А кадемический рисунок - благородное направление, основанное на классическом художественном образовании. Чтобы обучиться ему, стоит познакомиться со столпами реалистического изображения: основами перспективы , композиции, пропорций. Без свободного их применения ничего не получится. Берите карандаш, сделайте зарядку для глаз, располагайтесь на стуле удобнее - впереди сложная, но интересная объемная работа.

Что нужно знать?

Перспектива - это принцип перенесения действительного мира на картину с визуальными искажениями пропорций тел, для передачи их положения в пространстве. Академическое направление стремится к реалистичному изображению людей и предметов. Но искусство - это только подражание.

Рисуя предмет, художник переносит его из объемного мира на плоскость - лист бумаги. Чтобы рисунок выглядел «как в жизни», он должен передать 3D особенности изображаемого. Для этого и нужна перспектива - она передает объемность мира в том визуальном искажении, в каком его видит человек, с художественным уточнением живописца или графика.

Что это значит? Наблюдали когда-нибудь за дорогой во время путешествия на машине? Границы дороги далеко впереди сходятся, окруженные совсем маленькими деревьями. Но если подъехать ближе - дорога такая же широкая как на любом другом участке. Та же ситуация с дальним углом шкафа - он кажется меньше приближенного, хотя это не так. Это и есть визуальное искажение, которое помогает воспринимать мир. Это и нужно картине, чтобы передались пространственные соотношения на 2D плоскости.

Рисунок с основами перспективы должен быть точен. Приступая к работе, ученик выбирает точку зрения, которой будет придерживаться, пока работа не завершится. Эта точка лежит на линии горизонта, и к ней сходятся все остальные линии рисунка. Расхождение линий - верный признак ошибки. Нельзя пересаживаться во время работы. Потому что тогда композиция картины сместится, угол соединения линий будет другой.



Виды художественной перспективы

  • Обратная перспектива - несоответствие относительных форм предмета и проекции перспективы в живописи , иконописи. Это она, если чем дальше нарисованные фигуры, тем они больше. Понятие ввел в 1907 г. искусствовед Оскар Вульф.

Считается, что такое искаженное изображение связано с неумением правильно передать объем. Связано это и с восприятием мира, где в центре не стоит человек - поэтому не выделяется определенной точки отсчета, их множество. Зафиксирована обратная перспектива, например, в иконописных изображениях Троицы.

  • Прямая линейная перспектива - предполагает единую точку схода всех удаляющихся линий, расположенную на линии горизонта. Эта техника начала активно разрабатываться в эпоху Возрождения архитектором Филиппо Бурнеллески, ученым Леоном Баттиста Альберти. Быстро она проникла в живопись Альбрехта Дюрера, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и др.

Художники все ближе подходили к реалистичности изображения, часто стали появляться монументальные картины. Этими же принципами изображения пространства руководствуются художники и сейчас.

Привет! В этой статье я расскажу об основных законах линейной и воздушной перспективы . Как правило эти законы чаще всего применяются при рисовании пейзажей . Применение законов линейной и воздушной перспективы позволяет наиболее правдиво передать изображаемое пространство в пейзаже. А чтобы не быть голословным и не писать статью ради статьи про теорию линейной и воздушной перспективы, рассмотрим эти законы на конкретном практическом примере. Нарисуем с вами простенький пейзаж. И заодно последовательно разберем каждое правило.

В качестве инструментов предлагаю взять сухую пастель, бумагу для пастели формата А4 и клячку. Бумагу я взял серого цвета, но можно использовать белую. Вначале как всегда выполним набросок. Я решил набросать его из головы, как возьмет рука. Но перед этим давайте вспомним правила линейной перспективы :

  1. параллельные линии, удаляющиеся от наблюдателя вдаль, сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним дорогу или рельсы, уходящие вдаль)
  2. одинаковые предметы и объекты при удалении от наблюдателя кажутся меньше размером и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним столбы вдоль дороги)

Значит, нам нужно отметить горизонт и набросать объекты, которые будут удовлетворять правилам выше. Вот что получилось у меня при наброске простым карандашом:

Горизонт я решил закрыть холмами, чтобы не выглядел скучной прямой линией. С левой стороны показал деревья, которые удаляясь уменьшаются в размерах (2-е правило линейной перспективы). А в центре пейзажа, уходящая вдаль дорога, которая стремится к одной точке на горизонте (1-е правило линейной перспективы). Для большего интереса пусть часть дороги теряется за холмами.

С линейной перспективой мы разобрались. Теперь давайте займемся законами воздушной перспективы и откроем коробку с пастелью. Закрасим небо голубым цветом, слегка убавляя цвет к горизонту. Добавим пару облаков. Солнце пусть будет у нас с левой стороны.


Читаем первый закон воздушной перспективы - Фиолетовым и голубым мелками пройдемся по самому дальнему холму. Лес вдали слева закрасим темно-зеленым и синим, но также подмешаем немного белого, чтобы цвет выглядел бледновато и терялся вдали фиолетового холма.


Второй закон воздушной перспективы - Закрашиваем поля слева и справа таким образом, чтобы темно-зеленый цвет вблизи плавно переходил в светло или желто-зеленый вдали. Дорожка же наоборот вблизи будет иметь светлые оттенки охры, а вдали добавим чуть коричневого. Все это дело растушевываем пальцами, придавая рисунку однородный тон и плавные переходы цвета.


