Восстание состоялось в Петербурге 14 декабря 1825 года, в день коронации императора Николая Первого. Восстание, жестоко подавленное. После него несколько десятков человек остались лежать на морозной площади, полторы сотни были сосланы в Сибирь, еще пятерых участников восстания по приказу царя повесили, нарушив этим самым действующий полстолетия мораторий на осуществление смертной казни. Но на самом деле восстание декабристов имело свое продолжение - причем второй акт драматических событий развернулся на территории Украины, в нескольких десятках километров от Киева. И связан он с деятельностью братьев Матвея, Сергея и Ипполита Муравьевых-Апостолов.

Род Муравьевых-Апостолов своими корнями восходит к казацкому гетману Даниилу Апостолу - очень предприимчивому и хозяйственному гетману. За время своего правления он пробил столько прав и вольностей для представителей казацкой старшины, что даже питерские вельможи завидовали малороссам: деньги от предпринимательской деятельности текли в карманы казацкой знати и создавали условия для развития украинского дворянства. Внук Даниила Апостола, Матвей Артамонович, женился на представительнице русского дворянского рода Муравьевых, и их сын Иван, известный писатель и государственный деятель поздней Екатерининской - ранней Александровской эпохи, уже носил двойную фамилию: Муравьев-Апостол. В литературных кругах Иван Матвеевич был известен под псевдонимом Вьеварум - зеркальная анаграмма от фамилии Муравьев.

Из всей многодетной семьи Ивана Матвеевича нас заинтересовали три сына: старший - Матвей, родившийся 25 апреля 1793 года, средний - Сергей, появившийся на свет 28 сентября 1795 года, и младший - Ипполит, родившийся 13 июля 1806 года. Все три брата впоследствии стали активными участниками движения декабристов.

Муравьев -Апостол Сергей Иванович

В 1812 году Матвей и Сергей участвовали в войне с Наполеоном и в походе русских войск в Европу. Принимали участие в ряде боев: под Витебском, при Малоярославце, Тарутине, Бородине, Бауцене, Лейпциге, Фер-Шампенуазе, Париже… Братья возвращаются, овеянные славой, с офицерскими званиями и боевыми наградами.

В 1817 году Матвей и Сергей становятся членами масонской ложи «Трех добродетелей». Правда, Сергей на следствии признавал, что в работе ложи принимал участие весьма неохотно и нерегулярно. Позже оба брата становятся активными деятелями тайных обществ «Союз спасения» и «Союз благоденствия». Матвей Муравьев-Апостол в 1823-1825 годах был представителем Южного общества декабристов в Санкт-Петербурге, вел активные переговоры относительно объединения Северного и Южного обществ…

Муравьев -Апостол Матвей Иванович

Очень скоро Сергей Муравьев-Апостол превратился в настоящего лидера тайного движения, одного из главных оппонентов Павла Пестеля. Пестель и Муравьев были непримиримыми диспутантами. Дело в том, что «Русская правда» Пестеля как проект будущей Конституции России носила не прогрессивный, а реакционный характер. Иногда возникает мысль: слава Богу, что декабристы не победили в ходе восстания! Иначе Россию ждал бы тот путь, через который прошла Франция в ходе якобинской диктатуры. Пестель отказывался от роли «русского Вашингтона». Он непременно хотел быть «русским Кромвелем» или «русским Робеспьером». Шовинизм Конституции Пестеля был поражающим. Ни один народ на территории России не имел права на самоопределение - все должны были слиться в единый русский народ. Кавказцы, разделенные на «буйных» и «мирных», подлежали ассимиляции. Мусульмане лишались традиционных обычаев, в частности многоженства. Исключение составляла Польша - но при условии проведения там революции и ликвидации крупного землевладения. Только в таком случае Польша получала право отделения от России.

Прогрессивные моменты в Конституции уходили на второй план. И отмена крепостного права, и введение частного и общинного землевладения, и объявление частной собственности неприкосновенной, и республиканская форма правления - все это меркнет перед поистине диктаторским режимом, провозглашавшимся Пестелем, а также перед чрезвычайными мерами против населения, планировавшимися к воплощению в России. Позже две женщины-историка спорили о роли декабристского движения. Милица Нечкина в своих научных работах утверждала, что декабристы - это чрезвычайно прогрессивное движение. Софья де Толь придерживалась иной точки зрения, относясь к декабристам по-вольтеровски: «Раздави гадину!» Очевидно, истина находится где-то посредине.

Сергей Муравьев-Апостол не только оппонировал Пестелю. Он решил написать отдельную главу Конституции - ту, что касалась как раз земельной реформы. В 1823 году - только после включения поправок Муравьева - Конституцию приняли как документ. При этом Сергей Муравьев-Апостол настаивал на необходимости немедленного поднятия восстания. «Промедление смерти подобно» - за сто лет до Ленина эти слова постоянно повторял Сергей Муравьев-Апостол. Он был готов совершить покушение на царя Александра во время смотра войск в Бобруйске - да вот товарищи по тайному обществу выступили категорически против. Не время! Пушкин позже писал: «И Муравьев, его склоняя, / Исполнен дерзости и сил / Минуты вспышки торопил»…

Матвей Муравьев-Апостол во время следствия говорил: «Сергей всегда имел мысль отдалить Пестеля от Петербурга в начале действий, чтобы ему не дать исполнить намерение его насчет истребления всей царской фамилии... Его сношения с Пестелем были довольно холодны, и, чтобы более еще не удалиться от него, он не говорил явно всем, но, впрочем, он очень откровенно сказывал о сем Пестелю».

Особенно дружеские отношения у Сергея Муравьева-Апостола сложились с девятнадцатилетним прапорщиком Полтавского полка Михаилом Бестужевым-Рюминым. Именно Муравьев и Бестужев составили оппозицию Пестелю и требовали, чтобы он отказался от идеи уничтожения царской семьи и всего высшего сословия империи в случае успеха переворота. Позже Бестужев пытался выгородить друга на следствии: «Здесь повторяю, что, пылким своим нравом увлекая Муравьева, я его во все преступное ввергнул. Сие готов в присутствии Комитета доказать самому Муравьеву разительными доводами. Одно только, на что он дал согласие прежде, нежели со мной подружился, это на вступление в Общество. Но как он характера не деятельного и всегда имел отвращение от жестокостей, то Пестель часто меня просил то на то, то на другое его уговорить. К несчастью, Муравьев имел слишком обо мне выгодное мнение и верил мне гораздо более, нежели самому себе. Это все Общество знает».

…Большинство декабристов не обременяли себя семейными отношениями. Из пятерых повешенных декабристов только Кондратий Рылеев обзавелся семьей (после его казни Николай Первый назначил пособие для его вдовы, Натальи Тевяшовой, и дочери - они находились на императорском пансионе до достижения дочерью совершеннолетия). Пестель помышлял о женитьбе. Бестужев и Каховский пережили несчастную любовь. Сергей Муравьев-Апостол имел двух внебрачных детей - с некоей украинской крестьянкой из села Хомутец неподалеку от Миргорода. Незадолго до восстания декабристов он даже пытался отвезти одного из мальчиков лечиться на Кавказ.

После подавления восстания на Сенатской площади Сергей Муравьев-Апостол по приказу царя был арестован в селе Трилесы и доставлен в гарнизонную тюрьму города Василькова. Прибывший в Васильков младший Муравьев-Апостол, Ипполит, поднял бунт, и несколько офицеров освободили Сергея из-под стражи.

