Цели урока:

  • образовательная:
  • познакомить с биографией и мировоззрением писателя, развивать умение анализировать текст; подготовка учащихся на основе анализа исходного текста к написанию сочинения-рассуждения на нравственную тематику;
  • развивающая:
  • развитие устной и письменной речи, умения выделять главное, сравнивать, интерпретировать содержание и анализировать его языковые особенности;
  • воспитательная:
  • облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями искусства (развить духовный, душевный потенциал), воспитать способность видеть прекрасное, уважения к ценностям мировой художественной культуры.

Задачи урока:

  • создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью;
  • обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;
  • обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • совершенствовать навык критического осмысления текста;
  • развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знания.

Форма: защита проектов + развитие речи

Оборудование: выставка книг Л.Н. Толстого и о нем; иллюстрации по биографии и произведениям писателя; репродукции картин Крамского, Репина; аудио записи вальсов Шопена, сонат Бетховена. Мультимедийная презентация к уроку.(Приложение 1 ) Презентации учеников.(Приложение 3-6) Раздаточный материал: текст Т.И. Курочкиной “Иван Николаевич Крамской” и дневниковые записи Л. Толстого. (Приложение 2 )

План урока

  1. Мотивация учебной деятельности.
  2. Историческая эпоха. Развитие литературы, искусств и науки второй половины XIXв. (Защита проекта группой учащихся)
  3. Л. Толстой в воспоминаниях современников. (Защита проекта)
  4. Портреты Л. Толстого, созданные художниками – его современниками. (Рассказ учителя, защита проекта, практическая работа с текстом: сжатие– тезисы или изложение)
  5. Музыка в жизни Льва Толстого (Защита проекта).
  6. Л. Толстой в русской поэзии (Защита проекта).
  7. Дневники писателя – книга, не имеющая себе равных во всей мировой литературе. (Практическая работа по развитию речи: подготовка к сочинению по данному тексту)
  8. Путешествие в Ясную поляну. (Защита проекта)

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности.

На сегодняшнем уроке мы вспомним исторические и культурные события, свидетелем которых был Толстой, узнаем, как шло развитие литературы, искусства и науки второй половины ХIХ века; продолжим изучение биографии писателя, поразмышляем над высказываниями Толстого и его современников о нем, поработаем с дневниками “великого Льва”. А еще мы послушаем музыку, которую любил Толстой, стихотворения о нем, раскрывающие различные грани его жизни и творчества, а также сможем узнать историю создания и художественные особенности знаменитых портретов писателя кисти Крамского и Репина, совершить заочное путешествие в Ясную Поляну.

Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. (Слайд 1)

2. Историческая эпоха.

(Слайд 2)

На эти вопросы отвечают учащиеся, защищая проекты (см. Приложение 3 )

Анализ схемы “Россия. XIX век. Линия времени” (Рисунок 1)

  • Проверь, знаешь ли ты российскую историю.
  • Какие императоры управляли Россией? Как меняли курс развития страны?
  • Какие важнейшие события определяли историю России?

3. Л. Толстой в воспоминаниях современников

. (Слайд 3)

“Каждый человек- алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя”.
Л.Н. Толстой

  • Каким предстает Толстой в воспоминаниях современников?
  • Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках?
  • Чем он близок вам?

4. Портреты Л. Толстого, созданные художниками – его современниками

.

Среди почитателей таланта Толстого был основатель художественной галереи в Москве П. М. Третьяков. (Слайд 4)

Он очень хотел заказать портрет, Толстого для своей галереи. В 1869 году Третьяков обратился к А. А. Фету, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содействии.

Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказался позировать. Только через несколько лет счастливый случай позволил Третьякову осуществить свое желание.

История создания первого живописного портрета Толстого такова. (Слайд 5)

Летом 1873 г. Крамской, живя на даче недалеко от Ясной Поляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться со Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета. Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самарских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писателем, о чем писал и Третьякову.

