Составила воспитатель Прохорова О.И.
Жизнь современного дошкольника трудно представить без компьютеров, планшетов, интернета. Можно бесконечно долго рассуждать о том, плохо это или хорошо. А можно использовать ИКТ как средство развития и воспитания подрастающего поколения. Рассмотрим применение ИКТ в целях социально - личностного, патриотического воспитания детей напримере модуля «Народы Поволжья».
Старая поговорка гласит: « Все новое - хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, « с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям. Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков - тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться. Педагоги ДОУ в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставят перед собой следующею цель: Формирование основы художественной культуры ребенка, через приобщение к истокам народной культуры, к народным традициям.
У каждой национальности есть свои обычаи, традиции, праздники. Как донести до них смысл этого праздника? В этом нам помогает ИКТ: фото и киноархивы, интернет, компьютерные презентации. Для детей можно создать компьютерные презентаций, которые помогают решить поставленные перед нами задачи.
Слайды № 1 -2
«Города Поволжья»
Слайды № 3-4
«Костюмы народов Поволжья»
Слайды № 5 - 6
«Национальные блюда»
Слайды № 7 - 8
«Национальные музыкальные инструменты»
Слайды № 9-10
При знакомстве дошкольников с народами Поволжья, с их историей родной страны, с памятными местами. И в этом также помогают ИКТ - с их помощью мы знакомим дошкольников с народами, городами, костюмами и т. д. Поволжья не выходя из ДОУ. Подбираем материал доступный по содержанию и качественного исполнения.
Современный ребёнок растёт в эпоху развития и появления новых ИКТ, необходимо использовать все преимущества данных технологий в решении всех поставленных перед нами задач по воспитанию и обучению дошкольников.
Авторы:
Берендакова Анна Валерьевна, Качалова Наталья Викторовна
Должность:
педагог дополнительного одразования по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад №45 "Журавлик"
Населённый пункт:
город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Приобщение старших дошкольников к культуре и традициям народов Среднего Поволжья"
Дата публикации:
29.10.2018
Раздел:
дошкольное образование
Методическая разработка
Приобщение старших дошкольников к
культуре и традициями народов Среднего
Поволжья
мастер - класс для педагогов
"Вдоль по Волге"
Педагог по изодеятельности:
Берендакова А.В.
Музыкальный руководитель:
Качалова Н.В.
Задача: Путем проведения увлекательной квест - игры, развить творческий
потенциал педагога и желание использовать полученные знания в практической
деятельности.
Оборудование: карточки с изображениями национальных костюмах, орнамента,
силуэты одежды, изображения кукол, национальной одежды, конверты с заданиями
для участников, атрибут для подвижной игры,
Ход мастер - класса
Сегодня мы с вами проведем мастер - класс в виде квест - игры
"Вдоль по Волге". Цель нашего мероприятия ознакомить участников мастер -
класса с культурой и традициями народов Среднего Поволжья.
Детский сад - это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности
он ни был, является представителем своего мира, традиционной культуры. И
маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, должны иметь
представления о культуре и быте, жизни другого народа. Поэтому мы педагоги
должны удовлетворить детское любопытство и дать элементарные знания о
традициях и быте народного края. Как жили люди Поволжья, как работали, как
отдыхали, какие обычаи и традиции, какие игры, ответить на эти вопросы значит
обратиться к истокам народной культуры Поволжья.
И так мы начинаем квест - игру. Нам необходимо разделиться на 4 группы.
Выполняя задания вы окунетесь в мир культурный традиций народов Среднего
Поволжья.
1 задание. Национальности Ульяновской области.
Внимание на экран. (первый слайд презентации) 4 картинки людей в
национальных костюмах: татарин, чувашин, мордвин, русский.
