Пастораль - (латинское pastoralis, франц. Pastorale — пастушеский, сельский) - литературный, живописный, музыкальный и в театральный жанр, в котором в поэтической форме описывается мирная и простая сельская жизнь.

Пасторалью называют:

1. Пасторальную музыку, представленную большими и малыми произведениями, в которой описывается природа или сельская жизнь. Для музыки пасторалей характерными размерами являются 12/8 и 6/8, плавная спокойная мелодия, которая часто удваивается в терцию. К примеру пасторали написаны Д. Скарлатти, А. Вивальди, Ф. Купереном, И. С. Бахом и другими композиторами. Существует и «Пасторальная симфония», автором которой является Бетховен.

Пастораль – это и название симфонического эпизода в произведении музыкально-сценического жанра, в котором изображена природа (к примеру, пастораль в музыкальном сочинении Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).

2. Небольшую оперу, балет, пантомиму, которые описывают идилии сельской жизни. Впервые пасторали появились в XIV–XV веках, им предшествовала классическая опера (французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). В музыкальном театре пастораль продолжала существовать до XVIII–XIX веках (балет Делиба Сильвия, 1876 г., опера Моцарта Король-пастух, 1775 г. и др.). Оперы в стиле пасторалей были написаны К. В. Глюком, Ж. Б. Люлли, В. А. Моцартом, Ж. Ф. Рамо.

3. Буколическую (от греческого «пастух») поэзию античных времен, в которой изображалась жизнь пастухов. Синонимы -идиллия, эклога.

4. Европейскую литературу, описывающую буколическое мировоззрение.

5. Жанр придворного театра, который появился в Италии в XVI века и стал популярен в Западной Европе. Пастораль писали как небольшую пьесу, она часто использовалась в программе праздников в королевском дворе. Эта пьеса описывала сельскую жизнь с галантными пастухами и пастушками, которые имели аристократические манеры, чувства и лексику.

Пастораль по сути была построена не на театральных жанрах (комедии, трагедии), а скорее на «пастушеской» поэзии (как например, Буколик Вергилия). Популярность пастораля говорит нам о косвенных свидетельствах подтверждающих теорию бесконфликтности театра Италии эпохи Ренессанса. В пасторале представлялся особенный, немного украшенный, идеализированный образ мира, который мало связан с реальностью. Как раз пастораль оказалась способной передать единое и гармоничное мироощущение периода Ренессанса, – и по сути уничтожила театральное искусство, представляя спектакль с «живыми картинами». Однако, роль пасторали в теории и истории театра была огромна. В пасторали был окончательно закреплен драматургический канон, разрабатывать который начали в итальянской трагедии периода Ренессанса, а затем ее усовершенствовали теоретические работы французских классицистов: структура состоящая из 5 актов, целостность места, действия, времени, персонажи стали строго разделяться по жанрам.

Мой миленький дружок, любезный пастушок…

Эти слова использованы в песни пастушки Прилепы, она поет это ожидая своего возлюбленного Миловзора. Богач Златогор желает обольстить молодую красавицу предлагая ей несметные сокровища, но он ей не по нраву, она верна своему Миловзору. По этому поводу местные пастушки и пастухи исполняют веселые песни и танцы. Об этом рассказывается в одном из эпизодов пасторали под названием «Искренность пастушки», которая принадлежит к 3-ей картине оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».

Термин «пастораль» произошел от лат. «пасторалис» (пастушеский). История данного жанра началась еще в Древней Греции и в Древнем Риме, где писатели и поэты пытались найти противопоставление городу и идеализированную жизнь на природе, в которой, как им казалось, существовали простые нравы, искренние чувства и верная любовь.

В XVII-XVIII веках пасторальные сюжеты использовались в поэзии, театре, изобразительном искусстве в кругах аристократии и вреди придворных европейских стран. Большая часть пасторальных сюжетов стала частью старинных опер.

Композиторы использовали пасторали для создания, в особенности в программно-инструментальной музыке, природных образов, которыми по сей день восхищаются люди, они описывали сельскую жизнь, народный юмор и веселье праздника. К примеру, пасторальные картины включены в программу цикла из 4 концертов для оркестра «Времена года» А. Вивальди.

