"Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным". Н. В. Гоголь.

Гений классической литературы

Николай Васильевич Гоголь известен миру как писатель, поэт, драматург, публицист и критик. Человек недюжинного таланта и потрясающий мастер слова, он знаменит как на Украине, где родился, так и в России, в которую переехал со временем.

Особенно Гоголь известен своим мистическим наследием. Его истории, написанные на уникальном украинском языке, не являющимся литературным в полном смысле этого слова, передают глубину и красоту украинской речи, известные всему миру. Наибольшую популярность Гоголю подарил его «Вий». Какие еще произведения написал Гоголь? Список произведений мы рассмотрим ниже. Это и нашумевшие истории, часто мистические, и повести из школьной программы, и малоизвестные произведения автора.

Список произведений писателя

Всего Гоголь написал больше 30 произведений. Некоторые из них он продолжал дописывать, несмотря на публикацию. Многие его творения имели несколько вариаций, в том числе «Тарас Бульба» и «Вий». Опубликовав историю, Гоголь продолжал размышлять над ней, подчас дописывая или изменяя финал. Часто его повести имеют несколько вариантов концовки. Итак, далее рассмотрим самые известные произведения Гоголя. Список перед вами:

  1. «Ганц Кюхельгартен» (1827-1829, под псевдонимом А. Алов).
  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 год), часть 1 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота»). Вторая ее часть была издана через год. В нее вошли следующие истории: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».
  3. «Миргород» (1835). Ее редакцию разделили на 2 части. В первую часть входили повести «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». Во вторую часть, завершенную в 1839-1841 годах, вошли «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  4. «Нос» (1841-1842).
  5. «Утро делового человека». Писалась, как и комедии «Тяжба», «Отрывок» и «Лакейская», в период с 1832-го по 1841-й.
  6. «Портрет» (1842).
  7. «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект» (1834-1835).
  8. «Ревизор» (1835).
  9. Пьеса «Женитьба» (1841).
  10. «Мертвые души» (1835-1841).
  11. Комедии «Игроки» и «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1841).
  12. «Шинель» (1839-1841).
  13. «Рим» (1842).

Это опубликованные сочинения, которые написал Гоголь. Произведения (список по годам, точнее) указывают на то, что расцвет таланта писателя пришелся на 1835-1841 гг. А теперь немного пройдемся по рецензиям на самые знаменитые истории Гоголя.

«Вий» - самое мистическое творение Гоголя

В истории «Вий» рассказывается про недавно усопшую панночку, дочь сотника, которая, как известно всему селу, была ведьмой. Сотник по просьбе любимой дочки заставляет читать над ней заупокойную бурсака Хому Брута. Ведьма, умершая по вине Хомы, мечтает отомстить…

Отзывы о произведении «Вий» - сплошная похвала писателю и его таланту. Список произведений Николая Гоголя невозможно обсуждать, не упомянув всеми любимого «Вия». Читатели отмечают ярких персонажей, самобытных, уникальных, со своими характерами и привычками. Все они - типичные украинцы, веселые и оптимистично настроенные люди, грубоватые, но добрые. Невозможно не оценить тонкую иронию и юмор Гоголя.

Также выделяют уникальный слог писателя и его умение сыграть на контрастах. Днем крестьяне гуляют и веселятся, выпивает и Хома, чтобы не думать об ужасе предстоящей ночи. С приходом вечера же наступает мрачная, мистическая тишина - и Хома вновь вступает в очерченный мелом круг…

Совсем небольшая по объему история держит в напряжении до последних страниц. Ниже - кадры из одноименного фильма 1967 г.

Сатирическая комедия «Нос»

«Нос» - потрясающая повесть, написанная в столь сатирической форме, что для начала кажется фантастическим абсурдом. По сюжету, Платон Ковалев - человек публичный и склонный к нарциссизму, утром просыпается без носа - на его месте пусто. В панике Ковалев начинает искать потерянный нос, ведь без него и в приличном обществе не появишься!

