В Москве на 89-м году жизни скончался Эльдар Рязанов. Режиссер оставил после себя около 30 фильмов, каждый из которых становился хитом советского и российского кинопроката. Многие картины Рязанова разошлись на цитаты, его фильмы, снятые более 40 лет назад, до сих пор смотрятся на одном дыхании и можно с полной уверенностью утверждать, что нет зрителя в России, который не знал бы имени этого режиссера…

Сам Рязанов отзывался о себе скромно: “Я себя никогда не ощущал классиком – ни кино, ни литературы “, – говорил народный артист СССР.

Музыкальная комедия “Карнавальная ночь” , вышедшая в широкий прокат в 1956 году, считается первым художественным фильмом Эльдара Рязанова.

Несмотря на скепсис худсовета, назвавшего отснятый режиссером черновой материал “скучным и бездарным”, картина имела невероятный по тем временам успех у зрителей: на нее было продано свыше 48 млн билетов. Молодая актриса Людмила Гурченко, исполнившая в “Карнавальной ночи” одну из главных ролей, по словам критиков, в одночасье стала звездой.

Фильм “Гусарская баллада” , одним из главных героев которого был знаменитый в народе поручик Ржевский (роль Юрия Яковлева), снимали к 150-й годовщине Бородинской битвы, а его премьера прошла в Москве в кинотеатре “Россия” 7 сентября 1962 года.

На роль Шурочки Азаровой, которую с блеском сыграла Лариса Голубкина (это был ее дебют в кино), пробовались также Светлана Немоляева и Алиса Фрейндлих.

В 1966 году зрителям была представлена лирическая комедия Эльдара Рязанова “Берегись автомобиля” , которую он снял по повести Эмиля Брагинского.

По воспоминаниям режиссера, сюжет был основан на популярной в те годы легенде о “народном Робин Гуде”, который угонял и продавал автомобили “расхитителей социалистической собственности”, а деньги переводил в детские дома.

Как впоследствии выяснили Рязанов и Брагинский, история о благородном похитителе оказалась полностью вымышленной.

“Этот тип поднял руку на самое святое, что у нас есть – на Конституцию!” – говорит один из героев фильма.

В итальянском варианте комедия “Невероятные приключения итальянцев в России “, снятая в 1973 году Эльдаром Рязановым и Франко Проспери, называлась “Одна безумная, безумная, безумная гонка по России” – Una matta, matta, matta corsa in Rusia.

Рассказывают, что продюсер Дино ди Лаурентис, первоначально ознакомившись со сценарием, написанным дуэтом Рязанов-Брагинский, объявил его полной ерундой, которую итальянский зритель смотреть не станет.

По требованию ди Лаурентиса Рязанов переписал сценарий, превратив его фильм-погоню с разнообразными трюками и сценами с живым львом.

Рязанов любил играть в своих картинах эпизодические роли. В “Невероятных приключениях” он появился в фильме в образе доктора на крыле самолёта, который отбивал лёд с заледенелого мафиози.


Диалог из фильма:

– А вы что, не знаете, что я по происхождению русский – Да?

– А что, разве не заметно?

– Очень заметно! У вас прекрасный украинский акцент!

“Ирония судьбы, или С легким паром (1975) до сих пор считается одним из самых популярных советских фильмов и традиционно демонстрируется по российскому телевидению под Новый год.

Фильм снят по пьесе “С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь”, которая была написана в 1969 году и к моменту выхода картины в прокат шла в различных театрах.

Сыгравшую одну из главных ролей польскую актрису Барбару Брыльску дублировала Валентина Талызина, но ее имени нет в титрах, как и указания на то, что песни за героев Брыльской и Мягкова исполняли Алла Пугачева и Сергей Никитин.

Сам Эльдар Рязанов сыграл в фильме пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.

Диалог из фильма:

– Нет, я серьезно. У нас иметь собственное мнение особенно трудно. А вдруг оно ошибочное? Ошибки врачей дорого обходятся людям. – Да… Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счёте они обходятся людям не менее дорого.

Фильм “Служебный роман” , вышедший на экраны в 1977 году, был экранизацией пьесы “Сослуживцы”, написанной в 1971 году Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским.

Слова к знаменитой песне “У природы нет плохой погоды” на музыку Андрея Петрова были написаны самим Рязановым.

Во время съёмок “Служебного романа” песни исполнял сам Андрей Мягков (в “Иронии судьбы” за него пел Сергей Никитин).

“Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем”, – говорит главный герой фильма Анатолий Ефремович Новосельцев.

В фильме “Гараж” (1979), основанном на реальных событиях, Рязанов не изменил себе и вновь снялся в эпизодической роли. Герой Рязанова – начальник отдела насекомых, который проспал все собрание кооператива, облокотившись на чучело бегемота.

“Гараж”, вышедший в прокат в 1979 году, повествует о заседании гаражного кооператива, на котором нужно решить, кого из присутствующих лишить гаража. Действие происходит в СССР в конце 1970-х годов в вымышленном НИИ “Охраны животных от окружающей среды”.

Цитаты из фильма:

– Машинисту крана была выплачена премия, которая проведена строго по смете как оплата дневного сторожа. Дневной сторож был оплачен, строго по смете, как укладка асфальта, а работы по укладке асфальта были оплачены, строго по смете, как работы по озеленению.

– Чем ты занимаешься, аспиранточка? Изучаешь серебристого журавля, а он, между прочим, гнездится за границей… Этот журавль в небе – вообще не наша птица.

– Серебристый журавль – птица тёмная. Она газет не читает и поэтому представления не имеет, наша она или капиталистическая.

