Сочинение

«Мечтать - это не значит жить. Нужны под­виги, подвиги!»

М. Горький

Революционный романтизм в раннем творчестве Максима Горького был выз­ван жизнью и творческими поисками молодого писателя. В период нарастания революционного движения требовалось сказать новое, героическое слово, поэто­му нужен был новый герой в литературе. Герои революционно-романтических про­изведений Максима Горького - «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» - рождены его революционной мечтой. Мак­сима Горький считал, что теперь недостаточно только критиковать существую­щие порядки. Он, ждущий и приближающий светлое будущее, хочет подсказать пути к нему. Вот почему в центре произведений этого периода стоят гордые, свобо­долюбивые герои: Данко, Сокол, Буревестник - те, кто готов пожертвовать собой для того, чтобы изменить жизнь к лучшему. Они призывают активно вмешиваться в жизнь, совершать героические подвиги во имя самой высокой цели - свободы. и счастья народа. «Я свободный человек и буду жить так, как я хочу», - заявля­ет Лойко, герой рассказа «Макар Чудра».

Романтический рассказ «Старуха Изергиль» содержит две легенды, расска­занные старухой, - «Легенда о Ларре» и «Легенда о Данко». В легендах созна­тельно преувеличены автором возвышенные и низменные души - «огненного сердца» подлинного героя Данко и «каменного сердца» жестокого Ларра. Ларра считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. «Всем даже страш­но стало, когда поняли на какое одиночество он обрекал себя». Народ отвергает его и обрекает на вечное одиночество. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Ларра попытался презреть священные законы человеческой любви. И по­терпел крах, он превратился в тень, но страдая, всё ещё бродит по свету. Вели­чайшее благо на земле - жизнь - становится невероятной мукой, если человек оторван от своего народа.

Другой романтический герой рассказа Данко отдаёт свои силы жалким, трус­ливым созданиям, мечтая пробудить в их душах светлые порывы. Соплеменники Данко оказались в безвыходном положении: отрезанными от солнца, отброшен­ными врагами в болото. И тогда «страх родился среди них, сковал их крепкие руки», «и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а по­том всё громче и громче». Сказочный пейзаж насыщен «говорящими» красками и символами. Неустанно варьируются образы серого сумрака, тьмы, теней, «со­бравшихся сразу всех ночей». Злые силы сдерживают просветление душ. Люди, лишённые света, пугаются трудностей, страшного леса, испытывают угнетающую неизвестность будущего и в мстительной злобе, гневе обрушиваются на вдохно­вителя борьбы. «Вы сказали: «Веди!» - и я повел!» - возражал им смелый юно­ша, но те ревели: «Ты умрёшь!» И тогда, страстно любя свой народ, готовый ради него умереть Данко «вдруг разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё серд­це и высоко поднял его над головой», чтобы осветить путь людям. Его смерть стала подвигом, который привёл к освобождению племени. Но люди жестоки. Они не замечают смерти Данко. Они радуются тому, что опасность миновала, а трудно­сти позади. Но все забыли, кому обязаны спасением. А тот лежит бездыханный, и на его благородное сердце наступает ногой какой-то «осторожный» человек. Из-за таких «осторожных людей» предаются забвению великие люди и великие по­ступки. И всё-таки тьма преодолена: «тут сияло солнце, вздыхала степь, блесте­ла трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». И искры гордого сердца Данко, что огоньками светятся в степи, напоминают людям о том, что «в жизни всегда есть место подвигам».В «Песне о Соколе» много уже знакомых по рассказу «Старуха Изергиль» мотивов и приёмов. Снова перед нами бесконечное, слившееся с синим южным небом море. Крымский чабан Рагим близок по вольному духу дочери молдавских степей Изергиль. Сокол, как Данко, поражает внутренней силой в битве с тьмой, капли его крови «как искры, вспыхнут во мраке ночи».