Читатели без труда увидели прототип российского (да и не только!) общества. Гоголевские истории, несмотря на то что были написаны в 19-м веке, не теряют своей актуальности. Гоголь, список произведений которого в большинстве своем можно поделить на мистику и сатиру, очень тонко чувствовал современное общество, которое за прошедшее время ничуть не изменилось. В почете до сих пор остались чин, внешний лоск, а вот внутреннее содержание человека никому не интересно. Именно нос Платона, с внешней оболочкой, но без внутреннего содержания, становится прототипом человека богато одетого, разумно мыслящего, но бездушного.

«Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» - великое творение. Описывая произведения Гоголя, самые известные, список которых предоставлен выше, нельзя не упомянуть об этой повести. В центре сюжета двое братьев, Андрей и Остап, а также их отец, сам Тарас Бульба, человек сильный, мужественный и донельзя принципиальный.

Читатели особенно выделяют мелкие детали повести, на которых автор акцентировал внимание, что оживляет картину, делает те далекие времена более близкими и понятными. Писатель долгое время изучал детали быта той эпохи, чтобы читатели более живо и ярко представляли себе происходящие события. Вообще, Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы обсуждаем сегодня, всегда придавал особое значение мелочам.

Харизматичные персонажи также произвели неизгладимое впечатление на читателей. Жесткий, беспощадный Тарас, готовый на все ради Родины, смелый и мужественный Остап и романтичный, самоотверженный Андрей - они не могут оставить читателей равнодушными. Вообще, известные произведения Гоголя, список которых мы рассматриваем, имеют интересную особенность - удивительное, но гармоничное противоречие в характерах героев.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Еще одно мистическое, но при этом смешное и ироничное произведение Гоголя. Кузнец Вакула влюблен в Оксану, которая пообещала выйти за него замуж, если он достанет ей черевички, как у самой царицы. Вакула в отчаянии... Но тут совершенно случайно на глаза ему попадается нечисть, развлекающаяся в селе в обществе ведьмы. Неудивительно, что Гоголь, список произведений которого вмещает в себя многочисленные мистические истории, в этой повести задействовал ведьму и черта.

Эта история интересна не только сюжетом, но и колоритными персонажами, каждый из которых уникален. Они, словно живые, предстают перед читателями каждый в своем образе. Одними Гоголь любуется с легкой иронией, Вакулой он восхищается, а Оксану учит ценить и любить. Словно заботливый отец, он добродушно посмеивается над своими персонажами, но все это выглядит настолько мягко, что вызывает лишь нежную улыбку.

Нрав украинцев, их язык, обычаи и устои, так явно описанные в повести, мог столь подробно и любовно описать только Гоголь. Даже подшучивание над «москалямы» выглядит в устах персонажей повести мило. Все потому, что Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы сегодня обсуждаем, любил свою родину и отзывался о ней с любовью.

«Мертвые души»

Звучит мистично, согласны? Однако на самом деле Гоголь в данном произведении не прибегал к мистике и заглянул гораздо глубже - в людские души. Главный герой Чичиков кажется персонажем отрицательным на первый взгляд, но чем больше читатель знакомится с ним, тем больше положительных черт замечает в нем. Гоголь заставляет читателя переживать за судьбу своего героя, несмотря на его нелицеприятные поступки, что уже говорит о многом.

В данном произведении писатель, как всегда, выступает прекрасным психологом и настоящим гением слова.

Безусловно, это не все творения, которые написал Гоголь. Список произведений неполный без продолжения «Мертвых душ». Именно его автор якобы сжег перед смертью. Поговаривают, что в следующих двух томах Чичиков должен был исправиться и стать порядочным человеком. Так ли это? К сожалению, теперь мы никогда не узнаем об этом наверняка.

Споры о том, кто же на самом деле является автором шекспировских пьес, не стихают вплоть до настоящего времени. Когда Уильям Шекспир жил, таких споров не было и в помине. Никто не сомневался в подлинности авторства этого писателя. После того как Шекспир умер, один за другим начали вдруг возникать личности, заявляющие, что автором знаменитых пьес был совершенно другой человек.

