Украинцы постоянно хотят чем-то гордиться. Причем они даже не гордятся – они чаще «пышаются». Хотя слово «пыха» переводится на русский, как «спесь».
Хотя, как уже писал «Антифашист» в украинском языке нет слова «гордиться». Там где у русского гордость, у свидомого - «пихатість», что по-русски «тщеславие».

Но гордится надо. Потому что как иначе возвеличить нацию? Чтобы оправдать убийства всяких «недочеловеков» – «сепаров», «ваты», «врагов Украины»? Оттого и придуманы «киборги», «герои АТО», а так же сказки про то, что Будда и Христос имели украинские корни, а древние укры основали всю земную цивилизацию. Ну и, конечно же, перекраивают историю Украины, рассказывая о государстве, которого не было на карте мира до образования СССР.

Но украинцам как-то фиолетово гордиться древними украми, тем более что многие адекватные граждане Украины, имеющие образование и читавшие умные книги, понимают, что это – самая наглая ложь, до которой только могли додуматься украинские власти. И нужны какие-то более реальные примеры. Потому что нельзя же бесконечно гордиться одной только вышиванкой и наряжать в нее собак .

И вот – нашли! И сразу же канонизировали – боевой гопак официально стал национальными видами спорта. Ранее Верховная Рада в приняла законопроект №5324, который вводит в законодательство понятие «национальный вид спорта», а теперь украинский парламент узаконил пляски в шароварах на спортивной арене.

Ну, и ладно, стал танец боевым искусством, кому от этого плохо? Вон, есть у Бразилии капоэйра, танцуют себе, и ногами машут, все нравится. Но капоэйру бразильцы древним боевым искусством не называли, это изначально были танцы рабов, которые маскировали в своих танцах обучение рукопашному бою. А вот с «боевым гопаком» гораздо сложнее.

Автором этого стиля является Владимир Пилат, который развивает его с 1985 года и издал даже две книги. Он, кстати, не только верховный учитель боевого гопака, но и президент Международной федерации боевого гопака, Генерал-атаман (соответственно – генерал-полковник КВУ), председатель Священного Совета Объединения сыновей и дочерей Родной Украинской Национальной Веры («РУНВера»).

Уже после этого перечисления титулов любой здравомыслящий человек все должен понять. Но это – только начало.

Украинские историки на полном серьезе считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. И вот после слова «эзотерический» достаточно вспомнить еще один шарлатанский стиль – бесконтактный бой. Специалисты о нем наслышаны.

Но вернемся к боевому гопаку.

Начнем с того, что ничего национального в этом так называемом боевом искусстве нет. Я это уверенно заявляю, как тренер по единоборствам и как человек, занимающийся боевыми искусствами 30 лет. Давайте разберем эти «боевые элементы».

Нижний уровень – вращения (мельница, бочонок, гарбуз) – то есть, различные виды подсечек.

Все это давным-давно есть в арсенале китайского ушу, которое гораздо более древнее, чем самый древний укр. Так же эти движения есть и в корейский, и в японский боевых искусствах, которые почти все заимствовали в том же Китае.

Дальше – присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол, по голенищу, по подошве), растяжка вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка – те же подсечки и удары ногами снизу из положения сидя. Многие эти элементы известны и в джиу-джитсу, и в самбо и в любой другой борьбе, когда борец подсаживается для выбивания ног противника или для производства бросков с захватом его ног.

Верхний уровень – прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.). Это элементы ударов в прыжке, которые в гопаке больше похожи не на удары, а именно на красивые и высокие прыжки. Если бы практикующие боевой гопак хотя бы раз показали, как такими «гопами» они могут разбить доски, черепицу или что-то подобное, как это делают корейские спортсмены танг-су-до или тае-квон-до – можно было бы считать ЭТО ударами. А так – мастера «боевого гопака» просто тупо копируют удары японского каратэ-до – маваши-гери, майя-гери, йоко-гери и другие.

Кстати, сам Верховный Учитель Боевого Гопака Владимир Пилат утверждает, что 9 лет занимался Киокушин-каратэ, в 1977 году успешно сдал экзамены на I дан и получил черный пояс. Он открыл собственную школу киокушин-каратэ под названием «Школа Тигра», параллельно изучает другие стили каратэ-до, кик-боксинг, а также профессиональный бокс.

Вопросы есть?

Можно, конечно, спорить о боевом гопаке, но давайте поговорим о самом танце. Потому что боевой стиль создан как бы на основе танца, а танец этот упоминается еще Гоголем, а первые сведения о нем относятся к XVI веку. Мелодия гопака использовалась многими композиторами. Так, темы гопака присутствуют в «Майской ночи» Римского-Корсакова, «Мазепе» Чайковского и многих других произведениях.

Упоминался – но никто не помнит, как он выглядел.

