Т е, кто бы вал на концерта х, всегда слышали перед исполнением произведения т ак ое объявление: «Выступает Иванов Петя – флейта, концертмейстер Петрова Маша». Но если с пер вой частью все понятно – Иванов Петя играет на флейте, то кто же такой концертмейстер.
Используя логическое мышление, мы делаем вывод, что это человек, который играет на фортепиано. Но это утверждение не совсем верно. Ве дь такой музыкант зовётся пианистом. Так кто же тогда концертмейстер? Давайте разбираться вместе.

Обратимся к словарю. Итак, КОНЦЕРТМЕЙСТЕР .

Слово концертмейстер состоит из двух слов: концерт и мастер (по-немецки meister). Имеет оно два значения.

1. В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Если в симфоническом произведении встречается сольный эпизод для какого-то инструмента, то исполняет его именно концертмейстер. Концертмейстер главной группы симфонического оркестра - группы первых скрипок - считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. Концертмейстер - первый помощник дирижера, его правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего дирижера за пультом.

2. А еще концертмейстером называют пианиста, который работает с учащимися - скрипачами, вокалистами, виолончелистами и т. д. Такой концертмейстер - помощник педагога - руководит ими, помогает разучивать свои партии, находить верную трактовку произведения. Несколько иная роль у концертмейстеров, которые аккомпанируют певцам и инструменталистам - мастерам своего дела. Здесь они выступают как равноправные участники единого ансамбля.

Нас, естественно интересует второе значение, концертмейстер-пианист. Иначе говоря, аккомпаниатор. Вот, что пишет В. Чачава (грузинский и российский пианист и музыкальный педагог, выдающийся концертмейстер) в предисловии к книге Дж. Мура (британского пианиста и концертмейстера):

«Аккомпаниатор… В самом этом слове отражена специфика профессии. Французское слово accompagnement образовано от глагола accompagner – «сопровождать». Здесь подразумевают опору – ритмическую и гармоническую. Уже отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. <…> Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом понимании этого слова – он не только исполняет произведение с певцом или инструменталистом на концертной эстраде, но и работает с солистом на предварительных репетициях, разрабатывая вместе с ним художественную концепцию интерпретации, вникая во все мелочи «технологии» ансамблевого исполнительства»

Концертмейстерское искусство, пожалуй, в чем-то бывает даже еще тоньше и сложнее, чем сольная игра: партия фортепиано в техническом отношении иногда даже сложнее, виртуознее, чем партия солиста, при этом концертмейстер должен быть чутким ансамблистом, чтобы не заглушить солиста.

Также часто встает проблема выбора темпа. Он определяется способностью исполнителя на духовых инструментах уложить фразу в одно дыхание. Здесь у концертмейстера возникает новый материал для размышления: ведь у одних духовиков дыхание короче, чем у других. Значит и темп будет живее. Но при этом нельзя потерять характер произведения, в противном случае мы рискуем, к примеру, получить вместо торжественного марша легкую и задорную польку. Это как в спортивной ходьбе – насколько бы быстрый темп не взял спортсмен, все равно должна оставаться ходьба, а не бег.

Плюс ко всему у концертмейстера должен быть чуткий слух, различающий мельчайшие градации звука. Ведь не всегда у педагога есть возможность подсказать из-за кулис, насколько хорошо строит инструмент солиста с роялем. Следовательно, эта обязанность ложится на плечи концертмейстера. Также во время концерта есть один человек, который хуже других слышит солиста - аккомпаниатор. В этом состоит следующая сложность – правильно выстроить баланс. Ведь звук инструмента летит в даль и возвращается многократно отражённым и поглощённым. А значит, концертмейстер слышит только малую часть его или порой не слышит вообще. И внутри борются 2 чувства: с одной стороны нужно играть так, как было задумано, но с другой стороны хочется играть как можно тише, потому что кажется, будто бы фортепиано заглушает солиста.

