Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века - вождь и теоретик так называемого натуралистического движения в литературе. Известен прежде всего масштабным 20-томным циклом «Ругон-Маккары», в котором описал все слои французского общества времён Второй империи. Его произведения были многократно экранизированы в кино и на телевидении.

Сыграл значимую роль в громком «Деле Дрейфуса », из-за которого был вынужден эмигрировать в Англию.

Биография

Детство и юность в Провансе

Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже, в семье инженера итальянского происхождения Франсуа Золя (по-итальянски фамилия читается как Дзо́ла ), принявшего французское гражданство, и матери француженки . В 1843 году отец Эмиля получил контракт на строительство канала в Экс-ан-Провансе и перевёз туда свою семью. Вместе с финансовыми партнёрами он создаёт компанию для проведения в жизнь задуманных проектов в Провансе. Работы по сооружению канала и плотины для снабжения города водой начались в 1847 году, но в том же году Франсуа Золя умирает от воспаления лёгких.

После смерти мужа мать Эмиля находится в большой нужде, живя на скудную пенсию. В 1851 году она возвращается с сыном в Париж, чтобы следить за судебным процессом, начатым кредиторами против компании покойного Франсуа Золя. В 1852 году компанию объявляют банкротом, а в следующем году канал меняет владельцев.

Образование Эмиль начинает получать относительно поздно для того времени - в семь лет. Мать помещает его в пансион при колледже Бурбона в Экс-ан-Провансе, где тот учится в течение пяти лет. В Провансе же Золя получает и религиозное образование - первое причастие он проходит в 1852-м.

В Экс-ан-Прованс одним из ближайших друзей Эмиля Золя становится художник Поль Сезанн , с которым он будет поддерживать дружбу вплоть до середины 1880-х годов. В это же время Золя увлекается произведениями Альфреда де Мюссе , Альфреда де Виньи и Виктора Гюго . Он сам пробует писать стихи, но они в настоящее время утрачены. Городок Экс-ан-Прованс и весь регион станут источниками для многих сцен и сюжетов в его будущих романах из цикла «Ругон-Маккары». Сам образ города выведен в книгах под вымышленным названием Плассан .

Богемная жизнь

С сожалением для себя, в 1858 году Эмиль переезжает к матери в Париж. Живут они в достаточно скромных условиях. Мать Золя планировала для сына карьеру юриста, но тот дважды провалил свой экзамен на бакалавра.

В течение зимы 1860-1861 годов Эмиль заводит любовную связь с девушкой по имени Берта, которую он сам называл «девушкой с вечеринками» (фр. une fille à parties ), т. е. проституткой. Он вынашивал идею «вытащить её из потока», приобщить к приличному роду занятий, но этот идеализм не смог противостоять реалиям жизни в Париже. Эта неудача послужит основной его первого романа «Исповедь Клода» (1865). Позже сюжет частично будет пересказан Эмилем в его цикле «Ругон-Маккары». Среди действующих лиц его произведений возникнет похожий сторонник религиозного воспитания и аналогичное стремление к жизни без обязательств.

В это время Золя постигает гуманистическую культуру, читая Мольера , Монтеня и Шекспира , а также попадает под влияние более современного Жюля Мишле . Он также увлекается живописью, близко сходится с импрессионистами: Эдуардом Мане , Камилем Писсарро , Огюстом Ренуаром , Альфредом Сислеем , Яном Бартолдом Йонгкиндом . Эдуард Мане пишет несколько портретов Золя, а Поль Сезанн продолжает оставаться его ближайшим другом. В течение многих десятилетий писатель и художник будут поддерживать тёплые отношения, помогать другу другу в финансовом отношении, вести обширную переписку. Но после публикации романа «Творчество», в котором Сезанн неприятным образом узнает себя в образе художника Клода Лантье, их дружба прекращается. Сезанн отправил последнее письмо Золя в 1886 году и с тех пор они больше не увидятся.

Первые публикации

Свою литературную деятельность Золя начал как журналист (сотрудничество в «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel», «Tribune»); многие из его первых романов - типичные «романы-фельетоны » («Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille , 1867)). На всём последующем протяжении своего творческого пути Золя сохраняет связь с публицистикой (сборники статей «Что мне ненавистно» (Mes haines , 1866), «Поход» (Une campagne , 1882), «Новый поход» (Nouvelle campagne , 1897)). Эти выступления - знак его активного участия в политической жизни.

Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени («Обеды пяти» (1874) - с участием Гюстава Флобера , Ивана Тургенева , Альфонса Доде и Эдмона Гонкура ; «Меданские вечера» (1880) - знаменитый сборник, включавший произведения самого Золя, Жориса Карла Гюисманса , Ги де Мопассана и ряда второстепенных натуралистов, как Анри Сеар , Леон Энник и Поль Алексис ).

Смерть

Золя скончался в Париже от отравления угарным газом , по официальной версии - из-за неисправности дымохода в камине. Его последние слова, обращенные к жене были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, всё пройдёт. Не надо никого тревожить…». Современники подозревали, что это могло быть убийство , но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.

В 1953 году, журналист Жан Бореля опубликовал в газете «Либерасьон » расследование «Убит ли Золя?» заявив, что смерть Золя, возможно, является убийством, а не несчастным случаем. Он основывал своё утверждение на откровениях нормандского фармацевта Пьера Акина, который рассказывал, что трубочист Анри Буронфоссе признавался ему в том, что намеренно заблокировал дымоход квартиры Эмиля Золя в Париже.

Личная жизнь

Эмиль Золя дважды был женат; от второй супруги (Жанна Розро) у него было двое детей.

Память

В честь Эмиля Золя назван кратер на Меркурии .

В Парижском метро есть станция Avenue Emile Zola на 10-й линии рядом с одноимённой улицей.

Творчество

Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м годам - «Сказки Нинон» (Contes à Ninon , 1864), «Исповедь Клода» (La Confession de Claude , 1865), «Завет умершей» (Le vœu d"une morte , 1866), «Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille , 1867).

Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности - 20-томной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquart ). Уже роман «Тереза Ракен» (Thérèse Raquin , 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одной семьи в эпоху Второй империи ».

Золя тратит много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности - во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в её низы.

