ЛЕКЦИИ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

двадцатого века

часть первая

Литературный журнал «Бузовик»



Введение.. 3

Герберт Уэллс. Человек – невидимка.. 5

Джеймс Джойс. Улисс.. 12

Марсель Пруст. По направлению к Свану.. 40

Герман Гессе. Игра в бисер.. 43

Франц Кафка. Превращение.. 49

Франц Кафка. Процесс.. 55

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.. 62

Альбер Камю. Записные книжки.. 67

Альбер Камю. Калигула.. 71

Жан-Поль Сартр. Тошнота.. 74

Агата Кристи. Десять негритят.. 84

Тэффи. Рассказы.. 92

Гайто Газданов. Гавайские гитары.. 97

Владимир Набоков. Приглашение на казнь.. 102

Владимир Набоков. Лолита.. 116

Эрнест Хемингуэи. Старик и море.. 127

Грэм Грин. Десятый.. 131

Колин Маккалоу. Поющие в терновнике.. 135

Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту.. 143

Рэй Брэдбери. Рассказы.. 150

Умберто Эко. Имя розы.. 155

Джеймс Хедли Чейз. Лучше бы я остался бедным.. 168

Кобо Абэ. Вошедшие в ковчег.. 171

Натали Саррот. Детство.. 173

Стивен Кинг. Туман.. 178

Стивен Кинг. Лангольеры.. 190

Роджер Желязны. Фред Саберхаген. Витки.. 197

Дуглас Коупленд. Поколение икс.. 203

ВВЕДЕНИЕ
Настоящая литература, подлинные шедевры – это литература, доступная для понимания читателя, литература «шаговой доступности». Лучший пример ее – детективные рассказы Артура Конан Дойла, написанные в последние десятилетия девятнадцатого и начале двадцатого века. Для того, чтобы понять их смысл и сюжет, а также самостоятельно попытаться разгадать их загадки, читателю не нужно поднимать учебники по криминалистике, сидеть в библиотеке, делать выписки из фолиантов. Все это уже представлено в готовом виде в форме рассказа, с его неповторимым сочетанием повествовательных элементов, его неповторимым сюжетом.

его, там торгуют решительно всем: мясом, бакалеей, бельем, мебелью, платьем, даже картинами. Это скорее гигантский лабиринт всевозможных лавок, чем один магазин». Здесь довольно уютно (Невидимка устраивается на куче тюфяков), тепло, и есть продовольствие. В закусочной после закрытия магазина он находит холодное мясо, в кофейнике – немного кофе. Невидимка зажигает газ и подогревает его. «В общем, устроился я недурно», - резюмирует он. Это, пожалуй, самый светлый момент во всех похождениях Гриффина. В кондитерском отделе он находит целую груду шоколада и засахаренных фруктов, «которыми чуть не объелся». После этого он чувствует себя в состоянии полной безмятежности и с оптимизмом, по его словам, глядит в будущее. Однако ночью ему снится страшный сон – он видит могилу своего предка, викарий произносит «напуственные» слова, а затем страшный голос говорит Гриффину: «И ты». После этого вердикта Невидимку схватывают такие же невидимые как он существа и тащат к могиле. Гриффин отчаянно сопротивляется, однако его бросают в «дверь на земле» и начинают засыпать землей. При этом люди не только не видят Гриффина, но и не слышат его – его просьбы о помощи безрезультатны. Гриффин, по его словам, «стал судорожно барахтаться – и проснулся».

Здесь в романе появляется вновь тема отца, от которого отрекся Гриффин, она предопределяет отношение к Невидимке автора и финал повести , не радостный для ее героя.

Гриффин просыпается – и видит как к нему приближается два сотрудника универсального магазина. Гриффин одет – но люди не видят его лица (тогда Гриффин еще не догадался прятать его за париком, бакенбардами и накладным картонным носом). Гриффин бежит от них, пугая по дороге парнишку. В магазине проявляется впервые разрушительный талант Гриффина. Он бросает в своих преследователей лампу и цветочные горшки, чем вызывает немалый переполох в магазине. В итоге ему удается сбросить с себя всю одежду и скрыться.

На улице Невидимка простужается. Но ему удается проникнуть и обосноваться в доме хозяина лавки, которого он оглушает и спускает с лестницы. Гриффину нужно было обязательно покинуть этот дом одетым, именно этим обстоятельством он объясняет свой необычный поступок. Он находит в доме одежду, саквояж, пудру, румяна и пластырь, а также маску, бакенбарды и парик.


Схожие произведения.