Видите, как много всего нужно уметь концертмейстерам. И это не говоря о потребности хорошо и быстро читать с листа, переносить музыку в другую тональность, а порой и подбирать аккомпанемент по слуху. Поэтому очень обидно, когда некоторые музыканты относятся к ним как к обслуживающему персоналу. Например, Дж. Мур пишет в своей книге: «Когда грубовато-простодушный Питер Доусон в своей книге «50 лет песни» предлагает убрать со сцены рояль и аккомпаниатора, чтоб они не отвлекали внимания публики, и когда я вспоминаю, что наибольший комплимент, которого я удостаивался от него, состоял в том, что я единственный из аккомпаниаторов, который ему не мешает, - я теряю самообладание. Правда, полем деятельности Доусона является скорее варьете, чем концертный зал. <…> …Чем ниже была культура инструменталистов и певцов, которым мне приходилось аккомпанировать в дни моей юности, тем деспотичнее было их обращение со мной. Мысль о равном сотрудничестве оставалась для них невыносимой. Когда моё имя впервые появилось на конверте пластинки, певец, которому я аккомпанировал, поднял скандал». Так было 50 лет назад. Подобное отношение встречается и сегодня, но, к нашему счастью, все реже. А ведь от хорошего концертмейстера подчас зависит и успех всего выступления. Ведь насколько не был бы хорош солист, если ему аккомпанирует не очень грамотный концертмейстер – ничего хорошего не будет. Это как у художника – если кисти и краски плохие – красивой картины не получится.

Резюмируя все выше сказанное, хочу привести еще одну цитату В. Чачавы: «Многие крупные музыканты склонны относиться к аккомпаниаторству свысока. Может быть, именно поэтому кое-кого из них ждали на этой стезе громкие провалы».

Вот мы немного и познакомились с такой замечательной и такой важной профессией – концертмейстер.

Концертмейстеры Школы оркестровой игры ещё и немного волшебники. Бывают такие ситуации, когда кто-то из учащихся на концерте ошибётся или, что бывает крайне редко, забудет ноты. Концертмейстер может сделать так, что этого никто и не заметит, да еще успеет подбодрить и подсказать. Представляете, сколько нужно внимания, чтобы уследить за всем, что происходит на сцене, вовремя сориентироваться и поправить ситуацию! Такое может выдержать только человек, получающий удовольствие от своей работы, а значит бесконечно преданный своему делу!

Слово концертмейстер, такое похожее на два других, о которых вы можете прочесть на страницах этой книжки -- капельмейстер и хормейстер -- также состоит из двух слов: концерт и мастер (по-немецки meister). Имеет оно два значения. В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Если в симфоническом произведении встречается сольный эпизод для какого-то инструмента, то исполняет его именно концертмейстер. Концертмейстер главной группы симфонического оркестра -- группы первых скрипок -- считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. Концертмейстер -- первый помощник дирижера, его правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего дирижера за пультом. А еще концертмейстером называют пианиста, который работает с учащимися -- скрипачами, вокалистами, виолончелистами и т. д. Такой концертмейстер -- помощник педагога -- руководит ими, помогает разучивать свои партии, находить верную трактовку произведения. Несколько иная роль у концертмейстеров, которые аккомпанируют певцам и инструменталистам -- мастерам своего дела. Здесь они выступают как равноправные участники единого ансамбля.

  • - . 1) Первый скрипач оркестра; иногда заменяет дирижёра. В обязанности К. входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра. В струн. ансамблях К. является обычно художеств...

    Музыкальная энциклопедия

  • - в оркестре опытный и знающий музыкант, на котором лежит наблюдение за верным строем оркестра. В случаях колебания оркестра во время исполнения К. обязан первый указать вступление своей игрой...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - 1) первый скрипач оркестра, исполняющий скрипичные соло и иногда заменяющий дирижёра на репетициях. В 18 в. в инструментальных капеллах выполнял функции дирижёра...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1) музыкант, возглавляющий одну из струнных групп симфонического или оперного оркестра.2) Пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Заимств. в середине XIX в. из нем. яз., где Konzertmeister - сложение Konzert «концерт» и Meister «мастер». См. концерт, мастер. Ср. гроссмейстер...

    Этимологический словарь русского языка

  • - ; мн. концертме/йстеры, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - пиани/ст-концертме/йстер,...
  • - скрипа/ч-концертме/йстер,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - КОНЦЕРТМЕ́ЙСТЕР, -а, муж. 1. Первый скрипачсолист оркестра, а также музыкант, возглавляющий одну из струнных групп исполнителей в оркестре. 2. Пианист-аккомпаниатор, разучивающий партии с исполнителями...

    Толковый словарь Ожегова

  • - КОНЦЕРТМЕ́ЙСТЕР, концертмейстера, муж. . 1. Звание первого скрипача в оркестре, играющего сольные партии. 2. Музыкант-акомпаниатор в оперном театре, помогающий певцам разучивать их партии...