Третий закон воздушной перспективы - Это мы и проделаем с деревьями с левой стороны от дорожки. Вначале темно-зеленым закрасим лесок позади берез. Он подчеркнет холмистую местность. На его фоне покажем отдельно стоящее дерево, которое выглядит очень маленьким и создает эффект удаленности в пространстве. Добавим ему едва заметную серую тень. Далее используя разные оттенки зеленого рисуем листву короткими штрихами мелка. Слева кладем светлые тона, с правой стороны деревьев - темные. Т.к. мы рисуем березы, то белым наметим стволы и темно серым слегка покажем пятна. Не детализируйте. Делаем только намеки, как будто легкий эскиз. Воображение зрителя и так поймет, что это березы. А излишняя детализация будет противоречить следующему закону.


Четвертый закон воздушной перспективы - Мы уже по сути начали его соблюдать, когда стали рисовать березы, более детальные по сравнению с задним фоном. Давайте продолжим на правой стороне от дорожки. Вначале нарисуем березу.


Затем дубы на ближнем фоне. При этом дубы будут иметь еще больше деталей по сравнению с березами (конечно насколько позволяет бумага с ее фактурой). Не забываем под дубами добавить зелено-синюю тень с примесью темно серого или черного.


Закрепим четвертый закон и нарисуем вблизи траву острым краешком пастели вертикальными штрихами. На дорожке слева синим добавим немного тени. Только не забываем что при удалении от нас тень будет светлее. Можно даже добавить несколько цветочков для антуражу)


Ну и последний, пятый закон воздушной перспективы - Чтобы запомнить этот закон подчеркнем тень дорожки слева темно коричневым цветом. Но только примерно до половины. Остальная дорожка мягко размыта ранее. Добавим на дорожку немного деталей в виде горизонтальных коричневых полос. Чем ближе к нам тем резче штрихи. Нарисуем пару камней. Тот, что в дали, просто намечаем основную форму и подчеркиваем тень. При необходимости чуть чуть растушевываем. У ближних камней четко выделяем контуры и тени. Таким образом, те предметы, что ближе к нам, выглядят резче, чем те, что вдали от нас.

На этом все, можно ставить подпись. Конечно получился не гиперреалистичный пейзаж, но я надеюсь, вы усвоили и запомнили основные правила линейной и воздушной перспективы .


Итак, давайте еще раз повторим законы воздушной перспективы :

Первый закон: удаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздуха между наблюдателем и объектом. Второй закон: светлые объекты вдали темнеют, а темные - светлеют. Третий закон: Ближние предметы изображаются объемно и разными цветами, дальние - плоско и одинаковыми по тону. Четвертый закон: Ближние предметы изображаются в деталях, а дальние - обобщенно. Пятый закон: Контуры ближних объектов нужно делать резкими, а дальних - мягкими.

Применяя рассмотренные законы линейной и воздушной перспективы , ваши работы будут на порядок отличаться в более лучшую сторону от работ художников, которые эти законы игнорируют. Поэтому всегда держите их в голове при рисовании своих картин.

Сначала необходимо разобраться и понять основные принципы, которые были открыты итальянским архитектором Брунеллески во 2-й половине 15 века.

Что же такое перспектива? Слово перспектива произошло от латинского глагола «perspicere» - «ясно видеть», «внимательно рассматривать». «Перспектива» имеет несколько значения. Я озвучу понятие в изобразительном искусстве. Это изображение предметов, полученное на какой-либо поверхности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, чёткости очертания их формы и светотеневых отношений, которые можно наблюдать в натуре.

В нашем предмете будет много понятий, с которыми мы будем разбираться по мере необходимости. Первое такое понятие это «горизонт». В перспективе говорят Истинный горизонт - это простая горизонтальная линия, находящаяся на уровне наших глаз и соответствующая линии моря (далее горизонт или линия горизонта).

Положение лини горизонта всегда связано с уровнем взгляда наблюдателя. Где глаз, там и горизонт. Определяя линию горизонта на холсте, вы должны помнить, что все объекты над ней расположены выше уровня глаз, а все объекты под ней расположены ниже.

Простые построения

Понятия перспективы основывается на том явлении, что удалённые предметы кажутся меньше по размерам, чем есть на самом деле. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль неё (рис. 1). Как вы видите железная дорога, по мере её удаления, на линии горизонта сходится в одну точку или совсем исчезает. Также и столбы, удаляясь, выглядят всё меньше и меньше. Аналогичному кажущемуся сокращения и изменению подлежит всё, что мы видим в окружающем нас мире: предметы, вещи и явления. Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся к точкам на линии горизонта. Отсюда очевидно одно важнейшее правило перспективы: параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке. Точка, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называют точкой схода.

Надо заметить, что если смотреть на куб под прямым углом к одной из его сторон, то эта сторона не будет подвержена перспективному сокращению. В этом случае точка схода одна. Если наблюдать за кубом, стоящим ребром к зрителю, все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к зрителю. В этом случае точек схода уже две. Куб или любой другой предмет может находиться над линией горизонта, под линией горизонта и на линии горизонта. Иллюстрации всё это наглядно демонстрируют.

На Рис. 2 объект расположен на линии горизонта. В этом случае надо помнить, если куб касается линии горизонта, то мы не должны видеть верхнюю, нижнюю и две дальние стороны. Конечно, мы может обозначить не видимые стороны пунктирными линиями.
Есть ещё один не маловажный момент, приближая объект ближе к зрителю, мы тем самым приближаем точки схода друг к другу и делаем линии схода круче. Соответственно всё на оборот для отдаления предмета от зрителя.

На Рис. 3 объект расположен над линией и под линией горизонта. В этом случае видимых сторон уже три из шести. Попробуйте поэкспериментировать, располагая куб на разных высотах и под разными углами, и помните, линию горизонта никто не запрещал трогать.