Когда в уездный город Васильков, где был расквартирован Черниговский полк, входящий в 9-ю дивизию, пришло сообщение о подавлении восстания в Петербурге, братья Муравьевы-Апостолы - подполковник Сергей Муравьев-Апостол, подполковник в отставке Матвей Муравьев-Апостол, поручик Ипполит Муравьев-Апостол (которому еще не исполнилось и 20 лет) - вместе с прапорщиком Михаилом Бестужевым-Рюминым решили действовать без промедления. Разоружив командование и отправив часть офицеров, неодобрительно относившихся к восстанию, на гауптвахту, Сергей Муравьев-Апостол обратился к солдатам Черниговского полка: «Мы, братцы, идем доброе дело делать!» Солдаты всецело поддержали Муравьева. 30 декабря 2-я гренадерская и 5-я мушкетерская роты полка под командованием Сергея Муравьева-Апостола вступили в Васильков, захватили оружие, боеприпасы, продовольствие и полковую казну; к восставшим присоединились еще три роты полка.

31 декабря 1825 года в центре Василькова был зачитан странный документ - царь Николай объявлялся лишенным власти, и единственным царем Вселенной объявлялся Иисус Христос. Все остальные монархи - лишь узурпаторами Его власти. Позже всем присутствующим был роздан Катехизис - основной документ восстания:

«Вопрос. Для чего Бог создал человека?

Ответ. Для того, чтоб он в него веровал, был свободен и счастлив.

Вопрос. Для чего же русский народ и русское воинство несчастно?

Ответ. Оттого что цари похитили у них свободу.

Вопрос. Каким же образом ополчиться всем чистым сердцем?

Ответ. Взять оружие и следовать за глаголющим во имя господне... и, низложив неправду и нечестия тиранства, восстановить правление, сходное с законом Божиим».

Окрестные крестьяне восприняли восстание с воодушевлением. Они чествовали Сергея Муравьева как освободителя, желали ему здравия, в церквях сельские священники (многие из которых потом лишатся сана) заказывали молебны во здравие Муравьева-Апостола. Но сам Муравьев считал лишним привлекать к восстанию крестьян - он боялся повторения пугачевщины и того, что крестьяне выйдут из подчинения.

Между тем офицеры киевского гарнизона отказались поддержать восстание. Двоюродный брат Сергея Муравьева-Апостола, гусарский полковник Артамон Муравьев, тоже ответил отказом. В Киеве были задержаны несколько руководителей восстания - при раздаче Катехизиса. Бестужев-Рюмин едва избежал ареста.

Около 1000 солдат и 17 офицеров двинулись на Брусилов и Житомир, пытаясь соединиться с мятежными полками, расквартированными в Житомире. Высланное царем на подавление восстания командование понимало: соединения мятежников необходимо избежать любой ценой. 2 января 1826 года правительственные войска остановили мятежников на подступах к Брусилову и заставили их повернуть на Белую Церковь. Генерал Михайловский-Данилевский писал: «Если бы Муравьев действовал решительно, то он мог бы прийти в Белую Церковь, где находились несметные сокровища графини Браницкой и где его ожидали, чтобы с ним соединиться, четыре тысячи человек, недовольных своим положением. Это были большею частью старинные малороссийские казаки, которых Браницкая укрепила за собой несправедливым образом». 3 января солдаты по пояс в снегу попытались вторично двинуться в сторону Житомира, где их уже поджидала 8-я пехотная дивизия, готовая к восстанию.

У села Устимовка правительственные войска встретили восставших. Сначала по черниговцам стреляли картечью. Потом в ход пошла кавалерия. К середине дня исход битвы был решен. На поле осталось лежать несколько сот убитых и раненных. 865 солдат и 6 офицеров были отданы под трибунал. Ипполит Муравьев-Апостол и несколько офицеров покончили жизнь самоубийством, застрелившись, чтобы не попасть в руки сторонников царя. Современник описывал события: «Быстрицкий получил сильную контузию в правую ногу; шинель Бестужева была прострелена в нескольких местах. Это служит доказательством, под каким убийственным огнем стоял Черниговский полк и сколь мало офицеры думали о своей жизни. Носились слухи, будто бы гусары сделали атаки на безоружных черниговцев и рубили их без пощады. Долг истины заставляет сказать, что сие вовсе несправедливо. Они, догнавши некоторых, окружили, других, разбежавшихся, собирали в одно место». Тяжело раненные Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин были арестованы и отправлены в Петербург. Матвей Муравьев-Апостол был задержан позже, но его участие в активных действиях Черниговского полка доказано не было - к тому времени он уже находился в отставке.

По приговору трибунала 4 офицера были приговорены к пожизненной каторге, около 100 человек подверглись телесным наказаниям. 805 человек после этого были переведены на Кавказ. Полк был сформирован заново. В Уманском, Васильковском и Белоцерковском уездах еще два года длились крестьянские восстания. В конце концов подавленные. Но восставшие села были объявлены «царскими», и крепостное право на их территории было ликвидировано.

В Петербурге Иван Муравьев-Апостол выхлопотал разрешение встретиться со своими сыновьями, находящимися в Шлиссельбургской крепости. Как считают историки, он их простил и понял. После этого отец семейства, фактически потерявший троих сыновей, покинул Россию и, формально оставаясь сенатором, остаток жизни прожил в Италии и Австрии.

Император Николай позже писал: «Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он был в своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд. Тяжело раненный в голову, когда был взят с оружием в руках, его привезли закованного. Здесь сняли с него цепи и привели ко мне. Ослабленный от тяжкой раны и оков, он едва мог ходить. Знав его в Семеновском полку ловким офицером, я ему сказал, что мне тем тяжелее видеть старого товарища в таком горестном положении, что прежде его лично знал за офицера, которого покойный государь отличал, что теперь ему ясно должно быть, до какой степени он преступен, что - причиной несчастия многих невинных жертв, и увещал ничего не скрывать и не усугублять своей вины упорством. Он едва стоял; мы его посадили и начали допрашивать. С полной откровенностью он стал рассказывать весь план действий и связи свои. Когда он все высказал, я ему отвечал:

Объясните мне, Муравьев, как вы, человек умный, образованный, могли хоть одну секунду до того забыться, чтоб считать ваше намерение сбыточным, а не тем, что есть - преступным злодейским сумасбродством?

Он поник голову, ничего не отвечал, но качал головой...»

По информации современников, при допросе императором Николаем Сергей Муравьев так резко высказал тягостное положение России, что Николай протянул ему руку и предложил ему помилование, если он впредь ничего против него не предпримет. Сергей Муравьев отказался от всякого помилования, говоря, что он именно и восставал против произвола и потому никакой произвольной пощады не примет.

Сергея Муравьева-Апостола и Михаила Бестужева-Рюмина - вместе с Павлом Пестелем, Кондратием Рылеевым и Петром Каховским - казнили 13 июля 1826 года. Перед смертью Сергей Муравьев-Апостол стал на колени, помолился и громко произнес: «Боже! Спаси Россию и ее царя!» Когда приговор привели в исполнение, три веревки оборвались - Муравьев, Бестужев и Рылеев сорвались вниз. Бестужев сломал при этом ногу. Муравьев воскликнул: «Будь проклята страна, в которой не умеют ни составить заговоры, ни судить, ни вешать!» Вопреки уставам и традициям, всех троих повесили вторично.

Матвей Муравьев-Апостол был осужден к 25 годам каторги. В 1856 году он вернулся - после амнистии, объявленной после смерти Николая. После возвращения Матвея Муравьева-Апостола Некрасов напишет поэму «Дедушка» - как считают исследователи, она была посвящена именно Матвею Ивановичу.
В 1860-70-е годы Матвей Иванович, живший сначала в Твери, а потом - в Москве, поддерживает отношения с революционерами и интеллигенцией. Для них он - символ эпохи. Живая легенда. При этом Матвей Муравьев-Апостол до конца жизни находился под негласным надзором полиции… Не случайно в те годы пользовалась популярностью запрещенная цензурой песня «Как уж пал туман»:

«То не ветр шумит во сыром бору,

Муравьев идет на кровавый пир...

