Считается, что искусство не имеет границ. Тем не менее люди решили разделять произведения художников по жанрам, в которых можно довольно легко запутаться, ведь границы стилей условны. Сегодня речь пойдет об одном из основных направлений в живописи - импрессионизме.

Возникновение импрессионизма

Импрессионизм как жанр искусства возник во Франции в 1870-х гг. Зарождением этого стиля послужило создание картины К. Моне "Впечатление. Восход солнца" (1872 г.). Один журналист назвал художника импрессионистом, однако с отрицательным смыслом. Но вскоре это забылось, а картина породила новый жанр.

в 1874 году свою первую отдельную выставку провели художники-имперссионисты. Картины, выставленные на ней, подверглись критике за отсутствие смысла, раскованность и плохую прорисовку. Однако художники не останавливались и продолжали организовывать подобные мероприятия, заявляя о своем искусстве.

Импрессионизм был чисто французским явлением. Художники из других стран смогли перенять некоторые черты, однако не в полной мере.

Именно импрессионисты первыми отошли от общепризнанных стандартов и шаблонов академического письма, дав тем самым огромный толчок развитию художественного искусства. Они глубоко занимались исследованиями цветов и новых техник письма, что в конечном итоге и привело нас к сегодняшнему разнообразию.

Следует отметить, что импрессионизм оказал серьезное влияние и вдохновил своей новизной представителей и других сфер искусства: скульптуры, музыки и литературы.

О чем рассказывают картины импрессионистов

Импрессионизм сосредоточен на изображении и том впечатлении, которое оно дает зрителю. Картины импрессионистов чаще всего изображают обычные сцены из жизни: городскую суету или пейзажи. Их работы дарят зрителям те мимолетные впечатления, которые испытали сами живописцы. Импрессионизм не замечает проблем или негатива, он показывает исключительно положительные стороны жизни.

В основном на картинах можно увидеть такие сюжеты, как пикники, катание на лодках, танцы, чаепития, забавы на открытом воздухе и прочие радости жизни. Людей на картинах не застывшими, а двигающимися, играющими, смеющимися чаще всего изображали импрессионисты. Картины позволяют нам окунуться в живую реальность прошлых веков, увидеть, какая обстановка окружала людей XIX века.

Особенности картин импрессионистов

Талант отражения на полотне моментальныго первого впечатления является главной чертой всех художников. Они всегда творили с натуры, без всяких зарисовок, улавливая и передавая общее настроение. Картины импрессионистов не несут глубокого смысла или скрытого содержания, они изображают обыденную жизнь, но делают это не просто, а мастерски. При взгляде на такие картины у зрителя сразу появляется определенная мысль или эмоция, которая остается еще на некоторое время после просмотра.

Особый стиль письма развивали импрессионисты. Картины, написанные ими, чаще всего отличаются нечеткими линиями и отдельными мазками Дело в том, что они передавали все цвета стандартным набором красок, умело ставя мазки. Большое внимание в работах они уделяли игре света, и теням, старались создать контраст. Показательной в этом плане может служить картина О. Ренуара "Бал в Мулен де ла Галетт" (1876 г.).

Великие импрессионисты прошлого

С момента создания течения было множество художников, творивших в стиле импрессионизма, однако по-настоящему великими можно назвать совсем немногих. Так, наиболее известные художники-импрессионисты - это К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей и К. Писсаро. Вообще, импрессионизм как течение был особенно популярен в конце XIX века, именно тогда творили истинные мастера.

Это послужило началом, вдохновением для других не менее именитых художников - В. ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена. Эти художники стали основателями постимпрессионизма, который сделал своей целью отказ от изображения реальной жизни, переход к изображению ее основ.

Современные импрессионисты

Не стоит думать, что направление перестало существовать после его расцвета. До сих пор есть художники, которые для своего творчества выбирают именно импрессионизм.

Картины современных импрессионистов вызывают не меньше восхищения, чем полотна прошлого. На сегодняшний день немало мастеров творит в этом жанре, однако кто из них наиболее достоин этого титула, покажет время. Тем не менее есть несколько художников, полотна позиционируются как картины импрессионистов. Фото их работ представлены ниже.

Возьмем, к примеру, художника по имени Кент Р. Уоллис (Kent R. Wallis). Его полотна отличаются яркими, насыщенными красками, с помощью которых он создает великолепные пейзажи.

