасно ориентировался в ней, и планка, которую он себе ставил, всегда была на мировом уровне качества.
Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1974 году в состав группы вошли Андрей Романов и Михаил Файнштейн. На факультете прикладной математики ЛГУ был организован театр, в котором А. Гуницкий и другие члены группы писали и ставили пьесы в абсурдистском жанре. Позже к ним присоединился профессиональный режиссер Эрик Горошевский. Руководство университета грозило Борису отчислением, запрещало репетиции. Вскоре пришлось делать выбор между музыкой и театром, так как увлечение драматургией стало во многом определять направление творческой деятельности коллектива. Был период, когда Борис Гребенщиков оставался в группе практически один, но с появлением виолончелиста Всеволода Гаккеля начал формироваться состав, просуществовавший следующие 15 лет. Появляются песни, которые останутся в репертуаре «Аквариума» на многие годы.
Звукозапись для подпольного рок-музыканта в то время тоже была подпольной. Записи были величайшей ценностью, переписывались десятки раз и бережно хранились, благодаря чему современный слушатель и теперь имеет возможность услышать записи Высоцкого, раннего Окуджавы, Галича. Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» в это время записывают альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978), созданный в соавторстве с Майком Науменко. Запись этого альбома происходила на полянке между Невой и Смольным – на открытом воздухе. Это был первый альбом с обложкой. Его тираж составил 10 экземпляров и моментально разошелся по рукам.
Возможности профессиональной звукозаписи были ограничены, например, сложно было записать полноценный электрический альбом, но существовали студии, дававшие достаточно высокое качество. Одна из самых известных – студия Андрея Тропилло – будущего звукорежиссера «Аквариума», делавшего также первые записи групп «Машина времени», «Алиса», «Кино», располагавшаяся первоначально в Доме юного техника на Охте. С осени 1980 года группа получила возможность записываться. Первая студийная запись – «Синий альбом» – разошлась по стране в самиздате. Фотографии для самодельной обложки, как и для многих последующих альбомов, делал фотохудожник Андрей Усов. Впоследствии в стенах студии были записаны и другие альбомы «Аквариума»: «Треугольник», «Акустика», студийная сторона «Электричества», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря».
В 1970-е – 1980-е годы «Аквариум» постоянно играл «квартирники». Это концерт на квартире, обычно дома у кого-то из слушателей. Группа выступала в небольшом акустическом составе – громко играть было нельзя, так как соседи могли вызвать милицию (такие концерты были, конечно, под запретом). Камерная атмосфера, зрители сидят очень близко к артистам, слушают затаив дыхание, кто-нибудь, возможно, записывает концерт на магнитофон. Но несмотря на опасность нажить себе неприятности, поддерживая официально запрещённую музыку даже простым приходом на «квартирник», люди слушали «Аквариум», и число тех, кто любит эти песни, всё увеличивалось.
Основу квартирных концертов конца 1970-х – середины 1980-х годов составили песни из альбома «Акустика», успевшие разойтись по стране в нелегальной записи. Группа была официально запрещена. Подпольные рок-концерты, которые удавалось провести, полностью переворачивали представление о русской рок-музыке.
В октябре 1977 года Борис Гребенщиков вместе с другими известными деятелями андерграундной субкультуры начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в СССР – «Рокси» и до 1979 года публиковал в этом издании статьи. Отношения «Аквариума» с официальными властями в это время были относительно ровными, за исключением нескольких незначительных столкновений. Однажды музыкантов, собравшихся на ступенях Инженерного замка для небольшого концерта, задержала милиция, разыскивавшая хулиганов, разбивших статуи в соседнем парке. Несколько позже по Би-Би-Си передали, что это был первый российский рок-фестиваль, где были арестованы более тысячи человек.
Всенародную известность Борис Гребенщиков и «Аквариум» приобрели после участия во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы», состоявшемся в Тбилиси в ноябре 1980 года, где смелое для тех времен выступление музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы и повлекло за собой большое количество нареканий со стороны властей.
В это время стиль панк еще не был признан даже в среде рок-подполья, и почти никто не предвидел, какое влияние он окажет на современную музыку, живопись, литературу. Борис Гребенщиков и его окружение одними из первых обратили внимание на это новое музыкальное направление. Произошло знакомство с Виктором Цоем и группой «Кино», тогда еще «панками в законе». «Наш эквивалент панка – это освобождение своего сознания от привычной мысли, что над нами стоит большой аппарат», – считал в то время Гребенщиков.
Артемий Троицкий пригласил музыкантов на фестиваль в Тбилиси с акустической программой, которую они репетировали в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Но без ведома организаторов фестиваля эта программа была изменена. Впервые перед широкой публикой были исполнены такие песни, как «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Во время выступления «Аквариума» жюри в полном составе демонстративно покинуло зал. Вернувшись в Ленинград, музыканты лишились места для репетиций в ДК. Для самого Бориса Гребенщикова это закончилось лишением комсомольского билета и места работы в НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, где до этого он несколько лет работал младшим научным сотрудником, и как следствие – обретением благоприятных условий для свободного творчества.
Далее до середины 1980-х годов Борис Гребенщиков трудился в разных местах, например, как и другие «аквариумисты» в разное время, в бригаде сторожей под началом у А. Романова. Став членом профкома драматургов (некая суррогатная творческая организация, куда принимали неофициальных деятелей культуры, не имевших по разным причинам права и возможности вступить в официальный творческий союз, дававшая право не работать и считаться творческим работником), получил возможность нигде не работать.
