ВИКТОРИНА « РОССИЯ РОДИНА МОЯ ».

  1. Как зовут президента России?
  2. Назовите цвета российского флага.
  3. Назовите столицу России.
  4. Кто изображен на государственном гербе?
  5. Как наша родина называлась раньше?
  6. Назовите столицу первого русского государства.

Москва, - Петербург, - Киев.

7. К древнерусским сооружениям относятся:

Собор, - мечеть, - кремль.

8. Жилой дом у русского народа – это:

Хата, - изба, - юрта.

9. Русский праздник проводов зимы – это:

Рождество, - Масленица, - Пасха.

10. Что не относится к блюдам русской кухни?

Щи, - манты, - блины.

11. Что такое «Аз», «Буки», «Веди»?

12. Какое дерево считают символом России?

13. Наши предки славяне – жители Древней Руси писали на самом дешевом, самом доступном материале. На чем?

14. Кто напечатал для детей первую в нашей стране Азбуку-Букварь?

15. Как называлась первая русская газета?

16. Существует поговорка «Тяжела шапка Мономаха». Что она значит? И кто такой Мономах?

Воин, - киевский князь, - царь.

17. Когда на Руси отмечали Новый год до Петра I?

18. Кто такой Петр I?

19. Какая сказка не является русской народной?

- «Маша и медведь», - «Снегурочка», - «Красная шапочка».

20. Какие еще русские народные сказки знаете?

21. Назовите известных поэтов России.

22. Назовите известных русских художников.

23. Какие города России вы знаете?

24. Какая река течет не по территории России?

Белая, - Волга, - Амазонка.

25. Как зовут космонавта, который первым полетел в космос?

26. Каких еще космонавтов нашей страны вы знаете?

27. Как звали трех былинных богатырей?

28. Кем был Илья Муромец?

Князь, -крестьянский сын, - дружинник.

29. Какие животные живут на территории России?

30.Закончи пословицу:

«Человек без Родины, что соловей без…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА « РОССИЯ – РОДИНА МОЯ ».

Вопросы задаются классам по очереди. Если тот класс, которому был задан вопрос, не знает ответа, отвечает тот класс, который знает ответ.. Жюри оценивает правильность ответов. Если задан вопрос №20, 21, 22 и т.п., то балл получает тот класс, который назовет поэта, город и т.д. последним.

  1. Как зовут президента России ?
  2. Назовите цвета российского флага .
  3. Назовите столицу России .
  4. Кто изображен на государственном гербе ?
  5. Как наша родина называлась раньше ?
  6. Назовите столицу первого русского государства .

Москва , - Петербург , - Киев .

7. К древнерусским сооружениям относятся :

Собор , - мечеть , - кремль .

8. Жилой дом у русского народа – это :

Хата , - изба , - юрта .

9. Русский праздник проводов зимы – это :

Рождество , - Масленица , - Пасха .

10. Что не относится к блюдам русской кухни ?

Щи , - манты , - блины .

11. Что такое « Аз », « Буки », « Веди »?

12. Какое дерево считают символом России ?

13. Наши предки славяне – жители Древней Руси писали на самом дешевом , самом доступном материале . На чем ?

14. Кто напечатал для детей первую в нашей стране Азбуку - Букварь ?

15. Как называлась первая русская газета ?

16. Существует поговорка « Тяжела шапка Мономаха ». Что она значит ? И кто такой Мономах ?

Воин , - киевский князь , - царь .

17. Когда на Руси отмечали Новый год до Петра I?

18. Кто такой Петр I?

19. Какая сказка не является русской народной ?

- « Маша и медведь », - « Снегурочка », - « Красная шапочка ».

20. Какие еще русские народные сказки знаете ?

21. Назовите известных поэтов России .

22. Назовите известных русских художников .

