Неформальные общественные объединения явление довольно новое, они появились в XX веке и стали отражением социальных проблем молодежи, попыткой самоопределиться и заявить о себе.

Способы выражения своего мировосприятия у каждой группы разные - свободная любовь и анархия у хиппи, утверждение националистических идей у скинхедов или пропаганда мистики у готов, но одним из самых массовых направлений интересов молодежи стала музыка разных жанров. Особо колоритным и распространенным считается хип-хоп и одно из его проявлений - рэп.

История

В 1970 годах жители «черных кварталов» США часто устраивали дискотеки, где играла ритмичная танцевальная музыка с элементами текста. Считается, исполнения принесли с собой выходцы с Ямайки. Стиль постепенно совершенствовался, обрастал собственными традициями и "фишечками", исполнители стали выпускать диски, а известные звукозаписывающие компании обратили внимание на коммерческий успех нового жанра.

В 1990 годы в негритянских кварталах постоянно звучат выстрелы, происходит раздел территорий и сфер влияния наркодилеров и сутенеров. Все эти события послужили началом того, что кардинально поменялась тематика и манера исполнения у музыкантов этого направления, возникло новое течение, перестроилась вся субкультура. Рэперы пережили значительную эволюцию во взглядах, и как итог этого - появление нового течения под названием гангста - рэп. Самыми яркими его представителями были Dr.Dre и Snopp Dogg. Особенностью этого стиля было публичное и скандальное поведение музыкантов, они открыто употребляли наркотики, провоцировали власти, устраивали драки и погромы.

Вызывающий образ рэперов быстро нашел отклик у старались им подражать в одежде и поведении, жанр стал популярен во многих странах мира.

Идеология

Обычное прослушивание любимых композиций уже не могло удовлетворить поколение бунтарей и индивидуалистов, им нужна была особая модель поклонения и подражания, позволяющая ощущать себя не такими, как все. Во многом это отразилось на той идеологии, которой придерживаются рэперы. Субкультура кратко - это особая форма проведения досуга, способ найти удовлетворение от жизни, своеобразный уход от обыденности.

По всему миру насчитывается несколько миллионов людей, увлекающихся хип-хопом, а конкретно рэпом. Их объединяют схожие музыкальные пристрастия, особый взгляд на мир, который нашел отражение в текстах исполнителей этого жанра. Рэп имеет несколько особенностей, позволяющих сразу выделить их среди других субкультур:

  • он пропагандирует свободу молодежи и независимость от насаждаемого правительством мнения и оценок;
  • протест против глобализации во всех направлениях общественной и политической жизни, эта характеристика применима к российскому рэпу;
  • особенная рэперская одежда: широкие свисающие штаны, джинсы, бейсболки, спортивные футболки, объемные и яркие украшения - цепи, серьги;
  • среди рэперов принято покрывать свое тело татуировками и надписями;
  • богатый и пафосный стиль жизни: дорогие машины, красивые девушки и золотые побрякушки, наряду с легкими и тяжелыми наркотиками.

Но главная отличительная черта - это особое исполнение их песен, когда ритмичный речитатив читают под музыку с тяжелым битом.

Особенности направления

Рэперская музыка уже давно не считается разновидностью только хип-хопа, элементы речитатива используются и в других стилях. Это самостоятельное направление, имеющее свои традиции и особенности. Изначально рифмованные речёвки рождались на улице и были прямой импровизацией исполнителей, проводились соревнования среди соперников - батлы, позднее такие столкновения стали происходить на сцене при большом стечении народа.

Рэперский язык - это выражение жизни мегаполиса, он разнообразен и имеет широкую морфологию. Может воспевать убогие лачуги, красивую жизнь или неверность подруги, жесткое исполнение чередуется с простыми и легкими мелодиями. Вообще, контраст - один из излюбленных приемов рэперов, это касается и музыки и образа жизни. Любители и знатоки обычно выделяют три разновидности исполнения:

  • быстрый, происходит в виде разговора двух оппонентов под музыку, которую ставит DJ;
  • «уличный» или «жизненный» - содержит нецензурную лексику и воспевает идеи и принципы гетто;
  • коммерческий, направлен на привлечение поклонников и хорошего заработка, обычно мы слушаем именно этот хип-хоп.

В число участников такой группы входит DJ, составляющий миксы, сам исполнитель, читающий текст, и брэйк-танцор.

Одежда

Образ рэперов очень узнаваем и непохож на остальные. В Россию этот стиль пришел в начале 90-х годов и до сих пор остается лидирующим среди молодых людей. Все те элементы, из которых состоит рэперская одежда, призваны выделить человека среди толпы, обозначить его индивидуальность и личный социальный протест.

