Кто такие футлярные люди? Они окружают нас повсюду, но мало кто догадывается, что их можно охарактеризовать именно таким интересным термином. Потому что не все читали знаменитый рассказ Антона Павловича Чехова, который так и назывался - «Человек в футляре». Именно этот русский прозаик-драматург впервые в истории предложил такой тип личности. Впрочем, обо всём - по порядку.

Визуальный образ

Тот, кто знаком с знает, как богат мир его произведений на человеческие типы. Кто только не встречается в его рассказах! И совестливые личности, не удовлетворённые общественными законами и собой, и недалёкие обыватели, и благородные мечтатели, и чиновники-приспособленцы. И образы «футлярных» людей тоже встречаются. В частности - в упомянутом выше рассказе.

В центре сюжета «Человека в футляре» - учитель гимназии по фамилии Беликов. Преподающий греческий язык - уже давно переставший быть кому-либо нужным. Он очень странный. Даже если на улице солнце - он одевает галоши, тёплое ватное пальто с высоким воротником и берёт зонтик. Обязательный «аксессуар» - тёмные очки. Уши он всегда закладывает ватой. Ездит на извозчике, с всегда поднятым верхом. А ещё у Беликова всё хранится в чехлах - зонтик, часы, и даже ножик перочинный.

Но это только образ. Казалось бы, описание говорит лишь о том, что человек аккуратный и предусмотрительный, может, ещё немного педантичный. Но недаром говорят, что во внешнем проявлении отражается внутреннее состояние человека. И это действительно так.

Личностная характеристика

Примеры «футлярных» людей, встречающихся в жизни, отражаются в Беликове. Он - некая смесь социопата, параноика и интроверта. Всего живого он боится. Его таков: «Как бы чего не вышло». Он ко всему, что его окружает, относится с осторожностью и страхом. Беликов не способен мыслить свободно, так как каждая его идея находится в «футляре».

И ладно, если бы таким он был в обществе. Но ведь даже дома он ведёт себя аналогично! Одевается в длинный халат и колпак, ставни на окнах плотно запирает, защёлкивая задвижки. Кровать у него с пологом, и когда Беликов в неё ложится - то укрывается одеялом с головой.

Естественно, он соблюдает все посты, и не заводит слуг женского пола - опасаясь, что другие его будут подозревать в отношениях с ними. Беликов - самый настоящий отшельник. Который, в прямом смысле слова, боится жить.

Последствия

Естественно, такой образ жизни, который ведёт Беликов, не может ни на чём не отразиться. Кто такие футлярные люди? Это самые настоящие отшельники, которые считают, что они живут вполне себе нормально, в отличие от остальных. Это проявляется и в чеховском герое.

В один момент он встречает Вареньку - девушку, являющуюся сестрой нового учителя географии и истории. Она проявляет неожиданный интерес к Беликову. Которого общество начинает склонять к женитьбе на ней. Он соглашается, несмотря на то, что мысли о браке его угнетают и тревожат. Беликов худеет, бледнеет, становится ещё более нервозным и боязливым. И первое, что его беспокоит сильней всего - образ жизни «невесты».

Кто такие футлярные люди? Те, кому не понять других в силу своей отрешенности. Варенька любит кататься на велосипеде с братом. И Беликов уверен, что это вполне обычное увлечение не является нормальным! Потому что негоже кататься на велосипеде тому, кто учит истории молодёжь. А женщина на этом транспортном средстве и вовсе выглядит неприлично. Беликов не постеснялся выложить свои мысли брату Вареньки, который того терпеть не может. И пригрозил доложить о его увлечении директору гимназии. В ответ брат Вареньки спустил Беликова с лестницы. Что в итоге? Беликов заболевает - от стресса, его не отпускают мысли о том, что о его позоре кто-то узнает. И через месяц умирает. Таков конец.

Основная мысль

Что ж, кто такие футлярные люди - на примере Беликова можно понять. И идею, в принципе, Чехов хотел донести простую. Прозаик пытался донести до читателей - «закрытая» от общества жизнь лишь калечит человеческую душу. Нельзя быть вне остальных. Мы все - члены единого общества. Всё, что человек сам себе напутал, настроил - лишь отгораживает его от жизни. От наполненной красками реальности. И это действительно так. Духовная убогость лишь ограничивает человеческое существование. О чём и размышляет Чехов в этом рассказе.