В последующие годы яркими страницами творчества Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» были проекты, созданные в соавторстве с ленинградским музыкантом авангардистом Сергеем Курехиным. Прекрасный пианист, человек с абсолютно уникальным, ярким музыкальным мировоззрением, С. Курехин периодически появлялся в «Аквариуме» и оказывал большое влияние на происходящее.
С Борисом Гребенщиковым в это время работали также виртуозный электрический гитарист Александр Ляпин, высококлассный басист Александр Титов, скрипач Александр Куссуль, чья скрипка выводила музыку в другие измерения, и многие, многие другие…
Первыми плодами этого творческого союза стали альбомы «Треугольник» и «Табу». Вскоре после записи «Треугольника» состоялся первый показ группы по телевидению: в программе «Веселые ребята», где Б. Гребенщиков, В. Гаккель и М. Файнштейн исполняли песню «Два тракториста», при этом струны гитары Гребенщикова были посередине грифа перехвачены кападастром, чтобы показать, что песня исполняется под фонограмму.
Осенью 1981 года Борис Гребенщиков привез альбом в Москву – 10 магнитофонных катушек, вручную оформленных. Как и предположил тогда критик А. Троицкий, в столице альбом интереса не вызвал. Однако именно песни из этого альбома, такие как «Мочалкин блюз», «Старик Козлодоев», теперь хорошо знакомы не только поклонникам «Аквариума».
В 1984-м, а потом и в 1986 году «Аквариум» появляется на телевидении в программе «Музыкальный ринг». Затем передач, интервью телевидению и прессе становится все больше.
С открытием в Ленинграде рок-клуба Гребенщиков принял самое активное участие в его деятельности. В середине 1980-х годов, с приходом эпохи «гласности и перестройки», группа вышла из подпольного состояния, популярность ее к этому времени уже была очень велика. Поклонники постоянно стояли на лестнице в подъезде дома Гребенщикова в Ленинграде, мечтая увидеть любимого музыканта. «Аквариум» много гастролировал. Концерты становились всё масштабнее. «С осени ’86 мы перемещались со стадиона на стадион под такие бурные овации, как будто лично отменили советскую власть». (Б. Г.). Один за другим выходят блестящие альбомы: «День Серебра», «Дети Декабря», «Десять стрел». В 1987 записывается альбом «Равноденствие».
Песни «Аквариума» зазвучали в кино – в трилогии Сергея Соловьева «Три песни о Родине»: «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», в документальном фильме Алексея Учителя «Митьки в Европе», в фильме Александра Бурцева «Город». Сам Борис Борисович Гребенщиков выступил как композитор и актер в фильме «Два капитана–2».
В 1986 году в США вышел двойной альбом «Red Wave – 4 underground bands from the USSR» – «Красная волна: 4 подпольные группы из СССР». В эту пластинку вошли 6 песен «Аквариума». В 1989 году записан англоязычный альбом «Radio Silence» с высококлассными музыкантами, в основном в записи участвовали музыканты «Eurythmics».
В 1990 году в Лондоне был записан другой англоязычный альбом – «Radio London». За время нахождения за границей Гребенщиков знакомится со многими известными западными музыкантами и позднее будет записывать с иностранными музыкантами некоторые свои диски.
Вернувшись в Россию, Борис Гребенщиков собирает новый коллектив. Группа получила название «БГ-Бенд». В него вошли, кроме Гребенщикова, мультиинструменталист, музыковед Олег Сакмаров, прекрасный аккордеонист Сергей Щураков, гитарист Алексей Зубарев, скрипач Андрей Решетин, ударник Петр Трощенков и др. Большая часть песен этого периода, составивших «Русский альбом», стали, с одной стороны, выражением происходящих в России перемен, а с другой – передали ту глубинную русскую атмосферу, которая существует уже много веков.
В конце 1980-х годов в основном под влиянием общения с группой художников «Митьки» Борис Гребенщиков начинает писать картины, преимущественно примитивистского плана. В 1989–1992 годах как актер и композитор вместе с Сергеем Курехиным он принимает участие в съемках фильма Сергея Дебижева «Два капитана–2».
В 1993 году группа Бориса Гребенщикова возвращает себе прежнее название. Выходят альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев». В них очень много вальсов – типично русская мелодика, напевность. Вновь появляется столь любимая «Аквариумом» эклектика, ощущается большое влияние восточной музыки и философии. В 1997 году выходят альбомы «Гиперборея», «Лилит», записанный с западными музыкантами – на этот раз с группой «The Band».
Борис Гребенщиков записывает не только свои песни. В 1994 году выходит диск песен Александра Вертинского в его исполнении, в 1999 – Булата Окуджавы. Обе эти пластинки аутентичны, передают оригинальный дух песен, но при этом абсолютно индивидуальны. Также осуществляются другие проекты, например записи инструментальных альбомов, а также альбом «Прибежище» – тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой «The Mirrors», а в 2002 году – с ними же – альбом «Bardo». В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого «Пятиугольный грех».
В 1999 году вышел абсолютно не похожий на предыдущие альбомы «?», в 2002 году, в год 30-летия «Аквариума» – «Сестра Хаос» – жесткий разноплановый альбом, назвавший многие происходящие сегодня вещи своими именами. В 2003 году «Аквариум» выпустил альбом «Песни рыбака», запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов.
За 30 с лишним лет непрерывной творческой деятельности Борис Гребенщиков написал более 500 песен, создал более 40 музыкальных альбомов. Его творчество оказало большое влияние на интеграцию российской культурной мысли в мировое культурное пространство. Оно широко известно и достойно представлено за рубежом, о чем свидетельствуют опубликованные во многих странах созданные им музыкальные произведения.
С Борисом Гребенщиковым сейчас играют музыканты высочайшего класса: Борис Рубекин – клавиши, Андрей Суротдинов – скрипка, Владимир Кудрявцев – бас, Альберт Потапкин – барабаны, Олег Шар – перкуссия, Александр Беренсон – труба, Игорь Тимофеев – саксофон, флейта, Федор Кувайцев – кларнет.
В 1998 году Борис Гребенщиков стал первым и единственным рок-музыкантом – лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». В 2003 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

