Цели :

  1. Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника
  2. Обучение правилам сбора и систематизации материала по картине, обращая внимание на выразительность подобранных слов, на соответствие тому, что изображено.
  3. Уметь рассказывать по плану и по отдельным его пунктам, определяя границы высказывания.

Оборудование урока: Мультимедийная презентация к уроку (приложение), опорный конспект.

Ход урока

1. Сообщение учителем сведений о художнике.

(Слайд 1). Аркадий Александрович Пластов - русский художник 20 века. Большую часть своей жизни он провел в деревне Прислониха Ульяновской области.

(Слайд 2). Творчество Пластова посвящено, главным образом, крестьянской теме, так как художник хорошо знал деревенскую жизнь и с большой любовью изображал природу и людей родной земли. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой.

(Слайд 3). Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям.

(Слайд 4, 5). Произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни русской деревни. Художник утверждает поэзию коллективного труда. Его палитра становится еще более яркой.

(Слайд 6,7). Любимые герои Аркадия Александровича – деревенские ребятишки - присутствуют почти в каждом его полотне.

(Слайд 8). «Я люблю нашу жизнь. …даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать», - говорил А.А. Пластов.

(Слайд 9). И художник в своих работах показывает трудную жизнь, скромный быт русских крестьян, проявлявших бодрость и энергию в делах, получавших душевную радость от благородного труда.

(Слайд 10). «Деревня вошла в мою жизнь, как нечто бесконечно родное, органичное, цельное… И вот когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу – никогда не писать того, что не любишь, не знаешь»,- писал А.А. Пластов.

(Слайд 11) Художник создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относится, например, «Летом» (1945).На этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод.

2. Беседа по картине «Летом».

  1. Какое первое впечатление у тебя от картины?
  2. Когда происходит действие, изображенное на картине?
  3. Что прежде всего привлекает внимание?
  4. Какие цвета, теплые или холодные, встречаются в картине Пластова?
  5. Как удается художнику передать свое настроение человеку, рассматривающему картину?
  6. Что можно сказать о художнике?

3. Понятие о цветовой гамме картины.

Настроение картины художник передает с помощью красок. Красный, оранжевый, желтый называют в живописи теплыми цветами. Они помогают художнику передать радостное настроение. Зеленый, синий, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они вызывают чувство грусти, тревоги, печали.

4. Понятие о переднем и заднем плане картины.

То, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами – передний план картины. То, что находится в отдалении от рассматривающего картину – задний план.

5. Сбор и систематизации материала по картине.

(Щедрые дары природы.
Передний план слева.)

Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём.

Корзина – плетёная, доверху наполненная желтоватыми и рыжеватыми грибами.

Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве, наполненное рыжеватыми грибами.

Трава – ярко-зеленая, расцвечена желтыми цветами, лиловыми колокольчиками.

Герои полотна. Передний план справа.

Девочка – загорелая, на щеках румянец; в ярко – красном платке и светлом платьице; обрывает спелые ягоды и складывает их в синюю кружечку; лицо румяное.

Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы.

Собака – светло-рыжая, верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет.

Задний план.

Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы.

Берёзки – сероватого цвета с темными пятнами, словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем.

Лес – тёмно-зеленый, встаёт стеной.

Пень – светло-коричневый.

6. Составление плана описания картины.

I. Вступление.

1. Слово о художнике А. А. Пластове.

2. Первое впечатление от произведения.

II. Основная часть.

Описание картины «Летом».

(Передний, задний планы картины. Правый, левый фланг картины.)

1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев.

2. Пейзаж.

3. Настроение, созданное картиной, отношение автора к своему произведению.

III. Заключение.

Настроение, которое создает картина (отзывы о произведении критиков, пожелания, выводы).

7. Написание чернового варианта сочинения.

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом».

Литература

  1. Владимирская Г. Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
  2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., Просвещение, 1991.
  3. Котова О.Ф. Вырази себя в слове. Коломна, 1993.

Аркадий Александрович Пластов родился в де­ревне и большую часть своей жизни провел там. Это повлияло на его творчество. Большинство кар­тин Пластова посвящено жизни деревни во всех ее проявлениях. Он изображал и повседневный труд деревенских жителей, и их портеры. Живописец всегда стремился видеть красоту в обычных дета­лях жизни. Даже самый тяжелый труд на его по­лотнах выглядит как праздник благодаря ярким краскам.