5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича в доме не оказалось, и художник отправился на розыски. Во дворе на вопрос, не знает ли где граф, работник ответил: “Это я и есть”. Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей. (Слайд 6)

Сообщение учащегося о И.Н. Крамском. (Слайд 7-9)

Косность академического образования тяготила Крамского, и в 1863 году он возглавил “бунт четырнадцати” - выпускников Академии, которые отказались писать на заданную тему “Пир в Валгалле” и потребовали свободного выбора сюжета для конкурса на большую золотую медаль.

Впоследствии они организовали художественную артель, первое независимое объединение русских художников. В 1870 году было основано Товарищество передвижных художественных выставок, с тех пор до последних дней жизни Крамской оставался одним из ведущих членов этого крупнейшего передового объединения русских художников.

По выходе из Академии И. Н. Крамской пишет преимущественно портреты, которым свойствен интерес к психологии современного ему человека. Автопортрет художника 1867 года один из наиболее выразительных социально-типических образов в русском искусстве тех лет.

Мастерство художника достигает расцвета в начале 70-х годов. Он пишет ряд портретов деятелей русской культуры и людей из народа, такие как портреты Л. Н. Толстого, П. М. Третьякова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, крестьянина Мины Моисеева. В эти же годы им созданы и тематические картины: “Неутешное горе”, “Полесовщик”, “Христос в пустыне”, “Неизвестная” и многие другие. Даже в картинах на религиозные темы Крамской старался выразить свои представления о положительном герое эпохи, который должен быть готов к самопожертвованию ради выполнения своего долга перед народом. Кроме станковой живописи, Крамской занимался графикой: гравированием на медной доске офортов, работал в области монументальной живописи. И. Н. Крамской был крупнейшим художественным критиком своего времени. Много времени отдавал педагогической деятельности. Его эстетические взгляды неотделимы от реалистической основы его творчества. Он был убежден в идейно-воспитательной роли искусства, в его познавательном значении. К творчеству художника Крамской предъявлял высокие требования и вместе с тем строго относился к себе. Умер И. Н. Крамской в 1887 году.

Продолжение рассказа учителя о портрете.

Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своем отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой - для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.

Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: “...граф Толстой, которого я писал, - интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии... На гения смахивает”.

Прозорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В яснополянском (для семьи) варианте - углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души; в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Последняя работа была по достоинству оценена современниками и признана как лучший портрет Толстого. (Слайд 10)

Работа с текстом. Подготовка к изложению или составление тезисного плана.

Это первый и лучший портрет писателя. Образ Толстого-мыслителя, великого гуманиста, носителя высоких нравственных идеалов, страстного борца с общественной несправедливостью, ни одному из художников, писавших впоследствии Л. Н. Толстого, не удалось выразить с такой изумительной, впечатляющей силой и глубиной. Каждый, кто хоть раз видел портрет, по себе знает огромную силу его воздействия.

На портрете Толстой изображен непринужденно сидящим в кресле со сложенными на коленях руками. Пристальный и проницательный взгляд его небольших серых глаз, глубоко посаженных под густыми нависающими бровями, устремлен в душу зрителя, властно притягивает к себе.

Крамской сумел передать поразительно живой, полный огромного внутреннего напряжения взгляд Толстого. Великий писатель - как лермонтовский “вечный судия”, и при этом человек из плоти и крови. С изумительным мастерством Крамской раскрыл многогранность и сложность личности одного из величайших гениев русского народа. Талант Крамского как художника-психолога проявился в портрете во всю мощь.

Крамской был бесконечно увлечен Толстым-человеком и художником.

Художник сумел выявить ту цельность характера Толстого, которая поражала его при встречах с писателем.

Черты личности Толстого, на которые в портрете обращено основное внимание - ясный глубокий ум, беспредельная правдивость, моральная сила, активность и целеустремленность, - выражают идеал народного понимания прекрасного.

Близость Толстого к народу раскрывается Крамским и через характеристику его ярко национального облика. Скуластое лицо, широкий нос, окладистая борода придают ему сходство с простым деревенским мужиком. Но при всей кажущейся простоте его внешности Толстой у Крамского “очень своеобразный барин” (слова Репина). Даже сшитая на манер крестьянской блузы рубаха выглядит на нем изящно и элегантно. Крамской далек от того, чтобы идеализировать Толстого. В нем угадывается человек с трудным и тяжелым характером. Но не это главное в портрете. Прежде всего Крамской стремился раскрыть в Толстом те высокие качества, которые делают его образ дорогим и близким народу.