К окончательному заключению в этом вопросе не пришли и доныне. По предположениям исследователей на данный момент на авторство претендует не один десяток желающих прославиться. Выдвигается версия, что имя «Уильям Шекспир» - это литературный псевдоним. На самом деле пьесы сочинялись либо целой группой людей, либо просто другим человеком. Одним из вариантов развития событий является тот, будто Шекспир знал, что под его именем издается литература другими людьми, и не был против.

Сегодня авторство «Короля Лира» и «Ричарда III», «Гамлета» и «Ромео и Джульетты» приписывается различным людям. Среди множества называются имена не только писателя Кристофера Марло, но даже английской королевы. Находятся люди, которые заявляют, что Уильям Шекспир использовал литературные труды талантливого, но малообеспеченного человека. Он опубликовывал его произведения под своим именем, платя ему за это определенную сумму денег.

Американка Делия Бэкон в свое время выступала с претензией на все шекспировские произведения, утверждая при этом, что автором их был её предок Фрэнсис Бэкон. Поскольку дама утверждала, что доказательства в виде документов находятся в могиле вместе с Шекспиром, - было сделано вскрытие могилы писателя, но безрезультатно.

Писательница Вирджиния М. Феллоуз в своем произведении «Код Шекспира» тоже приписывает авторство Фрэнсису Бэкону. В книге выдвигается теория, что граф Бэкон, будучи ученым человеком и автором собственного двухбуквенного шифра, зашифровывал свои послания, поскольку не мог в открытую использовать известные ему тайны королевского двора Англии. В этом можно убедиться, изучив печатные оригиналы произведений. А также то, что ему помогали в этом некоторые приближенные.

Страсть к музыке нередко перерастает в творчество: мы никогда не узнаем, сколько в мире было (и есть) композиторов-любителей и композиторов-неудачников, зато можем вспомнить тех, кто сочинял музыку, но прославился благодаря литературе и философии.

Жан-Жак Руссо (1712—1778)

Философ-просветитель и предтеча Великой французской революции был не чужд музыкального сочинительства. Его перу принадлежит несколько музыкальных произведений, среди которых наиболее известна опера «Деревенский колдун», ее премьера состоялась в 1752 году. Н.М. Карамзин посетил постановку, будучи в Париже, а свои впечатления описал в «Письмах русского путешественника»: «С живейшим удовольствием слушал я музыку сей прекрасной оперы. Парижские дамы были правы, говоря, что автору ее надлежало быть весьма чувствительну!.. Я воображал его, как он, в бороде и в непричесанном парике, сидел в ложе Фонтенеблоского театра во время первого представления оперы своей, укрываясь от взоров восхищенной публики».

Эрнст Теодор Амадей (Вильгельм) Гофман (1776—1822)

О том, что Гофман страстно увлекался музыкой, можно догадаться уже по имени. Из любви к великому Моцарту писатель сменил в 1805 году имя «Вильгельм» на «Амадей».

Романтической культуре нравилось демонизировать музыку, но Гофман, пожалуй, как никто другой приложил руку к созданию этого мифа. Стоит вспомнить его новеллы «Дон Жуан» или «Кавалер Глюк» (самая первая новелла писателя, впервые опубликованная во «Всеобщей музыкальной газете»).

Как композитор Гофман был весьма плодовит: каталог его произведений насчитывает 85 единиц: среди них оперы, балеты, камерная музыка. Самым популярным сочинением стала опера «Ундина» (1816), которая была отмечена положительным отзывом композитора Карла Вебера.

Владимир Федорович Одоевский (1804—1869)

Выдающийся русский писатель-романтик был одним из основоположников русского музыкознания, неустанным пропагандистом Моцарта и Бетховена, исследователем народной и церковной музыки, а также литературным последователем Гофмана. Под впечатлением от его «Кавалера Глюка» Одоевский написал «Труды кавалера Джамбаттисты Пиранези» (1831). Годом раньше вышла его новелла «Последний квартет Бетховена», посвященная памяти великого композитора.

