Заяц – животное, которое относится к классу млекопитающие, отряду зайцеобразные, семейству зайцевые, роду зайцы (лат. Lepus). Вопреки бытующему мнению они не относятся к грызунам и далеко не так безобидны. В случае опасности они проявляют агрессивность и оказывают сопротивление нападающему. С древних времен заяц является желанным трофеем для охотников из-за вкусного мяса и теплого меха.

Заяц – описание, характеристика, внешний вид. Как выглядит заяц?

Тело зайца стройное, немного сжатое с боков, его длина у некоторых видов достигает 68-70 см. Вес зайца может превышать 7 кг. Характерной чертой зайцеобразных являются клиновидные уши, достигающие в длину от 9 до 15 см. Благодаря ушам слух зайца развит намного лучше, чем обоняние и зрение. Задние конечности у этих млекопитающих имеют длинные ступни и развиты сильнее передних. При возникновении угрозы скорость зайца может достигать 80 км/ч. А способность внезапно изменять направление бега и резко прыгать в сторону позволяет этим животным избавиться от преследования врагов: , и т.д. Зайцы хорошо бегают вверх по склонам, но вниз приходится спускаться кубарем.

Цвет зайца зависит от сезона. Летом мех животного имеет рыжевато-серый, бурый или коричневый оттенок. Из-за темного цвета подшерстка окрас получается неравномерный с крупными и мелкими «пестринами». Мех на животе белого цвета. Зайцы меняют окраску зимой, их мех светлеет, но полностью белоснежным становится только заяц-беляк. Кончики ушей у всех представителей рода остаются черными круглый год.

Сколько живет заяц?

Средняя продолжительность жизни самцов не превышает 5 лет, самок – 9 лет, однако есть зафиксированные случаи более длительного срока жизни зайца – около 12-14 лет.

Виды зайцев, названия и фото.

Род зайцев отличается многообразием и включает в себя 10 подродов, разбитых на несколько видов. Ниже представлено несколько видов зайцев:

Заяц беляк (лат . Lepus timidus)

Наиболее распространенный представитель рода зайцев, обитающий практически на всей территории России, в Северной Европе, Ирландии, Монголии, Южной Америке и во многих других странах мира. Этот вид зайцев отличает характерный сезонный диморфизм - в областях с устойчивым снежным покровом окрас меха приобретает чисто белый цвет, за исключением кончиков ушей. Летом заяц серого цвета.

Заяц-русак (лат. Lepus europaeus)

Крупный вид зайцев, отдельные особи которого вырастают до 68 см в длину и имеют вес до 7 кг. Мех русака блестящий, шелковистый, с характерной волнистостью, разных оттенков коричневого цвета, вокруг глаз белые кольца. Ареал обитания русака охватывает европейские лесостепи, Турцию, Иран, север африканского континента и Казахстан.

Антилоповый заяц (лат. Lepus alleni)

Представителей вида отличают очень большие и длинные уши, вырастающие до 20 см. Ушные раковины устроены таким образом, что позволяют животному регулировать теплообмен при слишком высокой температуре среды обитания. Обитает антилоповый заяц в штате Аризона в США и 4х мексиканских штатах.

Китайский заяц (лат. Lepus sinensis)

Для вида характерны небольшие размеры тела (до 45 см) и вес до 2 кг. Окраска короткого, жесткого меха состоит из множества оттенков коричневого цвета: от каштанового до кирпичного. На кончиках ушей выделяется характерный черный треугольный рисунок. Данный вид зайцев встречается на холмистых территориях Китая, Вьетнама и Тайваня.

Заяц-толай (лат. Lepus tola i )

Некрупные особи внешне напоминают русака, но отличаются более длинными ушами и ногами, а также отсутствием извитого меха. Этот заяц – типичный представитель пустынь и полупустынь, обитает в Узбекистане, Туркмении, Казахстане, Китае, Монголии и в российских степях – от Алтайского края до юга Астраханской области.

Желтоватый заяц (лат. Lepus flavigularis)

Единственная популяция желтоватых зайцев населяет луга и прибрежные дюны мексиканского залива Теуантепек, отсюда имеет второе название - теуантепекский заяц. Крупных особей, длиной до 60 см и весом 3,5-4 кг, сложно спутать с другими видами зайцев благодаря двум черным полосам, проходящим от ушей к затылку и вдоль белых боков.

