7 сентября 1947 года в честь 800-летнего юбилея города в Москве одновременно начали строить семь сталинских высоток. Восьмое запланированное здание в Зарядье так и не было построено — на его месте появилась самая большая в Европе гостиница «Россия». Как строились символы сталинского ампира — в фотогалерее РБК.

Высотка на площади Красные Ворота

Высотка на Красных Воротах

Высота: 138 м​

Архитекторы: Алексей Душкин, Борис Мезенцев

Строительство 24-этажки на площади Красные Ворота завершилось в 1952 году, здание расположено в самой высокой точке Садового кольца. За проект отвечал архитектор Алексей Душкин, спроектировавший также здание «Детского мира» на Лубянке, станции метро «Кропоткинская», «Маяковская», «Площадь Революции», «Новослободская». В советское время в здании располагалось Министерство транспортного машиностроения, сейчас в нем находятся Московская межбанковская валютная биржа, корпорация «Трансстрой» и Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей. Это единственная высотка, совмещенная со станцией метро, что, учитывая неустойчивость московского грунта, потребовало от создателей уникальных инженерных решений. Дом и метро строили одновременно. Поскольку часть высотки нависала над котлованом для метро, ее строили под наклоном, а грунт замораживали на глубину 27 метров. Когда работы были окончены, почва оттаяла и высотка встала в вертикальное положение.

Высотка на Красных Воротах

(Фото: Кадр из фильма «Москва в цвете» / pastvu.com)

Высотка построена на месте снесенного квартала дореволюционных жилых домов, в одном из которых в 1814 году родился Михаил Лермонтов. В память о поэте с 1941 по 1992 год площадь Красные Ворота носила название Лермонтовская.

Гостиница «Ленинградская»

Гостиница «Ленинградская»

Высота: 136 м

Архитекторы: Леонид Поляков, Александр Борецкий

Строительство здания на Каланчевской улице было завершено в 1953 году. В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая низкая — 136 м в высоту.

При ее строители на глубине 8,5 м наткнулись на «плывун» — насыщенный водой грунт. Стройка была приостановлена, для ее продолжения пришлось забивать сваи по периметру фундамента.

Гостиница «Ленинградская»

(Фото: журнал «Московское наследие» № 6/2008 / pastvu.com)

В 2008 году после реконструкции гостиница открылась под брендом Hilton и получила новое название — Hilton Moscow Leningradskaya. Все работы по реставрации финансировало ОАО «Садко-отель», связанное с семьей Гуцериевых. По экспертов, инвестиции составили $45-50 млн.​

Высотка на Кудринской площади

Дом на Кудринской

Высота: 156 м

Архитекторы: Михаил Посохин, Ашот Мндоянц​

Жилой дом на Кудринской площади (бывшей площади Восстания) достроили в 1954 году. Строительством занималось Министерство авиационной промышленности, и квартиры предоставлялись преимущественно руководящим работникам ведомства. По этой причине здание иногда называли «Домом авиаторов». Из 24 этажей 18 являются жилыми. Сейчас помимо квартир в высотке находятся кинотеатр, магазины, боулинг-клуб.

Высотка на Котельнической набережной

Высотка на Котельнической

(Фото: Фото из архива А.К. Ростковского / pastvu.com)

Высота: 176 м​

Архитекторы: Дмитрий Чечулин, Андрей Ростковский

Одной из первых законченных высоток стал жилой дом на Котельнической набережной. Строительством занималось Главное управление лагерей промышленного строительства МВД, основной рабочей силой были заключенные и немецкие военнопленные. Они же позировали скульпторам для барельефов рабочих, украшающих фасады и вестибюль высотки.

Сначала квартиры распределяли среди сотрудников НКВД, впоследствии в дом начали вселять ученых и деятелей культуры. В разное время здесь жили писатели Василий Аксенов, Константин Паустовский, Александр Твардовский, актриса Фаина Раневская, балерина Галина Уланова и поэт Евгений Евтушенко. Последний писал о населявших дом тараканах — следствии бывших мучных складов, на месте которых была построена высотка: «Только Зыкина запела, / с потолков / подпевать пошла капелла / прусаков».

Высотка на Котельнической

(Фото: Наум Грановский / книга «Москва Наума Грановского» / pastvu.com)

По риелторов, дом на Котельнической набережной остается самым статусным среди остальных высоток. Цена двухкомнатной квартиры здесь до 30 млн, 40 млн и даже 50 млн руб.

Здание МИДа

(Фото: Дмитрий Бальтерманц / Журнал «Огонёк» № 38/1949 / pastvu.com)

Высота: 172 м

Архитекторы: Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус​

Административное здание на Смоленской площади было построено первым. На 27 этажах находится Министерство иностранных дел, Министерство внешних экономических связей и Министерство торговли.

Первоначальный проект здания не предполагал шпиля — он был спроектирован и установлен позднее по указу Сталина. Из-за невозможности надстроить полноценный шпиль его сделали в виде декоративного металлического шатрового завершения.

(Фото: Наум Грановский / Фотохроника ТАСС)

В сентябре 2016 года работы по демонтажу шпиля на здании МИДа. В ходе работ также были заменены отдельные фрагменты крыши здания. «Обновленный шпиль будет легче, что снизит нагрузку на все строение», — сообщалось на официальном портале мэрии Москвы.

В ноябре 2016 года МИД России собственный канал в Telegram и создал подборку стикеров, в числе которых есть изображения главного здания министерства.

Гостиница «Украина»

Гостиница «Украина»

(Фото: Владислав Микоша / МАММ / МДФ / russiainphoto.ru)

Высота: 206 м

Архитекторы: Аркадий Мордвинов

Строительство здания завершилось в 1957 году. Отель высотой 206 м тогда был самым высоким гостиничным зданием в Европе. За облик гостиницы «Украина» отвечала группа архитекторов во главе с президентом Академии архитектуры СССР Аркадием Мордвиновым.

Во время строительства здания из-за близости реки круглосуточно использовались насосы для откачки грунтовых вод.

Гостиница «Украина»

В 2005 году структуры «Киевской площади» Года Нисанова и Зараха Илиева гостиницу у властей Москвы за $275 млн, еще $300 млн было инвестировано в реконструкцию. В 2010 году после реставрации гостиница начала работать под брендом Radisson Royal.​

Главный корпус МГУ

Высота: 236 м

Архитекторы: Лев Руднев, Сергей Чернышёв, Павел Абросимов, Александр Хряков, Всеволод Насонов

Главное здание МГУ — самое высокое из сталинских высоток, до 1990-х годов оно оставалось самым высоким в Европе. Изначально здание главного корпуса МГУ планировалось построить на самой кромке Воробьевых гор, но из-за опасности возникновения оползней здание решили перенести в глубь территории. Для реализации такого масштабного проекта в сложных геологических условиях понадобились инновационные инженерные решения, которые предложили Всеволод Насонов и Николай Никитин — позже он построил Останкинскую телебашню.

(Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images)

Для возведения здания была построена специальная железная дорога, по которой доставляли строительные материалы. В работе было задействовано более 16 тыс. человек, в том числе заключенных. По данным официальной «Летописи МГУ», узники ГУЛАГа участвовали лишь в начальных этапах стройки. Однако правозащитный центр «Мемориал» приводит данные об участии в строительстве комплекса МГУ около 8 тыс. заключенных в течение пяти лет.

Эпоха послевоенного восстановления Москвы характеризуется невероятными архитектурными решениями и грандиозными стройками. Сталинские высотки в Москве стали символом этого строительства.

7 высоток Москвы

Идея Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами запечатлелась в архитектурном стиле того времени. Все Сталинские высотки в Москве были построены за десять лет (1947-1957 гг.). Всего построили семь Сталинских высоток в Москве:

1)МИД на Смоленской площади Смоленская-Сенная пл., д. 32/34, м. Смоленская 1948-1953 гг. В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус 27 этажей, 172 м
2)Гостиница «Ленинградская» Каланчевская улица, д. 21/40, м. Комсомольская 1949-1954 гг. Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий 17 этажей, 136 м
3)Дом на Баррикадной Кудринская площадь, д. 1, м. Баррикадная 1948-1954 гг. М.В. Посохин, А.А. Мндоянц 24 этажа, 156 м
4)Гостиница «Украина» - «Radisson Royal Hotel» Кутузовский проспект, д. 2/1 стр. 1, м. Киевская 1953-1957 гг. А.Г. Мордвинов, В.К. Олтаржевский 34 этажа, 206 м
5)Административное строение возле «Красных ворот» Садовая-Спасская улица, д. 21, м. Красные ворота 1947-1952 гг. А. Н. Душкин, Б.С. Мезенцев 24 этажа, 138 м
6)Жилой дом на Котельнической набережной Котельническая набережная, д. 1/15, м. Таганская 1948-1952 гг. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский 26 этажей, 176 м
7)Главное здание МГУ им. Ломоносова Воробьевы горы, д. 1, м. Университет 1949-1953 гг. Б.М. Иофан, Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, другие 32 этажа, 240 м

В начале 20-го века американские небоскребы были символом свободы и эпохи зарождающихся рыночных отношений. Манхэттен, Эмпайр-стейт-билдинг, улицы и авеню, пересекающиеся строго под прямым углом, и сейчас являются символом капитализма. Москва в 20-е годы с каменными аристократическими особняками, деревянными купеческими домиками, бараками и хитровским рынком совсем не подходила на роль столицы молодого советского государства.

Власть, к началу 30-х годов отчетливо понимала, что новому государству нужен новый прогрессивный город, отражающий как политическое устройство страны, так и отвечающий всем потребностям строителей коммунизма. Все это привело к началу масштабного строительства высотных строений в Москве, которые получили название «Сталинские высотки».

Сколько Сталинских высоток в Москве должно было быть

Однозначно ответить на вопрос, сколько Сталинских высоток было запланировано построить, сложно. Исторически установлено Иосиф Сталин хотел, чтобы в Москве были сооружены восемь грандиознейших высотных сооружения, символизирующих 800-летие города героя. Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке «первого камня» в основания восьми советских небоскребов.

Однако, возвели только семь. Работы над восьмой Сталинской высоткой было решено остановить сразу после смерти вождя, а на уже возведенном фундаменте в районе Зарядье позднее появилась Гостиница Россия, демонтированная в 2007 г.

Городские легенды гласят, что московские высотки – это только часть мечты Сталина о городе будущего, с величественными административно-жилыми комплексами и идеально ровными гранитными набережными. Эти легенды подтверждаются конкурсными проектами разных архитекторов. Глядя на эти макеты с трудом можно представить, что именно так могла бы выглядеть Москва.

Сталин хотел сделать из Москвы «пионера», а после все остальные города приняли бы аналогичный облик. Таким образом, выражение «Сталинские высотки» могло стать популярным во всем мире и олицетворять всю силу и мощь Советского Союза.

Проект строительства восьми небоскребов в Москве являлся частью грандиозного плана по возведению монументальных сооружений во всех областных центрах и столицах республик СССР. Самым значимым, из уже запланированных архитектурных объектов, должен был стать Дворец Советов, так называемая девятая высотка, строительство которого стартовало еще в 1939 г. вместо разрушенного до основания Храма Христа Спасителя. Дворец Советов планировался как самое высокое строение своего времени (415 м + 100 м высота статуи Ленина) и должен был стать центром всего Советского государства. К сожалению или к счастью, но Сталинские высотки появились ограниченной партией и далее не получили должного развития.

Сталинки в других городах

Возведенный в эпоху сталинского ампира, Главный корпус Челябинского Южно-Уральского государственного университета, часто относят к числу Сталинских небоскребов. К памятникам советского могущества во всей восточной Европе относят и высотки, построенные другими государствами, входившими в состав советского союза: Рижская академия наук, Дворец культуры и науки в столице Польши Варшаве, Гостиница «Украина» и жилой небоскреб на Крещатике Киева, пражская гостиница «Crowne Plaza», Дом свободной прессы в Бухаресте.

Проектирование небоскребов было начато еще в конце 30-х годов. В тяжелейшие годы Великой отечественной войны грандиозные стройки были остановлены. Сталинские высотки в Москве продолжили строить практически сразу после окончания войны. Вождь еще принимал парад победы на Красной площади, а архитекторы уже вели подготовительную работу над проектами новых сооружений. Использованные архитектурные решения получили название «сталинский ампир». Задача перед архитекторами стояла одновременно очень простая и очень сложная: превзойти американские небоскребы - по величию и грандиозности. Как показывает история, с задачей справились!

Архитекторы Сталинских высоток

В конкурсе, проводимом для отбора проектов, участвовало немало известных и заслуженных архитекторов. Победителями же стали молодые, талантливые архитекторы, задачу перед которым ставил лично И. Сталин. Как позднее писали современники, ему нужна была команда градостроителей готовых беспрекословно выполнять его пожелания и реализовывать самые амбициозные замыслы. О причинах такого внимания со стороны вождя к проектам небоскребов Москвы до сих пор спорят историки.