Сложные построения

Попробуем усложнить наш куб и пририсуем ему покатую крышу. Проведите перпендикуляр через точку пересечения диагоналей торцевой стороны куба. На этом перпендикуляре будет находиться ближний к нам конец гребня крыши. Заметем, что перпендикуляр проходит не через центр стены, а несколько сдвинут к правому углу. Отметем на перпендикуляре нужную высоту верхней точки крыши, проведём от неё косые линии, обозначая скат крыши. Затем соединим верхнюю точку с точкой схода, что в итоге даст нам гребень крыши (Рис. 4). Дальний скат не параллелен ближнему, у ската также есть свои точки схода и он также как и куб подвержен перспективным сокращениям.

Нарисуем ещё более сложный объект (рис. 5). Дом с пристройкой и трубой, при построении перспективы используются тот же самый принцип, что и при изображении простого куба. Этот принцип применим ко всему - ко всем выступающим деталям.

На Рис. 6 показано, как расположить несколько объектов под разными углами друг к другу. В этом случае важно помнить, что каждый объект имеет свою собственную точку схода. Чем больше угол, под которым находится объект, тем ближе его точка схода, и на оборот: чем больше куб развёрнут, тем дальше его точка схода.

Рис. 7 иллюстрирует ещё один важный момент. Для одной картины одна линия горизонта, но для каждого объекта можно создавать свои точки схода, которые должны быть строго на одной линии в пределах данной композиции.

Изображение теней

Обычно падающие от предметов тени рисуют на глаз. Если тени ложатся на неровную поверхность, примеров тому множества: вода, взрыхленная земля и т.д., то небольшая погрешность практически не заметна. Во избежание грубых ошибок, важно знать главные законы построения перспективы теней.
Много ошибок происходит из за невнимательности, например не учитывается характер поверхности, на которую падают тени.
Вся сложность при построении перспективы теней в том, что необходимо постоянно учитывать местоположение источника света. На Рис. 8 иллюстрация того каким образом строится тень отбрасываемая нашим кубом или любым другим угловатым предметом.

На Рис. 9 наглядно показано, когда источник света один, а объектов много. В принципе те же самые законы линейной перспективы.

С Рис. 10 попробуйте разобраться самостоятельно.

Эллипсы и кривые линии

Как вы можете видеть, круг, вписанный в квадрат, касается всех сторон квадрата, стороны квадрата являются касательными к окружности. Изобразить квадрат с учётом перспективы и вписать в него окружность не составит нам труда. Рис. 11 иллюстрирует это наглядно. Таким образом, мы научились изображать окружности в перспективе, а вместе с тем и цилиндры, стаканы и прочие предметы вращения. Если нет, то пожалуй пришло время научится;)

Есть объекты, которые очень трудно рисовать из за их криволинейной формы, но владение перспективой может вам помочь. Поместите ваш объект в воображаемый ящик, нарисованный, в соответствии с законами перспективы, и это облегчит вам задачу.

Отражения

Построение изображения отражения предмета в воде или на любой другой сильно отражающей плоскости следующее: из самой верхней точки объекта опускается перпендикуляр на поверхность отражения, затем перпендикуляр продлевается на то же самое расстояние в низ, где и определяется окончания отражения предмета.
Рассмотрим простое отражение палки торчащей из воды (рис. 12). Тут важно понимать, если предмет торчит вертикально из воды, то его отражение будет равно длине его видимой части. Также это правило можно применить к предмету, торчащему под углом в плоскости строго перпендикулярной взгляду наблюдателя. Совсем по другому дела обстоят если палка наклонена к зрителю или от зрителя в этом случае отражение на поверхности будут длине видимой части палки или короче соответственно.

Здание, стоящее у самой кромки воды будет отражаться целиком. Более сложное отражение возникает тогда, когда здание расположено не у самой воды или в воде, а поодаль от берега. Тогда применяют дополнительное построение. Рис. 13, В данном случае ключевым моментом является отрезок BА’ этот отрезок является перепадом высот между основанием здания и водной гладью. Слышали выражение «Высота над уровнем моря» вот это и есть наш случай. Рисуя пологий склон берега или песочный пляж, это расстояние определяется на глаз. Рисуя, к примеру, пирс или причал за основы отрезка BA’ берётся высота видимой части пирса.

Воздушная перспектива

Дым, пыль, осадки всё это содержится в воздухе и атмосфере. В качестве примера можно взять даль горизонта, даже в ясный день он затуманен, преобладают серые или серо-голубые тона. Конечно, нельзя забывать о количестве влаги в атмосфере, ведь от этого напрямую зависит плотность тумана. Этот природный эффект и является воздушной перспективой.

Воздушная перспектива проявляется в таких явлениях как:

  • Контрастность это разница в характеристиках различных участков изображения. На переднем плане она максимальна, с увеличением расстояния теряет свою четкость, а затем и вовсе растворяется в голубых или серых тонах.
  • Оттенки красок это разновидность какого-либо цвета. С увеличением расстояния, оттенки теряют свою первоначальную яркость, бледнеют.
  • Цвет это окраска, способность испускать, поглощать или отражать свет определённого спектра. Тёплые цвета на переднем плане, принимают синеватый или сероватый оттенок на заднем.

На этом моменте я бы хотел остановить изучения теории и перейти в программу Photoshop.

Инструменты

В работе лучше всего использовать версию CS4 и выше, программы Photoshop, в качестве средства ввода используем планшет, чем дороже, тем лучше;)
Для начала, перечислю инструменты, которыми следует пользоваться при построении перспективы.

Инструмент «Выравнивание» клавиша: V
Инструмент «Лассо» клавиша: L или Shift + L
Инструмент «Прямолинейное лассо» клавиша: L или Shift + L
Инструмент «Перо» клавиша: P
Инструмент «Стрелка» клавиша: A
Инструмент «Поворот вида» клавиша: R
Инструмент «Эллипс» клавиша: U

Ну и конечно такими пунктами главного меню как: Свободное трансформирование, Трансформирование, Деформация, Перспектива, Искажение и т.д.

