- (1875 1957), рус. художник, книжный график; член объединения «Мир искусства». Подготовил отд. издание поэмы Л. «Тамбовская казначейша» (1913). Как все «мирискусники», преим. внимание уделял декоративным элементам книги, наполняя их, однако,… … Лермонтовская энциклопедия

    Добужинский Мстислав Валерианович - (1875 1957), русский график и живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1885 87) и в Мюнхене (1899 1901) в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения Мир искусства. В дореволюционный период работал главным образом в… … Художественная энциклопедия

    ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович - (1875 1957) российский график и театральный художник. Член Мира искусства. С 1925 жил в Литве, с 1939 в Великобритании и США. В книжной и станковой графике (иллюстрации к Белым ночам Ф. М. Достоевского, 1923), карикатурах, театральных работах… … Большой Энциклопедический словарь

    Добужинский Мстислав Валерианович - Добужинский, Мстислав Валерианович известный живописец и рисовальщик. Родился в 1875 г. Много работал в Мюнхене, обучаясь живописи. В 1901 г. выставил в Мире искусства офорт Крыши. Его изображения старого Петербурга, виньетки и рисунки обратили… … Биографический словарь

    Добужинский Мстислав Валерианович - , русский художник. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885‒87), в Мюнхене (1899‒1901) ‒ в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения «Мир искусства». В начале … Большая советская энциклопедия

    Добужинский Мстислав Валерианович

    Добужинский Мстислав Валерианович - (1875 1957), российский график, живописец и театральный художник. Член «Мира искусства». С 1925 жил в Литве, с 1939 в Великобритании и США. В книжной (иллюстрации к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского, 1923) и станковой графике, карикатурах,… … Энциклопедический словарь

    Добужинский, Мстислав Валерианович - Род. 2 (14) августа 1875 г., в Новгороде, ум. 20 ноября 1957 г., в Нью Йорке. Художник график, иллюстратор и театральный художник. Ученик А. Н. Бенуа и К. А. Сомова, участник объединения "Мир искусства". Графика: "Петр Великий в… … Большая биографическая энциклопедия

    Мстислав Валерианович Добужинский - Б. М. Кустодиев Портрет М В Добужинского Дата рождения: 2 (14) августа 1875 Место рождения: Новгород Дата смерти … Википедия

    Добужинский, Мстислав - Мстислав Валерианович Добужинский Б. М. Кустодиев Портрет М В Добужинского Дата рождения: 2 (14) августа 1875 Место рождения: Новгород Дата смерти … Википедия

Книги

  • Мстислав Добужинский: Живопись. Графика. Театр , . Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) вошел в историю русского искусства как выдающийся график, мастер красивой и выразительной линии, тонкий и умный иллюстратор и оформитель книги,… Купить за 1100 руб
  • Бармалей , К. Чуковский. Художник этой книги Мстислав Валерианович Добужинский - один из представителей русской книжной графики начала XX века.- Для детей он начал работать еще в середине 1900-х годов, но особенно…

Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957), художник.

Родился 14 августа 1875 г. в Новгороде в семье артиллерийского офицера, принадлежавшей к старинному роду литовских дворян.

В 1895-1899 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета. В студенческие годы увлёкся живописью, занимался в частных студиях. По окончании университета учился в Мюнхене в школе А. Ашбе, а после возвращения в Петербург стал одним из активных членов объединения «Мир искусства».

Дебютировал как график с рисунками в книгах и журналах. Выступил в качестве оформителя книг своих современников: Ф. Сологуба, Л. Зиновьевой-Аннибал, А. Ремизова, Вяч. Иванова, Г. Чулкова, С. Ауслендера и др.

Сотрудничал со многими журналами и издательствами, и именно графические работы принесли ему славу. В качестве художника-станковиста вместе с Л. С. Бакстом преподавал в различных учебных заведениях.

Как и его коллеги, Добужинский много и плодотворно сотрудничал с театрами. В 1907-1908 гг. он работал в так называемом Старинном театре, а с 1909 г. начал оформлять спектакли МХАТа (дебютировал в постановке комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне»).

В 1924 г. Добужинский принял литовское гражданство и покинул Россию. В эмиграции он иллюстрирует роман-сказку Ю. К. Олеши «Три толстяка» (1928 г.) и роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1936 г.). В числе театральных работ художника - спектакли Рижского театра (1925 г.), парижского театра «Летучая мышь» (1926-1929 гг.).

