Галина Некрасова

Аннотация :

Дидактическое пособие представляет собой картонную папку формата А3. На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собрана информация по теме.

Пояснительная записка :

Дидактическое пособие «Лэпбук » предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала : анализировать, сортировать информацию.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий : технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Цель : развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр

Задачи :

1. Закрепить представления детей о творчестве писателя

2. Развивать у детей мышление, речь, воображение, память

3. Развивать у детей интерес к художественной литературе.

4. Развивать у детей желание выполнять совместные игровые задания

Публикации по теме:

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками,.

В рамках проекта "Пейте, дети, молоко" мы с детьми старшей группы решили показать малышам сказку В. Бианки "Сова" Сначала мы выучили слова,.

Сегодня я хочу вам рассказать о проектной деятельности в нашей группе. В мае в нашей группе был подготовлен и реализован проект "Носит.

КВН «Лесные тропинки В. Бианки» КВН «Лесные тропинки В. Бианки». Воспитатели: Постникова Л. В., Курбатова Е. Н. Цели, задачи: познакомить детей с жизнью и.

Не так давно узнала о лэпбуке. Побродив по интернету, поняла, что лэпбук - это замечательное средство обучения, особая форма организации.

Проект «Знакомство с творчеством В. Бианки» Актуальность проекта: Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики. Процесс взаимодействия ребенка с растительным.

Вид занятия: комплексное Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие.

ПРОЕКТ

«ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ ВИТАЛИЯ БИАНКИ»

Ткач Н.П..

Воспитатель МДОУ № 15

от ребёнка в душе взрослого?

Широко раскрытые на мир глаза.

Непосредственность.

Горячую на всё отзывчивость.

Чистоту помыслов.

Мечту. Доверчивость.

В. Бианки.

Цель: расширить знания о животном и растительном мире через произведения писателя - натуралиста В. Бианки.

Задачи:

  • познакомить с жизнью и творчеством писателя;
  • развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные выводы в процессе получения знаний о животном мире;
  • воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту
  • родной природы;
  • учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок, рассказов В. Бианки; к месту употреблять в речи
  • поговорки, загадки, звукоподражания;
  • расширить представления родителей о детской литературе, приобщать к семейному чтению.

Вид проекта: среднесрочный, познавательно-информационный.

Участники проекта: дошкольники 5-6 лет, их родители, педагоги ДОУ.

Материал и оборудование: книги В. Бианки, картины, фотографии и иллюстрации о природе. Наборы игрушек, настольно-печатные и дидактические игры по теме. Видео, аудиозаписи о природе. Материалы для театрализованной и конструктивной деятельности.

Реализация проекта.

Подготовительный этап.

  • Анкетирование родителей.(Выявить что читают родители детям дома.)
  • Круглый стол с участием родителей и детей.
  • «Подари книгу о природе детскому саду». Пополнение библиотеки группы книгами о природе.
  • Оформление информационного уголка для родителей «Диалог с природой». (Размещение консультаций и рекомендаций по теме.)
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий.

Основной этап.

Работа с родителями.

  • Подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий, кроссвордов для оформления «Лесной газеты». (Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности. Расширить сферу сотрудничества педагогов, родителей и детей.)
  • Выпуск «Лесной газеты». (Развивать совместное творчество педагогов, родителей и детей.)
  • «Книга кроссвордов» о животных. (Побуждать родителей к участию в мероприятиях детского сада.)
  • Выставка поделок из природного материала «Загадки природы».
  • Конкурс родителей «Птичья столовая». (Изготовление кормушек.)

Работа с детьми.

Экскурсия в городскую библиотеку. (Продолжить знакомить с правилами поведения в общественных местах. Уточнить представления о библиотеке. Формировать бережное отношение к книге.)

Чтение произведений В. Бианки о птицах: «Чей нос лучше?», «Птичьи разговоры», «Чьи это ноги?», «Лесные домишки». (Дать научно-достоверные знания о жизни птиц в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.)

Целевая прогулка в парк.(Рассказать о жизни птиц. Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы.)

Занятие «О тех, кто летает».(На примере произведений В. Бианки расширить представление о птицах, их повадках и жизни рядом с людьми.)

Лепка «Птицы». (Учить передавать характерные особенности внешнего вида и движений птиц.)

Театрализованное представление «Птичий хоровод».(Развивать навыки публичных выступлений, умение говорить убедительно и аргументированно.)

Чтение произведений В. Бианки о животных: «Купание медвежат», «Приключение Муравьишки», «Теремок», «Хвосты», «Лис и мышонок».(Учить понимать идею произведения, выделять средства художественной выразительности.)

Вечер загадок «Угадай, кто это?».(Развивать логическое мышление, познавательный интерес, сообразительность. Способствовать расширению кругозора.)

Аппликация по произведению В. Бианки «Купание медвежат».(Учить передавать образ животного.)

Конструирование из природного материала по произведению В. Бианки «Лесные домишки». (Развивать воображение, навыки работы с различными материалами.)