До восьмого класса Гребенщиков получал среднее образование в школе №421, после чего завершал среднее образование в 239-й школе с математическим уклоном. После школы Борис поступил в Ленинградский университет на факультет прикладной математики.

В последних классах школы он увлекся музыкой и организовал вместе со школьным другом Анатолием Гуницким коллектив, репетиции ребята проводили в актовом зале университета, где учился Гребенщиков.

Поначалу молодые люди сочиняли и исполняли англоязычные песни, а со временем стали писать композиции и на русском языке. Дебютный альбом коллектива под названием "Искушение святого Аквариума" вышел в 1973 году. К 1974 году в состав группы "Аквариум" входят А. Романов и М. Файнштейн. В то же время на факультете прикладной математики организовали студенческий театральный кружок, в труппу которого входят и музыканты коллектива Гребенщикова.

Со временем Борис познакомился с виолончелистом Всеволодом Гаккелем, который входит в состав группы, который окончательно и бесповоротно формировался как раз в то время. Коллектив существовал подпольно, так как музыка создаваемая ребятами не находила понимания и отклика у вышестоящих чинов СССР. Музыкантам приходилось самостоятельно записывать свои альбомы, такие как: "С той стороны зеркального стекла" (1976) и "Все братья - сестры" (1978).

Со временем, благодаря знакомствам, коллектив "Аквариум" получил возможность записываться полулегально на студиях и пластинок существенно повысилось. Концертная же деятельность группы в 70-х - 80-х годах ограничивалась "квартирниками" - акустическими концертами на квартире у кого-то из поклонников. В то время подобные мероприятия не только строго запрещалось проводить, но даже за его посещение могли арестовать. Основой репертуара подобных концертов того времени составляли песни альбома "Акустика", который распространился по всему СССР.

В 1977 году Гребенщиков основал первый советский рок-журнал "Рокси", просуществовавший до 1979 года. В ноябре 1980 года группа впервые заявляет о себе официально выступлением на Всесоюзном фестивале рок-групп "Весенние ритмы" в Тбилиси. После этого "Аквариум» получил настоящее всенародное призвание, что очень не понравилось властям, так как БГ спел совсем не те песни, которые были изначально анонсированы. По возвращению в Санкт-Петербург Гребенщиков потерял не только место для репетиций своей группы, но и работу. Также музыканта исключили из комсомола.

Борису ничего не оставалась, кроме как устроится работать сторожем. Но через некоторое время ему удалось стать членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься исключительно творческой деятельностью на законных основаниях. Сотрудничество с одной из самых ярких персон ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности "Аквариума".

Вскоре Гребенщиков впервые появился на телевидении в программе "Веселые ребята" группа "Аквариум" исполнила песню "Два тракториста". После этого коллектив неоднократно появлялся в популярной на то время программе "Музыкальный ринг" и других телепроектах советского телевидения.


К середине 80-х годов в Петербурге сформировался рок-клуб, где активно участие принимали музыканты из "Аквариума". Именно тогда группа впервые выходит из подполья и начинает активно гастролировать, собирая полные залы и стадионы. Один за другим выходят и пластинки, такие как: "Дети Декабря", "Десять стрел" и "Равноденствие".

Успеху группы способствует и кинематограф - песни Гребенщикова звучат в культовых фильмах "Асса", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Дом под звездным небом", "Митьки в Европе" и "Город". Сам БГ снялся в картине "Два капитана-2". В 1986 году выходит первый сингл "Аквариума" в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома - Radio Silence и Radio London.

В 1999 году группа выпускает альбом "?", а в 2002 - "Сестра Хаос", который были непохожими на привычное творчество коллектива, что приносит группе еще больше популярности. Весной 2013 года появились сообщения о прекращении существования "Аквариума", однако вскоре эти заявления были опровергнуты.

Личная жизнь

Трижды женат. Первой женой Гребенщикова стала Наталья Козловская, на которой он женился осенью 1976 года. Но в июне 1978 года они расстались, а развелись в 1980 году после скандала в Тбилиси, из-за которого Гребенщикова уволили с работы и исключили из комсомола. От этого брака родилась дочь Алиса, ныне успешная актриса.

Второй женой музыканта в период с 1980 по 1989 год была Людмила Шурыгина, которая работала уборщицей в 222-й школе. От этого брака в 1985 году родился сын Глеб, ныне известный как диджей gebe. Третьей женой БГ в 1991 году стала бывшая жена Александра Титова, Ирина. Гребенщиков стал приемным отцом детей Ирины от первого брака - Марка, который сейчас играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, и Василисы, которая стала художником.

Группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса — художник.


Интересные факты

Написал несколько прозаических произведений: повесть "Лес" ("Роман, который так и не окончен"), рассказ "Иван и Данило" и "Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно"

Не является приверженцем какой-либо определённой религии. В начале 1990-х годов серьезно увлекался буддизмом, называя себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника европеизированного варианта учения школы Карма Кагью на Западе и в России

Изучает индийскую и китайскую философию. Перевел с английского языка несколько буддийских и индуистских текстов. С 2009 года работает над переводом "Бхагавад-гиты" на русский язык

В 2012 году по просьбе издательства "Розовый-жираф" Гребенщиков составил список десяти своих любимых книг, это: "Ветер в ивах" К. Грэм, "Книга джунглей" Р. Киплинг, "Хоббит, или Туда и обратно" Дж. Р. Р. Толкин, "Властелин колец" Дж. Р. Р. Толкин, "Алиса в Стране чудес" Л. Кэрролл, "Алиса в Зазеркалье" Л. Кэрролл, "Буратино" А. Н. Толстой, "Остров сокровищ" Р. Стивенсон, "Волшебник Земноморья" У. Ле Гуин, "Маленький принц" А. Сент-Экзюпери

