1976. (Здесь и далее указан год записи, а не выхода диска.) Исторически сложилось так, что у The Beatles нет ни одного прилично задокументированного концерта, не говоря уже о том, что после 1966 года они не выступали живьем вообще (квартирник Let It Be на крыше не в счет). Казалось бы, ситуация для фанатов безвыходная, но есть один трюк, который помогает приобщиться к битловской атмосфере через черный ход. А именно через этот тройной (на виниле) альбом по мотивам турне Пола Маккартни по Америке в тот самый момент, когда он был в наилучшей форме и The Beatles еще не канули в далекое старпёрское прошлое. Собственно, битловских песен там не так уж и много, пять штук, но и подбор материала, и исполнение, и запредельный энтузиазм - все на фантастическом уровне!

Bob Marley: Live!

1975. Самый знаменитый перформанс растаманского полубога в оригинале содержит всего семь треков, зато среди них каноничная живая запись No Woman, No Cry, которую с тех пор крутят по радио куда чаще студийной с альбома Natty Dread 1974-го. И ведь это тот случай, когда диджеи правы: такие концертные записи валят студийные нокаутом.

Depeche Mode: «101»

1988. Запись последнего, сто первого концерта Depeche Mode в рамках грандиозного тура с альбомом Music for the Masses. Собственно, это итог всей карьеры базилдонского квартета, ибо после него Depeche Mode записали Violator и началась совсем другая история. Среди фанатов группы (а это чуть ли не каждый второй россиянин) концертник «101» носит почти библейский статус.

James Brown: Live at the Apollo

1962. Культовейшая в среде афроамериканцев концертная запись, которая в год своего выхода настолько взорвала голову населению, что «черные» радиостанции крутили в эфире всю пластинку целиком, от начала до конца, не размениваясь на отдельные песни. Обязательно надо сказать, что альбом выдержал проверку временем, даже сегодня слушается взрывоопасно!

The Who: Live at the Isle of Wight

1970. В те времена, когда рок-группы только еще учились громыхать мегадецибелами, первопроходцами по этой части были The Who. Музыкальные критики зовут самым классическим концерт Live at Leeds (тоже 1970 года), но он суховат, ему не хватает какой-то брутальной бутлегерской жести. Чего не скажешь о записи с фестиваля Isle of Wight, слушая который временами ощущаешь, будто на тебя уронили башню из ламповых усилителей.

Judas Priest: Unleashed in the East

1979. Идеальный хеви-метал-концерт, на котором, правда, и компания изрядно сжульничали, часть материала тайком перезаписав в студийной обстановке. Ну да ладно, оно того стоило. Как и все великие концертные пластинки, Unleashed in the East обладает чудодейственным свойством подать любую песню многократно краше, чем она звучала до этого в студии. Это особенно важно для Judas Priest, чьи пластинки 70-х звучали сыровато и робко. Концертник исправил всё!

Ramones: It"s Alive

1977. Неслыханная для своего времени лаконичность и щедрость: 28 песен в одном живом альбоме! У пионеров панка Ramones наблюдается особенно запущенный случай: любая их вещь на концерте звучала быстрее, мощнее и веселее, чем на студийных дисках, замученных продюсерами насмерть. It"s Alive - их самый прославленный живой альбом, хотя с момента его выхода на свет появилось изрядное число пластинок не менее интересных. Из позднего можно послушать для интереса Greatest Hits Live - совершенно иные впечатления, но тоже радужные.

Elvis Presley: Elvis as Recorded at Madison Square Garden

1972. Редчайший случай в индустрии тех лет, когда на одну пластинку уместился весь 53-минутный концерт целиком, да еще какой! Ладно, рок-н-роллы, но даже баллады исполняются раза в полтора быстрее привычных оригиналов. И ни следа жирка и ленивости, которыми славился поздний Элвис! Это тот самый неудержимый заводной перформанс, через который можно прочувствовать, за что же его прозвали Королём. Кстати, пластинку выпустили всего через 8 дней после самого концерта.

Led Zeppelin: How the West was Won

1972. Самая великая концертная группа 70-х при жизни так и не отстрелялась приличной концертной записью, оставив за собой лишь неровный альбом и фильм The Song Remains the Same. Уже с наступлением компакт-дисковой эпохи любители копаться в архивах сделали волевой рывок и отобрали, по их мнению, лучший из сохранившихся концертов. И не прогадали. Альбом вышел в 2003 году и занял первое место в американских чартах - впервые после распада Led Zeppelin!

Deep Purple: Made in Japan

1972. Группе Deep Purple, в отличие от их коллег из свинцового дирижабля, повезло неслыханно: свой величайший концертный альбом они выпустили еще при жизни, на пике формы и славы. Для помешанных на тяжелом роке фанатов Made in Japan и по сей день остается эталонным (и недостижимым) образцом стадионного рока. Даже миллион раз записанная и перезаписанная Smoke on the Water здесь воплощена прекраснее, чем в любой иной версии. Понять почему - никому не дано. Что-то вроде магии.

Nirvana: Unplugged in New York

1993. В это сейчас трудно поверить, но и Ко согласились выступить с акустическим шоу для MTV лишь по той причине, что новый альбом In Utero продавался недостаточно хорошо, да и турне не кишело аншлагами. Появилась идея, будто лишний показ группы на MTV подольет масла в аншлаг, и идея сработала. Курт Кобейн с акустической гитарой потом не сходил с экранов вплоть до самой смерти, а после смерти стал не сходить еще больше.

Статей про концертную фотографию в рунете очень мало, а хороших — вообще единицы.

Одну из таких действительно полезных и интересных статей в соавторстве написали четыре концертных фотографа:

Ксения Марушкевич (balsara ), Аскар Ибрагимов (_tsukasa ), Александр Войтехович (blyg ), Владимир Астапкович (astapkovich_v ).

Статья получилась в трех частях и рассказывает про все аспекты съемки концертов — от получения аккредитации, подготовки и проведения съемки до обработки концертных фотографий и презентации результатов.