Незаконченная серия «Четвероевангелие» («Плодовитость» (Fécondité , 1899), «Труд», «Истина» (Vérité , 1903), «Справедливость» (Justice , не завершён)) выражает этот новый этап в творчестве Золя.

В промежутке между сериями «Ругон-Маккары» и «Четвероевангелие» Золя написал трилогию «Три города»: «Лурд» (Lourdes , 1894), «Рим» (Rome , 1896), «Париж» (Paris , 1898).

Эмиль Золя в России

Эмиль Золя приобрёл популярность в России на несколько лет раньше, чем во Франции . Уже «Сказки Нинон» были отмечены сочувственной рецензией («Отечественные записки ». . Т. 158. - С. 226-227). С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккаров» («Вестник Европы» , . Кн. 7 и 8) началось усвоение его широкими читательскими кругами. Переводы произведений Золя выходили с купюрами по цензурным соображениям, тираж романа «Добыча», вышедший в изд. Карбасникова (1874) был уничтожен.

Роман «Чрево Парижа», переведённый одновременно «Делом», «Вестником Европы», «Отечественными записками», «Русским вестником», «Искрой» и «Библ. деш. и общедост.» и вышедший в двух отдельных изданиях, окончательно утвердил репутацию Золя в России.

Последние романы Золя выходили в русских переводах в 10 и более изданиях одновременно. В 1900-х гг., особенно после , интерес к Золя заметно спал, чтобы вновь возродиться после . Ещё ранее романы Золя получили функцию агитационного материала («Труд и капитал», повесть по роману Золя «В копях» («Жерминаль»), Симбирск, ) (В. М. Фриче , Эмиль Золя (Кому пролетариат ставит памятники), М., ).

Произведения

Издания на русском языке

Избранная литература о Золя

Список сочинений

  • Полное собрание сочинений Э. Золя с иллюстрациями. - P. : Bibliothèque-Charpentier, 1906.
  • L’Acrienne. - 1860.
  • Темлинский С. Золяизм, Критич. этюд, изд. 2-е, испр. и доп. - М. , 1881.
  • Боборыкин П. Д. (в «Отечественных записках», 1876, «Вестнике Европы», 1882, I, и «Наблюдателе», 1882, XI, XII)
  • Арсеньев К. (в «Вестнике Европы», 1882, VIII; 1883, VI; 1884, XI; 1886, VI; 1891], IV, и в «Критических этюдах», т. II, СПб. , )
  • Андреевич В. // «Вестник Европы». - 1892, VII.
  • Слонимский Л. Золя. // «Вестник Европы». - 1892, IX.
  • Михайловский Н. К. (в Полном собр. сочин., т. VI)
  • Брандес Г. // «Вестник Европы». - 1887. - X, к в Собр. сочин.
  • Барро Э. Золя, его жизнь и литературная деятельность. - СПб. , 1895.
  • Пелисье Ж. Французская литература XIX век. - М. , 1894.
  • Шепелевич Л. Ю. Наши современники. - СПб. , 1899.
  • Кудрин Н. Е. (Русанов) . Э. Золя, Литературно-биографический очерк. - «Русское богатство», 1902, X (и в «Галерее современных французских знаменитостей», 1906).
  • Аничков Евг. Э. Золя, «Мир божий», 1903, V (и в книге «Предтечи и современники»).
  • Венгеров Э. Золя, Критико-биографический очерк, «Вестник Европы», 1903, IX (и в «Литературных характеристиках», кн. II, СПб. , 1905).
  • Лозинский Евг. Педагогические идеи в произведениях Э. Золя. // «Русская мысль», 1903, XII.
  • Веселовский Ю. Э. Золя как поэт и гуманист. // «Вестник воспитания», 1911. - I, II.
  • Фриче В. М. Э. Золя. - М. , 1919.
  • Фриче В. М. Очерк развития западно-европейской литературы. - М. : Гиз, 1922.
  • Эйхенгольц М. Э. Золя ( -

Золя (Zola) Эмиль (1840-1902), французский писатель.

Родился в Париже. Ранняя смерть отца привела к тому, что Золя вырос в бедности, рано пошел работать (начинал клерком в издательстве); с 1865 года он зарабатывал на жизнь, публикуя стихи, рассказы и литературно-критические статьи.

В 1867 году увидел свет первый значительный роман Золя "Тереза Ракен". Этим романом Золя "основал" новое литературное направление - натурализм.

Основное произведение - 20-томная серия романов «Ругон-Маккары» (1871-93) история одной семьи в эпоху Второй империи. В романах серии «Чрево Парижа» (1873), «Западня» (1877), «Жерминаль» (1885), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892) с большой реалистической силой изображены социальные противоречия. Золя сторонник принципов натурализма (книга «Экспериментальный роман», 1880). Выступал с протестами в памфлете «Я обвиняю», 1898. Это письмо-памфлет было направлено против французских чиновников, по ложному обвинению признавших артиллерийского офицера Альфреда Дрейфуса виновным в государственной измене (знаменитое "дело Дрейфуса").

Творчество Золя оказало значительное влияние на современную литературу.

Французский писатель

Родился 2 апреля 1840г. в Париже, в итало-французской семье: итальянцем был отец, инженер-строитель.

Детские и школьные годы Золя проводит в Экс-ан-Провансе, где одним из его ближайших друзей становится художник Поль Сезанн.

1847 – умирает отец Золя, оставив семью в бедственном положении.

1852 – Золя начинает учёбу в коллеже.

1858 – рассчитывая на помощь друзей покойного мужа, г-жа Золя переезжает с сыном в Париж, где он продолжает своё образование в лицее.

1862-1866 – Золя работает в издательстве «Ашет», а затем увольняется в надежде обеспечить своё существование литературным трудом.

1864 – Золя собирает написанные им в разное время рассказы и новеллы романтического плана и опубликовывает их под общим названием «Сказки Нинон» (Contes a Ninon).

1865 – Золя публикует первый роман – откровенную, завуалированную автобиографию «Исповедь Клода» (La Confession de Claude).

