Людмила Буркотенко-Буркот

Конспект подгруппового открытого занятия по развитию речи (подготовительная группа ) - "Волшебница зима " (К. Юон)

Программное содержание :

Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах; развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь; воспитывать культуру ведения диалога.

Материалы :

Две снежинки, репродукция картины К . Юона «Волшебница зима » .

Ход занятия

Просмотр видеофильма «Зима » под музыку П. И. Чайковского.

Логопед :

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокожа, светлолица

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? (О зиме.)

Почему зиму называют царицей?

На какой тройке прилетела зима ? Что за скакуны в этой тройке? (Зимние

Какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль.)

Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима , какая? (Снежная, холодная, студеная, морозная, и. т. д.)

Это вы описали зиму.

А как описывают зиму художники? (картина К . Юона «Волшебница зима » )

Изображение зимы, когда она еще только вступает в свои права. Обратите внимание, на улице много прохожих. Люди вышли на улицу, они рады зиме, так как морозы еще не очень сильные, резвятся дети, играют в снежки, катаются на коньках.

Логопед : Какие чувства вызывает у вас эта картина ?

Дети : Чувство света, покоя.

Дети : Чувство радости, что кончилась дождливая осень, наступили тихие светлые дни.

Логопед : Какие характерные особенности русской зимы передает художник?

Дети : Кругом много пушистого снега.

Дети : Замерзший пруд.

Дети : Дети катаются на коньках.

Логопед : И глядя на все это, кажется, что не только люди, но и природа рада зиме.

Обратите внимание, на картине изображен пасмурный день, все небо в облаках. Но везде ли они одинаковы?

Дети : Облака белые и есть желтоватые.

Логопед : Но если мы присмотримся, то увидим, что и снег не совсем белый, и иней на деревьях - все имеет множество оттенков, которые в большинстве свом желтовато-розоватые, а иней хотя и серебристо-голубой, но под лучами заходящего солнца приобретает розоватый оттенок. Вы наверно наблюдали такую зиму тоже. Деревья в инее бывают, когда накануне этого дня было тепло, а ночью ударил мороз. А день на картине морозный . Это видно сразу. Ведь дым из трубы поднимается вверх. Ребята, подумайте, где находился художник, когда наблюдал это в природе?

Дети : Художник был далеко.

Дети : Он нарисовал все это не очень крупно.

Логопед : Да, он находился на пригорке и немного вдалеке.

Скажите, а что вы любите делать зимой? (Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки.)

Физкультминутка

Морозы детям не беда

Не страшны им холода,

Ходим в шубах и ушанках

И катаемся на санках.

А потом на лыжи встанем

И с горы кататься станем.

Снег пушистый все летает,

А метель все завывает.

Сколько снегу намело!

Все тропинки занесло!

Мы дорожки разгребем

И в снежки играть пойдем.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке (снежинка)

Ребята, посмотрите какие большие снежинки опустились мне на ладошку.

Дыхательные упражнения.

Как подул Дед Мороз –

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

(Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.)

Упражнение для коррекции зрения.

Мы снежинку увидали, -

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.)

Дети сморят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,

(Закрыть ладошками глаза.)

Глазки отдыхают.

(Дети складывают снежинки и садятся на стулья.)

Кто хочет научиться делать волшебную снежинку ?

Пройдите пожалуйста на свои места. Итак, мы начинаем творить волшебство . Перед вами лист бумаги со схематичным изображением снежинки. Обводим клеем изображение снежинки, затем обсыпаем волшебным порошком . Как вы думаете, из чего состоит волшебный порошок ? (из манной крупы, окрашенной в голубой цвет)

Прежде чем приступить к работе, нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю

(ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю

(ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)

Но где же снежинки? В ладошке вода?

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(на первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать)

Растаяли хрупкие льдинки – лучи…

Как видно ладошки мои горячи.

(потряхивания расслабленными ладонями) .

Обильно обсыпаем клей порошком. Но чтобы снежинка получилась настоящей, нужно немного времени дать ей подсохнуть, а мы с вами еще немного поговорим о времени года – зима .