    Толковый словарь Ушакова

  • - концертме́йстер м. 1. Первый скрипач - солист симфонического или оперного оркестра. отт. Музыкант, возглавляющий одну из струнных групп оркестра. 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - концертм"...

    Русский орфографический словарь

  • - При больших оркестрах, первый скрипач, в то же время дирижер струнных инструментов...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - скрипач, аккомпаниатор, пианист,...

    Словарь синонимов

"КОНЦЕРТМЕЙСТЕР" в книгах

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ПЕРВЫХ СКРИПОК

Из книги Плен в своём Отечестве автора Разгон Лев Эммануилович

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ПЕРВЫХ СКРИПОК Сколько лет прошло, а до сих пор бешусь, когда встречаю в газетах заголовки «Этапы большого пути», «Этап новой жизни», «Счастливый этап…» и прочее в этом роде. Сейчас-то этих больших и счастливых этапов стало поменьше, а несколько лет назад

Концертмейстер Паваротти

Из книги Я, Лучано Паваротти, или Восхождение к славе автора Паваротти Лучано

Концертмейстер Паваротти Лучано - не первый великий певец, с которым я работал в качестве концертмейстера. Я занимаюсь этим уже двадцать семь лет и сотрудничал со многими выдающимися исполнителями: Нильсон, Френи, Симионато, Гедда, Тальявини…Я люблю аккомпанировать

ЧТО ДЕЛАЕТ КОНЦЕРТМЕЙСТЕР Название «концертмейстер», которым в больших оркестрах наделяются ведущие исполнители и которое в наши дни всё чаще присваивается женщинам, восходит, как и многое другое в классике, к очень давним временам. В эпоху Гайдна и Моцарта

Концертмейстер / Автомобили / Звездный тест-драйв

Из книги Итоги № 44 (2013) автора Итоги Журнал

Концертмейстер / Автомобили / Звездный тест-драйв Концертмейстер / Автомобили / Звездный тест-драйв Солист группы «Би-2» Шура - о своем Cadillac Escalade Сразу признаюсь: сам я за рулем не бываю, у меня даже нет российских прав - только «праворульные»

Концертмейстер и аккомпаниатор – самая распространенная профессия среди пианистов. По той причине, что хорошими признанными пианистами становятся далеко не все .

Тем ни менее профессия концертмейстера не менее творческая и интересная (концертмейстер это пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах). К тому же, это может быть и прекрасной подработкой и просто хобби, потому что в некоторых местах работать можно всего лишь несколько часов в неделю, такова специфика этой профессии. Но без определенных способностей, конечно, не обойтись.

«Когда я играю, я слышу в основном мелодию, которой аккомпанирую, а не свой аккомпанемент. Многие после обучения на специальности фортепиано идут в концертмейстеры, но не многие понимают, что это профессия требует особого слуха и восприятия. Пианист играет, как он чувствует, а концертмейстер должен слышать мелодию, и воплотить в аккомпанементе весь замысел композитора и свое восприятие этой музыки, аккомпанемент должен иметь характер мелодии, нужно слышать внутри себя мелодию, потому что концертмейстер играет только аккомпанемент, и должен порой и подгонять солиста».

– это единственный музыкальный инструмент, игре на котором обучались и обучаются все профессиональные и непрофессиональные музыканты (будь то вокалист, дирижёр, скрипач, баянист и т.д.) и, помимо этого, студенты-инструменталисты предпочитают на практике в школе играть именно на фортепиано.

Многие опасаются, что найти работу концертмейстером проблематично, да и оплата не такая высокая. Да, что касается Москвы, в городе действительно очень много выпускников фортепианного факультета. Тем ни менее, те, кто выбирают эту профессию, как правило, любят свою работу и со временем достигают и высокого профессионализма, и отнюдь не низкой заработной платы. Концертмейстеры востребованы в современное время по той причине, что появляется много учебных негосударственных учреждений, кружков, клубов и театров.

  • Елена Костр ова. Концертмейстер Музыкальной школы им. Осипова .

