Вячеслав Протасов отвечает на важные вопросы о российском стендапе.

В закладки

Фото из сообщества Stand-Up Club во «ВКонтакте»

Что такое стендап

Стендап-комедия («Stand-up comedy») - юмористический жанр, в котором комик выступает перед живой аудиторией с монологом собственного сочинения. Это могут быть короткие шутки, истории из жизни комика или его наблюдения. Зачастую комик говорит о личных переживаниях и пережитом опыте.

Это типичное для российского стендапа определение. В то же время на сцене может находиться не один комик, монолог может быть пародийным или музыкальным, а его автор - пребывать в образе. На самом деле жанр не имеет чётких границ, и в него легко вписывается стиль выступлений большинства юмористов на российском ТВ.

Откуда он взялся в России

Кто и когда в России первым стал называть себя стендап-комиком, мы точно не знаем. Это не важно, ведь жанр, существующий на Западе десятки лет, мог перенести на российскую сцену кто угодно. Массовый интерес к новой комедии появился уже в эпоху интернета.

В 2009 году по соцсетям разошелся стендап Эдди Мёрфи под названием «Raw» в русскоязычной озвучке Владимира Завгороднего. Выступление 1987 jn года - второй и последний записанный на видео большой концерт, после которого комик ушел делать карьеру в кино. Переводчик нашел «Raw» случайно, изучая статью на «Википедии», в которой перечислялись фильмы с самым большим содержанием слова «fuck». Он так громко смеялся, что жена попросила перевести ей шутки.

Эдди Мёрфи. Кадр из концерта «Raw»

Примерно в это же время появились переводы концертов Джорджа Карлина - злобного дедушки американского стендапа, которого в США считают одним из лучших комиков всех времён. Карлин умер в 2008 году, а многие из переведённых концертов вышли ещё в 1990-х. Но его шутки, как и шутки Эдди Мёрфи, за это время не утратили актуальность.

Оба говорили о том, что важно во все времена: отношения, секс, политика, религия и беспросветная тупость людей.

Благодаря бурно развивавшимся соцсетям стендап получил вирусное распространение: короткие шутки расходились на цитаты и публиковались с картинками, а длинные биты (тематический блок в монологе - примечание TJ) вырезали из концертов и публиковали в видеозаписях и на YouTube.

Почему стендап стал популярен

Западные стендап-комики рвали шаблоны: человек на сцене - не обязательно клоун, а уморительные шутки могут быть построены на логике, метких наблюдениях и собственном опыте. В стендап-комедии мы увидели то, чего не давало ни одно российское юмористическое телешоу - индивидуальность артиста. На сцене стоит один человек и отвечает за всё, что происходит.

Концерты западных комиков стали переводить регулярно. Появились и быстро выросли паблики во «ВКонтакте» - AllStandUp и Rumble . В какой-то момент количество переведённых за год концертов перевалило за сотню. В итоге на русском языке есть выступления всех более-менее известных англоязычных стендап-комиков. С субтитрами или закадровым голосом можно найти любой концерт Джорджа Карлина и Луи Си Кея, а некоторые озвучены несколько раз.

Пример перевода стендап-выступления Джорджа Карлина

В 2013-м появилось телевизионное шоу на ТНТ, где комики с пафосом и задором раннего «Камеди клаба» представили новый жанр. В России про стендап узнали широкие массы. Если отбросить сравнения с американской сценой, получилось одно из самых качественных и успешных юмористических шоу в нашей стране.

Stand-up комедия - возможно, самый доступный вид искусства. На сцену со своей историей может подняться даже новичок. Не нужны никакие условности и допущения. Вместо «Представьте себе случай в семье...», или монолога с бумажкой можно просто начать говорить. Без миниатюр, танцев и коллективного творчества, обращаясь напрямую к зрителю в зале.

Почему стендап так важен?

За десятки лет развития стендап на Западе стал плодородной почвой для всей комедийной культуры. Почти все, кто смешит американского зрителя в кино и на ТВ - начинали с микрофоном на сцене. Мы знаем Эдди Мёрфи как актёра, но он был более успешным как стендап-комик. Робину Уильямсу и Джиму Керри в кино повезло больше, но в начале пути они разрывали залы своими монологами и кривляниями.

Комедия - такое же ремесло, как и все остальные. Ей нужно учиться и постоянно практиковаться.

На Западе стендап-комики десятки лет пишут шутки и выступают на сцене почти каждый вечер, прокачиваясь в актерском и сценарном мастерстве. Только после локального успеха на городских сценах они попадают в телевизор, заключают контракты с Netflix, становятся авторами ситкомов и шоу. Посмотрите выступления лучших западных комиков, любой их монолог - готовый сценарий для уморительного скетча. Они создают комедийный контент для всего мира - фильмы, сериалы, шоу. В своих выступлениях поднимают важные социальные вопросы, влияют на политику и мысли людей.

Где смотреть российский стендап

Витрина и одновременно единственное успешное стендап-шоу на российском телевидении - StandUp на канале ТНТ. Качественная калька западной комедии на наш лад. Другие каналы тоже пытались запустить свои шоу, но «Ленинградский Stand-up клуб» (СТС) и «Стендап от Paramount Comedy» не закрепились в телевизионной сетке надолго. ТНТ умеет делать долгоиграющие комедийные шоу, плюс они завербовали почти всех лучших на момент создания программы комиков.

А если я не смотрю телевизор

Интернет. Начать знакомство можно с западных комиков. Паблики во «ВКонтакте» AllStandUp и Rumble делают переводы почти в промышленных масштабах. Из качественной российской альтернативы стендапу на ТНТ можно посоветовать два сезона «Стендапа от Paramount Comedy» - новых выпусков, скорее всего, уже не будет, но всё уже вышедшие есть в интернете.

«Стендап от Paramount Comedy»

Есть еще записи сольных концертов российских комиков. Не все они телевизионного качества, да и пересчитать их можно по пальцам:

Все они, безусловно, были профессиональными юмористами — но можно ли это назвать стендапом? Вряд ли — все-таки домашние заготовки, прочитанные по бумажке (в случае с Райкиным — еще и с переодеванием в различные образы), пусть прямо в лицо аудитории, пусть с квелым интерактивом (одним из первых работать с залом стал ) — это не стендап.

«Райкин, Хазанов, Карцев — это скорее артисты разговорного жанра, юмористы, — размышляет резидент шоу «Stand Up» . — Конечно, их выступления отчасти можно считать предпосылками появления стендапа, ведь каждый понимает его по-своему, но все же это немного другая история. Плюс не надо забывать про особенности советского политического режима.

На Западе свобода слова тоже появилась не просто потому, что так решило государство. Комики чувствовали, что телевидение выглядит слишком чистеньким и прилизанными, и начали с этим бороться, позволять себе больше. Однако в СССР с учетом цензуры это было невозможно».

Стендап, как показал опыт работы , Энди Кауфмана, Кея, Джимми Карра и других зарубежных комиков, это когда в нерв не стесняются лезть бор-машиной, не задумываясь об анестезии. И не подглядывая в бумажку, потому что стендап — это не читка сценария, а разговор со зрителем с глазу на глаз. Струящийся поток мыслей, его боль, проблемы, комплексы, страхи и радости. Общество должно быть готово к такому жанру.