Главные роли в фильме “Вокзал для двоих” сыграли Олег Басилашвили и Людмила Гурченко.

Картина участвовала в официальной конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1983 года.

Жестокий романс снят в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского “Бесприданница”. Для Ларисы Гузеевой роль Ларисы Огудаловой стала кинодебютом.


“Забытая мелодия для флейты” , вышедшая в 1987 году, снята по пьесе “Аморальная история”, которую Рязанов написал в соавторстве с Брагинским. Главные роли исполнили Леонид Филатов, Татьяна Догилева и Ирина Купченко в главных ролях.


Диалог из фильма:

– Ветчины у меня, извините, нет. Чем вы меня ещё обольщали?

– Ой, икра есть как раз! Кабачковая!

Рязанов о себе:

Я считаю, что человек должен оставаться самим собой всегда и делать то, что он считает нужным. Я много раз входил в моду, выходил из нее, но никогда не делал ничего для того, чтобы быть модным. Иногда я был модным, иногда не был модным, потом опять становился модным. Каждый человек должен выражать себя, если ему есть, чего выражать “.

Про себя могу сказать одно – я всегда делал такие фильмы, которые я сам, как зритель, хотел бы увидеть. Когда я смотрел такую картину, сделанную другим, я всегда жалел, что это не я ее поставил “, – говорил Рязанов несколько лет назад.

От репрессий – к комедиям: долгая жизнь Рязанова

Будущий режиссер родился 19 ноября 1927 года в Куйбышеве (сейчас – Самара). Там жили родители матери Рязанова в девичестве Софьи Шустерман. Александр Рязанов с супругой работали в советском торговом представительстве в Тегеране. Там Рязанов провел первые годы жизни.

Однако уже в 1930-е годы отец будущего режиссера получил распределение в Москве, куда и переехал с семьей. Вскоре после переезда в Москву отец и мать режиссера разошлись. Впоследствии отец завел новую семью. В 1938 году Александр Рязанов был репрессирован, всего он отсидел в тюрьме больше 17 лет.

Эльдара воспитывала мать, а затем и отчим.

Подростковые годы режиссера пришлись на Великую Отечественную войну. К ее началу ему было всего 14 лет.

В различных биографиях отмечают любовь Рязанова к чтению. Например, чтобы ходить в библиотеку, в третьем классе он подделал справку, выдав себя за пятиклассника.

Первые работы

Рязанов после школы поступает во ВГИК, причем он смог попасть в мастерскую известного в то время режиссера Григория Козинцева, снявшего “Шинель”, “Новый Вавилон”, “Гамлета” и другие фильмы.

Рязанов также учился и другого знаменитого режиссера – Сергея Эйзенштейна. С ним он много общался, ходил к нему в гости.

В 1950 году Рязанов закочнил ВГИК. Его выпускной работой стала документальная лента “Они учатся в Москве” в соавторстве с однокурсницей Зоей Фоминой. Она стала первой супругой режисера, однако этот брак распался. В этом браке родилась дочь Ольга.

Сразу после института Рязанов устроился работать в Центральную студию документальных фильмов. Там он снимал сюжеты для киножурналов “Пионерия”, “Советский спорт” и “Новости дня”.

Лишь пять лет спустя Рязанов ушел работать на “Мосфильм”. Первой его крупной работой на “Мосфильме” стал широкоэкранный фильм-концерт “Весенние голоса”, который он поставил вместе с Сергеем Гуровым.

Руководитель студии Ивань Пырьев внимательно следил за работой Рязанова. Он и уговорил своего подчиненного снять фильм “Карнавальная ночь”, ставший дебютом Рязанова в игровом кино. Фильм стал самым кассовым в 1956 году. Он же сделал знаменитой молодую актрису Людмилу Гурченко. Да и сам Рязанов превратился в звезду, за творчеством которой стал следить весь СССР.

После “Карнавальной ночи” последовало множество комедий Рязанова, которые также оказывались успешными. В 1958 году вышла “Девушка без адреса”, в 1961 году – “Человек ниоткуда”, а еще через год – знаменитая “Гусарская баллада”. В съемках “Гусарской баллады” Рязанову опять помогал Пырьев, который уговорил сняться в картине Юрия Яковлева. Самому режисеру пришлось убеждать киноначальство в том, что фильм романтизируют российскую историю.

На “Мосфильме” Рязанов познакомился и со своей второй женой Ниной Скуйбиной, работавшей там редактором. С ней он прожил до ее смерти в 1994 году.

Литературное творчество

Детская мечта Рязанова о писательской карьере также сбылась. В 1960-е годы он начал активно сотрудничать со сценаристом Эмилем Брагинским. Именно в соавторстве с ним были написаны сценарии для многих знаменитых работ Рязанова.

Первым совместным фильмом Рязанова и Брагинского стала картина “Берегись автомобиля”, вышедшая на экраны в 1966 году. В основе фильма лежит история о советском “Робин Гуде”, воровавшим машины расхитетелей госсобственности. В итоге, история оказалась выдуманной. Но Брагинский с Рязановым смогли прописать все повороты сюжета, диалоги и перепитии характеров героев так, чтобы зритель в них поверил.

Рязанов и Брагинский закрепили успех множеством других фильмов. Они стали соавторами сценариев таких фильмов, как “Зигзаг удачи”, “Служебный роман”, “Старики-разбойники”, “Невероятные приключения итальянцев в России”, “Вокзал для двоих”, “Гараж” и “Иронии судьбы, или с легким паром!”.