Первым, кто подробно описал гопак, считается украинский композитор Василий Верховинец (1880-1938), автор книги «Теория украинского народного танца». Описанный Верховинцем гопак включал в себя прыжки, присядки и вращения, в просторечии называемые на Украине гопками. Но он записал танцы, использовав только комбинации рисунков и описания словами. Но только словами нельзя описать движения настолько подробно, чтобы с такой записи, можно было воспроизвести танец. Для движения, как и для музыки, нужна своеобразная система записи. На сегодняшний день есть две такие системы, которые употребляют для записей современного танца и балета (Laban. Method, Benegh Method).

Но история гопака, то есть, того так называемого «национального» украинского танца на самом деле началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Даже сами украинцы признают , что «именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени».

Вот только «традиционный фольклор» был не украинским. Ведь традиционными украинскими могут считаться гуцульские пляски или хороводные коломыйки. Как пишут историки, украинский сценический танец существовал до той поры лишь в виде вставных номеров в спектаклях украинского музыкально-драматического театра да единичных украинских операх. И вот Вирский создал украинский народный танец, что называется, с нуля.

Газета «Правда» от 13 марта 1936 года писала: «Надо прямо сказать, что танцы – лучшее, что было показано в спектакле. Гопак в четвертом акте «поставил на ноги» буквально весь театр!»

Взлетающие высоко в воздух танцовщики с саблями наголо в руках, умопомрачительные вращения, мастерское фехтование в танце, стремительные прыжки и разнообразные «присядки», выполненные к тому же с сохранением технических канонов классической хореографии (выворотность, вытянутый подъем, четкие позиции рук и ног и т. д.), – потрясли не только обычную московскую публику, но и самого К. С. Станиславского, восторженно оценившего гастроли киевлян».

То есть, гопак был создан именно советскими хореографами в СССР в середине 30-х годов прошлого столетия. То есть, национальный украинский танец, гордость украинцев создали ненавидимые нынешними украинцами… коммунисты.

Гопак нужно срочно декоммунизировать!

Но и это еще не все.

Позвольте внести последнюю ложку дегтя в украинскую тщеславную сказку. Как вы думаете, откуда были взяты основные элементы украинского народного танца? Никогда не догадаетесь. Из Китая. Точнее, гопак основные, так сказать, базовые свои элементы получил из… народного уйгурского танца. На видео это очень хорошо видно на 2.26 минуте.

Уйгурский национальный танец

Уйгуры – тюркоязычный народ, подавляющее большинство которого живут в регионе под названием Синьцзян на крайнем западе Китая. Но украинский гопак удивительно смахивает и на таджикский, и на туркменский, и на адыгейский народные танцы. То есть, основой украинского танца стали танцы тюркских племен.

После создания СССР возникла идея создания национальных видов танца. Задачи были выполнены советскими хореографами строго по указаниям - больше всего сил было уделено зрелищности грузинской лезгинки. Традиции русского балета были творчески переработаны хореографами, преимущественно еврейскими. Любовь к особой роли грузинского народа нашла своё танцевальное выражение. Зато возникли проблемы с созданием особой чеченской лезгинки или кабардинской лезгинки. Фонды выделили более скромные.

Отношение народа к танцам до появления телевидения в целом было "малокультурным" - никто не брал на себя обязательств ограничиваться строгим, предписанным сверху набором движений. Подбирали движения под себя, поэтому терские казаки или кабардинцы танцевали лезгинку, не обращая внимания, что в ней грузинского или сугубо дагестанского. Точно также пресловутая русская присядка не запрещала танцевать без приседаний, махать руками в стиле грузинской лезгинки или брать элементы "цыганочки", то есть хлопать руками по лодыжкам и подскакивать. Вдобавок, во многих местах танцевали под разные мелодии и делали разные движения в зависимости от музыки. Не было жесткой унификации стилей танца по принципу национальности, было нечто иное - различие стилей танца в зависимости от мелодий. Лезгинку разные народы танцевали схожим образом, поскольку мелодии задавали схожий ритм и настроение. По этой же причине часто не было некой принципиальной разницы между беларусским, русским и украинским танцем. Молдавские отличались в силу традиций, но там чаще танцевали под скрипку, в итоге имели другой ритм и настроение. Впрочем, и здесь сходство музыки и стиля, например, славян-буковинцев и молдован, свидетельствовало, что народ не очень-то придерживался принципой - это движение славянское, а то движение молдавское.