Конь! мой конь! Скачи в святой Киев-град

Там товарищи — там мой милый брат...

Отнеси ты к ним мой последний вздох

И скажи: «Цепей я нести не мог,

Пережить нельзя мысли горестной,

Что не мог купить кровью вольности!»

Умер Матвей Иванович на 94-м году жизни 21 февраля 1886 года. С ним в прошлое отошла героическая и противоречивая эпоха - наполеоновских войн, тайных обществ, масонских лож, восстания, благородства и мужества, сибирских руд… Еще одна страница в том числе и украинской истории!

Яркая короткая жизнь С. И. Муравьева-Апостола неразрывно связана с судьбоносными событиями России в начале XIX века. Лев Толстой, который не разделял идей декабристов, назвал его одним из лучших людей не только того, но и всякого другого времени. Потомок древнего рода, находящийся в родстве с известным украинским гетманом Даниилом Апостолом, Сергей Иванович, возглавляющий список декабристов, стал убежденным республиканцем и активным противником крепостничества.

Детство Муравьева-Апостола

28 сентября 1796 года в семье государственного деятеля Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола родился четвертый ребенок, названный Сергеем. Вскоре после его рождения Иван Матвеевич был направлен императором Павлом I посланником в Гамбург, куда он выехал с семьей. После возвращения в 1801 году в Россию Иван Матвеевич вскоре переехал в Мадрид по служебным делам. Под давлением пришедшего к власти во Франции Наполеона российская миссия была отозвана из Испании. Оставив семью в Париже, Иван Матвеевич возвращается в Россию и получает отставку. Обучение Сергей начинает в пансионе Хикса, где он сразу обратил внимание на себя бойкостью и отличными успехами в учебных дисциплинах.

Возвращение на родину

Несмотря на то что дети росли за границей и говорят по-французски, под влиянием матери у них было сильно развито чувство патриотизма и любви к России. Однако когда в 1809 году семья вернулась в Петербург и дети с радостью восприняли это возвращение, Анна Семеновна, их мать сразу предупредила о том, что Россия является страной рабов, имея в виду крепостничество. Блестящие математические способности Сергея позволяют ему в 1810 году легко поступить в недавно образованное училище инженеров путей сообщения.

Участие в войне 1812 года

После нападения Наполеона на Россию студент был направлен для прохождения службы в главный штаб армии, которой командовал Кутузов. В июне 1812 года 15-летний Сергей принял боевое крещение в боях за Витебск, а затем юный подпоручик участвовал в Бородинском сражении. Командующий армией М. И. Кутузов старался держать его при главной квартире, но в критический момент молодой офицер в составе саперной роты под ураганным огнем французов строил и защищал укрепления-редуты.

Тарутинский бой

Значимость Тарутинского сражения, в котором также отличился подпоручик, который не достиг 16-летия, заключалась не только в том, что впервые были достигнуты успешные результаты, но и в подъеме духа русских войск. Историки считают, что Тарутинский бой своим успехом в октябре 1812 года заставил Наполеона принять решение о выходе из захваченной Москвы. Затем была ожесточенная приведшая к тому, что Наполеон отказался от дальнейшего продвижения на Калугу, главные силы русской армии начали преследование отступающих французских войск. После Малоярославца сослуживцы из числа направленных из училища на войну возвращаются в Петербург для продолжения учебы, но Муравьев-Апостол Сергей Иванович решил остаться в действующей армии. Участие Муравьева-Апостола в дальнейших сражениях за освобождение Отечества от французского нашествия было отмечено награждением Золотой шпагой и присвоением чина поручика. После изгнания Наполеона из России его наградили орденом св. Анны III-й степени.

Заграничный поход

Желая участвовать в заграничном походе, 16-летний офицер добился назначения в егерский батальон. За дело под Лютценом (Германия) Муравьев-Апостол Сергей Иванович, биография которого была очень непростой, награжден орденом Св. Владимира 4 ст. с бантом. С 1814 года под командованием он принимал участие во многих битвах, а за сражение под Парижем молодой капитан получает орден Анны 2-й степени. В Париже он встречается со старшим братом Матвеем, и вместе в марте 2014 года они возвращаются в Россию, где их ждет отец и восьмилетний брат Ипполит.

Организация первых тайных обществ

Единодушное восстание русского народа против иноземного нашествия в 1812 году показало силу духа простых людей, в том числе и крепостных. После славной военной кампании, когда Россия освободила Европу из-под ига Наполеона, просвещенная часть передового российского дворянства была в ожидании освобождения народов своей Отчизны от ига самодержавия. По мнению С. И. Муравьева-Апостола, освобождение России от собственного ига приведет к освобождению всего мира, будет способствовать развитию и процветанию страны.

Желание помочь народу освободиться от тирании своих господ, вырваться из беспросветной нужды и в то же время избежать повторения ужасов «пугачевщины» привело лучших представителей привилегированного сословия к необходимости объединения. Первое десятилетие XIX века вообще богато различными тайными обществами, включая масонские ложи, с помощью которых дворяне могли заполнить духовный вакуум после активного участия в событиях мирового масштаба. Одним из таких обществ, которые были созданы в 1815 году, была «Артель офицеров Семеновского полка», организованная Н. М. Муравьевым. С. И. Муравьев-Апостол, который после возвращения из заграничного похода перевелся служить в стал вместе с братом Матвеем членом артели. Цели этого общества, состоящего из 15-20 человек, были неопределены и неясны. В скором времени по указанию императора артель была распущена, но собрания ее членов продолжились, и ее можно было считать основой для дальнейшего развития революционного движения.

«Союз спасения»

Первая тайная организация офицеров («Союз спасения») была создана в 1816 году в доме братьев Муравьевых-Апостолов, где присутствовали также князь Трубецкой, Александр и Якушкин. Организация молодых офицеров, переименованная в 1817 году после принятия в ее члены Пестеля П. И. в «Общество истинных и верных сынов Отечества», как была, так и осталась малочисленной (30 человек), но уже с более четко определенными целями. Главной задачей общества была борьба за освобождение крестьян от крепостничества и устранение самодержавия, что закреплено в уставе общества. Стремясь широко распространить свое влияние, в члены общества принимали не только дворян, но и мещан, купцов, духовенство и свободных крестьян.

Руководила обществом так называемая Коренная управа, в состав которой входил Муравьёв-Апостол Сергей Иванович. Вместе с ростом недовольства масс внутри страны и усилением общеевропейской революционной ситуации в «Союзе Благоденствия» все больше влияния приобрели сторонники решительного военного натиска на самодержавие и установления республиканского строя. Правильность такого подхода подтвердило и стихийное выступление в 1820 году солдат-гвардейцев Семеновского полка. После подавления возмущения в Семеновском полку он был расформирован, а Муравьев-Апостол Сергей Иванович был переведен в чине полковника в Черниговский пехотный полк. Создающийся в январе 1821 года съезд Коренной управы «Союза Благоденствия» объявил о роспуске общества. Однако фактически была проведена не ликвидация, а реорганизация «Союза», которая вылилась в организацию двух обществ, координирующих совместные действия.

«Южное общество»

Тайная организация на Украине, инициатором создания которой были члены Тульчинской управы «Союза Благоденствия», была названа «Южным обществом». Возглавил его П. И. Пестель, руководителем самой многочисленной Васильевской управы стал Сергей Муравьев-Апостол (декабрист). Программные цели и задачи общества, к которому в 1825 году присоединилось «Общество соединенных славян», изложены в «Русской правде» авторства Павла Ивановича Пестеля.