Ракитниковый заяц (лат. Lepus castroviejoi)

Зона обитания данного вида зайцев ограничена кустарниковыми пустошами северо-запада Кантабрийских гор Испании. Во внешнем виде и повадках отмечается сходство с зайцем-русаком. В связи с истреблением, хищничеством и нарушением природной экосистемы, вид находится на грани вымирания и занесен в Красную книгу Испании.

Чернохвостый (калифорнийский) заяц (лат. Lepus californicus)

Для вида характерны длинные уши, мощные задние конечности, темная полоса, проходящая вдоль спины, и черный окрас хвоста. Считается самым распространенным видом зайцев на территории Мексики и США.

Маньчжурский заяц (лат. Lepus mandshuricus)

Мелкие представители этого вида зайцев вырастают до 55 см и весят не более 2,5 кг. Уши, хвост и задние ноги достаточно короткие, благодаря чему наблюдается явное сходство с диким кроликом. Мех жесткий и короткий, бурого окраса с черной рябью. Типичного представителя лиственных лесов и кустарниковых равнин можно встретить на Дальнем Востоке, в Приморье, а также в Северо-Восточном Китае и Корее.

Курчавый заяц (тибетский курчавый заяц) (лат. Lepus oiostolus)

Вид отличают небольшие размеры (40 – 58 см) и вес чуть более 2 кг. Характерной особенностью считается желтоватый волнистый мех на спине. Обитает в Индии, Непале и Китае, включая горные степи тибетского нагорья, откуда получил свое второе название - тибетский курчавый заяц.

Давным-давно жил Заяц.
Уши у него в те далёкие времена были совсем-совсем коротенькие, как у котёнка Пуфика.
В одно прекрасное летнее утро встал Заяц, умылся и уже совсем было собрался бежать в лес, как вдруг кто-то громко забарабанил в дверь.
- Кто там? - испуганно спросил Заяц.

Именем великого Льва, открывай!-услыхал он в ответ грубый голос.
Заяц очень испугался и поскорее открыл дверь. В комнату вошёл Шакал с длинной саблей на боку.
- Соби-р-райся немедленно!-прорычал он грозно.- Тебя вызывает сам великий Лев!
Заяц ещё больше испугался.
- Зачем я понадобился его величеству Льву? - робко спросил он Шакала.
- Ты ещё р-р-разговаривать? - зарычал Шакал.- Собир-р-райся живо, не то р-р-разорву!
Бедный Заяц поскорее запер свой домик и отправился в путь.
Несколько часов они бежали по лесной тропинке. Впереди- Заяц, сзади- Шакал. Наконец достигли большой поляны, на которой стоял сверкающий золотом дворец Льва.
Зайца повели по длинным коридорам, и вот он попал в огромный зал, где на высоком золотом троне в короне сидел грозный царь Лев.

Как увидел его Заяц, так от страха и замер на месте.
- А ну-ка, подойди поближе!-громовым голосом закричал ему Лев.- Да не бойся, я тебя не съем! Пока не съем! - И он весело рассмеялся.
- Подойди, подойди поближе, не бойся. Его величество сегодня в хорошем настроении,- раздался вдруг тихий, вкрадчивый голос. И Заяц только тут заметил, что возле трона Льва стоит рыжая Лиса - придворный советник.
- Ха-ха-ха! - снова засмеялся Лев.-Я не верю, что этот трусливый заяц сможет найти мне волшебный цветок!
- Попробуем, ваше величество! - тихо сказала Лиса.- Найдёт - хорошо, не найдёт - пошлём другого,
- Ладно! - согласился Лев и зарычал, обращаясь к Зайцу.- Слушай мой царский приказ: найди где хочешь волшебный цветок-колокольчик. От обычных колокольчиков он отличается тем, что всё время тихонечко звенит. Старая Сова, мой придворный звездочёт, сказала мне, что кто его первый понюхает, у того исполнится любое желание. Найдёшь цветок - награжу тебя по-царски, не найдёшь - проглочу живьём. Да смотри, не вздумай нюхать его прежде меня!

Сроку тебе -месяц. Если ровно через месяц не явишься в мой дворец - шакалы разорвут всех зайцев в лесу. Запомни это и не опаздывай!
Лев ещё раз грозно взглянул на перепуганного Зайца, громко рассмеялся и отпустил его.
Наш Заяц кубарем выкатился из дворца и помчался подальше от него в свой родной лес.