Л. Бетховен называл «пасторальной» свою шестую симфонию. У каждой из ее частей есть свой заголовок: «Пробуждение чувств радости по прибытию в деревню», «Сцена у ручья», «Веселое собрание крестьян», «Пение пастухов, «Гроза. Буря». Чувства, которые раскрывают радость и благодарность после грозы».

В начале 20 века М. Равелем был использован сюжет из пасторального романа написанного древнегреческим писателем Лонгом, он создал балет «Дафнис и Хлоя», сюиты для оркестра из которого часто можно услышать в симфонических концертах.

Хотите знать, что такое рапсодия? .

Словарь Ушакова

Пастораль

пастора ль , пасторали, жен. (от лат. pastoralis - пастушеский).

1. Произведение (преим. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (ист. лит. ).

2. Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз. ).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Пастораль

(франц. pastorale от лат. pastoralis - пастушеский) - литературный жанр, рисующий идеализированную жизнь беззаботных пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы.

Рб: роды и жанры литературы

Род: буколика

Пример: Лонг. "Дафнис и Хлоя" (III в. до н.э.)

* "Распространенная сюжетная схема пасторали такова: любовь галантного пастуха к жестокосердной пастушке или нимфе, перипетии любви, безмерные страдания чувствительного серд-ца и непременно счастливый конец" (И.В. Шталь). *

Словарь музыкальных терминов

Пастораль

(от лат. pastoralis - пастушеский)

1. Опера, пантомима или балет, идеализированно показывающие сцены сельской жизни.

2. Вокальная или инструментальная пьеса, рисующая картины приро­ды или сцены сельской жизни.

3. Пастушья песня.

4. Вставная сцена в опере или другом спектакле, написана в стиле пастораль (1) - напр., пастораль из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского.

Шекспировская энциклопедия

Пастораль

литературный и драматический жанр, берущий начало в произведениях античных поэтов (Теокрит, Вергилий). Воспевает жизнь простых деревенских жителей, в особенности пастухов и пастушек. Определяющей чертой пасторали является противопоставление придворной (городской) распущенности и деревенской простоты и праведности, идеализация сельской жизни, подчиненной только природным циклам, и ностальгия по Золотому веку.

Шекспир нередко использует приемы пасторали, но всегда в сложной и полемической манере. Наиболее явственно черты этого жанра прослеживаются в его пьесах *"Как вам это понравится" и *"Зимняя сказка".

Мир Лема - словарь и путеводитель

Пастораль

(от фр. pastorale - сельский) направление в искусстве, идиллическое изображение сельской жизни; "Никакие другие фантазии не очаровывали человечество своей неизменной свежестью на протяжении столь долгого времени, как зовущий вдаль пастушеский рожок и застигнутые врасплох нимфы под шелестящей сенью дерев у журчащих ручьев" (Й.Хейзинга):

* "Но именно так поступает научная фантастика в социологическом плане, когда малюет пасторальные и идиллические утопии". Фантастика и футурология *

* Но опять же - акция таких произведений концентрируется на демонстрации конфликтов, возникающих между человеческой подлостью и высшими сообществами Галактики, об устройстве которых точно ничего узнать невозможно, кроме общих фраз вроде той, что это существа, добившиеся духовной власти над материей либо занимающиеся чем-то вроде йоги, окружающие же их условия нарисованы как пасторально-аркадийскими, так и ни о чем не говорящими мазками (например, Город и звезды А. Кларка). Фантастика и футурология *

Вестминстерский словарь теологических терминов

Пастораль

♦ (ENG pastorale)

(ит.) - кантата или музыкальное произведение, воспевающее жизнь и деятельность духовного лица.

Энциклопедический словарь

Пастораль

(франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский),

  1. жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием (см. также Буколика, Идиллия).
  2. Опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.
  3. Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.

ПАСТОРАЛЬ - термин, используемый применительно к разножанровым произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства XIV-XVIII веков, связанным с пастушеской тематикой.