Могучая советская хореография, подкрепленная всей мощью традиций русского балета, позволила создать целую систему танцев. Причем принцип социалистической иерархии культур, где русска национальная культура своим убожеством и бесцветностью должна была подчеркивать красочность и самобытность иных культур, требовал, чтобы украинские танцы были заведомо более красочными, чем русские. Поэтому в гопак ввели акробатические элементы. Позднее эти элементы советского новодела американцы безо всяких ссылок на авторство и авторские права использовали при создании брейк-данса - национального танца негров, который негры не желали и не хотели придумать до того момента, как этот танец придумали для них. Суть брейк-данса проста - подчеркнуть физическое превосходство негров. Гопак преследовал схожую цель - подчеркнуть особую силу и акробатичность украинцев на фоне других народов. Правда, гопак в идеальном исполнении требовал гимнастов-разрядников, то брейк-данс оказался ещё круче. Для качественного исполнения брейк-данса желательно иметь как минимум уровень кандидата в мастера по гимнастике и соответствующие кондиции - маленький рост, способность спокойно сесть на шпагат, иметь отличные навыки в акробатике. Впрочем, даже гопак в лучшем виде простому крестьянину никогда доступен не был. А воину-козаку при исполнении гопака в стиле ансамбля Александрова мешали бы большая мышечная масса и большой рост. Недаром хорошие гимнасты и акробаты в большинстве своем низкорослы.

Естественно, хорошая гимнастическая и акробатическая подготовка легко используется в единоборствах. Единобоства изначально всегда включали в себя подготовку в виде акробатических упражнений, растяжку, мостик и т.д. Упражнения среди прочего способствуют координации и скорости движения. Однако выдумать боевой гопак мог только идиот, который ничего не смыслил ни в истории русского балета, ни в логики советского, "национального" новодела, ни в истории казачества.

Если вы откроете первую страницу повести Гоголя Тарас Бульба, то сразу наткнетесь на описание тренировочного, кулачного боя. Удары наносятся в корпус, удары в голову и шею запрещены. Если добавить сюда право наносить удары ногами, то получим классический вариант японского карате. Пожалуйста, тренируйтесь, отрабатывайте удары и защиту. Контрольная проверка с ударами в голову будет во время кулачного боя в праздник. Всё это было у русских, было у украинцев, было у массы иных народов. Во времена Тараса Бульбы никому не пришло бы в голову заниматься "боевым" гопаком. Надевали доспехи, брали в руки деревянные сабли и рубились. Потом дворянство придумало для себя особые рапиры с безопасным наконечником, а до этого от Рима до Японии использовали деревянное оружие, неспособное повредить доспехи, вдобавок, часто его покрывали кожей для мягкости. Подобный вид спорта и военной тренировки существовал вплоть до начала 20-го века. Например, Чехов впервые познакомился с Гиляровским в спортзале, где Гиляровский упражнялся в бое на эспадронах (саблях) с напарником. Правда, доспехи уже использовались спортивные. А сейчас существует спортивный бой на "саблях". Раньше доспехи были более тяжелыми, они ещё более надежно защищали тренирующихся. Таким же образом тренировались сабельному бою, сидя на лошадях.

Другое дело, что огнестрельное оружие сделало доспехи бесполезными. Поэтому к концу 19-го века доспехи сохранились не в каждой казачьей семье и не в каждой дворянской семье. Многие просто не имели возможности нормально тренироваться. Поэтому чаще семейные предания сохранили иные способы тренировки, необходимые для перехода от условного боя с противником к реальному, когда в удар вкладывается сила несколько иначе. Это рубка лозы на скаку, отработка удара по струйке воды. Но раньше главным способом тренировки был бой в доспехах. Точно также искусство вращать саблю было исключительно вспомогательным способом тренировки мышц кисти руки. Ничто никогда не могло заменить реальный спарринг.

Кстати, пресловутые затрещины как символ особого, славянского боевого искусства тоже вздор. Да, затрещиной можно нокаутировать соперника, но логика боя, которую мы видим у Гоголя, показывает, что, скорее всего, касание пальцами как при затрещине или оплехе, а не касание основанием ладони, использовалось для имитации ударов по голове - пальцами в нокаут или в нокдаун не отправишь, но, если попал пальцами, значит, мог достать кулаком. А при наличие шлемов использовать оплеуху для отработки ударов совсем логично. Не надо забывать, что тренировка направлена на развитие навыков, а не имеет целью искалечить соперника.

Боевой гопак - типичный пример бреда, который возникает в головах под влиянием советского новодела. Реальный казак или дворянин, который с детства тренировался и регулярно спарринговал на саблях, просто зарубил бы насмерть любого спеца по боевому гопаку. И не таких убивали. Например, нам много говорят о ниндзя. Да, они много умели - крались, подслушивали. Но в подавляющем большинстве случаев бой между ниндзя и самураем кончался в пользу самурая. Самураи были выше ростом и массивнее, они не могли так долго висеть на кончиках пальцев и ползать по стенам, зато они отлично владели мечами и готовились отразить любое нападение. Вжик мечом и нет ниндзя. Кстати, и на Западе дворяне готовились против разных неожиданностей - нападение с дубинкой, удары ногами и т.д. Хорошее владение шпагой позволяло расправиться с любым крестьянином, возомнившим себя непобедимым от успехов в драке на дубинах или от умения ударить ногой.