Конкурс рисунков по произведениям В. Бианки.(Учит передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, изобразительные навыки.)

Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов В. Бианки.(Развивать творческую активность, фантазию, воображение.)

Музыкальная деятельность: разучивание песен, прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц» и «Звуки леса».(Учить узнавать птиц по голосам.)

Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих игр.(Закреплять образные обороты речи, знакомые детям по произведениям В. Бианки.)

Литературный турнир «Умники и умницы». (Выявить знания произведений В. Бианки. Развивать память, слуховое внимание. Активизировать речь.)

Оснащение предметно-развивающей среды:

Оформление книжного уголка произведениями В. Бианки.

Изготовление «Настенной книги»-таблицы, схемы, экологические цепочки.

Картотека загадок, пословиц, поговорок, народных примет по теме.

Выставка совместных работ детей и родителей.

Создание альбома «Мы -художники иллюстраторы.(Рисунки детей по произведениям В. Бианки.)

Завершающий этап.

Презентация результатов проекта в форме экологического праздника «В гостях у природы».

Обобщение материалов проекта.

Представление проекта педагогам ДОУ.



Познакомить детей с жизнью и творчеством В.В. Бианки. Углубить знания детей о животном мире через произведения В.В. Бианки. Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употреблять его в собственной речи (поговорки, загадки, метафоры, народные высказывания, звукоподражание). Учить чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов В.В. Бианки. Посредством произведений В.В. Бианки способствовать восприятию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду. Воспитывать умение удивляться красоте родной природы. Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию. Расширять представления родителей о детской литературе. Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений. Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности. 3




5


6


7




Музыкальная познавательная взаимодействие с родителями экологическаятворческаятрудоваяречеваяизодеятельность наглядно- агитационная театрализованная коррекционно- оздоровительная поисково- исследовательская игровая по развитию математических представлений самостоятельная театрально- художественная 9




Чтение произведений В.В. Бианки о птицах « Чей нос лучше?», «Птичьи разговоры», «Чьи это ноги?», «Лесные домишки», «Самые- самые» Чтение произведений о животных « Купание медвежат», « Приключения муравьишки», « Теремок», «Хвосты», « Лис и мышонок» Чтение произведений В.В. Бианки: «Голубой зверек», «Снежная книга», «Курица за белкой», «Готовимся к зиме», «Заячьи хитрости» Организованная образовательная деятельность« О тех, кто летает» 11


12


13




15


Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, наблюдения) Подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий,кроссвордов для оформления «Лесной газеты». Книга «кроссвордов» о животных Выставка детских поделок из природного материала совместно с родителями 16








Подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Совушка», «Перелет птиц» Проведение игр: настольно- печатных, дидактических, словесных, творческих Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» Режиссерская игра «Кто где живет» с использованием с использованием наборов животных 20
















28










В группе созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством В.В. Бианки: а) создана библиотеки произведений В.В. Бианки; б) подобраны фонотеки «Голоса птиц», «Звуки леса»; в) создан уголок развивающих игр; г) оформлен альбома рисунков по произведениям В.В. Бианки; д) выпущена «Лесная газета»; е) оформлена настенная книга. 36


Большинство детей стали относится к книге не только как к развлечению, но и как к источнику познавательных интересов. Активное участие родителей в реализации проекта- залог дальнейшего сотрудничества. У детей развивается бережное отношение к живому миру природы, способность договариваться, оказывать друг другу поддержку, умение высказывать идеи и предложения. Создана системы работы по ознакомлению детей с художественными произведениями В.В. Бианки. 37


От рождения в маленьком человечке заложен огромный потенциал любви к природе... Но если подросший карапуз ломает ветки деревьев, топчет цветы, кидает камень в голубя или без сожаления наступает ногой на гусеницу, то виноваты в этом мы, взрослые, потому что вовремя не поддержали интерес малыша, не познакомили его с жизнью растений и животных... 38

Ирина Евгеньевна Париева
Проект «Знакомство с творчеством В. Бианки»

Актуальность проекта :

Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение проявится как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Для педагога общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными.

Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. И здесь нам на помощь придет художественная литература.

Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель В. Бианки . Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц. У педагогов главная цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Цель проекта :

Продолжить работу по ознакомлению детей с литературой , с творчеством русских писателей . Продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников.

Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В . Бианки .

Задачи проекта :

1. Расширять представления детей о литературе, о творчестве различных писателей , о книгах.

2. Воспитывать добрые чувства к животным, умение замечать красоту природы родного края.

3. Способствовать развитию памяти, мышления, наблюдательности.

4. Прививать любовь и интерес к чтению книг, побудить интерес к семейному чтению. Активизировать знания родителей о детской литературе, об экологическом воспитании детей.

Этапы проекта :

1 этап. Подготовительный

Изучение биографии писателя.

Подбор детской художественной литературы. Пополнение библиотеки группы книгами о природе. Оформление информационного уголка для родителей. Подбор наглядных, дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, наборы игрушек.