Также завораживают картины художника И.Дж. Папроски (E.J. Paprocki).

В его полотнах цветы, листья и другие мелкие элементы выполняются очень реалистично, в то время как остальной фон выполняется мазками. Это позволяет ему передавать красоту деталей и в то же время общие первые впечатления, характерные для импрессионизма.

Импрессионизм - направление в живописи, зародившееся во Франции в XIX-XX веках, являющее собой художественную попытку запечатлеть какой-нибудь момент жизни во всей его изменчивости и подвижности. Картины импрессионистов словно качественно смытая фотография, возрождающая в фантазии продолжение увиденной истории. В этой статье мы рассмотрим 10 самых известных импрессионистов мира. К счастью, талантливых художников гораздо больше десяти, двадцати или даже ста, поэтому давайте остановимся на тех именах, которые нужно знать обязательно.

Чтобы не обидеть ни художников, ни их почитателей, список приведен в русском алфавитном порядке.

1. Альфред Сислей

Этот французский живописец английского происхождения считается самым известным пейзажистом второй половины XIX века. В его коллекции насчитывается более 900 картин, из которых самые известные это «Сельская аллея», «Мороз в Лувесьене», «Мост в Аржантее», «Ранний снег в Лувесьенне», «Лужайки весной», и многие другие.


2. Ван Гог

Известный всему миру печальной историей о своем ухе (кстати, отрезал он не все ухо, а только мочку), Ван Гон стал популярным лишь после своей кончины. А за жизнь смог продать одну-единственную картину, за 4 месяца до смерти. Говорят, он был и предпринимателем, и священником, но нередко попадал в психиатрические больницы из-за депрессии, поэтому вся мятежность его существования вылилась в легендарные произведения.

3. Камиль Писсарро

Писсарро родился на острове Сент-Томас, в семье буржуазных евреев, и был одним из немногих импрессионистов, родители которого поощряли его увлечение и вскоре отправили в Париж на обучение. Больше всего художнику пришлась по вкусу природа, ее-то он и изображал во всех красках, а если сказать точнее, то у Писсарро был особый талант подбирать мягкость цветов, сочетаемость, после чего на картинах словно появлялся воздух.

4. Клод Моне

С детства парнишка решил, что станет художником, несмотря на запреты семьи. Самостоятельно переехав в Париж, Клод Моне окунулся в серые будни тяжелой жизни: два года на службе в вооруженных войсках в Алжире, тяжба с кредиторами из-за бедности, болезни. Однако, создается ощущение, что трудности не угнетали, а наоборот, воодушевляли художника создавать такие яркие картины, как «Впечатление, восход солнца», «Здание парламента в Лондоне», «Мост в Европу», «Осень в Аржантее», «На берегу Трувилля», и множество других.

5. Константин Коровин

Приятно знать, что среди французов, родителей импрессионизма, можно с гордостью поставить нашего соотечественника - Константина Коровина. Страстная любовь к природе помогла ему интуитивно придавать невообразимую живость статической картинке, благодаря соединению подходящих красок, ширины мазков, выбора темы. Невозможно пройти мимо его картин «Пристань в Гурзуфе», «Рыба, вино и фрукты», «Осенний пейзаж», «Лунная ночь. Зима» и серии его работ, посвященных Парижу.

6. Поль Гоген

До 26-ти лет Поль Гоген и не задумывался о живописи. Он был предпринимателем и имел большую семью. Однако когда впервые увидел картины Камиля Писсарро, решил, что непременно станет рисовать. С течением времени стиль художника менялся, но самые известные импрессионистические картины это - «Сад в снегу», «У обрыва», «На пляже в Дьеппе», «Обнаженная», «Пальмы на Мартинике» и другие.

7. Поль Сезанн

Сезанн, в отличие от большинства своих коллег, стал известен еще при жизни. Ему удалось организовать собственную выставку и выручать с нее немалые доходы. Люди знали толк в его картинах - он, как никто другой научился совмещать игру света и тени, делал громкий акцент на правильных и неправильных геометрических формах, строгость тематики его картин гармонировала с романтикой.

8. Пьер Огюст Ренуар

До 20-ли лет Ренуар работал декоратором вееров у старшего брата, и только потом перебрался в Париж, где познакомился с Моне, Базилем и Сислеем. Это знакомство помогло ему в будущем стать на дорогу импрессионизма и прославиться на ней. Ренуар известен как автор сентиментального портрета, среди его самых выдающихся работ - «На террасе», «Прогулка», «Портрет актрисы Жанны Самари», «Ложа», «Альфред Сислей и его жена», «На качелях», «Лягушатник» и многие другие.