В «Песне о Соколе» происходит столкновение двух жизненных философий. «Песня...» строится на противопоставлении. Несовместимы представления о правде жизни гордого Сокола и ничтожного Ужа. Для Сокола она в возможности «ви­деть небо», сразиться с врагом, «храбро биться». Ужу дорого ущелье: там «тепло и сыро», а в облаках он видит «пустое место», там «нет пищи и нет опоры живо­му телу». Могучая природа близка Соколу и чужда Ужу. Море поёт гимн смело­му Соколу. Безумство храбрых - вот мудрость жизни! Рагим, который поёт пес­ню, и автор прислушиваются к «львиному рёву» волн, они тоже верят, что много «смелых сердец зажгут безумной жаждой борьбы и света» капли крови, проли­тые Соколом. Призывы Сокола Уж, не сумевший взлететь, посчитал за обман.

Испуганным за свою жизнь птицам из «Песни о Буревестнике» уже не до рассуждений. Они в ужасе перед бурей пытаются спастись от гибели. Чайки «пря­чут ужас», гагар «гром ударов пугает», пингвин «робко прячет» своё тело. Горь­кий, описывая состояние птиц, подчёркивает предельную степень трусости, ме­щанской самосохранения. А «смелый Буревестник» «гордо реет», «реет смело и свободно», «над тучами смеётся». В песне Буревестника слышится воспевание на­чавшейся бури. «В смелом крике птицы» - «сила гнева, пламя страсти и уверен­ность в победе». Сама гроза дана как стихия, смывающая старую жизнь: «не скроют тучи солнца, - нет, не скроют!» Буревестник - «пророк победы», «над тучами смеётся, от радости рыдает». Буре способны отдаваться только подлинные герои. Грозная стихия несовместима с никчёмными, жалкими людьми. Не случайно «Пес­ня о Буревестнике» воспринималась современниками Горького как призыв к ре­волюции и поэтому распространялась как листовка.

Романтизм Горького - активный, он, по словам автора, «стремится усилить волю человека к жизни, возбудить в нём мятеж против действительности, против всякого гнёта в ней». В самоотверженном подвиге находит счастье легендарный смельчак Данко! Рвётся в небо истекающий кровью Сокол! Возвещает революци­онную бурю гордый Буревестник!

Введение

1. Жизненный путь писателя.

2. Романтизм М.Горького.

3. Рассказы Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

4. Дух романтизма в рассказе «Челкаш» и «Песня о Соколе».

5. «Песня о Буревестнике».

6. Трансформация романтической традиции в творчестве различных мастеров.

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868 - 1936) - одна из самых значительных фигур в мировой культуре нашего столетия и одновременно - одна из самых сложных и противоречивых. В последнее десятилетие предпринимались попытки "сбросить творчество Горького с парохода современности". Однако не будем забывать, что в начале века то же самое пытались проделать с Пушкиным и Толстым...

Пожалуй, только Горькому удалось с подлинно эпическим размахом отразить в своем творчестве историю, быт и культуру России первой трети ХХ века. Это относится не только к его прозе и драматургии, но и к мемуаристике. Прежде всего - к "Заметкам из дневника", имевшим первоначальное название "Книга о русских людях, какими я их знал"; к знаменитым литературным портретам Чехова, Льва Толстого, Короленко, Леонида Андреева, Сергея Есенина, Саввы Морозова, а также к "Несвоевременным мыслям" - хронике времен Октябрьской революции, в которой Горький дал уникальный ряд русских характеров - от интеллигентов до философствующих босяков, от революционеров до ярых монархистов.

Раннее творчество A.M. Горького отмечено влиянием романтизма. В наследии любого писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А.М. Горького. Ранние его произведения – романтические песни и легенды – оставляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом. Красивы герои этих рассказов. И не только внешне – они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет высокий смысл .

Герои ранних произведений A.M. Горького мужественны и самоотверженны (“Песня о Соколе”, легенда о Данко), они прославляют активность, способность действовать (образы Сокола, Буревестника, Данко).