«Конечно, если работать в государственных учреждениях зарплата зависит от ставки (ЕТС) и уровня образования, а также от категории. Но высшей категории даже сразу после консерватории не дают. Если концертмейстер играет очень хорошо, то он достаточно быстро может получить высшую категорию. На зарплату влияют и участие в конкурсах, наличие призовых мест и многое другое»

Заработная плата в негосударственных учреждениях различна. Если это известный театр или опера, то и зарплата соответственно высокая. Но туда не так легко устроится работать. С другой стороны эта профессия мобильна. Можно работать не каждый день и сразу в нескольких местах.
Певцы, работающие в штате российских театров, пользуются услугами концертмейстеров бесплатно. Но концертмейстеры могут заниматься с ними дополнительно за деньги.

Конечно, в начале карьеры зарабатывать много не получится. Если это работа в детских учреждениях, то, как правило, платят там не много, от 4 тысяч рублей в месяц при нагрузке несколько часов в неделю. В среднем зарплата варьируется от степени занятости, и доходит до 40 тыс. рублей в месяц, если работать в музыкальной школе и иметь высокую степень разряда, при полной нагрузке.

На Западе почасовая плата пианисту-концертмейстеру составляет в среднем 30-50 долларов, а порой и больше – и понятно, что за пару часов опера не выучивается.

Что такое, по сути, Концертмейстер? Концертмейстер – (нем. Konzertmeister) 1) музыкант, возглавляющий одну из струнных групп симфонического или оперного оркестра. 2) Пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах. Концертмейстер учит выполнению "команд": начало мелодии – начало движения, окончание мелодии – окончание движения

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партии. Концертмейстеру, как это ни странно, также важна интуиция. На первых порах эта способность играет главенствующую роль в работе концертмейстера, но, безусловно, без научно-обоснованных знаний в области музыкознания, музыкальной психологии, музыкальной педагогики достичь значимого результата невозможно.

Выбирая эту профессию, нужно обладать многими качествами, во-первых, очень любить выступать на сцене, особенно, если вы выбрали работу в театре, или в любом другом месте, где часто проводятся концерты и выступления. Во-вторых, любить общаться с людьми, или с детьми, если работаете в школе. У концертмейстера не должно быть боязни сцены. Обязательно такое умение, как схватывать на «лету» мелодии, склеивать пропущенные места, если вдруг солист пропустил какое-то место в пьесе. Если вы выбираете эту профессию, как основную, нужно быть готовым к тому, что, как правило, это означает быть на вторых ролях.

  • Елена Кострова: Концертмейстер Музыкальной школы им. Осипов а.

«Большинство людей либо не знают, что это такое, либо считают, что концертмейстеры мало что делают. Быть на втором плане и в тоже время усиленно трудиться, причём работать иногда приходится и все выходные, особенно если в понедельник концерт, нужно постоянно разыгрываться, разучивать произведения. Непрерывный труд, и минимум признания – вот что такое профессия концертмейстера».

С другой стороны, если работать в музыкальных школах, то почти всё лето свободно. А, работая с певцами, после приобретения опыта, можно обрасти собственными «клиентами», и ставить им голос, помогать распеваться. При работе в театрах это еще и постоянные гастроли, что может быть интересно для молодых специалистов.

Где обучают на концертмейстеров?

Получить образование по классу «Фортепиано» можно в консерватории и во всех музыкальных училищах и колледжах, в Академии им. Гнесиных, а также в Педагогическом Вузе и Институте Современного Искусства.

Чтобы повышать свой профессионализм необходимо не только много играть на концертах, но и участвовать или хотя бы присутствовать на конкурсах концертмейстеров. Это нужно для того, чтобы знать о стандартах, которые приняты в современное время.

В настоящее время в России стали проводиться конкурсы-фестивали концертмейстеров.

Например, Всероссийский оперный конкурс-фестиваль концертмейстеров "Диалог во имя цельности", Всероссийский конкурс концертмейстеров. Всероссийский конкурс юных концертмейстеров, в нём могут участвовать дети юные концертмейстеры до 18 лет.

А в 2003 году учреждена Региональная Общественная организация Гильдия пианистов-концертмейстеров. Гильдия занимается вопросами социального и творческого статуса профессии, организацией концертов, помощью в трудоустройстве, поддержкой конкурсов и фестивалей, проведением мастер-классов, лекций и открытых уроков в рамках «Школы концертмейстерского мастерства», с участием крупнейших российских и зарубежных специалистов. Вступить в неё может любой концертмейстер.