В мире кино, музыкант отмечает фильмы "Шерлок Холмс" Гая Ричи, "Белое солнце пустыни» " Владимира Мотыля и "Остров" Павла Лунгина, а также популярные сериалы "Пуаро" и "Приключения Шерлока Холмса"

Большой поклонник группы The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение. Также он увлекается классической музыкой XVIII — XIX веков, в частности, творчеством таких немецких композиторов, как Брамс и Бах

Увлекается фотоискусством. Провел такие собственные фотовыставки, как: "Инфра Петербург" в 2004 и 2007 годах и "Внутренние свойства пейзажа" в 2013 году


Дискография

"Доисторические" альбомы БГ и "Аквариума"

1973 - Искушение Святого Аквариума (БГ + Джордж)

1973 - Менуэт земледельцу

1974 - Притчи графа Диффузора

1976 - С той стороны зеркального стекла

1978 - Все братья - сестры (БГ + Майк)

"Исторические" альбомы БГ и "Аквариума"

Обозначаются также как "естественные" альбомы "Аквариума"

1980 - Скоро кончится век

1981 - Синий альбом

1981 - Треугольник

1981 - Электричество

1982 - Акустика

1982 - Табу

1983 - Радио Африка

1984 - Ихтиология

1984 - День Серебра

1985 - Дети Декабря

1986 - Десять стрел

1987 - Равноденствие

1989 - Феодализм

1989 - Radio Silence

1990 - Radio London

1992 - Русский альбом

1993 - Любимые песни Рамзеса IV

1993 - Письма капитана Воронина

Многие юбиляры получают на день Рожденья памятные подарки. Мало кто получает в подарок досье. Перед вами - 50 фактов из жизни Бориса Гребенщикова : по факту на год жизни.
Какие-то из этих фактов - смешные, какие-то - грустные, какие-то давно стали частью нашей общей истории. Мы решили публиковать их без всякой хронологии и внутренней логики: время - слишком ненадежный ориентир, когда заходит речь о жизни.

1 Первая песня, написанная БГ, называлась "Все должно пройти". Ее почти никто не слышал.

2 Для того, чтобы сняться на обложке "Треугольника" , БГ надел на голову лампу от рефлектора.

3 Слова "Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне" , написанные поэтом Андреем Черновым , долго преследовали БГ и в конце концов стали песней "Великая Железнодорожная Симфония" . БГ спросил разрешения у Чернова и получил согласие на использование этих строк.

4 БГ встретил Цоя в электричке когда ехал со своего концерта. Цой спел ему две песни. Песня, которая сорвала крышу БГ, - "Мои друзья идут по жизни маршем" .

5 Первая 12-тиструнка БГ, переделанная в девятиструнку, была продана с аукциона 21 декабря 1999 года за $11,000. Деньги пошли на обновление Питерской студии Аквариума, на которой записывался очередной альбом. Эта гитара была изготовлена в 1976 году в Росии. Все "золотые" альбомы Аквариума с 1978 по 1988 год были сочинены и записаны с этой гитарой.

6 Группа "Аквариум" была создана БГ между 6 и 10 июля 1972 года в Ленинграде вместе с его другом детства Анатолием "Джорджем" Гуницким . Свое название группа получила благодаря пивбару-стекляшке в Купчино, мимо которого проходили отцы-основатели в момент выбора имени. За 30+ лет существования группы в ней (или с ней) играло более 60 человек.

7 Летом 1991 года (в самый разгар концертов "Русского Альбома") БГ с Сергеем Курехиным заперлись почти на месяц в студии "Мелодии" для написания - прямо в студии - совместного альбома. Плодом работы явилось около десяти заготовок песен в разной степени готовности. Все они были на английском языке. БГ: "Предполагалось, что мы продолжим над ними работу в самом ближайшем будущем. К сожалению, у меня вновь начались гастроли - а поскольку мы оба остались недовольны записями, идея зависла. К тому же, из студии пропали несколько пленок с материалами."

8 За выступление на фестивале "Тбилиси-80" БГ выгнали с работы и исключили из комсомола

9 Борис Гребенщиков с 1969 по 1971 год играл в одной из школьных команд и поражал девочек, исполняя "Satisfaction" на чистейшем английском языке и еще что-то из репертуара Troggs .

10 Первым альбомом Аквариума, полностью записанным на профессиональной аппаратуре, стал "День Серебра".

11 Летом 1978 года БГ записал сольный "лонгплэй" с Майком Науменко . Запись альбома проходила на открытом воздухе - в "чистом поле", на пляже за Смольным, недалеко от Охтинского моста на микрофон, который был подключен к магнитофону Электроника-302. Альбом был назван "Все братья - сестры", и разошелся по Союзу в умопомрачительном количестве - около 20 тысяч экземпляров. Популярность "Аквариума" резко возросла.

12 В 1973 на концерте в Зеленогорске БГ впервые пилил гитару напильником.

13 Первое интервью "Аквариум" давал корреспонденту газеты "Ленинградский университет" в 1974 году.

14 Второй номер московского журнала "Ухо" в 1982 году был посвящен панк-року и заканчивался интервью с анонимным любителем панка, которым на самом деле оказался БГ.

16 Альбом "Лилит" записан с музыкантами Боба Дилана (The Band )

17 Музыка песни "Сергей Ильич" - это 100-процентная калька с песни "Catblack" Марка Болана .

18 11 июня 1988 года БГ вместе с группой Eurythmics на стадионе "Уэмбли" участвовал в 11-ти часовом концерте, посвященном 70-летию Нельсона Манделы.

19 Ник БГ в Интернете - Nope.

20 Известный писатель, кинорежиссер и "митек" Виктор Тихомиров в 2001 г начал съемки мини-кинопроизведения про Льва Николаевича Толстого с Борисом Гребенщиковым в главной роли.