Первая часть цикла «Концертная фотография» посвящена общим сведениями, аккредитации и обсуждению необходимой для работы фототехники.

Вступление

Эта статья адресована тем, кто решил попробовать свои силы в концертной фотосъемке, но мы также надеемся, что и опытные фотографы смогут почерпнуть для себя из этой статьи что-то полезное.

Может показаться, что съемка концертов подразумевает общение со звездами сцены, известность в фотографических кругах и публикации в прессе.

В этой статье мы попробуем рассказать, насколько это представление соответствует действительности, и что может быть полезно начинающему концертному фотографу.

Итак, запаситесь терпением, поскольку именно оно является одним из главных качеств, необходимых в концертной фотографии.

Большая часть вашего времени будет уходить не на съемку и общение со звёздами, а на ожидание — ответа промоутера, начала концерта, выступления следующей группы. Прибавьте к этому необходимость поиска контактов ответственных за фотоаккредитацию лиц, суету, связанную с требованием редакции прислать все немедленно, и тяжелую сумку, с которой вам придётся проводить на концерте когда пару часов, а иногда и весь день и вы получите примерное представление о рабочем дне концертного фотографа.

Если, несмотря не все эти сложности, у вас не пропал интерес к этому занятию, то начнём наше описание с самого первого шага.

Аккредитация

Прежде всего нужно получить разрешение снимать на концерте. Иногда достаточно доплатить, на некоторые небольшие концерты можно просто прийти с камерой.

Однако в большинстве случаев нужно исходить из того, что вам потребуется аккредитация, то есть особое разрешение. Оно чаще всего дает право бесплатно посетить концерт и снимать из «фотопита», зоны перед сценой, отгороженной от зрителей. Как узнать, у кого спрашивать?

Для начала поищите информацию об организаторе концерта и его контакты. Их знают ответственные лица в клубе или зале, где будет проходить концерт, они есть на сайте агенства или группы, наконец, её могут сообщить сами исполнители.

Администрация концертного зала, организатор выступления и исполнители обладают правом разрешить вам съемку. Если малоизвестная группа, возможно, просто будет рада, что их концерт хоть кто-то будет фотографировать, то по мере увеличения известности группы растёт и количество желающих получить аккредитацию.

Аккредитация возможна на большинство мероприятий, однако ваша заявка должна выглядеть убедительно. Предложите какому-либо сайту, занимающемуся публикацией обзоров концертов, подготовить для них набор снимков и краткий отчет. При этом, конечно, нужно показать уже имеющиеся фотографии, чтобы дать представление о ваших возможностях.

Это не обязательно должны быть концертные снимки — если вы делаете качественные ночные фотографии и портреты, то для многих тематических сайтов этого опыта может быть достаточно. Помните, что организаторы, которым будет отослан запрос на вашу аккредитацию, обращают внимание, аккредитуетесь ли вы от крупного печатного издания или мелкого сайта.

В случае больших концертов и фестивалей, только десятая, а то и сотая часть запросов на аккредитацию получает положительный ответ, так что мелкие сетевые или печатные издания, не имеющие ещё фотографий или отчетов с подобных мероприятий, имеют довольно плохие шансы. Организаторы концертов и фестивалей могут также иметь различные предпочтения в отношении целевой аудитории — одни дают аккредитации в первую очередь местным журналистам, а другие предпочитают международные издания.

Узкоспециализированные фестивали могут вообще не быть заинтересованы в фотографах вне ограниченного круга изданий. Смысл аккредитации репортеров на мероприятие состоит для организаторов в первую очередь в широкой и по возможности положительной рекламе проекта.

Что делать, если сайт, заинтересованный в вашей работе, найти не удалось, либо от знакомого вам издания уже аккредитуется другой репортер?

Не исключена возможность, что организаторы концерта или сама группа могут разрешить вам снимать в обмен на предоставление снимков для сайта группы или клуба. В этом случае подготовьте краткое письмо с адресом вашей страницы (блога или фотогалереи на популярном ресурсе) и характеристикой себя.

Напишите, например, что вы серьезный энтузиаст концертной фотографии, поклонник творчества этой группы и хотели бы запечатлеть этот концерт для нужд группы или организаторов. Приведите несколько ссылок на ваши лучшие фотографии.

Ссылку на плохо отсортированный набор снимков за последние несколько лет давать не следует — у организаторов не будет ни времени, ни желания на поиск действительно качественных фотографий, так что весь показательный материал должен располагаться непосредственно по адресу указанной страницы, причём фотографии известных групп, если они есть, должны быть видны в первую очередь.

Каких-либо особенных ритуалов и формальностей в процессе подачи заявки на аккредитацию нет – важно просто следовать здравому смыслу и деловой логике, не наседать слишком активно на ответственное лицо и быть готовым спокойно принять отказ.

Разумный формат письма можно представить в следующем виде: «я, такой-то, хотел бы получить аккредитацию на такое-то мероприятие от такого-то издания». Можно также кратко описать основную тематику сайта или журнала, тиража или статистику посещаемости, хотя эта информация не всегда интересует организаторов. В конце дайте ссылки на ваши лучшие фотографии и, конечно же, вашу контактную информацию. Часто издания предоставляют шаблон запроса аккредитации.

В случае положительного ответа не забудьте в кратчайшие сроки прислать группе и вашему изданию результат. Хорошие фотографии, понравившиеся музыкантам, могут оказаться на сайте, а если очень повезет – то и на афишах либо буклетах, что может способствовать дальнейшему успешному общению с данной командой и организатором концертов.

Стоит упомянуть, что в большинстве случаев материальных благ занятие концертной фотографией не приносит. Чаще всего вы будете работать за возможность бесплатных проходов на концерты и, возможно, бекстейдж.

Деньги могут принести: заказ съемки от группы; публикация в коммерческом издании, платящим гонорары; использование ваших фотографий в рекламе и продукции групп. Публикации на сайтах, содержащих концертные репортажи, и размещение снимков в небольшом разрешении на сайтах групп, как правило, не оплачиваются.