Архитекторами Сталинских высоток были очень разные люди, их судьбы сложились по-разному. Наиболее странной была судьба одного из первых архитекторов Главного здания МГУ на Воробьевых горах, Бориса Иофана (ему же принадлежит авторство других не менее известных проектов сооружений Москвы). Борис учился в римском институте изящных искусств и после его окончания спроектировал не мало советских сооружений, но и итальянских.

В начале 30-х годов он был автором грандиозного проекта Дворца Советов и считался «придворным» архитектором Иосифа Сталина. Однако, его проект здания МГУ, возведение которого было запланировано на Ленинских (Воробьевых) горах вызвал жесткую критику. По официальной версии, И. Сталина не устраивало выбранное Б. Иофаном место для будущего здания МГУ из-за нахождения в этом месте объектов правительственной связи.

Сейчас достоверно невозможно установить в чем была суть конфликта между вождем и архитектором, но МГУ сместили на несколько сотен метров от запланированного, а Б. Иофана сместили с поста главного архитектора. Предложенный и реализованный проект МГУ основан на чертежах Б. Иофана, но его имя по указанию И. Сталина вычеркнули со всех документов.

Сталинские высотки в Москве, мистика и легенды

Легенды вокруг высоток начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских. Закладка фундамента всех московских небоскребов по приказу вождя происходила ровно в 13.00 7 сентября 1947 г., дата и время были основаны на астрологических прогнозах. В этот день в Москве, также по указанию сверху, были запрещены все строительные работы.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу. Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро. Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.

Квартиры в Сталинских высотках Москвы и их жильцы

Заселение строений часто происходило по прихоти судьбы. Квартиры получали как известные политические деятели, так и звезды кино, художники, писатели и доктора наук.

Сколько Сталинских высоток в Москве

В планах советского правительства было возведение одного дома высотой 32 этажа, двух домов высотой 26 этажей и пяти домов высотой 16 этажей. Самым высоким зданием, согласно первоначальному проекту, должна была стать гостиница для трудящихся на Воробьевых горах. Главным зданием МГУ, с высотой в 36 этажей, она стала позднее. Никаких парков, фонтанов и смотровой площадки также не предполагалось, добавлены в архитектурный ансамбль они были также позднее.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Некоторые из архитектурных решений были продиктованы не только эстетикой, но и особенностями Московского грунта. Если Манхеттен стоит на скалистой и твердой местности, то Москва стоит на холмах и болотах. Следствием этого, и стали удивительные технологии, использованные при строительстве сталинских небоскребов. Еще одной проблемой для архитекторов была категоричная позиция вождя по вопросу выбора мест под строительство. В его кабинете все строящиеся небоскребы были отмечены на карте, и предложения архитекторов перенести здания в другое более благоприятное место для сооружения отвергались.

Сталинская высотка на Смоленской площади

Первой была возведена высотка на Смоленской площади для Министерства иностранных дел. Архитектура здания МИД отличается сдержанностью и является единственной Сталинской высоткой, на которой отсутствует пятиконечная звезда, так как непрочный шпиль здания не смог бы выдержать ее вес и ветровые нагрузки на 172-ух метровой высоте.

Сталинская высотка на Комсомольской

Следом появилась самая маленькая Сталинская высотка – Гостиница «Ленинградская», дополняющая концепцию Комсомольской площади. Ее внутреннее убранство было исполнено в стиле московского барокко. Архитектурная роскошь «Ленинградской» в последующие годы очень критиковалась со стороны Н. Хрущева. Сталинских наград были лишены архитекторы гостиницы.

Сталинская высотка на Котельнической набережной

Затем архитектурный облик Москвы дополнился Сталинской высоткой на Котельнической набережной. Здание гармонично вписалось в ландшафт на стрелке Москвы-реки и Яузы. За счет примыкания к зданию возведенного ранее жилого дома общее количество квартир достигло 700. Высотка на Котельнической разместила в себе кинотеатр, почта, парикмахерская, множество кафе и магазинов.

Сталинская высотка на Баррикадной

Высотка на Красных воротах

Выход из метро «Красные Ворота» расположен в еще одной высотке, возведенной на Садовом кольце. В советские годы это здание занимало министерство транспортного строительства. В Сталинской высотке находились как рабочие кабинеты работников министерства, так и жилые квартиры. Три корпуса дома не связаны ни наземными переходами, ни чердаками, общим для них является только подвал.

Сталинская высотка на Кутузовском

Московская высотка гостиница «Украина» расположилась в начале Кутузовского проспекта. Место для строительства небоскреба выбрано очень удачное: начало проложенного как раз в послевоенные годы Кутузовского проспекта, и набережная Москвы-реки с причалом. Стратегическое расположение гостиницы делало ее крайне привлекательной для гостей столицы, а интерьер поражал своим великолепием.

Сталинская высотка на Воробьевых горах

Самая высокая среди Сталинских высоток – главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Силуэт МГУ виден на большом расстоянии и стал одним из символов Москвы. Парки, фонтаны и смотровая площадка привлекают на Воробьевы горы как горожан, так и туристов. Экскурсия по высоткам в Москве неизменно привлекает массу слушателей. Многое из истории проектирования и строительства московских небоскребов послевоенной эпохи остается тайной и сейчас.

Мифы Московских высоток

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен. Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию. Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело - все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Почему 9 высоток в Москве
Всего должно было быть 9 небоскребов, ровно столько планет в солнечной системе. Каждая олицетворяет определенную планету. К примеру, сооружение на Котельнической может быть соотнесено с планетой Венера (красота). Венера означает, что это может быть одно из самых красивых зданий и эстетически выдержанных и, что там могут жить представители искусства, как оно действительно и происходит. Здание на Кудринской площади соотносится с планетой Марс (эмоции). Здание МИДа соотносится с Юпитером (энергия двигательная). Здание МГУ имеет отношение к планете Меркурий (образование). Таким образом, Сталинские высотки представляют собой пирамиды и у каждой свое предназначение.

Где пересекаются все высотки

Здания имеют пересечение в одном месте, именно там, где должна была быть девятая высотка (Дворец Советов), сейчас находится Храм Христа Спасителя. Пересечение всех линий создает знак, очень похожий на знак в пустыне Наска в Перу. Дворец Советов начали строить в конце 30-х годов. Был залит огромный бетонный фундамент, сделан металлический каркас, построено несколько этажей, внизу был готов зал заседаний политбюро и, конечно же, к этому сооружению проходили ряд туннелей, но началась Великая Отечественная война и строительство заморозили, а каркас разобрали на производство танков.