Помимо прочего, Одоевский интересовался устройством органов. В конце 1840-х специально для писателя был выполнен кабинетный орган «Себастианон» (догадайтесь, в честь кого он назван; орган, увы, не дожил до наших дней). На этом Одоевский не прекратил свои эксперименты. Князь сочинял музыку, сохранилось несколько его произведений.

Фридрих Ницше (1844—1900)

К музыке Ницше приобщился раньше, чем к философии, сочинять он пробовал еще в детстве. Пик его композиторской деятельности пришелся на середину 1860-х, в это время философ сочинил ряд фортепианных пьес, вокальные произведения на стихи преимущественно немецких поэтов. Музыка была страстью Ницше. Как известно, он находился под большим влиянием Вагнера, они познакомились в 1868-м году и стали близкими друзьями на несколько лет, однако вскоре их отношения расстроились. Вскоре после разрыва Вагнер раскритиковал музыкальное сочинение Ницше «Отзвуки новогодней ночи» (1872), а Ницше свел счеты с бывшим другом позже - в книге «Казус Вагнер» (1888).

Рабиндранат Тагор (1861—1941)

Классик индийской литературы и лауреат Нобелевской премии сочинил около 2230 песен. Как композитор Тагор испытал влияние классической индийской музыки (хиндустани). Он часто использовал традиционный тип мелодической композиции - называемый рага. Основу большинства песен Тагора составляли фрагменты его литературных произведений.

Георгий Иванович Гурджиев (1866—1949)

Мистик, философ, писатель, основатель «Четвертого пути» и «Института гармонического человека», Гурджиев крайне серьезно относился к музыке, хотя нотной грамоты не знал. Ему помогал Томас де Гартман (он же Фома Александрович Гартман), который был его учеником и соратником, начиная с 1916 года. Свои сочинения они называли музыкой для «движений» и «священных плясок». В 1929 году союз Гурджиева и Гартмана распался.

Музыка была для Гурджиева сакральным явлением, которое оказывает благотворное влияние на человека и может вводить его в состояние, подобное трансу. Британский математик Джон Беннет в книге «Свидетель. История исканий» так вспоминал о гурджиевских занятиях: «Пока новые ученики тренировались на сцене, несколько русских собирались вокруг рояля, где сидел Томас де Хартманн, вскинув, как птица, свою гордую голову. Гурджиев начинал выстукивать ритм на крышке рояля. Когда он становился ясен для всех, Гурджиев мурлыкал мелодию или наигрывал ее на рояле одной рукой и затем уходил. Хартманн развивал тему, и, если Гурджиеву не нравилось, он громко кричал, а Хартманн яростно кричал в ответ. Начинались неистовые споры... Внезапно Гурджиев издавал властный вопль, после которого наступала мертвая тишина...и Хартманн начинал вновь играть ту же тему...».

Теодор Адорно (1903—1969)

На протяжении многих лет Адорно интересовался атональными экспериментами Арнольда Шенберга. Они познакомились в 1924 году во Франкфурте, где Адорно начал брать уроки игры на фортепиано. В 1925 году философ, обосновавшись в Вене, изучал композицию под руководством Альбана Берга. Композитор как-то заметил своему ученику, что рано или поздно ему придется сделать выбор между Кантом и Бетховеном. Главной сферой деятельности Адорно, безусловно, оставалась философия, но и музыка была для него очень важна: недаром Адорно называли атональным философом. Его волновало то, как социальное и историческое проявляется в музыке. Адорно разработал модель гегельянско-маркситской критики музыки, опиравшуюся на способность искусства ставить вопросы и, хотя бы косвенно, указывать на возможные способы их решения. Его принято считать одним из основателей социологии музыки.