С 15 по 19 января в Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории впервые прошла «Школа концертмейстерского мастерства», организованная Гильдией пианистов-концертмейстеров и ее руководителями Марией Баранкиной и Ольгой Бер. Насыщенная программа занятий включила в себя лекции и мастер-классы народного артиста Грузии, профессора Московской консерватории Важи Николаевича Чачавы (Вокальный цикл Р.Шумана «Любовь и жизнь женщины» и романсы Чайковского), доцента Государственного музыкально-педагогического института им.Ипполитова -Иванова и РАМ им.Гнесиных Марии Наумовны Бер; открытые уроки профессора Московской консерватории Марины Николаевны Белоусовой и доцента Российской академии музыки им.Гнесиных Елены Евсеевны Стриковской, посвященные вокальным произведениям Шуберта и Шумана. На занятиях, вызвавших значительный интерес, присутствовали концертмейстеры и педагоги учебных заведений Москвы, Московской области, городов России, российские и иностранные студенты. По окончании Школы, слушателям выдавались Свидетельства.

В концертном зале Рахманиновского общества состоялся мастер-класс доктора искусствоведения пианиста и дирижера Михаила Аркадьева при участии заслуженной артистки РФ, солистки «Геликон-оперы» Татьяны Куинджи (сопрано).
Тема:
Работа пианиста с фортепианными версиями вокально-симфонических циклов: Г.Малер. Kindertotenlieder. Д. Шостакович. Сюита на стихи Микеланджело.
Программа концерта: С.Рахманинов. Романсы Александр фон Цемлинский «Свадебная и другие песни».

Ноябрь – март 2004 г.: Гильдия провела серию мастер-классов «Работа концертмейстера в классах с различными специальностями» совместно с методическим кабинетом Московского комитета по культуре. Совместные акции с методическим кабинетом Министерства культуры РФ.

В каких сферах можно реализовать себя как профессионала после обучения?

Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе в музыкальных школах – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, детские клубы для малышей, детские сады, музыкальные и педагогические училища и вузы. Очевидно, что сфера деятельности весьма обширна .

Konzertmeister ) - руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава, обычно наиболее опытный и/или одарённый исполнитель на соответствующем инструменте в данном коллективе. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную партию, если таковая имеется в произведении (речь не идёт о жанре инструментального концерта, при исполнении которого в современной - начиная с XIX века - музыкальной практике партию солиста обыкновенно исполняет приглашённый музыкант). Второй по старшинству участник группы называется вторым концертмейстером .

Под концертмейстером оркестра понимается концертмейстер группы первых скрипок - традиционно одна из центральных фигур оркестра, в ряде случаев берущая на себя в той или иной мере руководство им, вплоть до исполнения обязанностей дирижёра (известны, в частности, концертмейстеры, систематически выступавшие в роли дирижёра, - например, многолетний концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковски , по традиции дирижировавший Венскими новогодними концертами).

Концертмейстер первым выходит на сцену, ведя за собой весь коллектив. Поворачиваясь к оркестру и начиная «настройку», он готовит не только оркестр, но и публику к началу концерта. Это то, что видит зритель. Остальное - творческие будни оркестра: репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений - это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера .

В духовых оркестрах обязанности концертмейстера оркестра может выполнять первый кларнетист или, реже, первый флейтист.

Концертмейстером называется также пианист, разучивающий партии с певцами или инструменталистами и аккомпанирующий им на концертах.

Концертмейстер оперы - это не просто пианист-аккомпаниатор, это главный помощник дирижера, его правая рука в подготовке спектакля и поддержании его в дальнейшем (после премьеры) на должном уровне. Именно концертмейстер доносит до исполнителей концепцию дирижера-постановщика, и в соответствии с ней готовит вокальные партии с солистами, что очень важно при работе над оперным спектаклем. Концертмейстера скорее можно было бы назвать ассистентом дирижера. Концертмейстер по просьбе дирижера (в случае его отсутствия) проводит спевки с участниками оперного спектакля сохраняя дирижерскую концепцию. И как концертмейстер оркестра держит строй и ансамбль всего оркестра, так и концертмейстер оперы держит ансамбль всех солистов, занятых в спектакле и способствует успеху спектакля.

Примечания

Литература

  • «Советский энциклопедический словарь» под редакцией А. М. Прохорова издательство: М. «Советская энциклопедия» 1990 г. страница 633.