Сел он там под большую ёлку, погоревал, поплакал, а потом вспомнил, что у него только месяц сроку, и скорее принялся искать волшебный колокольчик.

Однажды очутился он на большой поляне. Вся она была усыпана голубыми колокольчиками.

«Может быть, среди них есть волшебный?»-подумал Заяц. Встал на цыпочки и прислушался, не звенит ли колокольчик. Он так напряжённо слушал, что его уши даже немного выросли. Однако никакого звона не услышал. Тогда он тяжело вздохнул и побежал дальше.

Так он всё бежал и бежал вперёд, всё слушал, не раздастся ли где заветный звон. Уши у него, оттого что он постоянно прислушивался, всё росли и росли и скоро стали совсем- совсем длинными.
Но все поиски были безуспешными, хотя времени прошло уже очень много - скоро и месяцу конец.

Наш Заяц совсем измучился. И вот как-то сел он отдохнуть под большим деревом. Сел и заплакал.

Несчастный я, горемыка,- причитал Заяц.- Не везёт мне в жизни. Видно, придётся погибать ни за что ни про что. Вот отдохну немного и пойду домой, чтобы не опоздать. А то шакалы всех зайцев съедят...
Сидит так и плачет.

Ты чего это нюни распустил?"-вдруг спросил его чей- то весёлый голос.- Брось реветь: слезами горю не поможешь. Что стряслось-то с тобой?
Вытер Заяц глаза лапкой и видит: сидит перед ним на веточке Муравьишка, смотрит на него и во весь рот смеётся.

Как же мне не плакать,- говорит ему Заяц,- когда мне жить-то осталось всего три дня.
И он рассказал Муравьишке о том, что с ним произошло.
- Глупый ты, Заяц, глупый,- покачал головой Муравьишка.

Да разве одному можно такое дело сделать - волшебный колокольчик найти.
- Нельзя, нельзя!-согласился Заяц и ещё сильнее заплакал.
- Придётся мне, видно, с жизнью расставаться. Ничего не поделаешь....
- Не реви!-сердито закричал на него Муравьишка.- И так уже мокро! Что один не сделает, сделаем все вместе. Жди меня здесь, никуда не уходи.- И Муравьишка убежал по тропинке в глубь леса.

И прежде чем Заяц успел что-либо понять, к полянке со всех сторон стали слетаться самые разнообразные насекомые. Прибежал и Муравьишка.

Кажется, все в сборе,- сказал он и влез на высокую ромашку.- Я собрал вас здесь,- закричал он,-по очень важному делу. Видите этого Зайца? Так вот, грозный царь зверей, Лев, съест его, если мы не поможем ему. Нужно немедленно найти звенящий цветок-колокольчик. Кто знает, где он растёт?

На полянке стало тихо. Пчёлы, бабочки, жучки, мушки переглядывались и недоумённо пожимали крылышками. Никто из них не видал и даже не слыхал о таком необыкновенном цветке. Только одна старая пчёлка сказала:
- Я знаю, где растёт волшебный колокольчик. Но это очень далеко, в самом конце леса, возле большой реки.

Ничего, что далеко!-радостно закричал Муравьишка.- В дорогу! Скорее в дорогу! Светлячки, вперёд! - скомандовал он.- Вы будете освещать путь, идти придётся всю ночь.
Тысячи светлячков сразу бросились вперёд, за ними поскакал Заяц: на его коротком хвосте удобно устроился Муравьишка. Следом летели бабочки, жучки, пчёлы, мушки - всем хотелось увидеть волшебный цветок.

Всю ночь неслись они вперёд. И к утру наконец добрались до широкого луга возле реки, сплошь покрытого голубыми колокольчиками.

Здесь! - сказала старая пчела.-А который из них волшебный, ищите сами.
Вошёл Заяц в цветы, поднял вверх уши, которые теперь уже были длинные, и прислушался.
Тихо вокруг, только травинки шелестят от ветерка. Вдруг Заяц услышал далёкий-далёкий звон, нежный, хрустальный. Но откуда идёт он? Бросился Заяц вперёд, потом вправо, влево,- не может найти звенящий колокольчик. Сел он и горько-горько заплакал.