Современность

Человек XXI века, читавший Чехова, знает о том, какие люди называются футлярными. И он способен распознать их среди остальных. Сейчас они называются интровертами. Это люди, психический склад которых характеризуется сосредоточенностью за созерцательности, замкнутости и сосредоточенности на собственном внутреннем мире. Они не склонны к общению с остальными людьми - им трудно установить контакт с кем-либо.

Впрочем, чтобы понять суть данного термина, достаточно обратиться к этимологии. «Интроверт» - слово, произошедшее от немецкого introvertiert. Что дословно переводится как «обращённый внутрь».

В произведении “Человек в футляре” герои подобраны автором мастерски, список персонажей включает абсолютно противоположных, несовместимых людей, которые вынуждены уживаться, работая в гимназии и проживая в небольшом городе. В произведениях Чехова часто остро встают вопросы морали, совести, личного выбора. Главные герои “Человек в футляре” заставляют читателя задуматься о собственном “футляре”, о том, имеем ли мы настоящую свободу, живя в обществе.

Характеристика героев “Человек в футляре”

Главные герои

Иван Иванович

Ветеринарный врач, носит длинные усы. Высокий, худой старик. У него странная двойная фамилия – Чимша-Гималайский, которая, по мнению окружающих ему не подходит. По этой причине Ивана Ивановича называют по имени и отчеству. Вместе со вторым рассказчиком он приехал на охоту, подышать свежим воздухом в село Мироносицкое.

Буркин

Работает в гимназии, невысокий, полный, лысый мужчина с длинной бородой. Буркин хороший рассказчик, опытный, наблюдательный человек, своего рода философ. Он жил в том же доме, что и главный герой рассказа, в квартире напротив. По словам Буркина, хоронить людей, подобных Беликову, – сродни удовольствию.

Беликов

Преподаватель греческого языка, про которого рассказывает Буркин своему товарищу по охоте. Этот человек в любую погоду выходил на улицу с зонтом, в калошах, высоко поднимал воротник. Его пугали любые изменения, запреты он воспринимал как норму. Боясь всего нового, необычного, он осуждал всякое отклонение в поведении, даже самое безобидное. Жизнь в футляре – его самое комфортное состояние. Вне своей скорлупы, он постоянно боится, чтобы “чего не произошло”. К его характеристике можно прибавить тот факт, что когда он умер, все испытали огромное облегчение.

Михаил Коваленко

Учитель, коллега Беликова и Буркина. Высокий, крепкий мужчина, разговаривающий громким басом. С первого дня знакомства возненавидел Беликова, искренне не понимает, почему его все бояться, зачем он ходит в гости, если просто молча сидит и смотрит на хозяев. Этот человек сыграл решающую роль в судьбе учителя греческого языка – он высказал ему всю правду, отказался от молчаливого терпения, характерного для окружающих. Выгоняя ненавистного гостя из своего дома, он спускает Беликова с лестницы, называет “фискалом”.

Варенька Коваленко

Сестра Михаила, возлюбленная Беликова, ей 30 лет. Варвара Саввишна красивая женщина, жизнерадостная хохотушка. Она прекрасно поёт, чем очаровала коллег и Беликова. Портрет Вареньки появляется на столе у главного героя. Сестра и брат часто спорят и ссорятся, из-за того, что проживают вместе. По этой причине коллеги целенаправленно сватают Беликову Варвару, решив, что она не против такого жениха.

Второстепенные персонажи

Заключение

Центральный образ Беликова – нечто немыслимо странное, пустое, ограниченное, для таких людей сама жизнь – неестественна и страшна. Всё существование Беликова – гипербола с отрицательным знаком. Важнейшая мысль рассказа – не погрязнуть в своем “чехле” сомнений, страхов, предрассудков, не ставить ограничений себе и окружающим, жить полноценно, с жаждой, с радостью.

