Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками - Ярополком, Олегом и Владимиром. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. И изнемогали люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из Киева к ним. И стали тужить люди в городе, и сказали:

Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, - сдадимся печенегам.

И сказал один отрок:

Я проберусь.

И ответили ему:

Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их:

Не видел ли кто-нибудь коня?

Ибо знал он по-печенежски и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему на ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок:

Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам.

Воевода же их, по имени Претич, сказал на это:

Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав.

И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу:

Кто это пришел?

А тот ответил ему:

Люди с той стороны (Днепра).

Печенежский князь снова спросил:

А ты не князь ли уж?

Претич же ответил:

Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество.

Так сказал он, чтобы пригрозить печенегам. Князь же печенежский сказал Претичу:

Будь мне другом.

Тот ответил:

Так и сделаю.

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы, а тот дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города. И нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами:

Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?

Услышав эти слова, Святослав с дружиною скоро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, прогнал печенегов в поле, и наступил мир.

Картина художника Андрея Ивановича Иванова создавалась в период подъема патриотического движения в российском обществе. Дата написания картины - 1810 год. В обществе созрела готовность к историческим сюжетам на национальную тему, особый интерес вызывает собственное прошлое с его героическими страницами. За основу сюжета художник взял эпизод из летописи Нестора, повествующий об осаде Киева печенегами в 968 году и о хитром юноше, сумевшем пройти через вражескую орду и позвать на помощь. Спустя тысячу лет сложно установить истинность существования такого героя, но этот летописный юноша вдохновил не только Иванова на создание монументального полотна, но и других поэтов и писателей.

Картина выполнена в манере классицизма. В центре композиции - фигура обнаженного юноши. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Тело юноши изображено в традициях античных героев: классические пропорции, развитая мускулатура, характерный поворот головы. Юноша бежит босиком к Днепру, сжимая в руках уздечку. По легенде он знает язык печенегов и, пробираясь сквозь войско, ищет своего потерянного коня. Его цель - переплыть Днепр и позвать на помощь войско союзников.

Мы видим юного киевлянина в движении, он уже достиг реки, спасаясь от вражеской стрелы. У его ног - умирающий печенег, сжимающий в предсмертной муке обломанный конец стрелы. Лицо врага выписано утрировано: широкое скуластое лицо, смуглая кожа, неопрятная борода. В противовес ему - лицо киевлянина: тонкие черты, гладкая чистая кожа, высокий лоб. Художник облагородил облик юноши, выполняющего важную миссию. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сопереживание к безоружному герою. Художник доносит до нас мысль, что настоящего героя невозможно остановить, для него нет препятствий, когда он должен выполнить долг по отношению к родному городу.

На заднем плане виднеются стены древнего Киева, в котором остались измученные осадой жители. Справа изображен целящийся в юношу вражеский стрелок, его предыдущая стрела поразила печенега. Настоящим символом темной враждебной и необузданной стихии является конь вороной масти, на фоне которого изображен наш герой. Символический алый шарф, прикрывающий юношу, свидетельствует о тех жертвах, которые будут принесены богу войны. Шарф волнами облегает фигуру киевлянина, подчеркивая ощущение стремительности его бега. Ему надо спешить, скоро рассвет и печенеги увидят его на водной глади реки.

Художнику удалось передать напряжение и динамизм момента и в то же время создать у зрителей ощущение гордости за славные страницы истории.

Написана данная картина известным художником Ивановым в 1810г. В основу сюжета полотна положены летописные события, повествующие о юноше-герое, который спас киевский народ от враждебных печенегов. Основная идея создания данного шедевра, это безусловная пропаганда и восхищение патриотическим отношением русского народа к родной земле.

В центре картины изображен обнаженный молодой человек. Этот внешний вид не случаен, он символизирует беззащитность главного героя перед лицом врага. Единственным элементом его одеяния является алый шарф, переброшенный через одно плечо, как символ всех кровавых жертв, которыми станут участники этого противостояния.