Пол Боулз (1910—1999)

Самый известный роман Боулза - «Под покровом небес» (1947) - был экранизирован Бернардо Бертолуччи в 1990 году. Классик американской литературы с детства проявлял интерес к музыке: он слушал пластинки с академической музыкой, которые собирал его отец, хотя ему самому больше нравился джаз. Родители купили ему фортепиано, и юный Боулз начал изучать теорию музыки и пение. В 15 лет он посетил балет «Жар-птица» Стравинского в Карнеги-холл, и это оставило в его душе глубокий след, в чем он сам признавался в своей автобиографии. Позже Боулз изучал композицию, а в возрасте 20 лет написал первое музыкальное произведение: сонату для гобоя и кларнета. Параллельно Боулз занимался литературой. В 1931 году он впервые отправился в Танжер, куда впоследствии переехал навсегда в 1947-м. В 1959 году Боулз вместе с исследовательской группой отправился в экспедицию, целью которой была запись традиционной музыки этнических групп, проживающих в Марокко. Как композитор Боулз оставил обширное и разнообразное наследие.

Энтони Берджесс (1917—1993)

В Англии Берджесс ценим как композитор не меньше писателя. На его счету порядка 40 музыкальных сочинений: среди них одноактная опера Dr Faustus (1940), опера Trotsky in New York (1980), балетная сюита для оркестра Mr W.S. (1979) и многое другое. Музыка играет важную роль и в некоторых литературных произведениях Берджесса. Например, в знаменитом романе-антиутопии «Заводной апельсин» (1962) Бетховен вдохновляет главного героя на насилие и дарит ему ощущение уникальности, сверхчеловечности: «Слушая Бетховена, я чувствовал себя наравне с самим Господом Богом, который вправе карать и миловать этих никчемных людишек». С помощью музыки Берджесс отвечает на вопрос, могут ли сосуществовать возвышенное и насилие, и если да, то что получится из этого союза.

Борис Виан (1920—1959)

Французский писатель Борис Виан родился в музыкальной семье. Его мать Ивонна Вольдемар-Равене превосходно играла на фортепиано и арфе, а одного из своих сыновей она назвала в честь Бориса Годунова - это была ее любимая опера. Страстная любительница классической музыки, она часто устраивала для своих детей домашние концерты, но младшее поколение всему на свете предпочитало джаз. Лелио, Борис, Нинон и Ален организовали домашний джаз-оркестр. В 17 лет Борис стал членом музыкального клуба Hot-Club de France, его почетным президентом был сам Луи Армстронг. Из четверых детей этой семьи трое стали профессиональными музыкантами. Борис связал свою жизнь с литературой, но музыкой продолжал заниматься всю жизнь: играл в оркестре, выступал как музыкальный журналист и сочинял песни.

Николай Васильевич Гоголь - классик, известный каждому из нас со школьных времен. Это гениальный писатель и талантливый публицист, к чьему творчеству не ослабевает интерес по сей день. В этой статье мы обратимся к тому, что успел за свою недолгую жизнь написать Гоголь. Список произведений автора внушает уважение, рассмотрим же его более подробно.

О творчестве

Все творчество Николая Васильевича Гоголя представляет собой единое неразрывное целое, объединенное одними темами, мотивами и идеями. Живой яркий слог, неповторимая стилистика, знание характеров, встречающихся в русском народе, - вот чем так знаменит Гоголь. Список произведений автора очень разнообразен: здесь есть и зарисовки из жизни хуторян, и описания помещиков с их пороками, широко представлены характеры крепостных, показана жизнь столицы и уездного городка. Поистине Гоголь описывает всю картину русской действительности своего времени, не делая различий между сословиями и географическим положением.

Гоголь: список произведений

Перечислим главные произведения писателя. Для удобства рассказы объединены в циклы:

  • цикл «Миргород», куда входит и повесть «Тарас Бульба»;
  • «Петербургские повести» включают в себя рассказ «Шинель»;
  • цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда входит одно из известнейших произведений Гоголя - «Ночь перед Рождеством»;
  • пьеса «Ревизор»;
  • цикл «Арабески», разительно выделяющийся на фоне всего написанного автором, так как сочетает в себе публицистику и художественность;
  • поэма «Мертвые души».

Теперь более подробно разберем ключевые произведения в творчестве писателя.

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Этот цикл стал Николая Васильевича и выходил в двух частях. Первая была опубликована в 1831-м, а вторая только через год.