Однако в любом случае при размещении снимков должны быть указаны ваше имя и координаты, что может быть неплохой рекламой вас как фотографа. Не рассчитывайте на всеобщее признание с самого начала вашей карьеры, на то, что очень известные группы используют именно ваш снимок у себя на странице или на афише.

Если же ваш случай предполагает оплату – не дешевите. Вы тратите много сил и времени на получение снимков, и будет неправильно, если на ваших фото заработает кто-то другой, а заказывающий фотографии привыкнет получать их задаром.

Оцените, что ваш заказчик может вам реально предложить, и договаривайтесь – цена снимка может очень различаться, в зависимости от того, используется ваша фотография в небольшой заметке или на обожке диска. Но, с другой стороны, не будьте жадными – подарив известному музыканту качественный снимок, вы получите его расположение и возможность работать с ним дальше.

Фототехника и прочие полезные вещи

Если вы серьезно настроены регулярно фотографировать концерты, то при выборе камеры следует обращать внимание на уровень шума при высоких значениях ISO.

Один из главных врагов концертной съемки – слабое и быстро меняющееся освещение на сцене и, как следствие, необходимость использования высокой чувствительности при съемке, либо увеличение экспозиции снимка при постобработке.

При поиске сведений о камере и тестов на шумы можно воспользоваться страницами с обзорами и форумом сайта dpreview.com, к которому недавно добавился сайт dxomark.com. Не полагайтесь только на рекламу, обещающую слабые шумы до определённой чувствительности — это полуправда, так как при попытке высветлить тени шумы заявят о себе.

Низкий уровень шума при высоких значениях ISO позволяет делать фотографии даже при минимальном количестве света. Гитарист, стоявший в глубине сцены был сфотографирован на Canon 5D, 200/2,8 на 2,8, 1/200, ISO3200.
Фото: Battlelore
(c) А. Войтехович

Второе, что вам потребуется от камеры – умение снимать серии с высокой скоростью и большой объем буфера. На концертах некоторых особенно резвых исполнителей даже трёх кадров в секунду может быть недостаточно. Кроме того, обратите внимание на реальную скорость записи на карточку, поскольку при съемке серий в raw-формате она может оказаться очень важным фактором.

Общеизвестно, что карточек памяти никогда не бывает много. В среднем следует рассчитывать для начала на 200-300 снимков на каждую группу, а, если повезет снимать весь концерт, то и гораздо больше.

Важно, чтобы это были быстрые и надёжные карточки – обзоры по ним легко найти в сети. Скорость записи влияет на оперативности освобождения буфера камеры от очередной серии. Как правило, производители дорогих известных карточек, такие как Sandisk и Lexar, свои цены оправдывают.

Если на карточке осталось мало места, то лучше поменять её перед выступлением следующей группы, вместо того чтобы спешно производить замену в во время выступления.

Также не помешает иметь под рукой запасную флешку или две, если основная закончится в процессе съемки. Подумайте заранее, как вы будете менять карточки в условиях фотопита, и в чем их хранить – в кармане или фотосумке.

Если вам кажутся удобней карманы, то держите в одном заполненные карточки, а в другом чистые. Желательно, чтобы карманы надежно закрывались, поскольку когда вы будете перемещаться в фотопите или по территории фестиваля, есть вероятность того, что из открытого кармана драгоценный отснятый материал может выпасть.

Для хранения карточек в продаже можно найти, например, сумочки на две флешки, цепляющиеся на кольце к ремню, пластиковые боксы, кармашки и коробочки.

Альтернативой большому количеству флешек может стать так называемый «фотобанк» — устройства, представляющие собой жесткий диск с аккумулятором и картридером. Автономные и позволяющие освободить флешку за несколько минут, они могут вполне конкурировать по цене с несколькими дорогими флешками, при этом обладая заметно большей ёмкостью.

При выборе фотобанка следует обязательно узнать, с какой скоростью он будет читать карточки и поддерживает ли он вашу модификацию карты. Многие дешевые фотобанки будут копировать большой объем часами, тогда как хорошим показателем скорости будет являться 20 Мб/с и более. Очевидно, что время жизни батареи тоже имеет значение.

Фотобанки бывают как простые, с примитивным экранчиком, где выводится информация о процентах скопированного, так и усовершенствованные, позволяющие копировать со скоростью порядка 40 Мб\с и просматривать снимки в raw формате, хотя скорость просмотра raw файлов довольно невысокая и экран сильно уступает по качеству экрану камеры.

Фотобанки могут быть интересны в первую очередь людям, которым требуется снимать так много, что двух-трёх флешек явно не хватит. Второй случай, когда стоит задуматься о приобретении фотобанка — специальные поездки на многодневные фестивали, когда винчестеров ноутбука не хватает или вес ноутбука критичен.

Во время многодневных фестивалей, как WGT в Лейпциге, количество сделанных фотографий может исчисляться тысячами. В таких случаях выбор подходящего способа хранения фотографий очень важен.
(c) А. Войтехович

Одна из полезных мелочей, которые стоит иметь при себе всегда – чистящий карандаш для оптики, также известный по имени торговой марки Lenspen.

В объектив со сцены и со стороны зрителей могут попасть пот, вода, алкогольные и безалкогольные напитки. В этом случае вам будет чем заняться в ожидании следующей группы

Если вы собираетесь не просто на концерт одной группы, а на фестиваль, и планируете в процессе сьёмки менять обьективы, то непременно возьмите с собой фотогрушу для обдувания матрицы, чтобы у вас была возможность бытро почистить матрицу камеры. Это может показаться странным, поскольку многих фотографов пугает только одна мысль о чистке матрицы в полевых условиях, но часто это необходимо.

Фестивали на открытом воздухе обычно проводятся летом, и в сухую погоду в воздухе летает много пыли, так что есть опасность, что при смене обьектива в камеру залетит соринка, которая при следующем срабатывании затвора приземлится на матрице и основательно испортит вам фотографии. В этом случае вам пригодится фотогруша. Против мелких лёгких соринок она чаще всего не помогает, скорее наоборот, может добавить новых. Но небольшие пылинки заметны на фотографиях не будут, а большие и тяжёлые удаляются с помощью груши очень хорошо.