Некоторые элементы позже даже стали достоянием мировой моды. Например, широкие штаны, свисающие с бедер. По поводу их возникновения даже есть легенда, что первые черные рэперы, живущие в тяжелых условиях гетто, были вынуждены носить одежду старших братьев, которая не подходила им по размеру.

Правда, в последние годы рэперская манера одеваться претерпела некоторые изменения, из привычных широких вещей осталась разве что футболка, а вот остальной гардероб известные исполнители предпочитают покупать у модных дизайнеров. Очень популярно в этой среде идея «сочетания несочетаемого», когда строгие пиджаки и брюки одевают с массивными или яркими кроссовками.

Дополнительные элементы

Еще одна деталь, по которой можно без труда определить принадлежность человека к этой группе - рэперские бейсболки. Ярких цветов, нестандартных форм с блестящими стразами, они дополняют и украшают образ типичного представителя данного течения.

Большое значение имеют аксессуары самого разного толка, эта традиция идет от первых негритянских рэперов из гетто. Там статус человека определялся по имеющимся у него украшениям и их стоимости. В среде музыкантов этот обычай получил новое развитие, многие исполнители и их поклонники навешивают на себя множество дорогих цепей, медальоном, не менее важной деталью является и серьга с бриллиантом. Рэперские очки отличное дополнение уникального образа, они не имеют практического значения, а следовательно, могут быть выполнены самых необычных форм, размеров, цветов и из разных материалов.

Особенности стиля

Изначально эта культура складывалась как оппозиционная основной власти, потому и смысл фраз зачастую носить лозунговый, агитационный характер. В отличие от других направлений, где музыка и слова равноценны, в рэпе приходится искать удачное сочетание теста и ритма. Добиться мелодичности не так-то просто, требуется множество экспериментов и тренировок, чтобы стать мастером речитатива.

Не менее сложно знать и понимать рэперский язык, тексты песен имею специфические слова, обороты и иносказания, понятные только в этой среде. Умение распознавать особый шифр является своеобразным пропуском в специальную группу, доказательством принадлежности к субкультуре.

С распространением рэпа по всему миру, в каждой стране постепенно складываются свои особые в молодежных группах. Если в США рэперский сленг вобрал в себя элементы языка и культуры афроамериканцев, то, например, во Франции он тесно связан с фольклорным прошлым этого народа, а в России имеет в большей степени подражательный характер, к тому же содержит много заимствований из английского языка, иногда произносимых на русский лад.

Первые исполнители

Многие музыкальные престижные рейтинги трудно представить без того, чтобы на первых строчках таблоидов не присутствовали известные рэперы. Субкультура, описание которой может занять не один день, складывалась под влияние сильных и харизматичных лидеров этого течения. Настоящей легендой стал Тупак Шакур, которого застрелили на пороге своего дома или "50 cent", переживший несколько вооруженных нападений.

Еще когда это направление не получило окончательного оформления и официального признания, основная роль в хип-хопе принадлежала диджеям. В 70-х годах DJ Кул Херк практиковал чередование ритмичных треков и выступление брейк танцоров, а Градмастер Флэш воссоздал идею сдвоенных проигрывателей виниловых пластинок, таким образом, появилась возможность сочетать разные треки.

В последующие годы появлялось множество групп и исполнителей, каждый из которых вносил определённый вклад в развитие хип-хоп культуры, формировался стиль исполнения, особенный рэперский сленг. Первыми белыми певцами этого направления стала очень популярная группа «Beastie Boys», а Run D.M.C. не только сняла клип, но и заключила рекламный контракт Adidas.

Развитие движения

Ведущие медиакомпании вскоре поняли, насколько прибыльным становится это направление, а потому стали вкладывать большие силы и деньги в раскрутку новых исполнителей. Тексты песен и образ жизни музыкантов благодаря СМИ постоянно находились на слуху, и молодежь активно приняла те ценности, которые отражала эта субкультура. Рэперы все чаще исполняют агрессивные, имеющие жестко социальную тематику композиции, этот стиль назовут гангста - рэпом.

Как заявляли сами певцы, с помощью своих текстов они хотели донести до слушателей правду о том, что происходит на улицах, какая там идет борьба за жизнь. Одними из первых такой стиль стала продвигать команда N.W.A., именно там начинали свою карьеру Тупак Шакур, Dr.Dre и Eazy E. Тема насилия, оружия и наркотиков стала основной в их треках, что вызывало недовольство властей и популярность у простых людей.

Вот уже второй десяток лет самыми признаваемыми и почитаемыми рэперами, славящимися миллионными доходами, остаются Dr.Dre, Eminem, Snoop Dogg и Jay-Z.