На западе стендап развивается давно, и до России доходили лишь пространные отголоски его успеха. Так, о великом Энди Кауфмане мы узнали только из фильма «Человек на Луне» , где образ бога троллинга воплотил .

Однако — несмотря на безусловные заслуги юмористов постсоветского периода — стране нужна была свежая кровь. Новая энергия, подача, иной подход к разработке и развитию темы. Особый уровень откровенности при общении со зрителем. Наевшаяся фейковыми ток-шоу страна жаждала видеть перед собой людей, готовых говорить прямо, открыто.

Одними из первых эту дорогу начали протаптывать резиденты «Comedy Club». Некоторым короткие монологи Павла Воли пришлись по душе, другим они показались вопиющей безвкусицей.

Так или иначе, постепенно ночные эфиры ТНТ стали наполняться практически беспримесными комедийными стендап-шоу. Программы «Убойная лига» и «Смех без правил» стали первым подобным опытом — там был и абсурдный юмор, и парадоксальный, и экспериментальный, и традиционный. Многие эти проекты уже подзабыли, но свою важную задачу они выполнили — посеяли зерно, давшее обильные всходы в виде расцвета стендапа в России.

Почти все комики их тех первых передач оказались востребованными: работает с , Косяков пишет сценарии, снимается в кино и сериалах, снял собственное стендап-шоу «Комик в городе», некоторые артисты обосновались в «Comedy Club».

Сегодня жанр активно шагает по стране и одним ТНТ, разумеется, не ограничивается. В каждом городе живут и растут собственные лиги, открытые микрофоны (клубные площадки, где каждый может выйти и прочитать монолог) и масса одаренных артистов.

На ютьюбе свои выступления выкладывают молодые и весьма дерзкие комики, не стесненные рамками, в которых существуют центральные телеканалы: Данила Поперечный, и многие другие. Существует масса не очень раскрученных, но безусловно талантливых стендаперов, которых не показывают по телевизору, но чье творчество легко можно оценить в сети: Идрак Мирзализаде, Денис Чужой, Костя Пушкин (тот самый из «Смеха без правил») и , экс-ведущий «Хороших шуток».

Важно, что одинаковых среди них почти не бывает. Выживают только яркие индивидуальности. Недостаточно быть честным и хорошим парнем с отличным чувством юмора. В стендапе приветствуются нездоровый уровень цинизма, аномальная самоирония, черный юмор или самокритика — каждый выбирает свой метод достучаться до публики.

«В интернете принято ругать русский стендап. Несколько лет так же ругали русский рэп, но потом однажды в течение месяца по мощному альбому выпустили Оксимирон, Скриптонит и ATL, и критики потихоньку успокоились. Рэп вышел за собственные границы и стал музыкой номер один, — считает стендап-комик Денис Чужой. — Думаю, так же будет и со стендапом. К людям, которые хотят смешно доносить свои взгляды на жизнь, прислушаются и понесут им деньги. Наверное, пока не хватает пары прорывных концертов, которые бы заткнули критиков».

На его взгляд, «в целом жанр в России уже в порядке».

«Есть хорошее шоу на ТНТ, но туда уже не помещаются все классные комики. Значит, они вывалятся в шоу-конкуренты и в интернет. Прелесть стендапа в том, что это невероятно дешевый в производстве жанр, — продолжает он. —

Это не КВН, где нужно вырезать из гипсокартона красивые декорации, привезти трезвого красивого ведущего и позвать руководителя комитета по молодежи и туризму. Нужны только микрофон, барный стул и минералка (да и то без последней можно обойтись). Значит, прокачиваться в этом может почти любой желающий.

Сегодня вы знаете десять комиков, а завтра от них будет не продохнуть. По крайней мере, хочется верить».

Комик шоу «Stand Up» Слава Комиссаренко называет стендап «самой широкой формой юмора», у которой «могут быть сотни проявлений».

«Это может быть умный стендап или же актерский с большим количеством гэгов, как у Джима Керри. Один человек может выходить на сцену и говорить на какие-то общественно-политические темы. А другой после него на той же самой сцене огромной кувалдой бить по арбузу. И это тоже будет стендап, — говорит Комиссаренко. — Поэтому мы можем говорить о том, что в стендапе может быть сатира. Однако если задуматься, какой процент от общего выступления она занимает, то, наверное, небольшой».

По словам креативного продюсера шоу Руслана Белого, «юмор можно считать формой социальной коммуникации».

«Вы никогда не задумывались о том, что в корне шутки всегда лежит правда? Поэтому в последнее время очень часто стали обижаться на юмор. Ведь мы говорим правду. А она зачастую обижает, — подчеркивает он. — Стендап всегда должен олицетворять то, что думает автор. Шутка всегда должна вызывать споры. Потому что на комика ходит только его зритель. Тогда концерт получается действительно откровенным и качественным».

Коллега Белого и резидентка «Stand Up» Юлия Ахмедова полагает, что настроение общества влияет на настроение стендапа, потому что «комик через призму себя пропускает происходящие вокруг него события».

При этом мало кто из стендаперов работает в исключительно развлекательном ключе. Практически у всех есть публицистический запал и необременительная жизненная философия, но при этом нет токсичного снобизма, который отталкивает зрителя.

Публика всегда чувствует, когда с ней разговаривают снисходительно, — у стендаперов такой привычки нет.

В то же время стендаперы чрезвычайно внимательны. То, что мы видим по телевизору в их исполнении, — не поток сознания, а отточенный на открытых микрофонах — опен-майках — материал с четкой композицией и концепцией. Фактически — литературное произведение, жанровые границы которого расшатаны едкими репризами и колкими шутками.

Еще Аркадий Райкин доносил до доброго зрителя в девятом ряду простую истину: «Бесконфликтная литература — изобретение недоумков». Время чуть скорректировало цитату классика: судя по темпам развития стендапа в России, бесконфликтному юмору тоже пора на покой.

«Очень важно не выглядеть искусственно и не говорить то, что идет вразрез с твоим внутренним я, — уверен Нурлан Сабуров. — Зрители должны чувствовать искренность. Если тебя действительно беспокоит какая-то проблема, а самое главное — ты можешь про нее смешно пошутить, это один разговор.

Многие хорошие западные комики, например, могут во время выступления высказать непопулярное среди большинства мнение и благодаря удачной шутке изменить реакцию аудитории с негативной на позитивную. Это и есть настоящее искусство. А если ты просто говоришь то, что люди хотят услышать, какой в этом смысл? Опять же: если ты действительно считаешь так же, как и остальные 90%, в этом нет ничего критичного. Важно только не переобуваться в воздухе, а оставаться собой».

Новые выпуски «Stand Up» выходят на ТНТ по воскресеньям в 22:00. Большой концерт участников шоу пройдет 29 сентября в Crocus City Hall.

Стендап представляет собой сольное юмористическое выступление перед живой аудиторией. У этого комедийного жанра большая история: он зародился в Великобритании несколько столетий назад, а мировую популярность получил с развитием телевидения в 1970-е годы. Во многих западных странах стендап имеет свои традиции и преемственность, и именно там сформирована культура стендапа в том виде, в котором она существует сейчас.

