Известное всем изречение, с которого начинается Евангелие от Иоанна, - "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины..." (Ин. 1) наполнено очень глубоким смыслом и содержанием, при этом "Слово" пишется с заглавной буквы.

Слово - это не только наша речь, но и выражение народного самосознания, воплощённого народного духа, хранящего созданное человеком на протяжении всей истории развития человечества. Слово поднимает нас над окружающей природой как первый признак сознательной, разумной жизни. Это способ выражения наших мыслей и чувств, который даёт нам возможность понять окружающих и быть понятыми. Как правило, первым словом в жизни человека является слово "Мама", которое впоследствии ребенок впервые складывает по слогам, а потом старательно выводит в прописях. На смертном одре от человека ждут предсмертную волю, последние слова. Даже перед смертной казнью у преступника есть право последнего слова.

Во всех словарях, начиная с конца 18 века, толкование значения "слово" расширяется от филологического до богословского. "Филология" в буквальном переводе с греческого означает "Любовь к слову".

Почтение к слову проявилось ещё в древние времена. Вера в могущество слова отражена в фольклоре разных народов мира: достаточно вспомнить о существовании всевозможных заговоров и заклинаний. Наконец, молитва, которая и есть обращённое к Богу слово.

Важность и ценность слова запечатлели многочисленные пословицы и поговорки, в которых отшлифована вековая народная мудрость. Вот лишь некоторые из них: "Живым словом победишь", "За худые слова слетит и голова".

Нельзя здесь не вспомнить слова Нобелевского лауреата, писателя М.А. Шолохова: "Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах. Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч. Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: "Наступил на землю русскую, да оступился"; "С родной земли - умри, не сходи"; "За правое дело стой смело".

Да и сам народ осознавал особенное, заглавное положение пословиц и поговорок в своем языке, что и выразил устно: "Красна речь с притчею"; "Пословица ведется, как изба веником метётся"; "Пословица недаром молвится"; "На твою спесь пословица есть"; "Белый свет не околица, а пустая речь не пословица"".

"Грамота - к мудрости ступенька", - гласит старинная русская пословица. Российский народ во все времена с большим уважением относился к грамотным людям, справедливо считая, что владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищам мировых знаний.

Евангелие является первопричиной и первотолчком нашей тысячелетней культуры и литературы. Если бы оно не было первым учением, то, возможно, мы никогда бы не узнали таких великих художественных произведений, как "Братья Карамазовы" М.Ф. Достоевского, "Анна Каренина", "Война и мир", "Воскресение" Л.Н. Толстого, "Соборяне" Н.С. Лескова, "Обрыв" А.И. Гончарова, "Двенадцать" А.А. Блока; мы не узнали бы в Пушкинском кающемся Пугачёве Евангельского разбойника. У нас не было бы ни "Явления Христа народу" А.А. Иванова, ни евангельских сюжетов В.Д. Поленова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, ни литургических музыкальных поэм А.Т. Гречанинова и С.В. Рахманинова. Если бы в начале замечательных памятников древней письменной культуры не стояло бы Евангельского Слова, то у нас не было бы ни "Слова о полку Игореве", ни "Слова о законе и благодати" митрополита Илариона.

"Слово о законе и благодати", созданное в конце 30-х годов 11 века, является выдающимся произведением древнерусской ораторской прозы. Автор стремится проникнуть в смысл и значение событий далекого прошлого славян и дать всестороннюю оценку современной ему действительности. Главными темами "Слова" являются: превосходство христианства над иудаизмом и язычеством; победа и распространение христианского учения в языческих странах, в первую очередь, - на Руси; прославление Владимира Крестителя (предлагается его канонизация), его сына Ярослава, рода киевских князей, Руси и её столицы - Киева. В "Слове" формируется доктрина национальной независимости и собственная патриотическая концепция всемирной истории. Сочинение Иллариона становится образцом для книжников 12-15 веков, которые используют отдельные приёмы и стилистические формулы "Слова".

Илларион является также автором "Молитвы", близкой "Слову" по содержанию и стилю (долгое время считалась его заключительной частью), и "Исповедания веры", которое характеризуют богословская точность и ясность изложения. Принадлежность Илариону других сочинений, подписанных его именем ("Слово к брату столпнику"), в настоящее время не доказано.