Толстой в понимании Крамского - глубоко положительный образ передового русского человека, правдоискателя и выразителя народных интересов.

Поэтому его портрет художник решает как портрет общественного деятеля.

С этой целью он монументализирует композицию портрета. Толстой кажется на нем человеком высокого роста, с не очень большой по отношению к размерам торса головой.

Художник умело находит соотношение фигуры с фоном, используя для воплощения своего замысла позу и одежду портретируемого. Плавный величественный силуэт фигуры, свободно и красиво ниспадающие складки широкой блузы придают портретируемому особую значимость и благородство. Играя важную роль в композиции портрета, они не отвлекают внимания от основного - лица писателя. К сожалению, фигуре писателя недостает материальной весомости, за складками одежды недостаточно чувствуется пластика тела. Очевидно, объясняется это тем, что Крамской написал с натуры только голову Льва Николаевича, написал очень выразительно - объемно, пластично, свободно и в то же время строго.

Как немногим другим, Крамскому удалось выявить в портретируемом человеке самые характерные, наиболее присущие ему свойства личности, проникнуть в сокровенные тайники жизни человеческого ума и сердца, воспеть самые прекрасные и возвышенные человеческие качества. И едва ли не лучшим примером этого является третьяковский портрет Толстого.

Т. И. КУРОЧКИНА Иван Николаевич Крамской (М., Изобразительное искусство, 1980)

Портреты И.Е. Репина. (Слайд 11-15)

Они познакомились 6 октября 1880 года в московской мастерской Репина, куда зашел Л. Толстой. Вскоре писатель переехал в Москву, и встречи их стали частыми. Вечерами они совершали дальние прогулки по бульварам, размышляя о жизни и искусстве. Мысли Толстого заставляли художника о многом задуматься, иной раз даже изменить первоначальный замысел своих работ.

А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведенные в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: “Очень интересно и полезно провел это время... Какая мощь бессмертного духа сидит в нем!”. Стасов, понимая огромное значение этой работы для Репина, писал ему: “Ведь вы еще в первый раз на своем веку писали с гениального... человека”.

Работа давалась Репину нелегко. Дело в том, что художник высоко ценил замечательный портрет, созданный Крамским, и ему невольно пришлось вступить в соперничество с признанным искусством своего недавно умершего учителя.

Одним из первых репинский портрет Толстого увидел Стасов. Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать суть личности писателя: “Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя. Глаза... глядят вдаль и глубину, словно прямо в твое сердце и душу”.

Тогда же в Ясной Поляне Репин зарисовал Толстого, занятого любимей им крестьянской работой, - на вспашке поля вдовы Анисьи Копыловой. Художника поразила выносливость и сноровка Льва Николаевича: он уставал, но тяжелая работа приносила ему настоящее удовольствие. Позже по эскизу и по памяти Репин написал картину “Л. Н. Толстой на пашне”. Цензура запретила это название, боясь тенденциозности и “разговоров публики”. С большими трудностями удалось добиться разрешения на репродуцирование картины.

Летом 1891 года художник надолго приехал в Ясную Поляну. Он много рисовал Толстого и признавался: “...После его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны”.

Репин писал Толстого больше чем кто-либо из русских художников.

Свыше 70 работ он посвятил писателю- выразительных и виртуозных, изображающих его за шахматами, за работой, за чтением.

Вылепил и бюст Льва Николаевича.

Репинские рисунки, акварели, скульптурные и живописные портреты, созданные на протяжении 23 лет, позволяют нам увидеть и представить Толстого в разные периоды жизни. И лучше, и глубже понять его.

Защита проекта

5. Музыка в жизни Льва Толстого

В доме Толстых Репин не раз слушал прекрасную музыку Шопена, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Лев Николаевич хорошо знал, понимал и любил музыку.

“Случалось, что после какой-нибудь впечатлительной сонаты Лев Николаевич рассказывал нам целую драму, которая рисовалась ему во время исполнения пьесы”, - вспоминал Репин.

