“За ужином она сидела на другом конце стола, говорила, ела и, казалось, вовсе не занималась им. Но едва только Обломов боязливо оборачивался в ее сторону, с надеждой, авось она не смотрит, как встречал ее взгляд, исполненный любопытства, но вместе такой добрый…”(см. список №1 И.А. Гончаров "Обломов".)

Знакомство Обломова и Ольги Ильинской произошло в имении Ильинских, их познакомил Штольц- лучший друг Обломова. Необычное поведение Ильи Ильича и его отчужденность от общества заинтересовали Ольгу. Затем интерес перешел в необходимость постоянного общения, в нетерпеливое ожидание встреч. Так родилась любовь. Девушка взялась за перевоспитание ленивого увальня Обломова. То, что он несколько опустился, обленился, не означало, что душа его огрубела и почерствела. Нет, это была чистая душа, душа ребенка, «голубиное сердце», как говорила впоследствии Ольга. Она разбудила ее своим страстным великолепным пением. Она разбудила не только душу Обломова, но и любовь к себе. Илья Ильич влюбился. Влюбился, как мальчишка, в девушку намного младше себя. И ради нее он готов был сдвинуть горы. Поглощенный этим чувством, он перестает быть сонным и апатичным; вот как его состояние описывает Гончаров: «От слов, от звуков этого чистого девичьего голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заливались слезами».Такая перемена в Обломове не чудо, а закономерность: впервые его жизнь обрела смысл. Это говорит о том, что прежняя апатия Ильи Ильича объясняется не душевной пустотой, а нежеланием участвовать в «вечной игре дрянных страстишек» и вести образ жизни Волкова или Алексеева.

Познакомившись с Обломовым поближе, Ольга поняла, что Штольц говорил о нем правильно. Илья Ильич -- чистый и наивный человек. К тому же он влюблен в нее, а это приятно тешило самолюбие. Вскоре Ольга признается в любви. Они проводят вместе дни напролет. Обломов уже не лежит на диване, он повсюду ездит с Ольгиными поручениями, а потом спешит на свидание к любимой. Он забыл обо всех прежних горестях, он как бы в радостной лихорадке, даже появление Тарантьева, которого он побаивался, вызывает лишь досаду. Сонное существование переросло в жизнь, полную красоты, любви и радостных надежд, полную небывалого счастья. Но в этом мире не может быть постоянно хорошо. Что-то обязательно должно испортить праздник. Так портит и вредит любви то, что Обломов считает себя недостойным Ольгиных чувств. Он и она боятся мнения света, сплетен. И огонь любви постепенно угасает. Влюбленные встречаются все реже, и ничто уже не возвратит весны их любви. В их отношениях нет прежней поэзии. К тому же, я считаю, в любви оба должны быть равны, а Ольге слишком нравилась роль центра вселенной для Обломова. И настоящая любовь не должна бояться каких-то неприятностей, ей безразлично мнение общества. Связь оборвалась из-за пустяка, из-за невыполненного Ольгиного каприза.(см. список №3 Журнал "Большой город".)

Любя, Ольга приходит к решению о расставании, потому что понимает, что Илья Ильич- человек не готовый к серьезным переменам, не готовый оставить свой любимый диван, отряхнуть с себя пыль повседневности, съедающую все его старые вещи в комнате.

“- Так ли я понял?.. -- спросил он ее изменившимся голосом.

Она медленно, с кротостью наклонила, в знак согласия, голову…”

Тем не менее Ольга долго переживала разрыв с Обломовым. Но вскоре Штольц занимает место в сердце девушки. Штольц -- светский человек, любовь к нему не постыдна, а вполне оправдана и принята светом.

А что же Обломов? Первое время он очень переживал, сожалел о разрыве. Но постепенно свыкся с этой мыслью и даже полюбил другую женщину. Обломов полюбил Агафью Матвеевну Пшеницыну. Она не была так красива, как Ольга. Но простота, доброта ее сердца, забота о нем с успехом заменили красоту. Было в ней то, что восхищало Обломова -- ее умелые руки с необычайно красивыми локтями. Вдова Пшеницына стала вдовой Ильи Ильича.

