Программное содержание: показать детям разнообразие изобразительных и композиционных возможностей в изображении берез на примере картин с одинаковым названием, созданных разными художниками-пейзажистами; рассматривать в сравнении; находить сходство и различие; вызывать желание любоваться красотой зеленого простора, желание оказаться там.

Оборудование: репродукции картин И. И. Левитана и А. И. Куинджи «Березовая роща», рисунки детей с изображением березы, репродукция картины А. А. Рылова «Зеленый шум».

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми рассматривает детские работы.

В. Какие красивые у нас получились березки! Их не перепутаешь с другими деревьями. Какие они у нас? (Белоствольные, стройные, кудрявые ветки тянутся вверх к солнышку, а затем кудрявятся вниз, потому что гибкие.) Каждый нарисовал березку, и получилась у нас целая березовая роща. Не только мы, но и разные художники-пейзажисты создавали картины, которые так и назывались - «Березовая роща». Хотите попасть в березовые рощи?

Дети рассматривают репродукции картин Левитана и Куинджи «Березовая роща», высказывают свои суждения.

Дидактическая игра «Узнай картину по палитре».

В. У меня на палитре краски, которые использовал один из художников. Кто первый из вас, дети, догадается, в какой картине присутствуют эти краски? Почему? (На палитре контрастные краски к картине Куинджи.) Можем ли мы сказать, что в этой картине меньше зелени? Нам так кажется потому, что здесь больше всего темно-зеленого и салатового цвета. Они контрастными пятнами выделяются на картине. Художник А. И. Куинджи был непревзойденным мастером светотени.

Чтобы показать густую тень и яркий свет, он взял такие краски. Несколько необычными кажутся нам стволы берез. Может, вы догадались, почему они серого цвета? Да, мы их видим с теневой стороны. Солнце освещает стволы с обратной стороны, белые блики мы видим на стволах с солнечной стороны. Они как бы просвечиваются насквозь. Вот почему на стволах розово-оранжевые пятнышки. Вся зелень берез вверху, она нам не видна, но мы можем предположить по множеству теней на траве, как много там зелени. Вот такое необычное композиционное решение придумал художник А. И. Куинджи.

Чем отличается картина И. И. Левитана «Березовая роща»? (Здесь много высокой сочной травы, много берез, как будто вышли на поляну девушки в белых сарафанах с зелеными косами. Тихо, нет ветра, но они как бы двигаются в хороводе.) Здесь так хорошо разбрестись по роще, наполнить ее своими голосами, поиграть в прятки. Давайте представим, что вы тоже здесь, в картине, и слышны ваши голоса.

Воспитатель предлагает погулять по роще.

В. Я увидела красивую бабочку, мы спугнули стайку птичек, а вот расцвел колокольчик. Кто еще что увидел? Почему оно так незаметно, как бы слилось со всей природой? (Отмечают темно-зеленый цвет воды - в ней отразилась зелень берез и желтоватый цвет семян березы на воде.) Вдоль берега растет высокая густая трава. Она как бы предупреждает нас, чтобы мы не свалились в воду. Давайте подойдем к трем березкам. Что мы здесь можем услышать? (Лениво переквакиваются лягушки, плеск рыбки, в тени мы сразу же услышим комариков. Они как будто нас здесь ждали.) Что еще услышали или заметили вы?

Как бы изменились эти картины, если бы художники их создавали в дождливый день, в пасмурный день? Появились бы вместо солнечных холодные тона?

Сейчас я вам покажу еще одну картину художника А. А. Рылова, на которой ему удалось передать шум берез в ветреную погоду, их движение. Он так и назвал картину «Зеленый шум». Глядя на нее, мы как бы чувствуем, как ветер играет березовыми косами, как легко гонит облака. Как будто об этой картине говорит поэт Н. А. Некрасов:

Идет-идет зеленый шум,

Зеленый шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой.

Мы посмотрели картины одинакового содержания разных авторов. Они разные, даже наши березки непохожи между собой. Но везде мы видим громкое цветовое созвучие. Цвет здесь звучит звонко и радостно и помогает нашему пониманию замысла художника.

Дидактические карточки - Деревья

Уважаемые Воспитатели!

Предлагаю Вам дидактический материал для занятий. Давайте поз накомим детей с различными деревьями.

Распечатайте листы с изображением деревьев, их листьев, семян и кратким описанием каждого дерева. К каждому дереву прилагаеются изображения листьев, которые можно расскрасить. Научите детей запоминать, как выглядят веточки, листочки и плоды.

А ещё предлагаю Вам образец составления небольшого рассказа о берёзе (по аналогии можно такие же рассказы составлять и о других деревьях) и несколько загадок о деревьях (читайте ниже).

В кратком описании каждого дерева, можно узнать их особенности, как выглядит, где растет, возраст, интересные факты о дереве.

Рассказ про Березу:

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Вопросы про Дерево:

Какие деревья, вы знаете?

Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?

Деревья живые или неживые?