Тема повести «Человек – невидимка» продолжена в рассказах Уэллса «Новейший ускоритель» и «Страна слепых». В рассказе «Новейший ускоритель» друг героя профессор Гибберн, «прославившийся среди физиологов своими работами по изучению действия медикаментов на нервную систему», так же как и Гриффин, делает уникальное открытие, которое он называет «Новейший ускоритель». Прежде чем приступить к его продажам (профессор говорит, что он вправе рассчитывать «на приличную мзду» и восклицает – «В конце концов почему все лучшее от жизни должны получать какие-то колбасники!») профессор опробует препарат , содержащийся в маленьком зеленом пузырьке, на себе и на своем друге. Герой пробует препарат (вместе с профессором), и выясняет, что он действительно дает увеличение скорости процессов в организме как минимум в тысячу раз. Вокруг героев все как бы замедляет ход. Так, стакан, выпущенный профессором из рук, не разбивается, а вопросительно повисает в воздухе.

« - Грубо говоря, - поясняет Гибберн, - в наших широтах падающий предмет пролетает в первую секунду футов шестнадцать. То же самое происходит сейчас с моим стаканом.. Но он не успел пролететь и сотой доли секунды» (Г.Уэллс, 1981, 465).

Этот стакан медленно опускается, и тогда герой понимает, что время вокруг него словно бы замедлило ход. Так же как герой повести «Человек-невидимка» герои рассказа проходят по улице мимо остановившегося омнибуса, застывших, бездвижных прохожих и экипажей совершенно незамеченными – просто они движутся слишком быстро, чтобы чей-то глаз мог бы их увидеть. Они видят медленно перебирающую крылышками, летящую по воздуху пчелу , затем подмигивающего девицам молодого человека (причем его глаз форменно страшен), оркестр, с напряженным видом выдувающий отдельные звуки. Среди сидящих в неподвижности на лужайке Гибберн обнаруживает свою соседку с болонкой, которая досаждает ему тем, что «вечно лает». Гибберн решает отомстить соседке, хватает собачку и мчится с ней к скалистому берегу. И участь бедной собачки была бы незавидна, если бы герой не обнаружил, что действие препарата уже на исходе. Таким образом, месть здесь также не удается. Гибберн довольствуется тем, что швыряет собачку в воздух.

Она шлепается на зонтик одной из дам, чем отвлекает всеобщее внимание от неожиданного появления героев рассказа на лужайке. В своеобразном эпилоге рассказа герой замечает, что история «Новейшего ускорителя» также не исчерпала себя и может иметь продолжение. До сведения читателя доводится, что скоро «Ускоритель для нервной системы» доктора Гибберна будет продаваться в любом аптекарском магазине и трем его степеням ускорения: 1: 200, 1: 900, 1: 2000, будут соответствовать разноцветные этикетки – желтая, розовая и белая.

В рассказе «Страна слепых» речь идет о таинственной горной долине, лежащей якобы в самой глуша Эквадорских Анд – Стране слепых. Про попытке группы англичан взойти на Параскопотел – «исчезает» их проводник по имени Нуньес. Ему и суждено стать героем рассказа. Кубарем скатившийся по обширному склону Нуньес остался жив и обнаружил луговину с домиками, где жили слепцы. Нуньес спускается в зеленую луговину , осматривает домики и оросительные ручьи его жителей. Он видит трех обитателей долины, кричит им, махает руками, но его взмахи нисколько не привлекают внимания слепцов. «Дурачье! Слепые, они что ли?» - первая мысль, которая приходит на ум герою.

Нуньес знакомится со слепыми, причем те принимают его – в соответствии со своим уровнем образования – за духа, вышедшего из скал. Но когда они обнимают и ощупывают героя, то убеждаются в том, что он – человек.

Для слепых Нуньес – «странное создание», «чудище». У него жесткий волос, «как у ламы», подбородок его «шершав». Слепцы решают отвести Нуньеса к представителям местной власти – старейшинам.

Нуньес говорит, что пришел из города Боготы. Название города слепцы, в силу своей наивности, принимают за имя героя. Отныне они называют его исключительно Боготой.

В сборник "Английский юмор" включены юмористические рассказы видных английских писателей.
Герберт Уэллс (1866-1946) - автор известных фантастических романов и публицист. Был два раза в Советском Союзе, встречался с В. И. Лениным и А. М. Горьким.
Томас Харди (1840-1928) - писатель-реалист и поэт. Написал много романов (некоторые из них переведены на русский язык), а также ряд рассказов из крестьянской жизни.

В десяти томах "Антологии мировой фантастики" собраны произведения лучших зарубежных и российских мастеров этого рода литературы, всего около сотни блистательных имен. Каждый том серии посвящен какой- нибудь излюбленной теме фантастов: контакт с инопланетным разумом, путешествия во времени, исследования космоса и т. д.