Российский же стендап - движение относительно молодое. Появился он, по разным подсчётам, пять-семь лет назад. А широкой аудитории стал известен благодаря одноимённому проекту на ТНТ. Впрочем, шоу на телевидении - лишь верхушка айсберга. Сейчас по всей стране работает множество заведений, где регулярно проводятся стендап-вечеринки. Теоретически стать стендап-комиком крайне легко: достаточно прийти на открытый микрофон (мероприятие, во время которого на сцену может выйти любой желающий). Однако сделать стендап своей работой и зарабатывать этим на жизнь удаётся далеко не каждому. The Village встретился и поговорил с московскими комиками, для которых стендап - это больше, чем хобби.

Фотографии

сергей иванютин

Артур Чапарян

22 года, один из ведущих стендап-комиков в Stand-Up Club #1 на Новом Арбате

По образованию я пианист. Четыре года учился в колледже при консерватории, потом поступил в Высшую школу экономики на факультет филологии. Правда, спустя три месяца я понял, что не потяну, и бросил. До старта карьеры стендап-комика я некоторое время занимался сферой юмора: пробовал играть в КВН, писал шутки для лиги КВН в ВШЭ, вёл смешные аккаунты в инстаграме и твиттере. Поэтому, когда встал вопрос заработка, я решил, что буду профессионально заниматься комедией.

Всё началось два года назад. Мы с другом организовывали комедийные шоу в кафе и барах, однако нам не удавалось найти хороших стендап-комиков. Тогда я попробовал выступить сам, у меня начало получаться, и я решил развиваться в этом направлении. Стал активно ходить на открытые микрофоны, постоянно выступал, открывал для себя новые места и возможности.

Дальше был «StandUp фестиваль ТНТ». Его организаторы созвали комиков со всей России, и лучших из них брали в эфир. Я дошёл до финала, попал в телевизор, стал узнаваемым. Как только открылся Stand-Up Club, я стал выступать и там. На сцену выхожу два-три раза в неделю. Здесь платят не очень много, поэтому периодически выступаю в различных клубах, в том числе в других городах.

Конечно, я помню своё первое выступление. Было так себе. У меня дрожал голос, я сильно волновался, рассказывал странные шутки, а в итоге у меня выключился микрофон.

Раньше я писал шутки так: в течение дня подмечал разные вещи, записывал интересные мысли в телефон. Потом приходил домой и долго тупил над бумагой, пока что-нибудь не получится. Однако со временем я изучил творчество западных комиков и понял, что многие из них придумывают шутки прямо на сцене. У них есть основная идея, и они разгоняют её прямо перед зрителем. Мне кажется, это правильно. Я сейчас пытаюсь делать так же, но из-за недостатка опыта получается пока не очень.

Я шучу обо всём, что вижу. Хотя про отношения, например, шутить не стану: про них и так все шутят. У меня и отношений-то нет, так что я лучше над одиночеством посмеюсь. У нас так часто бывает: молодые комики насмотрятся Джимми Карра и выходят на сцену с жёсткими, зачастую аморальными шутками. Зал, естественно, не смеётся, а комики говорят, что люди ничего не понимают. Нет, люди нормально реагируют. Смеются и над жёстким юмором, и над абсурдом, но всё должно быть качественно сделано.

Стендап-движение в России постоянно развивается. Практически в каждом регионе есть стендап-комики. Что касается Москвы, то здесь множество открытых микрофонов, куда любой желающий может прийти и выступить. Однако открытые микрофоны нужны для того, чтобы комики проверяли свои шутки. Там ты не зарабатываешь, ведь вход для зрителей обычно бесплатный. Нужно больше мест, похожих на наш клуб, куда люди приходят и платят деньги, чтобы посмотреть на проверенных качественных комиков. У «StandUp на ТНТ» похожая концепция, но там всё делается для того, чтобы снять передачу. Они ориентированы на телевизор.

Есть у меня одна занятная история. Полетели мы как-то с моим другом-комиком Идраком выступать в Белгород. Шоу проходило в маленьком пабе, где 20 здоровых пьяных мужиков отмечали чей-то день рождения. Мы должны были выступать по полчаса. Я вышел на сцену, выступил за две минуты и ушёл.
Не смог: в зале тишина, негатив. Идрак выступал все положенные полчаса и тоже в тишине, но он выдержал. После шоу к нам подбегает организатор и говорит: «Ребята, вы же понимаете, что я не могу заплатить вам все деньги за выступление?» Тогда Идрак взбесился, я его никогда таким не видел. Он наклонился к организатору и сказал: «Слушай сюда, либо ты платишь нам всё, либо ты не платишь нам ничего». Я подумал: «Что? Идрак, это и есть наш план?» Организатор уходит, возвращается через какое-то время и говорит: «Я не плачу вам ничего». И вот мы в Москве. Я до сих пор жду, что придут какие-то деньги.

Нет ничего страшного в том, чтобы облажаться на сцене. Порою опыт плохого выступления даёт намного больше, чем опыт хорошего. Начинающему комику советую в первую очередь понять, нравится ли ему комедия или он просто хочет влиться в модное движение и жаждет внимания к себе. Если второе - стендапом лучше не заниматься. Ещё совет новичку: мой руки после микрофона, его всегда держат потными руками. И третье: постоянно работай над новым материалом: это единственный способ развиваться. Если ты смешной, то пробиться наверх легко. Все двери открыты.

Александр Долгополов

21 год, воронежский стендап-комик, недавно переехавший в Москву

Стендап - это то, ради чего я просыпаюсь каждый день. Всегда знал, что хочу заниматься именно этим. Четыре года назад я поступил в Воронежский государственный университет на факультет международных отношений. И с самого начала понимал, что не закончу обучение: университет был мне нужен только для поиска единомышленников. И когда на втором курсе мы с ребятами начали активно выступать, я бросил вуз. Из-за этого я поссорился с родителями и ушёл из дома.

В то время стендап-движение в Воронеже не было таким массовым и доступным. Нельзя было прийти с улицы и попасть на сцену. Поэтому мы с друзьями организовывали кочевавшие с места на место открытые микрофоны. Однако из-за отсутствия прибыли у кафе и баров нас отовсюду выгоняли. Тогда мы начали выступать просто на улице. Это было прекрасное время: мы не получали никаких денег, только опыт и удовольствие.

Спустя какое-то время появился человек, который предложил монетизировать нашу деятельность. Он взял меня в дело, и вместе мы открыли воронежский стендап-клуб. С самого начала я понимал, что это будет рабство, но хотел узнать, как долго смогу терпеть. Если посторонние люди лезут в твоё творчество и пытаются менять его, это в любом случае закончится плохо. Даже если ты станешь лучшим комиком, ты всё равно будешь несчастлив.

Я ушёл из клуба спустя год и решил поехать покорять Москву. Думал, что всё будет просто, что я за пару недель добьюсь успеха и меня начнут везде обожать. Но вот я второй месяц здесь, и мне тяжело.

В провинции на твои выступления ходят одни и те же люди, поэтому приходится постоянно рассказывать новый материал. За три года выступлений в Воронеже у меня накопилось очень много шуток, которыми я и планировал покорить столицу.