Одним из наиболее ярких ранних произведений A.M. Горького является рассказ “Старуха Изергиль” (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея – стремление выявить истинную ценность человеческой личности.

В 1895 году Горький пишет свою “Песню о Соколе”. В контрастных образах Ужа и Сокола воплощены две формы жизни: гниения и горения. Чтобы ярче показать мужество борца, автор противопоставляет Соколу приспосабливающегося Ужа, душа которого гниет в мещанской самоуспокоенности. Горький выносит беспощадный приговор обывательско-мещанскому благополучию: “Рожденный ползать – летать не может”. В этом произведении Горький поет песню “безумству храбрых”, утверждая его как “мудрость жизни”.

Горький считал, что с организацией “здорового трудящегося народа – демократии” утвердится особая духовная культура, при которой станет “жизнь – радостью, музыкой; труд – удовольствием”. Вот почему в начале XX века очень часты признания писателя о счастье “жить на земле”, где должна наступить “новая жизнь в новом веке”.

Такое романтизированное ощущение эпохи и выразила “Песня о Буревестнике” (1901). В этом произведении романтическими средствами была раскрыта личность, ниспровергающая застойный мир. В образе “гордой птицы” сосредоточены все дорогие автору проявления чувств: смелость, сила, пламенная страсть, уверенность в победе над скудной и скучной жизнью. Буревестник соединяет в себе воистину небывалые способности: взмыть ввысь, “пронзить” мрак, призвать бурю и насладиться ею, увидеть и за тучами солнце. А сама буря – как их реализация.

Всюду и всегда A.M. Горький стремился к возрождению природой данных основ человеческого бытия. В ранних романтических произведениях Горького заложено и запечатлено пробуждение человеческой души – самое прекрасное, чему всегда поклонялся писатель.


1. Жизненный путь писателя.

Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. В 11 лет стал сиротой и до 1888 года жил у родственников в Казани. Перепробовал много профессий: был посудником на пароходе, работал в иконописной мастерской, десятником. В 1888 уехал из Казани в село Красновидово, где занимался пропагандой революционных идей. Первый рассказ Максима Горького, "Макар Чудра", был опубликован 1892 году в газете "Кавказ". В 1898 году вышел сборник "Очерки и рассказы", а через год был опубликован его первый роман "Фома Гордеев". В 1901 году Горького высылают из Нижнего Новгорода в Арзамас .

Немного позднее началось сотрудничество писателя с МХАТом. В театре были поставлены пьесы "На дне" (1902), "Мещане" (1901) и другие. К этому же периоду относятся поэма "Человек" (1903), пьесы "Дачники" (1904), "Дети Солнца" (1905), "Две Варвары" (1905). Горький становится активным членом "Московской литературной среды", принимает участие в создании сборников общества "Знание". В 1905 году Горького арестовывают и сразу после освобождения он уезжает за границу. С 1906 по 1913 год Горький живет на Капри. В 1907 году в Америке выходит роман "Мать" .

На Капри создаются пьесы "Последние" (1908), "Васса Железнова" (1910), повести "Лето" (1909) и "Городок Окуров" (1909), роман "Жизнь Матвея Кожемякина" (1911). В 1913 году Горький вернулся в Россию, а в 1915 году начал выпускать журнал "Летопись". После революции работал в издательстве "Всемирная литература".

В 1921 году Горький снова уезжает за границу. В начале 20-х годов он заканчивает трилогию "Детство", "В людях" и "Мои университеты", пишет роман "Дело Артамоновых", начинает работу над романом "Жизнь Клима Самгина". В 1931 году Горький вернулся в СССР. Умер 18 июня 1936 года в селе Горки.

2. Романтизм М.Горького.

В конце 90-х годов читатель был поражен появлением трех томов "Очерков и рассказов" нового писателя - М. Горького. "Большой и оригинальный талант", - таково было общее суждение о новом писателе и его книгах .

Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как "Челкаш", "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", в революционных песнях. Герои этих рассказов - люди "с солнцем в крови", сильные, гордые, красивые. Эти герои - мечта Горького. Такой герой должен был "усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее".

Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героя, готового на подвиг во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ "Старуха Изергиль", написанный в 1895 году. В образ Данко Горький вложил гуманистическое представление о человеке, который все силы отдает служению народу.

Данко - "молодой красавец", смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит себя в жертву. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака.

"Что сделаю я для людей!?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь, и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой". Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. "Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер". Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя живет как образ героя-освободителя. "В жизни всегда есть место подвигу", - говорит старуха Изергиль.

Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую "Песню о Соколе", написанную в 1895 году. Сокол - олицетворение борца за народное счастье: "О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам моей груди и... захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!.."

Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает "безумство храбрых". "Безумство, храбрость – вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!"

В 1901 году Горький написал "Песню о Буревестнике", в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: "Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: "Пусть сильнее грянет буря!" Буревестник - воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: "Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем". Журнал "Жизнь", в котором была напечатана эта песня, был закрыт.

Современник Горького А.Богданович писал: "От большинства очерков М. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности" .

Другие рассказы такого же рода: Мальва (1897), где Мальва – женская ипостась Челкаша, и Мой спутник (1896) – по созданному характеру лучший из этой серии. Примитивный и аморальный грузинский князь Шакро, с которым рассказчик идет пешком из Одессы в Тифлис, – действительно замечательное создание, достойное стать рядом с самыми лучшими горьковскими зарисовками характеров. В рассказе нет ни капли идеализации Шакро, хотя очевидно, что ”художественная симпатия” автора целиком на его стороне. Многих поклонников завоевала раннему Горькому его манера ”описывать природу”.

К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно.
Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе «Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам. Больше всего на свете они ценят свободу, как и старый Макар Чудра, который рассказывает историю их любви. Макар не понимает, почему люди живут тесно, хотя места на земле много, всю жизнь тяжело работают, но остаются нищими рабами. Макар осуждает общество, но не призывает изменить его законы. считал, что черпать силу человек должен в природе, как вольные цыгане.
Романтической чертой в рассказах Горького является интерес автора к образам природы. Природа для него – это важная философская тема. Это мир символов для писателя-романтика. Описание бури, ветра, моря, гор – все это создает атмосферу романтических переживаний. Не случайно рассказ «Макар Чудра» заканчивается песней моря, которое поет гимн гордым и смелым цыганам.
В рассказе «Девушка и смерть» противопоставлены жизнь, любовь и гибель, разрушение, олицетворением которых являются два образа: Девушка и Смерть.
В произведениях Горького человек хоть и «природное» существо, но изуродованное городом и современной цивилизацией. Горьковские босяки – «дети природы», люди бедные, но гордые.
Романтической чертой является и равнодушное отношение писателя к быту. Мы не можем узнать ничего конкретного о жизни босяков, слышим только их пламенные речи о свободе. Как и у романтиков, у Горького характеры героев написаны резкими черно-белыми цветами. Если Ларра злодей, то без примеси добра. В образе Данко даны только положительные черты. Он спасает людей ценой собственной жизни, освещая им путь своим горящим сердцем.
Но, в отличие от европейских романтиков, Горький прославляет не зло, а добро. Отрицательные герои у него однозначно осуждаются, как в русских сказках. Единственный чисто романтический герой у Горького – это Ларра, сын женщины и орла. Он презирает людей, видя в этом свою свободу. Цыгане изгоняют гордеца. Ларра – воплощение цинизма и эгоизма. Данко же представляет собой другую сторону возможностей человеческой души – героизм и способность к самопожертвованию.
Романтизм Горького отличается наличием положительного идеала. «В жизни всегда есть место подвигам», – утверждает автор. Его храбрый Сокол из «Песни о Соколе» истек кровью в бою с врагами. Но смерть его не напрасна. Писатель создает образы, которые стали бы примером для читателей.