  1. Объясните происхождение слова «деревня».(Слово «деревня» происходит от слова «дерн», который снимали при подсечном земледелии,)
  2. Шкурки каких животных являлись у древних славян деньгами? Как назывались эти деньги? (Шкурки куницы-куны, шкурки белки- веверицы. Кунами также назывались у славян деньги вообще, а веверицы- самая мелкая денежная единица Древней Руси.)
  3. Каких трех русских богатырей на своей картине изобразил В.М.Васнецов? Как называется эта картина? (На картине «Богатыри» изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
  4. Как произошло название города Минск? (Минск раньше назывался Менекс или Меньск. Как полагают исследователи, название города произошло от названия небольшой речки Менки или Мени.)
  5. Кому принадлежат крылатые слова «Кто с мечом к нам придет- от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет русская земля»? (Александру Невскому.)
  6. На каком языке читал и писал Чингисхан? (Чингисхан был неграмотным.)
  7. Откуда произошло название города Мытищи? («Мытом» в древности называли торговую пошлину, которую купец при въезде в княжество платил за право вести торговлю. Так появилось название города Мытищи, расположенного некогда на границе Московского княжества.)
  8. Какие горы в нашей стране назывались в старину «каменным поясом», а в Западной Европе- «поясом мира»?(Уральские горы.)
  9. Объясните происхождение слова «рубль». («Рубль» происходит от слова «рубить». В древности денежные слитки- «гривны»- рубили пополам, получая таким образом новые монеты- рубли.)
  10. Когда появилось выражение « битый час»? (После 1404 года, когда в Москве были установлены первые часы и время стало отбиваться в колокол, выражение «битый час» показывало, что прошло действительно много времени- целый час. До этого время определяли по солнцу, на глазок.)
  11. В каком году был заложен каменный Московский Кремль? И почему Москву называли белокаменной? (В 1367 году Кремль был обнесен стеной из белого камня, с тех пор в течение многих столетий за Москвой сохранилось название- Москва белокаменная.)
  12. Кто отлил знаменитую Царь-пушку? (Знаменитый литейщик Андрей Чохов в 1586 году. Отлил пушку весом в 40 тонн, длиной более 5 метров, калибром 89 сантиметров. Пушка украшена орнаментом с изображением растений и животных, а также с изображением русского царя на коне. Отсюда и ее название Царь-пушка.)
  13. Где находится самый старый в Москве памятник? (Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому находится на Красной площади.)
  14. Откуда произошло выражение «у черта на куличках» ? (Кулички или Кулишки- отдаленный район старой Москвы.)
  15. Когда, где и по чьей инициативе была создана первая в России Академия художеств? (1757 году в Петербурге по инициативе М.В.Ломоносова.)
  16. Когда, где и чьей инициативе был основан первый в России университет? (1775 году в Москве по инициативе М.В.Ломоносова был университет, который находился вначале на Красной площади, на месте, где сейчас находится здание исторического музея. Там располагались факультеты- философский, юридический, медицинский.)
  17. Как называли в Древней Руси рабов? Кто мог стать рабом? (Холопы. В холопы попадали военнопленные, а также беднейшие крестьяне, продававшие себя феодалам в рабство. Холопом становился и тот, кто женился на холопке.)
  18. Объясните выражение «мелкая сошка». (В Древней Руси налоги взимали «с сохи», то есть чем больше было земли, тем он был влиятельнее, и наоборот. Поэтому о малоземельном человеке говорили «мелкая сошка».)
  19. Что такое кунсткамера? (Первый в России музей, основанный Петром Великим в 1714 году.)

Классный час – викторина «Россия - Родина моя!»

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать?

Как важно не опоздать!

Задачи:

    закрепить знания детей о государственных символах России;

    воспитывать чувство любви к своей Родине – России;

    расширять представления о природе России;

    развивать умение отгадывать кроссворды;

    развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;

    развивать познавательные интересы;

    воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;

    создать радостное и веселое настроение у детей.

Ход занятия:

    Вступительная часть.

Дети поделены на команды, каждая команда находится за своим столом. В викторине участвуют 3 команды (на столах отличительные флажки этих команд). Каждая команда выбирает себе капитана.

Звучит запись песни «С чего начинается Родина»

Учитель: - Здравствуйте! Ребята, вы прослушали песню «С чего начинается ».