9. Эдгар Дега

Если вы еще ничего не слышали о «Голубых танцовщицах», «Репетиции балета», «Балетной школе» и «Абсенте» - поспешите скорее узнать о творчестве Эдгара Дега. Подбор оригинальных цветов, уникальных тем для картин, ощущение движения картинки - все это и многое другое сделало Дега одним из самых известных художников мира.

10. Эдуард Мане

Не путайте Мане с Моне - это два разных человека, работавших в одно время и в одном художественном направлении. Мане всегда привлекали сцены бытового характера, необычные внешности и типажи, как будто случайно «пойманные» моменты, впоследствии запечатленные на века. Среди известных картин Мане: «Олимпия», «Завтрак на траве», «Бар в «Фоли-Бержер», «Флейтист», «Нана» и другие.

Если у вас появится хоть малейшая возможность повидать картины этих мастеров вживую - вы навсегда влюбитесь в импрессионизм!

Александра Скрипкина,

Жирные мазки, яркие цвета, бытовые сцены жизни, откровенные позы и, самое главное, точное описание света... Лишь малая толика характеристик одного из самых популярных художественных направлений. Импрессионизм появился во Франции в середине 19 века. До его возникновения натюрморты, портреты и даже пейзажи авторы обычно создавали в своих студиях. Первые импрессионисты сломали традиционные каноны и буквально вышли в поля - стали творить на открытом воздухе, захватывая реалистичные сцены современной им жизни. Хотя первоначально импрессионизм сильно критиковали, вскоре он привел к аналогичному направлению в музыке и литературе. Предлагаем полюбоваться самыми известными картинами этого революционного движения в искусстве.

Бар в «Фоли-Бержер», Эдуард Мане, 1882

Последняя крупная работа Мане и просто величайшее произведение искусства. На полотне изображено знаменитое кабаре Парижа, которое часто посещал сам художник. Чтобы передать атмосферу того периода и сделать сцену более сложной, он изобразил на заднем плане зеркало, в котором отражается огромное количество людей, заполняющих помещение. Напротив толпы и зрителя, на контрасте, за стойкой стоит поглощенная собственными мыслями, одинокая буфетчица. Один из исследователей творчества Мане отмечает, что апельсины на картине - прямое доказательство того, что речь идет о проститутке. Дата и подпись самого Мане отображена на этикетке одной из бутылок, которая стоит в нижнем левом углу.

Серию «Кувшинки» Клода Моне профессионалы называют не иначе как «Сикстинской капеллой импрессионизма». Цикл состоит из приблизительно 250 картин, которые были созданы художником в течение последних тридцати лет жизни на участке его дома в Живерни. Сегодня они выставлены в музеях по всему мире. Поразительно, что большую их часть Моне написал, когда страдал от катаракты глаза и потерял левый хрусталик.

Бал в Мулен де ла Галетт, Пьер Огюст Ренуар, 1876

Знаменитый шедевр импрессионизма историки живописи нередко характеризуют как «самое красивое художественное полотно 19 века». Картина изображает типичный воскресный день в Мулен де ла Галетт на Монмартре. Под открытым небом Ренуар изобразил танцпол и кафе рядом со своим домом - художнику нравилось наблюдать за счастливыми грациозными парами. Для него это была идеальная обстановка для творчества. «Бал в Мулен де ла Галетт» - искусный групповой портрет, натюрморт и пейзаж одновременно. К тому же это и самая амбициозная работа Ренуара: никогда прежде художник не изображал аспекты повседневной жизни на холсте такого масштаба - 131х175 см. Уменьшения версия картины входит в десятку самых дорогих проданных произведений искусства.

Впечатление. Восходящее солнце, Клод Моне, 1872

Знаковая картина, которая дала имя всему художественному течению (от французского impression - «впечатление») и стала его квинтэссенцией. Изначально полотно, созданное Моне в порту Гавра, разнесли в пух и прах критики, а термин «импрессионизм» возник в сатирическом обзоре журналиста Луи Леруа, который написал: «Обои, и те смотрелись бы закончено, не то что это «Впечатление»!» Интересная деталь: если вы сделаете черно-белую копию этого произведения, то солнце исчезнет почти полностью.