Советский новодел - страшное явление. Казалось бы, под соусом борьбы за национальное новодел пора выбросить, ан, нет, новодел оказывается сильнее. Причем, новодел оказывается особенно удобным для дураков. Твори, выдумывай, пробуй. Русский балет в принципе позволял имитировать всё, что угодно - бой на саблях, цирковую акробатику, танец маленьких лебедей, перетягивание канатов. Украинский гопак был создан для того, чтобы украинский обыватель смотрел на сцену и восхищался - ах, какие мы культурные и крутые. Но танец это не боевые искусства. И, вообще, была бы задача создать чукотский гопак краше украинского, создали бы. И боевой чукотский гопак создали бы. Кстати, и с западенческим национализмом пора разобраться - где его больше сочиняли, во Львове, на Западе или в Москве.

Украинцы постоянно хотят чем-то гордиться. Причем они даже не гордятся – они чаще «пышаются». Хотя слово «пыха» переводится на русский, как «спесь».

Хотя, как уже писал «Антифашист» в украинском языке нет слова «гордиться». Там где у русского гордость, у свидомого – «пихатість», что по-русски «тщеславие».

Но гордится надо. Потому что как иначе возвеличить нацию? Чтобы оправдать убийства всяких «недочеловеков» – «сепаров», «ваты», «врагов Украины»? Оттого и придуманы «киборги», «герои АТО», а так же сказки про то, что Будда и Христос имели украинские корни, а древние укры основали всю земную цивилизацию. Ну и, конечно же, перекраивают историю Украины, рассказывая о государстве, которого не было на карте мира до образования СССР.

Но украинцам как-то фиолетово гордиться древними украми, тем более что многие адекватные граждане Украины, имеющие образование и читавшие умные книги, понимают, что это – самая наглая ложь, до которой только могли додуматься украинские власти. И нужны какие-то более реальные примеры. Потому что нельзя же бесконечно гордиться одной только вышиванкой и наряжать в нее собак .

И вот – нашли! И сразу же канонизировали – боевой гопак официально стал национальными видами спорта. Ранее Верховная Рада в приняла законопроект №5324, который вводит в законодательство понятие «национальный вид спорта», а теперь украинский парламент узаконил пляски в шароварах на спортивной арене.

Ну, и ладно, стал танец боевым искусством, кому от этого плохо? Вон, есть у Бразилии капоэйра, танцуют себе, и ногами машут, все нравится. Но капоэйру бразильцы древним боевым искусством не называли, это изначально были танцы рабов, которые маскировали в своих танцах обучение рукопашному бою. А вот с «боевым гопаком» гораздо сложнее.

Автором этого стиля является Владимир Пилат, который развивает его с 1985 года и издал даже две книги. Он, кстати, не только верховный учитель боевого гопака, но и президент Международной федерации боевого гопака, Генерал-атаман (соответственно – генерал-полковник КВУ), председатель Священного Совета Объединения сыновей и дочерей Родной Украинской Национальной Веры («РУНВера»).

Уже после этого перечисления титулов любой здравомыслящий человек все должен понять. Но это – только начало.

Украинские историки на полном серьезе считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. И вот после слова «эзотерический» достаточно вспомнить еще один шарлатанский стиль – бесконтактный бой. Специалисты о нем наслышаны.

Но вернемся к боевому гопаку.

Начнем с того, что ничего национального в этом так называемом боевом искусстве нет. Я это уверенно заявляю, как тренер по единоборствам и как человек, занимающийся боевыми искусствами 30 лет. Давайте разберем эти «боевые элементы».

Нижний уровень – вращения (мельница, бочонок, гарбуз) – то есть, различные виды подсечек.

Все это давным-давно есть в арсенале китайского ушу, которое гораздо более древнее, чем самый древний укр. Так же эти движения есть и в корейский, и в японский боевых искусствах, которые почти все заимствовали в том же Китае.

Дальше – присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол, по голенищу, по подошве), растяжка вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка – те же подсечки и удары ногами снизу из положения сидя. Многие эти элементы известны и в джиу-джитсу, и в самбо и в любой другой борьбе, когда борец подсаживается для выбивания ног противника или для производства бросков с захватом его ног.

Верхний уровень – прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.). Это элементы ударов в прыжке, которые в гопаке больше похожи не на удары, а именно на красивые и высокие прыжки. Если бы практикующие боевой гопак хотя бы раз показали, как такими «гопами» они могут разбить доски, черепицу или что-то подобное, как это делают корейские спортсмены танг-су-до или тае-квон-до – можно было бы считать ЭТО ударами. А так – мастера «боевого гопака» просто тупо копируют удары японского каратэ-до – маваши-гери, майя-гери, йоко-гери и другие.

Кстати, сам Верховный Учитель Боевого Гопака Владимир Пилат утверждает, что 9 лет занимался Киокушин-каратэ, в 1977 году успешно сдал экзамены на I дан и получил черный пояс. Он открыл собственную школу киокушин-каратэ под названием «Школа Тигра», параллельно изучает другие стили каратэ-до, кик-боксинг, а также профессиональный бокс.