Что такое для вас Родина? (Ответы детей.)

Учитель: - Родина – это дом, в котором мы живём. Это место, где ты родился и вырос.

Дети читают стихи о России.

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Учитель: - Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

Это название пошло от славянского поселения, обитавшего на берегу реки Рось, которая вытекает из Днепра.

Учитель: - За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем -

Тебя по-славянски назвали Россия. (С. Комратова)

Учитель: - Чтобы любить свою Родину, надо её хорошо знать. Давайте проверим наши знания о России.

    Задания викторины.

1 конкурс - разминка: «Что я знаю о России».

( Представители команд вытаскивают карточки с номером вопроса и поочерёдно отвечают; если нет ответа, то отвечает другая команда и получает балл).

Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5. Кто является главой нашего государства? (Президент)
6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)
8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
9. Как называется главный закон государства? (Конституция)
10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)
11. Какое дерево является символом России? (Берёза)
12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)

    конкурс: «Символы государства».

Учитель: Какие государственные символы вы знаете ? (Герб, флаг, гимн.)

Дети: Россияне, граждане своей страны,

Всё о гербе, флаге, гимне знать должны.

В этих символах сама Россия,

В них - величие страны, в них – сила.

    Восстановить порядок строчек в куплете гимна.

Учитель: - Что такое государственный гимн? (Главная песня страны).

Когда она исполняется? (В особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.)

Предлагаю командам восстановить правильный порядок четверостишия из гимна России.

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Стихи детей о гимне России.

Дети: Главную песнь страны

Снова и снова слышим мы.

От юга до севера она звучит,

И сердце у каждого так стучит!

В ней – слава Отечества, слава народа,

Что крепнет союзом, растёт год от года.

Мы с песнею главной по жизни идём,

Гордимся страною, верим и ждём –

Нам годы дадут исполненья мечты

Для счастья народа, любви, красоты!

Учитель: - Современный Государственный гимн России был утвержден Указом Президента России Владимиром Владимировичем Путиным 30 декабря 2000 года. Российский народ услышал его впервые в ночь на 1 января нового 2001 года (16 лет назад). Накануне нового XXI века у России появился новый гимн. Слова Гимна Российской Федерации написал советский писатель Сергей Владимирович Михалков. Он же был автором Государственного гимна СССР.

Исполнение гимна (дети встают и поют 1 куплет гимна с припевом)

    Узнай наш флаг (назвать номер российского флага).

Учитель : - Предлагаю командам на слайде выбрать среди разных флагов российский флаг (дети называют номер флага).

Учитель: - Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.) Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу (но есть разные толкования цветов)

Учитель: - Трёхцветный флаг России был учреждён первым российским императором Петром Великим ещё в 1693 году (в 17 веке). С тех пор флаг и герб часто менялись у нашего государства. Но в 1993 году Указом Президента Б. Ельцина произошло окончательное восстановление этих символов, они были утверждены в качестве государственных флага и герба.

Стихи детей о флаге России.

Бело-сине-красный флаг,

Ты – страны родимой стяг.

Гордо веешь до небес,

Что мы знаем о тебе?

Самый верхний – белый цвет –

Неба чистого привет.

Пусть над нами будет ясно!

Каждый день будет прекрасным!

Синий цвет – вселяет веру

В Отчизну, в правильное дело.

В нём – народа постоянство,

Дружба, неразрывность, братство.

Сила жизни – красный цвет,

Цвет сражений и побед.

Проливалась красным цветом

Кровь погибших в войнах дедов.

    Узнай наш герб.

Учитель: - Надо найти российский герб среди гербов других стран.

Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.)

Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.

Ученики читают стихи о гербе России.

Вот двуглавый орёл появился,

Стал гербом он русской земли,

Крылья поднял, вооружился,

Три короны власть обрели.

Российский герб, овеянный славой:

Скипетр и держава у орла на щите,

И копьём пораженный змей лукавый –

Нет врагов у России нигде!