Через некоторое время Штольц и Ольга уже не могут существовать друг без друга. Андрей привыкает размышлять вслух при Ольге, ему приятно, что она рядом, что она его слушает. Ольга становится женой Штольца. Казалось бы, чего еще желать: прекрасный, деятельный, любящий муж, дом -- все, о чем мечталось. Но Ольга грустит, ей хочется чего-то, но она не может выразить свое желание словами. Штольц объясняет это тем, что уже все в жизни познано, ничего нового уже не будет. Ольге обидно, что он ее не понял до конца. Но, вообще-то, Ольга счастлива со Штольцем. Итак, Ольга нашла свою любовь.

Я считаю, что именно женщины в «Обломове» определяют поворотные моменты в судьбе главного героя Ильи Ильича и играют огромную роль в его жизни. Любовь к Ильинской- это сильное чувство, которое меняет Обломова и переворачивает его жизнь. Становится понятно, что Илья Ильич способен на любовь. Однако отношения Обломова и Ильинской складываются не безоблачно. Илья Ильич способен на нежность и любовь, но возвышенные чувства требуют от него совсем не романтических хлопот: перед тем как делать предложение, нужно благоустроить имение. Эти хлопоты пугают Обломова, а житейские проблемы кажутся ему непреодолимыми. В конце концов его нерешительность приводит к разрыву с Ольгой.

Не знаю, насколько Ольга любит Обломова; но так или иначе к ее чувству в немалой степени примешивается выраженное в желании превратить Илью Ильича в тот идеал, который она себе уже вообразила, самолюбие: «Ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем».

Так что цель ее несколько вне Обломова: ей скорее хочется, чтобы, к примеру Штольц «не узнал его, воротясь». Поэтому она не только не воплощает в себе блаженного покоя, но и, напротив, побуждает Обломова к деятельности; это не столько, как утверждает Добролюбов, «не входит в его привычки», сколько заставляет постоянно переступать через себя,быть не собой, а кем-то еще, - а к этому Обломов не способен, во всяком случае, на долгий срок. И как не уверяет Штольц друга, что тот может изменить себя, можно даже представить, как он борется с собой, - но очень трудно представить, как Обломов по-настоящему изменяет свою природу.

Ольга же, после разрыва с Обломовым, не без сомнений решается стать женой его давнего друга -- Штольца, в котором отчасти " воплотился ее идеал мужского совершенства ". Она продолжает жить богатой духовной жизнью, она полна сил и желания действовать. У нее сильный характерно гордостью признается она себе: "Я не состарюсь, не устану жить никогда". Она счастлива в браке, но ее союз со Штольцем и окружающее благополучие не могут удовлетворить ее. Она прислушивается к себе и чувствует, что чего-то иного просит ее душа, "тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед". В своем развитии она переживает потребность в сверхличных целях жизни. Н.А. Добролюбов, видевший в героине романа передовую русскую женщину, замечает: "Она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей давать советы -- принять их как новую стихию жизни и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над нею суд беспощадный..."

Гончаров сказал: «Любовь движет ми­ром с силой архимедова рычага». Эти слова можно взять эпиграфом не только к роману Гончарова «Обломов», но и ко всей человеческой жизни в целом.

Любовь в «Обломове», как и в других романах, играет огромную роль. Ею мож­но объяснить многие поступки героев, она - причина радости и страданий. Лю­бовь - это то, что есть в человеке самое прекрасное, что заставляет его совер­шать прекрасные поступки.

Каждый герой романа, как и любой из нас, воспринимает любовь по-своему, каждый рисует в воображении свой иде­ал любимой или любимого. В романе Гончаров показывает несколько любов­ных линий: Обломов и Ольга, Штольц и Ольга, Обломов и Пшеницына, Захар и Анисья. Все они, несмотря на различия, имеют общие черты.