Кто (или что) им помогает расти?

Чем их надо поливать: водой или молоком?

(Показать рисунки деревьев) Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растет?

Из каких частей состоит?

Какую пользу может принести людям?

Как изменяется в разные времена года?

Что можно сделать из этого дерева?

Почему люди сажают деревья на улицах города?

Для чего нужны деревья, польза от деревьев:

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды.

Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу.

Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.

Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

Задания в которых надо написать названия деревьев угадав их листья.

СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА — дерево с четко выраженным стволом, боковыми ветвями и верхушечным побегом.
Составными частями дерева являются крона, ствол и корни.

Загадки про Деревья:
***
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
***
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
***
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
***
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
***
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)
***
Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)
***
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Занятие 1
ХОЗЯЙСТВО СЕМЬИ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ
И. ЛЕВИТАНА «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели : развивать устную речь; обогащать словарный запас; развивать песенные навыки.

Целевые ориентиры дошкольного образования : выражает интерес, восхищение, радость при знакомстве с репродукцией картины И. Левитана «Березовая роща» и прослушивании музыкального произведения «Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) ; рассказывает о членах своей семьи, о распределении между ними домашних обязанностей; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения.

Материалы и оборудование: репродукция картины И. Левитана «Березовая роща»; картинки на тему «Хозяйство семьи».

1. Организационный момент.

В семье очень важны совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Ведь за каждым человеком признается право без принуждения и вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи.

Мышка-норушка – толокно толчет,

Лягушка-квакушка – пироги печет,

А петух на подоконнике – играет на гармонике,

Серый ёжик свернулся в клубок –

Он сторожит теремок.

– О чем рассказывается в этом отрывке? (О распределении обязанностей в семье.) Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах.

– Какие домашние обязанности выполняете вы?

2. Усвоение песенных навыков. Песня «Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина).

3. Рассматривание репродукции картины русского живописца XIX века Исаака Ильича Левитана «Берёзовая роща».

– На этом полотне берёзы показаны необычайно яркими, насыщенными, живыми и тёплыми. На кору берёз падают солнечные лучи. Берёзы с листьями изображены очень естественно. На этом живописном полотне видна лучезарная трава. Среди неё растут разные полевые цветы. Этот лужок полон свежести. Эта травка необычайно плавно расстилается по полотну. Глядишь на нее, и так хочется пробежаться по ней, прилечь и смотреть сквозь шелестящие листья на

лазурное небо. Эта картина поднимает настроение, придаёт бодрость и напоминает о том, что зима не вечна.

– Что изображено на картине?

– Как изображены берёзы, трава?

– Приятно ли вам смотреть на эту картину?

– Нравится ли вам картина «Берёзовая роща»?

4. Рефлексия.

– Что такое совместный труд в семье?

– Какую песню мы пели?

– Какую картину мы рассматривали?

«Берёзовая роща» (1885-1889) считается одним из наиболее значительных «импрессионистских» шедевров Левитана.

Этот небольшой по размерам (50 на 29 см) пейзаж занял у Левитана целых четыре года, кочуя вместе с ним от одной важной пространственно-биографической вехи к другой. Он начал «Берёзовую рощу» в 1885-м в подмосковной усадьбе Бабкино на Истре, где в тесной компании семейства Чеховых и их друзей Киселевых Левитан провёл три плодотворных и нескучных лета, а заканчивал спустя четыре года уже в Плёсе – городе на Волге (почти случайно «открытом» Левитаном и его подругой Софьей Кувшинниковой по время речного путешествия), который станет целой эпохой в левитановской живописи.

«Берёзовая роща» звучит нечастым в меланхолической живописи Левитана мажорным аккордом. Всё здесь, в этом благодатном уголке молодого березняка, сияет, переливается и излучает бодрость. Легко поддаться искушению провести прямую биографическую параллель: еще недавно художник был нищ и одинок и вот к 1885-86 годам всё, наконец, чудесным образом переменилось. Левитан заработал неплохие деньги за декорации в Частной опере Саввы Мамонтова и вместе с Чеховым гостит в Бабкино, среди людей близких по восприятию мира, ценящих искусство и благожелательных к Левитану. Он много работает, но много и дурачится, чуть не каждый день изображает в потешных спектаклях то бедуина, то подсудимого купца, обвинённого в винокурении и тайной безнравственности, и, кажется, так много не хохотал за всю свою жизнь. Так, может, поэтому «Берёзовая роща» тоже смеётся и ликует? И да, и нет. Конечно, психологически все было гораздо извилистее и сложнее, и временами Левитан опять впадал в привычную меланхолию, сообщая Чехову: «Ничего, кроме тоски в кубе» . Во всяком случае, закончить «Берёзовую рощу» в Бабкино Левитану так и не удалось. Чего-то всё равно недоставало. Какой-то «малости», без которой, как утверждал хорошо знакомый Левитану Федор Шаляпин, «нет искусства».