1867 – роман «Марсельские тайны» (Les mysteres de Marseille), продемонстрировавший мастерство Золя-фельетониста и его интерес к социальным проблемам. Также в этом году выходит итоговое произведение молодого Золя – роман «Тереза Ракен» (Therese Raquin) – глубокое исследование чувства раскаяния, постигающего убийцу и его сообщницу.

1868 – у Золя возникает замысел серии романов, посвящённых одной семье («Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» – Les Rougun-Macquart, histoire naturelle et sociale d’une famille sous le Second Empire), судьба которой исследуется на протяжении четырёх-пяти поколений. Ориентируясь на «Человеческую комедию» Бальзака и его панорамность в изображении действительности, Золя не отказывается от своей натуралистической доктрины. Первой задачей своего цикла он считает изучение на примере одной семьи вопросов наследственности и среды. Ругон-Маккары являются отпрысками слабоумной женщины, которая умирает в последнем томе серии, достигнув столетнего возраста и полностью лишившись рассудка. От её детей – одного законного и двух незаконных – берут начало три ветви рода. Вторая задача цикла, как её формулирует писатель: «изучить всю Вторую империю, от государственного переворота до наших дней. Воплотить в типах современное общество, злодеев и героев». Это намерение Золя прямо отсылает к бальзаковскому пониманию писателя как «секретаря общества».

Первые книги серии не вызывают большого интереса.

1871 – первый роман из серии «Ругон-Маккары» «Карьера Ругонов» (La fortuna des Rougon), своеобразный пролог, рассказывающий о происхождении семьи Ругон-Маккаров и одновременно о возникновении режима Второй империи, и второй роман о представителях процветающей ветви семьи «Добыча» (La Curee).

1973 – третий роман о представителях третьей ветви, Маккаров, отличающихся крайней неуравновешенностью, поскольку их предок Антуан Маккар был алкоголиком, – «Чрево Парижа» (Le Ventre de Paris), в котором воссоздана атмосфера центрального рынка столицы.

1874 – четвёртый роман «Завоевание Плассана» (Le ventre de Paris).

1875 – пятый роман о второй ветви рода Ругон-Маккаров «Проступок аббата Муре» (La Faute de l"Abbe Mouret).

1876 – шестой роман из серии «Ругон-Маккары» о представителях процветающей ветви семьи «Его превосходительство Эжен Ругон» (Son Excellence Eugene Rougon) – исследование политических махинаций в царствование Наполеона III.

1877 – выходит седьмой том «Ругон-Маккаров» «Западня» (L"Assommoir), снискавший большой успех и принёсший Золя как славу, так и богатство. Он приобретает дом в Медоне около Парижа и собирает вокруг себя молодых писателей (среди них были К.Гюисманс и Ги де Мопассан), образовавших недолговечную «натуралистическую школу».

1878 – восьмой роман «Страница любви» (Une page d’amour).

1880 – девятый роман «Нана» (Nana), героиня которого, представительница третьего поколения Маккаров, становится проституткой и её сексуальный магнетизм приводит в смятение высший свет.

1882 – десятый роман о второй ветви рода Ругон-Маккаров, семействе Муре, «Накипь» (Pot-Bouille).

1883 – одиннадцатый роман о второй ветви рода Ругон-Маккаров «Дамское счастье» (Au Bonheur des dames).

1884 – двенадцатый роман «Радость жизни» (La joie de vivre).

1885 – тринадцатый роман «Жерминаль» (Germinal), посвящённый забастовке шахтеров на рудниках северной Франции.

1886 – четырнадцатый роман «Творчество» (L"Oeuvre), в который включены характеристики многих прославленных художников и литераторов эпохи.

1887 – пятнадцатый роман «Земля» (La Terre), повествующий о крестьянской жизни.

1888 – шестнадцатый роман «Мечта» (Le reve).

1890 – семнадцатый роман «Человек-зверь» (La Bete humaine), в котором описывается жизнь железнодорожных рабочих.

1891 – восемнадцатый роман из серии «Ругон-Маккары» о представителях процветающей ветви семьи – «Деньги» (L"Argent), где речь идёт о спекуляциях земельной собственностью и ценными бумагами.

1892 – девятнадцатый роман «Разгром» (La Debacle) – изображение франко-прусской войны и первый крупный военный роман во французской литературе.

1893 – двадцатый роман «Доктор Паскаль» (Le docteur Pascal), которым завершается цикл Ругон-Маккаров.

1894-1898 – цикл «Три города» (Les Trois Villes) – «Лурд» (Lourdes, 1894), «Рим» (Rome, 1896), «Париж» (Paris, 1898).

1898 – Золя пишет открытое письмо президенту республики «Я обвиняю» (J"accuse), в котором содержится разоблачение армейской верхушки, несущей главную ответственность за очевидную судебную ошибку в деле Дрейфуса (1897-1898), офицера французского генерального штаба, еврея по национальности, в 1894г. несправедливо осуждённого за продажу военных секретов Германии. Из-за этого письма Золя приходится бежать в Англию, так как он обвиняется в клевете и приговаривается к году тюремного заключения.

1899 – после того, как ситуация изменяется в пользу Дрейфуса, Золя возвращается во Францию.

1899-1902 – цикл «Четыре Евангелия» (Les Quatre Evangiles), оставшийся незаконченным (четвертый том написан не был).

28 сентября 1902 – Золя скоропостижно умер в своей парижской квартире. Причиной смерти стало отравление угарным газом – «несчастный случай», по мнению некоторых историков, подстроенный политическими врагами писателя.

Золя стал первым романистом, создавшим серию книг о членах одной семьи. Его примеру последовали многие писатели, в т.ч. Ж.Дюамель (хроники Паскье), Д.Голсуорси («Сага о Форсайтах») и Д.Мастерс (книги о Сэвиджах) и мн.др. Кроме того, Золя является автором теории экспериментального романа. Созданный им новый литературный жанр он называет так, желая этим подчеркнуть, что в своём художественном творчестве он пользуется научным методом точного наблюдения и объективного описания.

Краткая литературная энциклопедия: В 8тт. М.: Советская энциклопедия, 1962. Зарубежные писатели: Биографический словарь. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1997.

В Викитеке.