При работе на открытом воздухе, особенно в ветреную сухую погоду, советуем проверять чистоту матрицы после выступления каждой группы. Напомним вкратце, как это следует делать: возьмите лист белой бумаги, поставьте на камере максимальное диафрагменное число и отключите автофокус. Теперь сделайте кадр и проверьте, нет ли на снимке тёмных пятен от крупных соринок.

Мелкие точки в данных условиях вас не должны беспокоить — так как вы чаще всего будете фотографировать на открытой диафрагме, то небольшие пылинки на фотографиях видны не будут, ими вы можете заняться, когда вернётесь домой и сможете почитить матрицу в более удобных условиях.

Если у вас под рукой нет листа бумаги, то его можно заменить более-менее равномерно окрашенной стеной. После этой проверки не забудьте снова включить автофокус.

Фестиваль Mera Luna проходит на бывшем лётном поле, покрытом песком и сухой травой. В жаркую погоду очень велика вероятность, что при смене объективов на матрицу попадёт пыль.
Фото: Mera Luna 2008
(c)А. Войтехович

Стоит ли использовать защитные фильтры ? На ваше усмотрение, но учтите, что они могут снижать контраст снимков и давать допольнительные блики от жёсткого света, бьющего прямо в объектив.

При наличии фотопита о необходимости защитного фильтра ещё можно подумать, но если вы будете снимать из толпы, в условиях темного зала, забитого веселящейся и нетрезвой публикой, он просто необходим.

Экономить на фильтрах не стоит. В концертных условиях очень заметна разница между дешёвыми фильтрами, дающими блики и низкий контраст на снимках и дорогими, гораздо меньше влияющими на результат. Кроме того, последние притягивают меньше пыли, которой, как уже упоминалось, может быть немало в условиях концертов на открытом воздухе.

Таким образом, покупка качественного дорогого фильтра более чем оправдана.

Так ли нужны бленды ? Для некоторых объективов с конструктивными особенностями в виде сильно выступающей передней линзы это единственный метод избежать бликов и боковой засветки.

Конечно, блики можно потом стереть или постараться приглушить при обработке, но подобная ретушь – занятие неблагодарное, скучное, требующее навыка, и, безусловно, проще сразу исключить возможные блики.

Помимо светозащиты, бленда служит дополнительной защитой передней линзы объектива от повреждений. Бленды бывают пластмассовые, железные, резиновые и даже самодельные, которые можно вырезать из бумаги по имеющимся в сети выкройкам.

Преимущества резиновых бленд – их можно быстро сложить и развернуть, не надо снимать с объектива для одевания крышки. У них есть одинственный минус — они твердеют на морозе и гибкость возвращается только минут через пятнадцать.

Пластмассовые бленды менее удобны в транспортировке и хранении, но, будучи жестким продолжением объектива, лучше защищают от механических воздействий. Как правило, они спроектированы так, чтобы на них можно было безопасно поставить перевёрнутый объектив, что пригодится при быстрой смене оптики в полевых условиях.

На многих концертах использование вспышек запрещено организатором, обычно это оговаривается при получении аккредитации.

Если же такого ограничения не существует, либо вы намереваетесь фотографировать не только исполнителей, но и публику, то не помешает захватить с собой внешнюю вспышку. Хотя у большинства фотоаппаратов есть встроенная вспышка, возможности её очень ограничены.

Регулируя мощность и направление внешней вспышки, вы можете подстветить выступающих артистов. Это может быть особенно полезно, если на сцене нет тумана, который рассеивает свет и если исполнители стоят на самом краю сцены, когда софиты освещают их вертикально сверху, оставляя лица практически в тени и создавая глубокие тени.

Вспышка может быть также полезна и при съёмке концертов на открытом воздухе, когда яркое солнце образует тени на исполнителях.

При использовании вспышки важно помнить, что она не должна быть главным источником света, её влияние не должно искажать настроение, создаваемое освещением на свене.

Для этого вспышку необходимо установить на минус две, а то и на минус три ступени экспозиции, или минимальную мощность. Также не помешает использовать рассеиватели , которые бывают разных видов — от простой матовой пластинки, встроенной во многие вспышки, до пластмассовых насадок и небольших софтбоксов.

В полдень, при солнце, лишь слегка затянутом облаками, лицо исполнителя было в тени и только с помощью вспышки, установленной на минус две ступени, удалось получить равномерно освещённый снимок.
Фото: Project Pitchfork
(c) А. Войтехович

В ясную погоду, когда прямые лучи солнца падают на исполнителей, лица могут быть пересвечены, а тёмная одежда сливаться в сполошное пятно без структуры.
Фото: My Dying Bride
(c) Xeniya Balsara

При работе в клубах со слабым освещением на сцене можно использовать вспышку для получения интересных эффектов.

В этом случае нужно выставить на камере большую выдержку, установить синхронизацию вспышки по второй шторке, а мощность её увеличить. Вспышка зафиксирует исполнителя в движении, а смазанные следы, обусловленные большой выдержкой, добавят фотографии динамичности.

При использовании TTL-вспышек, использующих предварительный импульс для замера необходимой мощности основного импульса, могут возникнуть проблемы при часто меняющемся или пульсирующем освещении: предварительный импульс может замерить одно освещение, но во время основного импульса на сцене свет будет совсем другим.

В этом случае можно попробовать использовать ручную регулировку мощности вспышки, либо смириться с тем, что на части фотографий вспышка будет либо пересвечивать мотив, либо её влияние будет совершенно незаметно.

Обязательно стоит подумать, в чем будет носиться фототехника — в сумке или в рюкзаке . Из сумки в фотопите удобней доставать объективы и карточки, а рюкзак удобней носить. Существуют гибридные разновидности, которые можно использовать и как сумку, и как рюкзак.