В руке юноши видна узда, по легенде он ищет своего коня, чтобы добраться до берега реки и сообщить о враге. У ног героя лежит побежденный печенег. Лицо его скорчено от смертельных мук, весь его внешний вид, в котором превалируют темные тона, противопоставлен яркому и светлому образу молодого человека. Кроме того побежденный человек одет, волосы на голове и борода его растрепаны и неопрятны, юноша же в своей наготе, демонстрируя молодую мраморную кожу невинен и прекрасен в этом.

В руке врага видна стрела, которая должна была поразить нашего героя. Справа видна фигура стрелка-печенега, который готовиться выпустить очередную стрелу в юношу. На заднем фоне картины видны развалины старого Киева, в которых скрываются еще оставшиеся в живых жители. Так же среди пыли, поднятой воинами, участвующими в сражении, можно различить другие вооруженные фигуры, некоторые из которых, изображены сидящими верхом на лошадях.

Спаситель киевского народа изображен в движении, все его мышцы напряжены, левая нога и рука отведены в сторону, как и голова. Он спешит, и оглядывается по сторонам в поисках верного друга и, пытаясь избежать опасностей. Позади него видна фигура коня. Он черный, словно демон, преследует он юношу.

Мне данная картина очень понравилась. Поражает мастерство художника в изображении тел людей, мимики, позволяющих отчетливо представить испытываемые героями чувства. Известно, что образ данного юноши заинтересовал других живописцев, а так же стихотворцев. Мне было бы интересно познакомиться и с другими вариантами воспроизведения событий, изображенных с такой детализацией Ивановым.

Описание картины Подвиг молодого киевлянина

Данная картина написана талантливым живописцем Ивановым Андреем Ивановичем. Творец писал картину, основываясь на древние летописи Нестора, о важных событиях которые происходили в 968 году. В данной летописи рассказывается о том как юный житель Киева помогал своим войскам в войне с печенегами. Он бесстрашно бросился через печенежское войско к родной реке Днепр, что бы привести на место главного воеводу того времени Притича. В то страшное время Киев был беззащитен. Так как князя Святослава не было в это время.

Художник в своих произведениях высоко возносит патриотизм.

На картине видим изображенного главного героя, который снял свою одежду, что бы переплыть реку. Мы видим его беспомощность в данный момент перед врагом. Но в его взгляде читается бесстрашие и отвага. Юноша освящен последнем лучом заходящего солнца. Это выделяет его на фоне печен. Он изображен на картине, как последняя надежда на победу.

Парень изображен на темном и грустном фоне. Все небо серое и жуткое. Ветви деревьев как мечи, выпрямили свои ветви, а листья грустно опустились в низ. Природа плачет от кровопролития данной войны.

Спасителя окружает мрачный фон. Небо мутное и пасмурное. Вот пойдет дождь. Природа огорченна происходящей войне между людьми, показывая своим видом, что она против кровопролития.

На заднем плане видно стены захваченного Киева. Печенежские войны темный и мрачные. В их лицах читает злоба и ненависть к киевскому народу. Смотря на картину, начинаешь сопереживать герою. У ног молодого юноши лежит раненый печенег, стрела вонзена ему прямо в горло. Он просит помощи у парня. Но он не преступен. Киевлянина ничего не остановит, он бежит за помощью.

Тяжелое настроение от данного произведения искусства меняется на светлое. Когда смотришь на картину, верится, что молодой парень доберется до другого берега и Киев одержит победу на печенегами.

Грустное настроение от картины сменяется на светлые чувства. Глядя на картину, появляется луч надежды. Верится,что парень доберется к другому берегу и все же приведет подмогу на войну с печенегами.

Описание настроения картины Подвиг молодого киевлянина


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Летом Пластова 5 класс

    Пластов Аркадий Александрович, знаменитый русский художник 20 века. Родился в прекрасной семье. Его родители были потомственные иконописцы.

  • Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал

    Айвазовский любил море. Причём, он писал картины не с натуры, а в мастерской, по памяти. Но от этого они не становятся хуже. Они так точно передают все детали, что похожи на фотографию.

Пожалуй, трудно поспорить с тем, что искусство во многом порождено историей – ведь она пород подбрасывает творцам такие сюжеты, которые сложно придумать, даже обладая крайне богатой фантазией.

В российской живописной традиции особое место занимает направление исторической живописи – картины, запечатлевающие те или иные сюжеты, знакомые по летописям, дневникам, легендам и т.д. Признанным мастером исторического полотна стал художник, живший в 19 веке, Андрей Иванов. К сожалению, о его происхождении ничего не известно, так что сложно сказать, кто именно привил юному Гению любовь к изобразительному искусству.

При создании полотей А. Иванов руководствовался прежде всего собственными патриотическими убеждениями, острым чувством гражданского долга. Его мировоззрение отразилось и в сюжетах его картин, например, в одной из самых знаменитых: «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году». Как и в других работах, художник-классицист придерживался норм и принципов академизма, что отразилось в общем стиле полотна, во многом близкого античным образцам.

Сюжет полотна «Подвиг…» был заимствован живописцем из летописи. Согласно ей безымянный киевлянин, живущий в осаждённом печенегами в 968 году городе, стал добровольцем и решил привести на помощь Киеву русскую дружину. Для этого он, знавший язык захватчиков, вышел за ворота города, держав руках уздечку.

Герой притворился, будто ищет своего сбежавшего коня, и никто из врагов не обратил на него внимания. Добравшись до берега Днепра, юноша сбросил с себя одежду и ринулся в воду. Он сумел переплыть реку и привёл русское войско на помощь киевлянам. К сожалению, не сохранилось более подробных сведений об этом событии, однако легенда настолько полюбилась художнику, что он создаёт монументальное полотно, сложное в своей композиции и несущее большую смысловую нагрузку и эмоциональный посыл.

Несомненно, центром композиции является фигура молодого киевлянина. Андрей Иванов изображает прекрасного белокурого юношу, чья нагота лишь слегка прикрыта алым платьем, расшитым золотом, которое он перебросил через плечо. Фигура запечатлена в движении: отчётливо видны мускулы, напряжённые от бега; свет отражается от лощёного тела красивого юноши.

Реалистично и живо выглядит поза героя: он бежит, он почти у цели. Лишь одной ногой он стоит на земле, а другая отставлена назад – он не успел опустить её после очередного шага. Рука занесена назад, чтобы помочь киевлянину удержать равновесие; голова юноши повёрнута в сторону города, а взгляд устремлён на врагов: уж не преследуют ли его? В руках безымянный герой держит уздечку, которая помогла ему обмануть печенегов.

Интересно, каким прекрасным изображает киевлянина художник. Его тело, лицо написано только с использованием светлых тонов, в то время как для заднего плана картины выбраны исключительно мрачные: оттенки серого, коричневого, болотно-зелёного.

Кажется, будто за образец живописец взял фигуру какого-то олимпийца – столь красив в своей наготе юноша. Интересно, что некоторые искусствоведы считают, что цветовое решение картины обусловлено её замыслом: светлые тона, которыми написана фигура киевлянина, противопоставлены тёмным тонам, соответствующим мерзости, жестокости злобных захватчиков.

Помимо этого существует теория, будто нагота юноши объясняется его беззащитностью и чистотой среди этого хаоса, где господствует оружие вместе со стальными панцирями. Образ киевлянина нарочно облагорожен автором: тот наделяет героя тонкими и изящными чертами лица и внешней красотой, чтобы подчеркнуть значимость его подвига, его безграничную любовь к Родине, ради которой вчерашний мальчишка готов пожертвовать собственной жизнью.