Ребята, о каком времени года мы с вами говорили? (О зиме.)

Что вам больше всего понравилось?

Литература :

1. Журнал "Ребенок в детском саду" №3, 2006 г.

2. Интегрированные занятия . Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Л. Г. Селихова, Изд.: Айрис – пресс, 2007 г.

3. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников., Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр, Изд.: Сфера, Творческий Центр, 2008 г.

4. Развитие речи детей 5- 7 лет, О. С. Ушакова, Изд.: Сфера, 2010 г.

МБОУ Кичигинская СОШ

Саитбаталова С.В.

4 класс

Сочинение по картине К.Ф. Юона "Волшебница-зима"

Цели :

1. Познакомить учащихся с картиной К.Ф. Юона “Волшебница зима”.

3. Развивать художественный вкус, умение сравнивать, переживать.

4. Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование : Портрет Ю.Ф.Юона, репродукция картины “Волшебница зима” и другие его работы, творческие тетради, словари настроений, индивидуальные карточки, музыка Чайковского “Времена года”, альбомные листы, краски, мультимедийное оборудование, снежинки с образными выражениями.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Подготовительная работа.

Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными ласковыми именами.

Как можно назвать это время года, с кем или с чем сравнить? (Зиму можно назвать красавицей, гостьей, рукодельницей, чародейкою)

(1 ученик читает стихотворение Пушкина “Вот север тучи….”)

Следующее задание: “Кто быстрее и правильнее соберет стихи?”

(Работа в парах. На листочках предлагаются стихи, дети собирают, а затем эти стихи зачитываются)

1 пара : А.Пушкин, С. Есенин.

1. Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов.

2. Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.

3. Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

4. Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

2 пара: Ф. Тютчев, А. Фет

1. Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит.

2. Не колючий, светло- синий
По ветвям развешан иней
Погляди хоть ты.

3. И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.

3 пара: И. Никитин, С. Маршак

1. На дворах и домах
Снег лежит полотном.

2. Вы проворные ткачи
Вихри и метели.

3. И от солнца блестит
Разноцветным огнем.

4. Дайте радужной парчи
Для мохнатой ели.

Ребята, назовите наиболее образные выражения, которые характеризуют русскую зиму? Запишите их в корреспондентскую тетрадь.

(Работа в корреспондентских тетрадях)

3. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о репродукции картины К. Ф.Юона “Волшебница зима”.

Кто будет активно работать на уроке, будет получать “снежинки-помощницы”, которые помогут вам при составлении рассказа и написании сочинения.

(Снежинки с образными выражениями и словами на зимнюю тематику)

4. Проверка домашнего задания

Вам надо было самостоятельно подобрать о художнике материал и записать в корреспондентских тетрадях.

(Ученица читает сообщение, портрет художника)

Юон - один из замечательных русских живописцев. Рисовать Юон начал с 8 лет и всю жизнь посвятил живописи. Юон очень любил весну и зиму. Он писал “Я искал новые краски в природе – в русской зиме”. Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, животных, птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют единое целое.

Широко известны его и другие картины (рассматриваются и другие работы Юона).

5. Рассматривание картины “Волшебница зима” под музыку Чайковского “Времена года”

Перед вами репродукция картины Юона “Волшебница зима”. Чтобы говорить о картине, ее надо прочитать, т.е. очень внимательно, детально рассмотреть и обдумать.

6. Беседа по картине

У каждого на партах есть таблицы – помощницы, в ходе урока будете записывать в карточки самые удачные подходящие к сочинению выражения.

Ребята, какие чувства вызывает эта картина у вас? На этот вопрос нам поможет ответить “словарь настроений”. (Чувства радости, легкости, восхищения, восторга и т.д.)

(Работа со словарями)

Перечислите, что вы видите на картине? (Окраина деревни, речка, деревья покрытые инеем, люди, лошади…)

Что видите на переднем плане? (Берег речки, деревня, мальчишек, которые катаются на коньках.)