В 1977 году вышли книги Рязанова “Грустное лицо комедии” и “Эти несерьезные, несерьезные фильмы”. До этого в виде книге был опубликован и “Зигзаг удачи”.

Зрелые годы

Постепенно вокруг Рязанова начинает складываться круг единомышленников, в который вошли известные актеры советского времени: Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили и другие.

В 1970-1980-е годы Рязанов много работает на телевидении. Он вел программу “Кинопанорама”, а также создавал авторские телепередачи, среди которых оказались, например, “Парижские тайны Эльдара Рязанова” и “Разговоры на свежем воздухе”.

Помимо этого он преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов.

В 1991 году вышла трагикомедия “Небеса обетованные”, а затем поставленной по собственной пьесе “Предсказание”. В 2000 году Рязанов снял трагикомедию “Старые клячи”.

Последними фильмами режиссера стали сказка “Андерсен. Жизнь без любви” и “Карнавальная ночь – 2”.

Рязанов также был президентом Российской академии кинематографических искусств “Ника”, а также основателем киноклуба Эльдара Рязанова.

Рязанов снял около 30 фильмов и получил множество премий и наград.

Он был женат в третий раз на киноредакторе Эмме Абайдуллиной.

Эльдар Рязанов Фото: Instagram

Кинорежиссер Эльдар Рязанов скончался в Москве на 89-ом году жизни. На его счету – около 30 фильмов, среди них такие известные, как "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы, или С легким паром", "Служебный роман", "Гараж" и др.

"Ирония судьбы, или С легким паром!" – один из самых популярных советских фильмов. С "Иронии судьбы" в творчестве Рязанова начался период фильмов, в которых соединяются комическое и серьезное, которые приближаются к мелодраме и даже к трагикомедии. Фильм снимали в феврале-марте 1975 года и снега уже практически не было. В качестве снега были использованы ватные шарики из аптек, мелко-нарезанная бумага и прочие материалы. По фильму Надя - учительница русского языка, но вместо слова "я забыла надеть праздничное платье" она говорит "Я забыла одеть праздничное платье".

"Карнавальная ночь" – первый фильм Эльдара Рязанова фильм, вышедший на широкий экран кинотеатров, и вторая роль Людмилы Гурченко (после дебюта в фильме "Дорога правды"). Фильм стал лидером советского кинопроката в 1956 году с общим числом проданных билетов в 48,64 млн. штук. По трагическому совпадению, исполнитель одной из главных ролей в одном из самых "новогодних" фильмов, Юрий Белов, скончался в канун Нового года - 31 декабря 1991 года.

"Гусарская баллада" – советский художественный фильм-кинокомедия, поставленный на Московской ордена Ленина киностудии "Мосфильм" в 1962 году Эльдаром Рязановым по пьесе Александра Гладкова "Давным-давно". Дебют в кино актрисы Ларисы Голубкиной. Фильм был снят специально к 150-й годовщине Бородинской битвы. На съемках фильма была использована небольшая часть костюмов, пошитых для "Войны и мира".

"Берегись автомобиля" – советский художественный фильм, поставленный на киностудии "Мосфильм" в 1966 году Эльдаром Рязановым. Лирическая комедия стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и кинодраматурга Эмиля Брагинского. Как вспоминал впоследствии режиссер, в основу сюжета легла "бродячая легенда" тех лет – о человеке, который угонял машины у людей, живущих на нетрудовые доходы (взяточников, спекулянтов, расхитителей социалистической собственности и т. п.), продавал их, а деньги переводил в детские дома. Историю эту Рязанов и Брагинский слышали в разных городах - в Москве, Ленинграде, Одессе; желая услышать ее из первых уст, обращались в различные правоохранительные учреждения, но оказалось, что история целиком вымышлена: "Просто народ выдумал легенду о современном благородном разбойнике – Робине Гуде, в которой выдал желаемое за действительное".

"Невероятные приключения итальянцев в России" - совместный советско-итальянский комедийно-приключенческий кинофильм в жанре буффонады, снятый в 1973 году режиссерами Эльдаром Рязановым и Франко Проспери. После принятия "Закона об информации" получил оценку 12+ (для зрителей, достигших возраста 12 лет). В СССР фильм за первый год проката посмотрели около 50 млн зрителей. Для съемок взрыва бензоколонки художник Михаил Богданов воздвиг бензоколонку, которая ничем не отличалась от настоящей. В результате многие автомобили подъезжали заправиться.

"Служебный роман" - советский художественный фильм, лирическая трагикомедия в двух сериях режиссера Эльдара Рязанова. Актеры для фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Рязанова оставались своеобразные "резервы" после кинопроб в других его картинах: Светлана Немоляева пробовалась на роль Нади в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!", в нем же были в числе претендентов на роли Олег Басилашвили (должен был играть Ипполита, но накануне съемок у него умер отец) и Алиса Фрейндлих (которая пробовалась также в фильмах Рязанова "Гусарская баллада" и "Зигзаг удачи"). С "Иронией судьбы" связано также и появление в "Служебном романе" Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой. По словам Рязанова, сцена "романтического застолья" Калугиной и Новосельцева у нее дома – исключительная импровизация этих двух актеров, сыгранная на высшем уровне. Также импровизацией была сцена обращения Новосельцева с "рационализаторским предложением" к Калугиной, на торжестве у Самохвалова.

"Дайте жалобную книгу" – советский художественный фильм, поставленный на киностудии "Мосфильм" в 1964 году. В фильме участвует знаменитая тройка актеров: Вицин, Никулин, Моргунов. Они играют работников магазина, которые любят выпить и похулиганить (Труса, Балбеса и Бывалого). И все это случается с ними в ресторане "Одуванчик". В фильме герои поют песню "Ну выйди, Татьяна…" на мотив мексиканской песни "Cielito Lindo".