Славянская письменность, а с ней и литературный язык, были созданы, чтобы переводить библейские тексты, предназначенные для богослужения. Как известно, до изобретения книгопечатания полная Библия не могла получить широкого распространения, т.к. её читали в пересказах, извлечениях, в книгах с толкованием библейского текста, слушали во время богослужения.

Потребность в полной Библии возникла в 15 столетии. В это время в Московской Руси среди простого народа и части духовенства распространились взгляды, отличные от официально принятых Русской Православной Церковью. Спорящие стороны, доказывая правоту своего вероучения, обращались к Библии, поэтому стал необходим полный и достоверный библейский текст. Работа над ним завершилась в 1499 году. Этот перевод называют Геннадиевской Библией, по имени новгородского архиепископа Геннадия, руководившего работой.

В 1850-1581 годах выходит в свет первая печатная Библия - знаменитая Острожская Библия Ивана Фёдорова. В основу этого издания был положен текст Геннадиевской Библии, грамматика и орфография которого были несколько исправлены. Острожской Библией пользовался публицист, ученый-филолог, церковный и общественный деятель Юго-Западной Руси Мелетий Смотрицкий при составлении первой славянской грамматики. Её экземпляры хранились во многих монастырских библиотеках не только России, но и других славянских стран. Эта Библия оказала большое влияние на нормы церковно-славянского языка.

Инициатором последней переработки церковно-славянской Библии был Пётр I. Книга была издана только в 1751 году, при Елизавете Петровне, и поэтому называется Елизаветинской Библией. Она переиздаётся и в настоящее время.

Перевод Библии на русский язык был начат только в 1812 году. Вначале это вызвало немало разногласий и протестов в обществе, в том числе и церковном, т.к. привычный славянский текст в русском переводе казался упрощённым. Полная Библия на русском языке появилась только в 1870 году. Перевод был одобрен Священным Синодом и получил название синодального. До сих пор он остаётся единственным русским текстом Библии, который принят Русской Православной Церковью, несмотря на то, что в 20 веке появлялось множество других переводов. Вообще, переводы Библии сыграли важную роль в формировании многих языков Европы, в том числе и русского.

Русский язык - это богатейшая сокровищница, доставшаяся нам в наследство от наших предков. Вобрав в себя огромнейшую информацию, веками собиравшуюся по крупицам, русский язык способен передать сведения по любой отрасли знаний. Благодаря широким морфологическим и синтаксическим возможностям нашего родного языка, мы можем выразить свои даже самые сокровенные чувства и переживания, описать увиденное и услышанное. Лексическое богатство русского языка позволило ещё в древние века запечатлеть исторические события, позволяет отразить современность и предсказывать будущее.

Вот как охарактеризовал русский язык знаменитый писатель М. Горький: "Сам необыкновенный язык наш есть тайна. В нём все тона и оттенки, все переходы звуков - от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться, ежели нужно, дочёрпывая с одной стороны высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны выбирая на выбор меткие названия из бесчисленных наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность, таким образом, в одной и той же речи восходить до высоты недоступной никакому другому языку и опускаться до простоты, ощутимой осязанию непонятливейшего человека, - язык, который по себе уже поэт.

Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки русские, былины, сборники песен, Библию, классиков. Читайте Афанасьева, Киреевского, Рыбникова, Данилова, Аксакова, Тургенева, Чехова. Кое-что покажется вам скучновато - читайте! Вникайте в прелесть простонародной речи, в строение фразы в песне, сказке, в Псалтыре, в Песне песней Соломона. Вы увидите тут поразительное богатство образов, меткость сравнений, простоту, чарующую силой, изумительную красоту определений. Вникайте в творчество народное - это здорово, как свежая вода ключей горных, подземных, сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами. Очень много новых слов в языке, но вместе с тем идет порча языка, идет газетный, суконный язык, чрезвычайно однообразный и бескрасочный".

По словам одного из величайших русских учёных М.В. Ломоносова: "Карл IV, римский император, говорил, что испанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он русскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка".