Завтрак на траве, Эдуард Мане, 1862-1863

Сцену, изображающую обнаженную женщину, которая обедает с двумя полностью одетыми мужчинами, изначально посчитали оскорблением - художника обвинили в декадентстве и плохом вкусе. Картину не допустили до участия в Парижском салоне. Это было действительно смелое заявление в пользу свободы личности художника.

Парижская улица в дождливый день, Гюстав Кайботт, 1877

Считается одним из самых прославленных произведений о городской жизни в 19 веке. На картине изображена площадь Дублина вблизи ее пересечения с улицей Москвы около парижского вокзала Сен-Лазар. Столб фонаря и линия горизонта как бы делят картину на четыре квадранта. Все люди здесь движутся в разных направлениях, как бы подчеркивая их безличность, изолированность, одиночество в развивающемся городе. К тому же Кайботт мастерски передает ощущение дождя с помощью освещения и отсутствия сильных теней на улице.

Завтрак гребцов, Пьер Огюст Ренуар

Завтрак гребцов, Пьер Огюст Ренуар, 1880-1881

Романтизированный портрет друзей Ренуара, наслаждающихся вечером на балконе вдоль реки Сены. Среди людей на картине можно заметить и будущую жену автора (натурщица Алина Шариго - дама с собачкой), и другого известного импрессиониста - Гюстава Кайботта (справа в соломенной шляпе). Картина представляет изменяющийся характер французского общества в конце 19 века в результате промышленной революции.

Мост Буальдье в Руане в дождливый день, Камиль Писарро, 1896

Эта знаменитая картина Дега - художественное представление о социальной изоляции в Париже во время стадии бурного роста. На картине изображена женщина, которая безразлично смотрит на стакан абсента перед собой, причем, явно не первый. Рядом с ней сидит человек, который выглядит как алкоголик. В действительности, роли «униженных и оскорбленных» героев исполнили художник Марселен Дебутен и актриса Эллен Андре. Поначалу критиков шокировала атмосфера деградации и упадничества, царящая на полотне. А некоторые усмотрели в этом предупреждение от чрезмерного употребления алкоголя.

Паркетчики, Гюстав Кайботт, 1875

Одна из первых картин, изображающая городской рабочий класс. Кайботт иллюстрирует неизменный интерес к повседневной жизни. Обратите внимание, как точно художник уловил свет, пробивающийся через окно, и тени. Картина реалистична, как фотография, но, тем не менее, была отвергнута самыми престижными художественными выставками и салонами: изображение полуобнаженных мужчин из рабочего класса было сочтено «вульгарным предметом».

Европейское искусство конца 19-го века было обогащено возникновением модернистского Позже его влияние распространилось на музыку и литературу. Оно получило название "импрессионизм", поскольку основывалось на тончайших впечатлениях художника, образах и настроениях.

Истоки и история возникновения

Несколько молодых художников во второй половине 19-го века объединились в группу. У них была общая цель и совпадали интересы. Главным для этой компании стала работа на природе, без стен мастерской и различных сдерживающих факторов. В своих картинах они стремились передать всю чувственность, впечатление от игры света и тени. Пейзажи и портреты отражали единение души с Вселенной, с окружающим миром. Их картины — подлинная поэзия красок.

В 1874 году проходила выставка этой группы художников. Пейзаж Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» остановил взгляд критика, который в своем отзыве впервые назвал этих творцов импрессионистами (от французского impression — «впечатление»).

Предпосылками рождения стиля импрессионизм, картины представителей которого вскоре обретут невероятный успех, стали работы эпохи Возрождения. Творчество испанцев Веласкеса, Эль Греко, англичан Тернера, Констебла безоговорочно повлияло на французов, которые были родоначальниками импрессионизма.

Яркими представителями стиля во Франции стали Писсарро, Мане, Дега, Сислей, Сезан, Моне, Ренуар и другие.

Философия импрессионизма в живописи

Художники, писавшие в этом стиле, не ставили перед собой задачи привлечь внимание общественности к и бедам. В их работах не найти сюжетов на злобу дня, нельзя получить нравоучение или заметить людские противоречия.

Картины в стиле импрессионизм направлены на передачу сиюминутного настроения, разработку цветовых решений загадочной природы. В произведениях есть место только позитивному началу, мрачность обходила импрессионистов стороной.

