Имя Светлана происходит от древнерусского языка, что означает «светлая»… Знатоки имён утверждают, что ребенок с этим именем имеет неуравновешенный характер…
Не буду спорить с профессионалами, только самой мне кажется, что девочки с таким именем должны быть все светловолосые и голубоглазые…
Признаться, кроме того, что рассказала о себе моя новая знакомая, я ничего не знаю, но история её жизни почему – то очень тронула меня в далёком горном посёлке, где мы познакомились случайно…
Светлана приехала на фестиваль авторской песни из Белореченска… Симпатичная, белокурая женщина сразу бросилась мне в глаза еще в автобусе, на котором она ехала вместе с мужем…Внешне она очень была похожа на известную певицу Екатерину Шаврину, и я в первое мгновение подумала, что это она. Белая шляпка удачно подходила к её нежному лицу и делала её весьма привлекательной. Уже через несколько минут мы познакомились, потому что вместе шли к расположению турбазы, на которой и проходил третий фестиваль Предгорья. А еще через полчаса, удобно устроившись в круглой беседке, пили вкусный компот с пирожками, приготовленными новой знакомой заранее дома ночью.
Светлана весело рассказывала об олимпиаде в Сочи, куда она была приглашена петь вместе с мужем, хорошо владеющим гитарой. Собравшиеся барды слушали её с большим вниманием. Уже вечером, после бараньего шулюма, мы сидели рядом у костра. А приехавшие со всех сторон страны авторы чудесно исполняли свои трогательные, нехитрые песни под гитару.
Как-то весело потрескивали большие поленья, огонь от них высвечивал буквально всех присутствующих… Светлана сидела, прислонившись к плечу мужа, и задумчиво смотрела в темноту. Немолодой, темноглазый, немногословный красавец только один раз за весь вечер сказал, что совершенно не знает своей родословной, потому что его воспитали армяне, которые взяли его из детского дома и дали армянскую фамилию…
В предгорьях вечерами всегда прохладно, даже у костра, поэтому Светлана вскоре вместе с мужем ушла, сославшись на то, что она продрогла.
На второй день после прослушивания строгого жюри она сама подошла ко мне и, улыбаясь, попросила тексты моих песен, потому что они им с мужем понравились. Мелодии её супруг схватил на лету, а тексты я ей написала тут же, как говорят, «не отходя от кассы»… Так как до галла - концерта было время свободным, Светлана поведала мне свою бесхитростную простую судьбу.
Первым мужем её, семнадцатилетней девчонки, стал известный музыкант – красавец, которого знала вся страна. Он писал мелодии, тексты, выводил на сцену известных певуний - красавиц. Светлана покорила его голосом и красотой. Наобещал он девчонке много, но уже через два месяца Светка плакала горькими слезами… Известный музыкант пил. Не просыхая… Два года, промучившись с ним, прошли даром… Она сбежала от него в Новогоднюю ночь, когда он опять поднял на неё свою тяжелую мужскую руку. С синяками под глазами, не имея ни одного рубля при себе, она доехала к родительскому дому в морозную ночь первого января в тапочках на ногах. Какая - то сердобольная цыганка дала ей теплые носки…
Только через пять лет после случившегося Светлана вновь зашла в местный Дом культуры… Наверно, судьбой было определено встретить там отца своих будущих детей… Избалованный женским вниманием красавец – аккомпаниатор буквально не отходил ни на шаг от Светланы. Его покоряло в ней всё: и внешность, и роскошь её белокурых волос, и хорошо поставленный первым мужем голос. Через год была сыграна пышная свадьба. А еще через год счастливая женщина стала мамою очаровательной дочурки… В двадцать пять лет Светлана родила и сынишку. Вот тут и начались походы благоверного на сторону. Нет, он её не бил… Просто исчезал на несколько дней после очередного праздника, а потом валялся в ногах, чтобы Света его простила. За десять прожитых лет они дважды расходились, дважды Светлана делала аборты после очередных исчезновений пьющего и гуляющего муженечка… А потом он надолго исчез из её поля зрения. Именно за эти несколько лет она познакомилась на репетиции с Володей… Да, да с этим самым, который начал её оберегать… Это он помог поднять её детей, выучить их в престижных ВУЗах, а потом похоронить второго мужа Светланы, которого нашли убитым в какой-то подворотне… Истерзанное тело Светлана хоронила вместе с детьми…
Вот уже несколько лет Светлана живет светлой жизнью…Вместе с третьим мужем они побывали на всех фестивалях южных широт, отдыхали в Ялте, Ессентуках, Кисловодске… Трижды были за границей. Дети во взрослом возрасте начали называть этого человека отцом. Теперь он уже дедушка её белобрысых внучат, с удовольствием занимается с ними музыкой. Говорит, что из них будет толк…
Светлана улыбнулась своей очаровательной улыбкой: «Вот интересно, а могу ли я стать одной из героинь Ваших рассказов? Если честно, мне хотелось бы прочитать мою историю… Пусть и не такую счастливую, но мою… Я, ей Богу, рассказала правду… Её не все знают. Напишите?» И она посмотрела на меня выразительными голубыми глазами, полными слёз…
Я ответила ей прямо и искренне: « Обязательно напишу, Светлана. И именно потому, что она правдива…» Взяв слова моих песен, она тут же поспешила к мужу, который ждал её неподалеку…
На прощальном вечере перед отъездом я их не видела: было много народа, а ночью, вызвав такси, я уехала, не попрощавшись с этой мирной поющей парою… Знаю, что пути Господни неисповедимы, может быть, мы еще встретимся на одних дорогах, но очень хочется, чтобы тропинки Светланы по жизни были чисты и светлы, как и она сама…