Сталинские высотки в Москве – удивительные по красоте, монументальные и величественные строения, за которыми вот уже более полувека тянется шлейф мистических тайн и завораживающих историй. Поговорим об этих уникальных зданиях, их истории и легендах.

7 сталинских высоток в Москве

Исторические справки свидетельствуют о том, что Сталиным задумывалось возведение восьми зданий. Сам факт их строительства должен был служить демонстрацией мощи Советского Союза – государства, победившего в страшной войне, устоявшего и освободившего половину Европы. Считается, что расположение домов планировалась особым образом, по примеру египетских пирамид, и создавались они для аккумулирования энергетических потоков. Мы не будем вдаваться в подоплеку этого решения и ответим на вопрос, сколько сталинских высоток в Москве, отмечая лишь, что почти сразу после войны были возведены семь интереснейших элитных зданий, ставших легендой советской архитектуры и овеянных загадками и тайнами.

Восьмая высотка не была возведена, и причины, по которым этого не случилось, мы узнаем ниже. Что же касается остальных, то, благодаря амбициям Сталина, столица сегодня украшена уникальными архитектурными зданиями, закладка которых произошла одновременно 7 сентября 1947 года, в день, который стал считаться днем рождения города.

Высотка первая: дом на Котельнической

Отвечая на вопрос, сколько сталинских высоток в Москве, начнем краткий обзор с Дома работников искусства на Котельнической набережной (д. 1, метро «Китай-город). Он построен по проекту архитекторов Чечулина Д. Н. и Ростковского А. К. и находится на Швивой горке в Заяузье – очень красивом и уютном месте.
Да и здание не менее интересное: 32-этажное, выстроенное в так называемом стиле сталинского ампира, оно украшено барельефами и обелисками, а в высоту имеет 176 м. Дом задуман и выстроен как точка отсчета для всех улиц, ведущих к реке, и замыкает восточную перспективу Москвы-реки относительно Кремля. Строительство сталинских высоток в Москве осуществлялось по большей части заключенными, они же зачастую позировали для скульптур и композиций, украшающих здание. Дом на Котельнической был присоединен к уже законченному зданию – жилому 9-этажному корпусу для чекистов и их семей - и превосходно вошел в общий архитектурный комплекс. Вероятно, поэтому все работы по строительству здания, начатые в 1949 году, курировало МВД. Возведение было закончено в 1952 году.

Птица счастья на Швивой горке

Одно крыло дома при сдаче отдали военным, второе – творческой интеллигенции. Многие знаменитые советские артисты в разное время жили и живут в нем. Всего в комплексе насчитывается 700 квартир, имеются магазины, отделение почты и кинотеатр «Иллюзион». Отметим, что дом вошел в элиту московского жилфонда, и, естественно, квартирная плата была весьма внушительна, не каждый мог позволить себе такие расходы, но с чьей-то легкой руки дом долгое время называли Птицей счастья на Швивой горке. Он стал первым сданным объектом, представляющим сталинские высотки в Москве. Фото, имеющееся в статье, подчеркивает монументальность и красоту этого легендарного здания.

Высотка вторая: дом у Красных ворот

Построенное на самой пиковой точке Садового кольца, 138-метровое здание расположено у выхода метро «Красные ворота», название которого быстро стало его ориентиром.
Дом у Красных ворот на ул. Садовой-Спасской, д. 21/Каланчевской, д. 1 был спроектирован архитекторами А. Душкиным и Б. Мезенцевым, а возведением руководило МПС. Центральный корпус 24-этажного гиганта изначально был предназначен для Министерства транспортного машиностроения. Боковые корпуса – жилые, в них находятся 284 квартиры. Сооружение было уникальным, поскольку предполагалось не нарушать функционирования выхода из метро «Красные ворота», для чего был применен оригинальный метод заморозки котлована под фундамент и возведение здания с заложенным отклонением, которое было устранено при усадке дома. Эксперимент прошел успешно: фундаментная плита нагрузку выдержала, и выход из метро функционировал, как и было задумано.

Сегодня, кроме упомянутого Министерства, в здании располагается немало организаций: Московская валютная биржа, профсоюз железнодорожного и транспортного строительства, корпорация «Трансстрой», издательство «Транспорт», ресторан, банк, магазины.

В начале 19-го века на этом месте находился особняк генерал-майора Толя, где появился на свет М. Ю. Лермонтов. В память об этом на фронтоне здания установлена мемориальная доска.

Высотка третья: гостиница «Ленинградская»

17-этажное здание, представляющее сталинские высотки в Москве – гостиница «Ленинградская», - расположено на Каланчевской улице 21/40 (метро "Каланчевская" или "Красные ворота") и является одной из известнейших гостиниц столицы. Законченный в 1954 году дом 136-метровой высоты, спроектированный архитекторами Поляковым Л. М. и Борецким А. Б., изящно органично вписался в существующий ансамбль Комсомольской площади.
Эта высотка отличается от других элегантностью наружной отделки и утонченным великолепием внутреннего убранства, включающего элементы храмовой архитектуры и московского барокко.

Поскольку это здание возводили как парадный фасад столицы, оно стало самым роскошным и дорогим. 1 кв. метр обошелся в 21 тыс. руб., тогда как 1 м 2 дома на Котельнической стоил 5,5 тыс. руб. История сталинских высоток в Москве не знает более дорогого строительства на тот момент. Вестибюль отеля украшен барельефами, а уникальные бронзовые люстры-гирлянды освещают 5 этажей. Общая площадь 330 номеров гостиницы составляет 25 тыс. м 2 .

Четвертая высотка - Дом авиаторов

На исходе 1954 года сталинские высотки в Москве пополнило здание Дома авиаторов на Кудринской площади (до 1992 г. – площади Восстания), д.1, у метро Баррикадная, спроектированного архитекторами Посохиным М.В. и Мндоянцем А.А. Состоящее из центрального (24 этажа) и боковых (по 18 этажей) корпусов, здание вместе со шпилем достигает высоты 156 метров.

450 квартир при сдаче дома распределили между работниками авиационной промышленности, номенклатурой ЦК КПСС, летчиками-испытателями и космонафтами. Здание также отличается роскошью и утонченностью отделки. Кинематографисты часто используют интерьеры московских высоток в съемках художественного и документального кино.

Сегодня в доме расположена Дирекция компании, отвечающей за эксплуатацию ряда высотных домов Москвы, в т. ч. и этого здания. В помещениях цоколя и первого этажа в настоящее располагаются магазины, боулинг-клуб, подвалы отданы под подземные парковки и гаражи.