В нашей области живут люди разных национальностей. Знаете ли вы. какие народы
проживают в нашем крае??? (ответ) Чем отличаются?? (ответ) танцами,
традициями, кухней, костюмами, одеждой
Участникам мастер - класс предлагаю отобрать их конверта, те картинки на которых
изображены представители народов проживающие на территории нашей области
(конверты с картинками)
2 задание. Национальная одежда.
У каждого народа есть своя национальная одежда. Какие элементы костюма вы
знаете??? Сможете ли Вы подобрать наряд для представителя то или иной
национальности??? Сейчас узнаем!
Участникам мастер - класса предлагается "Одеть куклу" в национальную одежду.
Чтобы создать такие костюмы требуется огромное трудолюбие, умение. Все
костюмы выполняются в ручную, начиная от покроя и заканчивая вышивкой.
3 задание. Орнамент.
Второй слайд с картинками орнамента национальных костюмов.
Внимание на экран. У каждого народа есть одежда украшенная традиционным
орнаментом. Сможете ли вы подобрать элементы орнамента и украсить один из
предметов костюма???
Участникам мастер - класса предлагается украсить один предмет костюма.
татары - сапоги (ичиги)
русские - сарафан
чуваши - головной убор (тухья)
мордва - фартук
Ну а теперь проверим свои знания (третий слайд с картинками украшенных
предметов одежды)
Вот мы с вами и познакомились с традиционными костюмами народов Среднего
Поволжья, а сейчас перейдем к фольклору.
4 задание. Фольклор народов Ульяновской области.
Каждый ребенок должен иметь представление о своей культуре, доступно их
возрасту. Основным условием развития творческих способностей является
введение ребенка в мир музыки. В детском саду должны быть созданы условия для
творческого развития ребенка. Музей "Русская изба", уголок татарской,
мордовской, чувашской культуры. На занятиях мы должны рассказывать сказки,
потешки, считалки, загадки и петь частушки.
Чистая водичка умой Юре личико.
Танечке ладошки, а пальчики Антошки.
Пять мальчиков, пять чуланчиков
Разошлись мальчики в темные чуланчики.
Каждый мальчик в с вой чуланчик.
Какие потешки, в режимных моментах вы используйте????
Участникам мастер - класса предлагается "Продолжи пословицу"
Чувашская: Что посеешь / то и взойдет
Мордовская: В родном краю / как в раю
Мордовская: От зла стареешь/ от добра молодеешь
Татарская: Без труда / не появится еда
Татарская: На морозе мерзнет/ а за столом потеет
Мордовская: На работе воробей / а в еде орел
Мордовская: Если у тебя 100 друзей / это мало, один враг - много
А какие русские пословицы вы знаете???7 (ответы)
А сейчас постарайтесь отгадать загадку и выбрать правильный ответ
Выбегает конь - огонь,
А за ним сто погонь??? (солнце)
А сможете сказать ее на татарском и чувашском языках???
5 задание. Музыкальная
Предлагаю Вам прослушать 4 музыкальных произведения. Сможете ли вы на слух
определить, какой национальности принадлежит данное произведение.
"Во поле березка стояла" - русская
"Плясовая" - татарская
"Сюмарся" - чувашская
"Акша келуня" – мордовская
6 задание. Игра.
Из поколения в поколения передавались народные игры, забавы, развлечения. И
сейчас поиграем в русскую народную игру "Король". Выбираем короля, остальные
работники. Король садится на определенное место, работники отходят в сторону и
сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю. .
Работники: - Здорово король.
Король: - Здравствуйте.
Работники: - Нужны ли вам работники?
Король: - Нужны. Какие работники?
(работники выходят, движениями изображают людей разных профессий)
Король должен сказать, что делает каждый работник.
Наша квест - игра подошла к концу. Я хочу, чтобы вы продолжили выражения:
Сегодня я узнал?
Было интересно?
У меня получилось?
Было трудно?
Я попробую?
Мероприятие дало мне для жизни?
Сегодня вы приняли участие в увлекательной квест - игре "Вдоль по Волге".