В ли-те-ра-ту-ре пас-то-раль-ная то-пи-ка (смотреть То-пос) вос-хо-дит к ан-тич-ной бу-ко-ли-ке; не-по-средственная пред-ше-ст-вен-ни-ца Пастораль - пас-ту-рель XII-XIII веков. Из-на-чаль-но за-ло-жен-ная в бу-ко-ли-ке воз-мож-ность вы-ра-же-ния смыс-ла, пре-вы-шаю-ще-го её не-по-сред-ст-вен-ное те-ма-тич. со-дер-жа-ние (уже для Фео-кри-та зна-чи-мо про-ти-во-пос-тав-ле-ние при-ро-ды и куль-ту-ры; ещё оче-вид-нее тен-ден-ция к ино-ска-за-тель-но-сти у Вер-ги-лия, эк-ло-ги ко-то-ро-го ока-за-ли ре-шаю-щее воз-дей-ст-вие на фор-ми-ро-ва-ние пас-то-раль-но-го ка-но-на), ста-но-вит-ся од-ной из наи-бо-лее ха-рак-тер-ных при-мет пасторали. Ис-пол-не-на на-мё-ков и ал-ле-го-рий пастораль эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния: «Этот род со-чи-не-ния, - пи-сал Ф. Пет-рар-ка, объ-яс-няя пер-вую эк-ло-гу сво-их "Бу-ко-ли-че-ских пе-сен", - не-воз-мож-но по-нять без разъ-яс-не-ний са-мо-го со-чи-ни-те-ля» (Пет-рар-ка Ф. Эс-те-ти-че-ские фраг-мен-ты. М., 1982 год. С. 109). Ус-лов-ность пас-то-раль-но-го то-по-са до-сти-га-ет сво-ей куль-ми-на-ции в литературе XVII века с её под-чёрк-ну-то про-ти-во-стоя-щи-ми «гру-бой» ре-аль-но-сти ари-сто-кра-ти-че-ски-утон-чён-ны-ми пас-ту-ха-ми в кам-зо-лах и пас-туш-ка-ми в кру-же-вах. Сви-де-тель-ст-во кри-зи-са пасторали - по-ле-ми-ка о пер-спек-ти-вах раз-ви-тия жан-ра, раз-вер-нув-шая-ся во 2-й половине XVII - 1-й половине XVIII веков (сре-ди уча-ст-ни-ков - Р. Ра-пен, Б. Фон-те-нель, И. К. Гот-шед). Про-бле-му ре-шил С. Гес-нер : даль-ней-шей судь-бой литературы, свя-зан-ной с пас-то-раль-ной то-пи-кой, и её бо-лее рас-про-стра-нён-ным обо-зна-че-ни-ем ста-но-вит-ся идил-лия.

Основные жан-ро-вые фор-мы пасторали - эк-ло-га, дра-ма, ро-ман, а так-же эле-гия и по-эма. Од-ним из пер-вых к на-сле-дию ан-тич-ной бу-ко-ли-ки об-ра-тил-ся Дан-те, за-тем - Ф. Пет-рар-ка и Дж. Бок-кач-чо, сле-до-вав-шие в сво-их латинских эк-ло-гах Вер-ги-лию, но зна-чи-тель-но уг-лу-бив-шие ино-ска-за-тель-ность жан-ра. В Ис-па-нии к пас-то-раль-ной эк-ло-ге об-ра-ща-лись Х. дель Эн-си-на и Г. де ла Ве-га, в Пор-ту-га-лии - Л. ди Ка-мо-энс, во Фран-ции - К. Ма-ро, П. де Рон-сар и Р. Бел-ло. Англ. пас-то-раль-ная эк-ло-га пред-став-ле-на «Пас-ту-ше-ским ка-лен-да-рём» Э. Спен-се-ра (1579), «Пас-то-ра-ля-ми» А. Фи-лип-са (1706), А. По-упа (1709) и другие.