3 конкурс «Что мы знаем о нашей Родине?».

Учитель: - Задание для команд о городах нашей родины.

1 команда: Назовите столицу первого русского государства (Москва, Петербург, Киев).

2 команда: Назовите столицу современной России (Москва, Петербург, Киев).

3 команда: Назовите северную столицу современной России (Москва, Петербург, Киев).

Учитель: -

1 команда: Что относится к древнерусским сооружениям? (собор, мечеть, кремль).

2 команда: Как называется жилой дом у русского народа? (хата, изба, юрта).

3 команда: Как называется русский праздник проводов зимы? (Рождество, Масленица, Пасха).

Учитель: - Задание о быте и традициях русского народа.

1 команда: - Что не относится к блюдам русской кухни? (щи, манты, блины).

2 команда: - Какая сказка не является русской народной? («Маша и медведь», «Снегурочка», «Красная шапочка»).

3 команда: - Какая река течёт не по территории России? (Енисей, Волга, Амазонка).

4 конкурс «Собери пословицу».

Учитель: - Соберите части известных русских пословиц о родине. Народная мудрость гласит…

Нашему народу ….. родина всего дороже.

Родина любимая - ….. мать родимая.

Человек без Родины, что ….. соловей без песни.

Родину-мать ….. умей защищать.

Нет ничего краше, ….. чем Родина наша.

5 конкурс «Конкурс капитанов».

Учитель: - Русский народ - очень творческий. До нас дошло много произведений народного творчества. Сейчас, дорогие капитаны, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь.

Кто-то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, ох,

Засела крепко. («Репка»)

Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом. («Лиса и журавль»)

А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок! («Маша и медведь»)

Ах ты, Петя-простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота

Выглянул в окошко. («Петушок-золотой гребешок»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться,

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Кр а сна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

    Итог занятия.

1) Подсчёт баллов. Награждение победителей.

2) Учитель: - Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне,народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”

3) Дети поют песню о России.

4) Рефлексия.

Учитель: - Ответьте на вопросы: - Что я уже знал?

Что нового я узнал? - Что мне хотелось бы узнать ещё?

ПРИЛОЖЕНИЕ (раздаточный материал для 3 команд):

Как называется страна, в которой мы живём?

Как называется место, где родился и вырос человек?

Какой город является столицей нашего государства?

Как называют жителей нашей страны?

Кто является главой нашего государства?

Кто является президентом нашей страны?

Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл?

Какой символ нашего государства называют триколором?

Как называется главный закон государства?

Кто охраняет границы нашего государства?

Какое дерево является символом России?

Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях?

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Братских народов союз вековой,

Славься, Отечество наше свободное,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Братских народов союз вековой,

Славься, Отечество наше свободное,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Братских народов союз вековой,

Славься, Отечество наше свободное,

Предками данная мудрость народная!

1 команда: Назовите столицу первого русского государства (Москва, Петербург, Киев).

2 команда: Назовите столицу современной России (Москва, Петербург, Киев).

3 команда: Назовите северную столицу современной России (Москва, Петербург, Киев).

1 команда: Что относится к древнерусским сооружениям? (собор, мечеть, кремль).

2 команда: Как называется жилой дом у русского народа? (хата, изба, юрта).

3 команда: Как называется русский праздник проводов зимы? (Рождество, Масленица, Пасха).

1 команда: Что не относится к блюдам русской кухни? (щи, манты, блины).

2 команда: Какая сказка не является русской народной? («Маша и медведь», «Снегурочка», «Красная шапочка»).

3 команда: Какая река течёт не по территории России? (Енисей, Волга, Амазонка).

Нашему народу Родина наша.

Родину-мать мать родимая.

Нет ничего краше, чем соловей без песни.

Нашему народу Родина наша.

Родина любимая - родина всего дороже.

Человек без Родины, что умей защищать.

Родину-мать мать родимая.

Нет ничего краше, чем соловей без песни.

Нашему народу Родина наша.

Родина любимая - родина всего дороже.

Человек без Родины, что умей защищать.