Совсем иначе на картине изображены захватчики-печенеги, «населяющие» задний план. Они также изображены в движении, однако все они верхом на конях. Эта деталь подчёркивает варварскую натуру завоевателей, стремящихся заполучить всё чужим трудом. Печенеги хорошо вооружены; кажется, они догадываются о том, что юноша хочет позвать на помощь, и пытаются выстрелить в него, однако стрела попадает в их же соратника.

Это мужчина, изображённый практически карикатурно: у него нарочно гипертрофировано выражение боли на лице; его поза не выглядит красивой. Печенега Иванов пишет в тёмных тонах, являя его низменную натуру. Даже вражеских коней художник изображает гнедыми либо чёрными, подчёркивая их злобность и чужеродность этой земле.

Особого внимания заслуживает небо, разверзнувшееся на полотне. Оно угольно-чёрное, покрытое клубящимися мрачными тучами. Однако над головой молодого киевлянина тучи вдруг рассеиваются, пропуская немного света. Эта композиционная деталь подчёркивает обретение городом надежды на спасение благодаря самопожертвованию юного героя.

В целом же картина проникнута патриотическим пафосом. Художник стремится передать воодушевляющее настроение зрителям этой картины, вызвать у них эмоциональный подъём, заключающийся в ощущении гордости за собственную страну, за её безымянных героев.

1 марта 2016

Многие из нас знакомы с монументальными полотнами русского художника А. Иванова. Но есть среди его трудов картины, малоизвестные широкой публике. Одна из них - «Подвиг молодого киевлянина». Описание картины будет рассмотрено в данной статье.

Что изображено на полотне?

На картине художник в классической античной манере раскрывает перед зрителями образ молодого воина. Юноша полуобнажен, его тело едва прикрывает красный плащ. В руке он держит уздечку.

Рядом с главным героем художественного полотна изображено горячее и кровопролитное сражение: лежат на земле тела убитых воинов, видно, что вдалеке идет битва.

Многое может рассказать зрителям полотно «Подвиг молодого киевлянина». Описание картины говорит нам о том, что художник изображает какой-то важный момент в истории этого юноши.

Что же это за момент? Разберем его более подробно.

Сюжет произведения

Автор изображает событие, которое имело место в русской истории. Летописи рассказывают нам, что в 968 году русский город Киев подвергся страшной осаде печенегов. Защитить родной город было некому, потому что князь Святослав в это время находился в военном походе.

Киевляне бы погибли, если бы не смелый поступок одного из юношей. Он знал печенежский язык, поэтому, взяв в руки уздечку, смело пошел через печенежский лагерь к реке. Когда его окликали, спрашивая, куда он направляется, юноша отвечал, что идет на поиски своего убежавшего коня.

С помощью такой хитрости юноша добрался до реки, а оттуда смог отправиться к дружине князя и позвать ее на помощь. С помощью его поступка Киев был спасен.

Видео по теме

«Подвиг молодого киевлянина»: описание картины и ее жанр

Данное полотно сегодня хранится в Русском музее. Зрители всегда обращают на него внимание, ведь выполнено оно в характерной манере романтизма.

Следует отметить, что это достаточно ранняя работа художника. Написана она в 1810 году.

Тогда много силы и романтического восторга вложил в свое произведение молодой А. Иванов. «Подвиг молодого киевлянина» являет собой пример его ранних творческих исканий.

Смысл произведения заключается в характерной для художника убежденности в том, что человек, если он смел и уверен в успехе своего предприятия, может очень многое преодолеть.

Эта картина о любви к своему народу и любви к своей Родине, поэтому она всегда остается актуальной. Робкий юноша превращается в настоящего воина, который смог совершить подвиг и спас своих соплеменников.

Многое может рассказать нам работа «Подвиг молодого киевлянина», описание картины свидетельствует о ее художественной ценности.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Пара взяла напрокат игру за 2 доллара и обнаружила внутри "бонус" от экс-владельцев на 18 тысяч Разное