Картина «Летом» - одно из полотен, переда­ющих и красоту русской природы, и образ жизни русских людей, их обычные занятия. На фоне ти­пичного среднерусского пейзажа художник изо­бражает своих героев - прилегшую отдохнуть в тени берез женщину и маленькую девочку, оче­видно, ее дочку или внучку.

Глядя на картину, мы без труда можем дога­даться, что старая женщина и ее внучка еще до рассвета отправились в лес за ягодами и грибами. Теперь, в послеобеденное время, наполнив свои лу­кошки, обе крестьянки отдыхают перед обратной дорогой. Выбор персонажей автором не случаен: в прежние времена собирательством занимались старые люди и дети, то есть те, кто в не мог прини­мать участия в тяжелом крестьянском труде - се­нокосе, уборке полей и других обычных для этого периода работ. Вместе с тем походы в лес за ягода­ми и грибами всегда были важны в деле подготов­ки к зиме, ведь крестьянские семьи, как правило, были большими и прокормиться им часто было не­легко. Мы видим, что сегодняшний поход в лес старухи и девочки был удачен. На переднем плане в левом углу картины художник изобразил «добы­чу» своих героев в виде двух плетеных лукошек, доверху наполненных грибами. Перед лукошками изображен кувшин из глины, наполненный лесны­ми ягодами.

В правом углу картины изображена девочка лет (тми. Она присела на траву, вытянув вперед босые ноги. На ней белый сарафан, а на голове - крас­ный платок, завязанный на узел под подбородком.

На шее девочки - голубые бусы. Ее лицо сосредо­точено и наклонено вниз; она внимательно переби­рает ягоды и складывает их в голубую кружку, ко­торая стоит на ее ногах.

К правому боку девочки прижалась рыже-черная собака, которую героини картины взяли с со­бой в лес. Собаку, видимо, утомила длительная прогулка по лесу, и теперь она отдыхает, положив голову на вытянутые вперед лапы. Присмотрев­шись к изображенной художником собаке, можно заметить, что она, на первый взгляд спящая, не те­ряет бдительности в незнакомом месте. Ее глаза приоткрыты, а уши приподняты, то есть собака прислушивается к звукам в лесу.

За спиной девочки изображена спящая женщи­на в синем крестьянском платье и таком же синем платке. Мы не видим ее лица, поскольку она за­крыла его рукой. Судя по позе, в которой изобра­зил ее художник, женщина спит крепко. Она поло­жила голову на небольшой бугорок, который образовали корни растущих рядом берез. На зад­нем плане картины - залитая солнцем поляна, а за поляной начинается лес.

Солнце светит ярко, оно освещает уже неяркую зелень поляны. Краски, которые использовал ху­дожник, свидетельствуют о том, что действие происходит уже в конце лета, когда трава выгора­ет и при свете солнца отдает золотом. Общая цвето­вая гамма картины «Летом» - яркая, колорит­ная. Художник использует насыщенные цвета: ярко-красный платок девочки, густой синий цвет одежды старой женщины, изумрудная зелень вы­сокой травы в тени берез, янтарный оттенок травы поляны. Таким образом он добился точной переда­чи полуденного зноя в лесу, когда прохладу можно найти только в тени деревьев.

Общее впечатление от картины - радостное, солнечное, умиротворенное. Художник предстает перед нами как тонкий ценитель красоты родных мест. Ведь неслучайно до мельчайших деталей он изобразил березы - символ России. Близка автору картины и народная жизнь, так органично слитая с природой. Художник словно любуется своими ге­роями. Он изображает их в момент отдыха, которо­му предшествовал труд, совсем непростой, как ка­жется на первый взгляд, но приносящий радость.

Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита, А в ней какою негой веет От каждой ветки и листа! Войдём и сядем над корнями Дерев, поимых родником, - Там, где обвеянный их мглами, Он шепчет в сумраке немом. Над нами бредят их вершины, В полдневный зной погружены, И лишь порою крик орлиный До нас доходит в вышины… Ф.И. Тютчев












I. Вступление. Тема и основная мысль картины А. Пластова. II. Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом». 1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины. 2. Пейзаж. 3. Настроение, вызванное картиной. III. Заключение. Мастерство художника. План


Тема и основная мысль, как правило, обозначены художником в названии картины. Тема - это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительным и средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме. Красота летней природы. Желание автора показать богатство и щедрость родной земли.