Вопросы есть?

Можно, конечно, спорить о боевом гопаке, но давайте поговорим о самом танце. Потому что боевой стиль создан как бы на основе танца, а танец этот упоминается еще Гоголем, а первые сведения о нем относятся к XVI веку. Мелодия гопака использовалась многими композиторами. Так, темы гопака присутствуют в «Майской ночи» Римского-Корсакова, «Мазепе» Чайковского и многих других произведениях.

Упоминался – но никто не помнит, как он выглядел.

Первым, кто подробно описал гопак, считается украинский композитор Василий Верховинец (1880-1938), автор книги «Теория украинского народного танца». Описанный Верховинцем гопак включал в себя прыжки, присядки и вращения, в просторечии называемые на Украине гопками. Но он записал танцы, использовав только комбинации рисунков и описания словами. Но только словами нельзя описать движения настолько подробно, чтобы с такой записи, можно было воспроизвести танец. Для движения, как и для музыки, нужна своеобразная система записи. На сегодняшний день есть две такие системы, которые употребляют для записей современного танца и балета (Laban. Method, Benegh Method).

Но история гопака, то есть, того так называемого «национального» украинского танца на самом деле началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Даже сами украинцы признают , что «именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени».

Вот только «традиционный фольклор» был не украинским. Ведь традиционными украинскими могут считаться гуцульские пляски или хороводные коломыйки. Как пишут историки, украинский сценический танец существовал до той поры лишь в виде вставных номеров в спектаклях украинского музыкально-драматического театра да единичных украинских операх. И вот Вирский создал украинский народный танец, что называется, с нуля.

Газета «Правда» от 13 марта 1936 года писала: «Надо прямо сказать, что танцы – лучшее, что было показано в спектакле. Гопак в четвертом акте «поставил на ноги» буквально весь театр!»

Взлетающие высоко в воздух танцовщики с саблями наголо в руках, умопомрачительные вращения, мастерское фехтование в танце, стремительные прыжки и разнообразные «присядки», выполненные к тому же с сохранением технических канонов классической хореографии (выворотность, вытянутый подъем, четкие позиции рук и ног и т. д.), – потрясли не только обычную московскую публику, но и самого К. С. Станиславского, восторженно оценившего гастроли киевлян».

То есть, гопак был создан именно советскими хореографами в СССР в середине 30-х годов прошлого столетия. То есть, национальный украинский танец, гордость украинцев создали ненавидимые нынешними украинцами… коммунисты.

Гопак нужно срочно декоммунизировать!

Но и это еще не все.

Позвольте внести последнюю ложку дегтя в украинскую тщеславную сказку. Как вы думаете, откуда были взяты основные элементы украинского народного танца? Никогда не догадаетесь. Из Китая. Точнее, гопак основные, так сказать, базовые свои элементы получил из… народного уйгурского танца. На видео это очень хорошо видно на 2.26 минуте.

Уйгурский национальный танец

Уйгуры – тюркоязычный народ, подавляющее большинство которого живут в регионе под названием Синьцзян на крайнем западе Китая. Но украинский гопак удивительно смахивает и на таджикский, и на туркменский, и на адыгейский народные танцы. То есть, основой украинского танца стали танцы тюркских племен.

Таким образом, не только так называемый «боевой гопак» никакого отношения к национальному боевому искусству не имеет, а является слабой копией японского каратэ-до, но и сам танец «гопак» является симбиозом национальных танцев других народов.

Гопак. История возникновения, описание, виды и особенности гопака

0 коммент.

Украинский народный танец развивался на протяжении всей истории Украины и впитал в себя результаты многовекового становления украинской самобытности. Причем, в каждой области Украины свои особенности народного танца по темпу, шагам, прыжкам и проходкам.

В этой статье можно увидеть некоторые картины, посвященные украинскому народному танцу, и прочитать некоторые интересные факты.

Юрий Евдокимович Баликов (род. 1924) Украинский танец. 1986 г.



Эдуард Евгеньевич Павлов (Украина, род. 1937) Танец 1986 г.

Веселовский Детали триптиха «Гуцулы». 1937 г.g>

Амвросий Андреевич Ждаха (Украина, 1855—1927) Гопак. Серия почтовых открыток на темы украинских народных песен. 1911—1912 гг.

Всемирно известным, без сомнения, является украинский танец гопак, он, своего рода, визитная карточка украинского танцевального искусства, и об этом танце обычно пишут: «В гопаке сосредоточена вся украинская душа».

Возникновение гопака связывают с казаками Запорожской Сечи в XVI—XVIII веках. Первоначально гопак считался исключительно мужским танцем, в котором исполнители демонстрировали силу, ловкость и героизм. Это были, своего рода, боевые тренировки казаков. Недаром же в последнее время в Украине появились школы «боевого гопака», которые ничем не уступают известным школам восточных единоборств.