Надгробие Золя в Пантеоне

Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса , которое обнажило противоречия Франции 1890-х гг., - знаменитое «J’accuse» («Я обвиняю»), стоившее писателю изгнания в Англию ().

Золя скончался в Париже от отравления угарным газом , по официальной версии - из-за неисправности дымохода в камине. Его последние слова, обращенные к жене были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, все пройдет. Не надо никого тревожить…». Современники подозревали, что это могло быть убийство, но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.

В честь Эмиля Золя назван кратер на Меркурии .

Творчество

Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м гг. - «Сказки к Нинон» (Contes à Ninon, ), «Исповедь Клода» (La confession de Claude, ), «Завет умершей» (Le vœu d’une morte, ), «Марсельские тайны». Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности - двадцатитомной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquarts). Уже роман «Тереза Ракен» (Thérèse Raquin, ) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одного семейства в эпоху Второй империи ».

Золя тратит очень много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся огромная эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности - во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвленной, что отростки ее проникают как в самые высокие слои Франции, так и в глубочайшие её низы.

Последний роман серии включает родословное древо Ругон-Маккаров, которое должно служить путеводителем по крайне запутанному лабиринту родственных отношений, положенных в основу системы грандиозной эпопеи. Действительным и подлинно-глубоким содержанием произведения является конечно не эта сторона, связанная с проблемами физиологии и наследственности, а те социальные изображения, которые даны в «Ругон-Маккарах». С той же сосредоточенностью, с какой автор систематизировал «естественное» (физиологическое) содержание серии, мы должны систематизировать и понять ее социальное содержание, интерес которого исключителен.

Стиль Золя противоречив в своей сущности. Прежде всего - это стиль мелкобуржуазный в чрезвычайно ярком, последовательном и завершенном выражении, - «Ругон-Маккары» не случайно являются «семейным романом», - Золя дает здесь очень полное, непосредственное, очень органическое, во всех своих элементах жизненное раскрытие бытия мелкой буржуазии. Видение художника отличается исключительной целостностью, ёмкостью, но именно мещанское содержание интерпретируется им с глубочайшим проникновением.

Здесь мы вступаем в область интимного - начиная с портрета, занимающего видное место, до характеристик предметной среды (вспомним великолепные интерьеры Золя), до тех психологических комплексов, которые возникают перед нами, - все дано в исключительно мягких линиях, все сентиментализировано. Это - своеобразный «розовый период». Роман «Радость жить» (La joie de vivre, ) может рассматриваться как наиболее целостное выражение этого момента в стиле Золя.

Намечается в романах Золя и стремление обратиться к идиллии - от реального бытоизображения к своеобразной мещанской фантастике. В романе «Страница любви» (Une page d’amour, ) дано идиллическое изображение мелкобуржуазной среды с сохранением реальных бытовых пропорций. В «Мечте» (Le Rêve, ) реальная мотивировка уже устранена, дается идиллия в обнаженной фантастической форме.

Нечто подобное встречаем мы и в романе «Преступление аббата Муре» (La faute de l’abbé Mouret, ) с его фантастическим Параду и фантастической Альбиной. «Мещанское счастье» дано в стиле Золя как нечто падающее, вытесняемое, отходящее в небытие. Все это стоит под знаком ущерба, кризиса, имеет «роковой» характер. В названном романе «Радость жить» рядом с целостным, полным, глубоким раскрытием мелкобуржуазного бытия, которое поэтизируется, дана проблема трагической обреченности, надвигающейся гибели этого бытия. Роман построен своеобразно: таяние денег определяет развитие драмы добродетельных Шанто, хозяйственная катастрофа, уничтожающая «мещанское счастье», представляется основным содержанием драмы.

Ещё полнее это выражено в романе «Завоевание Плассана» (La conquête de Plassans, ), где распад мещанского благополучия, хозяйственная катастрофа интерпретируется как трагедия, имеющая монументальный характер. Мы встречаемся с целой серией таких «падений», - постоянно осознаваемых как события космической важности (запутавшееся в неразрешимых противоречиях семейство в романе «Человек-зверь» (La bête humaine, ), старый Бодю, Бурра в романе «Дамское счастье» (Au bonheur des dames, )). Когда рушится его хозяйственное благополучие, мещанин убежден, что рушится весь мир, - такой специфической гиперболизацией отмечены хозяйственные катастрофы в романах Золя.

Мелкий буржуа, переживающий свой закат, получает у Золя полное и законченное выражение. Он показывается с разных сторон, выявляющие его сущность в эпоху кризиса, он дается как единство разносторонних проявлений. Прежде всего, - это мелкий буржуа, переживающий драму хозяйственного распада. Таков Муре в «Завоевании Плассана», этот новый мещанский Иов , таковы добродетельные рантье Шанто в романе «Радость жить», таковы героические лавочники, сметаемые капиталистическим развитием, в романе «Счастье дам».

Святые, мученики и страдальцы, как трогательная Полина в «Радости жить» или несчастная Рене в романе «Добыча» (La curée, 1872), или нежная Анжелика в «Мечте», которую так близко напоминает Альбина в «Преступлении аббата Муре», - вот новая форма социальной сущности «героев» Золя. Людей этих характеризуют пассивность, безволие, христианское смирение, покорность. Все они отличаются идиллическим прекраснодушием, но все они смяты жестокой действительностью. Трагическая обреченность этих людей, их гибель, несмотря на всю привлекательность, красивость этих «чудесных созданий», роковая неотвратимость мрачной судьбы их, - все это является выражением того же конфликта, который определял драму Муре, чье хозяйство рушилось, в патетическом романе «Завоевание Плассана». Сущность здесь одна, - различна только форма явления.

Как наиболее последовательная форма психологии мелкой буржуазии в романах Золя даются многочисленные правдоискатели. Все они куда-то стремятся, охвачены какими-то надеждами. Но сразу же выясняется, что надежды их тщетны, а стремления слепы. Затравленный Флоран из романа «Чрево Парижа» (Le ventre de Paris, ), или несчастный Клод из «Творчества» (L’œuvre, ), или прозябающий романтик-революционер из романа «Деньги» (L’argent, ), или мятущийся Лазарь из «Радости жить» - все эти искатели одинаково беспочвенны и бескрылы. Никому из них не дано достигать, никто из них не поднимается до победы.