Цели общества остались созвучными задачам «Союза Благоденствия», но действовать предлагалось более решительно, с использованием убийства царя, чтобы обезглавить монархическую партию. При этом Пестель считал, что восстание должно произойти в столице и быть тщательно подготовленным, а Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, декабрист, настаивал на скорейших действиях с использованием войск, находящихся под командованием офицеров - членов «Южного общества».

Восстание Черниговского полка

После провала выступления военных на Сенатской площади (Санкт-Петербург), в конце декабря 1815 года в Черниговском полку, расквартированном в Киевской губернии, начался бунт солдат. Поводом для восстания был арест подполковника С. И. Муравьева-Апостола, который провел лично командир полка после получения известия о восстании в Петербурге. На следующий день восставшие заняли Васильков, а затем Мотовиловку. В Мотовиловке перед строем была оглашена прокламация восставших («Православный катехизис»), которую сочинили Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин. Черниговский полк начал движение на Петербург с надеждой, что его поддержат другие воинские части. Однако эти надежды оказались безосновательны, и под Белой Церковью полк был окружен отрядом гусар и артиллеристов. 3 января 1826 года они были разбиты правительственными войсками. Младший брат Сергея Ивановича, Ипполит, не желая попадать в плен, застрелился, а он сам, тяжелораненый, был пленен. Во время следствия вел себя мужественно и благородно, стремясь выгородить товарищей и взять на себя полностью всю вину.

Декабристское движение в России

Движение декабристов в России было особенным тем, что они не опирались на конкретный социальный слой и, идя на смертельный риск во имя освобождения народа, не искали в нем поддержки. Ситуация междуцарствия после внезапной смерти Александра I позволила декабристам вывести гвардейские полки на Сенатскую площадь с целью заставить Сенат провозгласить уничтожение самодержавия, ликвидацию крепостничества и учреждение политических свобод.

Нерешительность и разрозненность действий заговорщиков привели к тому, что восстание декабристов (год 1825) потерпело поражение. Верховным уголовным судом, созданным для суда над участниками военного мятежа, были вынесены приговоры в отношении 121 человека. В соответствии со степенью вины все, кто входил в список декабристов, были разделены по 11 разрядам. По первому разряду, предусматривающему вначале смертную казнь, а затем замененную на вечные каторжные работы, был осужден 31 человек. Пять человек, признанных следственной комиссией вне разрядов, были осуждены к повешению, в том числе и Муравьёв-Апостол Сергей Иванович. В июле 1826 года приговор был приведен в исполнение.

Дом Муравьева-Апостола

Усадьба Муравьевых-Апостолов в Москве располагалась на Старой Бассейной улице. После того как произошло восстание декабристов (год 1825), дом был продан. Об увековечивании памяти первых русских революционеров думал еще Луначарский, который собирался открыть в доме-усадьбе музей декабристов. Осуществление этого замысла состоялось лишь в 1986 году, но спустя пять лет он был закрыт из-за аварийности здания. Приглашенные в 1991 году потомки Муравьевых-Апостолов приняли решение о восстановлении здания усилиями семьи. После почти десяти лет напряженной работы главный дом усадьбы был реставрирован и передан в аренду музею декабристов. В настоящее время там регулярно проводятся выставки и экскурсии.

Подполковник, командир Черниговского полка, один из вождей декабризма. Родился в Петербурге в семье члена Российской академии наук И.М.Муравьева – Апостола. Детство Сергей провел в Париже, где вместе со страшим братом Матвеем, учился в престижном пансионе Хикса. О том, как у Сергея шла учеба, мать, Анна Сергеевна, писала супругу: "Прошлую неделю твой маленький Сергей был третьим в классе по французскому чистописанию, по риторике – наравне с мальчиками, которым всем почти 16 или 17 лет, а преподаватель математики очень доволен Сергеем, и сказал мне, что у него хорошая голова. Подумать только, что ему нет и 13 лет! Нужно тебе сказать, что он много работает, много больше, чем Матвей… Он очень любит читать, и охотнее проведет целый день за книгой, чем пойдет прогуляться: и притом он такое дитя, что иногда проводит время со своими маленькими сестрами, играет в куклы и шьет им одежду. В самом деле, он необыкновенный".

В двенадцать лет подросток научился говорить по-русски, а в четырнадцать вместе с братьями и сестрами вернулся в Россию. Пересекая ее границу, Анна Семеновна, детям сказала: "В России вы найдете рабов...". В Петербурге Сергей закончил институт инженеров путей сообщения.

В чине подпоручика лейб – гвардии Семеновского полка участвовал в Бородинском сражении, а так же при Тарутине, Малоярославце, Красном и др. Участник заграничных кампаний русской армии 1813 - 14 годов. За храбрость награжден орденами Анны четвертой степени, Владимира четвертой степени с бантами и золотой шпагой "За храбрость".

В 1816 году после расформирования Семеновского полка, С.Муравьев-Апостол был переведен во второй батальон черниговского полк, среди солдат и офицеров которого он пользовался доверием и уважением. Не без влияния французской просветительской мысли и революционно настроенных друзей, С.Муравьев-Апостол стал одним из основателей "Союза спасения" и "Союза благоденствия", членом Южного общества, главой Васильковской управы. Он установил связь с Обществом соединенных славян и революционно настроенным польским патриотическим обществом.

Биограф Сергея Муравьева-Апостола Балас, писал в "Русской Старине" в 1873 года: "Необыкновенная кротость Сергея Ивановича, соединенная с любезностью, живостью и остроумием, была в нем, по выражению современников, блистательна и приманчива. Возвышенный и светлый ум, глубокая религиозность, прекрасные душевные качества приобретали ему чувства любви и преданности. Приветливость и остроумие делали его душою общества".

"Вопрос. Для чего Бог создал человека?

Ответ. Для того, чтобы он в Него веровал, был свободен и щастлив...

Вопрос. Для чего же русский народ и русское воинство нещастно?

Ответ. От того, что цари похитили у них свободу.

Вопрос. Должно ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воле Божией?

Ответ. Нет! Христос сказал: не можете Богу работати и Мамоне; от того-то русский народ и русское воинство страдают, что покоряются царям.

Вопрос. Что ж святой закон наш повелевает делать русскому народу и воинству?

Ответ. Раскаяться в долгом раболепствии и, ополчась против тиранства и нещастия, поклясться: да будет всем един Царь на небеси и на земли - Иисус Христос...

Вопрос. Каким же образом ополчиться всем чистым сердцем?

Ответ. Взять оружие и следовать за глаголющим во имя Господне, помня слова Спасителя нашего: Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко те насытятся, и низложив неправду и нечестие тиранства, возстановить правление, сходное с Законом Божиим.

Вопрос. Какое правление сходно с Законом Божиим?

Ответ. Такое, где нет царей. Бог создал всех нас равными и, сошедши на землю, избрал Апостолов из простого народа, а не из знатных и царей.

Вопрос. Стало быть, Бог не любит царей?

Ответ. Нет! Они прокляты суть от Него, яко притеснители народа, а Бог есть человеколюбец...

Вопрос. Стало, и присяга царям богопротивна?

Ответ. Да, богопротивна... Господь же наш и Спаситель Иисус Христос изрек: аз же глаголю вам, не клянитеся всяко, и так всякая присяга человеку противна Богу, яко надлежащей Ему одному.

Вопрос. Что же наконец подобает делать христолюбивому российскому воинству?

Ответ. Для освобождения страждущих семейств своих и родины своей и для исполнения святого закона христианского, помолясь теплою надеждою Богу, поборающему по правде и видимо покровительствующему уповающим твердо на него, ополчиться всем вместе против тиранства и восстановить веру и свободу в России".