Этот вид напоминает строки А. Пушкина.

Опрятней модного паркета
Блистает речка льдом одета
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.

Можно ли сказать о том, что больше всего нравится художнику на картине? (Ему нравятся люди, которые вышли на улицу. У них радостное настроение, от того что выдался хороший денек. Каждый занят чем-то своим. И все это делается с большим настроением)

(Работа по таблицам)

Что вы заметили в изображении среднего плана? (Деревья. Они очень большие, красивые, зима укутала их снежком, посыпала инеем)

Зима - это, прежде всего снег. Как изображает снег художник? (Серебристый, синеватый, белый, пушистый…)

Почему художник назвал свою картину “Волшебница зима”? (Много снега, все кругом становится сказочным, большие сугробы, деревья покрытые инеем, морозный воздух).

7. Физминутка

У вас впереди рабочий день. Постарайтесь сделать так, чтобы он был успешным. Для этого пожелайте себе удачи с помощью поглаживаний.

Вначале - обнимите себя руками. Затем положите руки на шею, и погладь себя, затем погладь себя по голове, по лицу, помассируй свои ноги, руки.

Гимнастика для глаз .

Что мы видим на заднем плане? (Деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях)

Ребята, попробуйте использовать прием олицетворения, опишите какие превращения совершила зима? (Взмахнула зима одним рукавом - укрыла землю одеялом. Взмахнула другим рукавом – превратила деревья в сказочных великанов, серебристым инеем накрыла деревья, украсила все вокруг, заморозила речку и осталась очень довольна.) – работа с таблицей.

Что можно сказать о чувстве, которая вызывает эта картина? (Торжества, восторга, радость русской зиме) – работа с таблицей.

8. Составление плана

Для чего мы составляем план?

Самостоятельная работа. (Восстановление плана)

Зимние забавы.

Волшебница зима.

Чувство и настроение картины.

Сказочные деревья.

9. Пересказ по частям (цепочкой)

Ребята, скажите, какой это вид текста?

10. Физминутка

Если слова относятся к зимней тематике – хлопаем, если не относятся – топаем. (Морозный, волшебница, унылая, серая, иней, листопад, коньки, сосульки и т.д.)

Прежде чем приступить к сочинению, что вы должны подобрать? (Эпиграфы)

11. Орфографическая работа (у каждого ученика карточка)

Прочитайте слова, записанные на карточках. Вы можете их использовать в своем сочинении.

На какие группы можно разделить слова по наличию в них орфограмм? (Стоит, лошадям, зима, веселый, показал, коньками, снежком. Картина, мороз, лед, природа, деревня, переливаются.)

12. Иллюстрирование картины под музыку. (На альбомных листах воском нарисована зимняя природа, затем эти листы разукрашиваем голубым цветом)

Какие волшебные превращения совершила зима на ваших рисунках? (Выпал снег, стало все бело, дети слепили снеговика. Снежинки танцуют вальс с холодным ветром. Земля оделась в белоснежный наряд. И др. варианты)

13. Домашнее задание (дифференцированный подход).

Дома будете работать в роли писателя:

1 группа. Написать сочинение в черновом варианте.

2 группа. Устно составить рассказ по картине.

3 группа. Дописать слова и образные выражения в таблицу.

14. Итог урока

Так почему художник назвал свою картину “Волшебница зима”? (Все кругом становится сказочным, много снега. Деревья покрыты инеем, большие сугробы)

15. Оценивание учащихся

Мы сегодня работали в роли корреспондентов. Кто же лучший корреспондент сейчас мы узнаем. (Подсчет снежинок, показ результатов веерами)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Русский живописец Константин Юон создал огромное число художественных образов зимы в своих картинах. Он очень любил русскую природу, любил зиму, ее краски, ему нравилось изображать снег - всегда разный, то свежий, пушистый, то подтаявший, посеревший. Поэтому существует множество картин, передающих взгляд художника на зиму.