Ранний романтизм Горького В конце 90-хгодов XIX века читатель был поражен появлением трех томов Очерков ирассказов нового писателя - М. Горького.Большой и оригинальныйталант таково было общее суждение о новом писателе и его книгах.Растущее вобществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усилениеромантических тенденций в литературе.Особенно яркоэти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как Челкаш, Старуха Изергиль, Макар Чудра, вреволюционных песнях.

Герои этих рассказов - люди с солнцем вкрови, сильные, гордые, красивые. Эти герои - мечта Горького. Такой геройдолжен был усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж противдействительности, против всякого гнета ее.Центральнымобразом романтических произведений Горького раннего периода является образгероя, готового на подвиг во имя блага народа.Огромное значение в раскрытииэтого образа имеет рассказ Старуха Изергиль, написанный в 1895году. В образ Данко Горький вложил гуманистическое представление о человеке,который все силы отдает служению народу.

Данко - молодой красавец,смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данкоприносит себя в жертву. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердцевспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. Что сделаю я длялюдей - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себегрудь, и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой.Освещаяпуть людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед.

Итьма была побеждена. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчакДанко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потомупал и умер. Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юногогероя живет как образ героя-освободителя. В жизни всегда есть местоподвигу говорит старуха Изергиль.Идею подвига, возвышенного иоблагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую Песню о Соколе,написанную в 1895 году. Сокол - олицетворение борца за народное счастье О, если б в небо хоть раз подняться Врага прижал бы я к ранам моейгруди и захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы Соколуприсущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу.

В образе СоколаГорький воспевает безумство храбрых. Безумство, храбрость -вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью.Но будетвремя - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и многосмелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! В 1901 году Горькийнаписал Песню о Буревестнике, в которой с необычайной силой выразилсвое предчувствие нарастающей революции.

Горький воспевал близкую, несомненнуюреволюционную бурю Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордореет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы Пусть сильнее грянет буря! Буревестник - воплощение героизма.Онпротивопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут имечутся перед бурей Только гордый Буревестник реет смело и свободно надревущим гневно морем. Журнал Жизнь, в котором была напечатанаэта песня, был закрыт.СовременникГорького А.Богданович писал От большинства очерков г. Горького веет этимсвободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-тонезависимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов,касающихся того же мира нищеты и отверженности.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Романтизм и реализм в творчестве Горького
Постоянно подчеркивая свое стремление «возбудить у читателя более активное отношение к действительности», Горький усиленно работал и «в направлении.. В реалистических рассказах Горький показал конкретных носителей социального.. Критически и творчески относясь к традициям русской литера¬туры, Горький использовал в своем творчестве также опыт..

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному, жажду совершенства и.. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа.. Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов..

Традиции русской литературы в творчестве раннего Максима Горького
Содержание Введение…3 §1. Влияние опыта мировой классики и современности на творчество Максима Горького…5 §2. Ранние романтические произведения.. Как писатель, Горький обогатил мировую литературу новыми темами, идеями.. Максим Горький вошел в литературу на грани двух исторических эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи. Пора..

Мысли о России в публицистике И. Бунина и М. Горького
Длительное литературное сотрудничество и дружеская связь Бунина и Горького - явление во многом непонятное, трудно объяснимое.Они были людьми.. Единственным связующим звеном между ними стала любовь к русской классической.. Однако их отношения нельзя назвать идеальными. Были моменты неприятия, раздражения, что отражается в переписке с..

Романтизм
В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от.. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев - в.. Рассмотрим разницу романтизма с классицизмом и сентиментализмом. Мы увидим, что классицизм все делит по прямой, на..

Английская литература раннего средневековья
В VI в. до н. э. В Британию вторглись кельты. В I в. н. э. Британия была завоевана римлянами. Владычество Римской империи продолжалось вплоть до V.. Англосаксонские племена принесли на Британские острова свой язык, свой быт и.. Отношения англосаксов с кельтами носили характер глубокой национальной вражды. Последующая история Англии, как..