Пятая высотка - здание МИДа

В 1953 году на Смоленской-Сенной площади (дом 32) сдается в эксплуатацию еще одна высотка – 27-этажное здание, в котором располагаются три министерства – иностранных дел, торговли и внешних экономических связей. Высота строения составляет 172 м, площадь помещений 65 тыс. м 2 . Постоянно функционируют 28 лифтов, 18 из которых являются скоростными.

Спроектированное архитекторами Гельфрейхом В. Г. и Минкусом М. А. здание МИДа – единственное из высоток, которое не имеет пятиконечной звезды на шпиле, а изначально в плане не было и его. Так случилось потому, что в возведении был применен необычный метод сооружения каркаса здания на полную высоту. Историки свидетельствуют, что на таком башенном стиле настоял Сталин, но по расчетам специалистов установка шпиля создала бы нагрузку, которую здание выдержать не могло. Впоследствии был установлен облегченный шпиль. Еще одна достопримечательность на фасаде дома – герб СССР, установленный на 114-метровой высоте и остающийся там и по сей день.

Шестая высотка - гостиница «Украина»

Гостиницу, расположенную на Кутузовском пр., 2/1, у метро "Киевская", по Филевской линии, проектировала группа именитых архитекторов - Мордвинов А. Г., Калиш В. Г., Олтаржевский В. К. и др. Различные детали проекта разрабатывали специалисты численностью до двух тысяч человек.

Здание занимает более 88 тыс. м 2 , его высота составляет 206 м. с учетом 73-хметрового шпиля. С точки зрения архитектуры это сооружение отличает совершенство композиции: центральный корпус с башней, увенчанной шпилем уравновешивает четкая монументальность флигелей, а угловые башенки и вазоны, имитирующие снопы пшеницы, подчеркивают дворцовый стиль здания. Центральный корпус занимала гостиница, боковые были отданы под жилье.

Открытие гостиницы состоялось 25.05.1957 г. На тот момент «Украина» являлась крупнейшей в Европе, сегодня же приобрела статус фешенебельного отеля европейского уровня.

Седьмая высотка: МГУ

В перечень под названием «Семь сталинских высоток Москвы» входит новый корпус 36-этажного университетского здания МГУ имени М. В. Ломоносова на Воробьевых горах (д. 1), впервые открывшего двери 1 сентября 1953 года.

Проектирование высотки осуществлялось группой архитекторов под руководством Л. В. Руднева. При возведении здания использовались новейшие для того времени технические решения, позволившие успешно построить здание переменной высоты на весьма сложных грунтах. Оформление фасадов и создание скульптурных групп было возложено на мастерскую Веры Мухиной. С учетом 58-метрового шпиля, высота здания составляет 240 м, а благодаря ступенчатой структуре первые два этажа имеют большую площадь, позволяющую оформить на 1-м этаже огромный вестибюль, а на 2-м - два величественных колонных зала, украшенных скульптурами великих ученых. Роскошь внутреннего убранства этого храма науки поражает – мраморные лестницы и различные элементы декора напоминают дворцы Золотого века. Аудитории размещаются в помещениях начиная с 3-го этажа.

В центральном корпусе (сектор «А») размещаются административные службы, факультеты, актовый зал и ДК МГУ. Боковые корпуса отданы под жилье для преподавательского состава и студенческие общежития, имеются цокольный и технический этажи. До недавних пор здание МГУ было самым высоким в Европе.

Административное здание в Зарядье

Сталинские высотки в Москве были изначально запланированы в количестве 8-ми зданий, и строить последнее из них, начали и даже возвели двухъярусный бетонный бункер и технический этаж по проекту архитектора Чечулина Д. Н.

В нем планировалось размещение Наркомата тяжелого машиностроения, но после смерти Сталина на стадии окончания возведения все работы были прекращены, а строительство дома законсервировано. В 1967 году на имеющемся фундаменте была выстроена гостиница «Россия», в настоящее время уже не существующая. В планах правительства столицы - разбить на этом месте большой парк с развлекательной зоной.

В заключение

Таким образом, сталинские высотки в Москве – легенды-дома, ставшие в то время реальным воплощением престижа страны, победившей в войне, и символом могущества СССР, сегодня являются визитной карточкой столицы.
Все эти величественные здания удивительны, рассказывать о каждом из них можно много и интересно, однако сделать это в рамках одной статьи трудно, ведь сталинские высотки в Москве, адреса которых знает весь мир, – интереснейшее явление в мировой архитектуре.

Одним из самых впечатляющих проектов во всей практике советской архитектуры справедливо можно назвать строительство «Сталинских высоток» - семь из восьми запроектированных сооружений короновали Москву. Архитектурный манифест для всего мира – заявление о власти, силе, значимости и непререкаемом авторитете советской власти – получил своё начало 13 января 1947 года. Тогда Советом Министров было подписано постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В сентябре того же года одновременно было заложено восемь оснований для будущих высоток – по числу столетий существования Москвы.

Опыта высотного строительства в Советском Союзе на тот момент не было. Кроме единственного проекта (прародителя будущих высоток) – здания Дворца Советов, запроектированного архитектором Душковым в Зарядье. Монументальное сооружение по проекту имело 420 м в высоту и венчалось статуей В.И. Ленина (для масштаба – указательный палец Ленина был шестиметровой длины). Дворец так и не был достроен – стройку заморозили после смерти Сталина.




Немного о происхождении сталинских высоток:

Перенесемся на сто пятьдесят лет назад в Нью-Йорк. Товарищ Отис установил первый лифт в пятиэтажном здании на Бродвее в 1857 году. Лифт работает до сих пор.

Лифты натолкнули на мысль строить здания повыше. После изобретения стальных каркасов дела пошли вверх. Первым небоскребом считается это прекрасное здание 1884 года в Чикаго (сначала было высотой в 10 этажей):

Тогда еще нельзя было сказать, где недвижимость в XXI веке будет дороже - в Нью-Йорке или в Чикаго, поэтому кинулись строить небоскребы и там, и там.

Нью-Йорский стиль был таким (1900):

Народ начал жаловаться, что из-за небоскребов улицы были темными даже днем. Жаловались, жаловались, жаловались, жаловались, пока в 1914 году капиталисты не построили 40-этажное офисное здание размером с квартал.

Народ взвыл окончательно, поэтому пришлось в 1916 году вводить запрет на строительство больших плоских поверхностей, а вместо этого предписывалось строить все небоскребы с уступами (сэтбеками). Таким образом был найден компромисс между плотной и высокой застройкой и солнечным светом и воздухом на улицах.

Без уступов:

С уступами:

В 1914 году было закончено здание для муниципальных служб в неоклассическом стиле.

