музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются разговорными диалогами. Ведет свое происхождение от комической оперы XV(((века.

Как самостоятельный жанр оперетта возникла во Франции в середине XIX века и носила характер злободневной сатиры. Родоначальником этого направления стал Ж. Оффенбах ("Прекрасная Елена", 1864 г. и "Перикола", 1869 г.).

В конце XIX-начале XX веков ведущее место заняла венская оперетта, где сильнее выражены лирическое и развлекательное начала. Мелодика близка народной австрийской и венгерской музыке. Виднейшие представители - И. Штраус-сын ("Летучая мышь", 1885 г.), Ф. Легар ("Веселая вдова", 1905 г.), И. Кальман ("Сильва") и др.

Свои школы оперетты постепенно сложились и в других странах. В современных американских опереттах сказывается влияние джаза и негритянского фольклора. Поэтому в них главное внимание уделяется ритму и мелодии.

В России оперетты ставились практически сразу после появления их премьер в Европе.

Слово «оперетта» буквально означает «маленькая опера». И действительно, оперетта зародился «в недрах» оперного жанра.

С самого начала своего существования привыкла живописать высокие страсти античных и библейских героев, исторических личностей и тому подобных персонажей – словом, нечто грандиозное, возвышенное и далёкое от простых смертных с их «мелкими страстишками»… но в зале-то сидели простые смертные, и им иногда хотелось видеть что-то более близкое «к земле», что-то более близкое и понятное. Потому-то рядом с такой оперой – которую в Италии называли опера-сериа (серьёзная опера), во Франции – гранд-опера (большая опера) – существовала опера комическая, выросшая из интермедий, которые игрались между актами большой оперы: опера-буффа во Франции, опера-комик в Италии, зингшпиль в Австрии и Германии.

И конечно, эта опера по своим выразительным средствам отличалась от своей «старшей сестры» – прежде всего это касалось речитатива (музыкальной «декламации», соединяющей арии, дуэты, хоры и прочие музыкальные номера). В итальянской опере-буффа это был т.н. речитатив secco (буквально – сухой речитатив): быстрый «говорок», поддержанный только клавесином (в то время как в опере-сериа речитатив был достаточно напевным). А австрийцы и французы пошли ещё дальше: в их зингшпиле и опере-комик между музыкальными номерами вообще не пели, а говорили (как в драматическом спектакле). Именно так написана «Волшебная флейта» В.А.Моцарта и «Кармен» Ж.Бизе… вы можете возразить, что слышали эту оперу с речитативами. Да, так её, в конце концов, стали исполнять – но речитативы были добавлены позднее, а сам Ж.Бизе написал её с разговорными диалогами (и сейчас некоторые театры возвращаются к такой редакции) – в жанре комической оперы! Разумеется, не потому, что считал этот сюжет забавным – просто в то время драмы и трагедии из жизни простых людей (не богов, не героев, не королей) ещё только завоёвывали «права гражданства» на оперной сцене – и другого подходящего жанра просто не было.

Но время шло – менялась публика, менялся театр. Опера всё больше обращала внимание на «маленького человека» с его горестями и радостями – и новым сюжетам было уж тесно в рамках опера-комик, возникали новые оперные жанры…

Но ведь не всё же демонстрировать публике суровую правду жизни – и посмеяться, и расслабиться тоже надо! И зачем «изобретать велосипед», если есть проверенная система средств для комедии! Вот так и родилась оперетта, унаследовав основные черты французской комической оперы: комедийный сюжет и разговорные диалоги, чередующиеся с музыкальными номерами.

«Отцом» оперетты по праву считается французский композитор Жак Оффенбах. В 1855 г. он создал в Париже на Елисейских полях маленький театр «Буфф-Паризьен». Первоначально там шли одноактные пьесы с участием лишь 4-х персонажей, но в 1858 г. ограничения были сняты – и поставлена первая «полноценная» оперетта… примечательно, что история оперетты началась с того же сюжета, что и история оперы – с мифа об Орфее и Эвридике… правда, выглядел старый сюжет уж очень оригинально: Эвридика терпеть не может музыку Орфея и крутит роман с богом Плутоном, к которому и сбежала в царство мёртвых, Орфей же не спешит её оттуда вызволять – у него у самого роман с прекрасной пастушкой – и только под давлением Общественного Мнения (есть там такой персонаж!) соглашается это делать… в общем, оперетта началась с пародии.