"Вокзал для двоих" – советский мелодраматический кинофильм режиссера Эльдара Рязанова 1982 года. Главные роли исполнили Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. Участник официальной конкурсной программы Каннского кинофестиваля 1983 года. Первой снималась финальная сцена, где главные герои бегут по полю к колонии. По словам Людмилы Гурченко, съемки проходили "где-то в Люберцах" при 28-градусном морозе. В фильме использованы фрагменты песен "Яблони в цвету" Е. Мартынова, "Прощай" А. Челентано, "Старинные часы" Р. Паулса, "Москва – Одесса" В. Высоцкого с ансамблем "Мелодия" под управлением Г. Гараняна и других.

"Жестокий романс" – советский художественный фильм режиссера Эльдара Рязанова, снятый в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского "Бесприданница". Третья советская экранизация пьесы. Главную роль сыграла Лариса Гузеева, для которой этот фильм стал дебютом в кино. "Жестокий романс" – попытка Эльдара Рязанова выйти за пределы комедийного жанра. Несмотря на зрительский успех, фильм вызвал гневную отповедь со стороны литературно и театрально ориентированных критиков, обвинивших его создателей в опошлении исходной пьесы и в глумлении над русской классикой.

© пресс-служба Интера

18 ноября известному режиссеру Эльдару Рязанову исполнился бы 91 год. Сотни миллионов людей любят его за фильмы "Берегись автомобиля", "Невероятные приключения итальянцев", "Забытая мелодия для флейты", а показ "Иронии судьбы" накануне новогодней ночи стал традицией на много лет. Накануне дня рождения режиссера телеканал "Интер" покажет 4 фильма, снятые Рязановым. 17 ноября в 8.45 смотрите "Гусарскую балладу", в 10.45 - фильм "Девушка баз адреса", в 12.30 - "Дайте жалобную книгу", а 14.10 - "Берегись автомобиля".

Мы собрали самые яркие цитаты Эльдара Рязанова и героев его фильмов.

Правда жизни Эльдара Рязанова и его героев: лучшие цитаты © пресс-служба Интера

Правила жизни Эльдара Рязанова:

  • Где есть юмор — там есть и правда.
  • Неважных периодов в жизни не бывает.
  • Те, кто постоянно ругает наше поколение, кажется, забыли, кто его вырастил.
  • Дети не могут быть разменной картой политиков.
  • Когда робкие люди выходят из себя, их следует остерегаться.
  • Чтобы узнали все, достаточно рассказать кому-нибудь одному.
  • Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии, и на остальных.
  • Есть вещи, которые не должны приносить денежную прибыль. Потому что они приносят другую прибыль - не материальную, а духовную. Ее никакими деньгами измерить нельзя.
  • Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей.
  • Что меня трогало в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые — это же трогало и огромное количество людей, большинство. Сегодня таких, как я, все меньше и меньше. Феллини в восьмидесятых говорил: "Мой зритель уже умер". Это ужасная правда.

Правда жизни Эльдара Рязанова и его героев: лучшие цитаты © пресс-служба Интера

Правила жизни героев Рязанова:

  • Я и сам шутить не люблю, и людям не дам.
  • Бабу-Ягу со стороны брать не будем — воспитаем в своем коллективе.
  • Товарищи! Есть установка весело встретить новый год! Мы должны провести наш новогодний вечер так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать.
  • Если человек морально разложился, об этом надо прямо сказать, а не смеяться, понимаете ли. ("Карнавальная ночь")
  • Какая гадость эта ваша заливная рыба!
  • На правду нельзя обижаться, даже если она горькая. ("Ирония судьбы")

Правда жизни Эльдара Рязанова и его героев: лучшие цитаты © пресс-служба Интера

  • Стойте! Не поднимайте руки! Вы их всю жизнь потом не отмоете!
  • Если женщина с такими внешними данными борется за правду, она наверняка не замужем. ("Гараж")
  • Сто грамм не стопкран: дернешь — не остановишься! ("Вокзал для двоих").

Правда жизни Эльдара Рязанова и его героев: лучшие цитаты © пресс-служба Интера

Грудь вперед!

Грудь? Вы мне льстите, Вера.

Вам все льстят!

  • Тихо вокруг, только не спит барсук. Уши свои он повесил на сук и тихо танцует вокруг.

А как же цирк?

Цирка мне вполне хватает в жизни.

Мало того, что вы враль, трус и нахал, — вы ещё и драчун!

Да, я крепкий орешек!

("Служебный роман")

Правда жизни Эльдара Рязанова и его героев: лучшие цитаты © пресс-служба Интера

  • Жениться надо на сироте.
  • Тебя посодют, а ты не воруй!
  • Человек как никто из живых существ любит себе создавать дополнительные трудности.
  • Слушай, я здорово набрался. Я должен положить себя в горизонтальное положение. ("Берегись автомобиля")

Когда речь заходит о наследии Эльдара Рязанова, все, я думаю, вспоминают в первую очередь «Служебный роман» – фильм, который много раз смотрели, с удовольствием пересматривают и будут смотреть еще долгие годы. Этот фильм интересен не только блестящим актерским составом и тонким добрым юмором, но и тем, как в нем показана Москва семидесятых годов. Работая над сценарием, Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский филигранно распределили дома главных героев по карте столицы – с учетом их социального статуса. Судите сами. Героиня Алисы Фрейндлих, мымра Калугина живет в статусном доме-свечке на Большой Никитской.