Родину-мать мать родимая.

Нет ничего краше, чем соловей без песни.

Оксана Руднева
Игра - Викторина Тема: «Россия - Родина моя».

Цель : обобщить и закрепить знания о нашей стране – России ; государственных символах; столице нашей Родины ; об истории древней Руси; о быте наших предков. Продолжать формировать и развивать патриотические чувства. Воспитывать у детей гордость, любовь к своей Отчизне.

Оборудование и материалы : барабан с шарами (лототрон) ; специально подготовленная электронная презентация по вопросам викторины ; музыкальный видео клип «Наша Родина » ; медали для награждения; воздушные шары трех цветов (красные, синие, белые) . Мультимедийная установка или компьютер для демонстрации презентаций и клипов. Музыкальное произведение в исполнении оркестра «Степь, да степь кругом…» .

(минусовка) .

Ход занятия.

Зал специально подготовлен для игры – викторины : места для двух команд, место для жюри, экран для мультимедиа, Мультимедийная установка. Барабан, с пронумерованными шарами.

Звучит русская народная мелодия. Ведущий предлагает детям проходить в зал и занимать свободные места.

Ребята, вы наверно обратили внимание на то, что сегодня у нас занятие будет проходить немого не обычно. Во – первых вы заняли места на стульчиках, кому где нравится, и у нас образовались две команды. Сегодня викторина – соревнование . Две команды : команда синих шаров и команда красных шаров, будут отвечать на вопросы. Чья команда больше ответить правильных вопросов, тот и победитель в нашей игре.

И так правила игры : каждый член команды (по очереди, выходит и крутит лототрон и достает шарик. На шаре имеется номер. Этот номер вопроса. Я, ведущий зачитываю вопрос, команда совещается и дает ответ на заданный вопрос. Если ответ правильный, то шар засчитывается команде. Если нет, то возвращается в барабан лототрон.

Правильность ответов и подсчет баллов будет осуществлять уважаемое жюри. Идет представление.

А сейчас проведем жеребьевку. Вызывают по одному из членов команд. Тот ребенок, который вытянет шарик с наибольшим числом, та команда отвечает на вопрос викторины первой .

А теперь давайте узнаем тему нашей игры. Послушайте стихотворение и определите, чему будет посвящена наша игра .

Ведущий читает :

Россия - священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твое достояние на все времена.

От южный морей до полярного края

Раскинулись наши поля и леса.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная страна! С. Михалков

Правильно ребята, мы будем с вами сегодня говорить и отвечать на вопросы на тему России , нашей с вами Родины , об истории нашего Отечества.

Вопрос 1. Как называется наша страна, в которой мы с вами проживаем?

Ответ : Наша страна называется – Россия . И еще имеет официальное полное название Российская Федерация .

Вопрос 2. Что такое столица? Назовите главный город нашей страны.

Ответ : Столица – это главный город любой страны. Столица нашей Родины – город Москва .

Вопрос 3. Перед вами расположены флаги различных государств. Определить флаг России . Что означают эти три цвета.

Ответ : На флаге России три цвета : белый, красный, синий. Его иначе еще называют – триколор.

Вопрос 4. Перед вами расположены гербы различные. Определить среди них герб нашей страны. Рассказать, что это за всадник на белом коне.

Ответ : Это не просто всадник. Зовут его Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества. У него в руках серебряное копье. Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Змей символ зла.

Вопрос 5. Как называется главная, торжественная песня страны? Что надо делать, когда она звучит?

Ответ : главная песня страны называется гимном. Он звучит только в очень торжественных моментах, надо вставать, а мужчины должны еще снимать головные уборы.

Вопрос 6. Внимание на экран. Перед вами карта с городами : Москва, Владимир, Кострома, Углич и т. д. – это карта схема. Как еще модно сказать про эти города с другими словами и почему?

Ответ : Эти города, если их соединить образуют кольцо (круг) и называется «Золотое кольцо России » . А называют их так, они очень красивые, древние, много памятников.