С 1908 по 1958 у художника был дом в Лигачеве, многие пейзажи он написал именно там, там черпал вдохновение, там его воплощал. Давайте рассмотрим и сравним две картины Юона на одну тему, написанные в этой деревне. Это картины "Волшебница-зима" и "Русская зима. Лигачево".

Картину "Волшебница-зима" художник написал в 1912 году, будучи молодым, полным сил художником, ищущим свои темы и способы выражения, пробующим новое. Эта картина задорного зимнего настроения, она рассказывает о радостях зимы, о белоснежной сказке, преобразившей землю, укрывшей под снегом все скучное, серое, некрасивое. Зима несет красоту пейзажа, похрустывание белоснежного покрывала, радость зимних забав - катания с гор на санках, лыжных походов, забегов на коньках, прогулок на санях, запряженных лошадьми. Неудивительно, что художник назвал зиму волшебницей, - благодаря ей все сверкает и блестит на солнце.

Картина рассказывает об одном из радостных дней зимы и передает нам то, что увидел художник с высокого пригорка. Перед нами деревня - справа и слева на среднем плане картины художник изобразил деревянные деревенские дома. Вдали виднеется белый заснеженный лес, слева угадывается купол деревенской церкви на пригорке. Это пейзаж. Но он стал живым и динамичным благодаря группам людей и лошадей, умело вписанным в него.

На переднем плане застывший пруд, где дети катаются на коньках. Кое-кто затеял возню в сугробах. Несколько наездников едут верхом, также проезжают мимо сани с лошадьми, а за ними едут дровни. Немало людей вышло просто прогуляться. Вероятно, это воскресенье - все одеты довольно нарядно, на женщинах - яркие юбки. Как и полагается в деревне, тут же бегает парочка собак - прибежали за своеми хозяевами-мальчишками.

Картина отчасти напоминает старые голландские зимние пейзажи, включающие группы людей в движении, но при этом она наполнена русским колоритом, русским духом, русской поэтикой. Ох, и хороша зимой русская деревня - так и хочется сказать, глядя на это светлое полотно.

Прошло тридцать пять лет, минуло много исторических событий, две войны и революция, и наступила такая же снежная зима. Однажды художник вновь поднялся на тот же пригорок и глянул на деревню. То, что он увидел - он рассказал с помощью кисти и красок в картине "Русская зима. Лигачево".

Для картины художник взял немножко другой ракурс, но тема, смысл, суть картины остались те же. Только теперь это картина зрелого мастера. И немножко другое время. Послевоенное, тяжелое, голодное. На улицу любоваться прелестями зимы вышли только дети.

На переднем плане широкая, полностью засыпанная снегом дорога в лес. Заснеженный лес белый от снега. Более темной кажется лишь большая ель, она тоже запорошена снегом, но все равно остается темным пятном в пейзаже. Сразу внимание зрителя притягивает выходящая из лесу группа мальчишек школьного возраста: четверо впереди с собакой, еще парочка немного отстала.

За овражком начинается деревня - мы видим несколько домов на пригорке. Возле них играет детвора - зима для ребенка всегда останется волшебницей и всегда будет дарить ему радость снега, радость зимних игр. Есть и всадник на дальнем плане, и пара лошадей возле домов.

По своему колориту эта картина очень похожа на предыдущую: бело-голубая, светлая, с темными фигурками людей. А вот по настроению она немного отличается от первой - нет в ней загадки и волшебства, неожиданной радости. Просто красивый зимний день из жизни одной деревни, по-своему обыденный, по-своему неповторимый.

Волшебница зима

К.Ф.Юон нарисовал множество холстов на тематику зимы и родной природы. На его картинах видно как он был охвачен волнением к окружающей природе, да и к самой зиме. Его очаровывали зимние краски, поэтому художнику очень нравилось показывать снег во всех его красотах. Подтверждением этому является холст «Волшебница зима», написанный художником-пейзажистом в начале прошлого века.

На холсте «Волшебница зима» изображена снежно белая сказка, внесшая изменения покрыв землю своим сказочным покровом. Смотря на это полотно, видишь, что зима это веселая пора наполненная радостью зимних забав. На холсте видны разные виды зимних развлечений от коньков и санок до лошадиных упряжек с расписными санями.