Почему ты опять ревёшь? - рассердился Муравьишка.- Забыл разве, что ты не один? Все вместе мы сейчас найдём колокольчик.- И он обратился к отдыхающим насекомым:- Быстро послушайте каждый колокольчик и отыщите тот, который звенит.
Все пчёлы, жуки, бабочки полетели в разные стороны.

Ждать Зайцу и Муравьишке пришлось совсем недолго.
- Идите сюда! Он здесь!-услыхали они.
На лепестках обычного голубенького колокольчика сидела маленькая белая бабочка.
- Тише! Слушайте!-сказала она.

Все замерли, и в наступившей тишине раздался нужный, мелодичный звон. Без сомнения, это был волшебный цветок, который они искали.
- Ура! Ура! Ура! - радостно закричал Заяц.- Волшебный цветок найден! - И он осторожно сорвал звенящий колокольчик.
- Спасибо вам, друзья, за помощь! - горячо поблагодарил Заяц Муравьишку, бабочек, пчёл и остальных насекомых.- Я в долгу не останусь. Я придумал, как избавить вас и всех зверей от жадного и жестокого Льва. Пусть все живут радостно и счастливо. А пока до свидания.

Ровно в назначенный день был он у ворот дворца Льва с цветком в лапке. Навстречу ему выбежала Лиса: она давно уже караулила Зайца.

Что с тобой случилось? - спросила она притворно-ласково.- Уж не заболел ли? На себя не похож. У тебя стали такие длинные уши, что просто страшно смотреть...
Заяц ничего не ответил, а показал колокольчик и гордо сказал:
- Я принёс волшебный цветок!

Давай его мне! - обрадованно закричала Лиса.- Я сама отнесу его Льву.- Она схватила цветок и нырнула во дворец.
А Заяц тихонько пошёл за ней. Он видел, как Лиса в тёмном коридоре несколько раз подряд понюхала цветок. Потом на цыпочках вбежала в зал.
- О, повелитель! - сказала она, приблизившись к трону Льва.- Тот Заяц пришёл. Он принёс волшебный цветок...
- Давай его сюда! - оглушительно зарычал Лев и, соскочив с трона, вырвал цветок из лап Лисы.

Хочу быть царём всего мира, хочу, чтобы мне повиновались рыбы, птицы и звери всей земли! - воскликнул он и понюхал цветок.
- Хи-хи-хи! - засмеялась Лиса.-Это я буду царицей всей земли! Я понюхала цветок прежде тебя!
Она стукнула себя лапкой в грудь и закричала пронзительным голосом:
- Хочу быть царицей всех рыб, птиц и зверей. И ещё хочу, чтобы Лев был моим слугой!
Но ничего этого не случилось. А Лев, как только понял, что Лиса его обманула, страшно зарычал, бросился на неё и в один миг проглотил.
Заяц смотрел на них из-за широкой колонны и весело хохотал. А потом сказал:
- Хочу, чтобы Лев и этот дворец исчезли и чтобы в лесу никогда больше не было никаких царей.

И сразу же исчезли и дворец, и Лев.
Оказывается, Заяц сам первый понюхал волшебный цветок, и его желание исполнилось.
С тех пор лесные звери и птицы живут свободно. А у зайцев остались длинные и чуткие уши.

Это было давно-предавно. Когда не было ни мультфильмов, ни кино. Ни даже компьютера в первобытной пещере. А на Земле жили первые звери: первый еж, первый волк, первый медведь, первый енот. Но рассказ не о них, а о зайце. Так вот…

Больше всего на свете заяц мечтал вырасти. Как слон. Или хотя бы как лось. Что он только ни делал: и витаминную заячью капусту ел, и полезную морковку грыз, и зарядку по утрам делал, и на ветке висел…

И все напрасно.

Однажды заяц решил отпраздновать День рождения. Гости пришли с капустно-морковными букетами. А сосед-еж вынес на поляну именинный пирог с одной свечкой.

– Дуй на свечку и загадывай желание, – сказал еж. – И тогда твое желание обязательно сбудется…

Заяц дунул что есть силы – свеча погасла.

– Ну и что ты загадал? – заинтересовались все.

– Я хочу вырасти большим, – сказал заяц.