2 этап. Выполнение проекта

Проведение занятий, бесед, чтение книг, просмотр мультфильмов, проведение викторин, отгадывание загадок. Занятия по художественному творчеству по произведениям В . Бианки . Игры - драматизации. Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

3 этап. Результаты

Обработка, оформление материалов по теме. Проведение выставок. Создание папки «Мы – художники иллюстраторы» . Оценка результатов работы всех участников проекта . Представление проекта .

Работа по проекту :

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям В. Бианки . Беседа по вопросам. Активизировать словарный запас по теме «Птицы» , «Животные» , «Насекомые» .

Чтение произведений писателя :

«Чей нос лучше?» , «Лесные домишки» , «Синичкин календарь» , «Хвосты» , «Заяц, косач, медведь и весна» , «Сова» , «Кто как зимует» , «Глаза и уши» , «Как муравьишка домой спешил» , «Волшебная берёза» , «Теремок» .

Беседы :

«Птицы нашего города»

«Весна. Прилет птиц»

«Любишь ли ты книги?»

«Чем мы можем помочь птицам?»

Угадай загадки – «Кто это?» .

Просмотр мультфильмов по произведениям

В. Бианки :

«Путешествие красногрудого воробья» ,

«Оранжевое горлышко» ,

«Синичкин календарь» .

Дидактические игры :

«Каких птиц много на дереве?» ,

«Чей корм?»

«Кто где живет?»

Игра-занятие «О тех, кто летает» ,

«Назови ласково» ,

«Где мы были – мы не скажем, а что видели, покажем?

Подвижные игры :

«Воробышки и автомобили» ,

«Перелёт птиц» ,

«Летает – не летает» .

Театрализованное представление «Птичий хоровод» .

Игра – драматизация по сказке «Теремок» .

Коллективное творчество : картина «Насекомые» в технике квиллинг, рисование акварель.

Лепка «Муравейник» (сочетание лепки из бумажной массы и пластилина) .

Создание макета «Жизнь насекомых» .

Выставка рисунков по произведениям В. Бианки .

Создание папки «Мы – художники-иллюстраторы» (иллюстрации детей совместно с родителями к художественным произведениям).

Работа с родителями :

Акция – «Подари книгу в книжный уголок» .

Оформление странички в родительском уголке по теме (просветительская работа) .

Консультация для родителей «Семейное чтение» .

В экологическом уголке помещаются советы для родителей : как привлечь внимание детей, используя материал по темам "Помогите синицам", "Птицы и люди", "Они остались зимовать, мы им будем помогать".

В помощь родителям оформляется "Экологический стенд", где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

Проведение цикла наблюдений за птицами на прогулке.

Итог проекта :

«Выпуск лесной газеты»

«Изготовление скворечников» «Лучший домик для птиц» (конкурс для родителей)

«Презентация проекта «Первое знакомство с творчеством В . В. Бианки ».

Ожидаемые результаты :

Дети найдут ответы на интересующие их вопросы о животных и птицах в произведениях В. Бианки , расширят свои знания и представления о природе и животном мире, о птицах и насекомых.

Пополнят словарный запас; научатся составлять рассказы о своих любимцах, в играх – драматизациях дети научатся передавать характерные особенности персонажей произведений.

Научатся проявлять заботу о братьях наших меньших; у них возникнет стремление беречь и любить природу.

У детей будет развито чувство ответственности за природу и окружающий их мир.

Выводы :

Природу нужно беречь.

Проявляй заботу и участие к братьям нашим меньшим, к птицам и животным.

Не обижай животных, не разоряй гнезд.

Комитет образования администрации

Балаковского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №11 «Сказка»

г. Балаково Саратовской области

Проект «Наш любимый писатель В.Бианки»

Хлебникова Ольга Сергеевна воспитатель старшей группы №5 МАДОУ д/с №11 «Сказка» г.Балаково Саратовской области

январь 2016

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение проявится как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Для педагога общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными.

Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. И здесь нам на помощь придет художественная литература.

Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель В. Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц. У педагогов главная цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Сроки – проект краткосрочный 1 месяц, в старшей группе.

Цель проекта :

Продолжить работу по ознакомлению детей с литературой, с творчеством русских писателей. Продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Бианки.

Задачи проекта:

1. Расширять представления детей о литературе, о творчестве различных писателей, о книгах.

2. Воспитывать добрые чувства к животным, умение замечать красоту природы родного края.

3. Способствовать развитию памяти, мышления, наблюдательности.

4. Прививать любовь и интерес к чтению книг, побудить интерес к семейному чтению. Активизировать знания родителей о детской литературе, об экологическом воспитании детей.

Планирование и организация деятельности

№ п/п

Мероприятия

Цели

Сроки проведения

  1. Подготовительный этап.