Наряду с музыкальной классикой Толстому нравились произведения, полные задушевности, искренности и мелодической красоты. Думаю, эти мелодии будут близки и нам.

Защита проекта “Музыка, которую любил Л.Толстой

  • Ария Дон Жуана и дуэт “Ручку дай, ангел мой” из оперы Моцарта “Дон Жуан”;
  • Дуэт Глинки “Не искушай меня без нужды”;
  • Гопак в исп. Трояновского на балалайке;
  • Цыганские романсы в исп. Вари Паниной;
  • Шопен Ф. Вальсы;
  • Л. Бетховен. Сонаты
  • 6. Л. Толстой в русской поэзии

    Защита проекта (Приложение 5)

    7. Дневники писателя – книга, не имеющая себе равных во всей мировой литературе (Практическая работа по развитию речи)

    В огромном литературном наследии Толстого, есть книга, известность которой далеко не так велика, как “Война и мир” или “Анна Каренина”. А между тем эта книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая ныне 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта - дневники писателя.

    Их не станешь читать безотрывно, как роман или повесть. Но тот, кто решит с ними познакомиться, несомненно, будет вознагражден: россыпь ярких мыслей, острых впечатлений, свежих картин и наблюдений, запечатленных на страницах толстовского “Дневника”, позволяют заглянуть в сокровенный мир Художника.

    Личность Толстого неотделима от его искусства. Мы поражаемся разнообразию тем, щедрости образов, богатству мыслей в его книгах. Но ведь все это, в том числе и счастливый труд воображения, рождалось из опыта собственных чувств, будничной работы ума и сердца. Дневник - правдивое зеркало жизни великого писателя.

    Толстой очень дорожил искренностью своих записей. Когда Софья Андреевна, от которой у него не было тайн, стала заглядывать в его дневник, он потерял покой: знать, что пишешь в расчете еще на чьи-то глаза - значит писать не совсем откровенно. Следует учесть также, что вся жизнь писателя была на виду, а из дневника он часто делал выписки для близких и друзей. Чтобы сохранить чистоту и неприкосновенность этой своей исповедальни Толстой начинает вести “Тайный дневник” (1908) и “Дневник для одного себя” (1910). Последний он прятал от любопытных глаз под обшивку старого кресла или за голенище сапога...

    Его дневник - и свидетельство очевидца, и календарь встреч, и творческая тетрадь. Но, пожалуй, больше всего - орудие самопознания и самовоспитания, изменения самого себя.

    “По дневнику весьма удобно судить о самом себе”, – напишет 22-летний Толстой.

    Весной 1847 г. Л.Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе... Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в гуще людей... Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти...

    Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее – и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей души.

    “Встал немного поздно и читал, но писать не успел. Приехал Пуаре, стал фехтовать, его не отправил (лень и трусость). Калошин пришел пить водку, его не спровадил (трусость). У Озерова спорил о глупости (привычка спорить) и не говорил о том, что нужно (трусость). У Беклемышева не был (слабость энергии). На гимнастике не прошел по переплету (трусость) и не сделал одной штуки оттого, что больно (нежничество). У Горчакова солгал (ложь)... Дома не занимался английским языком (недостаток твердости)”. Это 23-летний молодой человек бичует себя.

    “Курил и неприятным тоном заговорил за чаем...” Вчитайтесь! Это уже 33 года спустя 56-летний всемирно известный писатель, один из немногих, признанных при жизни гениев, выговаривает себе словно нашалившему гимназисту!

    Работа с раздаточным материалом – выдержками из дневниковых записей Толстого разных лет. (Приложение 2 )

    • Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?
    • Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого?
    • Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?

    8. Путешествие в Ясную поляну.

    Защита проекта

    9. Подведение итогов урока.

    10. Домашнее задание.

    Написать сочинение на тему: “Размышления над дневниками Льва Толстого”.