Женщины в гопаке появились позже, благодаря основателю и руководителю Государственного ансамбля народного танца Украины Павлу Павловичу Вирскому, который и создал композицию этого известного нынче народного танца на основе классики и фольклора.

Основными движениями гопака являются бегунец, веревочка, ковырялочка, pas de basque и низкие голубцы. Мужчины - танцоры выполняют виртуозные присядки, прыжки и вращения, каждое движение при этом является практически трюком. Среди основных - «разножка» (шпагат в прыжке, когда ноги и руки разносятся в разные стороны), «паучок» (танцор в присядке опирается сзади на руки и перемещается по кругу, выбрасывая ноги вперед), а также кабриоли, прыжки «кольцо», «ястреб» и «жабка», присядки «ползунец», «метелочка» и «подсечка», вращения «мельница», «бочонок» и «гарбуз».

Гопак, являясь веселым, искрометным и темпераментным танцем, не раз включался композиторами в оперы и балеты. Среди известных - балеты «Гаянэ» Хачатуряна, «Тарас Бульба» Соловьёва-Седого, «Конёк-Горбунок» Пуни, «Маруся Богуславка» Свечникова, оперы «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского, «Энеида» Лысенко, «Мазепа» Чайковского.

Алексей Геннадиевич Кулаков (Украина, род. 1967) Военный танец «Сиговый гопак». 2012 г.

Наталья Папирная (Украина) Украинский танец. 2011 г.

Алексей Геннадиевич Кулаков и Наталья Папирная (Украина) Свадьба. 2010 г.

Алексей Геннадиевич Кулаков (Украина, род. 1967) Гопачок. 2005 г.

Алексей Геннадиевич Кулаков (Украина, род. 1967) Этюд танцующей девченки. 2010 г.

Вообще, украинские танцы можно поделить как по жанрам, так и по этническим направлениям народностей, населяющих страну.

Так, к обрядовым танцам относятся «Веснянки», «Гаёвки», «Рохулки», всевозможные хороводы, которые берут свое начало в ритуальных праздниках язычества. Эти танцы и по сей день остаются любимой темой хореографов.

Второй большой группой считаются украинские бытовые танцы. Они возникали во всех регионах страны, как в центральных областях вокруг Днепра (Козачок, Гопак), так и на западе, в Карпатах (Коломыйки, Гуцулка).

Третьим типом украинских народных танцев являются сюжетные танцы, которые основаны на движениях, подражающих работе определенных групп людей и использовании в сюжете пантомимы. Яркими примерами могут служить танцы «Шевчики» (Сапожники), «Ковали» (Кузнецы), «Косари», всевозможные композиции, рассказывающие истории на ярмарках, сельских праздниках, свадьбах и т.д.

Роман и Надежда Федишин (Украина) Серия «Гуцульский танец».

Надо отметить, что задолго до Павла Вирского популяризацией украинского танца занимались многие видные деятели украинской культуры, и эмигрировавшие после 1917 года на Запад - в Канаду и Австралию (где и поныне живут огромные диаспоры украинцев), и появившиеся в Украине в советскую эпоху.

Среди имен, которые раньше были преданы забвению, можно назвать актера, хормейстера и музыковеда Василия Верховынца (настоящая фамилия — Костив, 1880-?), который в 1919 году издал книгу «Теория украинского народного танца», где впервые классифицировал различные шаги и ввел терминологию.

Основываясь на работе Верховынца, его дело продолжили за рубежом Василий Авраменко (1895—1981), эмигрировавший в 1925 году в Канаду, Владимир Кания и Наталия Тыравская, основавшая в 1952 году в Сиднее украинский Национальный балет, позже переименованный в ансаммбль «Веселка».

В самой Украине национальное танцевальное искусство пропагандировали Павел Вирский и Николай Болотов, основавшие в 1937 году Государственный ансамбль народного танца Украины, Ярослав Чуперчук, основавший в 1946 году ансамбль песни и танца «Галичина», руководитель ансамбля танца «Днепряна» Ким Василенко, составивший «Словарь украинского народного танца». Надо заметить, что здесь перечислены только самые известные имена.

Анжела Валерьевна Моисеенко (Украина, род. 1970) Гопак. 1997 г.

Анна Владимировна Хомчик (Украина, род. 1976) Радостная свадьба. 2011 г.

Анна Владимировна Хомчик (Украина, род. 1976) Буковинский танец. 2010 г.

Анна Владимировна Хомчик (Украина, род. 1976) Полька. 2008 г.

Возвращаясь к теме многообразия украинского танца — это связано с разными этнокультурными областями страны, в которых изначально были своя собственная музыка, языковой диалект, народные костюмы и традиции. Понятное дело, не получится поместить здесь подробное исследование на тему различий украинского танца по областям. Поэтому перечислим лишь сами регионы и названия популярных танцев.