К моменту съемок эти дома только-только сдали в эксплуатацию. Это было престижное жилье в самом центре столицы, сюда заселялась очень непростая публика, так что директор статистического учреждения товарищ Калугина, общающаяся с министрами на короткой ноге, вписалась сюда просто идеально. Или вот товарищ Самохвалов, которого играет Олег Басилашвили, – столичный франт, недавно вернувшийся из длительной командировки в Швейцарию. Его Рязанов и Брагинский поселили в самом центре Москвы, на улице Горького – в доме, где жил министр культуры CCCР Екатерина Фурцева (сегодня это дом № 9 по Тверской улице).

Главный герой недотепа Новосельцев (Андрей Мягков) живет не в элитном по тогдашним меркам московском районе, хотя и почти в центре города. Его дом находится недалеко от современной станции метро «Достоевская» в переулке Чернышевского – там он ходит после работы в местный магазин, а по утрам отводит своих мальчишек в обычную школу. Романтичная Оленька Рыжова в исполнении Светланы Немоляевой по сценарию картины живет за городом. Эпизоды снимали на железнодорожной станции Лосиноостровская, что довольно любопытно, потому что к моменту съемок фильма «Служебный роман» этот район был вполне себе уже Москвой.

В фильме подмосковную станцию можно узнать по специфической архитектуре: деревянный вокзальчик, старая платформа с навесом. Сейчас облик станций унифицирован, а тогда у каждой были свои отличительные признаки. Секретарь Калугиной Верочка (Лия Ахеджакова) живет в Чертанове. В 1970-х годах это был один из лучших новых спальных районов – экспериментальные дома, жилые кварталы строились сразу с социальной инфраструктурой. В начале фильма есть такой момент: Верочка выглядывает посмотреть, не идет ли трамвай, под закадровый голос Мягкова, который сообщает, что наряды у нее заграничные, а зарплата – секретарская.

В это время можно разглядеть, что Верочка стоит на Чертановской улице. Еще одно интересное место – собственно само статистическое учреждение, где работают герои. Съемки проходили сразу в двух домах – киношники часто прибегают к таким приемам. Подъезд, холл и буфет – это здание Министерства речного флота Советского Союза на углу Петровки и Кузнецкого Моста. Крыша, где Калугина поливает цветы и плачется в жилетку Новосельцеву, – это крыша знаменитого Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке с видом на Тверскую улицу и окрестности. Рабочие места героев обустроили прямо на киностудии «Мосфильм».

«Девушка без адреса»

«Девушка без адреса» – это один из ранних фильмов Эльдара Рязанова, и с момента съемок в Москве произошли значительные перемены, многое, к сожалению, было утрачено со временем. Пожалуй, самое замечательное здесь – вереница московских адресов, которые перебирает влюбленный строитель Паша в исполнении талантливого актера Николая Рыбникова, разыскивающий главную героиню Катю (Светлана Карпинская), с которой познакомился в поезде, следующем в Москву. Прощаясь с ним, она выкрикнула адрес своего дедушки, к которому приехала в гости, однако шум заглушил ее голос, и Паша услышал только начало: «Николо…»

В столе справок ему сообщают, что улиц и переулков, названия которых начинаются так, в столице очень много – чтобы обойти каждый дом, потребуются годы. Но влюбленный юноша не сдается и начинает методично обходить все возможные адреса. Интересно, что Рязанов водит своего героя не только по Большому Николопесковскому переулку или Николоямской улице, но даже по адресам, не начинающимся с заветного «Николо…». Например, в фильме есть смешная сцена, в которой герой Рыбникова попадает в коммуналку, откуда его забирает милиция. Эта квартира находится в знаменитом доме со львами на улице Молчановке, построенном в 1914 году.

Кстати, эти знаменитые московские львы мелькают не только в рязановской комедии, но и в других советских фильмах – «Двенадцать стульев» Леонида Гайдая и «Офицеры» Владимира Рогового. Еще в «Девушке без адреса» можно разглядеть Новокузнецкую улицу (как раз в доме № 33 живет дедушка главной героини), Старую и Новую площади. С дедушкой связан интересный момент. По сценарию фильма он работает в горкоме: для съемок сцены, в которой Паша приходит к дедушке, съемочной группе место искать не пришлось – и горком, и улица, в конце которой виден универмаг, являются декорациями, созданными на киностудии «Мосфильм».

«Гараж»

99 процентов действия картины «Гаража» происходит в одном помещении. Тем не менее Москва в фильм все-таки попала, хотя и немного странным образом. НИИ охраны окружающей среды снимали в двух городах, соединив фасад одного здания с интерьером другого. Помните момент, когда героиня Лии Ахеджаковой вбегает в институт? Снаружи – это усадьба Воронцовых-Раевских, которая находится на Петровке (дом № 14), а внутри… ленинградский Зоологический музей РАН. Показывают нам и сцену субботника – в самом начале, когда идут титры. Ее во 2-м Мосфильмовском переулке. Там тогда активно строились гаражи, и натура получилась самая что ни на есть подходящая.

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Пожалуй, самый известный рязановский адрес Москвы находится на юго-западе. Это проспект Вернадского, 125 – дом, где жил со своей мамой любитель предновогодних походов в баню Женя Лукашин. Этот дом не пропустишь – на нем есть даже мемориальная доска. Любопытно, что ленинградская квартира героини Барбары Брыльской Нади снималась не в Ленинграде, а практически тут же, на проспекте Вернадского, в доме № 113. В «Иронии судьбы» вообще отлично показан юго-запад, в 1970-е годы активно застраивавшийся и обживавшийся, – улица Новаторов, церковь в Тропареве. Есть забавный момент, который замечают все, кто хорошо знает Москву и Санкт-Петербург.