Тест по произведению

Я хочу описать главного героя, Беликова, в рассказе Антона Павловича Чехова " Человек в футляре ". Беликов занимает в рассказе главное место, так как рассказывается именно о его жизни, внешности,и о том, как к нему относятся другие.
Самый обыкновенный учитель греческого языка в гимназии, не женат, живёт в маленькой комнатушке. Его комната настолько мала, как берлога у медведя, стол и кроватка с пологом. Также у него работает повар Афанасий, лет шестидесяти. Ложась спать, Беликов всегда накрывался с головой, боялся посторонних шумов, слышал зловещие вздохи Афанасия... Постоянно думал, что повар ни с того, ни с сего вдруг его может зарезать... Каждую ночь из-за этих мыслей он не мог спокойно спать. А на утро, когда надо идти в гимназию, был скучен и бледен. Вот что значит жить " футлярной жизнью "! Выглядел Беликов очень мрачно и однообразно: " носил тёмные очки, фуфайки, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое, и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни. "
По этим признакам можно понять, что Беликов - человек малообщительный, мнительный, скромный.
- О, как звучен, как прекрасен греческий язык! - говорил он со сладким выражением; и, как бы в доказательство своих слов, прищурив глаз и подняв палец, произносил:
- Антропос!
Но излюбленной фразой Беликова была: " Как бы чего не вышло! " . А также, заходя в гимназию, он постоянно твердил своим коллегам: " Уж очень шумят у нас в классах " .
Из-за своего характера, Беликов держал в страхе всю гимназию, да что там гимназию, весь город!!! Представляете, из-за него ученикам нельзя было выходить на улицу после девяти, запрещалось в статьях писать про плотскую любовь. Люди перестали знакомиться друг с другом, посылать письма... Вот насколько он влиял на окружающую его действительность.
Он безумно любил свой преподаваемый язык. Уделял ему всю свою жизнь! Однажды, когда его будущая невеста Варенька пела малороссийские романсы, то он подсел к ней и сказал, улюбаясь:
- Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий.
Как уже говорилось раньше, он держал в страхе весь город. Но его боялись не только ученики, но и учителя, и даже директор! Дамы не устраивали по субботам спектаклей, боялись, а вдруг он узнает! Боялись в его присутствии кушать или играть в карты. Из-за таких людей, как Беликов, за последние десять - пятнадцать лет город стал похож на мёртвую деревню - никто не выходил на улицу, не разговаривал, не читал книги, не помогал бедным, не учил грамоте... Все знали, что увидя это, Беликов обязательно скажет: " Всё это хорошо, но как бы чего не вышло! " Эти его слова всех очень расстраивали. И,когда он умер, все вздохнули с большим облегчением!
Этим рассказом Антон Павлович Чехов хотел показать, что такими людьми, как Беликов, быть не стоит. Какая радость от того, что тебя все боятся, ты ни с кем не дружишь, не разговариваешь? И,когда ты уходишь на тот свет, то тебя никто не жалеет, никто о тебе не скучает, а только все радуются и ликуют!
Так что почаще знакомьтесь, общайтесь, и вам самим на душе будет легче.

«Человек в футляре». Учитель греческого языка, одинокий человек пожилых лет, закрытый от внешнего мира, трусливый и робкий.

История создания

Антон Чехов написал рассказ «Человек в футляре» в 1898 году, и в том же году текст опубликовали в литературно-политическом журнале «Русская мысль». Рассказ стал первой частью серии «Маленькая трилогия», куда вошли еще тексты Чехова «Крыжовник» и «О любви».

Автор задумал серию весной-летом 1898 года, когда жил в селе Мелихово Московской области. Первый рассказ Чехов написал за месяц, и в начале июня тот уже готовился к печати. Чехов не собирался закрывать серию рассказом «О любви», однако заболел туберкулезом, творческая активность писателя упала, и серия так и не была продолжена.


Иллюстрация к рассказу "Человек в футляре"

Неизвестно, был ли у Беликова прототип, но некоторые современники Чехова считали, что прообразом героя стал некий Александр Дьяконов, инспектор одной таганрогской гимназии. По другой версии, в образе Беликова Чехов описал знаменитого в то время консервативного публициста Михаила Меньшикова. Однако исследователи отмечают, что сходство между Беликовым и Меньшиковым обнаруживается исключительно внешнее. Скорее всего, Беликов - собирательный образ.

В 1939 году на студии «Беларусьфильм» вышел фильм «Человек в футляре» режиссера Исидора Анненского. Роль Беликова там исполнил актер Николай Хмелев.

