Балетмейстер – это постановщик танцевальных номеров в концертах, балетных спектаклей, хореографических сцен в музыкальных и драматических спектаклях, руководитель ансамбля танца или труппы танцовщиков. Это тот человек, который придумывает и воплощает в жизнь образы персонажей, их движения, пластику, выбирает музыкальный материал, а также определяет, какими должны быть свет, грим, костюмы, декорации. Искусству танца необходимо учиться ещё с раннего возраста. Как правило, обучение начинается со школы, затем продолжается в профессиональном училище и высшем учебном заведении.

Профессия балетмейстера

Подразумевает под собой создание и постановку хореографических номеров, театральных и балетных выступлений. То есть, балетмейстер воплощает в жизнь свои идеи и видение сценических образов посредством хореографических инструментов.

Профессия балетмейстера очень многогранна, недостаточно просто знать хореографию, нужно обязательно разбираться в смежных дисциплинах, таких как: музыка, драматургия, литература, скульптура. Чтобы создать действительно стоящее произведение, нужно совмещать свой талант, знания и умение мастерски работать с коллективом.

Можно выделить четыре ответвления деятельности балетмейстера:

  • Балетмейстер-сочинитель , который занимается непосредственно созданием новых спектаклей и танцев. Главная его задача это создание танцевально-пантомимной партитуры балета.
  • Балетмейстер-постановщик , который ставит уже сочиненные произведения. На репетициях балетмейстер сам показывает исполнителю, как тот должен танцевать и чем выразительнее и точнее он это делает, тем проще танцору повторить движения, вжиться в образ. Часто сочинитель и постановщик это один и тот же человек.
  • Балетмейстер-репетитор , который составляет план репетиций, планирует занятия и разучивает хореографические партии с артистами. Является ближайшим помощником балетмейстера-постановщика. Чтобы добиться высоких результатов, балетмейстер должен хорошо знать каждого участника коллектива и его возможности. Главная цель это довести до совершенства образ героя и исполнительское мастерство.
  • Танцмейстер , который ставит отдельные номера в жанре малых форм.

Балетмейстер должен, несомненно, обладать большим талантом, чтобы развить его нужно учиться и тренироваться на протяжении многих лет. Развивать, кроме хореографических навыков, музыкальный слух, зрительную память и чувство ритма, должен уметь воспроизводить жесты и движения различных характеров.

Одной из самых ответственных задач является постановка произведения мировой классики или восстановление спектакля после длительного перерыва.

Чтобы правильно донести до зрителя идею и сюжет произведения, балетмейстер должен быть увлечен своей работой и творчески к ней относиться. Чаще всего выбор костюмов тоже входит в его обязанности.

Балетмейстер

То, насколько сильное эмоциональное воздействие окажет танцевальный номер, хореографическая сцена в музыкальном и драматическом театре или всё балетное представление полностью, зависит от того, насколько красиво и точно организованы перемещения и взаимодействия танцовщиц и танцовщиков, от выразительности и оригинальности их движений, от того, как сочетаются их танцы с музыкальным материалом, с освещением сцены, с костюмами и гримом – всё это вместе создаёт единый образ всего действа. А балетмейстер - это как раз тот человек, который и является его создателем. Он должен знать все правила и тонкости искусства балета, его историю, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам. Постановщик должен владеть знаниями, иметь опыт и способности организатора, обладать богатым воображением, фантазией, быть оригинальным в своих идеях, иметь талант, быть музыкальным, понимать музыку, иметь чувство ритма, уметь выражать эмоции при помощи пластики – именно из этих составляющих и складывается искусство балетмейстера. Если всё это есть в арсенале руководителя, то его постановка будет иметь успех у публики и критиков.

Слово «балетмейстер» в переводе на русский язык означает «мастер танца». Эта профессия сложна, и в неё требуется вкладывать очень много труда и сил, как физических, так и моральных. Постановщик должен показывать всем исполнителям их партии, объяснять, какие эмоции они должны выразить в пластике и мимике. Сложность такой работы ещё и в том, что сценарий танца нельзя записать на бумагу, балетмейстер должен держать его в голове и показать артистам, чтобы они выучили свою партию. Знакомство танцовщиков с ролью происходит непосредственно на репетициях, тогда как актёры драмы и музыкального театра имеют возможность заранее получить текстовый и нотный материал. Балетмейстер должен раскрыть исполнителю содержание его роли, показывая ему, что необходимо танцевать и как. И чем выразительнее постановщик продемонстрирует свою мысль артисту, тем быстрее и легче его замысел будет понят и усвоен.