Надеемся, что вам понравилось это путешествие, наш опыт оказался вам полезный
и вы будете его использовать в своей педагогической деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
народов Поволжья »
Старший воспитатель МДОУ «Детский сад
комбинированного вида №3 «Звёздочка»
г. Ершова Саратовской области»
Мартышкина О.А.
Одной из основных задачвоспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Целью образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях должно стать создание таких условий для образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.
О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность. На данный момент проект находится в стадии реализации.
Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья »
«Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность темы:
В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.
Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.
Цель проекта: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры и традициям Поволжья. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.
Задачи:
Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.
Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.
Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
Воспитывать патриотизм, любовь к русской культуре, народному творчеству.
Задачи проектируемого процесса на родителей:
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.
2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.
Ожидаемые результаты проекта:
Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.
Укрепление образовательного поля «ребенок – семья - учреждение – общество».
Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.
Средствареализации проекта:
Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, игровой);
просвещение родителей;
чтение художественных произведений;
экскурсии.
Проект реализуется в 3 этапа:
1этап организационно-подготовительный этап;
2 этап практическая деятельность;
3 этап заключительный.
I этап - организационно-подготовительный этап:
Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.
Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.
Разработка проекта.
II этап практическая деятельность - реализация проекта
Срок | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность | Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора |
|
Октябрь | Беседа о народах Поволжья. Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья». | Д/и « Одень куклу в национальный костюм», «Подбери узор», «Чей головной убор?» | Изготовление из папье-маше женского головного убора «Кокошник», мужского татарского национального головного убора «Тюбетейка» | Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов Поволжья. Рассказывание русских и татарских сказок. |
Ноябрь | Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья. Посещение экспозиций в краеведческом музеи (экскурсия) «Своя избушка - милая подружка» | Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Раскраска «Народные костюмы» Создание книжки-малышки «Национальный костюм» | Праздник «День народного единства» Участие в муниципальном фестивале народностей «В семье единой» |
Декабрь | Совместные посиделки с родителями и детьми: «Мои корни», «Традиции» История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты. | Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды» | Изготовление кукол-берегинь (представителей народов Поволжья | НОД «Музыка народов Поволжья» Развлечения «Сказки народов Поволжья» |
Январь | Чтение сказок народов Поволжья Беседа -семейные обряды | Разучивание подвижных народных игр Театрализация народных сказок | Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты Саратовской губернии». | Разучивание танцев русского, татарского, казахского. |
Февраль | Беседа «Как появилась кукла» Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры». | Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок». Разучивание подвижных народных игр | «Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла» - изготовление кукол | Развлечение «Где обычаи чтут, там весело живут» |
Март | Беседа: Обряды и праздники, связанные с жизнью человека | Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор» | Оформление фото-альбома «Национальные праздники» Украшение мордовского национального пояса бисером | Весенние обрядовые заклички. Развлечение «Масленица» Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка». |
Апрель | Просмотр слайдов: Национальные традиции в ремеслах | Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды». | Раскраска «Домашняя утварь и предметы быта» «Укрась фартук» орнамент татарского народа. | Разучивание пословиц и поговорок о труде разных народов. Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни», «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни». |
Открытый показ НОД «Национальное наследие. Народы Поволжья» | Физкультурный праздник «Фестиваль народных игр» | Создание альбомов семейных традиций | Развлечение «Дружно мы живем в краю нашем родном» |
Мероприятия с родителями дошкольников:
Родительское собрание на тему «Формирование чувств национального достоинства» - октябрь.
Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» - декабрь.
Дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против) – март.
Консультации для родителей:
- «Как играть в народные игры» (ноябрь)
- «Подвижные игры разных народов» (январь)
III этап - заключительный
Анализ и обобщение полученных результатов. Презентация проекта.
Список литературы
«Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003
Русские народные игры» http://www.laduski.ru
«Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.
Гурьянова Н.Ю., Горина Л.В. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников пению. // Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..
Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012
Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкального
руководителя.