Рассказ «Человек в футляре»

Беликов - пожилой учитель греческого языка, чье полное имя неизвестно. Герою давно за сорок, у него бледное маленькое лицо, похожее на морду хорька. Беликов носит темные очки и прячет лицо за поднятым воротником, а уши затыкает ватой. На лице героя временами появляется слабая кривая улыбочка, а фигура Беликова выглядит скрюченной и маленькой, будто того «вытащили клещами» откуда-то. Даже в теплую и ясную погоду герой носит пальто на вате, калоши и зонтик и стремится одеться потеплее даже летом.


Герой предпочитает одиночество и стремится отгородиться от окружающего мира, создать вокруг себя защитную оболочку, некий «футляр», внутри которого герой будет защищен от внешних влияний. Мысли Беликова писатель тоже называет «футлярными» - узкими. На окружающих «футлярные соображения» героя производят угнетающее впечатление.

Принадлежащие Беликову вещи тоже хранятся в футлярах. Герой держит в чехлах все - зонтик, часы, которые хранятся у него в футляре из серой замши, и даже перочинный нож для заточки карандашей герой вынимает из чехольчика.

У Беликова мнительный характер. Происходящее вокруг вызывает у героя тревогу, пугает и раздражает. Любимая фраза Беликова; «Как бы чего не вышло», - звучит в речи героя по любому поводу. Чтобы отдохнуть от отвратительной и тревожащей его действительности, герой занимается древними языками, любит вспоминать прошлое и нахваливать никогда не существовавшие взаправду нравы и обычаи.


По мнению Беликова, «что-нибудь выйти» может из всякой невинной затеи. Герой огорчается, когда в городе открывается новый драматический кружок или чайная, потому что любое нововведение может закончиться дурно. Беликова повергало в уныние отступление от правил, даже если происходящее не имело к нему прямого отношения. Герой начинал беспокоиться, когда слышал о проказе гимназистов или любовных похождениях посторонней классной дамы.

В гимназии Беликов проработал пятнадцать лет, и все это время угнетал окружающих собственным присутствием. Герой создает атмосферу повышенной тревожности на педсоветах, беспокоясь, как бы не дошли до начальства сведения о том, например, что ученики шумят в классах. К самому начальству Беликов относится с великим почтением и того же требует от окружающих. Беликова боятся и слушают коллеги и даже директор гимназии. Вокруг героя формируется удушающая атмосфера, «как в полицейской будке». Некоторые коллеги считают Беликова доносчиком.


Кадр из экранизации "Человек в футляре"

Вне работы Беликов ведет себя не лучше. Герой выходит в общество и посещает знакомых, но эти визиты даются ему тяжело и совершает их Беликов только приличия ради. В городе Беликова опасаются, дамы боятся устраивать по субботам домашние спектакли, люди боятся даже отправлять письма или повышать голос. А сам герой боится общественного мнения и поэтому не держит дома женской прислуги и даже в еде ориентируется не на собственные вкусы, а на то, что подумают люди, если увидят его за трапезой.

Беликов постоянно всего боится и даже в собственной квартире не может спокойно спать: опасается за собственную судьбу, потому что думает, что или слуга во сне его зарежет, или в дом заберутся воры. Сама квартира героя похожа на ящик. Маленькая спальня, кровать с пологом, всюду задвижки и ставни. Герой боится людей до такой степени, что ему тяжело идти рядом с кем-то, и многолюдная гимназия, где Беликов работает, тоже вызывает у того страх.


Однажды Беликову случилось влюбиться. Произошло это после знакомства с Варей, сестрой одного из молодых коллег Беликова. Однако эти отношения заканчиваются ничем. Герой боится жениться, потому что «как бы чего не вышло», а брат девушки однажды выгоняет Беликова из квартиры и спускает того с лестницы. Эта унизительная сцена происходит на глазах у Вари. Униженный Беликов возвращается домой, ложится в постель и больше не встает, а через месяц умирает, завершив таким образом свою печальную биографию. По мнению современных специалистов, чеховский Беликов - классический психастеник.

Цитаты

«Хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие».
«Все это прекрасно, да как бы чего не вышло».
«Женишься, а потом чего доброго попадешь в какую-нибудь историю».
«Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий».