С 1929 г. Добужинский - ведущий художник Государственного литовского театра. В 1939 г. он переехал в США для работы над спектаклем по роману Ф. М. Достоевского «Бесы» с М. А. Чеховым в главной роли. Однако жизнь художника не стала за океаном успешной: он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь с узким кругом русских эмигрантов.


Мстислав Валерианович Добужинский (1875 - 1957). (Федорова Н. А.)

Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит к замечательной; плеяде мастеров, объединившихся в конце XIX - начале XX века вокруг общества "Мир искусства". Как график и театральный художник Добужинский занимал в этой группировке одно из значительных мест.

Добужинский родился 2 августа 1875 года в Новгороде. Отец его - артиллерийский офицер, впоследствии получивший чин генерала, мать по окончании Петербургской консерватории стала оперной певицей в провинциальных театрах.

Детство художника протекало в Петербурге, где проявились впервые его способности. Большую роль в этом сыграл отец, сам неплохо рисовавший. Он же приучил сына иллюстрировать прочитанное, а библиотека Добужинских была обширной. Особый интерес мальчика вызывали книги по истории. Постепенно рисование из детского занятия превратилось в увлечение, и еще до поступления в гимназию Добужинский в течение двух лет зимой посещает рисовальные классы Общества поощрения художеств.

По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Попеременно местом жительства были Кишинев, прибалтийский Вильно, тамбовская провинция, Волга и окрестности Петербурга. Юный Художник много рисует, развивается его наблюдательность. В 1895 году Добужинский начинает занятия на юридическом факультете Петербурского университета и тогда же делает попытку поступить в Академию художеств. Хотя рисунки молодого художника были отмечены И. Е. Репиным, в Академию Добужинского не принимают. Занимаясь в Университете, он самостоятельно изучает историю искусства и посещает частную мастерскую Дмитриева-Кавказского, его рисунки появляются в студенческих журналах. К тем же годам относятся и первые поездки за границу - в Германию и Швейцарию. Добужинский решает учится за границей и, окончив университет в 1899 году, отправляется в Мюнхен, который на ряду с Парижем был тогда крупнейшим художественным центром Европы. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Тот же путь прошли многие русские художники: И. Э. Грабарь, Н. Д. Кардовский, А. И.Кравченко, В. В. Фаворский, О. Э. Браз, Г. И. Нарбут и другие; одни - раньше, другие - позже оттачивали свое профессиональное мастерство в мюнхенских студиях.

Рано определившиеся графические тенденции дарования Добужинского вскоре были замечены и, вернувшись в Россию, он по совету Грабаря в 1901 году занимается офортом у профессора Академии художеств В. В. Матэ. Но эти занятия прерываются, и к гравюре Добужинскии вернулся только в 1918 году.

С 1901 года Добужинскии входит в "Мир искусства". Общество прошло к этому времени сложный организационный период; Добужинскии оказался в нем самым молодым и менее опытным художником. Но уже первые выступления принесли ему известность. Для этого периода творчества Добужинского характерны городские пейзажи: виды Вильно, Тамбова, Новгорода, Ростова-на-Дону и, конечно, Петербурга. Для открытых писем, издаваемых Общиной св. Евгении, Добужинскии исполнил серию рисунков архитектуры Петербурга XVIII - начала XIX века. В других пейзажах Добужинского подчеркнута иная сторона русской столицы: за блестящими фасадами прячутся темные дворы-колодцы с безликой симметрией слепых окон, вместо живописных колоннад и портиков с улицы видны глухие брандмауэры. Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть "художником города". "Человек в очках" (1906, ГТГ) - одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Лицо непроницаемо, поза неподвижна, но чувствуется внутренняя сосредоточенность, создается ощущение замкнутости, одиночества.

Гражданственность искусства Добужинского ярко выразилась во время событий революции 1905 - 1907 годов. Художник выступил с серией резких политических карикатур в журналах "Жупел" и "Адская почта". Особенно выразителен рисунок "Умиротворение", где изображена Москва, затопленная морем крови. В это время Добужинскии с группой деятелей "Мира искусства" принимает участие в организации сатирических журналов и выступает в печати с обращением к художникам, призывая их работать для народа.