21 "Мозговых рыбаков" БГ написал 31 декабря 1974 года и впервые исполнил в тот же день в ванной квартиры девицы Искиной, где Аквариум встречал 1975 год (ванная комната была самым тихим местом - в остальных комнатах буянили пьяные гости под руководством Джорджа).

22 Музыку к песне "Десять стрел" написал не БГ, а некто Юра Дышлов (из круга тогдашних знакомых).

23 Двойная спираль на обложке "Дня серебра" возникла под влиянием книги "Белая Богиня". Спираль - символ бесконечности в кельтской мифологии, которой в те годы активно увлекался БГ.

24 Последним концертом "классического" состава Аквариума считается концерт 14 марта 1991 года, состоявшийся в ДС "Юбилейный", на VIII фестивале Рок-клуба

25 Когда БГ продал свою "копейку", машина у нового хозяина развалилась прямо на выезде из двора.

26 Автор приписываемой БГ очень старой записи "Пирог со свечами" - Шамиль Абряров. Этот миф был развеян Павлом Северовым только в 1998 году после переписки с Шамилем. Абряров записал несколько песен, которые на протяжении более 20 лет приписывались БГ. Даже БГ, когда услышал их, сказал, что действительно он "мог тогда такое написать".

27 Цикл стихов "Иннокентий" был написан БГ и Маратом Айрапетяном вместе (их автором в рукописях значился МАРИС - МАРат и боРИС). Ими же, как равноправными соавторами, были написаны пьесы: "Случай в Версале", "Случай в Антарктиде", "Случай на Литейном" .

28 БГ в свое время написал песню "Вот (Про Козла)" на мелодию "Клубники Со Льдом" Армена Григоряна.

29 Свое 40-летие (1993г.) БГ отмечал в Катманду, Непал.

30 В 70-х годах на БГ и музыкантов группы "Аквариум" заводилось уголовное дело по абсурдному обвинению, будто группа "Аквариум" разбивала статуи в Летнем саду Ленинграда - по статье "хулиганство". За полным отсутстивем улик и абсурдностью обвинения дело развалилось. 31 Гитара Fender была подарена БГ в 1985 году Дэвидом Боуи в знак восхищения его талантом. Этот инструмент звучит на пластинке "Дети декабря", которую благодарный БГ отправил Боуи в подарок.

32 В постановлении Управления Культуры г.Москвы от 28 сентября 1984 г. в котором рекомендуется "запретить проигрывание в г.Москве магнитофонных записей самодельных ВИА и рок-групп, в творчестве которых допускается искажение отображения советской действительности, пропагандируются чуждые нашему обществу идеалы и интересы" , Аквариум шел под номером 13.

33 Иероглифы на обложке "Радио Африка" написанны китаеведом Сергеем Пучковым, впоследствии обучавшим группу "Кино" приемам кунг-фу.

34 Альбом "Таинство Брака" посвящен Армену (Марату) Айрапетяну (звукорежиссёру Аквариума 1973-1979 годов), и был написан специально к его свадьбе.

35 Песня "Всадник между небом и землей" никогда в жизни не игралась никем, никак, ни в каком составе. Эта песня была сыграна один раз Майку Науменко в 78-м году. Была вытащена из небытия для записи альбома "Гиперборея".

36 У БГ в коммуналке на ул. Софьи Перовской в туалете висела табличка: "Держите ручку до полного слива".

37 На концерте в КДС в феврале 1992 г. (фестиваль "Рок в Кремле", организованный Стасом Наминым) БГ начал исполнение народной диссидентской песни "Коммунисты поймали мальчишку" со вступления к "Stairway To Heaven" Led Zeppelin .

38 18-20 мая 1984 года на втором смотре ленинградских рок-групп БГ получил специальную грамоту "За вклад в развитие ленинградской рок-музыки" (а Майк Науменко - "За последовательную разработку сатирической темы").

39 БГ, известный как большой знаток англо-американской рок-поэзии, в школе изучал... немецкий! Английский он выучил в старших классах и на 1-ом курсе института фактически самостоятельно.

40 БГ на полном серьезе заявлял, что альбом, следующий за "Навигатором" , будет называться "Аллигатор" ; альбом, следующий за "Сестрой Хаос" - "Брат Порядок" .

41 В буклете LP (позднее - CD) "RadioSilence" , там где "спасибо, милые мои!", БГ выражает благодарность "Лу и Сильвии - за честность и поддержку" . Имеется в виду Лу Рид и его супруга. Одну из своих любимых гитар (акустический "Мартин") БГ купил в Нью-Йорке по совету Лу Рида.

42 Песни "Аквариума" и БГ звучали во многих художественных фильмах, но самым таинственным из них остается ленфильмовская детективная картина "Чужие здесь не ходят" (1987). Песня "Город Золотой" звучит в ней как бы "из радиоприемника"; авторы и исполнители песни в титрах не указаны.

43 Альбом "MCI" , записанный группой в "смятенном состоянии духа" в 1984 году, был запрещен БГ к распространению, однако запрет был нарушен Андреем Тропилло, который скомпилировал и издал материал.

44 Песня "Артур" написана Дюшей Романовым на слова Томаса Мэлори, а первая часть альбома "Электричество, История Аквариума, том 2" , в который она входит, представляет собой концерт группы в Гори.

45 Через 4 года после стихийной записи альбома "Все братья - сестры" БГ принял предложение Майка Науменко поучаствовать в записи его альбома. Этой записью стал "LV" .

45 Буклет альбома "Песни рыбака" составлен из открыток, купленных БГ в Лондоне, на Портобелло-роуд.

46 На пресс-конференции в Москве, посвященной выходу альбома "Сестра Хаос", БГ сказал, что считает группу Сплин "Аквариумом" для девочек" .

47 В клипе "Увы" ("15 голых баб") у БГ была прическа в виде букв "БГ".