Балладу «Светлана» по праву можно считать символом раннего русского романтизма. Произведение стало настолько родным для читателя, оно так ярко отражает национальную ментальность, что трудно осознавать его переводом немецкой баллады. Среди произведений Жуковского это творение – одно из лучших, неслучайно в литературном обществе «Арзамас» у Василия Андреевича было прозвище «Светлана».

В 1773 году Готфрид Бюргер пишет свою балладу «Ленора» и становится основоположником этого жанра в Германии. Жуковского заинтересовывает его произведение, он делает три перевода книги. В первых двух опытах писатель стремится к более национальной адаптации баллады. Это проявляется даже в изменении имени главной героини: в 1808 году Жуковский даёт ей имя Людмила, а в 1812 – Светлана. Во втором переложении автор делает переработку сюжета на русской почве. Позднее, в 1831 году, Жуковский создаёт третий, максимально приближенный к оригиналу вариант баллады «Ленора».

Жуковский посвятил балладу «Светлана» своей племяннице и крестнице А.А. Протасовой, это был свадебный подарок: девушка выходила замуж за его друга А. Воейкова.

Жанр и направление

Трудно представить эпоху романтизма без жанра баллады, где повествование излагается напевным слогом, а с героем зачастую происходят сверхъестественные события.

Романтизм в балладе «Светлана» представлен довольно широко. Характерной чертой этой эпохи является интерес к фольклору. Стремясь сделать историю наиболее русской, Жуковский не лишает её и одного из основных мотивов немецкого народного творчества — умыкания невесты мертвецом. Таким образом, фантастическое в балладе «Светлана» принадлежит двум культурам: от русской произведение получило тему крещенского гадания, а от немецкой – восставшего из гроба жениха.

Баллада богата символикой русского фольклора. Например, ворон – вестник смерти, избушка, дающая отсылку к Бабе-Яге, чьё жилище находится на границе мира живых и мёртвых. Голубь в балладе символизирует Святого Духа, который подобно Ангелу спасает Светлану от мрака ада. Пенье же петуха развеивает чары ночного мрака, возвещая о рассвете — всё возвращается на круги своя.

Другим типичным для романтизма приёмом является мотивация сном. Видение ставит героиню перед выбором: искренне верить, что Бог поможет её жениху вернуться, или же поддаться сомнениям и разувериться в силе Создателя.

О чем?

Суть баллады «Светлана» заключается в нижеследующем: в крещенский вечер девушки традиционно собираются погадать на суженого. Но героиню не веселит эта затея: она волнуется о своём возлюбленном, который на войне. Ей хочется узнать, вернётся ли жених, и девушка садится за гадание. Она видит возлюбленного, церковь, но далее всё это оборачивается страшной картиной: избой, где стоит гроб с любимым.

Сюжет «Светланы» заканчивается прозаично: на утро девушка пробуждается ото сна в смятении, она напугана злым предзнаменованием, но всё заканчивается хорошо: жених возвращается невредим. Вот, о чем это произведение.