Задача балетмейстера заключается ещё и в том, чтобы выстроить танец или весь спектакль таким образом, чтобы поддерживать и повышать зрительский интерес. Сами по себе танцевальные движения – это всего лишь механические упражнения, набор поз, которые ничего не скажут зрителю, они лишь продемонстрируют гибкость тела исполнителя, а говорить они будут только в том случае, если постановщик наполнит их мыслью и чувством и поможет артисту вложить в них ещё и его душу. Во многом от этого будет зависеть успех спектакля и продолжительность его «жизни» на сцене. Самым первым исполнителем всех танцев является сам балетмейстер, ведь ему нужно сначала продемонстрировать исполнителям их партии.

Балетмейстеры прошлого и настоящего

Знаменитые балетмейстеры России и мира 19 и 20 столетий :

  • Мариус Петипа , который внёс огромный и неоценимый вклад в русский балет;
  • Хосе Мендес – был постановщиком во многих знаменитых театрах мира, в том числе и в Большом театре в Москве;
  • Филиппо Тальони ;
  • Жюль Жозеф Перро – один из ярчайших представителей «романтического балета»;
  • Гаэтано Джойя – представитель итальянской хореодрамы;
  • Джордж Баланчин – положил начало американскому балету, а также современной балетной неоклассике, считал, что сюжет должен выражаться исключительно при помощи тел танцовщиков, а декорации и пышные костюмы – это лишнее;
  • Михаил Барышников – внёс большой вклад в мировое балетное искусство;
  • Морис Бежар – один из самых ярких балетмейстеров 20 века;
  • Марис Лиепа ;
  • Пьер Лакотт – занимался реставрацией старинной хореографии;
  • Игорь Моисеев – создатель первого в России профессионального ансамбля в народном жанре;
  • Вацлав Нижинский – был новатором в хореографическом искусстве;
  • Рудольф Нуриев ;
  • Алексей Ратманский .

Современные балетмейстеры мира :

  • Жером Бель – представитель школы современного балета;
  • Начо Дуато ;
  • Иржи Килиан ;
  • Анжелен Прельжокаж – яркий представитель нового французского танца.

Балетмейстеры России 21 века :

  • Борис Эйфман – создатель собственного театра;
  • Алла Сигалова ;
  • Людмила Семеняка ;
  • Майя Плисецкая ;
  • Гедеминас Таранда ;
  • Евгений Панфилов – создатель своей балетной труппы, энтузиаст в жанре свободного танца.

Все эти русские балетмейстеры очень известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Мариус Петипа

Французский и российский балетмейстер, который оставил огромное наследие. С 1847 года поступил на службу балетмейстером в Мариинский театр Санкт-Петербурга и в Большой театр Москвы, по приглашению российского императора. В 1894 году он стал подданным Российской Империи. Был постановщиком огромного количества балетов, таких как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Дочь фараона», «Дон Кихот», «Баядерка», «Сон в летнюю ночь», «Дочь снегов», «Роберт-Дьявол» и мн. др.

Ролан Пети

Есть известные балетмейстеры, которые считаются классиками балета 20 века. Среди них одна из ярких фигур – это Ролан Пети. В 1945 году он создал собственную балетную труппу в Париже, которая была названа «Балет Елисейских полей». Через год он поставил знаменитый спектакль «Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха, который вошёл в классику мирового искусства. В 1948 году Ролан Пети основал новую балетную труппу под названием «Балет Парижа». В 50-е годы был постановщиком танцев для нескольких фильмов. В 1965 году поставил в Париже легендарный балет «Собор Парижской Богоматери», в котором сам же исполнил роль горбуна Квазимодо, в 2003 году он осуществил эту постановку в России – в Большом театре, где партию уродливого звонаря станцевал Николай Цискаридзе.

Гедеминас Таранда

Ещё один знаменитый во всём мире балетмейстер - это Гедеминас Таранда. После окончания хореографического училища в Воронеже был солистом в Большом театре Москвы. В 1994 году основал свой «Имперский русский балет», который и подарил ему мировую славу. С 2012 года является лидером и соучредителем фонда «Содействия творческому образованию», президентом фестиваля балета «Гранд Па». Гедеминас Таранда имеет звание Заслуженного деятеля искусств России.