По сути, импрессионисты не утруждали себя продумыванием сюжета и деталей. Главнейшим фактором было не что нарисовать, а каким образом изобразить и передать свое настроение.

Техника написания картин

Колоссальна разница между академической манерой рисования и техникой импрессионистов. От многих методов они просто отказались, некоторые изменили до неузнаваемости. Вот какие новшества они внесли:

  1. Отказались от контура. Произошла замена его на мазки — мелкие и контрастные.
  2. Перестали использовать палитры для Были подобраны цвета, дополняющие друг друга и не требующие слияния для получения определенного эффекта. Например, желтый — фиолетовый.
  3. Прекратили рисовать черным цветом.
  4. Полностью отказались от работы в мастерских. Писали исключительно на натуре, дабы легче было запечатлеть миг, образ, чувство.
  5. Использовали только краски, имеющие хорошую кроющую способность.
  6. Не дожидались, когда высохнет новый слой. Свежие мазки наносили сразу же.
  7. Создавали циклы произведений, чтобы проследить за изменениями света и тени. Например, «Стога сена» кисти Клода Моне.

Разумеется, не все художники выполняли в точности особенности стиля импрессионизм. Картины Эдуара Мане, например, никогда не участвовали в совместных выставках, а сам он позиционировал себя как отдельно стоящий художник. Эдгар Дега работал только в мастерских, однако качеству его произведений это не вредило.

Представители французского импрессионизма

Первая выставка работ импрессионистов датирована 1874 годом. Спустя 12 лет прошла их последняя экспозиция. Первым произведением в этом стиле можно назвать «Завтрак на траве» кисти Э. Мане. Эта картина была представлена в «Салоне отверженных». Она была встречена недружелюбно, поскольку сильно отличалась от академических канонов. Именно поэтому Мане становится фигурой, вокруг которой собирается кружок последователей этого стилистического направления.

К сожалению, современниками не был по достоинству оценен такой стиль, как импрессионизм. Картины и художники существовали в несогласии с официальным искусством.

Постепенно на первый план в коллективе живописцев выходит Клод Моне, который впоследствии станет их предводителем и главным идеологом импрессионизма.

Клод Моне (1840—1926)

Творчество этого художника можно охарактеризовать как гимн импрессионизма. Именно он первым отказался от использования черного цвета в своих картинах, мотивируя это тем, что даже тени и ночь имеют другие тона.

Мир в картинах Моне — это неясные очертания, пространные штрихи, глядя на которые можно прочувствовать весь спектр игры цвета дня и ночи, времен года, гармонии подлунного мира. Лишь мгновение, которое было выхвачено из жизненного потока, в понимании Моне и есть импрессионизм. Картины его будто не обладают материальностью, все они пропитаны лучами света и потоками воздуха.

Клодом Моне были созданы удивительные работы: «Вокзал Сен-Лазар», «Руанский собор», цикл «Мост Чаринг-Кросс» и многие другие.

Огюст Ренуар (1841—1919)

Творения Ренуара создают впечатление необыкновенной легкости, воздушности, эфирности. Сюжет рожден как будто случайно, однако известно, что художник тщательно продумывал все этапы своей работы и трудился с утра до ночи.

Отличительной особенностью творчества О. Ренуара является применение лессировки, которое возможно только при написании Импрессионизм в работах художника проявляется в каждом штрихе. Человек воспринимается им как частица самой природы, поэтому так многочисленны картины с обнаженной натурой.

Любимым занятием Ренуара было изображение женщины во всей ее привлекательной и притягательной красоте. Портреты занимают особое место в творческой жизни художника. «Зонтики», «Девушка с веером», «Завтрак гребцов» — только малая часть удивительной коллекции картин Огюста Ренуара.

Жорж Сера (1859—1891)

Процесс создания картин Сера связывал с научным обоснованием теории цвета. Световоздушная среда рисовалась на основе зависимости основных и добавочных тонов.

Несмотря на то что Ж. Сера является представителем завершающего этапа импрессионизма, и его техника во многом отлична от основоположников, он точно так же создает с помощью мазков иллюзорное представление предметной формы, рассмотреть и увидеть которое можно лишь на расстоянии.

Шедеврами творчества можно назвать картины «Воскресный день», «Канкан», «Натурщицы».

Представители русского импрессионизма

Русский импрессионизм возник практически спонтанно, смешал в себе многие явления и методы. Однако основой, как и у французов, было натурное видение процесса.