Развитие движения в России

В нашей стране этот музыкальный стиль появился в конце 80-х начале 90-х, когда на подобные объединения уже перестали смотреть как на проявление капиталистического строя и многие молодежные движения вышли из подполья. Какое же особенное значение в русском обществе имела эта субкультура? Рэперы появились вместе с брейк-дансом и граффити, те немногие граждане, кто имел право выезда за границу, привозили пластинки и видео с записями Для многих эта музыка стала глотком свежего воздуха, частью такой желаемой свободы.

Одним из первых экспериментов в этой области считается концерт диджея Александра Астрова и рок-группы Час пик, где была записана программа под названием «Рэп». Хотя первыми исполнителями многие признают Богдана Титомира и группу «Мальчишник». С самого начала русские рэперы приняли западную модель этой субкультуры, пытались подражать идеологии черных и проблемам гетто. На фоне реального социального состава страны такое копирование подчас было очень комичным и неправдоподобным.

Особенности хип-хопа в нашей стране

С самого начала являлись лишь коммерческим проектом, идеология хип-хопа воплощалась только на сцене, а не в реальной жизни. Но такая музыка не может существовать без борьбы и противостояния, поэтому постепенно исполнители находили новые идеи конфликтных ситуаций. Многое рэп взял и из русского рока, который имеет в нашей стране гораздо более долгую историю.

В России рэп и его элементы взяты непосредственно из американской среды, многие мотивы, идеи и тексты песен напрямую скопированы с произведений западных исполнителей.

Русские рэперы

Пионерами хип-хопа считаются группы Bad Balance, Шеф и Михей, ставшие популярными в 90-е, именно тогда во всех регионах появляются фан-клубы и поклонники этого стиля. Уже к 2000 году в нашей стране окончательно сформировался рынок хип-хопа, это направление стало необычайно популярным и выгодным, что привело к появлению новой волны исполнителей: «Каста», «Многоточие» «Легальный бизнес» и др.

В последние годы в России наметилась тенденция к появлению собственной рэперской идеологии и мировоззрения. Приверженцы идеи создания национального жанра не столь популярны, как медийные певцы, но они внесли большой вклад в развитие индустрии хип-хопа в нашей стране: Oxxxymiron, Дельфин, ST и некоторые другие.

Значение

Пожалуй, из всех существующих объединений музыкальных фанатов, по самобытности и зрелищности лидирует именно эта субкультура. Рэперы появились как часть тусовочного и танцевального мира, но постепенно веселая дискотечная жизнь стала отходить на второй план и в текстах появляются мотивы социальных проблем, борьбы с правительством, пропаганда свободы и равенства.

Это направление сочетает в себе вокальные эксперименты, танцевальное искусство, а также активную игру тела и мимики в процессе исполнения. Хип-хоп оказал большое влияние на формирование культурных ценностей среди молодежи нескольких поколений. Как и любое общественное явление - рэп постепенно меняется и приспосабливается к новым мировым условиям и законам, но в его основе все так же остается дух протеста и бунтарства.

(ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем , хотя нередки композиции и без вокала. В такой комбинации исполнители рэпа называют себя «эм-си » (англ. MC - Microphone Controller или Master of Ceremony ). Некоторые MC превращают свои тексты в настоящие запутанные загадки (напр. Гостфейс Килла говорит, что нарочно стремится сочинять такие рифмы, чтобы никто не понял, кроме него, о чём идёт речь). В задачу одного или нескольких ди-джеев входит программирование ритма на драм-машине , сэмплирование (использование фрагментов чужих композиций, особенно партий баса и синтезаторов), манипуляции с виниловыми пластинками и иногда «битбоксинг» (вокальная имитация ритма драм-машины). На сцене музыканты часто сопровождаются танцевальным ансамблем.

В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра.

Направления хип-хопа

Многие считают, что хип-хоп, это только музыка и особый стиль одежды. Хип-хоп, как таковой, делится на множество направлений. Каждое направление достаточно самостоятельно и несёт свой собственный смысл. То есть хип-хоп, это КУЛЬТУРА. Это нельзя правильно объяснить словами, нельзя потрогать и понюхать. Хип-хоп для всех разный и индивидуальный. Для всех он значит что-то своё. Допустим, два человека считают себя частью хип-хоп культуры. Один безумно любит крутиться на голове, а второй рисовать на соседском заборе надписи папиной автоэмалью в баллончиках. Их ничего не соединяет... Почти... То есть хип-хоп, это не что то конкретное. Это культура, включающая в себя направления, например:

  • Рэп, Фанк, Битбокс (Музыкальное)
  • Брейк данс, Крамп (Танцевальное)
  • Граффити (изобразительное)

Каждый человек может заниматься одновременно и рэпом, и граффити, и брейк дансом. Всё это прекрасно объединяется в одно слово ХИП-ХОП.