За первую неделю в Москве я рассказал все свои монологи, а люди не смеялись.
Я облажался один раз, затем другой, потом поменял тактику и снова облажался. Это повторялось раз за разом. За один вечер я мог выступить в нескольких местах, и везде было плохо. Когда я вечером возвращался домой, чувствовал себя как после драки: будто мне разбили лицо, из носа течёт кровь, а я такой: «Ну, сейчас я вам всем покажу». Комик должен постоянно работать над материалом, исправлять его и переписывать.

Чтобы шутить на какую-то тему, нужно в ней хорошо разобраться, найти ответы на многие вопросы. Ты должен определить своё отношение к предмету шутки, понять, что думают об этом люди, и найти точки соприкосновения. Потом написать много шуток, выбрать лучшие и выстроить ритм. И главное - следует быть готовым к тому, что долгое время над классными шутками никто не будет смеяться.

Порой после плохого комедийного шоу кажется, что люди перестают верить в чудеса. Однажды в Воронеже был такой вечер: зрителей мало, шутки плохие, гнетущая атмосфера. В конце своего выступления я решил заговорить об этом и сказал что-то в духе: «Да, было ужасно и вы сюда никогда не вернётесь. Дома вас спросят, как всё прошло, а вы ответите, что по телевизору смешнее». Люди начали улыбаться. Я угадал их настроение, именно об этом они и думали. Тогда я продолжил: «Этот вечер уже не спасти, но поймите, что для людей, которые выходили сегодня на сцену, комедия - это самое важное в жизни. И когда они придут домой, им тоже будет больно и обидно. Однако мы работаем, боремся и всё равно продолжаем выступать». Я снял висевшее в зале напряжение, и зрители ушли в приподнятом настроении. Люди должны понять, что неудачные выступления - это нормально, они тоже часть работы.

Мой распорядок дня сейчас примерно такой: днём я гуляю и смотрю фильмы,
а вечером выступаю. Ещё я очень много думаю: постоянно вынашиваю идеи, разрабатываю новые шутки. Недавно я выиграл денежный приз в конкурсе комиков в Stand-Up Club, что уже является небольшим успехом. Комедия пока не приносит мне стабильного заработка, но на еду хватает. Если очень туго, помогает мама.

Стюарт Ли, мой любимый комик, как-то сказал, что комедия - это постоянно делать то, чего ты боишься. Если ты боишься шутить про религию, ты должен шутить про религию. Боишься семь минут на сцене молчать - молчи. Боишься полгода не выступать - не выступай. Первое время ты избавляешься от страхов
и расчищаешь площадку для строительства, а уже потом возводишь что-то крутое.

Вова Бухаров

27 лет, давний участник московского стендап-движения, один из основателей Stand-Up Club. Стабильно выступает с 2010 года

Я учился в МГТУ имени Баумана на программиста, но на последнем курсе перешёл в Российский новый университет, который и закончил по той же специальности. Однако образование мне не пригодилось: за всю жизнь я не проработал по профессии ни одного дня. В стендап-движение я попал через КВН. Сперва играл за факультетскую команду, потом за сборную вуза. И однажды, в 2006 году, меня позвали в комедийное шоу для двух команд наподобие КВНа. Оно проходило в клубе Black October, и одним из этапов конкурса был капитанский монолог. Именно тогда, в свои 18 лет, я впервые вышел на сцену с неким подобием стендапа.

Потом мы с моим другом Элом сами организовали похожее шоу. А 17 октября 2010 года запустили первую московскую серийную стендап-вечеринку. Она проходила каждую неделю в клубе «Радио Сити» и пользовалась успехом. Нашими ведущими были комики Александр Незлобин, Таир Мамедов, Дмитрий Романов и даже один раз Павел Воля. Однако выходить на сцену я в то время не решался. Ведь все комики много писали и работали, и было бы нечестно выступать рядом с ними только потому, что я организатор. Я хотел проверить свой материал, отточить навыки. Впоследствии мы стали организовывать открытые микрофоны для всех желающих, на которых я и стал регулярно выходить на сцену.

В таком формате наши вечеринки просуществовали два года, после чего появился «StandUp на ТНТ», который сильно всё поменял. Все наши проверенные комики, на которых держалось шоу, ушли на телеканал. Естественно, у нас упал и уровень юмора, и количество зрителей. Но мы продолжили работать, и уже через полгода у нас образовался новый костяк молодых комиков. В него вошли Саша Малой, Алексей Квашонкин, Марат Секаев, Виталий Коломиец, Костя Пушкин, Артур Чапарян и Идрак Мирзализаде. Как раз в этот момент мы переехали в интересное полуподвальное помещение на «Красном Октябре», где и запустили шоу «Чёрный стендап». Вот тут дело и пошло в гору.

Спустя некоторое время стало понятно, что для дальнейшего развития нам нужно обзавестись своей площадкой. Мы нашли инвесторов и неплохое место на Новом Арбате, после чего открыли первый в России Stand-Up Club. Мы существуем уже год, у нас хорошие отзывы, и главное - к нам ходят люди. Сейчас клуб работает шесть дней в неделю, в четыре из которых проходит открытый микрофон, причём по пятницам - на английском. Помимо этого, каждую неделю мы проводим платные выступления наших проверенных комиков. Лично я стараюсь выступать как можно чаще.

За полгода я пишу приблизительно 20 минут хороших шуток и два часа посредственных. Выбирать хороший материал и отсеивать плохой - это основная работа, которую я проделываю. Естественно, у меня есть шутки, за которые стыдно. Например, в начале карьеры у меня была шутка про аборт, и было не очень приятно, когда мама увидела её в интернете. Сейчас я тоже выступаю с ужасной шуткой, суть которой сводится к тому, что я встречался с девушкой, болевшей раком. В шутке, конечно, есть зерно юмора, но я пока не нашёл оболочку, в которой можно было бы её мягко подать. Зрителю должно быть и стыдно, и смешно. Пока только стыдно.

Стабильно зарабатывать юмором довольно тяжело. Нельзя вмиг захотеть и стать стендап-комиком. В первые несколько лет не стоит рассчитывать на серьёзный заработок. К примеру, в Америке гонорар в 100 долларов за выступление считается нормой. У нас в клубе примерно такие же расценки.

Единственный способ выйти на уровень западных комиков - это выступать тысячи часов и постоянно находить новые вещи в старом материале. Например, у меня есть шутка, которая живёт уже три года, и над ней всё ещё смеются. За это время она эволюционировала и разрослась, появились новые отыгрыши и дополнения. А у зарубежных комиков шутка может разрастаться десятки лет. Когда я смотрю видео выступления Луи Си Кея или Билла Бёрра, то ловлю себя на мысли, что вижу результат десятилетней работы. Это впечатляет, на них действительно хочется равняться.