Любовь Ольги и Обломова появилась в результате заботы Штольца. Этот дея­тельный человек не может смириться с апатией друга, поэтому предпринимает попытки возродить его к жизни. Штольц описывает Ольге прекрасные душевные качества Обломова: его нежность, добро­ту, ум. Ольга пытается «растормошить Обломова». Сначала это кажется ей заба­вой, тем более что Обломов прямо на гла­зах начинает возрождаться. Он и сам жи­вет любовью: «...встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Но нем появи­лись даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, само­уверенности». Но Ольга и в самом деле влюбляется в Обломова. Теперь это уже не игра. Ольга готова многое дать своему избраннику, но и от него ждет самоотвер­женной отдачи. И, увы, сталкивается с инертностью Обломова. Любовь начи­нает тяготить Илью Ильича. Он понимает, что «и в любви нет покоя». Трагичный итог неминуем, герои расстаются. Мне кажет­ся, причина в том, что оба любили создан­ный ими образ, а не конкретного челове­ка. Илья Ильич понял это и в письме к Оль­ге пишет: «...ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность лю­бить, которая за недостатком настоящей пищи... высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, да­же просто в слезах или истерических при­падках... Вы ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Пого­дите - он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку». Вскоре и сама Ольга поняла всю призрачность своей любви. В разговоре со Штольцем об Обломове она создала для себя идеальный образ и полюбила его. Ольга любила не того Обломова, ка­кой он есть на самом деле, а свое творе­ние, то, что могло получиться потом, в бу­дущем. А Обломов? Он вернулся к преж­ней жизни, к дивану и к халату. Ему больно потерять Ольгу. Но ведь и Обломов любит не живого человека, а придуманный им образ. Осознай он настоящую натуру Оль­ги, ему бы и в голову не пришло помес­тить ее в свой будущий воображаемый мир. Для Обломова идеальный брак - это нечто другое: «...а подле гордо-стыдли­вой покойной подруги спит беззаботный человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет...» Он, выросший в Обломовке и усвоивший с детства только одну философию: все должно находиться в со­стоянии покоя, никогда не поймет дея­тельную натуру Ольги.

Но любовь, какая бы она ни была, не проходит бесследно. Она разбудила в Обломове лучшие его качества. Теперь мы симпатизируем ему, видим в нем нечто большее, чем просто бездеятельного че­ловека. Любовь изменила и Ольгу. Пер­вым это заметил Штольц. «Как она созре­ла, боже мой! Как развилась эта девочка! Кто же был ее учителем? Где она брала уроки жизни? У барона? Там гладко, не почерпнешь ничего в его щегольских фра­зах! Не у Ильи же!..» Если разобраться, то и сам Штольц хочет спокойной долгой любви. Только, в отличие от Обломова, в любви Штольц, как и в жизни, не терпит ни малейшей неопределенности, недо­сказанности. Все должно быть разобрано и разложено по полочкам, чтобы противо­речия не накапливались и не угрожали жизни супругов в будущем. Штольц счаст­лив в браке. Он добился, чего хотел, и на­шел в Ольге то, что искал: способность думать, как он, быть наравне с ним. Они не находятся на разных полюсах, как Об­ломов и Ольга, они оба передовые люди: умные, откровенные, стремящиеся к зна­ниям. Но в душу Ольги закрадываются со­мнения, ей кажется, что чего-то в ее жиз­ни все же недостает, она мечтает о чем-то несбыточном. Быть может, идеал Ольги - это мужчина, который воплотил бы в себе душевные качества Обломова и деятель­ную натуру Штольца.

Обломов же находит свой идеал в Пшеницыной. Произошло это тихо и не­заметно. Лежа на диване, видя перед со­бой старательную Агафью Матвеевну, Обломов влюбляется в нее. Она отлич­ная хозяйка, добрая и верная жена. Но главное в том, что она создала для Ильи Ильича его Обломовку, к которой он стремился. Дом Пшеницыной и есть Обломовка. Обломов снова попал в ту среду, воспоминания о которой у него со­хранились с детства. С того самого мо­мента, когда Илья Ильич переступил порог дома Агафьи Матвеевны, он был обречен вернуться в Обломовку, вер­нуться к своей прежней жизни, умереть для окружающих и начать жить по своей мечте. Любовь Пшеницыной ничего не требует от Обломова, более того, хозяй­ка сама идет на жертвы во имя этой люб­ви. «...Она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных пред­чувствий, томлений, без игры и музыки нерв... Полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечи­мую лихорадку». Любовь Пшеницыной самоотверженна и преданна. Кажется, что вся ее жизнь прошла в ожидании че­ловека, которого можно бы было предан­но любить и окружать заботой. Она взяла на себя роль полновластной хозяйки и от­лично с ней справляется. Она готовит воскресные пироги, закладывает свои вещи, о чем совсем не догадывается Об­ломов, только бы барин ни в чем не нуж­дался. Такая любовь очень похожа на ма­теринскую любовь и заботу. Но, может быть, Обломову и нужна была такая жена, которая воплотила в себе качества жены и матери одновременно.