Чехов - великий мастер короткого рассказа, обличитель мира пошлости и мещанства - в конце 90-х годов XIX века создает так называемую маленькую трилогию, в которую вошли три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». В этих рассказах, объединенных общей идеей разоблачения «футлярной» жизни, писатель выступил против духовного одичания, обывательщины, охвативших значительные слои русской интеллигенции.

Главный герой рассказа «Человек в футляре» - учитель Беликов. Беликову враждебно все новое, не зря он преподает древнегреческий и постоянно хвалит прошлое. У этого человека было постоянное и непреодолимое стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». Даже «мысль свою Беликов... старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Такое впечатление, что Беликов боится даже самого себя. Наверное, поэтому решение жениться действует на него губительно. Он «похудел, побледнел и, казалось, еще глубже ушел в свой футляр». Классической формулой трусости стали его слова «Как бы чего не вышло!»

Как ни странно, но именно такого Беликова в городе все боятся. Боятся коллеги-учителя, гимназисты и даже директор. Почему? Опасность беликовых для окружающих, я думаю, в том, что такие, как он, душат все живое. Под влиянием таких, как Беликов; за десять-пятнадцать лет в городе стали бояться всего: громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, помогать бедным, учить грамоте. «Беликовщи-на» - это торжество косности, желание остановить жизнь, погрузить ее в мещанское болото, сделать нормой жизни доносительство.

Только в гробу Беликов обретает выражение «кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!»

Город хоронит Беликова, как это ни жутко говорить, с удовольствием. Но проходит неделя, другая, и жители города осознают, что они не обрели свободы, что им не стало лучше: «И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»

Духовным братом Беликова можно назвать и героя рассказа «Крыжовник» Николая Ивановича, все жизненные помыслы которого сводились к приобретению «усадьбы с крыжовником». Усадьба становится его своеобразным футляром. Ради воплощения своей мечты он готов недоедать. Женившись без любви на старой, некрасивой вдове, у которой «водились деньжонки», держит ее впроголодь, и она вскоре умирает.

Став владельцем имения, прежний работяга-чиновник превращается в настоящего барина, говорящего, «точно министр». Он постоянно повторяет «мы, дворяне», «я как дворянин», напрочь забыв, что его отец был мужиком, а дед - солдатом. Меняется его внешность: он «постарел, пополнел, обрюзг», и сам он, и его кухарка, и даже его собака стали похожи на свиней. Теперь он даже рассуждать стал по-иному: послушать его, так и образование для народа преждевременно, и телесные наказания полезны и незаменимы.

«Принято говорить, что человеку нужно три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку», - говорит устами рассказчика Чехов. Если в рассказе «Человек в футляре» господствует мысль «Как бы чего не вышло!», то в «Крыжовнике» рассказчик Чимша-Гималайский страстно восклицает: «Больше так жить невозможно!» Писатель видит выход в одном: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти...» Таким человеком с молоточком, не дающим успокоиться, был, в сущности, сам Чехов. Пробуждая людей к яркой, свободной жизни, писатель страстно призывал: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

В рассказе «О любви» нет, казалось бы, явных примет «футлярной» жизни. Алехин рассказывает о своей несостоявшейся любви к Анне Алексеевне. Герои рассказа боятся признаться даже самим себе, что любят. Оба страдают. Алехин все время думает об Анне Алексеевне и пытается понять, что заставило молодую, красивую и умную женщину выйти замуж за скучного человека много старше себя, иметь от него детей. Она тоже страдает, у нее появилось «сознание неудовлетворенной, испорченной жизни, когда не хотелось видеть ни мужа, ни детей. Она уже лечилась от расстройства нервов». Лишь вынужденное расставание заставляет рассказчика признаться в любви: «Со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что мешало нам любить».

Во всех рассказах «маленькой трилогии» внимание писателя сосредоточено не только на содержании историй, но и на раздумьях рассказчиков. Каждый из них являет читателю свой неповторимый путь к правде. По-разному - с чувством безысходности, страстным осуждением, грустью утраты - они каются в былом заблуждении, неспособности «исходить из высшего». Каждый вступает в спор с собой, прежним. И эти переживания вызывают теплое сочувствие автора.

Но во всех рассказах «маленькой трилогии» Чехов осуждает «футлярность» - все, что подавляет человека, мешает его счастью, от чего веет пошлостью, все, что ведет к несвободе личности.