Борис Эйфман

Яркий, современный, самобытный, балетмейстер – это Б. Эйфман. Он основатель собственного театра балета. Имеет различные звания и награды в области искусства. Первыми его постановками в 1960 году стали: «Жизни навстречу» на музыку композитора Д.Б. Кабалевского, а также «Икар» на музыку В. Арзуманова и А. Чернова. Известность Борису Эйфману как балетмейстеру принёс балет «Жар-птица» на музыку композитора И.Ф. Стравинского. Своим собственным театром руководит с 1977 года. Постановки Бориса Эйфмана всегда оригинальны, они являются новаторскими, в них комбинируются вместе академическая, беспуантовая, а также современная в стиле рок хореография. Ежегодно труппа выезжает на гастроли в Америку. В репертуаре театра классические балеты, детские, а также рок-балеты.

Балетмейстер ставит балеты, танцы и хореографические номера.


Заработная плата

20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Балетмейстер работает в театрах, опереттах, может быть руководителем балетных трупп.

Обязанности

Балетмейстер разрабатывает систему движений на сцене, определяет грим, выбирает костюмы и декорации. Главная задача — создать танцевальное зрелище, представляющее собой единое гармоничное целое. От того, как будет организовано сценическое действие, как взаимодействуют между собой танцоры, зависит успех всего мероприятия.

Балетмейстер изучает тонкости хореографического искусства, отбирает наиболее удачный опыт и пытается воплотить положительные моменты в своей собственной композиции. Начинаются продолжительнее репетиции, движения оттачиваются до совершенства. Итог работы – показ спектакля зрителю или на съёмке.

Важные качества

В профессии балетмейстера важны такие качества, как: любовь к танцам и, в частности, к балету, упорство, навыки руководителя, творческие способности, крепкое здоровье, ответственность.

Отзывы о профессии

«Мне кажется, в самом человеке творчество заключено. Очень многие талантливые молодые балетмейстеры одарены, прекрасны, интересны как хореографы, но у них может отсутствовать понимание ремесла. А меня учили, что художник должен владеть рисунком. Ты можешь это использовать, можешь не использовать – степень таланта даст тебе возможность творчества, если ты владеешь ремеслом».

Давид Авдыш,
балетмейстер.

Стереотипы, юмор

«Сплочённая недостатками руководителя балетная труппа».

«Балет — искусство, очень ярко отображающее сложность отношений между мужчиной и женщиной, как далеко бы не забрасывал мужчина свою партнёршу, она всё равно возвращается».

Обучение

Искусству танца необходимо учиться ещё с раннего возраста. Как правило, обучение начинается со школы, затем продолжается в профессиональном училище и высшем учебном заведении.

- (франц. нем., от фр. ballet балет, и нем. Meister начальник). 1) начальник балетной труппы. 2) сочинитель балетов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАЛЕТМЕЙСТЕР составитель балета или руководитель… … Словарь иностранных слов русского языка

Сочинитель, составитель балетов; содержатель общества балетных плясунов; начальник над ними (Даль, балет) См … Словарь синонимов

балетмейстер - БАЛЕТМЕЙСТЕР, танцмейстер, хореограф … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

- «БАЛЕТМЕЙСТЕР», Россия, 1992, цв., 52 мин. Фильм балет. Семь видео новелл о театре «Русский балет» под управлением Вячеслава Гордеева и номерах его концертной программы: Паганини» (Гендель), «Театр Карабаса» (Штраус), «Карнавал в Венеции» (Пуни) … Энциклопедия кино

Эдгар Дега. «Балемейстер Жюль Пьеро» 1875 Балетмейстер (нем. Ballet … Википедия

А; м. [нем. Ballettmeister]. Автор и постановщик балетов, хореографических номеров и т.п. ◁ Балетмейстерский, ая, ое. Б ое дарование. Б ая школа. * * * балетмейстер (нем. Ballettmeister), автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр,… … Энциклопедический словарь

балетмейстер - БАЛЕТМЕЙСТЕР, а, м Автор и постановщик хореографических номеров, театральных представлений, состоящих из танца и пантомимы, сопровождаемых музыкой; Син.: хореограф. В театр музкомедии пришел новый балетмейстер … Толковый словарь русских существительных