Помните, как Надя запирает спящего Лукашина у себя в квартире и идет покупать ему билет до Москвы? В ее прогулке до вокзала удивительным образом смешались ленинградские и московские ландшафты. Сначала она идет по стрелке Васильевского острова, потом вдруг оказывается в Лефортове, а потом снова возвращается в Ленинград. Одна из главных загадок «Иронии судьбы» – та самая баня, в которой герой Андрея Мягкова в начале фильма входит в измененное состояние сознания. Говорят, эти банные сцены снимались в Сандунах, но так ли это в действительности – неизвестно, и утверждать это со стопроцентной уверенностью мы не беремся.

«Берегись автомобиля»

Начнем с героя Андрея Миронова – Димы Семицветова, который продает из-под прилавка дефицитные приемники. Он живет на Смоленской набережной, в доме № 2а. На кадрах хорошо виден метромост – рядом с ним как раз находится гараж, в котором Дима держит свой автомобиль, – а также набережная Тараса Шевченко. Комиссионка, в которой работает Дима, – это трехэтажный дом № 1 на Сретенке. Правда, комиссионного магазина там не было – здесь работал магазин «Цветы». Там же, в конце Рождественского бульвара, стоит церковь, возле которой была припаркована «Волга», ставшая капканом для благородного угонщика Юрия Деточкина.

Церковь Успения в Печатниках на момент съемок не функционировала, там в 1960-е годы был музей морского флота. Если присмотреться, в фильме у входа в церковь-музей видна фигура моряка со штурвалом. Конечно, важное место – Садовое кольцо, на котором снимали знаменитую сцену погони за Деточкиным на такси: Каретный Ряд, Самотечная площадь. Ну и незабываемый финал кинокартины, в котором Деточкин произносит сакраментальную фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся!», обращаясь к своей невесте, героине Ольги Аросевой, – это узнаваемая эстакада возле парка культуры и отдыха имени Горького, которая тогда только-только открылась.

Кадр из фильма "Зигзаг удачи"

У Эльдара Рязанова с новогодними чудесами сложились особенные отношения, и мы еще не раз упомянем об этом празднике в контексте его фильмов, но начнем с комедии 1968 года «Зигзаг удачи». Главный герой картины, фотограф Орешников в исполнении стремительно набирающего популярность Евгения Леонова , в предпраздничные дни выигрывает большие деньги в лотерею. Беда заключается в том, что деньги на счастливый билет он взял из общих денег, накопленных всеми работниками фотоателье. В наши дни из подобной завязки можно было бы сделать авантюрную приключенческую комедию, но Рязанов пошел по более романтичному пути - в сюжете его больше интересовало не внешнее богатство героев, а их внутреннее состояние.

Ключевая фраза: «Давно известно: деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его ещё больше».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Небеса обетованные"


Особый пиетет Рязанов питал и к Италии, сразу несколько его фильмов так или иначе связаны с этой южной европейской страной. Например, «Небеса обетованные» в какой-то мере являются парафразом картины «Чудо в Милане » режиссера Витторио де Сика . Последний являлся этакой притчей-фантазией о вознесении, поэтому решение жюри одного из международных фестивалей вручить Рязанову приз за лучший фантастический фильм вызвало у режиссера саркастический смех - для него-то «Небеса обетованные» были едва ли не документальным фильмом о новой России, в жестокой переходной экономике которой не нашлось места слишком многим. Лента должна была стать очередной работой Георгия Буркова , которому была уготована роль президента, но незадолго до начала съемок актер сначала попал в больницу, а затем скончался.

Ключевая фраза: «Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек, Я другой такой страны не знаю… Не знаю другой… страны… нигде не была! Никогда!»

Камео Рязанова: Человек в кафе.

Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна"


Перестроечные и новые российские годы вообще дались Эльдару Александровичу тяжело, из режиссера он был вынужден переквалифицироваться и в продюсера, и в администратора, и в менеджера, что никак не могло не сказаться отрицательно на творческих порывах. Однако есть в перестройке страны и плюс, она заставила и самого Рязанова перестроиться - снять драму о молодежи. Задумка экранизировать пьесу Людмилы Разумовской возникла у Рязанова еще в начале 80-х, но тогдашнее руководство «Мосфильма» не позволило снимать столь резкую по отношению к школьникам картину. Зато с приходом к власти Горбачева цензура пала, и Рязанов выдал одну из самых ярких, но незаслуженно обходимую вниманием работу с блистательной Мариной Нееловой в главной роли. Валерии Гай Германике , Ивану Твердовскому и Андрею Зайцеву только сейчас удалось подойти к такой же глубине понимания внутреннего мира подростков.

Ключевая фраза: «Вы не женщина, вы тетрадь в клеточку!»

Камео Рязанова: Сосед.

Кадр из фильма "О бедном гусаре замолвите слово"


Свой отпечаток цензура оставила и на трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово». Во-первых, ленту отказался снимать «Мосфильм», и Рязанову пришлось работать с телевизионщиками. Во-вторых, строгая сценарная комиссия внесла в скрипт Григория Горина и Эльдара Рязанова множество правок, вылившихся в сюжетные дыры, заполнять которые не было уже ни времени, ни средств. Наконец, готовый фильм руководство Госкино тоже «покромсало», лишив ленту трагического глубокого финала. Впрочем, даже в этих условиях Рязанов остался на высоте - блистательные актерские работы Валентина Гафта и Станислава Садальского , глубокий смысл и выпуклые персонажи, фирменная сатира и вплетение исторических фактов и персоналий в канву рассказа - все это заставляет зрителей бежать к экранам при первых звуках въезжающего в город гусарского полка.