Русский язык - это язык, которым написаны гениальные шедевры мировой литературы - произведения известных русских мастеров пера, таких как А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, М. Горький, М.А. Шолохов. Мы не только наследуем бесценное сокровище, созданное нашими великими соотечественниками, но и несём ответственность за то, чтобы сберечь наш могучий русский язык для грядущих поколений.

Мы постепенно забываем слова известного российского историка Н.М. Карамзина о том, что "Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий. Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой, живописной поэзии, но и для нежной простоты. Для звуков сердца и чувствительности. Он богаче гармонически, нежели французский, способнее для излияния души в тонах; представляет более аналогичных слов, то есть сообразных и с выражаемым действием: выгода, которую имеют одни коренные языки".

Как известно, слово не только лечит, но и калечит. Люди, не задумываясь, "бросаются" словами, а ведь "слово не воробей: вылетит, не поймаешь". Многие из нас из зависти, неполноценности, ожесточённости срываются на окружающих, пытаются кольнуть посильнее, обидеть, унизить. Растет целое поколение искалеченных душ, среди которых всё меньше и меньше становится читающей молодежи. В школах детей, стремящихся к знаниям, называют "ботаниками", над ними смеются. Книги постепенно вытесняет аудио и видеоаппаратура, из которой на нас обрушивается поток дешёвой западной пропаганды, где порой главными являются слова, противоречащие в своей основе 10 заповедям Закона Божия: убийство, кумир, интимная связь вне брака, воровство, ложь, клевета, обвинение, зависть, предательство и т.д.

Вслушиваясь в нашу современную речь, в слова, которые звучат вокруг нас на улице, в транспорте, во дворе, в учреждениях, мы порой не слышим слов из словарей русского языка В.И. Даля или С.И. Ожегова. Привычные слова "зелень", "капуста", "упакован", "лимон" стали ныне "новой лексикой", превратились в некие метафоры. Семантика этих "новообразований" составляет, похоже, отдельный разговорник для криминального или полукриминального мира. Удивительно, но даже пожилые люди зачастую стали пользоваться в обиходе подобным "сленгом", бравируя своей "современностью". Порой нелепо звучат из уст отца семейства слова, которым можно обучиться только в подворотне. По некоторым понятиям это означает идти в ногу со временем. Вопрос в том, куда, зачем и с кем идти.

Целый отдельный набор звуковых монстров, изобретённых для выражения мыслей и чувств. Какой же убогой должна быть мысль, чтобы вмещаться в подобные "упаковки"?! Можно ли воспитать добродетель, патриотизм, нравственность, целеустремлённость, духовность, когда совершенно отсутствуют в речи слова: честь, достоинство, гордость, Отечество, свет, доброта, вера, целомудрие?

Постепенно из речи уходят такие нужные во все времена слова, как "спасибо" - спаси Бог, "благодарю" - благо дарю - как ответ на добро, проявленное к тебе. От всего этого становится явно не по себе. Неужели мы постепенно регрессируем и в скором времени окажемся как в каменном веке, только на иномарках, с Интернетом и мобильными телефонами?

Невольно вспоминаются слова американского генерала Аллена Даллеса, сказанные им в уже далёком для нас 1945 году и воплотившиеся в жизнь в начале 21 века: "Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа; окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность. Отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс. Литература, театры, кино - всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать, и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности.

В управлении государством мы создадим хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности.

Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего, вражду и ненависть к русскому народу - всё это мы будем ловко и незаметно культивировать.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратив в посмешище. Найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества...".

Сами собой напрашиваются вопросы, на которые очень сложно сразу ответить: "Что оставим мы нашим потомкам? Кто сегодня в ответе за состояние русского языка, родной речи? Вправе ли мы безразлично относиться к тому, что является национальным достоянием? Можем ли мы остановить происходящую деградацию Великого и Могучего РУССКОГО ЯЗЫКА?"