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям В.Бианки

1 неделя

Подбор наглядно-дидактического пособия, демонстрационного материала для занятий

Создать условия для демонстрации произведений

1 неделя

Создание пальчикового театра «Лесной колобок – колючий бок»

Создать условия для театрализованной игры

1 неделя

Создание аудиобиблиотеки произведений В.Бианки

Пополнить аудиобиблиотеку группы

1 неделя

2. Основной этап

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям В.Бианки

2 неделя

Изучение биографии писателя

Развивать у детей интерес к писателю как к личности

2 неделя

Оформление книжного уголка

Создать условия для реализации проекта. Развивать интерес к книгам.

2 неделя.

Составление картотеки загадок о животных и птицах.

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей.

2 неделя.

Беседа по произведениям писателя

2 неделя

Чтение произведений «Лис и мышонок», «Теремок», «Лесной колобок – колючий бок», «Синичкин календарь»

Побуждать и поддерживать интерес к художественной литературе. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности.

2 недели.

Целевая прогулка в библиотеку

Обобщить представления у детей о творчестве В.Биаки

2 неделя

Целевая прогулка «Кормушка для птиц»

Прививать любовь к птицам

2 неделя

Построение кормушек для птиц совместно с родителями

Прививать желание заботиться о птицах

2 неделя.

Аппликация «Веселые медвежата»

3 неделя

Коллективная аппликация «Птицы на кормушке»

Формировать навык коллективной работы

3неделя

Лепка «Медвежата»

Формировать умение передавать характерные особенности героев

3 неделя

Лепка «Птицы»

3 неделя

Пальчиковый театр «Колобок – колючий бок»

Формировать умение у детей эмоционально воспринимать образное содержание рассказа.

  1. неделя

3.Заключительный этап

Развлечение по произведениям В.Бианки

Вызвать эмоциональный интерес.

4 неделя

Обработка и оформление материалов проекта

4 неделя

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
(1894- 1959)
Книги известного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки остались в памяти нескольких поколений детей, ставших в свою очередь родителями, а затем бабушками и дедушками. Патриотизм, любовь и бережное отношение к окружающей родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому разносторонние знания - вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям, одинаково интересным не только для детей, но и для взрослых.
Орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный, имеющий массу друзей, последователей, учеников, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей. Большое влияние на его творчество оказали известные русские писатели Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, С.Т. Аксаков, д.Н. Мамин - Сибиряк, американский писатель Э. Сетон-Томпсон. Его современниками и близкими по духу людьми были мастера научно - познавательной книги для детей М. Ильин, К.Г. Паустовский, В. Житков, а учениками и последователями - признанные ныне детские писатели-природоведы Н. Павлова, Э. Шим, Н. Сладков, В. Сахарнов и другие.