В рассказах этого сборника описываются истории из жизни хуторян, произошедшие в разные временные отрезки, например, действие «Майской ночи» происходит в XVIII веке, а «Страшной мести» - в XVII. Объединены все произведения образом рассказчика - дядьки Фомы Григорьевича, который пересказывает услышанные им когда-то истории.

Самой известной повестью этого цикла является «Ночь перед Рождеством», написанная в 1830 году. Действия ее происходят во времена правления Екатерины II на Украине, в селе Диканька. Повесть полностью выдержана в романтической традиции с ее мистическими элементами и необычайными ситуациями.

«Ревизор»

Данная пьеса считается самым известным произведением Гоголя. Связано это с тем, что с того момента, как она впервые была поставлена в театре (1836 г.), она и по сей день не сходит с театральных подмостков не только в нашей стране, но и за рубежом. Это произведение стало отражением пороков, произвола и ограниченности уездных чиновников. Именно такими видел провинциальные городки Гоголь. Список произведений автора невозможно составить, не упомянув эту пьесу.

Несмотря на социально-нравственный подтекст и критику самовластия, которые хорошо угадываются под покровом юмора, пьесу не запретили ни при жизни самого автора, ни позднее. А ее успех можно объяснить тем, что Гоголю удалось необычайно точно и метко изобразить порочных представителей своего времени, которые, к сожалению, встречаются и сегодня.

«Петербургские повести»

Повести Гоголя, вошедшие в этот сборник, были написаны в разное время - примерно с 30-х по 40-е годы XIX века. Объединяет же их общее место действия - Петербург. Уникальность этого сборника состоит в том, что все рассказы, вошедшие в него, написаны в духе фантастического реализма. Именно Гоголю удалось развить этот метод и так блестяще воплотить его в своем цикле.

Что же такое Это метод, который позволяет использовать в изображении действительности приемы гротеска и фантастики, сохраняя злободневность и узнаваемость образов. Так, несмотря на абсурдность происходящего, читатель легко узнает в образе вымышленного Петербурга черты настоящей Северной Пальмиры.

Кроме того, так или иначе, героем каждого произведения цикла является и сам город. Петербург в представлении Гоголя выступает как сила, уничтожающая человека. Это разрушение может происходить на физическом или духовном уровне. Человек может погибнуть, может утратить свою индивидуальность и превратиться в простого обывателя.

«Шинель»

Это произведение входит в сборник «Петербургские повести». В центре повествования на сей раз оказывается Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник. О жизни и мечте «маленького человека» рассказывает в этом произведении Н. В. Гоголь. Шинель - вот предел желаний главного героя. Но постепенно эта вещь разрастается, становится больше самого персонажа и в конечном счете поглощает его.

Между Башмачкиным и шинелью образуется некая мистическая связь. Герой словно отдает часть своей души этому предмету гардероба. Именно поэтому Акакий Акакиевич погибает через несколько дней после исчезновения шинели. Ведь вместе с ней он утратил и часть себя.

Основной проблематикой рассказа является пагубная зависимость людей от вещей. Предмет стал определяющим фактором суждения о человеке, а не его личность - вот в чем ужас окружающей действительности, по мнению Гоголя.

Поэма «Мертвые души»

Изначально поэма по замыслу автора должна была делиться на три части. В первой описывается своеобразный «ад» действительности. Во второй - «чистилище», когда герой должен был осознать свои прегрешения и ступить на путь раскаяния. В третьей - «рай», перерождение персонажа.

В центре повествования оказывается бывший таможенный чиновник Павел Иванович Чичиков. Этот господин всю свою жизнь мечтал только об одном - заработать состояние. И теперь, чтобы осуществить свою мечту, он пустился в авантюру. Смысл ее заключался в скупке умерших крестьян, числящихся по последней переписи живыми. Заполучив определенное число таких душ, он мог бы взять взаем у государства приличную сумму и уехать с ней куда-нибудь в теплые края.

О том, какие приключения ждут Чичикова, и рассказывает первый и единственный том «Мертвых душ».