48 Любимый художник БГ - Рене Магритт.

49 В 1983 году состоялся совместный концерт БГ и Цоя, где они соревновались, кто больше споет песен.

50 В том старом баре "Аквариум" на Будапештской улице, мимо которого много лет назад проезжали Гребенщиков и Гуницкий в автобусе 31, они так никогда и не побывали.

Помощь в сборе фактов Звукам оказывали:

Михаил МОРОЗОВ, Сергей БЕСПАЛОВ, Владимир РУДАКОВ, Елена САРКИСОВА, Элеонора, Макс ТОРБИНС, Сергей СЛОБОДЧУК, Евгений ЗАЙЦЕВ, Владимир ГЕРУНОВ (aka Snake), RIVERMAN, Андрей ОГАРЕВ .
Спасибо всем, кто любит и знает русский рок!

Борис Гребенщиков (“БГ” - псевдоним) является талантливым гитаристом, композитором и исполнителем популярной музыки, основателем знаменитой российской рок-группы, организованной еще в Советском Союзе.

До сих пор музыкант пользуется феноменальной популярностью и небывалым признанием среди отечественных и зарубежных звезд эстрады. И все благодаря своим невероятным способностям и яркой незабываемой харизме.

Чем примечательна биография Бориса Гребенщикова? Какова история его взлета и в чем секрет гениальности? В данной статье даются ответы на эти и многие другие вопросы. А также размещены фотографии Бориса Гребенщикова в молодости, в зрелые годы и в настоящий момент.

Родом из детства

Родился маленький Боря поздней осенью 1953 года, в большом и красивом городе Ленинграде. Родители будущего рок-певца были образованными и интеллигентными людьми. Мама Бориса Гребенщикова - Людмила Харитоновна, занимала ответственную должность в НИИ, отец - Борис Александрович, работал научным инженером.

Впоследствии прославленный гитарист не раз утверждал, что многим в своей жизни обязан матери. Именно она познакомила его с театром, музыкой и литературой, именно она привила ему любовь к искусству и самовыражению.

Людмила Харитоновна научила сына ценить прекрасное, в какой бы новой, неординарной форме оно ни находилось. Она познакомила мальчика с рок-музыкой, побуждала не бояться идти вслед за своим талантом, защищала перед отцом и верила в его счастливую звезду.

Талантливый математик

Свое музыкально призвание юный Борис осознал не сразу. Вначале он хотел избрать другой жизненный путь - путь одаренного трудолюбивого ученого.

В школьную пору биография Бориса Гребенщикова была связана с математикой. Первые годы он обучался в элитной городской школе. Затем перешел в среднее учебное заведение, специализирующееся на глубоком изучении математических наук. Успехи парня были потрясающими.

Высшее образование молодой Гребенщиков решил получить в авторитетном университете, избрав специальность “прикладная математика”. Казалось бы, вся его судьба расписана на несколько десятилетий вперед: красный диплом, научная деятельность, академические звания…

Но жизнь распорядилась иначе.

Зарождение таланта

В высшем учебном заведении талантливый математик увлекся музыкой. И не привычной классикой, а западным рок-н-роллом. Он в совершенстве знал английский язык, поэтому мог свободно воспроизводить зарубежные композиции, подражая иностранным музыкантам в манере и стиле исполнения.

Увлечение музыкой оказалось серьезным - молодой Гребенщиков создал свой коллектив, систематические репетиции которого постоянно проводились в университетском актовом зале.

Вместе с Анатолием Гуницким (школьным другом и творческим союзником) молодой Борис окунулся в творческие поиски своего направления. Поначалу ребята писали стихи по-английски, сочиняя музыку на западный манер. Несколько позднее молодые люди определились с собственным стилем - они захотели исполнять репертуар лишь на родном языке.

Как же называлась рок-группа, созданная Борисом Гребенщиковым? “Аквариум”. Это был современный ансамбль, которому предстояло около десяти лет осуществлять полуподпольную деятельность, покоряя сердца сотен и даже тысяч слушателей.

Первая пластинка

Так как деятельность “Аквариума” была нелегальной, Борис Гребенщиков и ребята, входящие в его группу, выступали редко и конспиративно, а пластинки записывали подпольно, собственными усилиями и умениями, без необходимой техники и аппаратуры.

Первым треком коллектива стал альбом “Искушение Святого Аквариума”, который музыканты выпустили в 1973 году. Эта пластинка была оригинальной и непохожей на популярный русский рок советского периода. Лидер ансамбля, вложив в это произведение всю душу, уверенно заявил о себе как об образцовом и талантливом представителе мирового рока, гармонично сочетаемого с российскими традициями и ценностями.

Приблизительно в этот период в группе появляются новые лица: Романов, Файнштейн, Грошевский. Они пишут и ставят на студенческой сцене гротескные постановки, все более и более углубляясь в артистическое искусство. На фоне этого в молодой рок-группе произошел раскол, и Гребенщиков оказался почти один.

Новый виток

Однако такая ситуация не повлияла на его энтузиазм. Молодой человек был полон энергии и воодушевления. Он усиленно искал новых единомышленников, которыми оказались Александров и Гаккель.

Вместе с ними начинающий музыкант начинает целеустремленно добиваться призвания. Ребята активно ведут концертную деятельность, выступая везде, где есть люди: в скверах, парках, институтах. Из всех акустических музыкальных инструментов и приспособлений у них были только гитара, виолончель, флейта и… юношеский задор.

В 1976 году “Аквариум” Бориса Гребенщикова смело заявляет о себе на поп-фестивале в Таллине, куда является дерзко и без приглашения. Однако такой поступок пришелся присутствующим по душе - группе присуждают приз за самое интересное выступление. С тех пор коллектив начал часто выезжать на гастроли, а звукозаписывающие компании стали разрешать полулегальным музыкантам записывать у них пластинки.