В 1910-х годах художник часто бывает за границей: в скандинавских странах, Германии, Италии. Он по-прежнему рисует городские пейзажи. В Амстердаме Добужинский создает эскиз "Петр Великий в Голландии" (1910), перекликающийся с картиной В. Серова "Петр I".

Своеобразие таланта Добужинского особенно проявилось в картине "Провинция 30-х годов" (1907 - 1909), созвучной "Мертвым душам" Гоголя. В этой работе художника глухая провинция, захолустье становится символом казенной николаевской России.


М. В. Добужинский. Иллюстрация к повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи". 1923

Большое место в творчестве Добужинского занимает работа в театре, которая начинается с 1907 года. Плодотворной для него была связь с MX AT, где художник оформляет двенадцать спектаклей. В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ - декорации к пьесе И. С. Тургенева "Месяц в деревне" в постановке К. С. Станиславского. С блестящим знанием быта и чувством сцены художник воссоздал неторопливый ритм жизни дворянского гнезда. В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского "Бесы" Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем.

Добужинский оставил карандашные портреты Станиславского и артистов его театра, отличающиеся психологической остротой. Работа со Станиславским много дала художнику, и их творческая связь продолжалась долгие годы. "Лучшего живописца трудно пожелать", - так отзывался режиссер о Добужинском.

Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера "Ночной принц" (1909), исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. В рисунках к "Барышне-крестьянке" (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Книга мыслится Добужинским как органичное сочетание всех графических элементов, подчиненных единому замыслу, единому эмоциональному настрою. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника - оформлении сказки Андерсена "Свинопас" (1917). Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Его буквицы, заставки, шрифты, издательские марки и экслибрисы отличаются своеобразием замысла, виртуозностью, мастерством исполнения.

Октябрьскую революцию художник встретил зрелым мастером, известным на родине и за границей. Добужинский активно участвует в оформлении первых революционных празднеств, работает в театрах, преподает. Он выпускает альбом литографий "Петроград в 1921 году", представляя город суровым, холодным в это трудное время.

Видное место в русской графике заняли иллюстрации Добужинского к повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи" (1923). Особенно тонко написаны пейзажи Петербурга. Они передают настроение повести Достоевского, помогают ощутить одиночество и чистоту чувств героев. Скупыми средствами рисунка пером Добужинский передает призрачное свечение неба, отсвет его на булыжных мостовых - классическая гармония черного и белого, тонкого расчета и искреннего чувства художника.

В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков - в Литву. С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Лучшие из них - русская и европейская классика: "Пиковая дама" и "Евгений Онегин" П. И. Чайковского, "Борис Годунов" М. П. Мусоргского, "Дон Жуан" В.-А. Моцарта, "Гамлет" и "Король Лир" Шекспира. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского "Ревизора". В этой работе художник вернулся к знакомой теме: провинция 30-х годов XIX века, - но на этот раз мягкую улыбку сменили сатира и гротеск.

Как художника книги Добужинского привлекает и новая советская литература: в 1929 году он иллюстрирует "Три толстяка" Ю. Олеши.

С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет "Русский солдат" с посвящением: "Храбрым русским солдатам второй мировой войны". М. И. Фокин, с которым художника связывала давняя работа в антрепризе Дягилева, написал либретто по повести Ю. Н. Тынянова "Подпоручик Киже" и использовал для балета музыку Прокофьева. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. В последние годы Добужинский вновь возвращается к образу города, который долгое время вдохновлял его искусство.

Умер Добужинский в 1957 году.

Искать по имени художника

Добужинский Мстислав Валерианович
1875–1957

ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович

График, живописец, иллюстратор, сценограф

Родился в семье артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. В 1884–1886 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем перевелся во второй класс 1-й петербургской гимназии. В 1887 отца перевели на службу в Кишинев, и мальчик жил там до 1889, до переезда семьи в Вильно.

После окончания Виленской гимназии в 1895 приехал в Петербург и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1896 пробовал поступить в Академию Художеств, но его не приняли. Повторил попытку в 1901, но с тем же успехом.

Одновременно в 1897 посещал Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, частную художественную школу Н. Д. Дмитриева-Оренбургского, а потом и Л. Е. Дмитриева-Кавказского. К этому же году относится дебют начинающего художника в журналах: он опубликовал два рисунка в «Стрекозе» и «Шуте».