Главные герои и их характеристика

Повествование выводит на первый план одну лишь главную героиню. Остальные образы в балладе «Светлана» находятся в дымке от не рассеявшегося сна, их характерные черты разглядеть сложно, ведь основные герои в данном случае сравнимы с декорациями в пьесе, то есть самостоятельной роли не играют.

В самом начале произведения Светлана предстаёт читателю печальной и встревоженной: ей не известна судьба любимого. Девушка не может быть такой же беспечной, как подружки, в её сердце нет места девичьим забавам. Уже год она находит в себе силы праведно надеяться и молиться, что всё будет хорошо, но в крещенский вечер любопытство берет верх над праведностью – героиня гадает.

Характеристика Светланы Жуковского представлена положительной, не идеальной, но образцовой. В ее поведении есть деталь, которая в корне отличает ее от девушек в других вариантов перевода самого автора и от оригинальной Леноры. Узнав о смерти возлюбленного, невеста не ропщет на Бога, а молится Спасителю. Душевное состояние Светланы в момент страшного видения скорее можно охарактеризовать как испуг, но не отчаяние. Главная героиня готова смириться и с «горькой судьбиной», но только не обвинять Бога в том, что он её не услышал.

За свою стойкость Светлана получает награду – жених возвращается к ней: «Та ж любовь в его очах». Небольшое количество строк о женихе даёт основание предполагать, что это человек слова, верный и честный. Он достоин такой искренне любящей и доброй невесты.

Темы произведения

  • Любовь. Эта тема пронизывает балладу, в некотором роде, она движет сюжетом, ведь именно любовь провоцирует православную девушку на гадание. Она же даёт силы невесте ждать и надеяться на возвращение жениха, может быть, чувство Светланы бережет его от ранений. Девушка и её возлюбленный преодолели тяжелое испытание — разлуку, и их взаимосвязь стала только крепче. Теперь впереди их ждет свадьба и долгое совместное счастье.
  • Вера. Светлана искренне верит в Бога, она не сомневается, что молитва сохранит её возлюбленного. Она же спасает девушку от адских объятий мертвеца, чего не удалось избежать Леноре, героине оригинальной баллады.
  • Гадание. Эта тема представлена весьма оригинально. Во-первых, Светлана не наблюдает некое видение в зеркалах, всё происходящее ей только снится. Во-вторых, гадающая должна снять крест, иначе в полной мере ей не откроется темный потусторонний мир, а наша героиня – «с крестом своим в руке». Таким образом, девушка не может гадать в полной мере: даже во время этого мистического таинства она молится.
  • Главная мысль

    Как известно, у Жуковского есть три варианта перевода баллады Бюргера «Ленора», но почему именно «Светлана» обрела такую популярность ещё при жизни писателя и остаётся актуальным произведением по сей день?

    Быть может, секрет успеха книги – это ее идея и способ её выражения. В мире, где существует добро и зло, свет и тьма, знание и неведение человеку приходится нелегко: он поддаётся волнению, сомнению. Но путь к обретению уверенности и внутренней гармонии есть — это вера.

    Очевидно, вариант, который имеет счастливый конец, был более привлекателен для публики. Но именно такой финал и позволил Жуковскому убедительнее донести свою авторскую позицию, ведь смысл баллады «Светлана» в том, чтобы человек всегда стремился к просветлению. Судьба главной героини ярко иллюстрирует, какие блага приносит спасительная сила искренней веры.

    Проблемы

    В.А. Жуковского как образованного человека, учителя императора Александра Второго, волновала проблема того, что русские практически никогда не были православными до конца. Человек идёт в церковь, но чурается чёрной кошки, а когда возвращается домой, забыв что-то, смотрится в зеркало. Наряду с христианской Пасхой отмечается и языческая масленица, что происходит и по сей день. Таким образом, на первый план в балладе «Светлана» выходит религиозная проблематика.

    Жуковский поднимает в произведении проблему суеверного невежества, актуальную для русских с самого момента принятия христианства. В своей балладе он обратил внимание, что, отмечая праздник Крещения Господня, верующие девушки предаются греховному гаданию. Автор осуждает это, но в то же время не наказывает жестоко свою любимую героиню. Жуковский лишь по-отечески журит её: «Что же твой, Светлана, сон…?»