Восставший Черниговский полк 3 января 1826 года под деревней Ковалевкой был расстрелян из пушек. Раненного командира повезли в Петербург. В Могилеве его допросил начальник штаба 1-й армии генерал-адъютант Толь. В рапорте на императора он писал: "В разговоре с подполковником Сергеем Муравьевым усмотрел я большую закоснелость зла, ибо сделав ему вопросы: как Вы могли предпринять возмущение с горстью людей? Вы, которые по молодости вашей в службе не имели никакой военной славы, которая могла бы дать вес в глазах подчиненных ваших: как могли вы решиться на сие предприятие? Вы надеялись на содействие других полков, вероятно потому, что имели в оных сообщников: не в надежде ли вы были на какое-нибудь высшее по заслугам и чинам известное лицо, которое бы при общем возмущении должно бы было принять главное начальство? На все сии вопросы отвечал он, что готов дать истинный ответ на все то, что до него касается, но что до других лиц относится, того он никогда не обнаружит, и утверждал, что все возмущение Черниговского полка было им одним сделано, без предварительного на то приготовления. По мнению моему, надобно будет с большим терпением его спрашивать".

С.И. Муравьев-Апостол был доставлен во дворец поздно ночью 20 января 1826г. Разговор его с царем вспоминали в семье декабриста Ивашева: "Во время допроса царем Сергей Муравьев-Апостол стал бесстрашно говорить царю правду, описывая в сильных выражениях внутреннее положение России; Николай I, пораженный смелыми и искренними словами Муравьева, протянул ему руку, сказав: – Муравьев, забудем все; служи мне. Но Муравьев-Апостол, заложив руки за спину, не подал своей государю...". Трудно подтвердить достоверность такого разговора, но у императора сложилось такое мнение о преступнике: "Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он был в своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд. Тяжело раненный в голову, когда был взят с оружием в руках, его привезли закованного. Здесь сняли с него цепи и привели ко мне. Ослабленный от тяжелой раны и оков, он едва мог ходить. Знав его в Семеновском полку ловким офицером, я ему сказал, что мне тем тяжелее видеть старого товарища в таком горестном положении, что прежде его лично знал за офицера, которого покойный государь отличал, что теперь ему ясно должно быть, до какой степени он преступен, что – причиной несчастия многих невинных жертв, и увещал ничего не скрывать и не усугублять своей вины упорством. Он едва стоял; мы его посадили и начали допрашивать. С полной откровенностью он стал рассказывать весь план действий и связи свои. Когда он все высказал, я ему отвечал: – Объясните мне, Муравьев, как вы, человек умный, образованный, могли хоть одну секунду до того забыться, чтоб считать ваше намерение сбыточным, а не тем, что есть - преступным злодейским сумасбродством? Он поник голову, ничего не отвечал, но качал головой с видом, что чувствует истину, но поздно. Когда допрос кончился, Левашов и я, мы должны были его поднять и вести под руки".

Через пять дней после первого допроса, 25 января 1826г. С.И. Муравьев-Апостол отправил письмо царю, где, между прочим, ссылается на личное разрешение царя – непосредственно к нему обращаться, описывал тяжелое положение солдат и затем говорил о своем стремлении "употребить на пользу отечества дарованные мне небом способности; в особенности же если бы я мог рассчитывать на то, что я могу внушить сколько-нибудь доверия, я бы осмелился ходатайствовать перед вашим величеством об отправлении меня в одну из тех отдаленных и рискованных экспедиций, для которых ваша обширная империя представляет столько возможностей – либо на юг, к Каспийскому и Аральскому морю, либо к южной границе Сибири, еще столь мало исследованной, либо, наконец, в наши американские колонии. Какая бы задача ни была на меня возложена, по ревностному исполнению ее ваше величество убедитесь в том, что на мое слово можно положиться. На одном из следующих допросов он сказал, что: "раскаивается только в том, что вовлек других, особенно нижних чинов, в бедствие, но намерение свое почитает благим и чистым, в чем только Бог один его судить может...". В своем тюремном дневнике Сергей Муравьев-Апостол писал: "Великая ответственность лежит на каждом судье; эта ответственность увеличивается в размере с произвольной властью, данной судье, и, следовательно, снисходительность, милосердие и любовь не только самые благородные, но и самые разумные и твердые основания приговоров…".

О последнем свидании отца с Сергеем и Матвеем, их сестра – Екатерина, в замужестве Бибикова, вспоминала: "… он испросил позволение увидеть своих и проститься с ними. С ужасом ожидал он их прихода в присутственной зале; Матвей Иванович, первый явившись к нему, выбритый и прилично одетый, бросился со слезами обнимать его; не будучи в числе первых преступников и надеясь на милость царя, он старался утешить отца надеждою скорого свидания. Но когда явился любимец отца, несчастный Сергей Иванович, обросший бородою, в изношенном и изорванном платье, старику сделалось дурно, он, весь дрожащий, подошел к нему и, обнимая его, с отчаянием сказал: "В каком ужасном положении я тебя вижу! Зачем ты, как брат твой, не написал, чтобы прислать тебе все, что нужно?" Он со свойственной ему твердостью духа отвечал, указывая на свое изношенное платье: «Mon pere, cela me suffira!», т.е. что для жизни моей этого достаточно будет.

Николай I посчитали "намерение на цареубийство" С.Муравьева-Апостола доказанным. Верховный суд приговорил бунтаря к четвертованию, знаменного более гуманным – повешением. С.И. Муравьев-Апостол мужественно держась до конца, ободряя своего друга М.П. Бестужева-Рюмина.

Во время казни веревка оборвалась, и Сергей Иванович сорвался вниз, однако это не изменило его участи.

Декабрист М.А.Фонвизин о Сергее Муравьеве – Апостоле: "Возвышенный и чистый характер Сергея Муравьева – Апостола, светлый и образованный ум, нежное расположение к людям – все эти прекрасные свойства приобрели ему всеобщее уважение и любовь всех знавших его".

Спустя много лет Лев Николаевич Толстой, отнюдь не разделявший основные идеи С.И. Муравьева-Апостола, скажет: "Сергей Иванович Муравьев, один из лучших людей того, да и всякого времени".

Матвей Иванович Муравьев-Апостол
34 года.

Представитель вида рода Муравьевых – разветвленного семейства, с которым мы еще неоднократно встретимся. Отец – Иван Матвеевич Муравьев, в 1801 году присоединил к своей фамилии вторую половину – Апостол (гетман Данила Апостол – прадед Ивана Матвеевича по матери), чем сильно облегчил жизнь и стал отличаться от остального «муравейника». Кроме второй половины фамилии он так же присоединил имение и порядка 5000 тысяч душ в Полтавской губернии в Малороссии. Писатель и государственный деятель: состоял кавалером при великих князьях Александре и Константине, с 1797 по 1805 гг. был на дипломатической службе (посланник в Гамбурге, Копенгагене, Мадриде), с 1811 г. член Российской Академии и «Беседы любителей русского слова», сенатор. Автор известной в то время книги «Путешествие по Тавриде» (которую цитирует Пушкин в приложении к «Бахчисарайскому фонтану»), был близок со многими писателями – Капнистом, Карамзиным, Державиным, был известен независимостью своих суждений, потому его кандидатура даже предполагалась декабристами в числе членов Временного правления. «Блестящий собеседник, умный, образованный, говоривший на нескольких языках, любивший и понимавший музыку, Иван Матвеич был в то же время большим эгоистом и большим гастрономом». (А. Бибикова)
Иван Матвеевич был женат на Анне Семеновне Черноевич (1770 – 1810 г), дочери австрийского генерала, родом серба, перешедшего на русскую службу. После ее смерти женился на Прасковье Васильевне Грушецкой (р. 1780) (дальней родственнице Екатерины Васильевны Грушецкой – матери декабриста Михаила Бестужева-Рюмина).
В семье Муравьевых-Апостолов по итогам двух браков было 10 детей. Семь от Анны Семеновны (Елизавета, замужем с 1809 года за графом Францем Петровичем Ожаровским (умерла в 1814 году); Матвей; Екатерина, замужем за Илларионом Михайловичем Бибиковым; Сергей; Анна, замужем за Александром Дмитриевичем Хрущевым; Елена, замужем с 1824 года за Семеном Васильевичем Капнистом, Ипполит) и трое от Прасковьи Васильевны. Детство свое дети Анны Семеновны провели в основном в Париже, куда Иван Матвеевич отправил свое семейство, получив должность посланника. Старшие сыновья воспитывались в пансионе Хикса, отец в их образовании и воспитании участия не принимал и с семьей практически не жил. Вообще, все дети были очень привязаны к рано умершей матери, а с отцом выстраивали отношения уже взрослыми и с переменным успехом.