Ключевая фраза: «Ну, вы мой полк не марайте. Мои орлы газет не читают, книг в глаза не видели — никаких идей не имеют!»

Камео Рязанова: Кондитер.

Кадр из фильма "Старики-разбойники"


В наше стремительное время под напором энергичной молодежи за свое рабочее место непросто удержаться не только пенсионеру, но и тому, кому едва перевалило за сорок. Во времена советские опасность потерять работу была не так велика, но вот страх оказаться выброшенным за пределы уютного мира своих привычек, навыков и знакомств был таким же сильным, как сейчас. В 1971 году Эльдар Рязанов совместно со своим другом Эмилем Брагинским написал сценарий фильма «Старики-разбойники», поднимающего тему следователя, отправленного на пенсию, а выпустив фильм, режиссер заслужил всенародную любовь старшего поколения. Великолепный дуэт Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева и в одиночку справился бы с любыми задачами, но блестящий второй план актеров делает картину и вовсе незабываемой.

Ключевая фраза: «Вообще-то это неправильно, что пенсию дают в старости. По-настоящему её надо давать от 18 до 35 лет. Лучший возраст. В эти годы и работать-то грех, надо заниматься только личной жизнью. А потом уж можно и на службу ходить. Всё равно от жизни никакого толку».

Камео Рязанова: Прохожий у окон тюрьмы.

Кадр из фильма "Жестокий романс"


Ленты Рязанова редко вызывали споры в среде критиков или между зрителями, но «Жестокий романс», вольная интерпретация пьесы Островского «Бесприданница», по-настоящему всколыхнул общественность и породил полновесные культурологические войны. С одной стороны, картина получила несколько наград, а читатели главного киножурнала страны «Советский экран» назвали «Романс» фильмом года, с другой - критики, особенно театральные, в гневе топтали афиши и рвали на себе волосы от злости на Рязанова, существенно сместившего акценты, расставленные Островским, и фактически изменившего толкование сюжета. Все гневные выпады «акул пера», впрочем, моментально растворяются в воздухе с первыми цыганскими аккордами картины, а работы Алисы Фрейндлих , Никиты Михалкова и Андрея Мягкова вошли в учебники актерского мастерства - кино получилось душевным.

Ключевая фраза: «Я искала любви и не нашла… На меня смотрели и смотрят как на забаву. Значит, буду искать золота».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"


Сложно представить себе, но пьеса «Аморальная история», легшая в основу сценария фильма «Забытая мелодия для флейты», была написана Рязановым и Брагинским еще в 1976 году. Конечно, тогда о ее постановке не могло быть и речи, а вот с провозглашением Эпохи Гласности воплощение на экране сатирической истории о противоречии чиновничества и простого народа стало для Рязанова делом чести. Увы, но работа над картиной серьезно подорвала здоровье режиссера, на съемках Эльдар Александрович перенес инсульт и совмещал труд с отдыхом в стационаре. Наверняка Рязанов своей картиной хотел изменить страну, сделать ее чище, более открытой и искренней, но суровый ход времени растоптал эти мечты - чиновничества стало еще больше, разрыв между руководством и народом только усилился, а нынешняя бедность и рядом не стоит со скудностью быта советского человека.

Ключевая фраза: «Нас в колхоз нельзя — мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно всё развалим. Они и так на ладан дышат. Жалко колхозы».

Камео Рязанова: Астроном.

Кадр из фильма "Гусарская баллада"


Сегодняшнее пафосное празднование юбилеев многих заставляет задуматься о том, насколько глубоко и серьезно мы погружены в дела минувших дней и как плохо представляем себе свое будущее. В советские годы к годовщинам относились проще (за исключением, пожалуй, празднования дня 7 ноября), а юбилей вполне могли отметить легкой комедией. Музыкальный фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», например, вышел к 150-летию Бородинского сражения, причем премьера его прошла в день битвы, 7 сентября, но сравнить его с нынешними «Василисой », «Батальоном » или «Битвой за Севастополь » не поднимется рука - это совершенно иной подход к истории. «Баллада» - игривое обращение к самым светлым чувствам, изящное стимулирование патриотических настроений и вера в большую любовь, то, чего часто не хватает современным лентам о боевых заслугах нашей Родины.

Ключевая фраза: «Корнет, вы женщина?»

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Гараж"


Сегодня предложить посмотреть фильм «Гараж» четырнадцатилетнему школьнику равносильно демонстрации ему ленты о жизни тропического племени, причем на оригинальном языке и без субтитров - ничегошеньки не понятно! И это правда: ну кто сейчас с радостью вспоминает о дефиците мяса на рынке, о командировках научных сотрудников в колхозы, о коммунистических субботниках и профсоюзных сборах - время изменилось кардинально. Но для тех, кто в своей жизни успел постоять в очередях за синюшними курами, кто застал талоны на мыло или открытки с номером очереди на чешский гарнитур, «Гараж» остается настоящей ностальгической энциклопедией советской жизни, каталогом того, от чего мы с радостью избавились, но с нежностью вспоминаем.

Ключевая фраза: «Да вы что? Как же можно меня выгонять? Я за машину родину продал!»

Камео Рязанова: Начальник отдела насекомых.