Вопрос 7. Перед вами фотографии : 1. Долина гейзеров на Камчатке. 2. Озеро Байкал. 3. Петергоф – летняя резиденция царя Петра 1. 4. Природный памятник «Столбы выветривания в республике Коми» . 5. Собор Василия Блаженного в Москве. 6. Мамаев курган и статуя Родины – матери в Волгограде. 7. Гора Эльбрус. Что это за фотографии, о чем они вам рассказывают, что больше всего нравится.

Ответ : Фотографии это «Семь чудес России » .

Вопрос 8. Кто такие славяне? Как они потом стали называться и почему?

Ответ : Славяне это наши предки, которые жили очень давно в Древней Руси. Потом славяне стали называться «руссами» или «росами» . Как считают ученые, это название произошло от реки Россь . От названия этого племени и произошли наименования Россия и «русские» .

Физкультминутка.

Ветер веет над полями.

И качается трава (Дети плавно качают руками над головой) .

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивание – руки вверх) .

Ветер пыль над полем носит.

Накланяются колосья –

Вправо – влево, взад – вперед,

А потом наоборот. (Наклоны влево - вправо, назад- вперед) .

Мы, взбираемся на холм. (Ходьба на месте) .

Там немного отдохнем. (Дети садятся) .

Вопрос 9. Почему раньше на Руси жилые поселки и города в основном строили на берегах рек больших и малых?

Ответ : Потому, что раньше были дремучие, не проходимые леса и дороги строить было очень трудно. А река служила как и дорога, летом по воде на лодках, а зимой по льду на конях, также источником пропитания (рыба) .

Вопрос 10. Что такое кремль? Он существует только в Москве л есть в других города? Каких?

Ответ : Кремль – это крепость. Она служила для укрытия мирного населения от врагов на Древней Руси. Кремли – крепости есть почти во всех древних городах России .

Вопрос 11. Как назывался жилой поселок на Руси, состоящий из деревянных домов. Почему?

Ответ : Жилой поселок из деревянных домов назывался – деревня. Так как дома деревянные.

Вопрос 12. Как называется дом, построенный из круглых деревянных бревен?

Ответ : Дом, построенный из круглых, деревянных бревен называется – избой.

Вопрос 13. Что в избе, наши предки славяне считали главным? Почему?

Ответ : Главной в избе была – печь, она топилась дровами, в ней готовили кушать и ей обогревали всю избу.

Вопрос 14. А какие кушанья готовили и в чем?

Ответ : Готовили различные похлебки, уху. Также парили репу с медом, горох с луком. А готовили в горшках, их потом еще называли чугунами.

Вопрос 15. Назвать пословицы и поговорки о родной стране.

Ответ :

Нет земли краше, чем сторонка наша.

Всякому мила своя сторона.

Русское раздолье 0 человеку приволье.

Родина любимая , что мать родимая .

Береги землю любимую, как мать родимую .

Жить – Родине служить .

Вопрос 16. Какие пословицы вы знаете о столице нашей Родины Москве ?

Ответ :

Москва – сердце России .

Москва – мать городов русских.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Москвой – столицей весь народ гордиться.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Вы просто все молодцы! Вопросы викторины на этом закончены . И я предлагаю вам полюбоваться красотой нашей Родины , красотой родного края, необъятными просторами России… (просмотр музыкального видео клипа «Наша Россия » , слова и музыка К. Дерр, песня «Россия » ). По окончании просмотра ведущий читает :

Вижу горы – исполины,

Вижу реки и моря –

Это русские картины

Это Родина моя !

А теперь настал момент подвести итоги нашей игры – викторины . Подсчитать количество шаров, сколько какая команда заработала. Приглашают по одному человеку из команды, они подсчитывают. Определяется победитель.

Ведущий :

Поздравляю, вас ребята, с победами в викторине и желаю вам дальше интересоваться историей нашей страны, ведь мы соприкоснулись сегодня только с небольшой частичкой знаний истории нашего Отечества. И в качестве поощрительного приза вам дарим воздушные шары. Обратите внимания, каких они цветов (синего, красного, белого) о чем вам эти цвета напоминают? Это цвета нашего Российского флага .