«Самый факт возможности работы над пейзажем, таким небольшим, в течение нескольких лет, с перерывами, снова возвращениями к этой теме и сохранением при такой длительной работе непосредственности ощущения и такой пленительной свежести самой живописи меня просто поверг в изумление, – признавался художник Борис Иогансон , – и до сих пор я не перестаю изумляться этому совершенству, этому бриллианту даже в творчестве Левитана» .

Ученик Левитана Борис Липкин утверждал, что для автора «Берёзовой рощи» это была излюбленная практика – оставлять картину «на дозревание», возвращаясь к ней через время. Липкин так передаёт запомнившиеся ему слова художника: «Окончить картину иногда очень трудно, – говорил Левитан. – Иногда боишься испортить одним мазком. Вот и стоят они, "дозревают", повёрнутые к стене... Чтобы закончить, иногда нужно два-три мазка, а вот каких, не сразу решишь» .

Завершить «Берёзовую рощу» Левитан смог лишь оказавшись в Плёсе – городе, который художник прославит и который навсегда останется связанным с именем Левитана. Этот волжский городок стоит на холмах, покрытых белоствольными берёзовыми рощами. Одна из них, которая приглянулась Левитану, располагалась на окраине Плёса, недалеко от кладбищенской церкви. Здесь Левитан мог подолгу наблюдать игру солнечных бликов на берёзовых стволах, листве, молодой траве. В передаче вибрации цвета и световоздушной среды Левитан приближается к технике импрессионистов. Сродни их находкам и композиционное решение «Берёзовой рощи»: деревья у Левитана обрезаются краем холста. Подобный приём любим импрессионистами: это способствует «включённости» зрителя в происходящее на картине, создаёт эффект присутствия и ощущение спонтанности.

Помимо очевидных параллелей с импрессионистами (их работы Левитан увидит воочию чуть позже, когда побывает в Европе, и останется не то чтобы равнодушен – но воспримет в общем без особого восторга), «Берёзовая роща» вызывает почти обязательные ассоциации с еще тремя именами: Архип Куинджи, Камиль Коро и Антон Чехов.

Левитан и Куинджи: такие разные «Берёзовые рощи»

За четыре года до начала работы Левитана над «Берёзовой рощей», в 1881-м году, пейзажист-новатор Архип Куинджи выставил картину с таким же названием . И выбор мотива, и сам горизонтальный, слегка вытянутый формат обеих «Берёзовых рощ» сходны. В остальном же они разительно различны. Куинджи стремится к драматическим эффектам, сильным контрастам, а свет у него имеет величественную, непостижимую, космическую природу. Левитан в своей «Берёзовой роще» лиричнее и психологичнее. Куинджи работает с рациональной симметрией (ручей делит композицию пополам), Левитан при выборе ракурса добивается естественно-природной асимметрии. Куинджи работал по памяти – Левитан не мог завершить работу, не сверившись с природой.

Левитан и Коро: «бывают странные сближенья»

Создание работы на тему, с которой уже успел прославиться Куинджи, не было для Левитана сознательной полемикой или преднамеренным творческим соперничеством: по складу характера Левитан вряд ли принадлежал к соревновательным натурам, да и Куинджи не был его кумиром. А вот у кого он действительно многому учился и кого почёл бы за честь наследовать в своём творчестве – так это Камиля Коро . Этого французского пейзажиста, близкого к барбизонцам, называли «поэтом рассвета» и «певцом деревьев» , т.е. всего того, что составляет существо левитановской «Берёзовой рощи». Молодой Левитан картинами Коро просто бредил. Во Франции как раз вышла первая монография о Коро авторства Руже Милле и Левитан, чтобы иметь возможность её прочитать, самостоятельно учил французский язык. Коро, как никто, умел передавать мимолётные настроения природы, трепетание листвы, едва уловимое движение воздуха и градации цвета. В самом деле, если мы посмотрим на то, как вибрирует листва в кронах деревьев с картины Коро «Орфей, ведущий Эвридику из преисподней» или на любом из его видов Виль д`Авре , то увидим, что трепетание зелени берёз у Левитана, его мелкие трепетные мазки здесь сродни методу Коро.

Чеховские параллели в «Берёзовой роще» Левитана

Чехову адресовано проникновенное признание Левитана, написанное им по время работы над «Берёзовой рощей»: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник» . А чеховские герои потом будут рассуждать: «Какие красивые деревья и какая, в сущности, должна быть возле них красивая жизнь» . «Обрезанность» композиции «Берёзовой рощи» близка к творческому методу самого Чехова, утверждавшего, что когда рассказ уже написан, чтобы сделать его лучше, необходимо отбросить начало и конец. Впрочем, важнее «технических» моментов сходства для Левитана была эмоциональная поддержка, которую ему давала дружба с Чеховым. В «бабкинский» период Чехов писал их общему с Левитаном знакомому, архитектору Фёдору Шехтелю: «В природе столько воздуха и экспрессии, что нет сил описать… Каждый сучок кричит и просится, чтобы его написал Левитан…» .