Товарищ Сталин, когда увидел это здание, влюбился в него с первого взгляда. Конструктивизм, авангард, арт-деко (не успевший дойти до СССР) были отвергнуты вождем народов. Вместо них все архитекторы должны были изучить Муниципальное здание и научиться делать так же.
В 1937 году бригада советских архитекторов отправляется в Нью-Йорк – перенимать опыт американских строителей небоскрёбов.
Вряд ли хоть один советский человек знал, почему сталинская архитектура именно такая. И откуда у нее взялись уступы.
После войны нужно было строить новые здания, вселяющие уверенность в советского человека. Кстати, после войны и до смерти Сталина в Москве запрещено было строить жилые здания ниже восьми этажей.
Помимо высоток остальные здания сталинской эпохи строились в том же духе, что и неоклассические нью-йоркские строения.
Похожие здания появились потом и в Риге, и в Киеве, и в Варшаве.

В 1961 году в Нью-Йорке градостроительный закон изменили, обязав вместо уступов предоставлять публике последние и первые этажи под смотровые площадки и рестораны.
А в Москве с тех пор ничего более красивого и не строили.

Внешний вид нью-йорских небоскребов в 1930:

Этапы реалицации:

Самым высоким сооружением этого масштабного проекта стал главный корпус МГУ (Московского государственного университета) на Воробъёвых горах. В нём 36 этажей (240 м вместе со шпилем). В центральном блоке размещены факультеты, актовый зал на 1500 человек, музей, научная библиотека. В боковых – общежитие для студентов и квартиры профессорско-преподавательского состава. Изначально здание проектировалось как крупный жилой комплекс. Решение о том, что на Воробъёвых вместо него будет возведён главный ВУЗ страны, принял лично Сталин.
Оно было построено в 1949-1953 годах архитекторами Л. В. Рудневым, С. Е. Чернышёвым и др.).

Здание является центром огромного комплекса Московского университета, первоначально уже насчитывавшего 27 зданий.
В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 че-ловек. В боковых флигелях - жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие высотки административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания и т. д.)
Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову. Архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождём. Однако тот распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные семь высоток, строящихся в столице.

Здание также окутано несколькими легендами, о том, что якобы неподалеку находится бункер, где может прятаться на случай ядерной войны партийная элита, о том, что территория возле здания "фонит" из-за находившегося здесь прежде ядерного реактора и т.д. Так или иначе, сегодня МГУ – один из важнейших вузов РФ.
А памятник Ломоносову установили сбоку от главного корпуса. Теперь он временно на реставрации.

Вторая по высоте постройка – гостиница «Украина», венчающая Кутузовский проспект. Центральный объём её состоит из 34 этажей. Эта высотка была построена в 1953-1957 годах, т.е. уже при Хрущеве, который и назвал ее в честь своей любимой Украины. Строили ее архитекторы Мордвинов и Олтаржевский. Центральная часть здания – это гостиница, боковые флигели – жилые, там расположены квартиры.
28 апреля 2010 года гостиница "Украина" открылась после серьёзной реставрации под новым названием Рэдиссон Ройал (Рэдиссон-Московская), т.к. была выкуплена данной сетью отелей. Боковые флигели, кстати, выкупить не удалось, потому что жильцы вовремя приватизировали свои квартиры. Примечательно, что в гостинице находится интереснейший экспонат, который может посмотреть каждый: это макет Москвы 1977 года.

Особенное место среди новых высоток занимало строящееся здание МИД на Смоленской-Сенной площади. Оно было построено в 1948 – 1953 годах архитекторами В. Гельфрейхом и М. Минкусом. Центральная часть имеет 27 этажей, высота здания 172 м.

Когда работы были уже завершены, Сталин потребовал, чтобы постройку увенчали шпилем. Авторы проекта –профессор Гельфрейх и архитектор Минкус – пытались возражать, но напрасно. Возвести шпиль из капитальных материалов было невозможно – это нарушило бы все расчёты по нагрузкам. Тогда было принято решение соорудить бутафорский шпиль из листовой жести и окрашен охрой (поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания). Чтобы смонтировать его, строителям пришлось пробивать перекрытия 5-ти этажей для установки опор.

Распространена также история, что после смерти Сталина архитектор Минкус написал письмо Хрущеву с просьбой демонтировать шпиль, на что якобы Хрущёв ответил: "Пусть шпиль останется памятником глупости Сталина".
Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.



Ещё одна удивительная история связана со строительством высотного жилого здания у Красных ворот, 1951 года. Это административно-жилой дом. Строительство его курировало Министерство Путей Сообщения (или коротко МПС).
По замыслу архитектора Душкина вестибюль станции метро, располагавшейся прямо в основании будущего здания, непременно должен был стыковаться с его цокольным уровнем. Чтобы это осуществить была применена технология предварительной заморозки грунта – 100-метровый каркас ведь должен был удержаться на краю другого строительного котлована.

Чтобы нивелировать последующее за разморозкой оседание грунта и, как следствие, наклон всего здания, высотку возводили с обратным уклоном. У шпиля он составлял 16 см. Первый и уникальный случай такого смелого инженерного приёма завершился успешно. В течение нескольких месяцев здание принимало верное положение. И хотя небольшое отклонение всё-таки произошло, оно вполне вписывалось в заложенные нормы.



В доме 284 квартиры, все они были предусмотрены для руководства. Ранее на месте этого дома родился и жил М.Ю. Лермонтов, о чем теперь свидетельствует мемориальная табличка на доме.
Высота этого здания 130 м, в нем 24 этажа. Это самая высокая точка Садового кольца, которую, собственно и решили отметить сталинской высоткой. Здесь жили актеры Н. Гундарева, Б. Чирков.

Следующий объект – Высотка на Швивой горке или Дом работников искусств на Котельнической набережной.
Архитекторы Чечулин и Ростковский. Центральный объём имеет 26 этажей. Как и все постройки этого архитектурного проекта, высотка обладает замкнутой инфраструктурой и включает в себя магазины, почтовое отделение, кинотеатр.

К уже стоящему здесь "чекистскому" жилому корпусу присоединили высотку, удачно вписав ее в общий архитектурный ансамбль.
Дом выполнен в стиле сталинского ампира, до войны превалировал классицизм, а после войны этот стиль получил название сталинский ампир. Дом отдали творческой интеллигенции.
Дом считался элитным, квартплата была высокая, далеко не все могли себе позволить жить в таком доме.
В разное время жильцами этого дома считаются: Евгений Евтушенко, Александр Ширвиндт, Галина Уланова, Фаина Раневская, Клара Лучко, Людмила Зыкина, о засолке огурцов и капусты которой в доме слагались легенды! Здесь жили Фадеев, Михаил Жаров, Андрей Вознесенский и Нонна Мордюкова, Никита Богословский, Марина Ладынина с Иваном Пырьевым, Юрий Любимов и многие другие.