Звучит музыка «Вижу русское раздолье» - дети разбирают шары.

Примечание : каждый вопрос и ответ сопровождается кадрами презентации.

Викторина «Россия Родина моя»

Цели: Развивать у детей чувство гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам;
Обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме, вводить в словарь слова «малая Родина», «большая Родина»;
Развивать диалогическую и монологическую речь детей;
Закрепить названия стран, городов, названия народных промыслов;
Закрепить умения выразительно читать стихотворения о Родине;
Расширять и закреплять представления детей о нашей стране – России, о своем родном городе, который является частью нашей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.

Материалы: карта России, карта Свердловской области, глобус, флаги России и других стран, герб России и других стран, аудиозапись «Гимн», фотографии В. В. Путина, матрёшка, гжельская посуда, деревянные ложки с хохломской росписью, дымковская игрушка.

Предварительная работа:

Разучивание стихотворений о Родине, беседы о российской символике, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход игры:
(Дети сидят за столами, предварительно разделившись на мини группы по 5-6 человек в каждой.)

Звучит гимн России, все слушают его стоя.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычная встреча, сегодня мы с вами подведем итог вашим знаниям о России: о её государственной символике, о её культуре и обычаях. Вы согласны отправиться в путешествие в “ Страну знаний о России”.

Дети (хором): Да!

Ведущий: Тогда, берите с собой свои знания и вперед.

Дети читают стихи. (Вика, Аня, Наташа)

Воспитатель: 1. Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна? (Ответы детей.) Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте повторим его вместе. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали - Россия.

Ведущий: Да, кстати ваши знания сегодня будет оценивать наши уважаемое жюри.

(Ведущий представляет жюри.)

Ведущий: Ну, а теперь разрешите объявить наш 1 конкурс - “Конкурс приветствия”. (Каждой группе даётся слово для приветствия (показывают и говорят капитаны): показ эмблемы группы, а также девиза)

Ведущий: Отлично! Теперь мы знаем, что обозначают эти эмблемы. Сейчас вы должны быть очень внимательными, так как объявляется 2 конкурс - “Разминка”. Каждой группе будет задан вопрос, на который она должна будет ответить, если ответа не будет, то этот вопрос переходит к другой группе. Балл зачитывается той группе, которая даст правильный ответ.

Внимание вопросы:

Наша страна называется Россия.

Граждане России называются россияне.

Столица России – город Москва.

Кто президент в России Путин.

Кто выбирал президента российский народ.

Какой документ имеет гражданин России паспорт.

В каком документе записаны права гражданина России конституция РФ.

Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве соблюдать права и обязанности.

Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)

Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.) «Гимн» А. Александров.

Для чего нужен герб?

Где мы можем увидеть изображение государственного герба?

Какого цвета орел на современном гербе России?

Что означает золотой цвет? Почему орел двуглавый?

Кто ещё (кроме орла) изображен на Гебе нашей Родины?

Что означает изображение всадника на гербе России?

На гербе какого города помещен всадник, поражающий копьём змея?

Какие цвета есть на флаге нашей страны?

Что означают цвета российского флага - белый, синий, красный?

Ведущий: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

3 конкурс - «Пословицы о Родине». Вы должны, также по очереди назвать как можно больше пословиц или поговорок о Родине, родной стороне или родном крае. (Побеждает тот, кто назовет больше)

Ведущий: - Как вы думаете, почему говорят: «Наша Родина - матушка Россия»? (мы зовем Россию матерью, потому что мы здесь родились.)

Ведущий: Как вы понимаете пословицу: «Одна у человека мать - одна у него и Родина»?

Вы правы, у ребенка одна мама, и место где родился человек то же одно.

Мама и Родина очень похожи.
Мама красивая, Родина тоже.
Вы присмотритесь, у мамы глаза
Цвета такого же как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Та, что на наших полях колосится.

Много у Родины общего с мамой,
Самой красивой, ласковой самой!
Так и должно быть: что дорого нам –
Напоминает всегда наших мам!