С чего вообще следует начинать работу? Конечно с карандаша и листа бумаги. Не один, даже самый совершенный планшет в купе с дорогим монитором, не даёт такой свободы творчества, идей и координации руки, как простой графитовый карандаш, ластик, линейка и ватман. Конечно, это относится к стадии наброска и построения перспективы, когда же речь заходит о цвете и красках, компьютерная графика вырывается далеко вперёд. Конечно это всё лирика и сугубо моё лично мнение, наверняка многие со мной поспорят, но не будем отвлекаться.

И так, карандашный набросок со всеми линиями построения перспективы готов. Сканируем его и открываем в фотошопе. Конечно, можно прибегнуть к помощи пастеризации или другому способу отчистки наброска от лишних пятен или оставить всё как есть, и продолжить уже с цветом. Но, мягко сказать, не люблю так делать, я предпочитаю обводить свой карандашный набросок и использовать эти линии как часть картины. Очень хороший, быстрый и удобный способ обрисовки это использование стандартной жёсткой круглой кисти в сочетании с клавишей Shift. Ставите точку в начале прямого отрезка, зажимаете Shift, ставите точку в конце отреза. Поэкспериментируйте с настройки динамики кисти, найдите оптимальный вариант для себя.

Бывают случаи, когда нет под рукой сканера и тут уже, как ни крути, придется всё чертить на планшете. В таких случаях я использую инструмент «Перо», редактируя направление линии при помощи инструмента «Стрелка». Очень удобно использовать в тех случаях, когда рисуешь, какой ни будь не стандартный ракурс, инструмент «Поворот вида». Инструмент «Прямолинейное лассо» я использую в тех случаях, когда надо отчертить плоскость. Поупражняйтесь в работе этих инструментов.
Приведу несколько примеров из своих работ (комментарий к каждому примеру находится под ним):

Данный пример, как раз иллюстрирует наш разговор, который мы провели выше, о карандашном наброске с последующей обводкой на компьютере.


В этом примере, все построения перспективы и композиции я выполнял на планшете, не прибегая к помаши карандаша и бумаги. В работе использовались в основном инструменты: «Перо», «Стрелка», «Эллипс» и «Поворот вида».


Наконец последний пример, тут вы пожалуй не найдете не одно прямой линии построения. Набросок выполнен на компьютере не прибегая к помаши карандаша, стандартной кистью, без вспомогательных инструментов. Использовался лишь инструмент «Поворот вида». Заметьте, как можно исказить перспективу, в таких случаях искажению подвергаются все предметы картины, иначе получится сумбур. ;)

Используемая литература, для тех кто хочет расширить познания в огромнейшей теме «Линейная перспектива»: М.Н. Макаров «Практическая перспектива», Рэй Кэмпбелл Смит «Перспектива», Н. Ли «Основы учебного академического рисунка».

Линейная перспектива — точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения.
«Перспектива» (от латинского «pcrspicerc ») в переводе означает «смотреть сквозь, правильно видеть».

Чтобы понять значение этого термина, попробуем рассмотреть с определенной точки зрения закономерности перспективного изменения формы одного или группы предметов, видимых через прозрачное стекло, поставленное на некотором расстоянии. Здесь линии очертании видимых объектов точно проецируются на плоскость стекла. Для наглядности проекцию их очертания можно обвести жировым карандашом, тушью иди другими изобразительными средствами, которые дадут правильное перспективное изображение на плоскости стекла. Подобным методом довольно часто пользовались художники и архитекторы Ренессанса. Такой опыт можно проделать через оконное стекло, для чего предварительно выбрать какой-либо объект.

Рис. 1

Возникновение перспективы как науки относится к эпохе Возрождения, что было связано с расцветом реалистического направления в изобразительном искусстве. Созданная система передачи зрительного восприятия пространственных форм и самого пространства на плоскости практически разрешила стоящую перед художниками и архитекторами проблему. Плодами данной науки мы пользуемся по сей день.

Архитектор Филиппо Брунеллески первым нашел способ оптико-геометрических построений, производя сечение зрительной пирамиды Евклида картинной плоскостью и получая тем самым перспективное изображение предметов. Огромный вклад в область перспективы внесли художники эпохи Возрождения. Так, например. Альбрехт Дюрер применил геометрию объемных тел и теорию линейной перспективы для построения фигуры человека в пространстве с учетом сложных ракурсов и движений. Леонардо да Винчи был блестящим теоретиком в области перспективы и участвовал в разработке учения о пропорциях и перспективного пространства. Великий педагог, воспитатель и учитель академического рисунка П.Чистяков писал, что умение рисовать и писать, тонко знать перспективу необходимо при любом таланте: «Все существующее в природе и имеющее какую-либо форму подлежит законам перспективы. Умея применять законы перспективы, вы можете нарисовать все неподвижное в натуре верно ». Серьезное внимание уделял целенаправленным поискам в области закономерностей видении натуры на основе перспективы Л Т.Венецианов и многие другие русские художники, архитекторы и искусствоведы.

Рис. 2

Открытие точных законов перспективы позволило художникам и архитекторам более правдиво изображать на плоскости формы видимого мира. Студентам очень важно знать эти законы, хотя теоретическое знание еще не означает умения рисовать с натуры. так же как и знание анатомии не научит рисовать фигуру человека. Не исключено, что студент, который обладает хорошим глазомером, но не знает законов перспективы и анатомии, справится с натурой лучше, чем тот, кто обладает этими знаниями, но не имеет хорошего глазомера.Разумеется, лучше, если студент будет обладать и хорошим глазомерам, и знаниями. Здесь уместны слова П.Чистякова; « Сила художника в знании. Творчество без знания — тля».