Роман о забавных приключениях мальчишки, сына кухарки, который никак не желает занимать отведённую ему социальную нишу. Роман напоминает "Над пропостью во ржи" Селленджера. Он только внешне кажется несерьёзным. Уэллс не писал поверхностных произведений. (Kamil)

Палеонтологическая фантастика - это затерянные миры, населенные динозаврами и далекими предками современного человека. Это - захватывающие путешествия сквозь бездны времени и встречи с допотопными чудовищами, чудом дожившими до наших времен. Это - повествования о первобытных людях и жизни созданий, миллионы лет назад превратившихся в ископаемые...

Герберт Уэллс - Борьба миров

На исходе девятнадцатого столетия никто не поверил бы, что за человеческой жизнью зорко, тщательно и завистливо наблюдали разумные существа, стоящие на более высокой ступени развития. Они обдуманно и расчетливо ковали планы против землян: чтобы выжить, расе марсиан требовалось завоевать территорию, населенную существами низшего порядка. И вот в начале двадцатого века на Землю посыпались цилиндрические снаряды, выпущенные с Марса...

Теодор Бэлпингтон, мальчик из обычной английской семьи, живёт в своём мире грёз, где он окрестил себя Бэлпингтоном Блэпским. Именно Бэлпингтон Блэпский принимает решения в важные моменты жизни Теодора, и это приводит к катастрофе в его жизни.

Все, что происходит с человечеством, уже когда-то случалось. Земля стоит па пороге важнейших преобразований и благих метаморфоз. Их неизбежность становится все более очевидной. Бесполезно гадать на "кофейной гуще", пытаться просчитать наперед стремительный ход меняющихся событий. Время опрокинет любые ваши расчеты.

Эта увлекательная книга знакомит читателей с жизнью наших далеких предков - первобытных людей. Тысячи опасностей подстерегают ее героев. Чем кончится жаркая схватка охотника Уг-Ломи с Большим Пещерным Медведем? Сумеет ли Нум из племени Мадаев найти выход из Священной Пещеры?

Герберт Джордж Уэллс (Herbert George Wells) - английский писатель и публицист, один из основоположников социально-философской фантастики. Представитель критического реализма. Сторонник фабианства..

Родился в Бромли, графство Кент, в семье лавочника. Карьеру Уэллса, возможно, определил несчастный случай - в детстве он сломал обе ноги, и проводил все время дома, благодаря чему много читал. Потом Уэллс окончил школу и получил дальнейшее образование в Педагогическом Колледже в Лондоне. Именно в Педагогическом Колледже Уэллс учился у известного биолога Томаша Хаксли, который оказал на него сильное влияние. «Научная фантастика» Уэллса (хотя он никогда не называл её так) явно была под влиянием его занятий в Педагогическом Колледже и интересов, которые он развивал в биологии.

Уэллс стал известным благодаря его первой работе - «Машина времени» в 1895 году. Вскоре после опубликования этой книги, Уэллс написал следующие: «Остров доктора Моро» (1895); «Человек-невидимка» (1897), и наиболее известную его работу: «Война Миров» (1898).

За эти годы Уэллс начал беспокоиться за судьбу человеческого общества в мире, где технология и научное развитие продвигаются очень быстро. В течение этого периода он был членом общества фабианцев (группа социальных философов в Лондоне, выступавших за осторожность и постепенность в политике, науке и общественной жизни). Уэллс теперь меньше писал научной фантастики, а больше работ по социальному критическому анализу.

После Первой Мировой Войны Уэллс издал несколько научных работ, среди них «Краткая история мира» (1920), «Наука жизни» (1929-39), написанной в сотрудничестве с сэром Джулианом Хукслеем и Джорджем Филиппом Уэллсом, и «Эксперименты в автобиографии» (1934). В это время Уэллс стал популярной знаменитостью, и продолжал много писать. В 1917 он был членом Исследовательского Комитета при Лиге Наций и издал несколько книг о мировой организации. Хотя Уэллс имел много сомнений относительно Советской системы, он понял широкие цели русской революции, и имел в 1920 году довольно приятную встречу с Лениным. В начале 1920-ых Уэллс был кандидатом в Парламент от партии лейбористов. Между 1924 и 1933 годами Уэллс жил главным образом во Франции. С 1934 по 1946 год он был международным президентом ПЕН. В 1934 он провел беседы со Сталиным, который его разочаровал; и Рузвельтом, пытаясь, впрочем, безуспешно, предложить ему свою схему сохранения мира. Уэллс был убежден, что западные социалисты не могут идти на компромисс с коммунизмом, и что лучшая надежда на будущее лежит в Вашингтоне. В книге «Святой террор» (1939) Уэллс описал психологическое развитие современного диктатора, иллюстрируемое карьерами Сталина, Муссолини, и Гитлера.

