В первый понедельник октября ежегодно отмечается Всемирный день архитектуры. Разобраться во всех этих барокко, рококо и конструктивизме могут лишь профессионалы, которые, впрочем, также могут иногда допускать ошибки. В рамках борьбы за ликвидацию архитектурной безграмотности АиФ.ru подготовил специальную инфографику-памятку, которая позволит вам всего за пару минут разобраться во всём многообразии основных стилей.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль в европейской культуре XVII–XIX вв. Главная особенность - обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Примеры зданий: Большой театр в Москве, Дом Пашкова в Москве, Пантеон в Париже.

Апмир (от фр. empire - имперский) - стиль, возникший во Франции в период правления императора Наполеона. Главная особенность - обязательное наличие колонн, лепных карнизов и других элементов, присущих классицизму, но при этом также мотивов, репродуцирующих такие античные образы, как грифоны, сфинксы, львиные лапы и тому подобные конструкции.

Примеры зданий: Казанский собор в Санкт-Петербурге, Триумфальные ворота в Москве, Арка Каррузель в Париже.

Барокко (от итал. barocco - причудливый, странный) - стиль, возникший в Европе в XVII–XVIII веках, в эпоху Позднего Возрождения. Главная особенность - отсутствие строгости, прямых линий и следования античным канонам. При этом в зданиях этого стиля можно увидеть пышность форм и множество золотых красок.

Примеры зданий: Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны в Риме, замок Версаль в Париже.

Рококо (от фр. rocaille - дробленый камень) - стиль, возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии и личному комфорту.

Примеры зданий: Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга), базилика Фирценхайлиген в Бад-Штаффельштайне (Германия), Китайский домик в Потсдаме (Германия).

Псевдорусский стиль - стиль в русской архитектуре XIX - начала XX веков. Представляет собой стилизацию древних русских построек, но при этом с элементами классицизма или ампира.

Примеры зданий: ГУМ в Москве, Храм Христа Спасителя в Москве, Николо-Александровский храм в Санкт-Петербурге.

Готика - стиль, возникший в западной Европе в конце XII - начале XVI века. Главная особенность - острые формы, шпили, возможны круглые окна и квадратные башни.

Примеры зданий: Реймсский собор во Франции, Собор в Уэллсе, Собор Святого Вита в Праге.

Модерн (от фр. moderne - современный) - стиль, получивший распространение в последней декаде XIX - начале XX века, до начала Первой мировой войны. Модерн отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» очертаний, а также использование «новых» материалов, таких как металл и стекло.

Примеры зданий: Ярославский вокзал в Москве, ЦУМ в Москве, Obecný dum в Праге, дом С. М. Грибушина в Перми.

Модернизм (от итал. modernismo - современное течение) - стиль, получивший своё развитие в архитектуре с начала 1920-х годов и по 1970-е-1980-е годы. Его основные принципы: использование самых современных строительных материалов и конструкций, рациональный подход к решению внутренних пространств, отсутствие тенденций «украшательства» и отказ от исторических образов в облике сооружений.

Примеры зданий: музей современного искусства в бразильском Нитерое, здание Баухауз в Дессау (Германия).

Конструктивизм (от лат. constructio - построение) - стиль, получивший развитие в 1920 - первой половине 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Примеры зданий: Дом Культуры ЗИЛ в Москве, Белая башня в Екатеринбурге, Здание Центросоюза в Москве.

Деконструктивизм (от лат. deconstructio - антиконструктивный) - стиль, сформировавшийся в конце 1980-х годов. Является прямой противоположностью конструктивизму - в зданиях полностью отсутствует строгость и геометризм, для них характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы.

Примеры зданий: Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто, Танцующий дом в Праге.

Хай-тек (от англ. high technology - высокие технологии) - стиль, зародившийся в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х годах. Его основные черты это: использование высоких технологий в зданиях и сооружениях, широкое применение стекла, пластика и металла, а также наличие лифтов и лестниц, вынесенных наружу здания. Широко используется серебристо-металлический цвет.

Примеры зданий: Башня Федерация в Москве (комплекс Москва-Сити), Башня Мэри-Экс в Лондоне, Центр Помпиду в Париже.