- (нем. Ballettmeister) автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте. Б. ставит хореографические сцены, танцы, создаёт такую систему движений, которая наиболее выразительно раскрывает… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Балетмейстер Юрий Григорович. Статьи. Исследования. Размышления , . Дорогие читатели! Юрия Николаевича Григоровича представлять вам нет необходимости: вот уже почти в течение полувека созданные им балетные спектакли будоражат воображение зрителей, заставляют…
  • Хореографическое искусство и балетмейстер. Учебное пособие , В. Н. Карпенко, И. А.Карпенко, Ж. Багана. Предлагаемое издание представляет собой тщательно собранный, разработанный и систематизированный материал по теории и методологии деятельности балетмейстера, способствующий формированию у…

Балетмейстер - это постановщик театральных выступлений, спектаклей и балетных представлений. Специалист прорабатывает все нюансы концерта, начиная от музыки и света, закачивая движениями, пластикой и образами персонажей.

Чем занимается балетмейстер

Кто такой балетмейстер и чем он занимается? Эмоциональное воздействие балетной постановки всецело зависит от профессионализма труппы танцовщиков, их взаимодействия на сцене, правильности подобранной музыки, освещения, грима и костюмов. Балетмейстер - это как раз тот человек, который воссоздает театральное действо на сцене.

Что бы заворожить зрителя и продемонстрировать оригинальную постановку, балетмейстер должен в совершенстве разбираться в тонкостях балета. Профессионал должен обладать организаторскими способностями, фантазией, оригинальностью мысли.

Выразить свои эмоции с помощью танца - вершина искусства. Достигнуть выдающихся результатов без врожденного таланта и упорства вряд ли удастся.

Если балетмейстер обладает чувством ритма, музыкальным слухом и необходимыми знаниями, его ждет успех и похвала критиков.

Что делает балетмейстер

Профессия балетмейстер сложна как в психологическом, так и эмоциональном плане. Профессионал должен объяснить всем участникам группы нюансы постановки, донести им свою идею, объяснить специфику эмоций, которые необходимо изобразить на сцене.

Еще одна сложность - это непосредственная постановка танца. Ее нельзя записать на бумагу и раздать танцорам. Балетмейстер держит в голове все движения, их последовательность. Если актеры театра могут заранее ознакомиться с пьесой и прорепетировать, артисты балета учатся всему на тренировках.

Балетмейстер в мельчайших подробностях раскрывает артисту тонкости его роли. И чем выразительнее постановщик донесет свои мысли, тем фееричнее замысел воплотиться в жизнь.

Нельзя забывать об интриге и заинтересованности зрителя. Слишком оригинальный жанр доступен не многим и простой обыватель может попросту заскучать. Сам по себе танец - это движения профессионального артиста. Без эмоционального наполнения они ничего не смогут сказать зрителю. Именно поэтому каждый постановщик старается вложить в танец свою душу и требует соответствующего от артистов.

Не пропустите:

Известные балетмейстеры

  • Владимир Васильев - с именем этого человека связано огромное количество достижений в мужском танце;
  • Касьян Голейзовский - мастер классического танца с необыкновенной фантазией;
  • Александр Горский - балетмейстер Большого театра;
  • Мариус Петипа - российский артист, внес огромный вклад в развитие отечественного балета;
  • Гаэтано Джойя - итальянский балетмейстер и танцовщик;
  • Джордж Баланчин - один из самых известных представителей заокеанского балета, его мастерство легло в начало развития искусства в США;
  • Морис Бежар - самый известный хореограф ХХ века;
  • Килиан Иржи - стиль этого балетмейстера известен всем ценителям искусства. В его основе - эмоциональные сюжеты из скульптур;
  • Пьер Лакотт - французский балетмейстер, воскреситель традиционной хореографии;
  • Вацлав Нижинский - выдающийся российский балетмейстер польского прохождения. Запомнился новаторским подходом к искусству;
  • Леонид Лебедев - не многие знали этого великого балетмейстера, на широкой публике он появлялся не часто. Львиную долю рабочего времени он уделял работе с детьми;
  • Бурнонвиль Август - известный хореограф из Дании, глава балета Королевского театра. Истинные ценители по сей день бережно сохраняют все изюминки его постановок;
  • Джоффри Роберт - выдающийся американский балетмейстер, создатель и вдохновитель группы «Балет Джоффри»;
  • Алексей Ермолаев - один из самых ярких представителей российской балетной школы первой половины ХХ века. Мастер вывел мужской танец за рамки классического восприятия, добавив в него до сели невиданной виртуозности. Многие запомнили Ермолаева за его экспрессивную манеру танца.