Таковы основные устремления героя Золя. Как видим, они разносторонни. Тем более полным и конкретным оказывается то единство, в котором они сходятся. Психология падающего мелкого буржуа получает у Золя необыкновенно глубокую, целостную интерпретацию.

Возникают в произведениях Золя и новые человеческие фигуры. Это уже не мещанские Иовы, не страдальцы, не тщетные искатели, а хищники. Им всё удается. Они всего достигают. Аристид Саккар - гениальный проходимец в романе «Деньги», Октав Муре - капиталистический предприниматель высокого полета, хозяин магазина «Дамское счастье», бюрократический хищник Эжен Ругон в романе «Его превосходителъство Эжен Ругон» () - вот новые образы.

Золя дает достаточно полную, разностороннюю, развернутую концепцию его - от хищника-стяжателя вроде аббата Фожа в «Завоевании Плассана» до настоящего рыцаря капиталистической экспансии, каким является Октав Муре. Постоянно подчеркивается, что несмотря на различие масштабов, все эти люди - хищники, захватчики, вытесняющие добропорядочных людей того патриархального мещанского мира, который, как мы видели, поэтизировался.

Образ хищника, капиталистического дельца, дан в одинаковом аспекте с вещным образом (рынка, биржи, магазина), который занимает в системе стиля Золя столь существенное место. Оценка хищничества переносится и на вещный мир. Так, парижский рынок и универсальный магазин становятся чем-то чудовищным. В стиле Золя предметный образ и образ капиталистического хищника надо рассматривать как единое выражение, как две стороны мира, познаваемого художником, приспособливающегося к новому социально-экономическому укладу.

В романе «Дамское счастье» дано столкновение двух сущностей - мещанской и капиталистической. На костях разоряющихся мелких лавочников возникает огромное капиталистическое предприятие - весь ход конфликта представлен так, что «справедливость» остается на стороне теснимых. Они побеждены в борьбе, уничтожены фактически, но морально они торжествуют. Это разрешение противоречия в романе "Дамское счастье» очень характерно для Золя. Художник раздваивается здесь между прошлым и настоящим: с одной стороны, он глубочайшим образом связан с рушащимся бытием, с другой - он уже мыслит себя в единстве с новым укладом, он свободен уже настолько, чтобы представлять себе мир в его действительных связях, в полноте его содержания.

Творчество Золя научно, его отличает стремление поднять литературное «производство» на уровень научных знаний своего времени. Его творческий метод получил обоснование в специальной работе - «Экспериментальный роман» (Le roman expérimental, ). Здесь видно, насколько последовательно художник проводит принцип единства научного и художественного мышления. «„Экспериментальный роман“ есть логическое следствие научной эволюции нашего века», говорит Золя, подводя итог своей теории творческого метода, являющейся перенесением в литературу приемов научного исследования (в частности Золя опирается на работы знаменитого физиолога Клода Бернара). Вся серия «Ругон-Маккары» осуществлена в плане научного исследования, проведенного в соответствии с принципами «Экспериментального романа». Научность Золя является свидетельством тесной связи художника с основными тенденциями его эпохи.

Грандиозная серия «Ругон-Маккары» перенасыщена элементами планирования, схема научной организации этого произведения представлялась Золя существеннейшей необходимостью. План научной организации, научный метод мышления - вот основные положения, которые можно считать исходными для стиля Золя.

Больше того, он был фетишистом плана научной организации произведения. Его искусство постоянно нарушает границы его теории, но самая природа планового и организационного фетишизма Золя вполне специфична. Здесь сказывается характерный способ представления, отличающий идеологов технической интеллигенции. Организационная оболочка действительности постоянно принимается ими за всю действительность, форма замещает содержание. Золя выражал в своих гипертрофиях плана и организации типичное сознание идеолога технической интеллигенции. Приближение к эпохе осуществлялось через своеобразную «технизацию» буржуа, осознавшего свое неумение организовать и планировать (за это неумение его всегда бичует Золя - «Счастье дам»); познание эпохи капиталистического подъема у Золя реализуется через плановый, организационно-технический фетишизм. Теория творческого метода, развернутая Золя, специфика его стиля, обнажающаяся в моментах, обращенных к капиталистической эпохе, восходит к этому фетишизму.

Роман «Доктор Паскаль» (Docteur Pascal, ), завершающий серию «Ругон-Маккары», может служить примером такого фетишизма - вопросы организации, систематики, конструирования романа выделяются здесь на первое место. В этом романе раскрывается и новый человеческий образ. Доктор Паскаль - это нечто новое по отношению и к падающим мещанам и к побеждающим капиталистическим хищникам. Инженер Гамелен в «Деньгах», капиталистический реформатор в романе «Труд» (Travail, ) - всё это разновидности нового образа. Он недостаточно развернут у Золя, он только намечается, только становится, но сущность его уже вполне ясна.

Фигура доктора Паскаля является первым схематическим наброском реформистской иллюзии, в которой находит свое выражение тот факт, что мелкая буржуазия, форму практики которой представляет стиль Золя, «техницизируясь», примиряется с эпохой.

Типичные черты сознания технической интеллигенции, прежде всего фетишизм плана, системы и организации, переносятся на ряд образов капиталистического мира. Таков, например, Октав Муре из «Счастья дам», не только великий хищник, но и великий рационализатор. Действительность, которая еще недавно оценивалась как мир враждебный, теперь осознается в плане некоей «организационной» иллюзии. Хаотический мир, зверская жестокость которого еще недавно доказывалась, теперь начинает представляться в розовых одеждах «плана», планируется на научных основах не только роман, но и общественная действительность.

Золя, всегда тяготевший к тому, чтобы превращать свое творчество в орудие «реформирования», «улучшения» действительности (это отражалось в дидактизме и риторизме его поэтической техники), теперь приходит к «организационным» утопиям.

Незаконченная серия «Евангелий» («Плодовитость» - «Fécondité», , «Труд», «Справедливость» - «Vérité», ) выражает этот новый этап в творчестве Золя. Моменты организационного фетишизма, всегда свойственные Золя, здесь получают особенно последовательное развитие. Реформизм становится здесь всё более захватывающей, господствующей стихией. В «Плодовитости» создается утопия о планомерном воспроизводстве человечества, это евангелие превращается в патетическую демонстрацию против падения рождаемости во Франции.