Эти дни запоминаются на длительный срок, и закрадываются в сердце очень приятным воспоминанием. На картине изображен один из таких зимних дней.

На заднем виде холста нарисован край деревни. За ней весь в снегу стоит сказочный лес. Слева за деревьями возвышается храм. Все это сливается в одно целое и создает такое впечатление, будто бы все они окутаны легким снежным покрывалом.

На переднем плане холста виден покрытый льдом ставок, где на коньках катается детвора. А с берега за ними наблюдают зрители – старшие жители деревни. Они глядят, с какой легкостью ребята парят на льду и мысленно возвращаются в свое детство. Детство, когда они так же непринужденно парили по льду, привлекая внимание старшего поколения.

Неподалеку от ставка девчонки и мальчишки обкидываются снежками, веселясь, они пытаются закидать друг друга. Это, наверное, был один из выходных дней, так как возле ставка собралось большое количество людей. Они общались между собой и глядели, как катаются и играют дети. Им не хочется возвращаться в свои дома, в этот солнечный с несильным морозом чудесный денек.

Эта картина вызывает желание самому попасть в этот зимний денек на окраину этой деревушки. Прогуляться по скрипучему снегу, покататься в санях. Даже вспомнить свое детство и поиграть в снежки. Побывать в той неповторимой и волшебной русской зиме.

Спасибо художнику за все те положительные эмоции, которые вспыхивают у зрителя глядя на эту картину! Это просто шикарная картина!

Описание картины Волшебница зима Юона 3, 4 класс

Художник К. Юон, создатель картины «Волшебница-зима» нередко обращался к жанру пейзажа, чтобы выразить свое восхищение волшебной родной русской природой, деревенским бытом и наивной, но чистой и искренней простотой.

Перед нами картина, изображающая зимнее время года, мне кажется, здесь показан один из самых холодных и студеных месяцев – январь. Тона палитры светлые, от белоснежно-белого до нежного лазурного, голубого и синего.

День необычайно яркий, погожий, солнце высоко в небе играет лучами, переливаясь и отражаясь в белоснежном снежном покрове, сковавшем землю.

Кругом белым-бело. Безмолвные стройные деревья, одетые в атласные и шелковые снежные наряды, убранные инеем словно драгоценностями, безмолвны, они погружены в спячку до самой весны.

Но не все дремлет на этом полотне. Окраина деревеньки полна разного люда, не смотря на ледяной морозец. Наверняка этот волшебный солнечный денек выпал в праздник, так как улицы полны крестьянских ребятишек и их родителей.

В центре картины мальчишки-сорванцы катаются на коньках по льду маленького пруда, тут же неподалеку идут снежные битвы, и стоят наблюдатели. Чудесное время года зима! Она полна забав и шалостей, радости и веселья. Мерзнут щеки и ручки у детворы, но никто не спешит домой. Рядышком снуют пара барбосов, веселящихся в месте с детьми и дружелюбно махающих хвостами.

По улицах села также гонят рысью своих скакунов мужички, крепко восседающие в седлах, тут и там запряженные в сани с оглоблями мохнатые лошадки везут своих хозяев по скрипучему снежному насту.
Женщины с детьми группками прогуливаются вдоль деревеньки, некоторые останавливаются и обсуждают и делятся последними новостями.

Стройные ряды разноцветных домиков покрытых пушистыми снежными сугробами похожи на сладкие имбирные пряники.

Дальний план почти размыт, подернут морозной туманной пеленой, едва можно разглядеть купол церквушки приютившейся меж ветвей деревьев.

Словно колдунья, очаровала зима землю и все вокруг, обратив в хрустальное царство. Хочется окунуться с головой в зимнюю сказку, изображенную на картине, почувствовать свежий, колючий морозный воздух, поиграть в снежки и покататься на коньках по гладкому замерзшему зеркалу пруда.