Биотек (от англ. bionic tech - природные технологии) - стиль, возникший в 1980-х годах. Он, в противоположность хай-теку, обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам. Пространство организуется в виде форм неживой природы (яйца, гнёзда, пещеры), здания повторяют формы животных, людей или их частей, а также используются материалы, текстура которых подобна природной - в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций.

Примеры зданий: небоскрёб «Огурец» (арх. Норман Фостер) в Лондоне, художественный музей Милуоки (США), национальный космический центр Великобритании.

К онстантин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Но если здание проектировал и строил известный архитектор, особая атмосфера у зрителей появляется у самого входа. Вспоминаем семь российских театров, которые стали памятниками архитектуры .

Большой театр в Москве

При восстановлении Москвы после пожара 1812 года архитекторы старались использовать уцелевшие фрагменты прежних построек. Частью нового храма Мельпомены должна была стать единственная стена Петровского театра. Его построили во второй половине XVIII века инженер Майкл Меддокс и архитектор Христиан Розберг.

В первом этапе конкурса участвовали опытные архитекторы Доменико Жилярди, Пьетро Гонзаго, Алексей Бакарев, однако ни один из проектов не был утвержден. В повторном конкурсе победил Андрей Михайлов. Проект дорогого монументального здания доработал Осип Бове. Он сохранил замысел Михайлова, но изменил пропорции театра и разбил перед ним площадь. Сначала она называлась Петровской, а потом была переименована в Театральную .

В 1853 году здание сильно пострадало от пожара: уцелели только внешние стены и колоннада портика . Современный Большой театр построил в 1850-х годах Альберт Кавос. При восстановлении архитектор сохранил общую планировку и объем здания, но вернулся к оригинальным пропорциям Михайлова и декорировал театр в стиле эклектики. Изменилось и скульптурное оформление здания. Алебастровую колесницу Аполлона на фронтоне сменила медная квадрига лошадей по проекту Петра Клодта . Ее разместили над портиком.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе Ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».

Альберт Кавос

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр Карл Росси построил на современной площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра. Архитектор разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним.

Новаторскую для начала XIX века конструкцию кровли Карл Росси изобрел в соавторстве с инженером Матвеем Кларком. Чиновники опасались согласовывать перекрытие на железных арочных фермах: подобного еще никто не использовал. Тогда Карл Росси пообещал повеситься на одном из стропил театра в случае, если с кровлей что-то случится.

Здание в стиле ампир украшают работы Степана Пименова и Василия Демут-Малиновского: фриз с театральными масками, скульптурная квадрига Аполлона, статуи муз. Императорский театр получил свое имя в честь супруги Николая I - Александры Федоровны.

Помимо торжественного экстерьера, театр имел и впечатляющее внутреннее оформление. Многоярусная система лож с амфитеатром и партером была на тот момент передовым словом в театральной архитектуре. От роскошного интерьера тех лет сохранились лишь центральная и две боковые ложи около сцены. Утрачен и живописный плафон зала, созданный художником Антоном Виги.

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Альберт Кавос стал автором и главной сцены Петербурга. Мариинский театр получил свое название в честь супруги императора Александра II Марии Александровны. Здание, которое Кавос построил в 1848 годах, могло служить площадкой и для театральных постановок, и для цирковых. После пожара в 1859 году Мариинку реконструировали. С тех пор там стали проходить только театральные представления.

Позже здание перестроил главный архитектор Императорских театров Виктор Шретер, помогал ему в этом Николай Бенуа. У театра появился новый корпус для репетиционных залов, служебных помещений и мастерских. Шретер немного изменил и внешний облик здания: с помощью знаменитой башенки на куполе архитектор замаскировал вентиляционную трубу. Были обновлены и интерьеры. Пышный занавес, выполненный по эскизам Александра Головина, и сегодня остается одним из символов Мариинского театра.

Нижегородский театр драмы

Нижегородский театр - один из старейших в России, он существует с конца XVIII века. Однако собственное каменное здание для него построили лишь в конце XIX столетия. Его проект разработал специалист по театральной архитектуре Виктор Шрётер. Но фактически строительством по проекту Шрётера руководили архитекторы Павел Малиновский и Николай Фрелих.