Взлет и взыскание

Благодаря этому свет увидели такие яркие и незабываемые альбомы, как “С той стороны зеркального стекла”, “Все братья-сестры”, “Треугольник”, “Дети декабря” и “День серебра”, которые отличались от предыдущих более качественной звукозаписью.

На весенних ритмах в Тбилиси 1980 года выступления Гребенщикова и его компании ознаменовались огромным скандалом. Являясь представителями русского рока, ребята настолько выложились на сцене, что ошеломили публику своей эпатажностью и эксцентричностью. Их обвинили в пропагандировании гомосексуализма, кровосмешения и непристойности. А когда солист, увлеченно играя на гитаре, лег на сцену, судейская комиссия демонстративно покинула свои места.

Слух об этом выступлении вызвал множество толков. Любители рока обратили внимание на талантливую развивающуюся группу, а критически настроенные власти решили наказать рок-лидера. Его уволили с работы (в то время Гребенщиков уже несколько лет трудился в НИИ).

Чтобы зарабатывать деньги и продолжать концертную деятельность, талантливый музыкант устроился работать дворником. В это время для своих концертов он стал использовать новый вид помещений.

Квартирники

В те времена ребят часто приглашали к слушателям на квартиру, где они выступали очень тихо и осторожно.

Так как по всему СССР группа была запрещена, посещать такие музыкальные вечера было очень опасно не только исполнителям, но и зрителям. Однако недозволенная музыка пользовалась небывалым спросом, поэтому “Аквариум” часто выезжал на “квартирные” гастроли.

В одной из таких вылазок предприимчивый солист познакомился с С тех пор биография Бориса Гребенщикова резко изменилась.

Телевидение

Благодаря протекции Курехина “Аквариум” был приглашен в эфир “Веселых ребят”, где музыканты исполнили популярную в те году песню про двух трактористов.

После этого коллектив получал еще приглашения на участие в телепрограммах и передачах, что увеличивало его всесоюзную популярность.

1980-е

В этот период Гребенщиков вместе со своей группой начал вести открытую концертную деятельность. Он выступал преимущественно в столице и Ленинграде, параллельно издавая англоязычные пластинки, записывая музыку для популярных кинофильмов, продюсируя Виктора Цоя и работая над собственными проектами.

В конце 1980-х Гребенщиков несколько раз выступал с концертами на Западе (как собственными, так и вместе с группой).

Поиски себя

Неспокойное настроение 1990-х затронуло и рок-группу Гребенщикова. Март 1991 года ознаменовался последним месяцем коллектива, но уже через несколько недель было объявлено о создании новой группы, где мелькали уже знакомые лица, - “БГ-Бэнд”.

Только что созданный коллектив продолжил идею русского рока, ознаменовавшись необычным репертуаром. В выступлениях группы стали появляться религиозные образы православной церкви, что считалось актуальным и злободневным для эпохи того времени.

“БГ-Бэнд” вел активную выездную деятельность. Посетив самые крупные города России и Украины, он провел около двухсот ярких и незабываемых концертов.

Однако ансамбль просуществовал недолго. На его смену пришел другой коллектив со старым названием - “Аквариум”, который после этого еще несколько раз менял состав и репертуар.

Перечень альбомов

Ниже приводится самая выдающаяся дискография Бориса Гребенщикова того времени:

  • 1983 — "Радио Африка".
  • 1984 — "День Серебра".
  • 1986 — "Дети Декабря".
  • 1988 — "Равноденствие".
  • 1990 — "Чёрная роза".
  • 1992 — "Архив".
  • 1993 — "Библиотека Вавилона".
  • 1994 — "Пески Петербурга".
  • 1995 — "Навигатор".
  • 1996 — "Снежный лев".
  • 1997 — "Гиперборея".
  • 2000 — "Территория".
  • 2002 — "Сестра Хаос".
  • 2003 — "Песни рыбака".
  • 2005 — "ZOOM ZOOM ZOOM".
  • 2006 — "Беспечный русский бродяга".
  • 2007 — "Феодализм".
  • 2008 — "Лошадь белая".
  • 2009 — "Пушкинская, 10".
  • 2010 — "День радости".
  • 2010 — "Наша жизнь с точки зрения деревьев".
  • 2010 — "Записки о Флоре и Фауне".
  • 2011 — "Архангельск".
  • 2012 — "Тайная история пчеловодства".
  • 2012 — "Воздухоплавание в компании сфинксов".
  • 2013 — "Аквариум +".
  • 2016 — "Песни Нелюбимых EP".

Помимо этого, певец издал несколько сольных альбомов, впечатляющих своей экстранеординарностью, смелостью и прямодушием.

Чем же сейчас примечательна биография Бориса Гребенщикова?

Современная деятельность

В настоящее время выдающийся музыкант занимает активную жизненную позицию в отношении музыкальной жизни страны. Он часто выступает с концертами, появляется на телепередачах и радиопрограммах, пишет книги и снимается в фильмах.

О прошлой и современной личной жизни Бориса Гребенщикова известно очень много.

Личная жизнь

Рок-музыкант был несколько раз женат. Его первой супругой была Наталья Козловская, инженер-экономист по специальности. Дочь Бориса Гребенщикова от первого брака Алиса сейчас является известной киноактрисой.

Второй брак был заключен с художницей по образованию. От этого союза у супругов родился сын Глеб, который в данный момент работает вместе с отцом в его знаменитой группе.

Третья супруга Гребенщикова, с которой он живет уже больше двадцати лет, - Ирина Титова. Ее дети от первого брака стали приемными детьми рок-музыканта.

Как видим, каждого члена этой большой семьи объединяет любовь к музыке и искусству. И это неудивительно, ведь отец семейства - знаменитый и талантливый Борис Гребенщиков!