Нынешний 2007 год объявлен Годом Русского Языка в России. В Одессе, например, проводится акция "Говорю по-русски", в Белгороде рассматриваются архитектурные проекты памятника русскому языку. Но повлияют ли все эти акции, мероприятия, национальные проекты на сохранение исконного русского языка, помогут ли они современному молодому поколению, пусть даже не знать на "отлично" родной русский язык, но хотя бы уважительно к нему относиться, помнить, что он является одним из основных и важных элементов нашей культуры, нашего менталитета?

На наш взгляд, существующая в обществе проблема русского языка не должна сводиться только к проблеме как лучше и грамотнее говорить, ведь это ещё и проблема нравственного облика, "нравственного содержания" каждого россиянина и общества в целом; отчасти, это и политическая проблема. Вспомните, хотя бы, то, что происходило за границей, какие дебаты устраивались по вопросу изучения и употребления в речевом обороте русского языка. Многовековая история знает десятки примеров тому, когда книги, изданные на русском языке, просто уничтожались, а творчество русских мыслителей, писателей, философов было полностью под запретом,. Поэтому в решении вышепоставленных вопросов должны принять участие все те, независимо от возраста, вероисповедания, происхождения, социального, должностного или имущественного положения, в ком ещё живёт стремление возродить наше славное Отечество.

Как учит Библия - "В начале было Слово...",
И Слово было - Бог, и в Нём вся благодать
А наша жизнь - как поле Куликово,
Где надо насмерть каждому стоять!
Александр Трутнев

Впервые опубликовано в калужском епархиальном журнале "Православный Христианин"

Упражнение 1.

Дополните предложения прилагательными.

1. Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).

2. Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.

Упражнение 2.

Определитьт разряд прилагательного.

З аячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.

Упражнение 3.

Выпишите из текста словосочетания "Существительное + прилагательное". Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных.

Овладей русской речью

Ты родной владеешь речью,
бойко говоришь.

Русский же язык неважно
знаешь, мой малыш!

Слушай потому поэта,
будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью
хорошо владеть.

Эта речь полна величья,
гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство,
сила красоты.

Скажем, к странам зарубежным
держишь морем путь,

Перед спутниками хочешь
знаньями блеснуть –

В разговорах или спорах
с другом иль врагом

Ты воспользуешься смело
русским языком!

Потому ты, школьник резвый,
будь прилежней впредь!

Ты обязан русской речью
хорошо владеть.

( И. Гришашвили )

Упражнение 4.

Прочитайте текст и выполните задания.

Величайшее 3 богатство народа - его язык! <...> Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна 3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих 3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. <...> Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной 3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову)

    Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам.

    Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного.

    Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого).

    Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме «Имя прилагательное»

1. Общее грамматическое значение прилагательного это:

А) действие

Б) признак предмета

В) признак признака

Г) признак действия

2. Морфологические признаки прилагательного это:

А) род, число

Б) род, число, падеж

В) род, число, лицо

Г) лицо, число

3. Синтаксические признаки прилагательного это :

А) определение, сказуемое

Б) определение, обстоятельство

В) определение, дополнение

Г) дополнение, обстьоятельство

4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?

А ) могуч, первый, сильное, лисий

Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела

В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый

Г) одетый, несчастный, злой, высказан

5. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие ...

А) материал, из которого сделан предмет

Б) признак по его принадлежности

В) признаки, указывающие на различные качества предмета

6. Укажите относительные прилагательные.

А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег)

Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф)

В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)

7. Укажите притяжательные прилагательные.

А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик)

Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет)

В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)

8. В каком ряду все прилагательные качественные?

А) приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадка

Б) изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопрос

В) плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голос

9. В каком ряду все прилагательные относительные?

А) летняя ночь, березовый сок, оловянное кольцо

Б) утренняя почта, серебряный голос, папин шарф

В) малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо

10. В каком ряду все прилагательные притяжательные

А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь

Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог

В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора

11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ:
«
Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!»

А) родной (ж.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)

Б) родной (ср.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)

В) родной (м.р.), нежный (м.р.)

12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ:
«
Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды тянуло свежестью.»

А) ранним (м.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)

Б) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.), свежестью (ж.р.)

В) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)

13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени .

А) самый быстрый

Б) красивейший

В) ярче

Г) более лёгкий

14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени .

А) менее сложный

Б) сложнее

В) сложнее всех

Г) наисложнейший

15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени .

А) красивее

Б) спокойнейший

В) более громкий

Г) менее тяжёлый

16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени.

А) глубже

Б) самый глубокий

В) более глубокий

Г) глубочайший

17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных.

А. острее, менее крутой, более выше

Б. длиньше, самый красивый, сладчайший

В. очень маленький, красивее, ниже всех

Г. дольше, лучше, наивкуснейший

18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных.

А) самый веселый, меньше всех, более высокий

Б) моложе, более белее, твердейший

В) жарче всех, самый умный, тишайший

Г) чудеснейший, худший, громче всех

Цель:

  • обобщение знания детей о пословицах и поговорках;
  • расширение информационной базы учащихся, знакомство с сокровищами общечеловеческой культуры;
  • формирование патриотических чувств, любви и интереса к народному творчеству.

Подготовительная работа:

Заранее детям даются задания: найти пословицы и поговорки разных народов на любую тему. Класс можно поделить на несколько команд. Готовятся жетоны, которые дети будут получать за каждый правильный ответ.

Ход внеклассного мероприятия

Пословица недаром молвится.

Народная мудрость.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Разминка.

Продолжить пословицы и поговорки.

Что посеешь… (то и пожнёшь).

Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).

Сделал дело … (гуляй смело).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Готовь сани летом … (а телегу зимой).

Как аукнется … (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь).

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

Сколько волка не корми … (а он всё в лес смотрит).

Первый конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Второй конкурс: вспомнить пословицы о труде.

Кто не работает, тот не ест. Любишь кататься – люби и саночки возить. Без труда не выловить и рыбку из пруда. И другие.

Учитель. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Третий конкурс: к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякине не проведёшь.

2. Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык – мой враг.

4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

6. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

Четвёртый конкурс: на карточках разного цвета написаны пословицы: на одной – начало, на другой окончание. Задание – сочинить новую пословицу, то есть соединить пословицы по-новому. Например:

Слово не воробей, в лес не убежит.

Любишь кататься – имей сто друзей.

Сколько волка не корми, а он ноги на стол.

За двумя зайцами погонишься – кобыле легче.

Предложенные пословицы.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Баба с возу – кобыле легче.

Пятый конкурс: вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя без глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

Учитель. Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счёт. Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев.

Шестой конкурс: вспомнить пословицы о лени и ленивых людях.

Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

Ленивый одну работу два раза делает.

Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Девка красива, да прясть ленива.

Голова завита, да делом не занята.

У Федорки всегда отговорки.

Один машет, а семеро руками машут.

Лентяй сидя спит, лёжа работает.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.

Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

Обращаясь к пословицам русского народа, советский человек возьмет лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового мира.

Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: «Наступил

на землю русскую, да оступился», «С родной земли - умри, не сходи», «За правое дело стой смело».

Вслед за народом-мудрецом и советский человек скажет (пословица к слову молвится!): «Белые ручки чужие труды любят», «Не сметя силы, не поднимай на вилы», «На чужой спине беремя легко», «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Часом опоздано, годом не поверстаешь», «Слово не стрела, а разит».

Однако нашему современнику чуждо все, что несет на себе в пословицах печать национальной розни, рабства, угнетения женщины, религиозного суеверия - все то, что не выражало истинной мудрости народа, над которым тяготел классовый, сословный и церковный гнет. Свой протест против него народ прекрасно выразил во множестве метких, лукавых и разящих своей насмешкой, а подчас и горьких пословиц: «Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил», «Густо кадишь, святых зачадишь», «Молебен пет, а пользы нет», «Хвали рожь в стогу, а барина в гробу».

И немало ложной мудрости, уродливых представлений прививали народу века социальной несправедливости, преклонения перед силой, ханжеством и лицемерием. Немало сохранилось в пословицах такого, что способно сейчас оскорбить здоровое чувство. Все это вытесняется идущей вперед жизнью, на смену приходит наш новый, социалистический опыт, который рождает и новую, благородную житейскую мудрость.

Так беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.

Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.