Новый театр открыли в 1896 году, в день коронации Николая II , оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» . Зрители быстро прозвали его «голубым театром» - такого цвета были портьеры на ложах и дверях, плюшевая обивка кресел и барьеров. Актер и режиссер Николай Собольщиков-Самарин позже вспоминал: «Я был первым артистом, который вступил на театральные подмостки нового нижегородского театра в 1896 году. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в театр, меня охватывал какой-то трепет, и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно» .

Иркутский драматический театр

По проектам Виктора Шрётера к концу XIX века были построены около десяти театральных зданий в Российской империи - Грузинский театр оперы и балета в Тбилиси, Оперный театр в Киеве, не сохранившийся до наших дней театр в Рыбинске и другие. Он же стал автором и драматического театра в Иркутске. В качестве конкурсного проекта Шрётер предложил отработанную им до совершенства схему ярусного театра с партером, ложами и глубинной сценой.

Бюджет для строительства иркутские власти выделили скромный. Шрётер должен был построить небольшое, на 800 человек, но при этом эстетичное и функциональное здание. Были и другие ограничения: например, перед архитектором поставили задачу построить здание из кирпича и известняка без штукатурки и лепных украшений. Строительство началось в 1893 году и длилось всего три года. Хотя не все задумки Виктора Шрётера были реализованы, Иркутский драматический театр поражал современников своим изысканным обликом, элегантной отделкой, техническим оснащением и безупречной акустикой.

Один из основных памятников сталинского ампира - театр Советской армии - стал первым московским театральным зданием, возведенным после революции. Строительство по проекту Каро Алабяна, Василия Симбирцева и Бориса Бархина шло с 1934 по 1940 год, его контролировал лично маршал Климент Ворошилов. По легенде, именно ему принадлежит идея возвести здание в форме пятиконечной звезды.

Высота Театра Советской армии составляет десять наземных этажей и столько же подземных. Залы Большой и Малой сцены в общей сложности могут вместить почти 2000 человек. Главная сцена была рассчитана на постановки с участием более тысячи человек. Авторы проекта предполагали, что в спектаклях смогут участвовать батальон пехоты, танки и кавалерия. Для военной техники даже создали специальный въезд. Правда, ни в одной постановке танки пока не задействовали: выдержать их вес не может сцена.

Оформляли интерьер театра известные художники-монументалисты 1930-х годов. Лев Бруни создал фрески акустического потолка, Владимир Фаворский - эскиз железобетонного занавеса-портала, Илья Фейнберг и Александр Дейнека украсили росписями плафоны. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова разместились на парадных лестницах. Мебель, люстры и многие детали интерьера были созданы по специальным заказам.

Новосибирский театр оперы и балета

Новосибирский театр оперы и балета называют «Сибирским колизеем». Самое крупное театральное здание в России строили в 1931–1941 годах. Однако оно могло выглядеть иначе. Первоначально архитектор Александр Гринберг задумал его как Дом науки и культуры из шести корпусов с огромными театральными, концертными и выставочными залами, библиотекой, музеем и научно-исследовательским институтом.

Сам театр также должен был стать новаторским - «театром техники и реальной обстановки». Планировалось, что играть здесь будут большие труппы, на сцене будут появляться автомобили и тракторы, а специальные механизмы обеспечат быструю смену декораций. Планировалось, что театр будет трансформироваться в бассейн для водных постановок, цирк или планетарий.

В ходе строительства авторы проекта отказались от этих грандиозных задумок. При участии архитекторов Александра Куровского, Виктора Биркенберга и Григория Данкмана вместо Дома науки и культуры был построен традиционный оперный театр. Торжественное открытие состоялось через несколько дней после Победы - 12 мая 1945 года.

Из статьи Людмилы Сайгиной к каталогу выставки.

Девятнадцатый век в области театрального искусства становится временем зарождения и сложения национальной русской драматической и оперной школы , что находит отражение и в архитектуре зрелищных зданий.