Осо-бое ме-сто в ис-то-рии пас-то-раль-ной эк-ло-ги за-ни-ма-ет её хри-сти-ан-ская раз-новид-ность, имею-щая свои ис-то-ки как в 4-й эк-ло-ге Вер-ги-лия, где, во-пре-ки пас-то-раль-ной тра-ди-ции, зо-ло-той век по-ме-щён не в про-шлое, а в бу-ду-щее и свя-зан с ро-ж-де-ни-ем див-но-го ре-бён-ка, так и в пас-то-раль-ных мо-ти-вах еван-гель-ских по-ве-ст-во-ва-ний о ро-ж-де-нии Хри-ста и прит-че о доб-ром пас-ты-ре. Пас-то-раль-но-эмб-ле-ма-ти-чен и жерт-вен-ный об-раз Агн-ца Бо-жия, кро-вью сво-ей ис-ку-паю-ще-го гре-хи че-ло-ве-че-ст-ва. Са-мой рас-про-стра-нён-ной фор-мой хри-сти-ан-ской пасторали ста-но-вит-ся ро-ж-де-ст-вен-ская эк-ло-га. На-мёк на пас-то-раль-ную ин-тер-пре-та-цию Ро-ж-де-ст-ва со-дер-жит-ся в на-пи-сан-ной на латинском язы-ке 11-й эк-ло-ге Бок-кач-чо, од-на-ко пер-вой пол-но-цен-ной раз-ра-бот-кой те-мы и об-раз-цом для под-ра-жа-ний яви-лась латинская эк-ло-га «Ро-ж-де-ние Хри-ста» Ф. Пат-ри-ци (1460). Ав-тор 114 латинских эк-лог на сю-же-ты Вет-хо-го и Но-во-го За-ве-та - ни-дерландский по-эт Р. Об-ри-зи-ус (около 1540 - около 1584/1594 годов). В Анг-лии к хри-сти-ан-ской эк-ло-ге об-ра-щал-ся Дж. Миль-тон; в Гер-мании - Ф. Шпее (1591-1635), ав-тор «Эк-ло-ги, в ко-то-рой пас-ту-хи ра-но ут-ром сла-вят Гос-по-да», «Пас-ту-ше-ской пес-ни о Хри-сте и вос-кре-се-нии Хри-ста»; во Фран-ции «Свя-щен-ные эк-ло-ги» соз-дал Р. Ра-пен (1659).

Тра-ди-ция пас-то-раль-ной эле-гии-пла-ча об умер-шем вос-хо-дит к 1-й идил-лии Фео-кри-та, с её пес-ней о смер-ти ми-фич. пас-ту-ше-ско-го бо-же-ст-ва Даф-ни-са, а так-же к «Пла-чу об Адо-ни-се» Био-на (II век до нашей эры), ано-ним-но-му «Пла-чу о Био-не» и 5-й эк-ло-ге Вер-ги-лия. Дань жан-ру в Ита-лии от-дал Б. Кас-тиль-о-не, во Фран-ции - К. Ма-ро, в Анг-лии - Э. Спен-сер, Дж. Миль-тон, Дж. Гей, П. Б. Шел-ли.

Пас-то-раль-ная дра-ма за-ро-ди-лась в Ита-лии: «Ска-за-ние об Ор-фее» А. По-ли-циа-но (1480), «Эг-ле» Дж. Чин-тио (1545), «Жерт-во-при-но-ше-ние» А. де Бе-ка-ри (1554), «Амин-та» Т. Тас-со (1573), «Вер-ный пас-тух» Дж. Б. Гва-ри-ни (1580-1583). Во Фран-ции к пас-то-раль-ной дра-ме об-ра-ща-лись О. де Ра-кан («Пас-ту-ше-ские сце-ны», 1625 год); в Анг-лии - Дж. Ли-ли («Га-ла-тея», 1584 год), Дж. Флет-чер («Вер-ная пас-туш-ка», 1606 год). Зна-чительное ме-сто пас-то-раль-ные мо-ти-вы за-ни-ма-ют в англ. при-двор-ной пье-се (мас-ке), а так-же в дра-ма-тур-гии У. Шек-спи-ра («Два ве-рон-ца», «Бес-плод-ные уси-лия люб-ви», обе 1594 год; «Как вам это по-нра-вит-ся», 1599-1600 годы).