Существенные моменты – переносное хранилище вашей фототехники должно быть удобным для быстрого использования и обеспечивающим защиту при пинках, роняниях, проливании всевозможных жидкостей и при дожде.

Сумка и рюкзак, которые вы используете для хранения техники, не всегда удобны на концерте. Если количество техники, которую вы берёте с собой, невелико, можно воспользоваться фотопоясом, который удобен тем, что не даёт нагрузку на спину.

Этот фактор следует учитывать на мероприятиях, длящихся несколько часов и при ограниченной возможности передвижения в зале. Вряд ли ли зрителям доставит удовольствие человек, который будет продираться сквозь толпу с сумкой размером с небольшой сундук, пусть даже и движимый чувством прекрасного.

Кроме того, из фотопояса технику легче и быстрее доставать, также с ним удобнее менять объективы в фотопите. Поэтому стоит заранее продумать, какое оборудование следует брать с собой и как разместить технику в пределах сумки или в фотопоясе.

Если у вас с собой один фотоаппарат и несколько объективов, то будет лучше наиболее часто используемый объектив оставить на камере, а оставшиеся объективы убрать.

Если же у вас с собою два фотоаппарата, то вы можете навинтить на их два чаще всего используемых объектива, например, широкоугольник и телевик, и использовать нужную камеру в зависимости от развития действий на сцене и в зале.

Так как носить долгое время на шее две тяжёлые камеры с тяжёлыми объективами довольно утомительно, то можно подумать заранее, какой камерой вы хотите пользоваться чаще всего. Эту основную камеру повесьте на шею, а ремешок второй перекиньте через одно плечо. Таким образом вы уменьшите как нагрузку на шею, так и вероятность ударов камер друг о друга.

Предварительно убедитесь, что камера не соскальзывает с вашего плеча и что в фотопите достаточно света, чтобы вы не споткнулись, поскольку при этом верятность уцелеть будет в первую очередь у камеры, висящей на шее.

Выбору объективов для концертной съемки посвящено много статей.

Зумы удобны возможностями мгновенно изменить фокусное расстояние, однако имеют несколько существенных недостатков – размеры, вес и отсутствие зумов светлее f/2.8. Достаточно типичные представители этого семейства – это 24-70/2.8 и 70-200/2.8.

Объективы темнее 2,8 для концертной съёмки в крытых помещениях малопригодны. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием могут быть более резкими при открытой диафрагме, давать более красивое размытие, они компактнее и легче, хотя часто не намного дешевле.

Их основное достоинство — возможность адекватной экспозиции при слабом освещении когда светосилы 2.8 уже не хватает.

Главный недостаток этих объективов следует из названия – изменение фокусного расстояния невозможно, а ситуации на сцене могут меняться очень быстро.

Если при концертах с хорошим освещением или на открытом воздухе лучше использовать зумы, то какие объективы стоит брать с собой на концерт со сложным освещением – следует решить в зависимости от особенностей освещения, от поведения музыкантов, наличия и размеров фотопита и прочих условий данного концерта.

Фотографии, сделанные с использованием широкоугольных объективов, сильно искажают пропорции, но могут таким образом вносить динамику в снимок. На фотографиях, сделанных с использованием теле-объектива, пропорции более естественны, исполнителя можно запечатлеть более детально и лучше передать его эмоции во время концерта. Первая фотография сделана с фокусным расстоянием 200 мм, вторая — 17 мм.
Фото: Eisbrecher
(c) А. Войтехович

Использование перспективных искажений на широком угле способно не только добавить динамики, но и существенно усилить образ исполнителя.
Фото: Sotajumala
(c) Аскар Ибрагимов

Кроме того, широкоугольный объектив позволит захватить интересные световые эффекты и создать ощущение пространства, в котором находится музыкант.
Фото: Before the Dawn
(c) Аскар Ибрагимов

Телеобъектив часто применяется в съемках, где требуется эффектно совместить в кадре два плана.
Фото: Алисa
(c) Аскар Ибрагимов

Крайне редко бывает так, что по просьбе артиста или в силу устройства концертного зала фотографов пропускают только на один участок съемки, причем довольно далеко расположенный от сцены.

В данном случае вам будет крайне тяжело обойтись без лонгтома — объектива с фокусным расстоянием 400 мм и более. Поэтому, если вы знаете, что идете в зал, где вам не дадут близко подойти к сцене – не берите лишнюю технику. Телезумов 70-200 и 300-400 мм будет достаточно.

Первый объектив позволит снять общие планы, а второй поможет с крупными и средними. Это тот случай, когда вам может все-таки пригодиться монопод. Для вашего удобства, лучше всего навинтить на фотоаппарт 70-200 мм, а монопод в сложенном виде прикрепить к лонгтому.

С опытом, когда вы привыкнете к супертелевикам, вам, возможно, и не понадобится монопод, но на всякий случай лучше его иметь под рукой.

Порой на съемках без лонгтома просто не обойтись. Только фокусное расстояние в 600 мм позволило запечатлеть крупный план артиста
Фото: Vanessa Mae
(С) В. Астапкович

Не отчаивайтесь, если вам не разрешили снимать возле сцены. Имея лишь телезум 70-200, можно делать неплохие фотографии издалека.
Фото: Eagles
(c) Xeniya Balsara

На концерте Lacrimosa работники службы безопасности по каким-то причинам не разрешили фотографам заходить в фотопит. С фокусным расстоянием 200 мм и камерой, поднятой над головами зрителей, удалось сделать фотографии из глубины зала.
Фото: Lacrimosa
(c) А. Войтехович

Однако, вышеупомянутая ситуация, к счастью, довольно редко встречается и для большинства концертных съемок монопод – вещь ненужная. Чтобы заморозить движения выступающих, требуются выдержки порядка 1\200 и практически все используемые при концертной фотографии объективы позволяют при такой выдержке снимать с рук.

Кроме того, будет проблематично установить монопод в веселящейся толпе или на небольшом пространстве пита, где, кроме вас, есть и другие фотографы с сумками.