В промежутке между сериями - «Ругон-Маккары» и «Евангелия» - Золя написал свою антиклерикальную трилогию «Города»: «Лурд» (Lourdes, ), «Рим» (Rome, ), «Париж» (Paris, ). Драма аббата Пьера Фромана, ищущего справедливости, дана как момент критики капиталистического мира, открывающей возможность примирения с ним. Сыновья мятущегося аббата, снявшего рясу, выступают как евангелисты реформистского обновления.

Эмиль Золя в России

Золя приобрёл популярность в России на несколько лет раньше, чем во Франции . Уже «Contes à Ninon» были отмечены сочувственной рецензией («Отечественные записки», , т. 158, стр. 226-227). С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккаров» («Вестник Европы», , кн. 7 и 8) началось усвоение его широкими читательскими кругами.

Роман «Le ventre de Paris», переведённый одновременно «Делом», «Вестником Европы», «Отечественными записками», «Русским вестником», «Искрой» и «Библ. деш. и общедост.» и вышедший в двух отдельных изданиях, окончательно утвердил репутацию Золя в России.

Последние романы Золя выходили в русских переводах в 10 и более изданиях одновременно. В 1900-х гг., особенно после , интерес к Золя заметно спал, чтобы вновь возродиться после . Ещё ранее романы Золя получили функцию агитационного материала («Труд и капитал», повесть по роману Золя «В копях» («Жерминаль»), Симбирск, ) (В. М. Фриче , Эмиль Золя (Кому пролетариат ставит памятники), М., ).

Библиография

  • Полное собрание сочинений Э.Золя с иллюстрациями, Bibliothèque-Charpentier, P.,
  • L’Acrienne,
  • Сказки Нинон,
  • Посвящение Клода,
  • Thérèse Raquin,
  • Мадлен Фера,
  • Ружон-Маккар, социальная история семьи, живущей во времена второй империи, 20 vv., - Lourdes, ; Rome, ; Paris, ; Плодовитость, ; Работа, ; Правда,
  • Экспериментальный роман, Натурализм в театре, s. a.
  • Темлинский С., Золяизм, Критич. этюд, изд. 2-е, испр. и доп., М., .
  • Боборыкин П. Д. (в «Отечественных записках», , «Вестнике Европы», , I, и «Наблюдателе», , XI, XII)
  • Арсеньев К. (в «Вестнике Европы», , VIII; , VI; , XI; , VI; , IV, и в «Критических этюдах», т. II, СПБ., )
  • Андреевич В. (в «Вестнике Европы», , VII)
  • Слонимский Л. Золя (в «Вестнике Европы», , IX)
  • Михайловский Н. К. (в Полном собр. сочин., т. VI)
  • Брандес Г. (в «Вестнике Европы», , X, к в Собр. сочин.)
  • Барро, Э. Золя, его жизнь и литературная деятельность, СПБ.,
  • Пелисье Ж., Французская литература XIX век, М.,
  • Кудрин Н. Е. (Русанов). Э. Золя, Литературно-биографический очерк, «Русское богатство», , X (и в «Галерее современных французских знаменитостей», )
  • Аничков Евг., Э. Золя, «Мир божий», , V (и в книге «Предтечи и современники»)
  • Венгерова Золя, Э. Золя, Критико-биографический очерк, «Вестник Европы», , IX (и в «Лит-х характеристиках», кн. II, СПБ., )
  • Лозинский Евг., Педагогические идеи в произведениях Э. Золя, «Русская мысль», , XII
  • Веселовский Ю., Э. Золя как поэт и гуманист, «Вестник воспитания», , I, II
  • Фриче В. М., Э. Золя, М.,
  • Его же, Очерк развития зап.-европейской литературы, Гиз, М.,
  • Эйхенгольц М., Э. Золя ( -), «Печ. и рев.», , I
  • Rod E., A propos de l’Assomoir,
  • Ferdas В., La physiologie expérimentale et le roman expérimental. Claude Bernard et E. Zola, P.,
  • Alexis P., Emile Zola, notes d’un ami, P.,
  • Maupassant G., de, Emile Zola,
  • Hubert, Le roman naturaliste,
  • Wolf E., Zola und die Grenzen von Poesie und Wissenschaft, Kiel,
  • Sherard R. H, Zola: biographical and critical study,
  • Engwer Th., Zola als Kunstkritiker, Berlin,
  • Lotsch F., Über Zolas Sprachgebrauch, Greifswald,
  • Gaufiner, Étude syntaxique sur la langue de Zola, Bonne,
  • Lotsch F., Wörterbuch zu den Werken Zolas und einiger anderen modernen Schriftsteller, Greifswald,
  • А.Лапорт, Золя против Золя, П.,
  • Ж.Л. Монэстэ, Настоящий Рим: реплика Золя,
  • Rauber A. A., Die Lehren von V. Hugo, L. Tolstoy und Zola,
  • А.Лапорт, Натурализм или вечность литературы. E. Золя, Человек и произведение,П.,
  • Буржуа, произведение Золя, П.,
  • Ф. Брунетье, После процесса,
  • Bürger E., E. Zola, A. Daudet und andere Naturalisten Frankreichs, Dresden,
  • Macdonald A., Emil Zola, a study of his personality,
  • Vizetelly E. A., With Zola in England,
  • Ramond F. C., Персонажи Ружон-Маккар,
  • Conrad M. G., Von Emil Zola bis G. Hauptmann. Erinnerungen zur Geschichte der Moderne, Lpz.,
  • Bouvier, L’œuvre de Zola, P.,
  • Vizetelly E. A., Zola, novellist and reformer,
  • Lepelletier E., Emile Zola, sa vie, son œuvre, P.,
  • Patterson J. G., Zola: characters of the Rougon-Macquarts novels, with biography,
  • Martino Р., Le roman réaliste sous le second Empire, P.,
  • Lemm S., Zur Entstehungsgeschichte von Emil Zolas «Rugon-Macquarts» und den «Quatre Evangiles», Halle a. S.,
  • Mann H., Macht und Mensch, München,
  • Oehlert R., Emil Zola als Theaterdichter, Berlin,
  • Rostand E., Deux romanciers de Provence: H. d’Urfé et E. Zola,
  • Martino P., Le naturalisme français,
  • Seillère E. A. A. L., Emile Zola, : Baillot A., Emile Zola, l’homme, le penseur, le critique,
  • France A., La vie littéraire, v. I (pp. 225–239),
  • France A., La vie littéraire, v. II (La pureté d’E. Zola, pp. 284–292),
  • Deffoux L. et Zavie E., Le Groupe de Médan, P.,
  • Josephson Matthew, Zola and his time, N.-Y.,
  • Doucet F., L’esthétique de Zola et son application à la critique, La Haye, s. a.
  • Bainville J., Au seuil du siècle, études critiques, E. Zola, P.,
  • Les soirées de Médan, 17/IV -17/IV , avec une préface inédite de Léon Hennique, P., .
  • Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2-е, Гиз, М.,
  • Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М.,
  • Laporte A., Emile Zola, l’homme et l’œuvre, avec bibliographie (pp. 247–294), .