Российский музыкант, поэт, лидер рок-группы «Аквариум» , обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие музыкального искусства.

Борис Борисович Гребенщиков родился осенью 1953 года в Ленинграде в семье директора завода Балтийского пароходства и юрисконсульта Ленинградского дома моделей. Дед Бориса умер во время блокады Ленинграда, а бабушка стала для него самым близким и родным человеком в семье.

Окончив физико-математический лицей, Гребенщиков вовсю посвящал себя музыке – вместе с друзьями записывал песни в домашних студиях. Группу назвали «Аквариум» . Гастрольная деятельность не мешала музыканту учиться в Ленинградском государственном университете им. Жданова на факультете прикладной математики. Более того, он участвовал в деятельности экспериментального студенческого театра, а после получение диплома стал работником НИИ социологии.

Несмотря на то, что Борис Гребенщиков был лидером группы и автором большинства песен, он стремился к тому, чтобы слушатель понимал – перед ним творчество «Аквариума» .

– Когда существует понятие «Аквариум», не существует ни единого человека. То есть Гребенщикова там тоже нет. Если группа играет, то играет вся вместе, на сцене нет ни единой личности как таковой. Там присутствует некая система, которая играет музыку и очень тащится, делая это. А отдельные люди могут быть до сцены и после сцены, лично я это так вижу.

После появления этого бэнда, понятие об отечественной рок-музыке кардинально поменялось. «Аквариум» и «Кино» стали самыми известными музыкальными проектами в СССР в 1980-е годы. Они собирали стадионы и эпатировали публику.

В 1980 году Бориса Гребенщикова даже исключили из комсомола, а группу официально запретили – причиной послужило выступление на Тбилисском рок-фестивале. Правда, вскоре запрет сняли.

После трагической гибели Виктора Цоя прекратило своё существование «Кино» , «Аквариум» распался вслед за ним. В 1989 году Борис Гребенщиков записал сольный англоязычный альбом «Radio Silence» и создал новый музыкальный проект «БГ-Бэнд» .

– Когда был сыгран концерт в марте 91-го года, последний концерт старого «Аквариума» , то многие его участники – не скажу про себя – странным загадочным образом излечились от многих внутренних болезней, которые у них были. Чисто физических. Это стояло как мощная энергетическая преграда, как пробка, и поэтому, когда эту пробку совместными усилиями вышибли, и эта тень перестала висеть, то и люди вылечились, и у меня песни новые пошли.

В 1993 году участники группы «Аквариум» воссоединились и, как будто обретя второе дыхание, стали покорять любителей отечественной рок-музыки с новыми силами.

За долгие годы творческой деятельности группа Бориса Гребенщикова получила несколько музыкальных наград и выпустила более пятидесяти альбомов.

В 2005 году Борис Гребенщиков стал радиоведущим авторской программы «Аэростат» на «Радио России», через два года отыграл концерт на лондонской сцене Royal Albert Hall, а ещё через два года в Берлине сделал операцию – шунтирование сердца.

Известно, что Борис Гребенщиков увлекается буддизмом и переводит письменные труды известных гуру на русский язык.

Он также составил список всех чудотворных икон в России:

– Православие меня интересует ничуть не меньше. Просто его я открыл для себя на 10 лет позже буддизма. У меня есть интерес ко всем небытовым проявлениям жизни. Буддизм, индуизм, православие, даоизм – всё, что выходит за рамки повседневного. Думаю, если не притворяться, экстремальные чудеса интересуют всех больше всего.

Борис Гребенщиков был официально женат три раза. От первого брака у него есть дочь Алиса , известная киноактриса, от второго – сын Глеб , который работает диджеем. В 1991 году он женился на бывшей супруге Александра Титова Ирине и усыновил её детей Марка и Василису .

– Я иногда слышу от людей: дети – лучшее, что они сделали в своей жизни. Какая же это эволюция – родить себе подобного?.. По-моему, такая фраза сразу сводит человечество к нулю. Если человек не может сделать в жизни ничего, кроме как родить ребёнка, значит, от животного абсолютно ничем не отличается. По-моему, грядёт матриархат. А мужик должен тащить на себе эволюцию…

Дискография

  • День радости (2010)
  • Пушкинская, 10 (2009)
  • Лошадь белая (2008)
  • Беспечный русский бродяга (2006)
  • ZOOM ZOOM ZOOM (2005)
  • Без слов – лимитированное издание (2004)
  • Песни рыбака (2003)
  • Сестра Хаос (2002)
  • Переправа («Bardo»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (2002)
  • Территория (2000)
  • Ψ (1999)
  • Песни Булата Окуджавы (1999)
  • Оракул Божественной Бутылки (1999)
  • БГ+Зомбияйц (1998)
  • Борис Гребенщиков и DeadУшки (БГ + Deadyшки) (1998)
  • Молитва и пост (internet-only album) (1998)
  • Прибежище (англ. «Refuge»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (1998)
  • Лилит (1997)
  • Гиперборея (1997)
  • Чубчик (1996)
  • Снежный лев (1996)
  • Навигатор (1995)
  • Задушевные песни (БГ + Квартет Анны Карениной) (1994)
  • Кострома mon amour (1994)
  • Песни Александра Вертинского (1994)
  • Пески Петербурга (1994)
  • Письма капитана Воронина (1993)
  • Любимые песни Рамзеса IV (1993)
  • Русский альбом (1992)
  • Феодализм (1989)
  • Равноденствие (1987)
  • Наша жизнь с точки зрения деревьев (1987)
  • Десять стрел (1986)
  • Дети Декабря (1985)
  • День Серебра (1984)
  • Ихтиология (1984)
  • Радио Африка (1983)
  • Табу (1982)
  • Акустика (1982)
  • Электричество (1981)
  • Треугольник (1981)
  • Синий альбом (1981)
  • Скоро кончится век (1980)