Заметим также, что монопод является длинномерным тяжелым предметом и может быть просто не допущен охраной в зал.

Наконец, следует обязательно иметь с собой беруши . Этот реквизит на самом деле не менее важен, чем камера и карточки памяти. Съемки проходят в шумном зале, более того – непосредственно под колонками.

Подготовка к съемке. Перед концертом. Съемка 27/06/03, Datex
Рок-концерты - это энергия, буйство толпы и когда тебя поднимают над толпой, потом ты кого-нибудь поднимаешь. Незабываемые ощущения, да и музыка проникновенная.

21/09/03, Depress
Ха! Такой угар! А самое главное - живой концерт, не под фанеру! Вот бы на металлический концерт попасть... представляю...

17/10/03, Johny
Концерт - это всегда потрясное зрелище... Море рук, сотни восторженных глаз, океан зажигалок во время баллад... Красота да и только... Всегда интересно споет или не споет артист ту или иную пресню... С какой песни начнется, с какой закончится, будут ли неизданные песни. Также можно услышать новые версии старых песен. Можно пообщаться со своими единомышленниками... Насладиться музыкой и представлением.. Да и просто оторваться... (в хорошем понимании)

04/01/04, Twist
А кто ж этого не любит??? Такой звук! Кажется, что внутри у тебя землетрясение... Не слышишь собственного голоса! Кайф. Я бы оттуда не уходила. Очень хорошее времяпрепровождение.

04/01/04, ***Blinky***
Потому что там прикольно=) правда, я люблю концерты в маленьких клубах, там и давки нет, и вообще намного лучше! на концертах не ору и не бешусь, а встану у самой сцены и наблюдаю, как метра за полтора группа зажигает=) вот это - да!

04/01/04, Пятая Sprava
Рок-концерты- это всегда драйв, куча отрывного веселго народа, суперская музыка, короче, веселуха!!! И обязательно пойду на следующий концерт в нашем городе "Знай наших".

20/05/04, ABIGAIL
Самое клёвое времяпровождение, отдых от повседневной серости, клёвый повод выпить, возможность потусоваться и пообщаться с интересным народом! Да если бы не эти замечательные мероприятия, не познакомилась бы я с моим ненаглядным, любимым и обожаемым барабанилой! Именно один из местных рок-концертов помог мне встретить мою любовь! А, например, сегодня я отваливаю на фестиваль в другой город. Живой музон (особенно тяжелый) - самый лучший заряд энергии!

28/06/04, Ирчик
Потому что, слушая любимую музыку в большом зале, получаешь такой заряд адреналина, который не сравниться от прослушивания дома, да и наличие народа, который колбасится вместе с тобой тоже радует

14/07/06, ХулигАнка
По-моему, по-настоящему оторваться и насладиться всей атмосферой можно только на рок-концерте.. это кайф..

16/12/06, Dudet
Очень люблю, раньше ходила постоянно. Сейчас что-то обленилась совсем, но надо это исправить. Там хорошо, там черпаешь энергию, жизненые силы. Рок-концерты мне помогают не падать духом, это как витамин для меня, бальзам, они полезны для души. Мне трудно без них, они нужны таким одиноким, депрессивным существам вроде меня. Жаль, что туда уже лезут всякие левые, неискрение исполнители, для которых играть рок-музыку - способ самоутвердиться, показать что ты крутой, но тем не менее честные люди среди рок-среды всегда будут в отличие от попсовой тусовки, в которой одно быдло

16/12/06, Lamenta
Посещение "своих" местных сейшенов для меня - святое дело. Есть неплохие группы, есть что послушать, есть с кем оторваться, теперь у нас ещё и стэйдж-дайвинг практикуют, сама учавствовала в этой заварушке на хмельную голову) Здорово, в общем. Ещё несказанно радует, что наши организаторы стали проводить по два-три концерта в месяц, о чём раньшме местным неформалам приходилось только мечтать. На концерте получаешь кучу адреналина да и выплёскиваешь накопившуюся энергию, изумительная разрядка! К тому же, когда в одном месте собирается столько единомышленников...))

16/12/06, НастюнчеГ
Хожу на них в основном одна или вдвоем с кем-нить, но все равно получаю море удовольствия. Весной этого года меня занесло на Moonspell (я их раньше слушала, сейчас - очень редко, но все равно не могла не пойти), а зимой и осенью прошолого - на Therion и Апокалиптику. Еще оставил море положительных эмоций концерт Дэйва Гэхана года 3 назад. Жаль, что с Уотерсом этим летом нас киданули:-(

16/12/06, Принцесса Гадюка
Ой, я это дело обожаю. По пятницам хожу на рок - концерты, а по субботам на рнб пати=) Так как меня расколбасить нереально, то я и после этого могу еще куда - нибудь ходить - хоть каждый день. Много энергии=)Особенно русский рок, или русская альтернатива - вот это да... Афигенно. Зарубежный рок - это не так. Наш лучше. А какие у нас музыканты... прямо вау.

26/12/06, Bolan
Люблю за энергетику, напрямую идущую от артиста. Без посредников. За возможность оценить потенциал группы. Их уровень. За возможность живого "общения" с артистом. За все то, что не может передать запись.

07/10/07, NicoReed
Минувшим летом мне посчастливилось побывать на Placebo, Metallica и Nine Inch Nails. Про то, как это было круто - не описать никакими словами. Невероятные ощущения, когда ты находишься в орующей и ликующей толпе и орешь вместе с ней. Но многое, конечно, зависит от самих музыкантов, от их игры и энергетики. В данный момент я нахожусь в предкушении московского концерта лучшего концертного состава Британии - Muse. Ничуть не сомневаюсь в том, что они зажгут.

24/02/08, Aries
Да даже когда смотришь концерт, получаешь столько драйва и энергии! я представляю, что творится когда ты еще при этом присутствуешь. Это жизнь, драйв, энергия, положительные эмоции. Вот у меня столько планов насчет концертов. В первую очередь хочется на Moonspell попасть. На мейденов, пока они не дай бог, не распались, на раммштайн и т.д. хотя понимаю, что всего лишь мечты и вряд ли осуществимые.