– Отличное желание, – сказал енот и, подойдя к имениннику, стал тянуть его за уши. – Расти, заяц, большой-пребольшой!

– Ой, ты что делаешь?! – закричал заяц.

– Исполняю твое желание, – ответил енот.

– Дай-ка и я помогу, – обрадовалась лиса и тоже стала тянуть зайца за уши. – Расти, заяц, большой-пребольшой!

– Ай-ай-ай, у меня уши оторвутся, – закричал заяц.

– Терпи, иначе не вырастешь, – сказала лиса.

– Смотрите, кажется, он немного подрос, – прищурился еж.

– Точно, точно, – зашумели гости. – Расти, заяц, большой-пребольшой!

Конечно, заяц ни на сантиметр не подрос, только уши чуть-чуть вытянулись.

– Дайте-ка мне, – волк схватил зайца за уши и поднял над землей. – Смотри, заяц! Сейчас Москву увидишь!

Уши у зайца еще больше оттянулись.

– Расти, заяц, большой-пребольшой, – дружно закричали гости.

Позже всех пришел медведь.

– Что это вы делаете? – удивился он.

– Помогаем зайцу расти, – закричали все радостно.

– Сейчас и я помогу, – сказал медведь. Но так как уши были заняты, медведь схватил зайца за хвост и стал тянуть в другую сторону. Все тянут за уши – а медведь за хвост.

– Ай-ай-ай, – закричал именинник. – Ой-ой-ой!

И тут заячий хвост не выдержал и оторвался. Все повалились в одну сторону, медведь – с хвостом – в другую…

А именинник выскочил из кучи-малы и бросился наутек – в третью.

С тех пор на свой День рождения заяц гостей больше не приглашал.

Теперь вы понимаете, почему у зайца такие длинные уши и такой короткий хвост? И почему, завидев лису, волка или медведя, он сразу дает стрекача?

Сборник сказок для детей и их родителей. Хотелось, чтобы после прочтения этих сказок дети поняли, что такое доброта, взаимовыручка, вера в невозможное, аккуратность к своим вещам и все то, что воспитывалось в советские времена.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки на ночь. Сборник добрых сказок (Олег Акатьев) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© Олег Акатьев, 2016

© Александр Возненко, иллюстрации, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Почему у зайца уши длинные

Много-много лет назад, когда деревья были большими и высокими, и от этого в лесу всегда был полумрак, ведь свет не мог пробиться сквозь плотные заросли деревьев. Когда все звери на Земле жили дружно, жил-был заяц. В те далекие времена он был не таким, какой он сейчас. Раньше он был с маленькими ушками и маленькими задними лапками. И раньше он так быстро не бегал, как сейчас, ведь у него не было врагов, а поэтому убегать было не от кого. Но зато он был таким же хвастунишкой, как и сейчас.


По поводу и без повода он всегда хвастался перед каждой зверюшкой:

– Я все могу! Я все умею! Я самый быстрый и ловкий!

Но все звери привыкли к его хвастовству и смотрели на него так же, как сейчас люди смотрят на будильник, то есть прозвенел он, вспомнили о нем, выключили и забыли про него.

В том лесу, где жил заяц было большое и топкое болото. Его все обходили стороной, потому что еще никому не удавалось пройти по нему. А тех, кто пытался это сделать, болото забирало к себе, под мутную, тёмную воду. После чего по всему лесу раздавался страшный стон:

Это болото радовалось тому, что проглотило очередную жертву. Услышав этот стон, все звери замирали от страха на месте и оставались в таком состоянии до тех пор, пока стон не прекращался.

В один прекрасный день заяц решил похвастаться, что он перейдет через это болото. Все звери, конечно, знали его как хвастуна, но чтобы на такое решиться! Поэтому, когда заяц сказал:

– Завтра, можете все собраться и посмотреть, как я буду переходить через это пустяковое болотце!

Всем зверям стало интересно, неужели и в самом деле он сможет пройти это страшное болото?

На следующий день все звери, за исключением медведя и волка, самых сильных в лесу, собрались возле болота и стали ждать зайца. Через некоторое время появился и сам косой. Заяц увидел, что собралось так много зверей, и от этого вдруг очень испугался, но отступать было уже поздно. Одно дело хвастаться перед одним ежиком или двумя белками, и совсем другое, когда почти все лесные жители собрались посмотреть на то, как ты будешь переходить это страшное болото. И хоть заяц и был труслив, но тут решил, что всем докажет какой он смелый.