Экранизации

  • Человек-зверь (La bête humaine), 1938
  • Тереза Ракен (Thérèse Raquin), 1953
  • Чужие жёны (Pot-Bouille), 1957
  • Зандали , 1991 (по мотивам «Терезы Ракен»)

Ссылки

Золя Эмиль (1840-1902 гг.)

Французский писатель. Родился 2 апреля 1840 г в Париже, в итало-французской семье: итальянцем был отец, инженер-строитель. Детские и школьные годы Эмиль провел в Экс-ан-Провансе, где одним из его ближайших друзей был художник П. Сезанн. Ему было неполных семь лет, когда отец скончался, оставив семью в бедственном положении. В 1858 г., рассчитывая на помощь друзей покойного мужа, г-жа Золя переехала с сыном в Париж.

В начале 1862 г Эмиль сумел найти место в издательстве «Ашет». Проработав около четырех лет, он уволимся в надежде обеспечить свое существование литературным трудом. В 1865 г Золя опубликовал первый роман -жесткую, слабо завуалированную автобиографию «Исповедь Клода». Книга доставила ему скандальную известность, которую еще более умножила горячая защита живописи Э. Мане в его обзоре художественной выставки 1866 г.

Примерно в 1868 г у Золя возник замысел серии романов, посвященных одной семье (Ругон-Маккаров), судьба которой исследуется на протяжении четырех-пяти поколений. Первые книги серии не вызвали большого интереса, зато седьмой том, «Западня», снискал большой успех и принес Золя как славу, так и богатство. Последующие романы серии были встречены с громадным интересом - их с одинаковым усердием поносили и превозносили.

Двадцать томов цикла «Ругон-Маккары» представляют собой главное литературное достижение Золя, хотя необходимо отметить и написанную ранее «Терезу Ракен». В последние годы жизни Золя создал еще два цикла: «Три города» - «Лурд», «Рим», «Париж»; и «Четыре Евангелия» (четвертый том написан не был). Золя стал первым романистом, создавшим серию книг о членах одной семьи. Одной из причин, побудивших Золя избрать структуру цикла, было желание показать действие законов наследственности.

Ко времени завершения цикла (1903 г.) Золя пользовался всемирной известностью и, по общему мнению, был крупнейшим после В. Гюго писателем Франции. Тем более сенсационным было его вмешательство в дело Дрейфуса (1897-1898 гг.). Золя пришел к убеждению, что Альфред Дрейфус, офицер французского генерального штаба, еврей по национальности, в 1894 г. был несправедливо осужден за продажу военных секретов Германии.

Разоблачение армейской верхушки, несущей главную ответственность за очевидную судебную ошибку, приняло форму открытого письма президенту республики с заголовком «Я обвиняю». Приговоренный за клевету к году тюремного заключения, Золя бежал в Англию и смог вернуться на родину в 1899 г., когда ситуация изменилась в пользу Дрейфуса.

28 сентября 1902 г Золя скоропостижно умер в своей парижской квартире. Причиной смерти стало отравление угарным газом - «несчастный случай», скорее всего, подстроенный его политическими врагами.

Эмиль Золя оставил после себя не только много литературных произведений и публицистических статей, но и противоречивую биографию, которая вызывает больше вопросов, нежели дает ответов.

Его творчество стало новым этапом в развитии французской и мировой литературы. Писал Эмиль Золя произведения, список которых увеличивался с годами его авторской деятельности. С самыми основными из них ознакомимся дальше. Вот перечень некоторых из них:

  • «Сказки Нинон».
  • «Марсельские тайны».
  • «Завещание умершей».
  • «Исповедь Клода».
  • «Западня».
  • «Деньги».
  • «Истина» и другие.

Детство

Отец писателя был инженером-строителем итальянского происхождения, мать -француженкой. Детство поэта прошло в Провансе, в маленьком уютном городке Эксе, который потом он будет часто описывать в своих произведениях.

Авантюризм отца и его преждевременная смерть обрекли семью на трудное материальное положение и заставили госпожу Золя с сыном переехать во Францию, где она рассчитывала на помощь друзей покойного мужа.

Юность

Юношеские годы прошли в большой бедности. Но мечты об известности и писательском будущем не покидали Золя. Эмиль, несмотря на бедность, видел себя в будущем признанным и прославленным писателем.

В 1862 году ему удается получить место в известном парижском издательстве «Ашетт». Эта работа дает ему надежду и возможность проявить свои таланты. И правда, ему уже не нужно думать о хлебе насущном, а все свободное время он может посвятить литературе. Он много читает, изучает новинки литературы и пробует себя в качестве рецензента и журналиста. Благодаря этому его начинают публиковать в популярных французских изданиях, он получает возможность знакомиться лично с известными писателями и поэтами того времени. Тогда же он начинает делать первые попытки в поэзии и прозе.

Первые пробы пера

Титанический труд и непрерывное стремление к литературному Олимпу делают возможным издание первой книги Золя. Эмиль издал ее в 1864 году. Книга «Сказки Нинон» объединила рассказы прошлых лет, открыла писателя для общества, дала толчок к новым достижениям на литературном поприще.