Пас-то-раль-ный ро-ман, вос-хо-дя-щий к ро-ма-ну Лон-га «Даф-нис и Хлоя» II-III веков) и пред-вос-хи-щён-ный про-зи-мет-ри-че-ской (со-че-таю-щей сти-хи и про-зу) пасторали «Аме-то» (создана в 1341-1342 годы) Бок-кач-чо (ав-то-ра так-же пас-то-раль-ной по-эмы «Фье-зо-лан-ские ним-фы», 1344-1346 годы), рас-цве-та-ет в твор-че-ст-ве Я. Сан-над-за-ро («Ар-ка-дия», 1504 год). В Ис-па-нии пас-то-раль-ный ро-ман соз-да-ют Х. де Мон-те-май-ор («Диа-на», 1558-1559 годы), М. де Сер-ван-тес («Га-ла-тея», 1585 год) и Ло-пе Ф. де Ве-га Кар-пьо («Ар-ка-дия», 1598 год); во Фран-ции - О.д’Юрфе («Ас-т-рея», 1607-1618 годы); па-ро-дию на пас-то-раль-ный ро-ман пи-шет Ш. Со-рель («Су-ма-сброд-ный пас-тух», 1627-1628 годы). Са-мый зна-чи-тель-ный англ. пас-то-раль-ный ро-ман - «Ар-ка-дия» («Ста-рая Ар-ка-дия», около 1580 года; «Но-вая Ар-ка-дия», 1590) Ф. Си-д-ни. Немецкий пас-то-раль-ный ро-ман пред-став-лен ано-ним-ны-ми «Аме-ной и Аман-дом» (1632) и «Ле-о-ри-ан-дром и Пе-ре-ли-ной» (1642), а так-же «Ад-риа-ти-че-ской Ро-зе-мун-дой» Ф. фон Це-зе-на (1645).

В Рос-сии пастораль раз-ви-ва-лась в фор-ме эк-ло-ги и пред-став-ле-на в твор-че-ст-ве А. П. Су-ма-ро-ко-ва (сборник «Ек-ло-ги», 1774 год), а так-же М.М. Хе-ра-ско-ва, А.А. Ржев-ско-го, И.Ф. Бо-гда-но-ви-ча, В.В. Кап-ни-ста.

В му-зы-ке пас-то-раль-ная те-ма-ти-ка куль-ти-ви-ро-ва-лась в итальянской и английской мад-ри-га-ле XVI века, в ран-ней опе-ре (с са-мых пер-вых об-раз-цов). Из-люб-лен-ные сю-же-ты пас-то-раль-ных опер - ми-фы о Даф-не (итальянские ком-по-зи-то-ры Я. Пе-ри, М. да Галь-я-но и другие), об Ор-фее и Эв-ри-ди-ке (Пе-ри, Дж. Кач-чи-ни, К. Мон-те-вер-ди, К. В. Глюк). Во французском музыкальном те-ат-ре в конце XVII века сфор-ми-ро-вал-ся жанр ге-ро-ической пасторали, близ-кий му-зы-каль-ной тра-ге-дии, но мень-ших мас-шта-бов, в 3 ак-тах (вме-сто обыч-ных 5) с про-ло-гом («Му-ки и ра-до-сти люб-ви» Р. Кам-бе-ра, «Ацис и Га-ла-тея» Ж. Б. Люл-ли и другие). Оп-ре-де-ле-ние «ге-рои-че-ский» в названии жан-ра ука-зы-ва-ет не на ге-рои-ку как тип об-раз-но-сти, а на дра-ма-тическую дей-ст-вен-ность пасторали и на ми-фо-ло-гических ге-ро-ев в ка-че-ст-ве главных пер-сона-жей. Об-раз-цы французской пасторали в XVIII веке: «Улов-ки Аму-ра» А. К. Де-ту-ша (1726), «Диа-на и Эн-ди-ми-он» Ф. Ко-ле-на де Бла-мо-на (1731), «За-ис» (1748) и «На-ис» (1749) Ж.Ф. Ра-мо, «Ти-фон и Ав-ро-ра» Ж. Ж. де Мон-дон-ви-ля (1753). Опе-ры-пас-то-ра-ли пи-са-ли так-же Г.Ф. Ген-дель («Ацис и Га-ла-тея», 1732 год), В.А. Мо-царт («Царь-пас-тух», 1775 год) и другие. Сти-ли-за-ция пасторали в XIX веке - ин-тер-ме-дия «Ис-крен-ность пас-туш-ки» (эк-ло-га П.М. Ка-ра-ба-но-ва, пер-во-на-чаль-ное название «Серд-ца при-об-ре-та-ют-ся ис-крен-но-стью», 1786 год) в опе-ре «Пи-ко-вая да-ма» П.И. Чай-ков-ско-го. Пас-то-раль-ные мо-ти-вы воз-ро-ди-лись в музыкальном искусстве XX века (опе-ра «Даф-на» Р. Штрау-са, ба-лет «Даф-нис и Хлоя» М. Ра-ве-ля, и другие).