И вот заяц сделал первый шаг по болоту, все звери замерли. Потом он сделал второй шаг… Несмотря на то, что все звери находились рядом, по тишине, которая была вокруг, можно было подумать, что здесь никого нет, так все затаили свое дыхание. Сделав третий шаг, заяц почувствовал, что проваливается. От сильного волнения он еще не успел понять, что с ним происходит, но на всякий случай, когда уже провалился в болото по колено, что было сил, крикнул:

– Помогите!… Тону!

И этот крик зайца вернул из оцепенения всех зверей. Все звери забегали. Белки запрыгали по деревьям, птицы залетали, захлопали крыльями. Но до зайца никто не мог дотянуться, чтобы схватить его и вытащить из болота.

А заяц ушел в трясину уже по пояс. Тут кто-то пронзительно закричал:

– Медведь! Волк! Помогите, заяц в болоте тонет!

А заяц уже по горло в болоте увяз. И тут все услышали, как оно застонало, затягивая к себе очередную жертву:

Заяц уже весь ушел в болото, остались только маленькие ушки. И вдруг, из кустов выбежал волк. Видя, что тут происходит, волк сразу схватил маленькие заячьи ушки зубами, и что было сил начал тянуть. И вот заяц уже появляется над болотом – вот голова, вот передние лапы, вот он уже по пояс в воде… Но тут, то ли волк ослаб, то ли болото еще крепче начало тянуть к себе зайца, только заяц выскользнул и снова стал погружаться в болото. Волк, увидев жалобные глаза зайца, с новой силой ухватился за уши бедняги. На этот раз волк уже не выпускал из своих зубов уши зайца, так и вытянул его из болота.

Бедный заяц сидел на траве ни живой, ни мертвый. Все звери обрадовались тому, что волк спас этого, всеми любимого хвастунишку! Только все они, теперь смотрели на него почему-то, как на незнакомца. Незнакомца, потому, что это был уже другой заяц. У него появились длинные уши и длинные задние ноги. Заяц, заметив удивленные взгляды своих друзей, осмотрел себя. Его взгляд задержался на задних лапах, они почему-то вытянулись… А потрогав свои уши, он понял, что и с ними произошло то же самое. И тут вместо слов благодарности заяц начал кричать на волка:

– Ты что со мною сделал, серое зубастое существо! Кто тебя просил меня за уши вытаскивать, ты, зверь невиданный! Чтоб у тебя язык такой же длинный стал и в пасть не помещался? Пугало ты, а не волк!

После таких слов у волка заблестели глаза, горя ненавистью. Он оскалил свои острые зубы и направился прямо на зайца. Заяц видя, что сейчас может произойти крайне неприятная ситуация, попятился назад. И когда волк прыгнул на него, то заяц задал такого, стрекоча, что когда бежал, подумал: «Как оказывается хорошо, когда у тебя есть такие длинные задние ноги!»

Так и по сей день, волк гоняется за зайцем и не может его догнать. Потому что с такими длинными ногами, как у зайца, не так-то просто его поймать!


Светлана Жук
Экологический проект «Почему у зайца длинные уши»

Т ип: краткосрочный, исследовательский, тематический.

Педагогические цели:

приблизить родителей к проблемам воспитания и развития детей, повысить педагогическую культуру родителей; развитие интеллектуальной и нравственной сфер у детей, создать условия для ознакомления с жизнью зайцев, назначением ушей, формировать у детей активную жизненную позицию, приобщать к природоохранной деятельности.

Задачи:

1. Развивать элементарные представления о зайцах и кроликах.

2. Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о зайцах (зайка – заинька - зайчишка);

3. Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за животными;

4. Воспитывать интерес к жизни животных, заботливое отношение;

5. Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог;

6. Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

7. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

8. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;

9. Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; её способности передавать различные эмоции, настроение.

Гипотезы исследования:

1. Предположим, что зайцу нужны уши для защиты от врагов.

2. Что, если, зайцу уши нужны для красоты.

Для подтверждения или опровержения гипотез использовались следующие методы:

1. Подумать самостоятельно.

2. Спросить у взрослых.

3. Позвонить бабушке в деревню

4. Посмотреть книги.