4 конкурс

Ведущий: Я вам предлагаю поиграть в такую игру “Найди среди флагов разных стран флаг России”. Команда должна выбрать карточку с изображением герба России. Задача усложнена тем, что на флагах этих стран полоски одного цвета. Побеждает та команда, которая быстрее и верно справляется с заданием.)

Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.) Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу.

Найдите российский герб среди других стран. Игра «Узнай наш герб».

Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.) Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.

Динамическая игра «Герб России».

Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил, (поднять руки в стороны)
Держит скипетр, державу, (поочерёдно сжать в кулак пр. и лев. руку)
Он Россию сохранил (нарисовать руками круг)
На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди)
Дорог всем: тебе и мне (наклон головы вправо-влево)
Скачет юноша прекрасный (шаг на месте, с высоким подниманием ноги)
На серебряном коне.
Развевается плащ синий, (плавные покачивания рук вправо- влево)
И копьё в руке блестит. (сжать руки в кулак)
Побеждает всадник сильный, (поставить руки на пояс)
Злой дракон у ног лежит (показать руками)
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. (поднять руки вверх)

5 конкурс - «Города России».

Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел и деревень. Назовите города, которые вы знаете. (Ответы детей: Москва, Казань, Екатеринбург, Тобольск, Саранск, Тюмень, Ханты-Мансийск и т. п.).

6 конкурс - «Кроссворд «Природные ископаемые России".

Ведущий: В недрах Земли содержатся огромные богатства – полезные ископаемые. Без них человечество не знало бы, что такое тепло, уют, еда, машины и многое другое, к чему мы так привыкли и без чего современному человеку обойтись трудно.

1. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (КАМЕННЫЙ УГОЛЬ)

2 .Из чего делают дымковские игрушки? (ГЛИНА)

3. Природная легко воспламеняющая жидкость, которая находится под землёй. (НЕФТЬ)

4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)

5. Благородный металл. (ЗОЛОТО)

6. В воде родится, а воды боится. (СОЛЬ)

7 конкурс. - «Народы России».

Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты –
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады. Л. Мартьянова

Как вы думаете, сколько народов проживает в России? (Дети называют национальности: русские, ханты, татары, чуваши, ненцы, таджики и т. п.). А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

8 конкурс:

Наша страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.

Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

1. Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке.Что это? (Матрешка.)

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)

2. Эта роспись – просто чудо,

Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.) Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.

3. Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

4. Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка.)

5. Добрый мастер сделал сказку,

Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)

9 конкурс. - «Главные праздники России».

В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники.

1. Дед Мороз принес подарки,
Их под елочку кладет.
Наступил веселый, яркий,
Лучший праздник (Новый год).

2. Чтоб на всей большой Земле
Мир настал для человечества,
Отмечаем в феврале
День (Защитника Отечества).

3. Если нам куда-то надо,
Путь найти поможет карта.
Если нам нужны награды,
Быстрый бег начнем со старта.
А весной мы встретить рады
Женский день (Восьмое марта).

4. Музыка, флаги, шары и цветы,
Столько весенней вокруг красоты!
Первого мая отметим всегда
Радостный праздник (Весны и труда).

5. Идет парад, гремит салют,
Звучит оркестр там и тут,
Не только прадеды и деды
Встречают славный (День Победы).

Разминка. «Флора и фауна родного края».

Игра «Что в лесу растет, кто в лесу живет». (Ответы детей. Деревья, грибы, ягоды, кустарники, трава. В лесу живут: белки, лисы, зайцы, волки, медведи, мыши и т. п.)

Ведущий предлагает детям встать в круг. Для игры понадобится мяч. Воспитатель задает вопрос: «Что в лесу растет?» - и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет любое растение и бросает мяч другому игроку. Когда варианты ответов исчерпаны, воспитатель снова задает вопрос: «Кто в лесу живет?» - и бросает мяч ребенку. Дети отвечают.

Итог подводит жюри.

Ведущий: Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие.

Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”