В марте 1899 был исключен из университета за участие в политических студенческих волнениях, но через месяц восстановили. Летом окончил университет с дипломом первой степени. В том же году для получения профессионального художественного образования он отправился в Мюнхен, где занимался у А. Ашбе, а потом и у Ш. Холлоши.

Вернувшись в Петербург в 1901, изучал офорт и гравюру под началом В. В. Матэ. Провал экзаменов в Академию Художеств не помешал ему посещать академический класс профессора П. О. Ковалевского.

В 1902 стал членом объединения «Мир искусства», а в 1903 в связи с его распадом - Союза русских художников. Регулярно начал участвовать в выставках этих обществ своими графическими рисунками и городскими живописными пейзажами. Только за 1904 он написал более двадцати работ, посвященных видам Петербурга, Вильно, Новгорода, Ростова-на-Дону и т. д. - тех городов России, по которым неоднократно путешествовал.

В 1905 принял участие в организации журнала «Жупел», а после его запрета в 1906 - в организации журнала «Адская почта». Тогда же впервые проявил себя в качестве книжного иллюстратора, оформив повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Продолжал писать серию городских пейзажей, которая обогатилась и лондонскими мотивами, когда в том же 1906 художник посетил Европу. Свои произведения он представил в Париже на Осеннем салоне и в Берлине на Сецессионе.

Возвратившись в Москву, начал преподавательскую деятельность. Он давал уроки в частной художественной школе Е. Н. Званцевой (1906–1911), в художественном кружке при Петербургском университете (1907–1908), а с 1911 по 1917 - в организованной при его участии Новой художественной мастерской.

В 1907 познакомился с К. С. Станиславским, В. Э. Мейерхольдом, В. Ф. Комиссаржевской, Ф. Ф. Комиссаржевским и сделал свои первые работы как сценограф. Он сотрудничал с театром В. Ф. Комиссаржевской, со Старинным театром, с МХТ.

С 1908 работал в журнале «Сатирикон», в этом же году Третьяковская галерея приобрела его работу «Человек в очках». В 1910 выполнил панно «Петр I в Голландии» для школы Петра Великого в Петербурге. В этом же году вступил в повторно собранный «Мир Искусства» и сделался его секретарем.

В 1911 вышли две Азбуки - «Мира искусства» и «Стивы и Доди» (сыновей художника) с иллюстрациями Добужинского.

Много путешествовал по городам России и Европы, откуда привозил многочисленные рисунки и акварели. Расписывал интерьеры (имения П. И. Харитоненко Натальевка под Одессой; имения Е. П. Олив Качановка Харьковской губернии). В Париже в 1914 оформлял балеты для Дягилевской антрепризы («Мидас» и «Бабочки»).

Первая мировая война застала художника в Лондоне. Несколько раз он ездил на фронт в санитарных поездах: на Польский (1914), на Галицийский (февраль 1915), где выполнял натурные зарисовки, которые потом выставлял в Петербурге. В 1916 художник был призван в армию. Его зачислили в Главное управление Красного Креста.

С началом революционной эпохи развернул бурную общественную деятельность. В марте 1917 служил в Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов, стал членом Совета Государственных трудовых мастерских декоративного искусства и профессором в них, после чего в 1919 профессорствовал в Институте истории искусств и на кафедре декоративного искусства при Институте фотографии и фототехники.

В апреле 1918 при участии Добужинского был создан Театр Трагедии в Петербурге, где он заведовал художественной частью и оформил несколько спектаклей. Также занимался оформлением города к первой годовщине Октября.

В ноябре 1918 по заданию отдела изобразительного искусства Северо-западного округа отправился в Витебск организовывать художественно-практический институт. Прожил в Витебске чуть больше года, участвовал в создании Витебского художественного музея, после чего вернулся в Петроград, где осенью 1919 открыл собственную художественную студию.

До 1922 работал в созданном при его участии Петроградском Доме искусств (вместе с М. Горьким), преподавал в разных школах, в том числе и в Академии Художеств. Исполнил декорации для Большого Драматического театра. В 1922 написал серию литографий «Петербург в 1921 году».

В 1923 отправился в заграничную командировку. Начались его поездки по европейским городам, сотрудничество с Дрезденской оперой, где в 1924 он оформил оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин». В том же году художник получил литовское гражданство, а в 1926 переехал в Париж, где жил до 1929, когда вернулся в Литву.