Творение К. Юона красочно и колоритно, оно дышит русским духом и атмосферой праздника, нет здесь и толики лишнего, все так естественно и гармонично в этом изумительном зимнем пейзаже, в этой людской деревенской жизни, полной простого человеческого счастья!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов».

Урок с использованием ИКТ

русский язык

тема: Сочинение по картине

К. Юона «Волшебница зима»

4 класс

Составитель: Долгополова Раиса Григорьевна

(учитель начальных классов)

г. Каменск – Уральский

Тема. Сочинение по картине К. Юона «Волшебница зима».

Цель. Познакомить с творчеством К. Юона.

Развивать умения использовать выразительные средства языка для

передачи своих мыслей и впечатлений; развивать чувство прекрасного.

Формировать умение строить текст, умение определять основную мысль

произведения.

Оборудование. Детские ноутбуки,

Презентация

«Картина К. Юона «Волшебница зима»

Портрет художника

Музыка П.И. Чайковского

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. (слайд 1)

Нравится вам эта картина?

Знаете ли вы, кто её написал?

Написал картину Константин Фёдорович Юон

Константин Фёдорович Юон

Сегодня мы познакомимся немного с творчеством этого художника; будем учиться передавать свои мысли и впечатления, строить правильные предло- жения и тексты; будем учиться видеть красивое.

Константин Фёдорович Юон – один из замечательных русских живописцев. Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Конец зимы», «Полдень».


Рисовать начал с 8 лет. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан. К.Ф. Юон очень любил весну и зиму. Он писал «Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме».


Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

«Волшебница зима»

Его картину «Волшебница зима» можно смело назвать песней русской зиме.

III. Подготовительная работа. Работа по картине.

Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли её ласковы- ми именами.

Как можно назвать это время года, с кем или с чем сравнить?

Зима красавица, гостья,

рукодельница, чародейка

Вспомните строчки стихотворений о зиме. Выберите из них наиболее образ- ные выражения, которые характеризуют русскую зиму.

Внимательно ещё раз посмотрите на картину.

Перечислите то, что вы видите на ней.

(Окраина деревни, речка; по берегам деревья, причудливо разукрашенные,

принаряженные снегом.)

Что вы видите на переднем плане?

(Берег реки, деревья на берегу; детей, которые катаются на коньках.)

Этот вид очень напоминает строки А.С. Пушкина:

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд.

Можно ли сказать, что больше всего нравится художнику на картине?

(Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу. У них радостное настроение оттого, что выдался отличный денёк. Каждый занят чем-то своим; но всё делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)

Природа для Юона – это прежде всего среда, в которой живёт человек. Художник оживляет природу.

Что особенно вы заметили в изображении среднего плана?

(Красочно показаны деревья; они очень большие; их ветки причудливо вырисовываются на фоне розовато - сероватого неба.)

Зима – это прежде всего снег. Как изображает снег художник?

(Снег серебристый, синеватый, белый; снег пушистым ковром устилает

землю; снег осыпал, украсил ветки деревьев; снег лежит на крышах домов)

И это обилие снега придаёт величие русской природе. Всё кругом становится необыкновенным и сказочным.

Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас в том, что зима – волшебница.

Что ещё создаёт образ волшебницы зимы?

(Большие сугробы, разубранные инеем деревья, мягкие пуховые перины и ковры из пушистого снега.)

Попробуйте, используя олицетворения, описать, какие превращения соверши- ла зима.

(Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмах- нула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов. Где серебристым инеем их накрыла, где алмазы и жемчуга развесила. Принарядила,

украсила всё вокруг.)

Каково ваше впечатление от картины?

Какие чувства она у вас вызывает?

(радость, лёгкость, очарование)

IV. Составление плана.

    Волшебница – зима.

    Зимние забавы.

    Сказочные деревья.

    Чувства и настроения, навеянные картиной.

V. Орфографическая подготовка.

VI. Составление рассказа по плану. Звучит музыка П.И. Чайковского.

VII. Прослушивание некоторых рассказов. Ребята вместе с учителем работают редакторами.

VIII. Письменная работа над сочинением.