В романе есть еще одна линия любви. Она прослеживается в отношениях между слугой Обломова Захаром и Анисьей. Эти люди по-своему счастливы, они тоже на­шли в жизни свой идеал. Захар считает себя человеком умным и делает вид, что не прислушивается к женским советам, но потом поступает так, как говорит ему жена. Анисья все это видит, воспринима­ет как должное и счастлива.

Все эти состоявшиеся браки разные, но нельзя сказать, какой из них лучше, какой хуже. Важно то, что в них каждый из партнеров нашел то, чего искал. Сча­стлив Обломов, потому что жена от него ничего не требует, в то же время всеце­ло заботясь о нем. Счастлива и Агафья, потому что ее каждодневные хлопоты и вечное движение приобрели высший смысл. Штольц тоже нашел свой идеал женщины.

Тема любви вечна, и, пока на земле есть люди, есть и любовь.

Главные герои романа И. А. Гончарова «Обломов». Несмотря на разницу характеров и мировоззрений, эти двое были влюблены друг в друга, хоть и недолго. Любовь героев прекрасно описана автором. Они познакомились благодаря лучшему другу Обломова Штольцу Андрею , который переживая за будущее друга, попросил Ольгу вытащить его из рутины безделья. Первая встреча произошла весной в гостях, где в саду цвела сирень.

Весна сама по себе располагает к началу новых отношений. Вторая встреча произошла на даче у Ильинских. Уже тогда Обломов понял, что нашел свой идеал гармонии и женственности. Именно такую девушку как Ольга он хотел бы видеть своей невестой. Ей каким-то чудесным образом удавалось на него благотворно повлиять. Она стала для него светлым ангелом, сумевшим вытащить его из «обломовщины», в которой он давно погряз. С момента их знакомства он не так часто надевал свой потертый халат, он стал замечать пыль и паутины в своем доме, стал меньше времени проводить на диване.

Такие преобразования в друге даже Штольца удивили. Он искренне радовался тому, что Ольга смогла так хорошо повлиять на ленивого от природы и апатичного Обломова. В своей любви к ней герой был искренним и благородным. Он желал Ольге только добра. Когда Обломов, наконец, понял, что не сможет долго играть ту роль, которую она ему вручила, он честно признался ей в письме. Ольга любила в нем не того человека, каким он был, а скорее будущего Обломова, каким она хотела его сделать. Для нее любовь была, прежде всего, обязанностью, долгом, поэтому эти чувства долго не продлились.

Ильинской удалось возвратить Обломова к настоящей жизни, «разбудить» его, чего не удавалось прежде никому. За это ее уже можно было полюбить. Но она перестала верить в него. Понимая, что «обломовщину» в этом человеке так просто не победить, она постепенно стала отдаляться. Как известно, вскоре она вышла замуж за прагматичного Штольца, в котором видела хоть какое-то будущее. Если бы Гончаров написал продолжение своего культового романа, то возможно мы бы там прочли, что она оставила и Штольца. Потому что, перестав верить человеку, эта девушка отстранялась.

Обломов, в свою очередь, нашел свое тихое, скромное счастье рядом с Агафьей Пшеницыной , которая не хотела его переделывать и разрешала оставаться в мечтах, бесцельных размышлениях и лености. Она все решала и делала за него, как за маленького, инфантильного ребенка и Илья Ильич оставался доволен таким положением дел. Эта женщина стала для него второй Обломовкой, в которой уютно, комфортно и тепло. Он прекрасно понимал, что жизнь его бесцельна и скучна. Ему даже в какой-то степени было стыдно за свою безалаберность и никчемность, но изменить он ничего не мог.