Например, в центральной и восточной Украине, на Полтавщине популярны «Гопак», «Казачок», «Ползунец», сюжетные композиции о чумаках.

Горцы, населяющие Карпаты и именуемые гуцулами, славится своими танцами «Гуцулка», «Коломыйка», мужским танцем «Аркан», многие танцевальные па которых взяты из смежной с румынскими областями Буковины. Буковинские же танцы воплотили в себе многое из народной хореографии румын и молдаван, ведь исторически Буковиной управляло долгие годы румынское княжество. Танцы в этом регионе отличаются множеством дробей и ударов ног.

А вот на Волыни, расположенной на северо-западе Украины шаги танца характеризуются энергичными скачками и высоко поднимаемыми ногами. Танцы в этой области были под влиянием традиционных польских народных танцев, из-за географической близости Волыни с Польшей.

Танцы Полесья основаны на характерных высоких движениях колен, визитной карточкой региона считается танец с польским названием «Мазурочка».

Традиции танцев украинского Закарпатья основаны на широких движениях, самым известным танцем здесь считается «Березнянка».

Существует также, при географической близости, различия между народными танцами Подолья, Бойковщины (северные и южные склоны Карпат, где расположены ныне горные районы Львовской и Ивано-Франковской областей) и Лемковщины (историческая земля расселения лемков, расположенная нынче на территории юго-востока современной Польши, Словакии и Закарпатской области Украины).

Впрочем, о тонкостях, характерной хореографии и традициях украинского народного танца в разных регионах Украины следует рассказывать не мне, а исключительно специалистам, понимающим особенности, исторические условия и т.д.

Оксана Збруцкая (Украина, род. 1982) Коломыйка. 2012 г.

Оксана Збруцкая (Украина, род. 1982) Гаёвка. 2009 г.

Оксана Збруцкая (Украина, род. 1982) Танец весны. 2008 г.



Оксана Збруцкая (Украина, род. 1982) Радостный танец 2012 г.


Украинцы постоянно хотят чем-то гордиться. Хотя, как я уже , в украинском языке нет слова "гордиться". Украинцы не гордятся - они "пышаются". Хотя слово "пыха" переводится на русский, как "спесь". То есть, украинская гордость идет от спеси, а "пихатість" - это по-русски "тщеславие". Но гордится надо. Потому что как иначе возвеличить нацию? Чтобы оправдать убийства всяких "недочеловеков" - "сепаров", "ваты", "врагов Украины"? Оттого и придуманы "киборги", "герои АТО", а так же про то, что Будда и Христос имели украинские корни, а древние укры основали всю земную цивилизацию. Ну и, конечно же, перекраивают историю Украины, рассказывая о государстве, которого не было на карте мира до образования СССР.

Но украинцам как-то фиолетово гордиться древними украми, тем более что многие адекватные граждане Украины, имеющие образование и читавшие умные книги, понимают, что это - самая наглая ложь, до которой только могли додуматься украинские власти. И нужны какие-то более реальные примеры. Потому что нельзя же бесконечно гордиться одной только вышиванкой и

И вот - нашли! И сразу же канонизировали - боевой гопак официально стал национальными видами спорта. Ранее Верховная Рада в приняла законопроект №5324, который вводит в законодательство понятие "национальный вид спорта", а теперь украинский парламент узаконил пляски в шароварах на спортивной арене.

Ну, и ладно, стал танец боевым искусством, кому от этого плохо? Вон, есть у Бразилии капоэйра, танцуют себе, и ногами машут, все нравится. Но капоэйру бразильцы древним боевым искусством не называли, это изначально были танцы рабов, которые маскировали в своих танцах обучение рукопашному бою. А вот с "боевым гопаком" гораздо сложнее.

Он, кстати, не только Верховный Учитель Боевого Гопака, но и Президент Международной Федерации Боевого Гопака,
член Совета по вопросам казачества при президенте Украины,
Верховный Атаман Международной Федерации Боевого Гопака,
Советник Гетмана Украинского казачества,

Генерал-атаман (соответственно - генерал-полковник КВУ),

Председатель Священного Совета Объединения сыновей и дочерей Родной Украинской Национальной Веры ("РУНВера").

Уже после этого перечисления титулов любой здравомыслящий человек все должен понять. Но это - только начало.

Украинские историки на полном серьезе считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. И вот после слова "эзотерический" достаточно вспомнить еще один шарлатанский стиль - бесконтактный бой. Специалисты о нем наслышаны.

Но вернемся к боевому гопаку.

Начнем с того, что ничего национального в этом так называемом боевом искусстве нет. Я это уверенно заявляю, как тренер по единоборствам и как человек, занимающийся боевыми искусствами лет так 30. Давайте разберем эти "боевые элементы".

Нижний уровень - вращения (мельница, бочонок, гарбуз) - то есть, различные виды подсечек.