В Россию относительно недавно приезжал Дин Льюис - профессиональный тренер стендап-комиков. Я был у него на курсах, и он рассказывал о понятии «position of authority». Если вкратце, то у тебя должен быть авторитет в той области, о которой ты говоришь или шутишь. Ты не можешь говорить о том, каково это - иметь детей, если у тебя самого их нет. Вот в области отношений с девушками у меня как будто есть какой-то жизненный опыт. Ведь это бесконечная тема для шуток, это то, что связывает нас всех. Или, например, секс: мы все им занимаемся, нам всем он необходим для продолжения рода. Если ты шутишь про секс, ты точно попал в яблочко. Но тут важно не перейти черту и не свалиться в пошлость.

Для меня стендап - это штука, на которую не грустно потратить свою жизнь.
Я считаю стендап лучшим комедийным жанром, который можно посмотреть вживую. Получая отрицательный или положительный отклик зала, я узнаю ответы на разные вопросы, я вижу, поддерживают меня или нет.

Кирилл Сиэтлов

26 лет, давний участник стендап-движения, организатор «Большого открытого микрофона» в клубе «Алиби»

В профессиональный юмор я входил плавно. Сначала был КВН в школе и вузе, потом некоторое время играл уже официально и даже доходил до лиги Москвы и Подмосковья. Но там было скучно, тесно и постоянная редактура, поэтому я организовал своё стендап-шоу в студенческом городке МФТИ. Так и закрутилось. В 2012 году я начал делать регулярные стендап-вечеринки в клубе Zavtra, тогда же стал проводить «Большой открытый микрофон», который до сих пор каждую неделю проходит в «Алиби».

На протяжении последних восьми лет я учусь в Московском физико-техническом институте и до недавних пор разрывался между научной и комедийной карьерой. В итоге я взял академический отпуск и выбрал комедию. О своём выборе ничуть не жалею: мне намного интереснее озвучивать идеи, чем их проверять. Когда я работаю над научной статьёй, то думаю о том, как можно над этим пошутить.
А когда я пишу шутки, то не думаю, как можно доказать ту или иную мысль.

Сейчас открывается много новых площадок, которые называют себя стендап-клубами. Первым открылся клуб в Самаре, потом в Петербурге, но все они потом закрылись, потому что не смогли окупиться. Московский стендап-клуб пока держится, но непонятно, надолго ли его хватит. Комики должны заниматься комедией, а не клубным бизнесом. Я намного больше верю в то, что настоящими российскими комедийными клубами станут уже действующие бары, которые просто переориентируются на стендап (например, тот же «Алиби»).

Несколько лет назад я участвовал в шоу «Центральный микрофон», которое выходило на СТС. Этот опыт сложно описать одним словом. Сначала мне всё нравилось. На меня и моих товарищей по открытым микрофонам делали ставку, нам говорили, что половину эфирного времени будем занимать мы, а другую половину - известные комики. Потом начались съёмки, и вскрылась главная проблема. Оказалось, что всё это делается исключительно для телевизора. В зале вместо зрителей сидит пригнанная массовка, звёздные комики выходят на сцену с бумажками, снимают по несколько дублей, просят искусственно им хлопать. Для съёмок шоу привозили мэтров мирового стендапа из Австралии, Америки и Ирландии. Однако в итоге из всех зарубежных комиков по телевизору показали лишь один монолог Дилана Морана. Меня тоже обрезали: из пяти выступлений по семь минут оставили всего одно, сокращённое к тому же в два раза. Программу показывали в 23:00 в воскресенье, потом перенесли на час ночи, а спустя десять выпусков вообще сняли с эфира, потому что она не имела высоких рейтингов. Больше половины отснятого материала просто кануло в небытие. Задействовали гигантские ресурсы, но всё впустую. Проект оказался чистой воды обманом и профанацией.

Зато одним из далеко идущих последствий участия в этом шоу стало моё знакомство с компанией «ГудСториМедиа» («Реальные пацаны», «Воронины», «Адаптация»). Последние полтора года я работаю у них сценаристом, и это удачно сочетается с моей стендап-деятельностью. На работе я тоже пишу шутки, просто в другой форме: здесь они представлены в виде жизненных ситуаций, сюжетных линий и диалогов. Однако принцип мышления тот же, и мне не нужно перестраиваться.

Когда я пересматриваю свои старые выступления, то вижу, как периодами копировал того или иного комика. Например, Стивен Райт использует медленные короткие шутки, и я пытался делать так же. Я перенимал манеру речи, темы шуток, подачу - словом, всё что можно. В какой-то момент из этого симбиоза стилей и вырастает собственная уникальность. Сейчас я обрёл себя, я спокоен и знаю, что могу рассмешить любой зал.

Стендап хорош тем, что тебе никто не нужен, ты максимально самостоятелен: сам себе продюсер, сценарист, редактор и артист. Между тобой и зрителем нет посредников. Как у протестантов, когда они откололись от католической церкви: им было важно, чтобы между ними и богом не было никакого папы римского. Я такой же протестант, мне важен прямой контакт со зрителем. Только свобода и возможность никому не подчиняться дают мне возможность экспериментировать и быть самим собой.

Помимо этого, стендап - одна из наиболее доступных форм самовыражения.
На самом деле неважно, есть у тебя талант или нет, главное - желание и труд. Здесь не нужно получать учёную степень или образование. Свои силы в стендапе может попробовать каждый, тут пригодится любой жизненный опыт. И на сцене тебя примут таким, какой ты есть. Причём на руку может сыграть как твой скептицизм, так и твоя наивность. Выйди, попробуй - вдруг зацепит?

Стиль: Света Михайлюк

Редакция выражает благодарность за предоставленные для съёмки вещи магазинам Reebok, Brandshop и Asos

Вчера на ТНТ стартовал проекта Stand Up, и теперь стало ясно, над чьими шутками телезрителям предстоит смеяться в ближайшее время.

В Stand Up пришли комики из «Открытого микрофона»

В отличие от большинства жителей страны Руслан Белый, Юлия Ахмедова и еще десяток стендап-комиков ТНТ летом почти не отдыхали. Они думали и придумывали, переживали и пережевывали, писали и переписывали. Ведь шутки в шоу Stand Up – вещь штучная. И теперь в арсенале проекта будут и монологи новых комиков, часть которых телезрители уже увидели в первом выпуске нового сезона.

Так, сорочинская блондинка Виктория Складчикова отлично зарекомендовала себя в «Открытом микрофоне» и теперь получила шанс закрепиться в основе Stand Up. Тематика материала – противостояние полов и жизнь глубинки. А Ирина Приходько тоже начинала с «Открытого микрофона» и тоже не стесняется озвучивать проблемные темы: похудение, бывшие парни, семейные отношения. Не стесняясь противопоставлять девушек парням, она вскрывает заповедные глубины гендерного юмора.

Из «Открытого микрофона» пришел и Гурам Амарян . Там он шутил про геев, цыганских детей и стереотипах в отношении кавказцев. А в новом сезоне Stand Up заготовил массу бронебойных реприз про странных родственников, отсутствие денег и проблемах жизни в Москве . Еще один представитель Кавказа Расул Чабдаров – шесть лет назад перебрался из Нальчика в Москву, о чем и продолжает шутить до сих пор. Сложные названия республик в России , добрые и злые песни, бесплатное жилье, а еще шутки вместо терок – вот о чем он не стесняется разговаривать со зрителем.