В 1860–1880-е годы постепенно складывается новый облик театрального здания , в котором со всей очевидностью просматриваются влияние как предшествующей русской театральной архитектуры, так и последних достижений западноевропейских зодчих в этой области.

Ясное выражение в театральных постройках получает присущая архитектуре того времени тенденция к насыщению фасадов декоративными элементами самых разных стилей.

Вместо простых, строгих, отмеченных лишь монументальным портиком театральных фасадов первой половины XIX века появляются театры с «классически-ренессансными» или «барочными» фасадами с обилием декоративных и скульптурных деталей.

Внутренняя отделка зрительных залов отличается сложным декором в духе необарокко , их планировка при этом сохраняет прежнюю подковообразную форму.

Также в 1860–1880-е годы широко распространилась практика строительства летних театров большой вместимости в городских садах и дачных местностях.

И если в первой половине XIX века архитектура деревянных театров имитировала формы каменных (это, например, петербургский Каменноостровский театр или московский театр Петровского парка), то позднее она приобретает оригинальные формы.

Своеобразный тип деревянного театра представлял собой павильон с обнаженной легкой каркасной конструкцией, зрительным залом круглой или многоугольной формы и минимальным количеством обслуживающих помещений.

Примером такого стремления к выявлению легкости, «павильонности» подобных сооружений является Летний театре в Павловске, построенном в 1876–1877 годах архитектором Н. Л. Бенуа.


В Москве наиболее популярным был сад «Эрмитаж» на Старой Божедомке, знаменитую антрепризу в 1850–1860‑х в нем держал француз Жан-Батист Морель, а с 1878 года — М. В. Лентовский.

В «Эрмитаже» был создан целый ансамбль летних павильонов разного назначения, проложены аллеи и организованы площади с парковой скульптурой, работало великолепное освещение, гладь садовых прудов использовалась для всевозможных действ.

Руководил строительством архитектор М. Н. Чичагов, соорудивший первое здание для оперетты - Театр-Буфф, разбивкой сада занимался Ф. И. Демюр.


В конце XIX века число театров увеличивается , качественные изменения происходят в их архитектуре, многие здания переживают существенные перестройки.

В планировке театральных зданий конца XIX века преобладала схема многоярусного зрительного зала с глубинной кулисной сценой, сложившаяся в Европе. По этой схеме строились и крупнейшие городские театры во Львове, Одессе и Киеве, на здания двух последних были объявлены международные конкурсы.


В конце XIX века в строительной практике Москвы появляются театральные здания, решенные в формах кирпичного варианта «русского стиля»: это построенные в 1885 году частные театры Георга Парадиза и Ф. А. Корша.

Театр Ф. А. Корша, построенный М. Н. Чичаговым по заказу А. А. Бахрушина , стоит в Богословском (ныне Петровском) переулке обособленно: его объем четко выявлен. Театр был ориентирован на русскую драму - антрепренер Корш открывал сезон в новом здании постановкой из фрагментов «Ревизора», «Горя от ума» и «Доходного места».


Здание Московского художественного театра в Камергерском переулке демонстрирует совершенно новый подход к театральному искусству и строительству. Не имея возможности строить новое здание для труппы К. С. Станиславского, Ф. О. Шехтель вынужден был ограничиться приспособлением стоявшего здесь небольшого театра.

На средства С. Т. Морозова архитектор в течение одного строительного сезона 1902 года сумел по-новому оформить театральное пространство с максимальным удобством для актеров и зрителей при помощи скромных средств, без традиционных ярусов позолоты, бархата и мишуры.

Был увеличен зрительный зал, полностью создана новая сцена с порталом на всю ширину зала , в оборудование которой входили вращающиеся пол и трюм. Декоративное убранство зала изысканным оформлением в стиле модерн не отвлекало внимания зрителя от происходящего на сцене.

Спокойный тон окрашенных стен, ненавязчиво украшенных графикой, темное дерево ограждения балконов и мебели, простой формы светильники - все это было новым и непривычным для театралов.

Серый занавес сцены, отделанный понизу орнаментом, имел лишь одну выразительную деталь — аппликацию с мотивом летящей чайки, ставшей символом нового театра.