Все это давным-давно есть в арсенале китайского ушу, которое гораздо более древнее, чем самый древний укр. Так же эти движения есть и в корейский, и в японский боевых искусствах, которые почти все заимствовали в том же Китае.

Дальше - присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол, по голенищу, по подошве), растяжка вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка - те же подсечки и удары ногами снизу из положения сидя. Многие эти элементы известны и в джиу-джитсу, и в самбо и в любой другой борьбе, когда борец подсаживается для выбивания ног противника или для производства бросков с захватом его ног.

Верхний уровень - прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.). Это элементы ударов в прыжке, которые в гопаке больше похожи не на удары, а именно на красивые и высокие прыжки. Если бы практикующие боевой гопак хотя бы раз показали, как такими "гопами" они могут разбить доски, черепицу или что-то подобное, как это делают корейские спортсмены танг-су-до или тае-квон-до - можно было бы считать ЭТО ударами. А так - мастера "боевого гопака" просто тупо копируют удары японского каратэ-до - маваши-гери, майя-гери, йоко-гери и другие.

Кстати, сам Верховный Учитель Боевого Гопака Владимир Пилат утверждает, что 9 лет занимался Киокушин-каратэ, в 1977 году успешно сдал экзамены на I дан и получил черный пояс. Он открыл собственную школу киокушин-каратэ под названием "Школа Тигра", параллельно изучает другие стили каратэ-до, кик-боксинг, а также профессиональный бокс.

Вопросы есть?

Можно, конечно, спорить о "боевого гопака", но давайте поговорим о самом танце. Потому что боевой стиль создан как бы на основе танца, а танец этот упоминается еще Гоголем, и первые сведения о нем относятся к XVI веку. Мелодия гопака использовалась многими композиторами. Так, темы гопака присутствуют в "Майской ночи" Римского-Корсакова, "Мазепе" Чайковского и многих других произведениях.

Упоминался - но никто не помнит, как он выглядел.

Первым, кто подробно описал гопак, считается украинский композитор Василий Верховинец (1880-1938), автор книги "Теория украинского народного танца". Описанный Верховинцем гопак включал в себя прыжки, присядки и вращения, в просторечии называемые на Украине гопками. Но он записал танцы, использовав только комбинации рисунков и описания словами. Но только словами нельзя описать движения настолько подробно, чтобы с такой записи, можно было воспроизвести танец. Для движения, как и для музыки, нужна своеобразная система записи. На сегодняшний день есть две такие системы, которые употребляют для записей современного танца и балета (Laban. Method, Benegh Method).

Но история гопака, то есть, того так называемого "национального" украинского танца на самом деле началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Даже сами украинцы признают , что "именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени".

Вот только "традиционный фольклор" был не украинским. Ведь традиционными украинскими могут считаться гуцульские пляски или хороводные коломыйки. Как пишут историки, украинский сценический танец существовал до той поры лишь в виде вставных номеров в спектаклях украинского музыкально-драматического театра да единичных украинских операх. И вот Вирский создал украинский народный танец, что называется, с нуля.

Газета "Правда" от 13 марта 1936 года писала: "Надо прямо сказать, что танцы - лучшее, что было показано в спектакле. Гопак в четвертом акте "поставил на ноги" буквально весь театр!". Взлетающие высоко в воздух танцовщики с саблями наголо в руках, умопомрачительные вращения, мастерское фехтование в танце, стремительные прыжки и разнообразные "присядки", выполненные к тому же с сохранением технических канонов классической хореографии (выворотность, вытянутый подъем, четкие позиции рук и ног и т. д.), - потрясли не только обычную московскую публику, но и самого К. С. Станиславского, восторженно оценившего гастроли киевлян".

То есть, гопак был создан именно советскими хореографами в СССР в середине 30-х годов прошлого столетия. То есть, национальный украинский танец, гордость украинцев создали ненавидимые нынешними украинцами… коммунисты.

Гопак нужно срочно декоммунизировать!

Но и это еще не все.

Позвольте внести последнюю ложку дегтя в украинскую тщеславную сказку. Как вы думаете, откуда были взяты основные элементы украинского народного танца? Никогда не догадаетесь. Из Китая. Точнее, гопак основные, так сказать, базовые свои элементы получил из… народного уйгурского танца. На видео это очень хорошо видно на 2.26 минуте.

Уйгурский национальный танец

Уйгуры - тюркоязычный народ, подавляющее большинство которого живут в регионе под названием Синьцзян на крайнем западе Китая. Но украинский гопак удивительно смахивает и на таджикский, и на туркменский, и на адыгейский народные танцы. То есть, основой украинского танца стали танцы тюркских племен.

Таким образом, не только так называемый "боевой гопак" никакого отношения к национальному боевому искусству не имеет, а является слабой копией японского каратэ-до, но и сам танец "гопак" является симбиозом национальных танцев других народов. Получается, Украина ворует не только праздники?

И пришла пора поговорить о самой нации - украинцы. Может быть, она тоже создана искусственно?