Семья возвращается в Россию в 1809 году и после недолгого пребывания в Полтавской губернии приезжает в Москву, где происходит встреча цивилизаций трех ветвей обширного семейства. В Москве живет вдова Михаила Никитича Муравьева (он приходится Ивану Матвеевичу двоюродным братом) Екатерина Федоровна (в девичестве Колокольцева) с сыновьями Никитой и Александром – подробнее об этом семействе см. в разделе про Н.М. Муравьева. (Кстати, мать М.С. Лунина в девичестве Муравьева, и через нее Лунин приходится двоюродным братом Никите, и троюродным – Матвею, Сергею и Артамону.)
В доме Екатерины Федоровны живет и воспитывается младший брат Матвея и Сергея Ипполит.
В это же время в Москве находится Артамон Захарович Муравьев (сын Захара Матвеевича, который приходится двоюродным братом Ивана Матвеевичу и Михаилу Никитичу). Также в Москве живет Николай Николаевич Муравьев с сыновьями Александром (основатель Союза спасения), Николаем (впоследствии Муравьев-Карский) и Михаилом (впоследствии Муравьев-Виленский), которые сыграли свою роль в декабристском движении
Итак, на этом этапе жизни круг общения Матвея Ивановича во многом состоит из кузенов разной степени дальности родства. Николай Муравьев в это время готовится к тому, чтобы «удалиться через пять лет на какой-нибудь остров, населенный дикими, взять с собой надежных товарищей, образовать жителей острова и составить новую республику», а Матвей и Артамон участвуют в этом начинании.
Матвей Иванович поступает на службу в лейб-гвардии Семеновский полк, и так по службе знакомится, в частности, с С.П. Трубецким и И.Д. Якушкиным. Участвует в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах, Париж – брал, в Россию возвращается гвардии прапорщиком. С 1816 года масон, член ложи «Соединенных друзей» и «Трех добродетелей», а вскоре после этого – один из основателей Союза спасения. Он по-прежнему служит в Семеновском полку, в числе офицеров которого теперь Сергей Муравьев, Ф.П. Шаховской, Ф.Ф. Вадковский. Однако с Семеновской историей он успешно разминулся, поскольку в 1818 году был назначен адъютантом малороссийского генерал-губернатора генерал-адъютанта кн. Н.Г. Репнина-Волконского (старшего брата С.Г. Волконского).
В 1823 Матвей Иванович, поссорившись с Репниным, выходит в отставку в чине подполковника. Хотя Матвей Иванович и был членом Южного общества, активного участия в его делах он не принимал, за исключением участия в переговорах с Северным обществом во время пребывания в Петербурге с июня 1823 по август 1824 года. Там он знакомится с приезжающими в Петербург южанами – с Барятинским, Поджио, Волконским и Давыдовым. При этом довольно близко – видимо, еще с Союза Спасения – знаком с Пестелем, дружен с Бестужевым-Рюминым.
Круг его общения по возвращении из Петербурга составляли в основном соседи по имениям – семейство поэта Капниста, с которым Муравьевы-Апостолы на этот момент уже породнились, и семейство екатерининского вельможи Д.П. Трощинского. В доме последнего воспитывалась его внучка, княжна Хилкова, в которую, по свидетельству С.В. Капнист, Матвей был влюблен; с ее гувернанткой, m-lle Guegenet, переписывался.
Со времени своей отставки Матвей Иванович пытается отдалиться от дел общества и призывает к тому же брата, но выходит наоборот – навещая Сергея в Василькове (где квартирует Черниговский полк, в котором Сергей служит), Матвей постепенно втягивается в дела Васильковской управы. А приехав к брату в конце 1825 года, он становится участником восстания Черниговского полка.

Сергей Иванович Муравьев-Апостол
30 лет

О родителях и семье Муравьевых-Апостолов (и прочих Муравьевых) см.предыдущую справку (о Матвее Муравьеве). Отношения Сергея с отцом нельзя назвать теплыми, они были основаны, скорее, на взаимном уважении и разделенных интересах. С мачехой отношения детей от первого брака складывались так же непросто, причем Сергей оказывался своего рода посредником между отцом, братьями и сестрами, мачехой и остальными родственниками, умея находить со всеми общий язык и сглаживать острые углы.
В службу Сергей вступает одновременно с братом, но не в Семеновский полк, а в корпус инженеров путей сообщения. С этим корпусом он проходит большую часть Отечественной войны, но после Малоярославца, когда молодых офицеров корпуса возвращают доучиваться в Петербург, он использует родственные связи и остается – его берет в свой отряд муж старшей сестры генерал Адам Ожаровский. Сергей оказывается в батальоне вел. кн. Екатерины Павловны и с ним участвует в заграничных походах. С 1814 находился при генерале от кавалерии Н.Н. Раевском, с сыновьями которого, Александром и Николаем, впоследствии был дружен. Вскоре после возвращения в Россию он переведен в лейб-гвардии Семеновский полк. Здесь его сослуживцами в разные годы были многие будущие члены тайных обществ – Якушкин, Шаховской, позднее Федор и Александр Вадковские, Алексей Тютчев и Михаил Бестужев-Рюмин, с которым они впоследствии стали самыми близкими друзьями. В 1820 году во время восстания в Семеновском полку попытался удержать свою роту от выступления – однако это не спасло его от общей участи: по раскассировании полка он был переведен на Украину сначала в Полтавский пехотный полк, а через некоторое время – батальонным командиром в Черниговский пехотный полк. Во время службы на Украине продолжал поддерживать отношения с бывшими солдатами Семеновского полка, которым помогал и в дальнейшем вел среди них агитацию.
В эти годы на Украине он продолжает поддерживать отношения с семейством Раевских (возможно, в доме Раевских также знакомится с Василием Давыдовым), с соседями отца по имениям – семьей поэта Василия Капниста (один из сыновей которого был женат на сестре Сергея и Матвея, Елене), подобно брату, поддерживал переписку с гувернанткой княжны Хилковой (в имении Трощинских) m-lle Гюене. Близкие приятельские отношения складываются у него с польским магнатом, киевским губернским предводителем дворянства графом Густавом Олизаром.
Член масонских лож «Соединенных друзей» и «Трех добродетелей».
Один из первых членов Союза Спасения (принят троюродным братом Никитой Муравьевым в 1816 году), член Коренного Совета Союза благоденствия. Вероятно, в эти годы впервые знакомится с Пестелем, с Сергеем Трубецким
В начале 1822 года на Киевской контрактовой ярмарке вновь встречается с Пестелем (впервые после переезда на Юг) и по приглашению Пестеля присоединяется к Южному обществу; на совещаниях в 1822 году, вероятно, впервые знакомится с Волконским, Юшневским. В дальнейшем Сергей Муравьев и принятый им в общество Бестужев-Рюмин вместе возглавляют Васильковскую управу, в которую в течение 1823-1825 годов ими были приняты полковые командиры Тизенгаузен, Повало-Швейковский, Артамон Муравьев и др. Отношения Сергея Муравьева с другими руководителями Южного общества складывались непросто отчасти из-за разногласий о планах и тактике тайного общества; в 1824 году дополнительно возникла ссора с Давыдовым (и поддерживавшим Давыдова Волконским) из-за неудачного сватовства Бестужева-Рюмина к Екатерине Бороздиной – племяннице Давыдова.
С 1823 года принимал участие в переговорах с Польским патриотическим обществом (подробнее см.в справке о Бестужеве-Рюмине).
В мае 1825 года вступил в переговоры с приехавшим в Киев по делам службы членом Северного общества Сергеем Трубецким; переговоры закончились в октябре 1825 года договоренностями о совместном выступлении в 1826 году.
В августе-сентябре 1825 года во время Лещинских лагерей Сергей Муравьев и Бестужев встретились с бывшим сослуживцем по Семеновскому полку Алексеем Тютчевым и узнали от него о существовании Общества Соединенных славян. Хотя основные переговоры о соединении двух обществ вел Бестужев-Рюмин, однако Сергей Муравьев также успел познакомиться с некоторыми руководителями и членами славянского общества – в частности, он лично общался с Петром Борисовым и с Горбачевским, на которых успел произвести большое впечатление. Здесь же во время Лещинских лагерей через Тютчева Сергей Муравьев познакомился и со Спиридовым, которого тут же принял в Южное общество. В балагане Сергея Муравьева во время Лещинских лагерей происходило общее совещание – знакомство славян с членами Васильковской управы (в том числе с Артамоном Муравьевым), а также в его балагане происходило составление списка отряда цареубийц (см.подробнее в справках о Бестужеве-Рюмине и о славянах). Однако для Сергея Муравьева стало в некотором роде сюрпризом, что ряд офицеров из его батальона в Черниговском полку (Соловьев, Кузьмин, Сухинов, Щепилло) уже давно принадлежат к Славянскому обществу. В дни восстания Черниговского полка эти четверо офицеров проявили преданность и остались со своим командиром до самого разгрома восстания.