«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни... - от этой силы. Благословенна она и во мне и в других - в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде», - записывал он в своем дневнике.
Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки еще в детстве. Родился он в 1894 г. в Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук Валентина Львовича Бианки. Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея, поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое - Лев, Анатолий и Виталий) часто бывали в музее и хорошо его знали. Не случайно все они в дальнейшем связали свою жизнь с наукой. Настоящий музей был и в самой квартире, где жили Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленькому Виталию особенно запомнились выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе под Ораниенбаумом. Это место, через которое проходит Великий морской путь перелетных птиц.
Сколько часов терпеливых провел я
В легких шалашках из корабельных корзин,
Высохшей тины и веток, - птиц наблюдая,
Птицам невидимый, -
писал он. Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, объясняя ему каждую птицу и зверушку имени, отчеству и фамилии». На всю последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне. Где только ни побывал он! Но особенно тепло вспоминал он природу Алтая, Новгородской и Ленинградской областей. С детства отец приучил его записывать в тетради все интересное. В многочисленных тетрадях Бианки хранил наблюдения о повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Нередко путешествовавший вместе с ним брат Анатолий делал фотоснимки. Так накапливался материал для будущих книг.
В 1915 г. он поступает в университет на естественное отделение. Но учебе помешала война и мобилизация в армию. После Октябрьской революции жил несколько лет на Алтае - работал учителем в школе, многое делал для местного краеведческого музея, предпринимал экспедиции по рекам и горам Алтая. Здесь же будущий писатель впервые проявил свои литературные способности, опубликован небольшие заметки и стихи о природе. В 1922 г. он вернулся в Петроград, полностью посвятив себя литературному труду.
С 1923 г. Бианки участвует в кружке детских писателей под руководством С.Я. Маршака, сыгравшем заметную роль в становлении детской литературы нового времени. Его первая сказка «Путешествие красноголового воробья» обратила на себя внимание читателей и вдохновила автора на создание новых сказок и книг для детей младшего возраста. Начиная с 1923 г. выходят отдельными книгами «Лесные домишки»,
«Чей нос лучше?», «Мышонок Пик», «Теремок» и другие произведения,
принесшие писателю известность.
С 1928 г. начинается и продолжается до 1958 г. работа писателя над его главной книгой «Лесная газета», десять изданий которой (первое - в 1928 г.), постоянно дополнявшиеся и изменявшиеся, вышли при его жизни. Это был поэтический гимн природе, уникальная книга-энциклопедия, книга-календарь, книга-игра, книга-организатор творческих открытий детей в природе, не имевшая аналогов в мировой литературе для детей, переведенная впоследствии на многие языки народов мира. В 1932 г. впервые выходит большой сборник «Лесные были и небылицы», на страницах которого объединены единым замыслом как написанные ранее, так и новые произведения. Большой творческий
успех принесла Бианки радиопередача «Вести из леса», продолжавшаяся много лет и очень полюбившаяся слушателям, над которой он работал вместе со своими учениками. Последняя книга писателя «Опознаватель птиц на воле» осталась незавершенной. В 1959г. он ушел из жизни.
Большинство произведений Бианки посвящено лесу, который он хорошо знал с детства. Писатель Н.И. Сладков говорит о нем как о «первооткрывателе», а сам автор называет себя «переводчиком с бессловесного». Во многих рассказах Бианки утверждается мысль о жизненно важном практическом значении знания природы, умения ее наблюдать и ориентироваться в ней («По следам», «Как дяденька Волов искал волков», «Ласковое озеро Сарыкуль», «Озеро-призрак» и др.) Перед нами не скучный морализатор, а мастер сюжетного рассказа, динамичного, напряженного, с неожиданным поворотом событий (рассказ-загадка «Роковой зверь», приключенческая повесть «Мышонок Пик», «биографическое» описание животного «На Великом морском пути» и др.) Вместе с тем они содержат огромный познавательный материал, легко усваиваемый ребенком.
Рассказ «По следам» написан в 1925 г. Его отличает захватывающий сюжет, живая художественная манера, что сразу же сделало его популярным. Он постоянно переиздается в разных сборниках. «Я заставил своего героя по этим следам распутывать неизвестную судьбу его сына, поставив... человеческую жизнь в зависимость от знания следов», - писал Бианки. К сожалению, художники не смогли иллюстрировать текст так, чтобы читатели так же, как и автор, тоже научились понимать следы, что очень расстраивало писателя.
Его «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок («Теремок», «Лис и мышонок», «Лесные домишки», «Красная горна», «Люля», «Сова» и другие), короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», Чей нос лучше?» и другие), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов «Мой хитрый сынишка», «Рассказы о тишине» помогают детям развивать наблюдательность, понимать язык природы, еще до конца не изученной человеком и полной чудес, загадок и волнующих тайн, которые надо постигнуть.
В своем дневнике писатель как-то записал: «Не все то кузнечик, что трещит. (Как я услышал камышовку-сверчка)». В 1946 г. на эту тему им был написан рассказ «Несмышимка». Он ведется от лица старого ученого-орнитолога. Четыре года посвятил он изучению птиц Новгородской области и написал о них книгу, а вот внучка поставила его в тупик рассказом об увиденной ею птичке - «неслышимке»: «Сидит такая горбатенькая птичка на дереве, на верхней ветке, сама ротик разевает, и горлышко у нее трепещется, а все равно ничего не слышно, никакой песенки». Оказывается тишина бывает разная, и ее надо уметь слушать. А еще надо многое знать, только тогда станет, понятен «немой оркестр луга». Оказывается, на самом деле птичка издает звук, похожий на стрекотание кузнечика, но надо знать, что кузнечики начинают трещать в июле, а в начале лета этого быть не может. Вот и попался старый ученый на том, что забыл об этом, принял звуки за стрекотание кузнечика. Пришлось срочно добавлять в книгу сведения еще об одном виде птиц. Важно, говорит писатель, всегда «включать свой слух на неизвестное».
Произведения Бианки - прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы.

Беседы по произведениям

1. Тема: В. Бианки «Первая охота»

Цель: Познакомить дошкольников с птицами, учить наблюдательности, развивать память, речь, умение отвечать на вопросы.

Ход занятия

  1. Чтение сказки «Первая охота».
  2. Беседа и обсуждение.

Вопросы:

Какие звери попадались Щенку на охоте?

С какими птицами пришлось познакомиться Щенку?

Почему Щенок не узнал Выпь? Где она спряталась? (в камышах)

Почему Щенок не увидел Удота? Как выглядит Удот? На что он похож? (на пестрый лоскут)

Куда спряталась Вертишейка? Почему испугался Щенок?

Каких птиц вы еще знаете?

Ребята, хотите нарисовать птиц, которых встретил Щенок?

3. Рисунок по теме. Обсуждение работ.

4. Физкультминутка.

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногою, Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левой ногой.

Вот тогда придешь домой.

5. Викторина

Загадки про птиц

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его …(скворец)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг вспорхнули яблоки.

Ведь это … (снегири).

И в лесу, заметьте дети,

Есть лесные сторожа.

Сторожей бояться этих

Мыши: прячутся, дрожа.

Очень уж суровы

Филины и … (совы)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? …(соловей)

Верещунья, белобока,

Изовут ее … (сорока).