В русском импрессионизме хоть и были сохранены черты французского, но особенности национальной природы и состояния души внесли значительные изменения. Например, видение снега или северных пейзажей выражалось с помощью необычной техники.

В России немногие художники работали в стиле импрессионизм, картины их притягивают взгляды и по сей день.

Импрессионистический период можно выделить в творчестве Валентина Серова. Его «Девочка с персиками» — ярчайший пример и эталон этого стиля в России.

Картины покоряют своей свежестью и созвучием чистых красок. Главной темой творчества этого художника является изображение человека на природе. «Северная идиллия», «В лодке», «Федор Шаляпин» — яркие вехи деятельности К. Коровина.

Импрессионизм в современности

В настоящее время это направление в искусстве получило новую жизнь. В данном стиле несколько художников пишут свои картины. Современный импрессионизмсуществует в России (Андре Кон), во Франции (Лоран Парселье), в Америке (Диана Леонард).

Андре Кон является самым ярким представителем нового импрессионизма. Его картины, написанные маслом, поражают своей простотой. Художник видит прекрасное в обыденных вещах. Творец трактует многие предметы через призму движения.

Акварельные произведения Лорана Парселье знает весь мир. Его серию работ «Странный мир» выпустили в виде открыток. Великолепные, яркие и чувственные, они захватывают дух.

Как и в веке 19-м, в настоящий момент художников остается пленэрная живопись. Благодаря ей будет вечно жить импрессионизм. художников по-прежнему вдохновляют, впечатляют и воодушевляют.

Сегодня импрессионизм воспринимается как классика, но в эпоху своего становления он был настоящим революционным прорывом в искусстве. Новаторство и идеи этого направления полностью изменили художественное восприятие искусства 19 и 20 века. А современный импрессионизм в живописи наследует уже ставшие каноническими принципы и продолжает эстетические поиски в передаче ощущений, эмоций и света.

Предпосылки

Причин появления импрессионизма несколько, это целый комплекс предпосылок, который привел к настоящей революции в искусстве. В 19 веке во французской живописи назревал кризис, он был связан с тем, что «официальная» критика не желала замечать и пускать в галереи различные зарождающиеся новые формы. Поэтому живопись в импрессионизме стала своеобразным протестом против косности и консерватизма общепринятых норм. Также истоки этого течения стоит искать в тенденциях, присущих еще эпохе Возрождения и связанных с попытками передать живую реальность. Художники Венецианской школы считаются первыми прародителями импрессионизма, далее на этот путь стали испанцы: Эль Греко, Гойя, Веласкес, которые напрямую повлияли на Мане и Ренуара. Свою роль в становлении этой школы сыграл и технический прогресс. Так, появление фотографии породило новую идею в искусстве о запечатлении сиюминутной эмоции и ощущения. Именно это мгновенное впечатление и стремятся «схватить» художники рассматриваемого нами направления. Также свое влияние на это течение оказало и развитие школы пленера, которую заложили представители Барбизонской школы.

История импрессионизма

Во второй половине 19 века во французском искусстве складывается критическая ситуация. Представители классической школы не приемлют новаторства молодых художников и не допускают их на Салон - единственную выставку, открывающую путь к заказчикам. Скандал разразился, когда молодой Эдуард Мане представил свою работу «Завтрак на траве». Картина вызвала негодование критики и публики, и художнику запретили ее выставлять. Поэтому Мане участвует в так называемом «Салоне отверженных» вместе с другими живописцами, которых не допустили к участию в выставке. Работа получила огромный резонанс, а вокруг Мане начал формироваться круг молодых художников. Они собирались в кафе, обсуждали проблемы современного искусства, спорили о новых формах. Появляется общество живописцев, которых назовут импрессионистами по имени одной из работ Клода Моне. В это сообщество входили Писсарро, Ренуар, Сезанн, Моне, Базиль, Дега. Первая выставка художников этого направления состоялась в 1874 году в Париже и закончилась, как и все последующие, провалом. Собственно импрессионизм в музыке и живописи охватывает период всего в 12 лет, с первой выставки до последней, состоявшейся в 1886 году. Позже направление начинает распадаться на новые течения, часть художников умирает. Но этот период совершил настоящий переворот в умах творцов и публики.