Теоретические знания о перспективе необходимы как художникам, так и архитекторам при работе непосредственно с натурой для ясного представления изображаемых ими предметов на плоскости, чтобы предметы воспринимались глазами зрителя правдиво и убедительно (рис. 3-6 ).

Рис. 3

Очень важно, чтобы студенты осваивали не только теорию перспективы, но и приемы построения, а так же ясно представляли себе положение предметов в пространстве и их проекцию на плоскости (картинная плоскость).

Суть данной теории заключается в умении убедительно изображать предметы в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, то есть перспективно на глаз, не прибегая слишком часто к уже усвоенным правилам и приемам изображения в линейной перспективе. Поэтому, при рисовании с натуры прежде всего следует пользоваться так называемой наблюдательной перспективой (глазомером), а знания основных законов линейной перспективы могут быть использованы при необходимости.

Незнание законов перспективы в работе над рисунком с натуры и без нее, как правило, приводит к явным и порой невероятно нелогичным нарушениям в рисунке. На рис.7 , слева, геометрические тела изображены неправильно, в так называемой обратной перспективе, а также в чрезмерном перспективном искажении. Чтобы избежать подобных нарушений, попробуем разобраться, как мы воспринимаем предметы в пространстве. Речь пойдет о элементах наблюдательной перспективы. Рассмотрим основные правила этого зрительного явления.

Все наблюдаемые предметы и явления мира в силу особенности восприятия человеческого глаза предстают перед нами в измененном виде.

Проиллюстрируем сказанное примером. Держа книгу в вытянутой руке в фронтальном положении, заметим, что размер книги не меняется. Однако стоит ее наклонить в горизонтальном направлении, как мы отмечаем разницу в видимых размерах: дальняя часть книги по отношению к ближней кажется меньше. Если книгу положить на стол и наблюдать ее с различной высоты, мы заметим разницу в ее кажущихся очертаниях: прямые углы книги будут казаться искаженными, т.е. два угла - тупыми и два - острыми. По мере увеличения высоты наблюдения видимая площадь книги будет как бы больше. Если приблизить точку зрения к плоскости стола, книга покажется более длинной, а ее толщина приблизится к истинной величине (т.е. видимой остается только толщина предмета).

Любые предметы, независимо от формы, при подобном рассмотрении будут казаться измененными. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль нее (рис.8 ).

Железная дорога, по мере ее удаления, воспринимается нами в сокращенном виде, на линии горизонта сходится в точку или совсем исчезает. Так же и столбы, удаляясь, выглядят все меньше и меньше, постепенно исчезая из поля зрения. При этом мы знаем, что в действительности перед нами параллельные линии, которые никогда не сходятся. Аналогичному кажущемуся сокращению и изменению подлежит все, что мы видим в окружающем нас мире: предметы, вещи и явления. Если рассмотреть длинную доску, то по всей ее длине мы обнаружим кажущееся сокращение, причем сокращение формы доски видится по всему размеру сечения. Обратите внимание на столы, мебель, стулья. Все они подчинены одному закону, который называется перспективным сокращением форм в пространстве.

Любые предметы, независимо от их формы и величины, по мере удаления от точки наблюдения сокращаются, а по мере приближения - увеличиваются. Находясь в начале длинного коридора, мы видим его сокращенную форму. Приближаясь к концу коридора, замечаем, как форма его увеличивается, а на противоположном конце - сокращается. В действительности же размер коридора не меняется, он одинаков на всем протяжении.

Видимые изменения формы подчинены определенным законам. Наука, изучающая эти законы, называется линейной перспективой и относится к разделу начертательной геометрии. Знание законов линейной перспективы дает возможность правильно изображать предметы на картинной плоскости в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, способствует выработке навыков такого изображения. Для овладевающих основами изобразительной грамоты вполне достаточно знать самые общие законы перспективы.

Рассматривая теорию линейной перспективы, мы ознакомимся с такими понятиями и терминами, как линия горизонта, линия схода, точка схода, картинная плоскость. На рис 9 наглядно показаны приемы и правила изображения простых геометрических форм на плоскости в линейной перспективе.

Итак, рассмотрим перспективные изображения предметов на плоскости. Наше зрительное восприятие реалистично и по природе своей перспективно, следовательно, такой рисунок представляет в графическом выражении натурный образ. Наиболее полное графическое выражение, соответствующее природе зрительного восприятия предметов и явлений, достигается их перспективным рисунком. Выше уже говорилось о том, как предметы представляются зрению человека, иначе говоря, речь шла о наблюдательной перспективе, без которой нельзя выполнить ни одного рисунка с натуры. Обладая этими сведениями, рисовальщик избавится от грубейших ошибок, которые неизбежно привели бы к бездумному, слепому копированию видимых предметов.

Приведем некоторые примеры. Два одинаковых предмета одной величины на различном расстоянии от глаз покажутся разными: тот, что ближе к глазу - больше, другой, тот что дальше, меньше. По мере удаления предмет будет казаться меньше, чем ближний и наоборот. Это хорошо прослеживается на примере с удаляющимся и приближающимся поездом. Подобные явления мы наблюдаем всюду, где четко проявляются перспективные закономерности. Например, изображенные рельсы, столбы, дороги мы видим устремляющимися вдаль до пределов видимого пространства, как бы сходящимися в одной точке. То же мы наблюдаем при изображении зданий, окон, дверей, карнизов. Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся к точкам на линии горизонта. Отсюда становится очевидным одно из важнейших правил перспективы: параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке. Точки, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называются в перспективе точками схода.