Актуальность темы: Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру своего народа.
Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории Саратовской области, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.
Одним из перспективных методов,способствующих приобщению дошкольников к народной культуре, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
Цель проекта: формировать представление о том, что Саратовская область многонациональна.
Задачи проекта:
1. Знакомить с народными традициями и обычаями народов Поволжья.
2. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке.
3. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.
Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Художественное творчество
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы
Музыка
- Социализация
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
План реализации проекта:
Создание ситуации для мотивации начала проекта.
Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.
Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.
Ожидаемый результат:
Предполагаемый результат:
1. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство - любовь к Родине.
2. Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов, проживающих на территории Саратовской области.
3. Формирование чувства ответственности,гордости, любви и патриотизма;
4. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Презентация проекта:
1. Фестиваль народов Поволжья «Волжские гулянья».
2. Папка - раскладушка «Наряд повидать, что в прошлом побывать».
3. «Волжское подворье».
4. Выставка кукол в национальных костюмах народов Поволжья.
5. Выставка детских работ по теме.
Презентация проекта.
Фестиваль народов Поволжья «Волжские гулянья».
Дети под мелодию песни «Ты, скажи мне, Волга» заходят в зал, держась за руки, идут змейкой, занимают свои места.
1-й ребенок:
Сколько сказочных мест у России Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь!
2-й ребенок:
Под самым небом - горные отроги, Внизу - поля, раздолье,ширина. Бегут тропики и пути дороги Просторы - это Родина моя.
3-й ребенок:
Вот нежная и молодая хвоя
Растут подростки - елка сосна.
Здесь встанет лес сплошной стеной живою,
Богатства эти - Родина моя!
Песня «Что зовем мы Родиной» муз. Бокач.
Ведущий:
Для человека Родина - это край, где он родился и вырос. Наша Родина - Саратовский край, Поволжье. Дали волжские просторные, Серебристая вода. Всем открыта величавая Волга - матушка река. Да, необычные волжские просторы, много разных народов проживает на великих и могучих волжских берегах.
Сегодня представители этих народов приехали к нам в гости. И так встречайте! Под русскую народную музыку «Как под яблонькой» входят дети в русских национальных костюмах.
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь!
Дети:
Здравствуйте! (кланяются)
Ребенок:
Русский народ На Волге живет, Лучше наших ребят Никто песен не поет!
Ребенок:
Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семен, Иван. Встанем, братцы, все рядком Да частушки пропоем!
«Частушки»
Ведущий:
Ох, и частушки ваши хороши!
Дети:
Теперь мы спляшем от души!
Ребенок: Русская пляска удалью веселой,
Стоять на месте не велит!
Отбивает дробь задорный каблучок
Руки так и просятся сами на бочок.
Девочки - лебедушки плывут величаво,
Парни присядку исполняют - браво.
Эх подгорка моя, подгорушка
Потанцуй-ка со мной, моя душечка!
Русский танец «Подгорка»
Звучит мелодия татарской народной песни. Выходят мальчики и девочки в татарских национальных костюмах.
Мальчик: Исэнмесез!
Саумисыз!
Так по-татарски значит «Здравствуйте!»
На Волге живет
И татарский народ
И на славу угощают.
Девочка: Своих детишеклюбят, берегут
Колыбельныепесни для них поют.
«Колыбельная песня» (на татарском языке).
Девочка: Любят ребята из Татарстана
Петь,веселиться, плясать.
А сегодня приглашаем вас
Немного поиграть!
Ведущий: Игра называется«Буги урын»,
Что означает «Займи место». Татарская игра «Буги урын» («Займи место»)
Звучит мелодия украинской народной песни. Выходят дети в украинских национальных костюмах.
Дети: Здоровеньки буллы! Здравствуйте!
У вас в гостях украинские хлопцы и дивчата!
Ребенок: Мы не зря спешим к вам
Вдоль поволжским берегам Пусть порадуют вас Украинский перепляс.