    Историзмы в «Светлане» Жуковского

    Баллада «Светлана» написана Жуковским в 1812 году. Несмотря на это она, в целом, читается и воспринимается легко и сегодня, но всё же содержит устаревшие слова. Важно учитывать и то, что Жуковский писал своё произведение в период, когда русский литературный язык ещё формировался, поэтому книга содержит и краткие формы прилагательных (венчальну, тесовы) и неполногласные варианты некоторых слов (плат, златое), что придаёт лирическому произведению торжественность и некую архаичность.

    Лексика баллады богата устаревшими словами: историзмами и архаизмами.

    Историзмы – это слова, покинувшие лексикон вместе с именуемым предметом. Здесь они представлены в основном лексикой, относящейся к церкви:

    многи леты – имеется в виду «Многая лета» — песнопение, исполнявшееся хором, как правило, а капелла, по случаю торжественного праздника.

    Песенки подблюдны — обрядовые песни, исполнявшиеся во время гадания, когда девушка бросала в блюдце личный предмет (кольцо, серёжку) в сопровождении специальной песни.

    Налое – род столика для чтения, также используется в качестве подставки для икон.

    Запона – белая ткань, часть одежды священника.

    Архаизмы – устаревшие слова, заменённые более современными:

  1. Ярый — огненный
  2. Рьяны — усердные
  3. Уста — губы
  4. Зиждителя — основателя
  5. Фимиам — благовоние
  6. Вымолвить — сказать
  7. Тесовы – сделанные из тёса – специально обработанных тонких досок
  8. Благ – хорош

Чему учит?

Баллада учит непреклонности и преданности, а главное – почитанию Божьего закона. Сон и пробуждение здесь нельзя понимать только однозначно: это не только физическое состояние человека: сон — заблуждение, которое напрасно волнует душу. Пробуждение – прозрение, понимание истиной веры. По мнению автора, внутреннее спокойствие и гармонию можно обрести, соблюдая заповеди Господни и твёрдо веря в могущество Создателя. Отвлекаясь от христианского контекста, скажем, что человек, согласно морали Жуковского, должен быть твёрд в своих убеждениях, а сомнения, постоянные метания и отчаяние могут привести его к беде и даже гибели. Надежда, стойкость и любовь приводят к счастью, что ярко иллюстрирует пример героев баллады «Светлана».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Знание текстов художественных произведений.

1. Каким произведениям русской литературы (и кто их автор) предпосланы следующие эпиграфы?

1.1 Стрелялись мы.

1.2 Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке Божий храм

Виден одинокий.

1.3 Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

2. Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С. Пушкина, из которого отрывок: (Максимальное количество баллов – 3 балла)

В унынье, с пасмурным челом,

За шумным свадебным столом

Сидят три витязя младые

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыты кубки круговые,

И брашна неприятна им;

Не слышат вещего Баяна;

Потупили смущенный взгляд:

То три соперника Руслана…

II . Историко-литературные задания.

    Какой русский писатель сам себя шутя называл «Дядькой всех ведьм и чертей на Руси» ?

2.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»

2.2 «Бесы», «Гробовщик», «Метель», «Евгений Онегин»

3. С именем какого русского писателя связаны эти места: (Максимальное количество баллов – 2 балла)

3.1 Михайловское, Царский Лицей, Москва

3.2 Петербург, Пятигорск, Москва

III . Знание теории литературы.

    Каким размером написано большинство басен И.А. Крылова. Например: (Максимальное количество баллов – 1 балл)

Послушай, я не кинусь в слезы:

Мне шутка все твои угрозы.

Что я стараюсь приобресть,

То не в твоих руках хранится;

Того не можешь и унесть.

    Определите жанры произведений: (Максимальное количество баллов – 4 балла)

«Метель», «Лебедь, щука и рак», «Толстый и тонкий», «Зимнее утро», «Марья Моревна», «Дубровский», «Три пальмы», «Добрыня и змей»

    Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

… Высылала в конвертах вагоны сухих цветов, и на один из Николаевых дней рождения послала ему, отцепив от жакета, свое единственное украшение: белого эмалевого голубка.

IV . Литература и другие виды искусства (Максимальное количество баллов – 1 балл)

    О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением перекликается сюжет картин?

Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».

V . Интерпретация художественного произведения.

Почему учитель предложил герою написать «честное изложение»?

ВИКТОР ГОЛЯВКИН

Двойку все-таки я получил. Хотя я вовсю старался. Почти все у Мишки списал.