Необходимо отметить одно важное правило: горизонтальные параллельные линии на картинной плоскости имеют одну точку схода на линии горизонта. При наблюдении вид предмета в значительной степени зависит от выбора точки зрения (слева, справа, сверху, снизу). Следовательно, значительную роль при наблюдении играет высота точки зрения - горизонт. Представим такую картину: море или степь, где горизонты четко разграничиваются, хотя это кажущаяся разграничительная линия моря и неба, земли и неба.

Горизонт легко определить при помощи воды, налитой в любой прозрачный сосуд. Здесь горизонтальная поверхность воды находится на уровне глаза и указывает высоту горизонта относительно окружающих предметов и явлений. Или, не менее удивительно и то, что линия горизонта все время находится на уровне глаза, в каком бы положении мы не оказались. Стоит нам сесть, встать, лечь, подняться на вершину, спуститься вниз и т.д. - всюду мы видим горизонт. Это значит, что горизонт меняет свое положение в зависимости от положения смотрящего. Словом, где глаза, там и горизонт.


Перспективный горизонт - это воображаемая горизонтальная линия, которую принято называть линией горизонта. Она играет основную роль в перспективном построении изображения. Чтобы получить правильное перспективное изображение формы предмета, рисовальщик должен установить линию горизонта и на ней определить точки схода.

Перед нами изображаемый предмет - куб. Там, где намечена линия горизонта, определена точка схода. Осталось только направить к ней все линии сторон куба.

Наблюдая за кубом, стоящим ребром к зрителю, отмечаем, что все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к рисующему. Заметим, что на линии горизонта лежат две точки схода. Одни стороны сходятся к правой точке схода, другие - к левой. Как видим, второе перспективное изображение, в отличие от первого, имеет две точки схода. Перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. Точность определения зависит от степени развития глазомера рисующего.

Успех в работе над рисунком во многом зависит от знания правил перспективы и умения применять их на практике. Это позволит студентам в дальнейшем изображать любой предмет с натуры убедительно и верно.

На рис.10 изображен в перспективе обычный одноэтажный, видимый с угла, дом на уровне человеческого роста. При этом линия горизонта пересекает стены дома на уровне глаза рисующего, так что горизонтальные линии одной стены уходят к одной точке схода, а линии другой стены ~ к другой. Чтобы найти перспективную середину стены, нам необходимо пересечь ее плоскость диагоналями. Получим точку пересечения, через нее проведем вертикальную линию - ось стены, которая делит стену пополам. Обратим внимание (рис.11 ) на дом, который стоит на небольшом возвышении (т.е. когда рисующий смотрит на дом снизу). Следующий дом (рис.12) просматривается рисующим с возвышения, возможно, с высоты многоэтажного дома, горы и тому подобное.



На рис.13 изображен интерьер в перспективе. Сидя прямо, несколько сместившись от середины помещения, смотря на одну из его стен, мы видим, что все уходящие от нас параллельные линии стен, потолка, пола, сходятся в одной точке схода на горизонте.

На другом рисунке интерьера (рис.14 ) видны только две стены, у которых свои точки схода на горизонте. Это бывает в том случае, когда рисующий смотрит, сидя лицом к углу помещения.

Следует обратить внимание на такие частые ошибки, при которых изображенное помещение воспринимается слишком глубоким, неправдоподобным, а прямые углы предметов не кажутся таковыми. Это происходит, когда рисующий помещает в картинную плоскость изображение большего размера, чем может охватить зрительно.

Возможности человеческого глаза ясно видеть предметы ограничены в пределах угла 30°-35°. Сложность рисования интерьеров заключается в необходимости вводить коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием изображаемого помещения. Иногда при изображении интерьера или экстерьера можно применять два горизонта, следовательно, несколько точек схода. Это целесообразно в том случае, когда при обычном горизонте фронтальная стена кажется недостаточно масштабной, а необходимо показать ее более значимой. Если изображается экстерьер с широким охватом пространства архитектурного ансамбля, то и в этом случае возможно применение нескольких точек схода. Это связано с в необходимостью избежать стремительного перспективного сокращения изображаемых объектов при одной точке схода. Линия горизонта при изображении интерьера в перспективе для большей естественности рисунка должна быть: для низких помещений на уровне глаз сидящего рисовальщика, для высоких - на уровне глаз стоящего человека.

На рис.15 показан карандаш в перспективном изображении с точками схода. Намечены две линии горизонта. По существу, линия горизонта одна. Карандаш находится в вертикальном и наклонном положениях. Когда смотрим на карандаш с верхней линии горизонта, параллельные линии, исходящие от основания и от кончика графитного стержня, идут к одной точке схода. Так же независимо от уровня линии горизонта и положения карандаша в пространстве мы видим, что все параллельные линии сходятся к одной точке схода.

При рисовании с натуры необходимо правильно определить угол наклона горизонтальных линий, направляющихся к линии горизонта. Лучше всего, чтобы предмет располагался ниже уровня глаз или, наоборот, выше, таким образом, чтобы луч зрения не был перпендикулярен ни к одной из его боковых граней.

Горизонтальные ребра предмета мы будем воспринимать идущими сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от их ракурса к линии горизонта. В этом случае пользуются давно распространенным механическим приемом определения углов наклона предмета. Необходимо, держа карандаш в вытянутой руке строго в горизонтальном положении и перпендикулярно к лучу зрения, подвести его к нижней точке угла предмета. При этом мы увидим углы наклона горизонтальных ребер предмета. Их степень наклона легко определяется на глаз посредством описанного приема (рис.16 ). В соответствии со степенью наклона горизонтальных ребер следует построить эти углы на рисунке, проведя на месте карандаша горизонтальные прямые.