24/10/08, Оsаkа
рок-кнцерты для меня это повод вынести наружу все свои, накопивышиеся за долгое время, отрицательные эмоции. после них ощещаю себя обновленной. громкая музыка, проникающая и звучащая внутри тебя, бешенная толпа, махающая руками, головами и бывает что ногами, сами группы, неподетски заводящие толпу, а в особенности верные друзья, которые готовы всегда тебя вытащить из под тел, откуда-то на тебя навалившихся, все это или ужасно пугает или дико заводит!!! =)

06/12/08, Oxymoron
Да круто это, столько эмоций, впечатлений, а какое удовольствие от этого! Один поход-и всю неделю потом жизни радуешься.И слэм я люблю,и синяки после него, и больные конечности, когда утром пошевелиться невозможно. Я раз додумалась в балетках придти, так у меня до сих пор на ноге шрам есть, от чьих-то гриндаров. А ещё это огромный шанс обзавестись друзьями с такими же интересами. Да, и ещё безумно приятно,что рок-музыканты действительно не под фанеру дуют,их концерты-живая музыка.

06/01/09, Сатаненок
люблю потому что это драйв, энергия и прилив сил на неделю! обожаю слэмится и орать на концертах тяжелых групп. 3 раза ходил на бехемот, один на соулфлай, два раза на катарсис, два раза на эпидемию, один раз на арч энеми ну и бесчетное к-во раз на малоизвестные групешки и бесплатные рок фестивали и всегда было классно! мечтаю попасть на концерты мунспел, синистер, иммортал, напалм дед,морбид энджел,хуман девайс. хотелось бы сходить на канибалов, стигмату, бафомет и ордалион! тяжмет the best!!!

05/06/09, deora
Это как зарядное устройство для мобилки. Так же само на меня действует. Заряда хватает надолго. Но не более, чем на полгода. Потом начинаешь загибаться и потухать... Заряда осталось на одну полоску... Кажется, что всё... Но нет! Тут накоенец приезжают ОНИ и уровень заряда снова зашкаливает. И согласна с предыдущим комментаторм - поход действительно похож на некий ритуал.

07/09/09, Мертвая девочка
Я хожу на них и очень часто.Дело не в том кто туда приходит,а какую музыку играют там группы.И народ нормальный попадался,ну не очень канешно приятно смотреть на набуханых подростков,ноя не обращаю на ето внимания,для меня главное музыка. Согласна что не все группы играют нормальную музыку,но среди них есть очень даже таки не плохие(а порой и очень класные) группы

28/03/10, Bizarro
на рок-концерте могут собраться любители одного исполнителя, да и вообще живое исполнение круче воспринемается чем запись!

07/06/10, Кипелов Валерий
Так я люблю концерты,так как сам их проводил их.пока все тихо,пока нет там быдла.Один раз такой малолетний быдлофанатик полез ко мне са сцену,когда я был в Арии,хотел обнять меня,я его соответствено,выдворил со сцены.А ТАК это хорошо,когда все Ок

19/07/12, Обыкновенная
Пиком всего был для меня концерт Кипелова в Минске. Мы сидели в секторе, но всё равно - от зрелища, звука и самого ощущения дух захватывало. Мы вышли оттуда охрипшими, прифигевшими от счастья, и назавтра весь день в моей голове громко пел Кипелов:) В этом году снова идём, опять на Кипыча! Главное, конечно, идти на рок-концерт стоит только в том случае, если реально любишь именно эту музыку. Иначе будешь плохо разбирать слова песен и рискуешь не получить никакого кайфа. Если идёшь на танцпол, можешь уйти оттуда помятым, что тоже обидно, если музыка не компенсирует боль:) Но если это музыка, которой ты живёшь, то ощущения при хорошей акустике в зале будут драйвовыми. Живое исполнение любимых песен, живой объект твоего восхищения - перед тобой, и бушующее море людей, кайфующих вместе с тобой! ААААААА!!! это прекрасно! Мечта высшего уровня для меня - концерт великого и могучего Rammstein. Если они ещё раз приедут в Минск, не пропущу ни за что! Уже начала собирать на билет:)

13/03/13, Silvergirl
Очень хочу побывать на рок-концерте.Даже когда на видео его смотришь такой прилив энергии идет что просто кайф. Сколько драйва на живых концертах. Представляю что чувствую люди находящиеся на концерте. Хотелось бы побывать на концерте Arch Enemy но вряд ли они приедут в Украину. А вообще на любой интересной рок-группе. А то приезжают в наш город всякие время и стекло и им подобные.

20/06/15, MikaZombie
Только вчера была на ParkLive, это первый концерт в моей жизни, было шикарно, лютый драйв! Офигенное ощущение, когда весь зал поет припев любимой песни)))

07/09/15, ВолчицаОдиночка
Вот это потрясающе круто! Настоящий драйв! Вчера только была на рок-фестивале! Впечатлений, радостных эмоций целое море! Получила огромный кайф от концерта, плюс бонус хорошего настроения и адреналина! Народ отрывался пополной! Исходящая от зажигающих музыкантов и восторженной толпы энергия просто заразительна, распирает, заводит, что сам по себе начинаешь тусоваться со всеми, подпевать, орать, визжать что есть силы, прыгать, трясти головой, показывать «козу», аплодировать, поднимать высоко руки, делать сэлфи. Врубленный на всю катушку тяжёлый рок, гитарные риффы, бешеный перестук барабанов, качественный вокал, скрипка (у нас на концерте была одна группа со скрипачом) – это чудесное сочетание звуков захватывает, наполняет всё существо, покоряет. Усиливали эффект праздничной атмосферы красочные фейерверки.