Не царь, а в короне, не всадник,

А со шпорами (петух).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весной)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (гусь)

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это?.. (цапля)

2. Тема: В. Бианки «Лесные домишки»

Цель: Изучить, где живут птицы, воспитывать интерес к природе, наблюдательность, развивать память, речь, мышление.

Ход занятия

  1. Введение в тему.

–Ребята, угадайте загадку: без рук, без топоренка построена избенка? (гнездо)

– Ребята, а где живут птицы? Все ли птицы живут в гнездах? Давайте узнаем это из рассказа Виталия Бианки.

  1. Чтение рассказа «Лесные домишки».
  2. Обсуждение. Вопросы:

Расскажите как потерялась Ласточка-береговушка?

С кем познакомилась Береговушка на пути к дому?

Где живет Зуек? (в камнях)

Какой домик у лесного голубя Вытютня? Понравился ли его домик Береговушке? Почему?

Кто жил в маленьком легком домике, похожем на розу? (осы)

На что похож домик иволги? (на плетеную корзиночку)

Почему домик Иволги не понравился Береговушке? (качается)

Где жила Пеночка? (в шалашике в траве?) Почему не осталась у ней Береговушка?

Какой домик у Чемги? (посреди воды на тростниковом островке)

Кто еще живет в домиках на дереве? (белки)

Нашла ли Береговушка свой домик?

Где находился домик Ласточки-Береговушки?

Ребята, чей домик вам больше всего понравился?

Чей домик вам показался самым удивительным?

Хотите нарисовать птичек и их домики?

4. Нарисуйте Береговушку и ее домик или любой другой домик понравившейся птички.

5. Чтение разучивание стихотворения В. Бардадыма «Ласточка»

Ласточка

Спой мне ласточка, - прошу,

А она в ответ:

Спешу! –

Клювом глины зачерпнула

И под крышу упорхнула

Целый день забот полна –

Домик строила она.

Дни прошли. Опять прошу,

А она в ответ:

Спешу!

Считаны минутки!

У меня малютки.

Мошек ловлю,

Крошек кормлю. –

В гости дождик зачастил.

Старый тополь загрустил.

Спой мне ласточка, прошу,

А она в ответ:

Спешу!

Собираю в путь семью,

Возвращусь весной - спою.

3. Тема В. Бианки «Мастера без топора»

Цель: Продолжать знакомить детей с птичьими домиками, развивать память, мышление.

Ход занятия .

1. Ребята на прошлом занятии мы узнали много интересного про птичьи домики, кто помнит, где живут птицы?

А где жила Ласточка – Береговушка? Как вы думаете, почему ее так звали?

2. - Кто хочет рассказать стихотворение про ласточку? (чтение стихотворения)

3. Чтение Рассказа В. Бианки «Мастера без топора».

4. Беседа по вопросам.

Ребята, что нового вы узнали про птичьи домики?

Вьет ли гнездо Козодой?

Из чего делает гнездышко Ремез – синичка? (из пуха)

Из чего домик у Ласточки-Касаточки? (из глины)

Опишите домик Дрозда. (снаружи зеленым мхом украшено, внутри – как чашечка, гладкое).

Какое гнездо у орла?

5. Ребята, отгадайте загадку:

На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу (дятел)

Какой домик у дятла?

Ребята, кто хочет нарисовать дятла?

6. Выполнение аппликаций по теме. Обсуждение работ.

7. Разучивание скороговорок:

Дятел лечит древний дуб,

Добрый детел дубу люб.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

8. Физкультминутка

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

9. Переход к игре

Игра «летает не летает». Педагог называет птиц, дети машут руками, если птица летает:

Сова, аист, воробей, пингвин, ласточка, синица, страус и т.п.

4. Тема: В. Бианки «Чей нос лучше»

Цель: в продолжении темы «Знакомство со строением птицы» можно прочитать рассказ «Чей нос лучше».

Оборудование: изображения птиц, встречающихся в рассказе.

  1. Ребята, отгадайте, у человека ногти, а у птицы – (когти), у человека - нос, а у птицы - (клюв).
  2. Чтение рассказа.
  3. Беседа. Вопросы:

Как называется нос у птицы? У всех ли птиц клювы одинаковые?

Чей клюв вам показался самым удивительным?

Какой клюв у Мухолова-Тонконоса? Покажите его на рисунке.

Какой клюв у Дубоноса? Зачем ему такой клюв? (расщелкивать орешки, шишки). Покажите Дубоноса.

Какой клюв у Клеста-Крестоноса?

Ребята, а вы знаете, что название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. (от слова «клестить» произошло и слово «клещи». Их передняя часть тоже сжата, сдавлена).

Для чего Бекасу-Долгоносу длинный и прямой клюв? (козявок из тины доставать)

Какой клюв у Шилоноса? (длинный и загнутый к верху) Зачем ему такой клюв? (в воде живность поддевать).

Почему у Кроншнепа-Серпоноса клюв вниз смотрит? (чтоб червяков и букашек из травы доставать)

Какой нос у Широконоса? (толстый как лопата)

В чем особенность клюва у Козодоя-Сетконоса? (клюв и сетка и глотка)

Какой клюв у Пеликана?