Кадр из фильма "Вокзал для двоих"


Пользуясь бешеной популярностью на родине, Рязанов редко имел удовольствие представлять свои картины зарубежным зрителям, особенно из стран так называемого капиталистического мира. И все же его творчество в Европе не осталось незамеченным - мелодраму «Вокзал для двоих» в свою конкурсную программу отобрал престижнейший Каннский кинофестиваль. Никаких призов во Франции наша лента не получила, но внутри Союза ей это и не было нужно, лента к тому стала лучшим фильмом по мнению читателей «Советского экрана», а Людмила Гурченко этим же журналом была признана лучшей актрисой. И все произошедшее абсолютно обоснованно. Действительно, лента не очень понятна за рубежом, слишком много в ней «советских нюансов», которые делают ее ни с чем не сравнимым зрелищем для наших соотечественников, ну а к талантливому исполнению своей роли любимой рязановской актрисой Людмилой Гурченко и вовсе не подкопаешься - вот уж действительно символ советской женщины, одинокой, любящей, работящей.

Ключевая фраза: «Я те чё велел делать-то, козёл? Я те велел дыни стеречь! А ты чё натворил?»

Камео Рязанова: Заместитель начальника станции.

Кадр из фильма "Карнавальная ночь"


Если уж говорить о Людмиле Гурченко, то никак нельзя оставить без внимания ее блистательный комедийный дебют, совпавший с полновесным дебютом самого Эльдара Рязанова, - музыкальную «Карнавальную ночь». Картина о столкновении двух поколений, желающих по-своему отметить общий праздник, имеет десятки аналогов, от старинной «Республики Шкид » до недавнего «Горько », но даже в ряду десятка коллег «Ночь» возвышается прекрасной башней. Редкий режиссер может похвастать тем, что его первый фильм становится лидером проката, но Рязанов с легкостью одолел этот рубеж. Нечасто в картинах дебютантов соглашаются играть заслуженные мэтры, но в «Карнавальную ночь» с удовольствием пришли и Сергей Филиппов , и Игорь Ильинский . Наконец, вспомните великолепную песню «Пять минут» из фильма - она до сих пор мотивирует и поднимает настроение. И это спустя 60 лет после выхода картины на экраны!

Ключевая фраза: «Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок, больше, я думаю, не надо».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Служебный роман"


Не секрет, что многие сценарии рязановских фильмов выросли из его же пьес, написанных в соавторстве с Эмилем Брагинским. Естественно, пьесы часто попадали на театральные подмостки, прежде чем стать достоянием Госфильмофонда, и среди постановок попадались весьма талантливые. Но не в случае с «Сослуживцами», предтечей «Служебного романа». Пьеса обошла множество театров, но ни одно из режиссерских решений не удовлетворило Рязанова, и тогда постановщик решил сам перенести свою историю на большой экран, благо актеры были готовы идти за Эльдаром Александровичем в огонь и в воду. Лирическая комедия стала одной из любимейших картин советских женщин, талантливо сыгранная Фрейндлих и Мягковым пара, чья энергетика во многом построена на импровизациях актеров, превратилась в эталон романтических героев позднесоветского периода. А уж как разлетелись по миру фразы из фильма…

Ключевая фраза: «Мы называем её “наша мымра”. Конечно, за глаза».

Камео Рязанова: Пассажир автобуса.

Кадр из фильма "Берегись автомобиля"


За сценарий лирической комедии «Берегись автомобиля» Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский (это их первая совместная работа) сели еще в 1963 году, но продвинуть через литующие органы историю о современном Робин Гуде, угоняющем машину у жуликов и передающем деньги за них в детские дома, оказалось делом непростым. Только после того, как переделанный в повесть сценарий был опубликован в журнале и получил положительные отзывы руководителей страны, фильму был дан зеленый (на самом деле черно-белый) свет. Рязанов стоял перед сложнейшим выбором, кому отдать роль Деточкина - на нее пробовались Юрий Никулин , Леонид Куравлев и даже Ватерлоо » Сергея Бондарчука . Продюсер европейского партнера Дино Де Лаурентис был недоволен сценарием, но когда Рязанов добавил в скрипт несколько экшен-сцен с самолетом и погонями и ввел в сюжет живого льва, стороны пришли к согласию и совместная работа стартовала. Лента пестрит знаменитостями, съемки прошли в самых узнаваемых местах Ленинграда, многие трюки исполняли сами актеры - от такого фильма дух захватывает до сих пор. «Итальянцы» стали одной из самых кассовых комедий, снятых СССР совместно с кинокомпаниями других стран.

Ключевая фраза: «Да при чём здесь я, вы посмотрите, что у вас на дорогах творится!»

Камео Рязанова: Доктор на крыле самолета.

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"


Вот уж без какого фильма Рязанова свою жизнь совершенно невозможно представить, так это без «Иронии судьбы». Песня «Я спросил у ясеня», мокрый от слез Ипполит и 3-я улица Строителей стали таким же неотъемлемым атрибутом новогоднего праздничного стола, как мандарины, шампанское и бенгальские огни. Сколько бы каждый год в Интернет ни выплескивалось негатива о том, каким инфантилом на самом деле является Лукашин и насколько легкомысленно себя ведет Надя, пара героев Андрея Мягкова и Барбары Брыльски все равно остается любимой миллионами зрителей. Из года в год телеканалы бьются за право транслировать этот фильм Рязанова в тот самый час, когда куранты пробьют двенадцать раз, чтобы еще раз продемонстрировать чудо неожиданной влюбленности, блеск искренности и благородство авантюризма. Первенство в своем хит-параде мы, без сомнения, отдаем этому гимну здоровой самоиронии и готовности к новогодним приключениям.

Ключевая фраза: «Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба…»

Камео Рязанова: Пассажир самолета.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!