Ребенок: Бодрый, зажигательный,
Ну, просто, замечательный.
А для танца из цветочков
Мы давно сплели веночки.
«Украинский танец»
Ребенок: Голубка прилетела
В мой цветущий сад.
Голубкасизокрылая
Тебе я очень рад.
С тобой, моя голубка,
Не будем мыскучать,
А будем вместевесело
Петь и танцевать!
Украинская игра«Голубка» обр. Попатенко
Звучит тема из «Немецких танцев» Шуберта. Выходят дети, одетые в немецкие национальные костюмы.
Ребенок: Гутен морген!
Доброе утро!
Так звучит приветствие на немецком языке.
Утром солнценад Волгой встает,
Золотыми лучами все вокруг освещает.
Легкий ветер о Волге нам песню поет.
Рады мы, что вместе этот день встречаем!
Немецкая песня «С добрымутром».
Ребенок:
Кошка с мышкой играет,
Кошка мышку догоняет.
Ищет кошка дух мышиный,
В сумрак ввинчивает взгляд,
Точнофары у машины
У нее глаза горят.
Уступаюей дорогу
Повстречавшисьу ворот,
Неужелипрямо в лапы.
Мышкак кошке попадет?
Немецкая игра «Кошки - мышки».
Ведущий: Всех гостей сегодня встретили, Да как праздник наш прошел - Не заметили.
Ребенок: Народы Поволжья гостили у нас. Мы пели, плясали, Играли сейчас.
Ребенок:
Давайте будем крепче дружить,
Ведь веселее вместе жить.
Русский и немец,
Татарин, хохол,
Все мы вместе
В Поволжье живем!
Ведущий: Крепко за руки беритесь,
В дружном хороводе закружитесь. Пойте громко, нестесняйтесь И друг другу улыбайтесь! Под мелодию песни «Ты скажи, мне Волга» детивыходят из зала.
Папка-раскладушка «Наряд повидать, что в прошлом побывать».
Альбом «Волжское подворье».
В статье рассматриваются возможности организация этнокультурного образовательного пространства в дошкольной образовательной организации и приобщения детей дошкольного возраста к этническим традициям народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар).
УДК 373.24
ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
О.И. Кошелева ,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 46», воспитатель
Россия, 607232, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. Победы, д. 8
Аннотация. В статье рассматриваются возможности организация этнокультурного образовательного пространства в дошкольной образовательной организации и приобщения детей дошкольного возраста к этническим традициям народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар).
Ключевые слова: поликультурное образование, этнокультурное образовательное пространство, этнические традиции.
Мы - многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле… Именно с этих слов начинается Конституция Российской Федерации.
Исторически сложилось так, что Россия - родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины создают культуры более чем 180 народов, в том числе культуры народов Поволжья (мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей, казанских или поволжских татар), имеющие много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. Культуры этих народов взаимодействовали и взаимообогащали друг друга, в том числе и русскую культуру.
Исторически сложилось так, что край наш арзамасский издревле был частью мордовских земель, затем входил (с мордовским населением) в состав Казанского ханства в эпоху Золотой Орды, стал пограничной частью Нижегородского княжества, а строительство оборонительных сооружений и укрепление русских границ способствовало быстрому заселению арзамасских земель русскими. Совместные экономические и торговые связи, борьба против общих врагов укрепили дружбу двух народов-братьев, позволили мордовскому народу развить свою национальную культуру. Арзамасская земля привлекала и тюркские народы (татар, чувашей), склонных к торговле, ремеслу, сочетанию скотоводства с земледелием, своим выгодным для торговли географическим положением, природными условиями, благоприятными для скотоводства и земледелия . Поэтому и становление культурных аспектов арзамасского края проходило при коллективном участии многих народов, населяющих сегодня Приволжский федеральный округ.
Народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. Её утрата влечёт за собой потерю нравственных устоев и норм поведения, ослабление чувства национального достоинства и долга по отношению к своей земле. Сегодня же многие из арзамасцев просто забыли или не знают, что они - потомки народа мордвы или, возможно, потомки тюркских народов. В связи с этим возникает необходимость трансляции этнокультурного наследия народов, которые соседствуют с Нижегородским регионом и представителями которых является часть семей воспитанников дошкольной образовательной организации (мордвы, чувашей, казанских татар).
Дошкольная образовательная организация (ДОО) в условиях развития поликультурного образования выступает одним из социальных институтов трансляции этнокультурного наследия народов Поволжья. Её миссией является передача ребёнку культурного опыта, в том числе этнических традиций, отражающих культурные особенности населения родного края.
Дошкольное образование как начальная ступень поликультурного образования решает задачи содействия накоплению ребёнком первичных представлений об историко-культурных ценностях и наследии своего народа, развития у детей устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирования этнокультурной компетентности дошкольников. Общей основой поликультурного образования является духовно-нравственное развитие ребёнка с принятием моральных норм и национальных ценностей, становление его национально-культурной и гражданской идентичности.
Трансляция культурных традиций народов Поволжья (мордвы, чувашей, казанских татар) в ДОО даёт возможность приобщить подрастающее поколение к современным культурным ценностям, в систему которых, несомненно, входят и ценности традиционные, этнические.
Организация этнокультурного образовательного пространства в условиях ДОО предполагает создание развивающей предметно-пространственной среды и организацию совместной партнёрской деятельности взрослого с ребёнком.
Развивающая предметно-пространственная среда групп наполняется игровыми и учебно-методическими материалами этнического содержания. Например, широкие возможности для решения задач поликультурного образования предоставляет дидактический комплект «Многоликая Россия» (серия «Мир на ладошке. Россия»), позволяющий познакомить дошкольников с особенностями различных народов, проживающих на территории нашей страны, в том числе народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар). Часть развивающей среды создаётся в совместной деятельности всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей): это и коллекции кукольных народных костюмов, и альбомы иллюстраций, и коллажи, отражающих этнокультурные традиции мордвы, чувашей, татар.
Культурное содержание, на котором осуществляется приобщение дошкольников к этническим традициям, составляет фольклор (пословицы, сказки, загадки, заклички), народные праздники и народные подвижные игры. Важно отметить, что, демонстрируя уникальность культурного наследия каждого из народов, необходимо акцентировать внимание детей на основах, объединяющих народные культуры мордвы, чувашей, татар.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому одним из способов приобщения детей к этнокультурному наследию выступает использование народных подвижных игр, которые играли большую роль в жизни любой национальности. Народные игры самобытны, они несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа, соответствуют детской природе, удовлетворяя потребность ребёнка в познании и двигательной активности. Подвижные игры схожи у многих народов, не имеющих ничего общего между собой. В образовательном пространстве ДОО могут быть использованы игры народов Поволжья, похожие на знакомые детям русские народные подвижные игры: мордовские («В курочки», «В ворона», «Ключи от замка», «Волк»); чувашские («Хищник в море»); татарские («Займи место», «Хлопушки»).
При организации подвижных игр целесообразно использовать методический приём «Платочек»: воспитатель предлагает детям поиграть, но прежде отгадать, в игру какого народа будут играть дети. Воспитатель демонстрирует детям платочек с народным узором (мордовским, чувашским, татарским, русским) и спрашивает, какой это узор. Когда дети отгадают, воспитатель сообщает о том, в чью игру они будут играть (например: «Верно, узор на платочке мордовский. Значит, мы с вами будет играть в мордовскую игру «Ключи от замка»). Этот методический приём позволяет в увлекательной форме сформировать первичные представления детей об особенностях орнаментов народов Поволжья.