Перспективное построение группы предметов. Каждый предмет имеет свою точку схода на линии горизонта

Прежде чем начать изучать, что же это все-таки такое – линейная перспектива – нужно вспомнить такое понятие как глазомер. Но, если вдруг вы не можете найти расшифровку этого термина у себя в голове, и в мысли настойчиво лезут образы всяких железяк из области хирургии – не страшно.

Вы всегда можете это исправить, то есть прочитать, что за страшный инструмент-то такой – этот .

Возвращаясь к понятию о перспективах, его (глазомер) можно представить как наблюдательную перспективу. Но чтобы обладать феноменально точной наблюдательной перспективой, нужно слегка ознакомиться (ну ладно, не совсем слегка) с законами линейной перспективы, которая является кусочком той самой геометрии, которую многие совершенно не любят еще со времен школы – по себе знаю.

Все, что видят наши глаза, на самом деле предстает перед ними в искаженной форме (да-да, это так) , ведь иначе им было бы сложно увидеть и заметить все, согласитесь. Но это еще не значит, что вещи, пейзажи, люди и все остальное (котики, собачки, мышки и даже муравьи) , на самом деле терпят изменения – они не меняются. Но мы видим перемены. Эти перемены отображаются и на рисунках.

Знаете, с чем это связано? Ни за что не поверите – все с той же перспективой, а вернее перспективным соотношением форм. Ну вот, к примеру, мы ни за что не сможем перенести на бумагу, скажем, закатный горизонт посреди цветущего поля во всем его объеме и размерах. Зато мы можем уменьшить его, и за счет искажения все же изобразить.

То есть, по сути, линейная перспектива – это способ создать пространство на плоскости листа . Но мало просто знать законы и принципы этой перспективы. Это как раз тот самый случай, когда нужно понимать и уметь этим пользоваться.

Здесь не прокатит, как в математике: я запишу, вызубрю и буду классным художником. Нет, здесь можно и не вызубривать, главное, понимать применение.

Ваш глазомер без понимания этих законов и принципов будет как… ну, скажем, часы без стрелок . Они ведь идут, верно? Но времени мы не знаем. Так и здесь: вы сможете рисовать, но рисунки все равно будут… неестественными. Слепое копирование – вот то, как это можно назвать. А вы ведь хотите рисовать по-настоящему?

Давайте потихоньку разбираться с понятием линейной перспективы – знаю, вам уже очень не терпится это сделать. Для начала предлагаю увидеть ее в действии. Для этого вам нужно немного отвлечься от экрана и посмотреть в разных направлениях – просто посмотреть, не вставая с насиженного удобного стула – на стену слева, на замечательную люстру сверху, на классический шкафчик в конце комнаты, на входную дверь…

Можете также глянуть в окно — там без сомнения вы тоже увидите много чего, начиная от деревьев и заканчивая домами. Так вот, все это поддается кажущимся (эдаким «псевдо») изменениям, в виде уменьшения и сокращения.

Например, мы же знаем, что вон то дерево или тот дом ни в коем случае не поместится у нас в руке, но, тем не менее, мы свободно можем одной ладонью спрятать его от глаз. Это уменьшение видимого настолько привычно для нас, что в повседневной жизни мы даже и не замечаем его. Я веду это к тому, что нашим основным и важнейшим заданием является научиться переносить то, что мы видим, на бумагу , причем в соответствии с нашим видением и восприятием – переносить это убедительно.

Ну вот, мы и подобрались к практической части освоения линейной перспективы . Приготовьте (или ручку, или фломастер, или мелок, или маркер – да все, что может по праву считаться пишущим) , бумагу любого формата (вроде листочка из старой тетради по алгебре, истории или что там еще найдется – желательно, конечно взять альбомный листик) , не забываем также и про ластик (ну или же промокашку) .

Если вы из талантливых, но не хотите особо тратиться – используйте кусочек кирпичика и любую бетонную поверхность (а что, тоже вариант…)

Приготовили? Отлично, теперь сочувствующие окиньте взглядом несчастный листик и приступайте к работе.

Перспектива квадрата

Для начала, почувствуйте себя великими художниками – то есть, вспомните Малевича и его самое известное творение. Иными словами, (не обязательно черный) . Как бы это не звучало скучно, но по законам матушки-геометрии квадрат имеет прямые углы и одинаковые стороны, так что… тянемся за пеналом любимой сестрички/братика или же за своим собственным и выуживаем на свет Божий линейку – она вам пригодится (во всяком случае, для начала) .

Квадрат готов, можно даже несколько секунд полюбоваться его идеальностью. Полюбовались?А теперь продолжим.

Сейчас нам нужно дорисовать так называемую линию горизонта . В геометрии (коей мы сейчас и занимаемся) эта линия обычно задается, поэтому рисуем ее на произвольном расстоянии от нашего гениального квадрата. Но вообще принято считать, что линия горизонта находится на уровне ваших глаз.

Определить ее можно с помощью стакана воды: берете стакан, наливаете до половины воду и водите им перед глазами – то место, где ваш взгляд и линия уровня воды в стакане встретятся напрямую, и будет считаться линией горизонта.

Дальше у нас по плану новый монстр – это точка схода . Такой точкой называется место на линии горизонта, где сталкиваются все параллельные грани рисуемого предмета (в нашем случае квадрата) . Чтобы было проще, впихнем нашу точку схода прямо перед нашим квадратом – выходит, что мы словно смотрим напрямую в «лицо» квадрата.