В ин-ст-ру-мен-таль-ной му-зы-ке пас-то-раль-ность про-яви-лась в цик-ле кон-цер-тов «Вре-ме-на го-да» А. Ви-валь-ди, и другие. Пье-сы с названием «Пастораль» для кла-ве-си-на, ор-га-на, скрип-ки соз-да-ва-ли Д. Скар-лат-ти, Ф. Ку-пе-рен, Дж. Фре-ско-баль-ди, И.С. Бах. Основные чер-ты ин-ст-ру-мен-таль-ной пасторали: плав-ное дви-же-ние ме-ло-дии, за-час-тую па-рал-лель-ны-ми тер-ция-ми, ритм си-ци-лиа-ны, бур-дон в со-про-во-ж-де-нии. В сим-фо-нической му-зы-ке пасторали встре-ча-ет-ся как отдельная часть цик-лических про-из-ве-де-ния (например, «Сце-на в по-лях» из «Фан-та-сти-че-ской сим-фо-нии» Г. Бер-лио-за), а так-же как це-лый сим-фо-нический цикл (6-я («Пас-то-раль-ная») сим-фо-ния Л. ван Бет-хо-ве-на).

В изо-бра-зи-тель-ном ис-кус-ст-ве пастораль - раз-но-вид-ность жан-ро-вой сце-ны, изо-бра-же-ние мир-ной сель-ской жиз-ни на фо-не иде-аль-но-го ланд-шаф-та. Бу-ко-лические мо-ти-вы при-сут-ст-ву-ют в эл-ли-ни-сти-че-ско-римском искусстве: Вит-ру-вий ука-зы-вал на ус-то-яв-ший-ся обы-чай в оп-ре-де-лён-ном мес-те жи-ли-ща изо-бра-жать «ро-щи, cтада и пас-ту-хов». Встре-ча-ют-ся они так-же в эл-ли-ни-стических рель-е-фах и на-стен-ной жи-во-пи-си Древ-не-го Ри-ма . В 1-й тре-ти XVI века под влия-ни-ем литературы в ве-не-ци-ан-ском искусстве воз-ро-ж-да-ет-ся ин-те-рес к пас-то-раль-ной те-ма-ти-ке. Про-ис-хо-дит рас-ши-ре-ние те-ма-тического ре-пер-туа-ра пасторали: на-ря-ду с тра-диционными об-раз-ами пас-ту-хов (кар-ти-ны Я. Паль-мы Стар-ше-го, Дж. Са-воль-до и других), пас-то-раль-ный ха-рак-тер при-об-ре-та-ют сце-ны с ним-фа-ми, фав-на-ми и са-ти-ра-ми, ми-фо-ло-гические и литературные сю-же-ты (ано-ним-ные гра-вю-ры к «Гип-не-ро-то-ма-хии По-ли-фи-ла», 1499 год), жан-ро-вые сце-ны («Гро-за» Джорд-жо-не, около 1506-1507 годов, Га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция; «Ас-т-ро-лог» итал. гра-вё-ра Дж. Кам-пань-о-лы, 1509 год; «Сель-ский кон-церт» Джорд-жо-не или Ти-циа-на, Лувр, Па-риж) и ал-ле-го-рии. Всех их объ-е-ди-ня-ет мо-тив слия-ния че-ло-ве-ка с при-ро-дой и идеа-ли-зи-рованный об-раз этой мир-ной, при-ят-ной при-ро-ды. Пас-то-раль-ным ду-хом про-ник-ну-ты и ре-лигиозные сце-ны ве-не-ци-ан-ских ху-дож-ни-ков это-го вре-ме-ни (Я. Бас-са-но и Ф. Бас-са-но Млад-ший и другие).