Что делает своим клювом Дятел?

Что стало с Мухоловом?

Ребята, кто кочет разукрасить понравившуюся птицу?

4. Разукрашивание птиц карандашами.

5. Закрепление материала.

Педагог рассматривает готовые работы и спрашивает: «Что это за хорошая птичка получилась у тебя, Петя?».

Ребята, как вы понимаете пословицу:

Красна птица пером, а человек умом?

7. Физкультминутка

Белые лебеди,

Лебеди летели

Инна воду сели.

Сели посдели,

Снова полетели.

  1. Переход к игре «Лиса и птицы». Правила: Выбирается лиса, остальные дети - птицы.

Считалка

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнем.

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять…

Загадки о животных

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

* * *

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

* * *

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова)

* * *

Посреди двора

Стоит копна:

Спереди вилы,

Сзади - метла. (Корова)

* * *

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

* * *

С бородой родится,

Да никто этому не дивится. (Козёл)

* * *

Есть рога, а не баран,

Хвост свечой, а не белка,

Не корова, а молоко даёт. (Коза)

* * *

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок)

* * *

Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посредине - спинка,

На спинке - щетинка. (Свинья)

* * *

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

* * *

Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

* * *

Зверёк бурый, неуклюжий,

Он не любит зимней стужи.

До весны в норе глубокой

Посреди степи широкой

Сладко спит себе зверёк.

Как зовут его? (Сурок).

* * *

На овчарку он похож:

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь)

* * *

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

* * *

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (Хомяк)

* * *

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины.

И добротные плотины. (Бобры)

* * *

То рыжая, то серая,

А по названью белая. (Белка)

* * *

И по соснам, и по елям

Быстро бегает она,

Видит, шишки где поспели,

Где грибная целина. (Белка)

* * *

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

* * *

Все движутся вперёд,

А он наоборот.

Он может два часа подряд

Всё время пятиться назад. (Рак)

* * *

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

* * *

Вьётся верёвка,

На конце головка. (Змея)

* * *

У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (У улитки)

* * *

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит, да ноги. (Черепаха)

* * *

Отгадайте, это кто

Ходит в костяном пальто? (Черепаха)

* * *

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

* * *

Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (Олень)

* * *

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами - кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

* * *

В лесу живёт,

Кур в деревне крадёт. (Лиса)

* * *

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

Как зовут её? (Лиса).

* * *

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

* * *

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы -

Уши больше головы? (Заяц)

* * *

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки - ни одной. (Ёж)

* * *

Смотри: лежит под ёлками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Да вдруг побежала. (Ёж)

* * *

Ёжик вырос в десять раз,

Получился... (дикобраз).

* * *

Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

* * *

Что за коняшки -

На всех тельняшки? (Зебры)

* * *

Я очень забавна,

Скачу я и бегаю,

А в фильме цветном

Я всегда чёрно-белая. (Зебра)

* * *

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд)

* * *

Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

* * *

Через море-океан

Плывёт чудо-великан,

Прячет длинный ус во рту,

Растянулся на версту. (Кит)

Загадки о птицах

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

* * *

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка,

Раньше всех встаёт,

* * *

Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

* * *

Явился в жёлтой шубке:

Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)

* * *

У матери двадцать деток,

Все детки - однолетки. (Курица с цыплятами)

* * *

Когда плывёт - прекрасен,

Когда шипит - опасен. (Гусь)

* * *

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит лёгкие перинки. (Гусь)

* * *

На шесте - дворец,

Во дворце - певец. (Скворец)

* * *

И петь не поёт,

И летать не летает.

За что же тогда

Его птицей считают? (Страус)

* * *

Чёрный жилет, красный берет,

Нос - как топор, хвост - как упор. (Дятел)

* * *

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел)

* * *

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

* * *

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

* * *

Пусть я птичка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода -

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

* * *

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

* * *

В болоте плачет,

А из болота не идёт. (Кулик)

* * *

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

* * *

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

* * *

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

* * *

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (Соловей).

* * *

Всю ночь летает - мышей добывает.

А станет светло - спать летит в дупло. (Сова)

* * *

Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает. (Ястреб)

* * *

Глазищи круглы,

Когтищи остры,

Носище кривой -

Разбойник лесной. (Филин)

* * *

Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли -

Им с ходулей не сойти. (Журавли)

* * *

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тюкнет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

* * *

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбёшкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь - и был таков. (Пеликан)

* * *

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утёнок)

* * *

Мать-отца не знаю,

Но часто называю.

Детей знать не буду -

Чужим их сбуду. (Кукушка)

* * *

Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

* * *

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин)

* * *

Скажи ты мне,

Какой чудак

И днём и ночью

Носит фрак. (Пингвин)

Пословицы про животных

Корова черна, да молоко у неё белое.

У коровы молоко на языке.

Корми корову сытнее, молоко у неё будет белее.

У хорошей доярки корова маслом доится.

Не гони коня кнутом, а гони его овсом.