Романтизм в творчестве Пушкина
III Заключение. Вклад А.С. Пушкина-романтика в русскую литературу. а) Содержательный романтический мир страстей. б) «Солнце нашей поэзии.. В своем учебнике для вузов А.Н. Соколов делает акцент на.. Положительный герой романтической литературыэто «человек неистовых страстей, интеллектуально-психологически..

Романская лексикография донаучного периода: глоссарии раннего Средневековья Испании и Франции
Они показывают способы лингвистического описания с помощью лексики и грамматики, являются исключительным источником обогащения словаря количеством и.. Именно этот важнейший подход к данному вопросу, точно соответствующий аспектам.. Важность этих великих сводов документов объясняется тем, что в лингвистической среде значение - определяющее именно..

Вера в человека и ее воплощение в произведении Горького "На дне"
И он жил своей обычной жизнью до прихода Луки, который рассказывает ему про больницу, тем самым, вселяя надежду в душу актера. Не появился бы Лука, актер жил бы своей правдой («У каждого правда своя».) и в.. В конце произведения Сатин даже защищает Луку: «Клещ: Правды он Не любил, старик-то… Очень против восставал… Так и..

Горький М. «Бывшие люди» в пьесе «На дне»
В одной из рукописных редакций пьеса так и называлась: “На дне жизни”. Но вместе с тем эти люди находятся также и на дне чувств, мыслей, каждому из.. В начале пьесы мы видим обитателей ночлежки, недовольных жизнью, собой, друг.. Так, Клещ думает, что после смерти жены он будет много работать и сумеет обеспечить себе лучшее существование. Он..

0.04

Горький вошел в литературу в конце 1890-х годов как певец ярких личностей и сильных характеров. Это было что-то новое и необычное для литературы того времени. В творчестве молодого Горького отразился романтизм, особенно в таких рассказах, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», в революционных песнях. Герои этих произведений - люди «с солнцем в крови», сильные, гордые, красивые. Они-то и представляют идеал Горького.

Центральным образом романтических произведений раннего творчества Горького выступает образ мужественного человека, готового к самоотверженному подвигу во имя народа. Огромное значение в раскрытии идеала молодого писателя имеет рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1895 году. В образе Данко Горький показал человека, который всего себя отдает служению народу. Данко - «молодой красавец», смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ из тьмы, Данко приносит в жертву самого себя. Он жертвует собой, потому что любит людей. Он очень хотел спасти их, вывести их из мрака. «“Что сделаю я для людей?!” - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой».

Данко освещал людям дорогу своим сердцем, он шел и ничего не боялся. И мрак был побежден. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». Данко умирает, но его образ остался в легенде как образ героя-освободителя. «В жизни всегда есть место подвигам», - заключает Горький.

Идею возвышенного подвига писатель развил в произведении «Песнь о Соколе», написанном в 1895 году. Сокол - символ борца, для которого борьба - это смысл жизни: «О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам моей груди и... захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..» Соколу присущи такие качества, как презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе гордой птицы Горький воспевает «безумство храбрых». «Безумство, храбрость - вот мудрость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни, и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

В 1901 году Горький продолжил любимую идею героической борьбы и написал «Песню о Буревестнике». В ней он с большой си-^ лой выразил свое предчувствие надвигающейся бури - революции. Буревестник - воплощение героизма и бунтарства. Ему противоположны глупый пингвин, гагары и чайки, которые стонут и боятся бури: «Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем».

Однако идеал раннего Горького оторван от реальной действительности. Для писателя был важен активный призыв к действию, к борьбе. Романтические герои Горького нежизненны и не смогли бы существовать в обычных условиях. И Сокол, и Буревестник ищут врага, без врага их жизнь не имеет смысла. Про героев ранних произведений Горького можно сказать словами Лермонтова: «А он, мятежный, просит бури / Как будто в бурях есть покой».