В парижский период он преподавал в Школе декоративного искусства (1926–1928), в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной (1928), сотрудничал с театром-кабаре «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева. Провел в Амстердаме персональную выставку и участвовал в организации выставки «Мира искусства» в Париже.

С 1925 в качестве художника-оформителя работал для ЛГТ и других европейских театров. В разные годы в ЛГТ он оформил: оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1925), оперу М. П. Мусоргского «Борис Годунов», оперу Р. Вагнера «Тангейзер» (1930), балет А. К. Глазунова «Раймонда», оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» (1934), оперу Ю. Карнавичуса «Радзивилл Перкунас» (1936), балет Н. Н. Черепнина «Тайна пирамиды» (1938) и многие другие. В 1931 Добужинский был назначен главным художником ЛГТ, за год выполнял костюмы и декорации от четырех до семи постановок и гастролировал со спектаклями по всему миру.

Мастер также оформлял разнообразные постановки в амстердамском Рикка Хопер театре, в брюссельских театрах Де ла Моннэ и Дю Парк, в дюссельдорфском театре, в Рижской опере, в Чехословацком национальном театре и т. д.

С 1928 сотрудничал с кинематографом, оформил фильм «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля» для парижской фирмы «Сентраль Синема». В 1937 жил в Париже в связи с работой в кино.

В 1938 получил предложение от М. А. Чехова принять участие в постановке «Одержимых» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». С этого времени начался американский период в творчестве мастера, его сотрудничество с Театром-студией Чехова, с которым он в 1939 уехал в США для продолжения работы над «Одержимыми».

В январе 1940 успешно сдал экзамены на театрального художника и декоратора-исполнителя и сделался членом соответствующих союзов художников в Америке. К этому времени относится исполнение нескольких его сюрреалистических композиций (таких, как «Ундина» и «Четыре ветра») и оформление спектаклей в Метрополитен Опера (Дж. Верди «Бал-Маскарад», 1940), Америкэн балет Караван («Императорский балет» на музыку Чайковского, 1941), театре «Американский балет» («Русский солдат» на музыку С. С. Прокофьева, 1942) и т. д.

В 1943 создал серию пейзажей, посвященных блокадному Ленинграду. В 1945 написал сценарий и исполнил эскизы декораций балета «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича (не осуществлена).

После Второй мировой войны одно время жил во Франции, писал книгу своих воспоминаний. Потом переселился в Нью-Йорк, где оформил оперы С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в Центральной городской опере Нью-Йорка и М. П. Мусоргского «Хованщина» в Метрополитен Опера.

В последние годы жизни жил преимущественно в Европе: в Париже, Лондоне, Риме. Сотрудничал с итальянскими театрами: в миланском театре Ла Скала оформил балет «Мадемуазель Анго» (1953); в неаполитанском театре Сан Карло - оперу Чайковского «Евгений Онегин» (1954). В Лондоне оформил балет Л. Делиба «Коппелия» в театре Мари Рамбер.

Осенью 1957 отплыл в США в связи с необходимостью обменять паспорт. В ноябре того же года скончался в доме своего младшего сына в Нью-Йорке.

Добужинский - живописец и график, невероятно талантливый и плодовитый театральный художник, мастер оформления интерьеров, литератор и, наконец, художник книги. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, - «Слово о полку Игореве»; «Дон Карлос» Ф. Шиллера; «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина; «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина; «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова; «Белые ночи» Ф. М. Достоевского; «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова; «Новый Плутарх» М. А. Кузмина; «Ночной трактир» И. А. Бунина; «Ночной принц» С. А. Ауслендера; «Примус» О. Э. Мандельштама; «Веселая азбука» Н. Павловой; «Три толстяка» Ю. Олеши; «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима; «Свинопас» Г.-Х. Андерсена и многие другие.

В Америке и Европе художник провел в общей сложности около 50 выставок: в Париже (1926, 1929), Амстердаме (1928), Брюсселе (1928, 1931), Копенгагене (1929), Каунасе (1925, 1930, 1931, 1932, 1937, 1939), Риге (1925, 1930, 1937), Лондоне (1935, 1936, 1955, 1957), Монреале (1943, 1944) и Нью-Йорке (1941, 1945, 1946, 1950, 1951).