Хорошо накормишь - плохой конь будет хорошим скакуном.

Веди за скотиной уход, будешь иметь доход.

Будут на ферме корма - не страшна зима.

На капустнике козёл не караульщик.

Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.

Кошки грызутся - мышкам раздолье.

Две кошки в одном мешке дружбу не заведут.

Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет.

Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

Лиса всё хвостом прикроет.

Близ норы лиса на промысел не ходит.

Старую лисицу не травят молодыми собаками.

Лиса и во сне кур считает.

Назначили лису воеводой в лесу: пера много, а птицы нет.

Старая лиса рыльцем роет, а хвостиком заметает.

Каждая лиса свой хвост нахваливает.

Волк остаётся волком, даже если он не съел твоей овцы.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Прикинулся бы волк козой, да хвостик не такой.

Не сменит волк натуру, пока не снимут шкуру.

Волка ноги кормят.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Если верблюда не заставишь лечь, его не навьючишь.

Лев уже и львёнком грозен.

Из пасти льва добычу не вытащишь.

Бойся тигра, а не его следов.

Досуговое мероприятие по произведениям В.В.Бианки.

Задачи: Закрепить знания детей о произведениях В.В.Бианки. Развивать у детей творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок, используя различные изобразительные техники. Воспитывать любовь к книге.

Предварительная работа: Просмотр мультфильмов “Приключения Муравьишки”, “Сова”, “Оранжевое горлышко”, прослушивание аудиозаписи сказок В.Бианки“Анюткина-утка”, “Аришка-трусишка”, чтение сказок “Колобок - колючий бок”, “Приключения Муравьишки”, “Кукушонок”, “Лис и мышонок”, “Теремок”.

Материалы: Портрет В.В.Бианки, книги, костюмы, иллюстрации животных.

Воспитатель: Наша сегодняшняя встреча посвящена известному писателю Виталию Валентиновичу Бианки. В.В.Бианки известный детский писатель, открывший мир леса для многих юных читателей. Любовь к природе Виталию Валентиновичу привил с детства отец, известный ученый орнитолог, директор Зоологического музея. Бианки часто называл своего отца главным “учителем леса”. Отец рано начал брать его с собой в лес. Учил узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. Бианки написал большое количество детских сказок и рассказов о повседневной жизни животного мира. Порой придавая героям человеческие черты, но не преувеличивая и не добавляя сказочных моментов. Многие рассказы это заметки из жизни Виталия Валентиновича. Вся его жизнь была связана с лесом, с природой.

Бианки много путешествовал. В молодости участвовал в научных экспедициях по Уралу, Волге, Алтаю и Казахстану. Был хорошим футболистом. Его ставили в сборную города Петербурга. Он бил с обеих ног, славился резким рывком и точной прострельной передачей. Великолепно подавал угловые, хлестким, резаным ударом прямо на ворота.

Перед смертью много болел. Но до последнего был верен лесу и своему маленькому читателю.

А сейчас посмотрим сказку Бианки “Колобок – колючий бок”, которую подготовили вам ребята.

Жили-были старик со старухой - те самые, от которых Колобок укатился. Пошли они в лес. Старик и говорит старухе:

Глянь-ка, старуха, никак под кустиком-то наш Колобок лежит?

Старик плохо видел, да и у старухи глаза слезились. Наклонилась она поднять Колобок - и наткнись на что-то колючее. Старуха: "Ой!" - а Колобок вскочил на коротенькие ножки и покатил по дорожке.

Катится Колобок по дорожке, - навстречу ему Волк:

Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

Я по коробу не скребен,

По сусеку не метен,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на ощупь нехорош,

Меня голыми руками не возьмешь!

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, Волк, подавно уйду!

Волк рассердился - хвать его лапой! Колючки в лапу впились, - Волку, ой, больно! А Колобок подскочил и покатился по дорожке, - только его Волк и видел!

Катится Колобок, - навстречу ему Медведь:

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я лесной колобок - колючий бок!

Я по коробу не скребен,

По сусеку не метен,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на вкус нехорош,

Меня в рот не возьмешь!

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от Волка ушел,

От тебя, Медведь, подавно уйду!

Медведь разозлился, хотел его в пасть схватить, - губы наколол, - ой, больно! А Колобок опять покатился, - только Медведь его и видел.

Катится Колобок, - навстречу ему Лиса:

Колобок, Колобок, куда катишься?

Качусь по дорожке.

Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Колобок и запел:

Я лесной колобок - колючий бок!

Я по коробу не скребен,

По сусеку не метен,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

ВЕсь колючками оброс,

Я кругом нехорош;

Как меня ты возьмешь?

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от Волка ушел,

От Медведя ушел,

От тебя, Лисы, не хитро уйти!

И только было покатился по дорожке, - лиса его тихонечко, одними коготками, толк в канаву! Колобок - плюх! - в воду. Мигом развернулся, заработал лапками, - поплыл. Тут все и увидели, что это совсем не Колобок, а настоящий лесной еж.