Двойки я получал и раньше. Но то было раньше, а то теперь. От папы давно нет писем. С того дня, как он уехал. Я все боялся: придет письмо, папа спросит в письме, как там Петя, как учится, что я отвечу?

Нужно было исправить двойку. Ждать я больше не мог. Я решил объяснить все Пал Палычу.

Мда… - сказал он. – Семь ошибок в одном изложении. Но выход есть. Вот возьми эту книжку. Вот этот рассказ. Ты прочтешь его дома. Разок или два. Но не больше. Закроешь книжку и будешь писать. Только чур – не заглядывать. Понял?

А кто будет смотреть, заглядываю я или не заглядываю? – сказал я.

Никто не будет смотреть. Не такой ты уже и маленький. Взрослый парень. Что за тобой смотреть!

Как же так? – удивился я. – Я ведь буду смотреть.

Не думаю, - сказал он.

Почему же?

Потому что на честность. Такой уговор. Как же можно смотреть! Тогда будет нечестно.

Вот это да! – удивился я.

Я тебе верю, - сказал Пал Палыч. – Я доверяю тебе – вот и все!

Так-то оно так, - сказал я, - сказал я, - но кто будет знать?

Конечно, конечно, - сказал я, - конечно…

Я, наверное, был растерян. Такого еще я не видел. Это прямо-таки удивительно!

Я прочел рассказ только два раза. Больше я не открыл книжку. Хотя мне очень хотелось. Я писал с трудом. Так хотелось мне заглянуть в рассказ! Даже в классе писать было легче. Там можно было спросить у Пал Палыча. Можно было списать у соседа. А здесь было все на честность.

Я все написал, как запомнил. Пал Палыч прочел и сказал:

Человек ты, я вижу, честный. Так и отпиши отцу.

А как же двойка?

А откуда вы знаете, - спросил я, - честный я или не честный?

Сразу видно, - сказал Пал Палыч, - по изложению видно.

7 - 8 классы

Часть 1. Историко-литературные задания.

1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях?

1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

1.2 Лермонтов «Песня про …купца Калашникова».

1.3 Лермонтов «Бородино».

Ответ.

1.1.Летописная история о смерти князя Олега.

1.2. Эпоха Ивана Грозного. Опричнина.

1.3. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

2 . Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями следующих произведений:

Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.С. Пушкин «Полтава».

Ответ. Н.С. Лесков «Левша» - атаман Платов, император Александр 1;

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» - князь Потёмкин, Екатерина II;

А.С. Пушкин «Полтава» - Пётр 1, Карл XII, Мазепа

3.Что связывает Черную речку и гору Машук?

Ответ. Места дуэлей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

4.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»

4.2 «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы»

4.3 «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

Ответ.

4.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь» (В.А.Жуковский).

4.2 «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы» (Д.И.Фонвизин).

4.3 «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина» (М.Ю.Лермонтов).

Часть 2. Знание теории литературы.

5. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора.

5.1. И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.

5.2.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

5.3. И грянул бой…

В огне, под градом раскаленным.

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей.

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Ответ. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин «Полтава»

6. Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.

А) Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, - офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев). В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне… (По А. Гришунину)

Б) Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).

18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной… (По Ю. Лотману)

В) Воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834).

(По А. Немзер)

Ответ. А) Грибоедов, Б) Пушкин, В)Лермонтов.

7. Прочитайте стихотворение Я.П.Полонского. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? Объясните.

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись - не уступили

Той скалы друг другу даром,

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром - по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…

Ответ. Аллитерация, олицетворение, динамика, многоточие, хорей, эпитет

8. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов.

1) Зеркало, свеча, светлица, Светлана.

2) Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.

3) Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.

4) Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.

5) Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока.

Ответ. 1)В.А. Жуковский «Светлана», 2)Н.В. Гоголь, повесть «Ночь перед Рождеством»; 3) А.П. Чехов, рассказ «Хамелеон»; 4) Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; 5) И.А. Крылов, басня «Демьянова уха».

Часть 3. Творческое задание

Для учащихся 7 класса.

Кеннинги- поэтические образы, используемые в скандинавском фольклоре: корабль-конь моря, битва-треск стрел. Придумайте кеннинги к следующим словам: орел, лес, дуб, соловей, солнце, волк, речка, золото, луна, радуга.

Для учащихся 8 класса.

Напишите творческую работу (количество слов не менее 60).

Почему любимый герой русских народных сказок Иванушка-дурачок?