Посмертные выставки состоялись в Лондоне (1959), Ленинграде (1965), Сполетто (1971), Вильнюсе (1963, 1975), Москве (1975), Нью-Йорке (1979).

Работы Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк).

  • 21.02.2019 Уголовное дело было возбуждено по части IV статьи 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Речь идет о продаже картин на сумму около 68 000 000 рублей - то есть на миллион долларов
  • 21.02.2019 Объект «Питер - город ангелов» вернется на автобусную остановку на стрелке Васильевского острова
  • 20.02.2019 Первая в сезоне крупная международная ярмарка искусства, завершилась с хорошим результатом. Количество посетителей достигло 66 000, что больше, чем в рекордном 2018 году
  • 19.02.2019 В номере опубликованы очерки Валентина Воробьева о московском «Сотбисе» 1988 года и рассказ Валентина Хромова об Анатолии Звереве, Дмитрии Плавинском и Александре Харитонове
  • 15.02.2019 Открытие музея-мастерской планируют на 2020 год. Илья и Эмилия Кабаковы передали это помещение в дар Третьяковской галерее
  • 18.02.2019 В ближайшую пятницу в 12:00 мы будем подводить итоги очередных торгов доступного искусства из частных собраний. Интересные авторы, смелые работы, дружественные цены. И никакого больше снега на картинах: хватит, встречаем весну!
  • 18.02.2019 Традиционные двадцать лотов - это восемь живописных работ, шесть листов оригинальной и три - печатной графики и три композиции, выполненные в смешанной технике
  • 15.02.2019 21 февраля 2019 года аукционный дом «Русская эмаль» проводит очередные филокартические торги, в коллекцию которых вошло без малого 350 лотов
  • 15.02.2019 21 февраля Аукционный дом «Литфонд» проведет очередной аукцион, на который выставлено 400 лотов редких книг, автографов, рукописей, исторических бумаг, фотографий, открыток, плакатов
  • 15.02.2019 Продали 55 %. Покупали Москва, Пермь, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск

Цитата сообщения Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957)

"Автопортрет"

Мстислав Валерианович Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899.



Закончив университет, Добужинский поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена. Вернувшись в 1901 в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей.

"Умиротворение". 1905

Дебютировал Добужинский в графике: рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX века. Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.


«Городские типы (Гримасы города)». 1908

Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал сначалав частной художественной школе Званцевой вместе с Бакстом , затем в других учебных заведениях. После 1917 доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять хранителем Эрмитажа и читать популярные лекции по искусству.

В 1907 начались переговоры Станиславского и Немировича-Данченко с деятелями «Мира искусства» о творческом сотрудничестве. Выбор мхатовцев пал на Мстислава Валериановича Добужинского, возможно, потому, что в его творчестве ощущалось то необходимое для театральных принципов сочетание достаточной умеренности стиля с декоративностью, удивительной способности передать настроение несколькими деталями с чувством композиции и ритма. Так возникла идея постановки тургеневской пьесы «Месяц в деревне» со сценографией Добужинского.

«Весна 1908». Эскиз-вариант виньетки для журнала Аполлон. 1909

Станиславский поставил перед художником задачу: «чтобы декорация отвечала духу пьесы и смыслу ее - в данном случае - картине уютной и тихой помещичьей жизни, где в доме все места «насижены», всё устойчиво и куда врывается буря...»

Результатом совместной работы стал блестящий спектакль, премьера которого состоялась в 1909. О спектакле емко сказал тонкий знаток прекрасного Муратов:

«... в быте того времени было понято нечто большее, чем исторический характер, - было понято и показано зрителям то прекрасное, что составляло его душу» .

"Зеленая диванная". Эскиз декорации к пьесе Тургенева «Месяц в деревне». 1909

Дебютировав на театральной сцене в 1907 (средневековая пастурель Адама де ла Аля «Игра о Робене и Марион», поставленная Евреиновым в «Старинном театре»), Добужинский после успеха спектакля «Месяц в деревне» активно работал в жанре сценографии, продолжая оформлять спектакли МХТ.


«Провинция. Воронеж». 1912

С 1914 Мстислав Добужинский начал сотрудничать с Дягилевым, участвуя в постановке ряда балетов. Первым опытом работы на оперных подмостках стал «Фауст» в Государственном Большом оперном театре (бывший петербургский Народный дом). Этим спектакль (постановка Грановского, дирижер Самосуд) 29 апреля 1919 ознаменовал открытие обновленного музыкального театра. Однако, до эмиграции Добужинский более в опере не работал.