Муравьев Артамон Захарович, 32 года

Еще один представитель разветвленного семейства Муравьевых.
Отец - Захар Матвеевич Муравьев, артиллерийский офицер, впоследствии действительный статский советник, двоюродный брат Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола (отца декабристов Матвея, Сергея и Ипполита – см.про них подробнее в соответствующих справках) и Михаила Никитича Муравьева (отца Никиты и Александра Муравьева – см.подробнее в справке про Никиту Муравьева). Мать - баронесса Елиэавета Карловна Поссе, в первом браке - Энгельгардт, родственница полководца Барклая-де-Толли. В семье было еще двое детей – младший брат Александр, в 1825 году – командир Александрийского гусарского полка и сестра Екатерина – замужем за министром финансом Е.Канкриным.
С 1818 года Артамон женат на Вере Алексеевне Горяиновой, дочери действительного статского советника; к 1825 году в семье было трое детей – Никита (по-домашнему Никоша) 5 лет, Александр 4 лет и Лев (Левушка) – 2 года.
Артамон Муравьев в юности вместе со своим братом Александром слушал лекции в Московском университете (попечителем которого в эти годы был его дядя, Михаил Никитич Муравьев), затем в Петербургской школе колонновожатых (которой также руководил дальний родственник – Николай Николаевич Муравьев). В эти годы Артамон много и тесно общался с молодым поколением многочисленных Муравьевых, его товарищами были Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев, дети Н.Н.Муравьева – Александр, Николай и Михаил (см.отдельную справку о семье Н.Н.Муравьева и его детях). В эти годы один из братьев, Николай Муравьев-младший, придумал новое общество: они хотели удалиться на какой-нибудь дальний остров (подходящим островом был выбран Сахалин, называемый также «Чока»), основать там республику и заняться просвещением жителей острова. Николай сочинил законы общества и уговорил следовать за собой Артамона Муравьева, Матвея Муравьева-Апостола, братьев Перовских и еще нескольких юношей. Артамону Муравьеву назначено было быть лекарем – в эти годы он впервые увлекся медициной и сохранил этот интерес на всю жизнь.
Артамон вступил в военную службу в 1811 году вступил колонновожатым; воевал в 1812 году в составе Дунайской армии при адмирале Чичагове; во время заграничных походов – адъютант квартирмейстерской части при штабе Барклая-де-Толли (здесь по службе, возможно, он познакомился впервые с Пестелем, служившим в корпусе Витгентшейтена под началом Барклая-де-Толли).
Участник сражений под Бауценом, Дрезденом, Кульмом, Лейпцигом, участвовал во взятии Парижа. В апреле 1814 года переведен в Кавалергардский полк, в составе которого вернулся в Россию, но вскоре принял участие в новом заграничном походе, связанном с бегством Наполеона. В Париже Артамон Муравьев был прикомандирован к оккупационному корпусу М.Воронцова и оставался во Франции до 1817 года. Вернувшись в Россию, служил в Кавалергардском полку до начала 1825 года (здесь его сослуживцами были будущие члены Петербургской управы Южного общества Вадковский, Свистунов, двоюродный брат Александр Муравьев и др.); после чего получил назначение полковым командиром Ахтырского гусарского полка, расквартированного в местечке Любар на Украине.
Артамон первоначально вступил в тайное общество еще в 1817 году: был принят Никитой Муравьевым в так называемое Военное общество, которое организационно предшествовало Союзу Благоденствия, но непосредственно в Союз Благоденствия, по-видимому, принят не был и вскоре после женитьбы от дел тайного общества отошел. Однако в 1824 году общался в Петербурге с двоюродным братом Матвеем Муравьевым-Апостолом и со своими молодыми сослуживцами по Кавалергардского полку Вадковским и Свистуновым и от них знал о некоторых планах тайного общества, хотя формально в нем в этот период не состоял.
Весной 1825 года на Украине возобновил знакомство с двоюродным братом Сергеем Муравьевым-Апостолом и был им принят в Васильковскую управу Южного общества (здесь же, вероятно, впервые познакомился с Бестужевым-Рюминым, а также с другими членами Васильковской управы – Повало-Швейковским, Тизенгаузеном и др.).
В сентябре 1825 года во время Лещинских лагерей был участником общего собрания членов Васильковской управы и только что присоединенного Общества соединенных славян; горячие речи Артамона произвели большое впечатление на молодых офицеров – членов славянского общества (Борисова, Горбачевского, Андреевича, Бечасного и других). В конце декабря 1825 года отказался от предложения приехавших к нему братьев Муравьевых-Апостолов и Бестужева-Рюмина принять участие в восстании во главе Ахтырского полка, однако попытался передать записку о планируемом восстании членам славянского общества – артиллеристам.


Бестужев-Рюмин Михаил Павлович, 24 года.