В даль-ней-шем пас-то-раль-ные мо-ти-вы объ-е-ди-ня-ют-ся с те-мой зо-ло-то-го ве-ка, эле-гическими мо-ти-ва-ми ут-ра-чен-но-го рая, мо-ло-до-сти, люб-ви, жиз-ни, сбли-жаю-щи-ми пастораль с ва-ни-тас (кар-ти-ны «Et in Arcadia ego» Гвер-чи-но (1622 год, Национальная га-ле-рея ста-ро-го искусства, Рим) и Н. Пус-се-на (1637-1638, Лувр)). Влия-ние пас-то-раль-но-го пей-за-жа чув-ст-ву-ет-ся в ви-дах Кам-па-нии К. Лор-ре-на, сце-нах народных празд-неств у фламанских ху-дож-ни-ков (Д. Те-нир-са Млад-ше-го и П.П. Ру-бен-са). В голландской жи-во-пи-си оно ощу-ти-мо в итальянских пей-за-жах Н. Бер-хе-ма, в кар-ти-нах Я.А. Бак-ке-ра и К. Кас-те-лейн-са.

В жи-во-пи-си французского ро-ко-ко пастораль транс-фор-ми-ро-ва-лась в жанр «га-лант-ных празд-неств» («f ̂etes galantes»), пред-став-ляю-щий изы-скан-ное об-ще-ст-во на при-ро-де: кар-ти-ны А. Ват-то, Ж.Б. Па-те-ра, Н. Лан-кре, Ф. Бу-ше, Ж.О. Фра-го-на-ра и другие; ил-лю-ст-ра-ции к пас-то-раль-ной литературе А. и Ш. А. Куа-пе-лей; так-же фар-фо-ро-вые ста-ту-эт-ки пас-туш-ков Май-сен-ской (И.И. Кенд-лер) и Севр-ской (Э. М. Фаль-ко-не) ма-ну-фак-тур . Пас-то-раль-ные мо-ти-вы в той или иной фор-ме (ино-гда в иро-ническом пе-ре-ос-мыс-ле-нии) при-сут-ст-ву-ют во мно-гих сти-лях и на-прав-ле-ни-ях искусства XIX-XX веков, от сен-ти-мен-та-лиз-ма и ро-ман-тиз-ма до на-ших дней.

Пас-то-раль-ная (бу-ко-ли-че-ская) те-ма рас-кры-ва-ет-ся и в са-до-во-пар-ко-вой ар-хи-тек-ту-ре конца XVIII века («Де-рев-ня» Ма-рии-Ан-туа-нет-ты в Вер-саль-ском пар-ке (1783-1786 годы, архитектор Р. Мик, художник Ю. Ро-бер), Берё-зо-вый до-мик в Гат-чи-не (1780-е годы), «Мо-лоч-ня» императрицы Ма-рии Фё-до-ров-ны в Пав-лов-ском пар-ке (1782 год, по про-ек-ту Ч. Ка-ме-ро-на)).

Понятие пастораль имеет несколько значений – 1) это одна из форм буколики, которая активно развивалась в европейской литературе и давно существовала в античной поэзии; 2) небольшая сценка, которая изображала жизнь сельских людей: пастухов и пастушек; 3) опера, балет или пантомима, показывающие сельскую жизнь.

История

Пасторалью называли с давних времен жанр в живописи , музыке или театре, который имитировал и показывал жизнь простого сельского народа.

Первые пасторали возникли в 14-15 веках и являются . Пастораль в музыкальном театре существовала вплоть до 18-19 веков. Пасторальные оперы были написаны: К. В. Глюком, В. А. Моцартом, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо.