1970-е

Хип-хоп зародился в афроамериканской и латиноамериканской среде Бронкса , района Нью-Йорка , в первой половине 1970-х гг. В то время это была музыка для вечеринок, которую создавали диск-жокеи (называемые сокращённо «ди-джеями »), работавшие в крайне примитивной тогда технике сэмплирования : она зачастую сводилась к повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. Первые «эм-си » были буквально типичными конферансье («Master of Ceremony» - то есть сокращённо MC; эта аббревиатура затем вобрала в себя множество других значений), они представляли ди-джеев, а также поддерживали внимание аудитории энергичными возгласами и целыми тирадами. (Необходимо отметить, что на Ямайке подобная манера исполнения была выработана ещё на рубеже 1960-1970-х гг. благодаря зародившейся технике даба .)

Популярность музыки на этих вечеринках привела к тому, что местные ди-джеи стали продавать на руки кассеты с записанными «живьём» «сетами» (программой выступления), в которых искусно микшировались ритмы и басовые партии снятые с композиций в стилях диско и фанк , поверх которых эм-си начитывали рэп. Это было сугубо любительское занятие, и в тот период (1974-1978 гг.) никаких студий и официальных выпусков пластинок рэпа не существовало.

Ситуация меняется кардинальным образом, когда в начале осени года в США выходит сингл «Rapper’s Delight» в исполнении The Sugarhill Gang и производит сенсацию на американском рынке популярной музыки. Сингл считается первой записью рэпа несмотря на то, что ещё несколько чуть более ранее записанных песен оспаривают славу первенства; однако именно благодаря этой 11-минутной композиции американская публика и СМИ узнали о таком явлении как хип-хоп, правда, несмотря на популярность песни (сингл разошёлся тиражом 8 мил. экз.), большинство сходилось во мнении, что это была музыкальная шутка, из которой далее ничего не выйдет. Песню написала негритянская группа, собранная почти случайно за день до записи. Ритм (классическое диско) и партия бас-гитары были взяты из тогдашнего хита Chic «Good Times», поверх был наложен рэп в исполнении трёх эм-си. Одним из достоинств композиции является то, что уже в этом первом рэпе года были даны типичные рифмы, равно как и основополагающие темы хип-хопа: детали бытовой жизни, состязания эм-си, секс, ёрничество и показное тщеславие.

1980-е

В самом начале 1980-х гг. в среде рэпперов возник сильный интерес к европейской электронной поп-музыке, - в первую очередь, к Гэри Ньюману, широко сэмплировавшимся, - технологические находки которых, вкупе с развившимся «брейкбитом » - ломаным, совершенно новым ритмом, - способствовали отрыву хип-хопа от ритмической зависимости от диско и фанка . Брейкбитовый ритм в сочетании с более развитой к тому времени техникой ямайского даба вывели хип-хоп на новый уровень (см. электро). Новаторами раннего хип-хопа были Кёртис Блоу, Африка Бамбата , Грандмастер Флэш и Whodini, - именно их записи 1980-84 гг. (относимые ныне к «старой школе хип-хопа») явились определяющими для становления жанра. Музыкальный журнал Rolling Stone назвал самой влиятельной композицией в истории хип-хопа «The Message» Грандмастера Флэша (1982).

Эстафету новаторства подхватили коллективы Run DMC , Mantronix, Beastie Boys , каждый из которых привнёс в хип-хоп свои открытия: Run DMC играли минимальный драм-машинный брейкбит, Mantronix же получили признание своей революционной техникой микширования, а Beastie Boys сочетали элементы панк-рока и рэпа и стали первым белым рэп-коллективом, добившимся коммерческого успеха. Рэп-композиции записывали и панк-команды, например, The Clash (их сингл «The Magnificent Seven» 1980 года интенсивно раскручивался на негритянских радиостанциях Нью-Йорка), принесли им культовый статус среди слушателей не только в негритянской среде. Усложнялась и музыкальная сторона хип-хопа: современный этап в его развитии начинается с выхода в 1987 году альбома «Paid in Full» дуэта Eric B. & Rakim. К концу 1980-х гг. рэп-музыка достигла уровня популярности, сравнимого с роком , кантри и эстрадой, а такие крупные институты музыкальной индустрии как Американская академия грамзаписи, заведующая «Грэмми », и American Music Awards в 1988 году учредили категории для рэпа. Олицетворением этой популярности в Америке стали MC Hammer , Kris Kross и др., адресовавшие свою музыку более широкой слушательской аудитории, что, в свою очередь, дало толчок для развития более бескопромисных жанров в хип-хопе.