Народная мудрость, накопленная веками, отражена в пословицах - самом интересном и загадочном фольклорном жанре. В работе с детьми старшего дошкольного возраста могут успешно использоваться пословицы народов Поволжья, созвучные с русскими народными, например:
1) мордовские пословицы: «Красивей родины места не найти», «Человек без родины что птица без гнезда», «Дереву нужны корни, а человеку -друзья», «На чужой печке бок не согреешь», «Гость в дом - Бог в дом», «Зимой за малиной не ходят» и др.;
2) чувашские пословицы: «Натворил дел - не исправишь», «Родина - матушка родная - чужая сторона - мачеха»;
3) татарские пословицы: «Без родины милой будешь птицей бескрылой», «Добро потеряешь - опять наживешь, друга потеряешь - уже не вернешь», «Без труда и зайца не поймаешь».
Загадывание загадок - одно из любимых развлечений многих народов. Можно привести следующие варианты загадок народов Поволжья, используемых в этнокультурном образовательном процессе:
1) мордовские: «Старик в земле, а борода снаружи» (свёкла), «Белая словно снег, чёрная словно земля, ходит, только прыгая» (сорока) и др.;
2) чувашские: «Под низким небом снег идёт» (сеют муку), «Меня ждут - не дождутся, а как увидят - разбегутся» (дождь), «Зимой раздевается, а летом одевается» (лиственное дерево) и др.;
3) татарские: «Старик шутит, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (мороз), «Полна печь ватрушек, в середине - один калач» (звезды и месяц) и др.
Усилению воспитательного эффекта в процессе поликультурного образования способствует разучивание с дошкольниками закличек, широко используемых на народных праздниках. Так, во время Святок можно использовать мордовские заклички, например:
«А дай Бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа да ужимиста,
Из зерна ему коврига, из полузерна - пирог»;
«Коляд - коляда, весела да богата.
Сейся, родися, жито да пшеничка,
Ячмень, овёс, гречка, горох, чечевичка».
А во время Масленицы - мордовскую закличку следующего содержания:
«Солнышко выйди, выйди,
Получишь ложку каши.
Солнышко выйди, выйди
Получишь красного петушка».
Неотъемлемую часть народной культуры составляют праздничные обычаи и обряды.
Как и у русских, почитаемыми новогодними праздниками у мордвы были Рождество, Святки, Крещение. Период с праздника Рождества до Крещения повсеместно являлся временем отдыха, игр, развлечений, гуляний молодежи. В день Крещения мордовский народ славил Христа: люди ходили к друг другу в гости и дарили подарки. Большое участие в праздниках принимали дети: они наряжались в шкуры и маски зверей, ходили по дворам и колядовали. Считалось, что чем больше колядующих в доме с их добрыми пожеланиями, тем богаче будут хозяева в новом году.
Празднование Крещения (кашарни) у чувашей было схоже, но и отличалось от мордовского. Чувашская молодежь праздновала в течение недели: от Рождества до Крещения. За день до Крещения девушки собирались в одном из домов, варили напитки (пиво) и стряпали пироги. Вечером собиралась в дом вся деревня. Девушки сначала угощали стариков и родителей. Как и русские, и мордва, чувашская молодежь проводила вечер в увеселениях, девушки гадали на суженного. Во время празднования кашарни по деревне ходили ряженные: они разыгрывали сценки из жизни деревни.
Знакомство дошкольников с народными традициями празднования Крещения можно осуществить через организацию досуга (развлечения) «Раз в Крещенский вечерок» с активным участием родителей воспитанников группы. Во время досуга дети «идут в гости» сначала к Хозяюшке русской избы, затем к хозяюшкам других жилищ (мордовского, чувашского) и, через обрядовые действа, пословицы, заклички, получают представления об этнических обычаях, их сходстве.