Уэллс прожил всю Вторую Мировую Войну в своем Регент Парке, отказываясь покидать Лондон, даже во время бомбежек. Его последняя книга «Ум на грани» (1945), выразила пессимизм относительно будущих перспектив человечества. Уэллс умер в Лондоне 13 августа 1946 года.

Герберт Джордж Уэллс (Herbert George Wells), Великобритания, 21.09.1866-13.08.1946 Будущий писатель родился 21 сентября 1866 г. в Бромли, пригороде Лондона. Отец его был лавочником и профессиональным крикетистом, мать – экономкой. Образование получил в классической школе Мидхёрст и в Кингз-колледже Лондонского университета. Окончил Лондонский университет (1888). К 1891 г. получил два учёных звания по биологии, с 1942 г. доктор биологии. В 1893 г. опубликовал учебники биологии и физиографии, в 1930 г. – популярную книгу «Наука жизни» (т. 1-3, совместно с Дж. Хаксли).После ученичества у торговца мануфактурой и работы в аптеке побывал учителем в школе, преподавателем точных наук и помощником у Т.Х. Гексли, в 1893 г. профессионально занялся журналистикой.С 1895 г. Уэллс написал около 40 романов и многие тома рассказов, несколько десятков полемических сочинений по философской, социологической и исторической проблематике.Романом «Машина времени» (The Time Machine, 1895) Уэллс открыл историю научной фантастики 20 в., это произведение посвящено путешествии изобретателя в отдалённое будущее. Затем последовали «Остров доктора Моро» (The Island of Dr. Moreau, 1896), «Человек-невидимка» (The Invisible Man, 1897), «Война миров» (The War of the Worlds, 1898), «Первые люди на Луне» (The First Men in the Moon, 1901), рассказывавшие, соответственно, о пересадке человеческих органов диким зверям, о невидимости, вторжении марсиан на землю и путешествии на Луну. Эти романы обеспечили писателю славу самого значительного экспериментатора в жанре научной фантастики и показали его способность сделать правдоподобным самый дерзкий вымысел. Впоследствии в произведениях подобного рода, например в романе «Мир освобожденный» (The World Set Free, 1914), он сочетал научную достоверность с политическими прогнозами о грядущем всемирном государстве. Тезис о науке, способной создать всемирное государство, в котором человек сможет разумно пользоваться своими изобретениями, с воодушевлением повторяется во всех книгах Уэллса, однако его оптимизм, до той поры безграничный, сокрушила Вторая мировая война, после чего он дал волю отчаянию и в книге «Разум на краю своей натянутой узды» (Mind at the End of Its Tether, 1945) предсказал вымирание человечества.В более «литературных» своих произведениях писатель демонстрирует незаурядный талант в изображении характеров и построении фабулы, приправляет повествование юмором, однако порою сюжет вытесняют рассуждения о науке, лекции о всех мыслимых и немыслимых предметах, отклики на злободневные события, так что, по его собственной оценке, лишь некоторые из его сочинений содержат составляющие, гарантирующие им долговечность; в числе таковых: «Любовь и господин Луишем» (Love and Mr. Lewisham, 1900), «Киппс» (Kipps, 1905), «Анна-Вероника» (Ann Veronica, 1909), «Тоно-Банге» (Tono-Bungay, 1909), «История господина Поли» (The History of Mr. Polly, 1910), «Новый Макьявелли» (The New Machiavelli, 1911), «Взыскуемое великолепие» (The Research Magnificent, 1915), «Проницательность господина Бритлинга» (Mr. Britling Sees It Through, 1916), «Джоан и Питер» (Joan and Peter, 1918), «Мир Уильяма Клиссолда» (The World of William Clissold, 1926), – все они в той или иной степени автобиографичны. Уэллс признавался, что единственная книга, в которой заявлены самые существенные идеи его жизни, это «Что мы творим со своими жизнями?» (What Are We to Do With Our Lives? 1931), а самым важным своим трудом считал «Труд, богатство и счастье рода человеческого» (The Work, Wealth, and Happiness of Mankind, 1932). Однако к широким читательским кругам он пробился благодаря книге «Очерк истории» (The Outline of History, 1920), долгие годы остававшейся в списках бестселлеров.У. трижды (в 1914, 1920 и 1934 гг.) посетил Россию. Во время 2-й мировой войны У. выступал в поддержку Советского Союза.Уэллс жил в Лондоне и на Ривьере, часто выступал с лекциями и много путешествовал, был дважды женат.Умер Уэллс в Лондоне 13 августа 1946.С.В., 24.10.2006