В обучении вокалу первую роль играет, конечно, педагог по вокалу. Именно он, что называется, «ставит» голос, учит технике пения. Но в любом образовательном учреждении, будь то консерватория или музыкальный колледж, в классе любого вокального педагога сидит еще и концертмейстер. Если просто — это пианист, который аккомпанирует вокалисту. Но не так все просто…

Концертмейстеры бывают разные, лучшие из них ценятся на вес золота. Опытные оперные певцы немало стараются, чтобы заполучить первоклассного аккомпаниатора. И дело здесь не только в заботе о том, чтобы хорошо прошел их концерт, например, камерной музыки под рояль. Самое главное — работа за кулисами. Говорят, что Мария Каллас специально искала себе концертмейстера с терпением ангела, чтобы снова и снова, по сто раз проходить один и тот же пассаж… Но это касается опытных певцов.

Для неопытного вокалиста, который уже умеет кое-что и кое-как петь, крайне важно скорее начать заниматься с хорошим концертмейстером, чтобы проходить с ним арии и романсы. Именно концертмейстер «выстроит» произведение, расставит акценты, научит мыслить произведение, как единое целое с подъемами, спадами и кульминацией, укажет на тончайшие оттенки и многое другое. Поэтому хороший концертмейстер важен как для опытных певцов, так и для начинающих.

В процессе своей творческой деятельности любой певец может столкнуться с разными концертмейстерами. Итак, какими они могут быть?
Концертмейстер-пианист. Как правило, музыкально точен, хорошо играет с листа. Обычно все пианисты в процессе обучения посещают концертмейстерский класс, поэтому с работой с вокалистом они знакомы в большей или меньшей мере. Насколько хороший концертмейстер получится из пианиста в дальнейшем зависит от многих факторов, включая желание самого пианиста, его упорство, талант, его педагог и т. д.

Концертмейстер-студент. Здесь все индивидуально. Есть такие студенты-пианисты, которые заткнут за пояс многих вокальных концертмейстеров и саккомпанируют вам романс Рахманинова с листа… Как вы понимаете, встретить такого — дело случая и везение. Чаще всего, студент сможет сыграть не особенно сложный романс или арию без проблем, но если вы берете себе концертмейстера-студента, учтите, что «вести» должны вы. То есть, вести всегда должны вы, но со студентом особенно. Кстати, есть такая работа — вокальный иллюстратор. Это работа заключается в том, что вы присутствуете на уроках в концертмейстерском классе и отрабатываете со студентом-пианистом вокальные произведения под чутким руководством его педагога.

Концертмейстер-педагог. В статье , мы уже говорили о том, что и концертмейстер может быть педагогом по вокалу. Некоторые из них имеют чуткий вокальный слух, который в совокупности с опытом концертмейстерской работы в классе какого-нибудь хорошего вокального педагога-певца, дает им возможность научить петь. Такие случаи действительно встречаются нередко.
Кстати, педагог, играющий на фортепиано, это тоже всегда хорошо, он может заменить концертмейстера в его отсутствие, но не может заменить его вовсе. Основное внимание педагога должно быть направлено на звучание голоса студента, при игре на рояле внимание все равно несколько рассеивается, и какие-то детали ускользнут. Все-таки концертмейстер-педагог еще и пианист, он играет больше и дольше, чем любой вокалист, а потому скорее сосредоточит внимание на звучании голоса студента.

Наконец, концертмейстер-концертмейстер-пианист (пишем еще «пианист» потому что хороший концертмейстер не может быть плохим пианистом). Если пианист посвятил себя концертмейстерскому делу и проработал с вокалистами не один десяток лет, то цены ему нет. В заключении нашего разговора, мы очень рекомендуем вам прочитать книгу о выдающемся концертмейстере Софье Борисовне Вакман: Серова, Часовитин «С. Б. Вакман: с любовью» (СПб, 2012 год). Благодаря этой книге вы прочувствуете, что такое Концертмейстер с большой буквы. Приводим отрывок из книги:

«… артисты, не занятые в какой-то момент на сцене, толпой собирались за кулисами и с упоением слушали, — нет, не певца! — а, прежде всего, аккомпанемент выдающейся пианистки. А послушать было что… Волевой, поистине дирижерский ритм, заставлявший любого солиста подчиниться художественной логике, техническая безупречность и свобода, умение заставить разнообразно и ярко звучать даже самый неважный по качеству рояль (а нередко и пианино!) — все эти качества делали аккомпанемент даже самого несложно романса истинным звуковым шедевром…»

Вконтакте