С одной стороны, кажется, что зря Ольга провела несколько месяцев с Обломовым. С другой стороны, писатель подчеркивает, что они оба за это время духовно обогатились, открыли для себя новые грани. Ведь только в поисках можно найти свой путь. Так и главные герои произведения, путем проб и ошибок нашли свое семейное счастье.


В произведении «Обломов» Иван Гончаров достаточно трепетно описывает романтические стороны жизни главных героев. Он попытается разобраться, способны ли искренние чувства полностью изменить уклад жизни людей.

Любовь и отношения Ильи Обломова и Ольги Ильинской с цитатами докажут, что положительные перемены возможны лишь в том случае, когда человек уверенно идет по жизни, не боясь трудностей.

Первая встреча

Илью Ильича Обломова и Ольгу Ильинскую познакомил их общий друг Андрей Иванович Штольц. Мужчины посетили имение барышни с целью послушать ее пение. Музыкальный талант девушки произвел на Илью незабываемое впечатление. Он не отрывал от нее глаз, слушал, и смотрел с упоением.

Ильинская также постоянно рассматривала нового знакомого.

«Едва Обломов оборачивался боязливо в ее сторону, надеясь, что она не смотрит, как встречался с ее взглядом, исполненным любопытства, но таким добрым. Песни в ее исполнении задевали за живое».

Ему хотелось остаться в поместье дольше, но из-за чрезмерной растерянности он решил уйти рано. С этого момента все его мысли заняты Олей.

Влюбленность меняет людей

«Настойчивый взгляд Ольги не покидал головы Обломова».

Он хотел бывать у нее в гостях чаще. С мужчиной начали происходить положительные изменения. Он стал больше следить за внешним видом, за порядком в доме. Обломов продолжает посещать поместье Ильинских. Вскоре он признается Ольге в любви. Растерявшись от услышанных слов, она убегает от него. От смущения Илья долго не появляется в ее доме.

Обломов постоянно думает о возлюбленной. Барышня же мечтает выбить из него всю лень, отучить от привычки спать до обеда.

«Не задремлет, она покажет цель, заставит полюбить то, что разлюбил».

Постепенно она стала добиваться поставленных задач. Илью было не узнать.

Развитие романа

«Симпатия их росла и развивалась. Ольга цвела вместе с чувствами. В глазах стало больше света, а в движениях грации».

Влюбленные много времени проводят вдвоем. «С ней он с утра до вечера, читает, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам». Бывало, не спит по ночам, его воображение рисует портрет Ильинской.

Иногда Обломову кажется, что люди осуждают их, особенно девушку. Неуверенность Ильи в собственной внешности приводит к написанию Ольге письма, с предложением прекратить встречи. Такой поворот событий настолько расстроит ее, что Обломов поймет, насколько сильны ее чувства. «Я люблю иначе. Мне без вас скучно, расставаться надолго - больно. Я узнала, увидела и верю, что вы меня любите». Искренность любимой наводит его на мысли о женитьбе.

«Обломовщина» побеждает любовь

С приходом осени Илью Ильича все чаще посещают грустные мысли. С Ольгой он виделся редко. Постепенно Обломов начал проявлять себя настоящего. Потакая девушке, выполняя ее поручения, создавалась впечатление, что делал это лишь для нее. Неприязнь к книгам и наукам вернулась. Стал часто откладывать поездки в дом Ильинских. Когда Ольга сама проведывала его, придумал всевозможные причины переноса поездок. Несмотря на остывший пыл Ильи, отношения молодых продолжались.

Обломов периодически говорил Ольге, что не доверяет ее любви. А когда сообщил, что дату свадьбы нужно перенести, в связи с финансовой нестабильностью в имении, она приняла решение прекратить роман. Она в очередной раз убеждается, что этот мужчина не станет ей надежной опорой. «Я любила то, что хотела, чтоб было в тебе, Я любила будущего Обломова!