Так как на этом месте уже стоял чекистский корпус, то строительство курировало МВД. Прежде здесь были бараки.
В 1949 году началось строительство Дома на Котельнической. Строили дом, в основном, заключенные. И они же позировали для скульптур на доме! Дом очень красивый и расположен в очень удачном и красивом месте, это моя самая любимая высотка в Москве!

176 м. Птица счастья на Швивой горке, как ее называли тогда.

Особый разговор о Гостинице Ленинградской (теперь Hilton Moscow Leningradskaya).
Строили эту высотку Поляков и Борецкий, а курировало стройку Министерство военного и военно-морского строительства. Высотку возводили как парадный фасад города, в которой, кстати, соединилось древнерусское зодчество и современный стиль. Это было самое роскошное здание по внутренней отделке в те времена. Оснащение его обошлось государству в более чем 21.000 руб за 1 кв. м, по сравнению с высоткой на Котельнической – 5500 руб. Для строительства и внутренней отделки были использованы уникальные породы камня, к примеру, интерьер был украшен огромными люстрами, занесенными в книгу рекордов Гиннесса.
Под зданием, кстати, протекают две речки, поэтому при строительстве использовалась технология вибронабивки свай - на тот момент новаторский вид строительства.
Среди сталинских высоток гостиница "Ленинградская" самая маленькая - всего 17 этажей и 136 метров высоты.

В проекте ясно читаются мотивы «нарышкинского барокко». Это обстоятельство возмутило впоследствии Хрущёва и его решением архитекторы Поляков и Борецкий были лишены Сталинской премии. Произошло это, разумеется, уже после смерти «вождя народов». Начиналась новая эпоха, и она устанавливала свои правила.

Высотка расположена рядом с красивейшей Комсомольской площадью трех вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского. Кстати, площадь, равно как и одноименная станция метро, ранее называлась Каланчевской, а затем ее переименовали в Комсомольскую в честь тех строителей-комсомольцев, которые погибли во время строительства здесь станции метро. Несколько лет назад гостиница была приобретена владельцем сети отелей Hilton, после чего её капитально перестроили внутри, правда, владельцев попросили оставить часть прежнего названия, поэтому теперь гостиница называется Hilton Moscow Leningradskaya.

Дом авиаторов на Кудринской площади, назывался ранее "Высотка на площади Восстания", т.к. Кудринская площадь прежде называлась Площадью Восстания. Этот дом был построен в 1948 - 1954 годы по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского.

Здание имеет высоту 156 м, в нем насчитываются 24 этажа и более 450 квартир. Это был также элитный дом, где жили летчики, космонавты и т.д. Он знаменит своим гастрономом № 15, в котором раньше можно было неплохо отовариться. Здесь жили Элина Быстрицкая, Лев Прыгунов, Евгений Вестник.
Опущу здесь технические особенности архитектурного облика здания и отмечу лишь, что па первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр "Пламя" (в настоящее время не работает), в подвальном помещении - подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 году. Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности, с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.

Административное здание в Зарядье было последним, восьмым, из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его должен был строить архитектор Дмитрий Чечулин. Но здание не достроили - помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства. В 1964-1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница "Россия", которая теперь "благополучно" снесена.

Сейчас на этом месте планируется построить огромный парк и развлекательную зону, которые могли бы функционировать и летом, и зимой. Проект пока на стадии разработки, но тендер уж выиграли американцы.

Москва на момент строительства высоток выглядела не слишком величественно. У подножия их жались бараки, избы, ветхие домишки. Фантастические затраты на новое строительство и разительный контраст между средой и проектом потрясают. К примеру, стоимость строительства одного только корпуса МГУ равна той сумме, которая была выделена на восстановление всего города-героя Сталинграда. Рабочей силы в послевоенные годы, конечно, не хватало. Потому на самой дорогостоящей стройке страны трудились заключённые. И всё же этот «застывший гимн Победе» вселял в советского человека новую надежду на мирную и обязательно счастливую жизнь.

Текст: Нина Белая

  • Всего семь высотных зданий возведено в столице в 40-50-х годах 20 века. Они стали новым символом послевоенной Москвы.
  • По замыслу Сталина , семь высоток должны были обрамлять главное здание - Дворец Советов, который должен был располагаться месте храма Христа Спасителя.
  • Самая высокая постройка - главное здание Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 240 м.
  • В гостинице «Украина» на Кутузовском пр. сохранилась роскошная отделка просторных номеров, с которой может поспорить только захватывающий вид из окон.
  • В доме на Котельнической наб. селилась кинематографическая элита. Здесь есть кинотеатр, магазины, рестораны и музей-квартира балерины Г. Улановой.

Семь зданий-высоток относятся к числу основных памятников московской архитектуры сталинского периода, то есть времени пребывания И. В. Сталина на посту Генерального секретаря ЦК КПСС. Созданные во второй половине 1940-х - начале 1950-х годов, они стали символами новой столицы - города-победителя, который, справившись с бедами войны, вступает в мирную, яркую эпоху. Огромные высотные дома стали своего рода знаками из будущего, атрибутами нового советского мегаполиса. Ими стали главное здания Московског о государственного университета им. М. В. Ломоносова, Министерства иностранных дел, гостиницы «Украина» и «Ленинградская», жилые здания на Котельнической набережной и на Кудринской площади, а также административно-жилое здание у Красных ворот.

К сожалению, не так-то просто побывать внутри всех семи сталинских высоток (в частности, нельзя просто так пройти в здания МГУ и МИДа). Но и снаружи эти здания производят неизгладимое впечатление. Даже сегодня, когда небоскребами сложно кого-либо удивить, сталинские высотки поражают своим масштабом, богатством отделки и весомостью образа.

История постройки

После завершения Великой Отечественной войны Москва нуждалась в перестройке. Множество зданий пострадало в результате бомбардировок, а другие просто технически устарели. Остро стояла и проблема жилья: население с толицы стремительно увеличивалось, и множеству людей приходилось селиться в тесных коммунальных квартирах. Коммунистической партии нужны были символы, которые наглядно прославляли бы страну-победительницу. Потому общеизвестным является факт, что строительство этих высоток было во многом определено идеологией. Нарядные фасады, помпезные интерьеры, огромные колонные портики, шпили, обильный скульптурный декор - вся эта роскошь демонстрировала богатство и силу страны, в которой все лучшее принадлежит народу. Ведь именно для простых граждан строились университет, гостиницы, жилые квартирные комплексы. В Советском Союзе роскошь демонстративно переставала быть привилегией избранных, она становилась всеобщим достоянием.