Начиная с конца 1980-х, хип-хоп подпитывает стилистически и технологически модифицированный благодаря ему ритм-энд-блюз («нью джек свинг», «хип-хоп-соул»).

1990-е

На рубеже 1990-х с подачи NWA, скандально известных своими вызывающе-скабрезными и агрессивными текстами, приобретает популярность «гангста-рэп», отражающий криминальный быт негритянских гетто. Самым влиятельным деятелем хип-хопа десятилетия становится бывший участник NWA по имени Dr. Dre ; он вводит в оборот новый стиль джи-фанк , наиболее ярким представителем которого был его протеже Снуп Догг . Несколько лет спустя участники трио The Fugees своим альбомом «The Score» наглядно продемонстрировали возможности для интеграции хип-хопа с другими музыкальными направлениями - ритм-энд-блюзом , рэгги и даже джазом . Они одними из первых хип-хоп-проектов приобрели широкую популярность за пределами США.

В середине 1990-х развернулось соперничество между гангста-рэперами с Западного и Восточного побережий США, которое завершилось гибелью ярких представителей с каждой из сторон - Тупака Шакура и Notorious B.I.G. Трагический исход этого противостояния породил такое широкое обсуждение в средствах массовой информации, что практически в течение всего 1997 года рэпперы оккупировали верхние строчки хит-парадов США. Для этого периода характерна интенсивная коммерциализация хип-хопа, что принято связывать с именем Паффа Дэдди - рэппера, который пропагандировал гламурный стиль жизни и строил свои композиции на весьма обширном цитировании поп-шлягеров прежних десятилетий. На исходе XX столетия известность приобрёл белый рэппер Эминем , который попытался возродить заряд провокации и социального протеста.

2000-е

В середине первого десятилетия 21-го века наиболее востребованные хип-хоп-продюсеры - Скотт Сторч, The Neptunes , Тимбалэнд - способствовали дальнейшему освоению эстетики фанка . Исполнителей хип-хопа, несмотря на его изначальный негроцентризм, можно встретить в большинстве стран мира, от Аргентины до Японии.

Эстетика субкультуры

Хип-хоп стал первой музыкой, наиболее полно и самобытно воплотившей идеологию современной афроамериканской культуры. Эта идеология была построена на антагонизме американской белой, англо-саксонской культуре. За прошедшие десятилетия сформировалась также своя мода , коренным образом отличная от традиционной моды белого населения, свой жаргон и своя культивируемая манера произношения, танцевальные стили, своё графическое искусство - «граффити » (изображения и надписи на стенах, сделанные аэрозольными балончиками или специальными маркерами с краской) и в последнее время также кино (не обязательно про рэпперов, но сюжетно берущее темы из негритянской среды, см. фильмы «Парикмахерская », «Суета и движение», «Ребята по соседству », «Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале »; рэпперы также всё больше начинают становится киноактёрами). Таким образом, провести чёткую границу между собственно хип-хопом и современной афро-американской субкультурой становится сложно.

Несмотря на меняющуюся каждый год моду хип-хопа, в целом она имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки и бейсболки(как правило с прямыми козырьками) известных брендов (напр. KIX, New Era, Joker, Tribal, Nike, дреды. У самих рэпперов популярностью пользуются массивные украшения (цепи, медальоны, брелоки), но ношение украшений в большей мере относится к афро-американцам.

Русский хип-хоп

Первые эксперименты с рэпом в России относятся, видимо, к 1984 году , когда в Куйбышеве диск-жокей дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп» .

Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно широкую, во второй половине 1980-х гг., когда началось увлечение брейкдансом . Первые русскоязычная группа появились в 1989-х гг., её имя - Bad Balance. Это, без преувеличения, легендарная группа, вклад в культуру которой трудно переоценить. Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («ЮГ », «Объединенная Каста», «Крёстная Семья», «EK Playaz»), которые также получили признание от мэтров на самом авторитетном фестивале rap-music, организованным все тем же Bad. B. Многие из них сравнивали жизнь афроамериканцев в гетто с тяжелыми временами в России, чаще всего речь шла о суровых 90-х. Стили очень схожи с западными, но русский хип-хоп имеет совсем другую историю, более лиричные отступления. В настоящее время хип-хоп получил достаточно широкое распространение среди молодёжи.

Исполнители из России

  • Смоки Мо
  • Баста

Ссылки

  • Луков Вал. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 147-151.