Весенний цикл у народов Поволжья начинался с призыва тепла, солнца, прилёта птиц. Для этого выпекали из теста «Жаворонки» или «Ласточки», с которыми дети поднимались на крыши домов и пели заклички. Во время проводов зимы, на Масленицу, мордва, как и русские, всю неделю угощалась вкусными блинами, люди ходили по дворам, веселились, катались на санках с Масленичной горы. Поскольку блин у мордовского (как и у русского) народов считается символом солнца, в мордовских поселениях устраивалась карусель в виде солнца.
Зимний цикл также завершался праздником Саварни (масленицей) и у чувашских народов. Чтобы ускорить движения солнца и приход весны, на праздник было принято печь блины, кататься на санках вокруг деревни по ходу солнца. В завершении масленичной недели сжигали чучело «старухи саварни».
К сходным (у русских, мордвы, чувашей) этническими традициями проводов зимы и встречи весны детей старшего дошкольного возраста можно приобщать посредством фольклорного праздника «Широкая Масленица», проведение которого стало традиционным для многих современных ДОО.
С отличительными особенностями обычая встречи весны у татар детей можно познакомить во время познавательного вечера «Сейчас узнаем» или «Встречи с интересными людьми», когда гость группы рассказывает о народных традициях. «Смотреть лёд» («Боз карау, боз багу») - это праздник прихода весны, отмечаемый у татарских народов и связанный с ледоходом: смотреть ледоход на берег реки выходили все жители; молодежь шла наряженная с гармонями; на плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому, что символизировало приход весны. Иногда из соломы изготавливали чучело, которое устанавливали на одну из последних льдин, поджигали и пускали вниз по течению; это символизировало утверждение весны и тепла.
Знакомство детей с традициями поволжских народов осуществляется и через сказки с полиэтническим содержанием. Подбор сказок целесообразно осуществлять в соответствии с народным календарём. Коммуникативное изучение сказки носит поликультурный характер: каждая национальная сказка изучается по одному общему алгоритму, пронизывается одними и теми же интеграционными связями, анализируется и сравнивается с содержанием других национальных сказок, а затем рассматривается в диаде со сказкой другого народа, построенной на схожем сюжете .
Знакомство дошкольников с этническими традициями народов Поволжья, соседствующих с Нижегородским регионом и представителями которых является часть семей воспитанников ДОО (мордвы, чувашей, казанских татар), позволяет комплексно решать задачи поликультурного образования и познавательного развития ребёнка, формируя первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Литература:
- Кондрашова Н. В. Народная педагогика в поликультурном воспитании и образовании дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 12 (декабрь). - С. 41-45. - [Электронный ресурс]. - URL: https://e-koncept.ru/2013/13249.htm
- Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика. - 2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://kitaphane.tatarstan.ru/peoples.htm (дата обращения 10.02.2015).
- Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. - [Электронный ресурс]. - URL: http://mishare.narod.ru/books/Ethnic_roots/6.htm (дата обращения 10.02.2015).
- Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - 2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/101/5207/
- Попова Е. «Разноликость» укладов народов Поволжья. - [Электронный ресурс]. - URL: http://tatar-history.narod.ru/uklad.htm ; http://www.niworld.ru/Statei/e_popova/e_popova_1.htm ; (дата обращения 10.02.2015).
- Рюмина Ю.Н. Организация поликультурного пространства ДОУ. - [Электронный ресурс]. - URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-23.pdf (дата обращения 14.12.2015).
- Филиппович С.А. О коренном населении края. - [Электронный ресурс].- URL: http://www.museum.arzamas.net/?action=sel&id=15&mode=articles (дата обращения 10.02.2015).
ETHNIC TRADISHIONS OF PEOPLE ON THE UPPER VOLGA
IN MULTICULTURAL EDUCATION
OF CHILDREN OF PRE-SCHOOL AGE
O.I. Kosheleva
Summary. The possibilities of arrangement of ethnocultural educational space in pre-school educational organization and accustom children to ethnic traditions of people of Upper Volga (Mordvinian, Chuvash, Tatar) is examined in the article.
Keywords: multicultural education, ethnocultural educational space, ethnic traditions.