Подберите определения, характеризующие данные предметы. Лес Поляна Воздух Солнце Берёзы Девочка еловый, красивый, зеленый желто-зеленая, цветущая, земляничная, благоухающая свежий, легко дышать ослепительное, золотистое стройные, белоствольные, гибкие, создают тень уставшая, задумчивая, в красном платке и белом платье


Вставьте пропущенные слова. Летний ____________ день. Лесная __________. Солнце светит на полянку. От солнца трава ___________. Растут две __________, луг осыпан цветами, цветут голубенькие ____________, белые ___________. __________ – ярко-зеленая, расцвечена желтыми _____________; лиловыми колокольчиками. солнечный желтая колокольчики ромашки березы полянка Трава цветами


Выпишите сначала словосочетания, характеризующие женщину, а затем те, которые относятся к девочке. В красном платке Мозолистые руки женщинадевочка Рядом с собакой В синем платке и платье Коса из-под косынки Она задремала С босыми ногами Много трудится Обирает ягодки Прикрылась рукой


1. Яркая, солнечная опушка леса, здесь отдыхают девочка и женщина. Спишите, обозначьте грамматическую основу предложений. 2. Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. 3. Ослепительное солнце озаряет всю поляну т окрашивает ее в желтоватый цвет.


Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов! О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь. Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу. Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать. В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет. Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат и полежать в мягкой душистой траве.

Мы очень редко видим красоту окружающего мира, не обращая внимания на привычные нам окружающие виды, но, благодаря талантливым художникам, таким как Пластов и картине Пластова Летом, с которой знакомимся в 5 классе, понимаешь, красота повсюду. Ее можно увидеть даже в моменты нелегкого труда.

Сочинение по картине Пластова Летом

Сегодня нам задали написать по картине Пластова Летом, где художник изобразил не только великолепие природы, но и жизнь людей, которые заняты делами. Описание картины Пластова Летом сделать не сложно, тем более, что передо мной находится репродукция этой картины.

Описание картины Пластова

Сочинение по картине Пластова Летом начну с описание главных героинь картины и это девочка с мамой, а возможно, с бабушкой. Они присели на опушке леса под двумя березами. Скорее всего, под березами они спрятались от палящего летнего солнца. Девочка одета в платье, а на голове красный платок. Женщина одета в синее платье. Она легла на траву, чтобы немного отдохнуть, а может, и вздремнуть. Ведь, как никак, она с девочкой потрудились на славу и тому подтверждением является большая корзина и ведро, наполненные грибами. Здесь и белый гриб, и другие разновидности грибов. Вот будет, что засолить на зиму и что засушить, а после, готовить грибные супы. Вы когда-нибудь пробовали суп из сушенных грибов? Этот аромат не забудешь никогда, а вкус вообще описать сложно.

Далее в описании картины Пластова Летом опишу собачонку, которая вместе с девочкой и женщиной также бегала в лес и сопровождала их. Она выполняла роль сторожа, ведь все-таки, в лесу может поджидать и опасность. Однако, все обошлось, а сама собака, видимо, набегалась и также хочет отдохнуть, скрутившись у ног девочки. Кстати, собирали наши грибницы не только грибы, насобирали они и ягод. И вот сейчас в нашем сочинении по картине Пластова Летом за 5 класс, девочка как раз и обрывает ягоды, складывая их в кружку.

Если посмотреть на задний план, то всюду зелень, мягкая травка, которую разбавляют полевые цветы, внося в зелень капли разноцветья. А далее густой лес, как раз там и собирали грибы наши героини картины. Их они уже скоро понесут домой, а дома грибниц ждет еще одна работа: засол грибов, но эта работа будет оценена зимой, когда семья соберется за столом и будет пробовать вкусные хрустящие грибочки.

Аркадий Пластов считается самым живописным художником, который прекрасно изображал природу. Многие его картины показывают красоту его родины, поэтому русские деревни и поля особенно восхитительны в изображении этого мастера живописи. Аркадий Александрович выбирал для своих полотен незамысловатые сюжеты, которые призывали любить и восхищаться всем тем, что находиться рядом, что за обыденностью и некой простотой, мы не замечаем.