В 1923 Добужинский уезжает из России и перебирается по совету друга, поэта Балтрушайтиса в Каунас, на родину предков. Начинается 15-летний литовский период творчества мастера, прерываемый лишь кратковременными выездами за рубеж. Именно в это время им созданы работы, которые по праву могут считаться значительными достижениями в области музыкального театра .

Эскиз декорации к опере Вагнера "Тангейзер"

В 1924 году Добужинский участвует в постановке «Евгения Онегина» в Дрезденской опере, которую осуществил выдающийся дирижер Добровейн. В 1925 он оформил спектакль в Каунасском театре: «Пиковая дама» , который имел оглушительный успех, во многом, благодаря художнику. На премьере Добужинского многократно вызывали, что само по себе было редким явлением.

Эскиз костюма к опере "Пиковая дама"

В 1929-30 одна за другой следуют каунасские постановки «Паяцев» (1929), «Бориса Годунова», «Андре Шенье» Джордано и «Тангейзера» (все в 1930). Особой зрелищностью и стильностью выделялись декорации к вагнеровской опере. В них ощущается сочетание современной декоративности с изысканной музыкальностью живописного письма. Но вершиной оперной сценографии Добужинского по праву может считаться моцартовский «Дон Жуан» (1933, Каунас). Сочетание черно-красной живописной фактуры с белым каллиграфическим узором рисунка поверх нее бесподобно передает характер музыкальных «кружев» зальцбургского гения, его «веселой драмы».

Эскиз декорации к опере "Пиковая дама"

Среди других работ художника в Каунасском театре «Луиза» Шарпантье (1932), «Вертер» (1934), «Князь Игорь» (1934), «Евгений Онегин» (1935), «Лоэнгрин» (1937), «Русалка» Дворжака (1937), «Манон» (1939).

Из спектаклей на других сценах можно отметить «Пиковую даму» в «Театре де ла Монне» Брюсселя (1931) в постановке, с участием знаменитого тенора украинского происхождения Иосифа Рогачевского и лондонского «Бориса Годунова» (1935).

Эскиз декорации к опере Мусоргкого "Борис Годенов"

Из-за националистических демаршей рижской художественной интеллигенции, к сожалению, осталась не поставленной на сцене Латвийской национальной оперы «Волшебная флейта», создаваемая в соавторстве с великим режиссером Михаилом Чеховым. Ряд эскизов к этому спектаклю хранится в Риге, Лондоне и Париже.

Эскиз декорации к опере Гуно "Фауст"

В 1939 году завершился литовский период творчества Добужинского. М. Чехов, с которым художника связывала творческая дружба, предложил ему совместную работу в Англии в своем театре над постановкой «Бесов» по роману Достоевского. Однако, начавшаяся мировая война, бомбардировки Лондона, сделали её невозможной Владелец театра решил перевести его в Америку. Так начался последний, американский период творчества Добужинского. До конца жизни он прожил в США, временами выезжая в Европу. Активность Добужинского на поприще музыкального театра в Америке была не так велика. Тем не менее, ряд постановок заслуживают внимания. В 1940 для театра «Метрополитен» он оформил спектакль «Бал-маскарад» (дирижер Купер).

Эскиз декорации к опере Верди "Бал-маскарад"

В нью-йоркской «Новой оперной компании» вместе с Чеховым в 1942 Мстислав Валерианович Добужинский осуществил постановку «Сорочинской ярмарки» Мусоргского. К 1947 относятся эскизы неосуществленной «Войны и мира» Прокофьева. Эти работы несут черты позднего, более «сурового» стиля Добужинского , на которого несомненное влияние оказала война и жизнь на чужбине. Это особенно касается эскиза занавеса «Война» к «Войне и миру». И даже занавес «Мир», несмотря на достаточно светлую палитру, выглядит несколько тяжеловесным и многословным.

Среди последних работ Добужинского в опере - «Воццек» Берга в Нью-Йоркской опере (1952), постановка осуществлялась совместно с Комиссаржевским, с которым в начале века Мстислав Валерианович начинал творческую деятельность в театре.

belcanto.ru ›dobuzhinsky.html