Новизной решения и рафинированностью фасада отличалось новое здание Московского купеческого собрания на Малой Дмитровке, выстроенное Ивановым-Шицем в 1909 году.

Клубная часть Собрания, согласно конкурсной программе изолированная от общедоступной, была расположена в первом этаже; театральный зал и фойе заняли двусветное пространство второго и третьего уровней.

В симметричном решении фасада разработана тема ионической шестиколонной лоджии в центре с оконными проемами в два яруса, вдоль которой располагается зрительный зал. Она фланкирована по сторонам двумя ризалитами с отдельными входами в клуб и в театр.

Декорация фасада в целом представляет собой стилизацию в духе рационального модерна с использованием форм классики. Вестибюли обоих входов получили великолепное оформление в виде стилизаций на египетские мотивы.

Исключительную роль в пространстве интерьеров играла настенная живопись , размещенная в виде панно над входами в зрительный зал и фойе. На эскизах Иванова-Шица изображены театральные аллегории в антикизирующем стиле, заимствованном из работ Густава Климта.


В 1910-е годы модерн вступает в свою последнюю фазу - неоклассицизм . Показательны в этом отношении один из последних конкурсов перед началом Первой мировой войны и последовавшее за ним строительство нового здания для старейшего в России театра в Ярославле.

Из множества проектов, исполненных в самых разнообразных стилях, жюри остановилось на предложении архитектора Н. А. Спирина, повторившем на фасаде театра, возведенного в 1911 году, композицию музыкального павильона в усадьбе Кузьминки Д. Жилярди.

Обращение к классике прослеживается также в здании Концертного зала и клуба в Нижнем Новгороде и кинотеатра «Художественный» на Арбатской площади в Москве архитектора Ф. О. Шехтеля.

Архитектура. Первая половина XIX века для отечественной архитектуры стала временем позднего классицизма. Широкое распространение получила и такая его разновидность, как ампир (от франц. empire - империя). Для стиля ампир была особенно характерна величественность сооружений, монументальные формы, использование в оформлении военной символики (воинские доспехи, холодное оружие, знамена и др.). Все это символизировало могущество Российской империи, ратную славу русской армии, победившей Наполеона.

В 1811 году на Невском проспекте архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) завершил строительство Казанского собора. В 1813 году в соборе был погребен главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812 года фельдмаршал М. И. Кутузов.

Одним из наиболее замечательных произведений ампира стало величественное здание Адмиралтейства, построенное в 1806-1823 годах по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова (1761-1811).

Выдающийся вклад в формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга внес Карл Иванович Росси (1775-1849). Именно по его проектам и под его руководством были созданы многочисленные архитектурные ансамбли, до сих пор поражающие своим размахом и великолепием. В 1819-1825 годах был сооружен Михайловский дворец (ныне Русский музей), в 1819-1829 годах - комплекс зданий Главного штаба, завершивший формирование ансамбля Дворцовой площади. В 1832 году было окончено строительство нового здания Алексан-дринского театра, а к 1834-му - зданий Сената и Синода, которые придали завершенный вид Сенатской площади.

К числу наиболее выдающихся памятников относится Исаакиевский собор в Петербурге, строившийся с 1818 по 1858 год по проекту архитектора Августа Августовича Монферрана (1786-1858), француза по происхождению, с 1816 года работавшего в России. Собор олицетворял мощь и величие России.

В 1834 году на Дворцовой площади в Петербурге была воздвигнута Александровская колонна, созданная по проекту А. А. Монферрана. Монумент посвящен победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Колоссальный гранитный монолит увенчала фигура ангела, выполненного скульптором Борисом Ивановичем Орловским (1796-1837).

Наиболее значительным архитектурным памятником Петербурга того времени является и здание

Императорского Эрмитажа. Это главный российский музей, сосредоточивший богатейшие художественные коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур. Здесь представлены произведения искусства Западной и Восточной Европы, памятники русской культуры VIII-XIX веков.

В 1852 году собрание художественных произведений было открыто для широкой публики. Эрмитаж стал первым общедоступным музеем в России.