Из древнего дворянского рода Бестужевых-Рюминых. Самыми известными представителями этого рода в XVIII веке были братья дипломаты Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (канцлер Российской Империи при императрице Елизавете) и его старший брат Михаил – при Петре I российский посол в Швеции. Однако декабрист Бестужев-Рюмин принадлежал к другой, нижегородской (менее известной) ветви Бестужевых-Рюминых. Интересно также, что эта семья – не родственники декабристам Бестужевым (во всяком случае близкое родство не прослеживается)
Отец декабриста – надворный советник, городничий города Горбатова Нижегородской губернии Павел Николаевич Бестужев-Рюмин, мать – Екатерина Васильевна урожденная Грушецкая (дальняя родственница Прасковьи Грушецкой – второй жены Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола, мачехи Матвея, Сергея и Ипполита Муравьевых-Апостолов). За ними в 1826 году числилось 641 крепостных душ в Московской и Нижегородской губерниях (в том числе в имении Кудрешки Нижегородской губернии, где родился и вырос Михаил). В 1816 году семья переехала в Москву. Мать Михаила умерла буквально накануне восстания (юноша пытался получить отпуск для того, чтобы съездить в Москву по случаю смерти матери, так как вообще бывшим семеновским офицерам отпусков не давали); отец же умер через несколько месяцев после казни сына – причем, по рассказам родственников, получив известие о казни, отец проклял Михаила, велев написать «собаке собачья смерть».
Старшие братья – Иван и Николай (в будущем – отец известного либерального историка К.Н.Бестужева-Рюмина), отставные военные. Судя по всему, между Михаилом и братьями большой близости не было. Еще два брата к этому времени уже умерли – Владимир был убит в 1805 году в сражении под Фридландом, Александр умер в начале 1820-х годов.
Дальним родственником Бестужевых-Рюминых был также декабрист Михаил Спиридов (по линии Щербатовых, см.подробнее в справке о Спиридове)
Михаил, получил хорошее домашнее образование, затем слушал лекции профессоров Московского университета и получил аттестат Университета, дающий право вступления в гражданскую службу (по собственным показаниям, он готовился стать дипломатом). Однако в 1818 году по желанию родителей вступил в военную службу первоначально в Кавалергардский полк, откуда вскоре «за шалости» был переведен в Семеновский полк. После восстания Семеновского полка в 1820 году вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом переведен на Украину в Полтавский пехотный полк. (О Семеновском полке см.подробнее )
С Сергеем Муравьевым Михаил Бестужев-Рюмин познакомился соответственно во время службы в Семеновском полку, однако, по свидетельству современников, первоначально близкой дружбы между ними не было. Вероятно, сблизились они уже на Украине и до конца оставались самыми близкими друзьями.
В 1824 году Михаил влюбился в Екатерину Андреевну Бороздину (дочь сенатора Бороздина, племянница генерала Раевского и декабриста Василия Львовича Давыдова – см.об этой семье подробнее в справке о Давыдове) и сватался к ней, однако не получил разрешения своих родителей на женитьбу (несмотря на попытки Сергея Муравьева посредничать в этом вопросе). Из-за неудачного сватовства Бестужев-Рюмин и Сергей Муравьев рассорились с Василием Давыдовым, а его невеста Екатерина Бороздина вскоре вышла замуж за члена Южного общества Владимира Лихарева.
Михаил был принят в Южное общество Сергеем Муравьевым в конце 1822 или в начале 1823 года, и в январе 1823 года впервые участвовал в Киеве в совещании руководителей Южного общества (соответственно здесь впервые познакомился с Пестелем, Юшневским, Волконским и Давыдовым). В дальнейшем Бестужев-Рюмин – один из самых активных южных заговорщиков, деятельный организатор, пламенный оратор, неутомимый курьер (в частности несколько раз ездил с известиями к Пестелю в Линцы – где, возможно, познакомился с Александром Барятинским и еще рядом членов Тульчинской управы).
Он участвует во всех основных совещаниях и съездах руководителей Южного общества (кроме съезда в январе 1825 года). Вместе с Сергеем Муравьевым он руководит Васильковской управой, в которую принимает множество членов (самостоятельно или вдвоем с Муравьевым), в том числе полковников Повало-Швейковского, Враницкого, подполковника Норова, офицеров конной артиллерии Пыхачева и Нащокина и др. Командир Полтавского пехотного полка В.К.Тизенгаузен, в котором служит Бестужев-Рюмин, также был ими принят в тайное общество; поэтому он закрывает глава на многочисленные разъезды Бестужева по делам заговорщиков, а также на то, что юноша почти постоянно проживает у своего друга Сергея Муравьева в Василькове. С Артамоном Муравьевым Бестужев-Рюмин знакомится весной 1825 года, когда Артамон был переведен в армию командиром Ахтырского гусарского полка.
В 1823 году Бестужев-Рюмин и Сергей Муравьев начали переговоры с представителями Польского патриотического общества – сначала с графом Ходкевичем, затем с присланным из Варшавы представителем польского общества Северином Крыжановским и заключили с ним договор в устной форме о сотрудничестве. И в дальнейшем сношения Бестужева с представителями польского общества (Гродецким, Мошинским, Олизаром) не прекращались (несмотря на то, что формально с конца 1824 года официальные переговоры между двумя тайными обществами взяла на себя Директория в лице Пестеля и Волконского).
В 1823 году, пытаясь получить помощь для осуществления Бобруйского плана, Бестужев-Рюмин ездил в Москву, где познакомился с Якушкиным и рядом других московских членов бывшего Союза Благоденствия.
С мая 1825 года вместе с Сергеем Муравьевым встречался и вел переговоры с приехавшим в Киев представителем Северного общества – князем Сергеем Трубецким. О результатах переговоров Бестужев осенью 1825 года ездил сообщить Пестелю.
В августе-сентябре 1825 года, во время Лещинских лагерей Бестужев-Рюмин и Сергей Муравьев встретились с бывшим сослуживцем по Семеновскому полку Алексеем Тютчевым и узнали от него о существовании Общества Соединенных Славян. При дальнейших переговорах он познакомился со всеми основными участниками славянского общества, в том числе с его основателем – Петром Борисовым, с Горбачевским, а также с Михаилом Спиридовым (который во время Лещинских лагерей был сначала принят в Южное общество, но затем участвовал в совещаниях от имени славян). Именно Бестужев-Рюмин вел основные переговоры о соединении двух обществ, взял клятву с участников совместных совещаний о непременном действии в 1826 году, а также из числа славян составил особый отряд заговорщиков, назначенных для совершения цареубийства. Во время объединения и при выборе посредников у Бестужева возникли конфликтные ситуации с Петром Борисовым и со Спиридовым, которые возражали против его речей и предложенного им плана конституции (краткой выдержки из «Русской правды» Пестеля). После Лещинских лагерей контакты Бестужева со славянским обществом продолжались в основном через выбранного посредника от артиллеристов – Ивана Горбачевского, с которым они обменялись рядом писем. При получении известий об открытии тайного общества, и затем о начале арестов, Бестужев пытался писать славянам, приглашая их к совместным действиям, однако последнее письмо (предположительно оставленное Бестужевым у Артамона Муравьева в Любаре) славяне не получили.

Биография

Муравьёв-Апостол, Сергей Иванович (9.10.1796 - 25.07.1826) - подполковник, один из предводителей движения декабристов.

Родился в Санкт-Петербурге 28 сентября (9 октября) 1796 года. Он был четвёртым ребёнком в семье литератора и государственного деятеля Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола.

Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-1814, участвовал в сражениях при Витебске, Бородине, Тарутине, Малоярославце, Красным, Бауцене, Лейпциге, Фер-Шампенуазе, Париже, имел боевые награды. В 1817-1818 состоял в масонской ложе «Трёх добродетелей». Был в числе основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия» и одним из наиболее деятельных членов Южного общества; установил связь с польским Патриотическим обществом и Обществом соединённых славян. Соглашался на необходимость убийства царя. Вёл успешную пропаганду среди солдат, являлся одним из предводителей декабристов.

Стал ключевой фигурой восстания Черниговского полка. После поражения восстания 3 января 1826 года был схвачен; в последнем бою был тяжело ранен. Приговорён Верховным уголовным судом к четвертованию, заменённому на повешение.

С. И. Муравьёв-Апостол был казнён на рассвете 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости. Был одним из трёх несчастных, чья верёвка оборвалась. Спустя некоторое время был повешен повторно. Точное место погребения С. И. Муравьёва-Апостола, как и других казнённых декабристов, неизвестно. По одной из версий, похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.

Документы

Материалы следственного дела С. И. Муравьева-Апостола . Восстание декабристов. Документы. Т.IV, C.228-412