07/09/15, ВолчицаОдиночка
Общение с разделяющими твои музыкальные вкусы людьми, всеобщее веселье, душевное наслаждение, которое дарит живое выступление рок-групп, интересное яркое шоу – всё это можно получить на рок-фестивалях. Прошу заметить, пьяных разборок при этом не наблюдалось – люди просто веселились от души все вместе. Отличный способ отдохнуть от серой обыденности и развеяться! У нас на фестивале ещё и байкеры были! Рокеры и байкеры – ах, как я их обожаю! А уж как классно было слушать их соревнования «у кого громче ревёт мотоциклетный мотор»! Лично для меня присутствие команды байкеров на их «железных конях» стало отличным бонусом радостных эмоций)))

12/11/17, 8aya
Судьба распорядилась так, что я живу в жопе мира, поэтому на рок концерте ни разу не была. Смотрю на это зрелище только по инету. А так хотелось бы побывать на каком-нибудь большом рок концерте, на rock am ring например! Это единственная тусовка, на которой я бы действительно оторвалась! Потому что я обожаю альтернативу! Вот на концерт limp bizkit бы попасть, или на концерт seether! Вот был бы огонь! Эх... я о таком могу только мечтать. Хотя осуществить это вполне реально при сильном желании, нужно то просто достать билет и добраться до Германии, впрочем, не так уж сложно. Ну и овладеть хотя бы базовым английским, ато я и двух слов на нем связать не могу. Рок концерт похож на пати в аду! Такая мощная энергетика, ну ясен хрен, если столько фанатов там собирается, да и сама музыка это просто стихия какая-то! Ну в общем, рок концерт это реально круто!

Рок-фестивали являются одним из любимых мест отдыха любителей тяжелой музыки. В тёплое время года по всему миру молодёжь регулярно собирается в одном месте, чтобы отдохнуть и в живую увидеть любимых исполнителей.

Такие фестивали давно вышли за рамки обычного музыкального шоу, превратившись в целую субкультуру. На самые главные концерты года съезжаются поклонники со всего мира.

Зарождение

Первые рок-фестивали начали проводиться более пятидесяти лет назад. Изначально они сильно отличались от современных. В них принимали участие неизвестные для широких масс группы. А организация и проведение самого фестиваля никак не контролировалось властями.

Однако через десять лет ситуация серьёзно изменилась. Рок-фестивали стали привлекать всё больше молодёжи. Во время шоу продавалось неограниченное количество алкоголя. Также некоторые люди приносили с собой наркотики.

Атмосфера драйва, вызванная тяжёлой музыкой, а также состояние массового опьянения, нередко приводили к плачевным последствиям. Разгорячённые молодые люди вели себя достаточно агрессивно, ввязываясь в драки и устраивая акты вандализма. В прибывшую полицию нередко летели различные предметы.

Безудержное веселье

Ни один фестиваль не происходил без задержания нескольких десятков человек и вызова кареты скорой помощи. Поэтому постепенно правоохранительные органы стали брать рок-фестивали под свой контроль. Но безопасность - это не главная причина, побудившая власти на такой шаг.

Крупные корпорации и предприимчивые люди заметили, что ежегодно фестивали собирают десятки тысяч людей. А это значит - огромная возможность для прибыли.

Начали проводиться первые коммерческие фестивали. Какая-нибудь фирма выплачивала музыкантам гонорары и занималась другими организационными вопросами. За это получала неплохую прибыль от продажи билетов и розничной торговли на месте. Через некоторое время рок-фестивали в США заняли весьма важное место в Мечтой почти каждого подростка было побывать на таком мероприятии.

Помимо классических фестивалей бывают также и благотворительные. Впервые они появились в восьмидесятые годы, во время распространения пацифистских идей среди молодёжи. Американское вторжение во Вьетнам стало своеобразным катализатором радикальных течений. Стали устраиваться концерты в поддержку или ради помощи больным детям и так далее. Как правило, инициатором выступала одна рок-группа. Фестиваль назначался за несколько месяцев до даты проведения. В течение этого времени другие группы могли подать заявку на участие.

Проведение

Обычно фестиваль длиться несколько дней, как правило три. Чтобы избежать недоразумений с местным населением и других проблем, шоу проходит в пустынной местности, вдали от городской агломерации. Рок-фестивали лета имеют высокие стандарты безопасности. Организаторы обязаны обеспечить снабжение всех посетителей водой и иметь медицинский персонал.

На рок-фестивале выступают обычно схожие по жанру исполнители. Например, на фесте "Hellfest" выступают группы, играющие в жанре мош битдаун хардкор. Таким образом, событие привлекает наибольшее количество почитателей данного направления. Так как рок-музыка часто несёт в себе социальный или политический контекст, фестивали нередко собираются как протест против чего либо. Так, в восемьдесят девятом году в Москве прошёл знаменитый "Музыканты за мир", собравший десятки тысяч людей.

Возможные проблемы

Тем, кто собирается посетить подобное мероприятие, следует помнить, что оно сопряжено с рядом опасностей.

Поскольку место проведения шоу расположено далеко за городом, необходимо взять как можно больше воды и непортящейся еды. На месте будут магазины и однако очередь к ним может растянуться на сотни метров. Подобные проблемы регулярно сопутствуют "Нашествие". Рок-фестиваль проводится более семи лет, и за это время произошло множество неприятных ситуаций. Несколько раз были проблемы с водой, которую не смогли доставить вовремя.

Надевать стоит наиболее удобную одежду, которая не спадёт во время активных движений. На таких фестивалях как "Вудсток" нередко происходит мошпит - элемент хардкор танцев, когда огромное количество людей бежит по кругу, выполняя хаотичные движения конечностями. Если вы не разу не участвовали в подобном, то лучше держаться от круга подальше.

Также положите все ценные вещи в сумку или карманы с молнией, поскольку в бешенном ритме они могут попросту выпасть. На некоторых фестивалях разрешён стейдждайвинг - прыжки со сцены в толпу. Их делают как музыканты, так и присутствующие. Прыжок обычно не связан с большим риском, однако скорее всего вы потеряете своих товарищей. Поэтому до начала фестиваля лучше заранее определиться с местом встречи в случае непредвиденных ситуаций.