А ведь все это: и поля, и леса, озера, и реки имеют особую прелесть и невероятную и удивительную красоту, которая чарует и завораживает. Художник Аркадий Пластов пытался в своих картинах остановиться на мгновение и оглядеться, чтобы увидеть, что даже самый обыкновенный летний день может быть прекрасным и восхитительным.

Одна из картин Аркадия Пластова посвящена жаркому и знойному летнему дну, когда обычно люди в городах предпочитают находиться в прохладных помещениях. Но в сельской местности такое время - это лучшая пора для сбора ягод, которые можно и засушить, и сварить из них на зиму варенье. Лето всегда считалась самой щедрой порой, когда поспевают ягоды и грибы, за которыми следует отправляться в лес и немного потрудиться, чтобы их собрать.

Вот такое прекрасное мгновение сбора ягод и грибов решил запечатлеть в своем великолепном полотне Аркадий Александрович. Центральное место в картине занимают люди, которые вышли на сбор грибов и ягод еще ранним утром, но вот наступил полдень и они нашли небольшую полянку, где росло несколько березок, чтобы под ними немного отдохнуть. Видно, что люди сильно устали бродить по лесу, собирая лесные щедрые подарки. Поэтому, как только они присели, немного пообедали, то бабушка сразу уснула. Она лежит на полянке рядом со своей внучкой.

На бабушке надета синяя длинная юбка и такого же, темно-синего цвета кофточка, но она с длинным рукавом. Скорее всего, кофта с длинным рукавом нужна для того, чтобы была защита и от палящих лучей солнца, и от веток, которые могут поцарапать руки, и от мошкары, которой обычно всегда много в лесу, где в даже самый жаркий день всегда много в лесной темной и прохладной чащобе. Длинные рукава на кофточке пожилой женщины застегнуты на маленькую пуговичку. На голове бабушки аккуратно повязан платок темного цвета.

Пока бабушка спит, то ее внучка тихонько сидит рядом и обрывает в синюю небольшую кружку ягоды. На девочке надето длинное легкое светлое платье, у которого, как и у пожилой женщины, длинные рукава. Внучка рада тому, как прошла прогулка по лесу, хотя она тоже немного устала, но зато они собрали много ягод и грибов. На голове у девушки аккуратно повязан платок красного цвета. Но на картине Аркадия Пластова есть еще один герой - это пес, верный товарищ и защитник девочки, который всегда ее оберегает.

Вот и сегодня он тоже увязался за своей хозяйкой, и верная собака тоже ходила целый день по лесу, стараясь ее защитить от любой опасности. Но и теперь рыжий пес-дворняга лежит спокойно и отдыхает. Глаза у собаки открыты, и она внимательно наблюдает, как в высокой и сочной траве скачут и прыгают кузнечики. Цвет травы изумрудный, кажется, словно она мягкий ковер, на котором так удобно отдыхать. На мягкую и спокойную траву падает тень от березок, которые стоит отдельно. Зеленая и насыщенная листва низко склонилась над грибниками, закрывая от жарких солнечных лучей.

Рядом с людьми стоят две большие корзины, в которых много грибов. Все грибы крупные, но разные. В широком лукошке собраны белые грибы, а в черном маленьком лукошке грибники положили все остальные грибы. В большом глиняном кувшине собраны ягоды, которые потом согревать в теплое время, когда внучка и бабушка будут пить чай с вкусным вареньем. У кувшина с изображением есть ручка, изогнутая и круглая. Носить такой кувшин неудобно, но зато в него можно положить много ягод.

На заднем плане стоит густой и зеленый лес. Автор картины его изобразил вдалеке и не очень отчетливо, чтобы показать, какой он большой и что в его чащобах может быть очень страшно. Аркадий Александрович для изображения использует светлую цветовую гамму, и лишь только лес вдалеке он вводит темные оттенки цветов, чтобы показать, что он сильно отличается от остального радушного пейзажа. Живописный и прекрасный пейзаж Пластова радует и воодушевляет тоже отправиться в лес, собирать ягоды и грибы.

Картина Аркадия Пластова изображает летнюю жаркую пору, которая всегда дарит прекрасное и хорошее настроение. Великолепно и довольно полно изобразил художник всю красоту русской природы. К сожалению, человек не всегда замечает, что его окружает, хотя русская земля всегда прекрасна и щедра, позволяя радоваться каждому дню. Человеку необходимо лишь только увидеть все это, хотя бы глазами художника, который смог так удачно передать все, даже радость и спокойствие.