Идеологические принципы

В отличие от многих других направлений, живопись в импрессионизме не была связана с глубокими философскими воззрениями. Идеологией этой школы было сиюминутное переживание, впечатление. Художники не ставили перед собой социальных задач, они стремились передать полноту и радость бытия в повседневности. Поэтому жанровая система импрессионизма была в целом очень традиционной: пейзажи, портреты, натюрморты. Это направление - не объединение людей на основе философских воззрений, а содружество единомышленников, каждый из которых ведет собственные искания в изучении формы бытия. Импрессионизм заключается именно в уникальности взгляда на обычные предметы, он сосредоточен на индивидуальном переживании.

Техника

Узнать живопись в импрессионизме довольно легко по некоторым характерным чертам. В первую очередь стоит помнить, что художники этого направления были яростными любителями цвета. Они почти полностью отказываются от черного и коричневого в пользу насыщенной, яркой палитры, часто сильно высветленной. Техника импрессионистов отличается короткими мазками. Они стремятся к общему впечатлению, а не к тщательной прорисовке деталей. Полотна получаются динамичными, прерывистыми, что соответствует человеческому восприятию. Живописцы стремятся располагать цвета на полотне таким образом, чтобы получать колористическую интенсивность или сближенность на картине, они не смешивают краски на палитре. Художники часто работали на пленэре, и это отразилось на технике, в которой не было времени на подсушивание предыдущих слоев. Краски наносились рядом или одна на другую, при этом использовался укрывистый материал, который давал возможность создавать эффект «внутреннего свечения».

Основные представители во французской живописи

Родиной данного направления является Франция, именно здесь впервые появился импрессионизм в живописи. Художники этой школы жили в Париже во второй половине 19 века. Они представили свои работы на 8 выставках импрессионистов, и эти полотна стали классикой направления. Именно французы Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро, Моризо и другие являются прародителями рассматриваемого нами течения. Самым известным импрессионистом, конечно, является Клод Моне, работы которого в полной мере воплотили все черты этого направления. Также течение справедливо ассоциируется с именем Огюста Ренуара, который своей главной художественной задачей считал передачу игры солнца; кроме того, он был мастером сентиментального портрета. К импрессионизму также относят таких выдающихся художников, как Ван Гог, Эдгар Дега, Поль Гоген.

Импрессионизм в других странах

Постепенно направление распространяется во многих странах, французский опыт успешно подхвачен в других национальных культурах, хотя в них больше приходится говорить об отдельных работах и приемах, чем о последовательном воплощении идей. Немецкая живопись в импрессионизме представлена в первую очередь именами Лессера Ури, Макса Либермана, Ловиса Коринта. В США идеи реализовывал Дж. Уистлер, в Испании - Х. Соролья, в Англии - Дж. Сарджент, в Швеции - А. Цорн.

Импрессионизм в России

Русское искусство в 19 веке испытывало значительное влияние французской культуры, поэтому отечественным художникам также не удалось избежать увлечения новым течением. Русский импрессионизм в живописи наиболее последовательно и плодотворно представлен в творчестве Константина Коровина, а также в работах Игоря Грабаря, Исаака Левитана, Валентина Серова. Особенности русской школы заключались в этюдности работ.

Что собой представлял импрессионизм в живописи? Художники-основатели стремились запечатлеть сиюминутные впечатления от контакта с природой, а русские творцы старались еще и передать более глубокий, философский смысл произведения.

Импрессионизм сегодня

Несмотря на то что со времени возникновения направления прошло почти 150 лет, современный импрессионизм в живописи не утратил актуальности и сегодня. Благодаря эмоциональности и легкости восприятия картины в этом стиле пользуются большой популярностью и даже коммерческим успехом. Поэтому многие художники во всем мире работают в этом направлении. Так, русский импрессионизм в живописи представлен в новом московском одноименном музее. Там регулярно проходят выставки современных авторов, например В. Кошлякова, Н. Бондаренко, Б. Гладченко и других.

Шедевры

Современные любители изобразительного искусства часто называют самым любимым своим направлением именно импрессионизм в живописи. Картины художников этой школы продаются на аукционах по баснословным ценам, а коллекции в музеях пользуются большим вниманием публики. Главными шедеврами импрессионизма принято считать картины К. Моне «Кувшинки» и «Восходящее солнце», О. Ренуара «Бал в Мулен де ла Галет», К. Писсарро «Бульвар Монмартр ночью» и «Мост Буальдье в Руане в дождливый день», Э. Дега «Абсент», хотя этот список можно продолжать почти бесконечно.