    Читая 4-ое действие пьесы Чехова "В. с.", понимаешь, что автор хотел показать дворянское гнездо, которое представляют Раневская и Гаев, настоящее в лице Лопахина и неопределенное будущее, представленное молодыми людьми Петей и Аней. Перед нами предстают герои, потерявшие свое прошлое, настоящее и будущее. У каждого из этих героев желаемое не соответствует действительному. Самооценка не соот-т производимому на других впечптлению, а слова героев не соответствуют их делам. Раневская - любящая женщина, мать, проявляющая сентиментальную нежность к старым памятным вещам, часто оказ-ся грубой и совершенно не чуткой к людям, всех предает и пускает по миру.Лопахин, любя и жалея этих людей, спокойно пирует на поминках сада. Петя Трофимов часто говорит, что надо работать, но сам он "вечный студент,говорящий высокопарно о дороге в будущее, но не способный найти свои собственные калоши.

    Даже второстепенные герои несчастны, их самохар-ки звучат очень драматично: "Я выросла, потом пошла в гувернантки, - говорит Шарлота. А откуда я и кто я - не знаю:.Никого у меня нет:.И кто я, зачем я - неизвестно" Символична судьба старого слуги Фирса. Се уезжают, оставляя его на произвол судьбы.

    Фирс - воплощение прошлого: оставили свое прошлое, потеряли себя. Пьеса зак-ся словом Фирса "Недотепа", которое можно отнести к каждому из героев, все герои Чехова не слышат друг друга, часто отвечают невпопад, каждый говорит о своем, совершенно не слыша других. Люб. Анд. умиляется своей детской комнатой и плачет, а Гаев в это время говорит о поезде, который опоздал на 2 часа. В это же время Шарлота вспоминает о собаке, которая хорошо кушает орехи. Это говорит о азобщенности людей, о их глухоте к чужим проблемам, о нарушении межличностных контактов и связи.

    Т. о., мы чувствуем сквозной мотив глухоты. Фирс - физически глухой человек - становится среди них символической фигурой, более того, он едва ли не самый отзывчивый из героев: предан хозяевам, трогательно заботится о них, ухаживает за Гаевым, которому 51 год, как за младенцем. "Опять не те брючки надели", - говорит он ему заботливым голосом. Он отвечает невпопад, т. к. действительно плохо слышит, а у других героев эта глухота не физическая, а душевная. Их положение в каком-то смысле хуже положения слуги, поэтому он по праву наз-ет их недотепами.Пьеса вызывает грустное настроение, и финал ее невеселый.

    Казалось бы, Аня и Петя явл-ся надеждой автора на будущее, но мы понимаем, как такой человек, который больше говорит, чем действует, не может повести за собой других людей. Аня еще слишком молода, совсем не знает жизни.Мы сочувствуем Раневской, но не можем не заметить ее инфальтильности, нелепого поведения. Так все время ощущается конфликт времен и полное непонимание одного поколения другим. Совершенно очевидно, что дворянство уходит в прошлое. Чехов не верит в то, что буржуазия станет хозяином жизни.Лопахин живет сегодняшним днем, его идеи практичны, он пост-но говорит о том, как изменить жизнь к лучшему и вроде бы знает, что делать.

    Однако мы постоянно чувствуемего неуверенность в себе, а в конце пьесы у него опускаются руки и он восклицает: "Скорей бы изм-сь наша нескладная, несчастливая жизнь".

    Возможно это вас заинтересует:

    1. Вспомним рассказы А. П. Чехова. Лирический настрой, пронзительная грусть и смех... Таковы и его пьесы - пьесы необычные, а тем более казавшиеся странными чеховским современникам....

    2. Чехов, пришедший в литературу в 80-е годы XIX века, остро чувствовал обреченность прежних форм жизни и неизбежность появления новых. Это вызывало и надежду и тревогу....

    3. Пьеса “Вишневый сад” занимает особое место в творчестве А. П. Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий,...

    4. Современникам пьесы Чехова казались необычными. Они резко отличались от привычных драматических форм. В них не было казавшихся необходимыми завязки, кульминации и, строго говоря, драматического действия...

    5. В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов, с маленьким по сравнению с...


    • Рейтинговые записи

      • - 15 559 просмотров
      • - 11 060 просмотров
      • - 10 624 просмотров
      • - 9 772 просмотров
      • - 8 699 просмотров
    • Новости

        • Популярные эссе

            Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

            “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

            Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

            Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

            ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

        • Экзаменационные сочинения

            Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

            Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

            «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

            В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

            Урок русского языка в 4 «А» классе