Еще один опытный новичок в Stand Up – Сергей Детков – делает упор на самоиронию, не стесняясь рассказывать о своих физических особенностях. Комик пропускает через себя несовершенства этого мира, выдавая на поверхность яд в терапевтических дозах. Да, иногда яд полезен как лекарство.


Шутки от новых резидентов Stand Up, как и прежде в шоу, будут очень актуальны и остры

А неординарный комик Андрей Шарапов работает в жанре постмодерна и даже сюрреализма. Что общего у Колобка , Деда Мороза, бомжей и мужика-тряпки, спросите вы. Про них шутит Шарапов. И делает это нетривиально и талантливо. Андрей Атлас – самый видный из новичков. Не стесняется лишнего веса, более того – сделал это предметом острот, на чем неплохо продвинулся. Выдает зарисовки из бытовой и семейной жизни, приправляя это шутками про фриков, качков, жиробасов и женский эгоцентризм.

Евгений Чебатков – мастер сторителлинга. И ему есть что рассказать: школа, работа в рекламном агентстве, жизнь в Канаде и США, приколы Брайтон-Бич и уличный рэп – все, что парень пережил, он обратил в лаконичные юмористические фрески.

Егор Кукса умеет выхватывать из обыденности парадоксы и высвечивать их в шутках. Консервированные помидоры, искусство, психология, битбокс, девственность в 20 лет и полет в Челябинск – комик черпает вдохновение именно из повседневного.

А вот Роман Косицын любит ностальгировать. Перфекционист в квадрате – комплекс отличника стал его короной. А провинциальные стереотипы, гиперопека мамы, поведение пешеходов и тоска по былой молодости – темами для острот. Артем , не пугайтесь сразу, Винокур – вовсе не родственник лучшего друга Льва Лещенко. Он весьма харизматичный парень с глубокими, но в то же время легкими текстами. Больше всего он любит шутить о раннем старении, обстоятельствах жизни, детстве и родных.

Самый молодой комик Stand Up – Дима Гаврилов – подмечает простые для всех нас вещи и обращает их в шутки. Выпускной, ценность золотой медали в школе, вписки и другие проблемы молодежи Гаврилов переосмысляет весьма саркастично.

Добрый и бородатый на лицо, хриплый на голос и ядовитый внутри Павел Дедищев похож на сотрудника Пенсионного фонда – в том смысле, что специализируется на социалочке. Не боится изучать маргинальные слои общества, философию улиц и ставить вечные вопросы: можно ли рекламировать ритуальные услуги фотографиями живых людей, стоит ли относить курский язык к русскому из-за гэканья и умеет ли перегар быть одушевленным.

Руслан Белый:

«Стендап в нашей стране достаточно молодой жанр. Поэтому он резкий, надменный, протестный, агрессивный, умный и достаточно откровенный. Мне кажется, то же самое я сейчас наблюдаю в нашей стране и среди молодежи. Будущее за молодыми, как бы ни сопротивлялись этому родители, чиновники и бизнесмены.

Граница между юмором и дурновкусием проходит по линии дешевых шуток. Не надо пытаться всегда быть смешным. Мы этого стараемся избегать. Иногда лучший юмор звучит от человека, от которого ты вообще этого не ожидаешь. По моему мнению, человек с хорошим чувством юмора всегда обладает хорошим чувством вкуса, причем во всем»

В новом сезоне стендап-комики выходят на сцену с материалом, исключающим пошлятину, безвкусицу и спекулирование на беспроигрышных темах. По-прежнему одна из отличительных черт шоу Stand Up – внимательное отношение к тексту и несколько этапов фильтрации шуток.

Смотрите новые выпуски шоу Stand Up на телеканале ТНТ каждое воскресенье в 22:00.

Фотография: PhotoXPress

Игорь Меерсон

бывший участник команды КВН «Мегаполис», комик

Игорь МеерсонФотография: ТАСС Мы первое поколение стендапа в России, и у нас не было других путей реализовать себя в юморе, кроме как пройти через жерло КВН. Я благодарен КВН за работоспособность, которой он научил. Постоянные игры, постоянная необходимость придумывать новый материал - все это настраивает на хорошую скорость. В этом плане мы даем большую фору нашим зарубежным коллегам. Я слышал, что в Америке есть соревнования комедийных трупп, но они скорее ставят спектакли, и, конечно, это не имеет такого масштаба, как у нас. Здесь же настоящая армия: в каждом институте есть КВН. В нашем советском прошлом преобладала коллективная культура и коллективное сознание. Это выражалось и в творчестве, так что КВН попал в резонанс со временем. Однако юмор - вещь довольно индивидуалистичная, в ней главную роль играет мнение одного человека, его личная жизнь, его опыт. Поэтому жанр стендапа, когда на сцене стоит один человек и делится своими мыслями, изначально пользуется большей популярностью на Западе. Слава богу, что сейчас в нем пытаются себя найти все больше наших молодых людей. Практически во всех крупных городах открываются вечеринки open mic (то есть открытый микрофон), где кто угодно может выйти на сцену на 2–3 минуты. Только живьем, на сцене, разговаривая с людьми в зале, ты поймешь, твое это или нет. Очень много появилось комиков в интернет-пространстве, чаще всего это видеоблогеры. Но по-моему, несмотря на огромное количество подписчиков, люди, которые ставят айфон на треногу у себя в комнате и перед ним что-то начитывают, не имеют никакого отношения к стенд–апу. В интернете намного легче создается иллюзия собственной значимости. Всем им советую выйти на сцену в своем городе и проверить, сработает ли это с реальными зрителями. Благо сейчас даже, например, в Новосибирске отыщется минимум три точки с открытым микрофоном: в одну можно прийти в понедельник, в другую в четверг, в третью в субботу. Но пока в России нет индустрии стендапа. Нет ни продюсеров, ни промоутеров, ни менеджеров, занимающихся юмористами. И телевизионные передачи поэтому очень важны и полезны - они создают некий базис, знакомят с жанром людей по всей России.

Дмитрий Романов

постоянный участник проекта «Stand Up» на ТНТ

Дмитрий Романов Я из Одессы, где всегда с юмором было все в порядке. Одесситы вообще не шутят, они просто так разговаривают. Наверное, это влияние южного воздуха, южных широт: благодаря им люди общительные и веселые. В Одессе есть и КВН, и свои юмористические шоу, и молодые ребята, которые занимаются стендапом на местном уровне. Стендап начал развиваться не так давно, но теперь там уже есть и свои клубы, и открытые микрофоны. Чтобы стать успешным в стендапе, нужно трудолюбие. Необходимо очень много работать, много писать, много выступать. Из всего, что ты напишешь, хорошего окажется 10%, и надо продолжать писать дальше, не теряя задора. И только через пару месяцев к тем 10% прибавится еще 10%, и это уже можно сложить в одно хорошее 10-минутное выступление. Если у тебя всегда будет много нового материала, ­который ты выдаешь на регулярной основе, тебя позовут сниматься в телепередачи. В эфир не берут несмешные шутки. Что такое смешная шутка в России? В принципе, тема может быть любая, но чаще она касается российских реалий, что-то про провинциальщину или проблемы с пробками в Москве. На Западе стендапом занимаются уже очень давно, там уже успели пошутить на все темы, поэтому сейчас шутят про религию, про геев, про какие-то дела ниже пояса. Там больше свободы, и все это идет в эфир, потому что там очень распространены кабельные каналы, а не государственные. И народ уже воспринимает адекватно любые темы. У нас же люди не готовы к шуткам по поводу религии. Общество очень серьезно к этому относится, и для того, чтобы к этому начали относиться легче, должны пройти многие годы. То же самое с шутками про физиологию: если сейчас про это шутить, люди скажут что-то в духе: «Фу, как противно», «Какой испорченный человек, зачем мы это смотрим». Но постепенно зрители начинают привыкать и к жестким шуткам тоже.