Начало этому процессу было положено в 1947 году, когда Совет министров принял «Указ о строительстве высотных зданий в Москве». Предложение было внесено лично Иосифом Сталиным. Проектирование высоток отвечало его личным вкусам. По замыслу вождя, все семь зданий предполагались как обрамление одного, центрального и главного - Дворца Советов. Располагаться он должен был на берегу Москвы реки, на месте взорванного в 1931 году храма Христа Спасителя. Дворец должен был стать самым высоким зданием мира и служить местом заседания Верховного Совета СССР.

Замысел и воплощение

Еще в 1930-е годы был объявлен конкурс на проект дворца, и практически все ведущие архитекторы страны приняли в нем участие. Победа в конечном итоге досталась Б. М. Иофану, задумавшему здание в ампирном ключе. Над Москвой должна была возвыситься огромная башня, украшенная множеством колонн, а наверху — гигантской статуей В. И. Ленина. Фигура вождя революции планировалась настолько большой, что терялась бы в облаках, если бы проект был осуществлен. Высота здания вместе с памятником должна была превысить 400 метров!

Сталин надеялся осуществить это грандиозное строительство, работы были запущены в 1939 году, – но затем началась война, и финансирование проекта оказалось невозможным. После победного завершения войны этой возможности по-прежнему не было. Тем не менее, этот несостоявшийся проект Дворца Советов многое говорит нам об идеологии, лежавшей в основе строительства высоток. Остальные же сталинские небоскребы были выстроены в рекордно быстрые сроки. Уже в 1950-е годы готовые здания были сданы в эксплуатацию.

По своему масштабу эти высотки уступали утопическому Дворцу Советов, но тем не менее между ними и проектом Б. М. Иофана наблюдается определенное сходство: все небоскребы вырастают из широкого мощного основания и имеют ступенчатую композицию. Среди них нет просто домов-башен, как, например, в Чикаго - одном из мировых центров высотного строительства. Московский ампир ориентирован скорее на нью-йоркский стиль: известно, что Сталину очень понравилось здание муниципальных служб на Манхэттене (архитектор У. Кендалла). У каждой из высоток есть центральная башня - вертикальная ось, которая уравновешивается осью горизонтальной (менее высокими объемами, пристроенными к центральному).

Московский государственный университет

Особенно хорошо это прослеживается в самой высокой (240 м) постройке - главном здании Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Воробьевы горы, 1) , где центральная башня со шпилем уравновешивается четырьмя «крыльями», каждое из которых по отдельности могло бы стать многоэтажным домом. Это здание было создано по проекту Л. Руднева и наглядно демонстрировало приоритеты власти, которая считала заботу о науке и образовании одной из важнейших задач. Главное здание МГУ возвышается над берегом Москвы-реки, организуя пространство всего района. Университет тогда нуждался в новых корпусах, и новый проект должен был стать основой для целого студенческого городка. В высотке расположились ректорат, несколько факультетов, общежитие, квартиры для преподавателей, актовый и театральный залы… Студенты МГУ шутят, что в главном здании можно жить, не выходя на улицу: там расположены магазины, столовые, спортивный к омплекс с плавательным бассейном, дом культуры, где регулярно проводятся концерты и Музей землеведения.

Внешний вид и интерьеры МГУ очень эффектны: выразительное скульптурное оформление (мастерская В. И. Мухиной), полированные колонны из яшмы, гранита и мрамора, лепнина, деревянные панели… Сверху здание венчает высокий шпиль, облицованный стеклянными пластинами и увенчанный пятиконечной звездой. Считается, что изначально каждый из пяти объемов здания планировался как постамент для гигантской скульптуры (в центре должна была быть статуя М. В. Ломоносова). Сложно сказать, насколько реален этот замысел: вокруг сталинских высоток бытует множество мифов и городских легенд. Особой популярностью пользуются рассказы о подвалах МГУ. Обширные, глубокие, рассчитанные на прямое попадание бомб, они до сих пор являются закрытым военным объектом. Отсюда и разговоры о подземном городе, об огромных холодильниках, которые предотвращают обрушение грунтов, о потайном входе в секретный метрополитен.

Каждая из высоток стала композиционной доминантой города, сформировала его перспективы и панорамы. Например, Кутузовский проспект открывает гостиница «Украина» высотой в 34 этажа, расположившаяся на бегу Москвы-реки (Кутузовский проспект, 2/1, стр. 1) . Автором проекта стал А. Мордвинов, которому удалось не только создать одно из самых больших в мире гостиничных зданий, но и сделать его комфортным для посетителей. Роскошь отделки, просторные номера, красивые виды из окон, удачное расположение в центре города - безусловно, у приезжавших в столицу должны были остаться лишь положительные впечатления о проживании в Москве!

Более строгим - соответственно своим функциям - выглядит здание Министерства иностранных дел (Смоленская-Сенная площадь, д.32/34). Создали эту высотку архитекторы В. Гельфрейх и М. Минкус. Ее главное украшение – огромный герб Советского Союза на фасаде. Изначально проект здания не предполагал наличия шпиля, но позднее он все же был надстроен из легкой стали. Скорее всего, именно это и послужило причиной того, что на шпиле отсутствует традиционная пятиконечная звезда - декоративный шпиль попросту мог не выдержать ее веса.

На Котельнической набережной стоит жилой дом 1/15 (архитекторы Д. Чечулин, А. Ростковский), замыкающий вид от Кремля в сторону Яузы. Здание рассчитано на 700 просторных квартир, а также включает объект ы инфраструктуры – кинотеатр «Иллюзион», почтовое отделение, магазины, рестораны и другие. Кроме того, сейчас в нем располагается Музей-квартира знаменитой балерины Г. Улановой. Роскошное фойе здания украшено живописными росписями (предположительно их автором является А. Дейнека). Ныне это один из самых престижных жилых комплексов города.

Жилой дом на Кудринской площади, 1 (архитекторы М. Посохин и А. Мндоянц) в народе часто называют «Домом авиаторов», поскольку квартиры в нем при заселении получили преимущественно работники авиационной промышленности. Здание составлено из множества объемов, сгруппированны х довольно сложным образом: визуально создается впечатление, что его центральная башня вырастает из груды себе подобных. Оно делится на множество малых и больших подъездов таким образом, что в каждом из них на этаж приходится 3–4 квартиры. В здании также находился кинотеатр, в настоящий момент он не функционирует.