В 1817 году в Москве состоялось открытие огромного здания Манежа, предназначенного для проведения военных смотров, парадов и учений. В нем свободно мог разместиться пехотный полк (2 тыс. человек). Проект был выполнен под руководством инженера А. А. Бетанкура, а отделка фасада принадлежала замечательному архитектору Осипу Ивановичу Бове (1 784-1834). При его участии реконструирована Красная площадь (1815), созданы Театральная площадь (1821-1824), Александровский сад (1820-1822), Триумфальные ворота (1827-1834), Первая градская больница (1828-1832).

На Красной площади в 1818 году был установлен первый московский памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, выполненный скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754-1835).

На Сухаревской площади в 1807 году закончилось строительство большой больницы и приюта, получивших название Странноприимного дома. Это комплекс зданий (известный москвичам как Институт скорой медицинской помощи имени Н. В. Склифосовского) был создан архитекторами Елизвоем Семеновичем Назаровым (1747-1822) и Джакомо Кваренги (1744-1817).

Театр. В первой половине XIX века происходило становление отечественного театра. Ранее театральные труппы существовали либо в усадьбах богатых дворян, либо при дворе императора. Городских или, как тогда говорили, публичных театров было немного. Располагались они, как правило, в малоприспособленных темных помещениях, и зрительные залы не были рассчитаны на большое количество публики.

На театр смотрели как на забаву. Считалось, что зритель на спектаклях должен развлекаться, поэтому театральный репертуар состоял из веселых водевилей, легковесных пьесок, непременно с музыкой и танцами. В Петербурге существовали французский и немецкий театры, постоянно давали представления итальянские оперные артисты. На сценах двух крупнейших российских театров, Большого в Москве и Мариинского в Петербурге, шли в основном итальянские и французские оперные и балетные спектакли. В XIX веке положение постепенно менялось.

Театр становился общественным явлением. Создавались отечественные пьесы, затрагивавшие большие общественные проблемы (например, В. А. Каратыгин «Ревизор» Н. В. Гоголя).

На сцепе Александрийского театра в первой половине XIX века появилась Варвара Николаевна Асенкова (1817-1841), которой в равной степени удавались и водевили, и серьезные, значительные роли в таких пьесах, как «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Огромной популярностью пользовался Василий Андреевич Каратыгин (1802-1853), ставший общепризнанным первым трагиком русского драматического театра. Он прославился на сцене Александринского театра. Его актерское мастерство открыло зрителю глубину и величие пьес У. Шекспира. Его исполнение ролей Гамлета, короля Лира и Отелло публика и театральные критики признавали вершинами актерского мастерства.

В Москве крупнейшим драматическим театром стал основанный еще в XVIII веке Малый театр. В 1824 году для него было построено в центре города особое помещение, в котором он размещается и в наши дни. В пьесах отечественных и европейских драматургов на сцене Малого театра раскрылся талант многих выдающихся русских актеров. В их числе - Михаил Семенович Щепкин (1788-1863). Роли Фамусова в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» и городничего в «Ревизоре» Н. В. Гоголя сделали имя этого бывшего крепостного крестьянина известным всей России.

Другой замечательный актер, Пров Михайлович Садовский (1818-1872), прославился также на сцене Малого театра. Пик его славы пришелся на период, когда театр приступил к пьесам замечательного русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886). Первый раз его пьеса, комедия «Не в свои сани не садись», была сыграна в 1853 году. Вскоре Малый театр стали называть Домом Островского, т. к. его пьесы начали преобладать в репертуаре этого театра.

Живопись. Русская живопись в первой половине XIX века представлена целым рядом крупных художников.

Карл Павлович Брюллов (1 799-1852) родился в Петербурге и с детских лет увлекался рисованием. Окончил Академию художеств с золотой медалью. За счет государства учился мастерству в Италии. Здесь он написал серию картин из римской жизни. Три года Брюллов работал над своей самой известной картиной «Последний день Помпеи», которая была закончена в 1833 году. Это полотно произвело в Италии настоящий фурор, а когда прибыло в Россию, им восхищались и художники и публика. К. П. Брюллов - блестящий мастер портрета («Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень» и др.).