Чтобы определить уровень точки схода на линии горизонта, нам нужно перечеркнуть квадрат – но аккуратно так перечеркнуть, диагоналями из угла в угол. На месте, где пересекутся эти самые диагонали, проводим не менее аккуратный перпендикуляр к самой линии горизонта. И кто это тут у нас? А это у нас точка схода. Мы нашли ее.

Теперь займемся превращением простого квадрата в совершенно простой куб (рисунок справа). Для этого нам нужно найти заднюю грань куба – такой небольшой отрезок, который мы назовем… пусть будет А-Б. В геометрии его обычно высчитывают, но мы же с вами не математики, верно? Потому сейчас мы определим его, положившись на ощущение, а в дальнейшем – глазомер вам в помощь.

Теперь уж совсем просто дорисовать оставшиеся задние грани и – браво! – у нас вышел замечательный куб (рисунок слева), выстроенный по законам той самой непонятной штуки, именуемой как линейная перспектива. И даже без применения глазомера.

Но так легко и просто можно нарисовать перспективу только там, где мы смотрим в лоб, то есть, если рисуемый предмет находится прямо напротив нас. Если же мы сдвинемся в сторону или того круче, отойдем в левую сторону (или вправо) от изображаемого предмета, то картинка совершенно изменится, а самое главное изменится точка схода. Более того, их станет две, ведь нам нужно будет учитывать еще и обе стороны куба – как правую, так и левую.

Давайте попробуем отодвинуться от нашего воображаемого куба чуток влево и постепенно нарисовать то, что выйдет.

Изображаем уже известный нам скучный квадрат средних размеров (с маленьким будет ну очень не удобно, равно как и с большим) , затем линию горизонта и приступаем к определению уже двух точек схода О 1 и О 2 – ведь на куб, который выйдет, мы смотрим со стороны.

Точки находятся на неравноправном расстоянии от квадрата и одна из них будет ближе, а другая, соответственно, дальше.

Согласно законам линейной перспективы, это расстояние задается размерами изображаемого предмета, определяется ими. Но наш будущий куб существует только у нас в голове, а, значит, и определять мы его будем по ощущению – на свой вкус, так сказать.

Дальше мы повторяем то же, что и в предыдущем рисунке, только теперь линий будет больше, ведь соединять уголочки придется аж с двумя точками схода. После того, как вы все же справитесь с этим заданием, отрезок Б-С (то есть одна из задних граней будущего куба) выплывет сам по себе, без трудных поисков и раздумий.

Оставшиеся линии достраиваем так, как и в предыдущем случае.

В построении этого куба нам очень помогли перспективные построения (ну все эти линии горизонта, точки схода и прочие отрезочки) . Но не забывайте, это ведь часть математики, а мы ведь творим, верно? И именно поэтому перспективным построениям нет места в рисовании – в конце-концов, это же творческий процесс, создание пространства на листике бумаги, а не какое-то там сухое черчение.

Когда мы делаем рисунок с натуры, важнейшей для нас является наблюдательная перспектива, а линейная – это уже как опора, должна действовать в случае необходимости. Это как две части одного целого. В нижней схеме-иллюстрации вы можете на глаз убедиться в том, как все же взаимодействуют эти две перспективы и как будет правильней и легче всего передать убедительный образ рисуемого предмета.

Если внимательно рассмотреть рисунки, поданные выше, то можно заметить, как именно взаимодействует глазомер и линейная перспектива . Сначала, с помощью наблюдательной перспективы (то есть глазомера) определяем основные размеры и величины (то есть углы, расстояния между гранями, повороты, соотношения сторон и, самое главное, положение рисунка на листе) . А уже линейная как бы подтверждает эти определения и при необходимости корректирует их.

Во время рисования всякие точки схода и линии горизонта можно слегка наметить – но только для того, чтобы нашему глазомеру было легче. Подумайте сами: эти линии на фоне завершенного дорисованного предмета будут делать его вовсе не красивым, а совсем даже наоборот – дилетантским и грубым.

Со временем и достаточным упорством в тренировках, думаю, не сложно будет переместить понятие перспективы в воображение и уже оттуда ею управлять.

Для того, чтобы это не было проблемой, как уже было сказано ранее, нужно упорство в тренировке вашего глазомера. К примеру, вы можете попробовать нарисовать еще несколько перспектив , меняя взгляд на него, то есть угол, с которого вы будете его рисовать – слева-сверху, справа-снизу и так далее. Это даст вам возможность увидеть перемены в предмете на картинке.

Цилиндр в перспективе

Если вы все еще здесь, а не бросились оттачивать свой глазомер, тогда давайте посмотрим, как же будет вести себе еще цилиндр, нарисованный в перспективе (см. рисунок слева) .

А сейчас большая пребольшая тайна: . Из этого следует, что форма окружностей нашего цилиндра целиком и полностью зависит от формы этого самого прямоугольника, в который он вписывается. То есть, окружность нашего цилиндра нужно будет выстраивать, базируясь на основаниях и верхушках прямоугольника. Но, опять-таки, вернемся к схеме-рисунку: красным цветом выделена кривая, что лежит в основе построения и определяется снова таки нашим глазомером .

Если у вас еще не пропало желание оттачивать рисование в перспективе, тогда респект вам и уважение. Предлагаю, наконец-то, приступить к тренировке и порисовать объемные формы – любые, на ваше усмотрение. И не забывайте, стоит только изменить линию горизонта, как вместе с тем меняется и весь рисунок – начиная от граней и заканчивая уголками.

Ваше понимание линейной перспективы должно достичь такого уровня, чтобы вы уже и не задумывались, применяя ее во время рисования предмета у себя в голове (как уже было сказано, не стоит лепить все эти перспективные построения на ваш несчастный объект изображения)