Пастораль, как жанр приводного театра возник в Италии в 16 веке и распространился на всю Западную Европу. Пастораль представляла собой тогда маленькую пьесу, которая часто вводилась в развлекательную программу для придворных празднеств. В таких пьесах изображалась жизнь пастухов и пастушек, которые были наделены манерами и лексикой аристократии.

Пастораль соответствовала гармоничному ренессансному мироощущению и можно сказать разрушала театральное искусство, преобразовывала спектакль в «живые картины». Несмотря на это пасторальный жанр сыграл большую роль в истории и теории мирового театра.

В XVII-XVIII веках широко распространилась мода на пасторальные сюжеты и постановы в театрах, которые были интересны в придворно-аристократических кругах. Большое количество пасторальных сюжетов стало основой для старинных опер.

Пасторальные темы были поводом к созданию программной инструментальной музыке у многих композиторов. Серию пасторальных картин представляет программа цикла из четырёх оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди.

Л. Бетховен назвал свою 6-ю симфонию «пасторальной». Каждая часть симфонии имеет своё собственное название: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Сцена у ручья»,- «Веселое сборище крестьян», «Гроза. Буря», «Пение пастухов. Радостные, благодарные чувства после грозы».

В начале ХХ века М. Равель с помощью сюжета пасторального романа Лонга создал балет «Дафнис и Хлоя», сюиты из которого звучат в симфонических концертах.

Живопись эпохи рококо и неоклассицизма

Одним из ярких представителей пасторального жанра был французский живописец Франсуа Буше . Творчество его многократно, он писал картины не только в пасторальном, но и в мифологическом, аллегорическом, библейском сюжетах, изображал парижскую жизнь и деревенские ярмарки, портреты создавал декорации для парижских театров и спектаклей, которые так любила устраивать маркиза Жанна Антуанетта де Помпадур - фаворитка французского короля Людовика XV.

пастушеский - жанровая разновидность новоевропейской литературы и искусства, связанная с идиллическим мировосприятием. Появилась в XIV-XVII вв. Обычно воспроизводит милую беззаботную пастушескую жизнь, идиллические сцены сельского быта или природы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАСТОРАЛЬ

(лат. Pastoralis - пастушеский) - жанровая разновидность в изобразительном искусстве, литературе, музыке, в которой изображается сельский пейзаж или жизнь пастухов и пастушек на лоне природы, их любви и безмятежного сельского быта. Особенно широкое распространение пастораль получила в художественной культуре Западной Европы XIV–XVIII вв. Ее истоками являются идиллии Феокрита и буколики Вергилия. Первые пасторали были созданы итальянски-ми поэтами эпохи Возрождения. Однако, Петрарка в от-личие от Феокрита и Вергилия, прославляя безмятежную природу, искал в ней успокоения от собственного одиночества, сомнений и страхов. Жанр возрожденческого пасторального романа создал Боккаччо. Его герой пас-тух Амето («Амето, или Комедия флорентийских нимф») преображается под влиянием любви к семи прекрасным нимфам. В «Пастушьем календаре» английского поэта XVI в. Э. Спенсера пастухи и крестьяне ведут беседы и споры о различных нравственных проблемах. Они ничем не напоминают реальных поселян своего времени, а похожи на Спенсера и его друзей. Поворот к классицизму знаменует драматическая пастораль в стихах «Пасту-шеские сцены» французского поэта О. Ракана, восхваля-ющего уединение, простоту нравов и радостей селян. Пасторали немецкого поэта-классициста М. Опица («Стихи похвальные поселянскому житию», «Пастораль о нимфе Герцинии») воспевали не только сельское уединение, но и труд как источник жизни и ее благополучия. Пасторали получили большое распространение в придворном театре XVII–XVIII вв. Пасторальные комедии-балеты создавал Мольер («Мелисерта», «Комическая пас-тораль»). Их исполнение сопровождалось музыкой, пением, сценическими эффектами. Позднее пастораль во-шла в состав оперно-балетных спектаклей и придворных дивертисментов, явившись предшественницей оперы.