После четырех лет работы в издательстве Золя уволился в надежде обеспечить себе имя в литературе.

В последующие годы издает Эмиль Золя книги, список которых характеризуется влиянием романтизма и по стилистике очень напоминают произведения Гюго и Санд. Это романы «Марсельские тайны» и «Завещание умершей».

"Исповедь Клода"

Роман «Исповедь Клода» - это легко завуалированное автобиографическое произведение, автор которого - Эмиль Золя. Биография писателя связывает данный роман с первым опытом в большой прозе, где так ярко изображено идейно-эстетическое становление творца. Благодаря этому произведению Эмиль получил скандальную популярность.

Э. Золя в своих литературных поисках стремится к созданию новых невымышленных героев с их реальными проблемами и конфликтами. Он желает выпустить новый роман, отвечающий времени, в котором жил писатель. Золя начинает интересоваться работами ученых естественных наук. Писатели современности братья Гонкуры и художники-импрессионисты тоже наложили отпечаток на новые этапы творчества Золя. Эмиль видит в натурализме естественное формирование реализма в новейших условиях развития литературы. Свежая идея позитивизма стала новой страницей в творчестве такого писателя, как Эмиль Золя.

Книги и статьи, изданные в период с 1867 по 1881 гг., скорее, тяготеют к публицистическому жанру. На их страницах поднимаются вопросы литературных направлений и их особенностей.

Сага о Ругон-Маккарах

Приблизительно в 1868 году у писателя возникла идея о написании целой серии романов, посвященных семейному клану Ругон-Маккары. История семьи описывается сквозь пять поколений. Различные сюжетные линии дали автору возможность показать многогранность жизни французов в рамках одной семьи. Это было новым действием в литературе и стало очень популярным для последующих поколений писателей. Золя сумел поднять ряд острых проблем, чем обратил внимание на свою персону.

Первые тома этой книги не привлекли внимания ни критиков, ни читателей. Но зато благодаря седьмому тому («Западня») получил огромный успех Эмиль Золя. Книги помогли стать ему богатым, и он наконец смог купить дом в Медоне вблизи Парижа. Это стало началом создания натуралистичной литературной школы, вокруг которой собрались молодые писатели того времени. Это литературное течение оказалось недолговечным, но сумело открыть миру много молодых талантов, таких как Ги де Мопассан и Ж. К. Гюсманс.

Признание

Наконец после стольких лет нищеты пришло признание к такому автору, как Эмиль Золя. Произведения, список которых каждый год пополнялся все новыми произведениями, статьями и очерками, изображали реальную жизнь французов, его современников.

Дальнейшие серии романа о семействе Ругонов общество встретило с большим интересом - их одинаково ругали и восхищались ими. В общем, сага о семействе насчитывает двадцать томов и является основным литературным творением Золя. Эмиль становится первым романистом, который сумел создать целую серию книг, представив переплетение сложных сюжетных линий и человеческих судеб на примере одной семьи. В этой фундаментальной работе была одна главная цель - показать влияние наследственности.

Сага о семействе Ругонов-Маккаров была окончена, признана вершиной французского реализма и принесла писателю славу и почитание. Были навсегда забыты ужасы голодного детства и учебы в казенном колледже. Всеобщее признание и большие гонорары абсолютно не предполагали недоразумений с правительством.

Дело Дрейфуса

Но, несмотря на это, Золя сумел объявить о несогласии с системой в деле Дрейфуса. Эта история началась в 1894 году, когда было обнаружено письмо некого военного французской армии, адресованное немецкому правительству, с предложением передачи секретных данных. Подозрение упало на капитана еврейского происхождения Альфреда Дрейфуса. В процессе разбирательств по делу он был осужден и отправлен в ссылку.

Всеобщая ненависть к евреям во французском обществе процветала и достигла огромных масштабов, было организовано много антисемитских движений. В то время даже католическая церковь яростно распространяла антиеврейские настроения.

Какое влияние на эти события имел Эмиль Золя? Творчество писателя неоднократно изображало евреев в самом непригодном свете. Один из таких романов - «Деньги», где главный герой, несмотря на свой род занятий и мошенничество, горячо ненавидит евреев за то, что те захватили весь контроль над главными финансовыми потоками страны.

Золя выступил в защиту Дрейфуса и на страницах французской газеты L’Aurore появилась его скандальная публикация «Я обвиняю!..». Это вызвало большой резонанс во французском обществе, а поэт был обвинен, лишен ордена Почетного Легиона и приговорен к году тюремного заключения. Ему даже пришлось бежать из страны, хотя вскоре он смог вернуться, а дело невиновного капитана пересмотрели.

После переоценки взглядов на антисемитизм написал новые произведения Эмиль Золя. Библиография последних лет является ярким подтверждением этого. Он вывел образ интеллигентного ремесленника в романе «Истина». Золя даже мечтал посетить Палестину, но внезапная смерть помешала этому. Вокруг его внезапного ухода тоже немало кривотолков. Официальной причиной смерти писателя по сей день считается отравление угарным газом.

Натурализм

Искусство Золя считал не просто вымыслом творца, он обращал пристальное внимание на изучение научных фактов. Как считал Эмиль, писатель или художник должен быть натуралистом и в своем творчестве уподобляться ученому.

Во Франции появилась новая литературная школа, основоположником которой являлся Эмиль Золя. Биография писателя полна противоречивыми фактами. Он сумел порвать шаблоны, заложенные предшественниками. Перенесение научных методов в сферу искусства и литературы было вполне объяснимо. Ведь в то время перед естествознанием просто преклонялись и отводили ему одну из главных ролей в культурном развитии страны.

Игнорирование условностей и вымысла стало основной теорией. Его натуралистичная концепция была наполнена крайностями и разногласиями, но все же творчество писателя еще раз доказывает, что художник в нем был сильнее, нежели теоретик.

По романам писателя создано много фильмов и театральных постановок, некоторые из них отмечены престижными кинематографическими наградами. И о нем самом написана книга, по которой снята биографическая драма, где Золя Эмиль изображен как борец с системой.