5. Обратиться к компьютеру

6. Понаблюдать

В ходе изучения собранной информации удалось выяснить следующее.

Те зайцы, что живут на природе, серьезно отличаются от кроликов, которых мы себе заводим в качестве домашней живности. Они крупнее, не такие красивые и имеют гораздо более длинные уши. Почему?

Первое, что приходит на ум - что бы лучше слышать. И действительно, чем больше по размеру внешняя часть уха, тем лучше получается улавливать звуковые колебания, включая даже шорохи. Это можно проверить самостоятельно, поднеся ладонь к уху - благодаря увеличенной поверхности ушной раковины ваш слух обострится.

Поскольку заяц ничего не может противопоставить своим врагам, единственное, что ему доступно, так это спасаться бегством. В этом ему помогают длинные уши, так как они способны выхватывать из тишины даже самые тихие звуки, позволяя косому удрать от хищника или охотника.

А почему уши вытянутой формы, а не округлой? При беге заяц прижимает их как можно ближе к туловищу, уменьшая сопротивление воздуха, тем самым позволяет себе увеличить скорость бега. Однако есть и другая особенность, связанная с ушами зайца. Организм человека или любого другого живого существа выделяет какое -то количество тепла, которое сопровождается выводом влаги из организма. Соответственно, животное быстрее устает. В заячьих ушах есть очень много капилляров, в которых циркулирует кровь. Из-за большой площади ушных раковин у косого не происходит перегревание тела, что помогает ему, когда он скрывается от преследователей. В холод же, наоборот, он прижимает уши к телу, экономя потерю тепла.

Вывод напрашивается простой: длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок природы.

Реализация тематического планирования в течение

недели: в формах организации и видах деятельно сти

Рассматривание кролика, зайца (возможно живого)-

«В гости зайка к нам пришел».

Рассматривание иллюстраций по теме «Зайчиха и зайчата».

Беседа по теме «Зачем зайцу длинные уши».

Исследовательская деятельность «Что любит кушать кролик».

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Заучивание стихотворения А. Барто «Зайка».

Знакомство со стихотворением В,Волиной «Зайка серый умывается…».

Отгадывание загадок.

Рисование «Угощение для зайчика».

Лепка «Морковка для кролика».

Конструирование «Заюшкина избушка».

Аппликация «Заюшка».

Подвижные игры: «Зайка серенький сидит…», «Солнечные зайчики», «Заинька, выходи», «Зайка серенький умывается…».

Игра- инсценировка по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды

Просмотр документального фильма про зайца

Подбор наглядного материала (картинок, книжных и журнальных иллюстраций)

Постановка проблемных вопросов.

Использование дидактических игр по теме.

Дидактическая игра «Отгадай животное по описанию».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Организовать деятельность детей, направленную на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей о жилище разных животных, выявление взаимосвязи между внешним видом, образом жизни животного и особенностями его «домика».

Дидактическая игра «Найди маму».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения группировать животных по признаку «одна семья животных».

Дидактическая игра

«Накорми животное».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить характерную еду для каждого животного.

Дидактическая игра

«Где чей хвост?"

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения сопоставлять часть и целое.

Вовлечение родителей в образовательный процесс

Родительское собрание на тему «Формирование проектно-исследовательской деятельности».

Консультация для родителей «Что такое метод проектов?».

Задействовать родителей в организации знакомства с живым кроликом или зайцем.

Подбор информации по вопросу «Зачем зайцу длинные уши?».

Посещение «Зоопарка».

Чтение художественной литературы по теме.

Помощь в организации выставки по теме.

Заключительным этапом является презентация проекта.

Презентация семейной газеты «Зачем зайцу длинные уши?»

Итоговое мероприятие «Угостим зайку морковкой».

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Цель: узнать, почему корабли держатся на воде. Задачи: собрать и проанализировать.

Детский проект "Почему весной у деревьев лунки?" (6 - 7 лет) Здравствуйте! Представляются: Доронина Таня Волощенко Артём «Центр развития.

Фотоотчет художественного творчества детей. Лепка Тема: «Улитка длинные рожки» Елена Владимирова. Цель: Расширение и уточнение знаний детей.

Задачи: - учить лепить предмет по частям, передавать форму частей (овальное туловище и голова, характерные признаки – длинные уши, делить.