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи

Александр Андреевич Иванов (1806 - 1858) поступил в Академию художеств в 11 лет. Закончил ее с золотой медалью. Совершенствовался в технике живописи в Италии. Его особо интересовали религиозные темы, и он задался целью создать большое полотно, изображающее первое пришествие Христа. Несколько лет художник готовился к этой работе, делал наброски, написал серию подготовительных полотен, в том числе «Явление Христа Марии Магдалине», за которое получил звание академика. Более 20 лет художник работал над важнейшим полотном своей жизни - «Явлением Христа народу». В 1858 году он представил его на суд публики.

А. А. Иванов. Явлением Христа народу

Славу русского искусства составили Орест Адамович Кипренский (1782-1836), Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) и Павел Андреевич Федотов (1815-1852).

Первые два художника прославились портретами, в том числе и прижизненными изображениями А. С. Пушкина. П. А. Федотов явился автором целой серии жанровых полотен, отражавших быт и нравы России того времени. Среди них - «Свежий кавалер» (1846) и «Сватовство майора» (1848).

Музыка. В области музыкальной культуры в начале XIX века в России безраздельно господствовали сочинения иностранных авторов. С 1830-х годов положение изменилось, появились крупные музыкальные произведения, в которых были широко использованы национальные мотивы.

Александр Николаевич Верстовский (1799-1862) является основоположником русской национальной оперы. Его «Аскольдова могила» (1835) была создана на основе произведений русского фольклора.

Михаил Иванович Глинка (1804- 1857) считается родоначальником русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы - народно-музыкальной драме и опере-сказке. Глинке принадлежит музыкальная фантазия «Камаринская» (1848), состоявшая из оркестровых обработок русских народных песен. Русские мелодии пронизывали и оперные произведения Глинки. Он сумел соединить в своем творчестве совершенство формы и национальное музыкальное содержание.

Современниками М. И. Глинки являлись композиторы Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869), Александр Александрович Алябьев (1787-1851), Александр Егорович Варламов (1801-1848) и Александр Львович Гурилев (1803-1858). Даргомыжскому принадлежат замечательная опера «Русалка» (1855), ряд других крупных музыкальных сочинений. Алябьев, Гурилев и Варламов - авторы многих музыкальных композиций, а также романсов на стихи русских поэтов. Это родоначальники русского романса - самобытного вокально-музыкального произведения, чувственного и мелодичного.

В 1830-е годы поэт В. А. Жуковский и композитор А. Ф. Львов создали произведение, ставшее Государственным гимном России. Величественная музыка звучала в дни государственных торжеств до самого 1917 года.

Вопросы и задания

  1. Объясните, что явилось причиной подъема культуры в первой половине XIX в. Часто это время называют золотым веком русской культуры. Как вы думаете, почему?
  2. Охарактеризуйте крупнейшие достижения русской архитектуры первой половины XIX в. С какими именами связаны эти достижения?
  3. Укажите характерные черты русской живописи первой половины XIX в. В чем проявилась новизна в этом виде искусства?
  4. Какие архитектурные памятники Москвы и Петербурга связаны с классицизмом? В чем состоит их ценность? Какое впечатление они у вас вызывают?
  5. Какие новые виды музыкального искусства появились в первой половине XIX в.? Назовите известных вам композиторов этой эпохи.

Документ

Гимн Российской империи

        Боже, царя храни!
        Сильный, державный,
        Царствуй во славу, во славу нам.
        Царствуй на страх врагам,
        Царь православный!
        Боже, царя, царя храни!
        Боже, царя храни!
        Славному долгие дни
        Дай на земли.
        Гордых смирителю,
        Слабых хранителю,
        Всех утешителю
        Всё ниспошли!
        Перводержавную
        Русь православную,
        Боже, царя, царя храни!
        Царство ей стройное,
        В силе спокойное.
        Все ж недостойное
        Прочь отжени.
        О, провидение,
        Благословение
        Нам ниспошли!
        К благу стремление,
        Счастье, смирение,
        В скорби терпение
        Дай на земли!

  • Каким настроением пронизан текст гимна? Какое мировоззрение он выражает?