  • 200312 сентября
  • 2004Июль
  • 200524 апреля
  • 2006Октябрь
  • 20064 ноября
  • 200725 августа
  • 20076 ноября
  • 20074 декабря
  • 200824 января
  • 200823 февраля
  • 200817 мая
  • 200823 июня
  • 200825 августа
  • 200821 сентября
  • 20082 октября
  • 20087 ноября
  • 200817 ноября
  • 200821 ноября
  • 200827 декабря
  • 200922 января
  • 201013 февраля
  • 20106 июня
  • 201029 марта
  • 2010Апрель
  • 201111 апреля
  • 201215 марта
  • 20123 ноября
  • 201219 января
  • 201215 октября
  • 201323 августа
  • 20136 сентября
  • 20135 ноября
  • 201417 апреля
  • 201419 мая
  • 20149 октября
  • 201530 марта
  • 201531 марта

    Участники команды КВН «Новые армяне» гастролируют по США. За репертуар отвечает Гарик Мартиросян, в будущем - один из главных российских телеюмористов. Финансами занимается Артур Джанибекян - именно он превратит стендап в бизнес-империю.

    Проходит первая московская вечеринка «Comedy Club». Присутствуют Киркоров, Юдашкин и другие телевизионные звезды. После нескольких вечеринок резиденты «Comedy» перебираются в кафе «Манер», где выступают каждую ­субботу в течение года.

    В кафе «Манер» снята пилотная версия одноименной телепрограммы. В скором времени комиков заметит Дмитрий Троицкий, генеральный продюсер ТНТ, ­который ищет альтерна­тиву «Аншлагу» и другим подобным шоу.

    Шоу дебютирует на ТНТ. Основные ведущие: Гарик Мартиросян, Павел «Снежок» Воля, Гарик «Бульдог» Харламов, Тимур «Каштан» ­Батрутдинов, Вадим «Рэмбо» Галыгин.

    Артур Джанибекян регистрирует продюсерскую компанию Comedy Club Production и компанию 7 ART. Весной «Comedy Club» вывозит 300 туристов в один из отелей Ан­тальи. Артисты шоу будят гостей, проводят утреннюю зарядку, устраивают общие ежевечерние концерты. ­Путевка стоит $1500.

    Наталья Еприкян, бывшая участница команды КВН «Мегаполис», организует юмористическое шоу «Made in Woman» в мос­ковских клубах. Эти эстрад­ные сценки в будущем станут основой передачи «Comedy Woman».

    Открывается первая франшиза «Comedy Club» - на Украине. Продажа лицензий - одно из успешных бизнес-решений Артура Джанибекяна. КВН, например, так не делал ­никогда.

    «Comedy Club» представляет на Московской неделе моды собственную линию одежды вместе с дизайнером Иваном Айплатовым. Коллекция характеризуется юмористическими надписями «Грачи прилетели» и «Суслик suka личность» на бляшках ремней и на футболках.

    Семен Слепаков совместно с Павлом Волей и Гариком Мартиросяном запускают на ТНТ скетч-шоу «Наша Russia», кальку с британского «Little Britain».

    Вадим Галыгин уходит из «Comedy Club» на СТС. Первой работой его собственной студии становится шоу «Очень русское ТВ» - пародия на главные государственные каналы

    На ТНТ запускаются первые передачи - социальные лифты, воспитывающие будущих резидентов «Comedy Club». В «Убойной лиге» совсем зеленые комики пытаются пробиться в шоу «Смех без правил». Ведущие - Павел Воля и Владимир ­Турчинский.

    6 ноября в Белоруссии открывается «Comedy Club» и проходит премьера аналога проекта «Наша Russia» - «Наша Belarussia».

    Проходит презентация первого музыкального альбома Павла Воли «Respect и уважуха». Воля исполняет оптимистичный хип-хоп с шутками и хлесткими припевами: «Все будет офигенно», «Маме!», «Барвиха», «Самая лучшая песня» и «Пенза-Сити».

    Начинается исход резидентов «Comedy» в большой кинематограф. Первая комедия - «Самый лучший фильм» - собирает в прокате более 30 миллионов долларов при бюджете 5 миллионов.

    Передача «Comedy Club» выходит с обновленным оформлением. Студия все меньше походит на классический стендап-бар с кирпичной стеной и микрофоном - ­теперь это что-то смахива­ющее на зал из «Голубого огонька».

    На Первом канале выходит ток-шоу «Прожекторперисхилтон» - редкий пример оригинального, а не купленного по лицензии формата. Александр Цекало, Гарик Мартиросян, Иван Ургант, Сергей Светлаков вышучивают новостные заметки и приглашают гостей.

    Артур Джанибекян запускает спутниковый юмористический телеканал Comedy TV.

    На ТНТ появляется первая серия ситкома «Универ», спродюсированного командой «Comedy». В будущем сериал получит продолжение «Универ. ­Новая общага» и даже романтический спин-офф «Сашатаня».

    21 сентября на украинском телевидении запускается скетч-шоу на основе «Нашей Russia» - «Файна ­Юкрайна».

    Выходит картина с первой драматической ролью резидента «Comedy Club». Павел Воля снимается в фильме «Платон» в роли московского сердцееда, который в финале пере­воспитывается.

    Резиденты «Comedy Club» принимают участие в телевизионном ток-шоу «Гордон Кихот». Александр Гордон обвиняет «Comedy» в пошлости и использовании ненормативной лексики.

    На ТНТ запускается передача «Убойной ночи» - необычная для России по формату: comedy panel show. По сути, командная игра, основанная на импровизации и обсуждении актуальных новостей.

    Стартует юмористическое шоу «Comedy Woman», в числе сценаристов - участник команды КВН «Федор Двинятин» Александр Гудков.

    В Казахстане на телеканале КТК выходит «Наша Казаша».

    Реалити-шоу «Дом-2» на пятом году жизни переходит под ответственность Comedy Club Production.

    Выходит «Самый лучший фильм-2». При бюджете 10 мил­лионов долларов продолжение прошлогоднего комедийного блокбастера собирает только 12 миллионов.

    На канале СТС начинается ситком «Галыгин.ru». Сериал о жизни четырех друзей - Галыгин играет сам себя - закрывается после первого сезона.

  • Бард-десятник Семен Слепаков, ранее как продюсер остававшийся за кадром многочисленных шоу Comedy Club Production, начинает выступать с песнями в «Comedy Club».

    Комедия «Наша Russia: Яйца судьбы» при бюджете 2 миллиона долларов собирает более 22 миллионов в прокате. Для полнометражного фильма, снятого по мотивам телепередачи, случай уникальный.

    На канале НТВ ­проходит премьера юмористического «Бульдог-шоу». Программа снята с эфира уже в июле по причине низких рейтингов и из-за занятости Харламова в съемках «Самого лучшего фильма 3-ДЭ».

    Выходит первая серия ситкома про врачей «Интерны», спродюсированного «Comedy». В роли заведующего отделением - Иван Охлобыстин. Сплав «Доктора Хауса», «Клиники» и российской действительности зрители принимают на ура.

    Среди резидентов «Comedy Club» появляется коллектив «USB Бойз» - пародийный бойз-бенд, выпускающий самые настоящие альбомы, по примеру группы Lonely Island из амери­канского «Saturday Night Live».

    В «Comedy Club» появляется новая рубрика - «Предварительные ласки», - где шутят исключительно про секс и отношения. Ведущий - свежее лицо в «Comedy» Сергей Гореликов - также играет в группе USB. В пере­даче выступает в образе светского мачо.

    Артур Джанибекян продает компанию Comedy Club Production телеканалу ТНТ за 7,5 миллиарда рублей и при этом остается ее ­гендиректором.

    Выходит «Зайцев + 1» - российский ­комедийный телесериал о жизни студента-«ботаника», страдающего раздвоением личности. «Мистера Хайда» играет Михаил ­Галустян. Сериал продержится целых три года.

    Семен Слепаков записывает второй музыкальный альбом «Семен Слепаков. Альбом № 1».

    В российских кинотеатрах - «Тот еще Карлосон», сказочная комедия Сарика Андреасяна. Фильм оглушительно проваливается в прокате, а кинокритики в шоке от того, как режиссер обошелся с дорогой сердцу каждого человека детской сказкой.

    В городе Хэйхэ в Китае ­открывается ресторан «Наша Russia», где обслуживающий персонал одет в образы персонажей одноименного шоу.

    На канале «2х2» ­выходит малобюджетный сериал «Супер Олег». В сценаристах - везде­сущие участники «Comedy Club».

    Еще один драматический дебют комика из «Comedy Club». Сергей Светлаков в фильме «Камень» играет выходца из детского дома, который намерен отомстить своему бывшему другу за предательство.

    Запускается радиостанция Comedy Radio. Основу эфира составляют ежедневные ток-шоу, с постоянными ведущими, среди которых резиденты Comedy Club. В перерывах звучат аудиодорожки из телевизионных скетчей «Сomedy Club» и музыка. Вскоре Comedy Radio вытеснит «Радио Шансон» из радиоприемников столичных таксистов

    В «Comedy Club» появляется резидент с церебральным параличом - Сергей Кутергин из Уфы, более известный как Сергеич.

  • Александр Кападя В стендап в России попадают по-разному. Есть люди, которые приходят к этому через КВН, но они конченые. КВН уничтожает, полностью перемалывает личность. Выступления всех посткавээновских комиков выглядит как нечто наштампованное. Там нет естественности. Они просто рассказывают шутки на сцене, но боятся быть смешными, прячутся за своим материалом. Может быть, КВН и дает какие-то положительные качества, но в большинстве случаев это отребье, которое нужно сжечь. Другие приходят в стендап, насмотревшись западных комиков, или просто они росли во дворе, где нужно много говорить и шутить. С ними легче. Они живые, но совершенно хаотичные и такие же безмозглые, как и кавээнщики, только по другой причине. Самая важная вещь, которая делает человека художником комедии, - это труд. Некоторые люди приходят и думают: со второго, ну максимум с четвертого выступления станут королями и будут зарабатывать себе этим на жизнь. Мало кто думает, что придется по несколько раз в неделю выходить на сцену и сблевывать все свои внутренности от того, как ты выворачивался и старался. Я не блевал, но блевал Вуди Аллен в юности. Сейчас утвердился один критерий успешности для любых комиков (даже для совсем абстрактных и юмористов-правдорубов) - это эфиры. Как бы ни укреплялась в нашей среде идея о том, что телевидение - это ложь и фальшь, попадание на ТВ - это возможность заработать. Альтернатив Comedy Club сейчас нет. Это единственная четкая и жизнеспособная структура, что-то фундаментальное. Даже после того как Comedy Club перестал быть авангардным и модным в середине нулевых, когда все ходили с прическами как у Билана; даже когда они переехали в полуаншлаговский зал и стали носить пафосные пиджаки; в провинциальных городах сохранилась куча региональных отделений, где выступают молодые комики. Но как бы мы ни трепыхались и ни гордились тем, какие мы авангардные и андеграундные, делаем комедию с душой, у нас нет ни в одном городе весомой альтернативы Comedy Club. Может, что-то сложится лет через 5, некое комьюнити, зиждящееся не на чем-то телевизионном, - скорее это будет в интернете, как это произошло с инди-музыкой или Versus Battle. Возможно, комедия станет новым рок-н-роллом. Пока все, что есть сейчас в России, - это дикий, уродливый сплав из советской сатиры, Джорджа Карлина, шуток про письки и желания самоутвердиться. Но главное отличие от западного стендапа в том, что русские любят истории. Мы все слушаем байки.

    Николай Куликов

    участник «Центрального микрофона», сценарист «Легенды №17» и «Горько»

    Николай КуликовФотография: РИА «Новости» Мы смотрим на индустрию, которой пять лет. И люди уже говорят: «Слушайте, что-то у вас индустрия не такая качественная, как западная. Что-то вам, ребят, надо делать с собой, даже не знаю». При этом большая часть комиков, которых мы видим на Западе, - это верхушка айсберга, под которой еще тысячи, серьезно, тысячи людей, которые пишут шутки и выступают. Мы же видим лучших. Мы видим тех, кто работал долго, кто был пробивным человеком, кто не сдавался, кто постоянно был на ногах. Если ты занимаешься стендапом в Америке или Великобритании, это значит, ты видишь живьем гигантов. Ты мог в детстве ходить на Дилана Морана, Джорджа Карлина, Луи Си Кея. И ты, наблюдая за ними, способен вырасти. К сожалению, в российском стендапе пока мало у кого можно учиться. Ты можешь что-то взять у ребят на ТНТ, но и они работают всего несколько лет. Надо дать шанс. Нет еще в России стендап-комиков, которые провели бы у плиты 10 000 часов. Я занимаюсь пять или шесть лет стендапом, и я посчитал, что провел за ним примерно 2800 часов. Надо 10 000. Знаете, есть книга, которая называется «Talent Is Overrated», где рассказывается, что математически выведена формула профессионализма. Вот будет 10 000 часов практики, будет в стране 10 000 стендаперов, тогда все будет нормально. Поэтому я расслабился. Я понимаю, что я - тот навоз, на котором вырастут по-настоящему крутые комики. Я сейчас работаю над тем, чтобы моим детям и их друзьям было куда пойти, потому что у них будут крутые юмористы, которые на нас сейчас смотрят и думают: «А-а-а, эти чуваки с ТНТ, продавшиеся ублюдки, этот заносчивый … [дурак] Куликов - мы лучше!» Я бы хотел, чтобы они пришли, разорвали нас и сделали реально смешную комедию.