И пародия прочно вошла в её «законы жанра»: рядом с лирическими героями в оперетте всегда присутствует комическая пара: рядом с Эдвином и Сильвой – Бонни и Стаси («Сильва»), рядом с Рене и Анжель – Арман и Жюльетта («Граф Люксембург»)…

Но хоть оперетта и родилась во Франции, всё же в первую очередь, говоря о ней, мы вспоминаем австрийцев И.Штрауса и Ф.Легара и венгра И.Кальмана. И.Штраус написал более 10 оперетт, но подлинными шедеврами стали «Цыганский барон» и, конечно, «Летучая мышь» – последняя стала частой гостьей не только на театральной сцене, её и экранизировали более 20 раз. Но нам, конечно, ближе всего блестящая экранизация Яна Фрида (1971 г.) – с участием Виталия и Юрия Соломиных… и не беда, что сюжет слегка изменён – главное осталось прежним: весёлая неразбериха с переодеваниями на балу, но в конце концов – «всё завершилось к счастью, к всеобщему согласью»…

К слову, это не первый случай, когда при переводе на русский язык изменялся сюжет классической оперетты – так произошло и с опереттой И.Кальмана «Принцесса цирка». В оригинале действие происходит… в России – и именно поэтому некоторые моменты либретто способны вызвать у русского зрителя смех – но совершенно не там, где рассчитывал автор: директор цирка носит фамилию… Станиславский, героиню зовут Федора Палинская (право, непросто было бы найти в России графиню с таким именем!), а мистера X ей представляют как принца Кирасова… дабы ликвидировать такую «развесистую клюкву», действие было перенесено в Вену, Федора Палинская стала Теодорой Вердье, все прочие имена тоже пришлось изменить… Да кстати, и русский персонаж штраусовской «Летучий мыши» – князь Орловский – выглядит не лучшим образом: гротескный тип, ничем не напоминающий русского аристократа…словом, не венграм с австрийцами было писать о России. А была ли у нас своя оперетта?

До XX века практически не было (единичные малоудачные попытки на рубеже веков не в счёт), хотя зарубежные оперетты ставились, и публика их любила.

История же отечественной оперетты начинается с композитора Н.Стрельникова. Впрочем, его оперетты были фактически подражанием западным образцам (так, его «Холопка» (1929 г.) многими чертами напоминает «Принцессу цирка»). А вот кто прочно «поставил» жанр оперетты на русскую почву – так это И.Дунаевский. Мы знаем его как автора советской массовой песни – и это начало он принёс в оперетту, сюжет же оказался сосредоточен на сатире, объекты которой были традиционны для того времени: обыватели, нэпманы… Кончено, в таком виде оперетта не могла не тронуть советского зрителя! И публика полюбила оперетты И,Дунаевского – «Белая акация», «Вольный ветер» – не меньше, чем кинокомедии Александрова с музыкой этого композитора (кстати, весьма близкие к ним по эстетическим принципам).

Впоследствии к жанру оперетты обращались многие отечественные композиторы: «Свадьба в Малиновке» (Б.Александров), «Табачный капитан» (Щербачёв), «Трембита» (Ю.Милютин)… всех и не перечислить. Многие оперетты – и наши, и зарубежные – экранизировались, становясь настоящей классикой отечественного кино (достаточно назвать столь любимый зрителями фильм «Гусарская баллада» – это не что иное как экранизация оперетты Т.Хренникова «Давным-давно»).

И конечно, оперетта не сходит с театральных подмостков! Любой музыкальный театр наряду с операми и балеты не забывает об оперетте – а есть театры, «специализирующиеся» по этому жанру: Государственный академический театр «Московская оперетта», Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, Ставропольский государственный краевой театр оперетты…

И всегда спектакли собирают полные залы. И немудрено: ничто так не отвлечёт от серых будней, не поднимет настроение, как искрящиеся весельем мелодии оперетты!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Что такое оперетта? Оперетта - это особый жанр театрального искусства. Ее можно определить как музыкальную постановку, которая гармонично сочетает в себе вокальное мастерство артистов с их сценическими диалогами и танцевальными этюдами. По своей сути, это многогранное академическое произведение, драматургия которого носит легкий, шутливый характер, но порой скрывает ироничный подтекст или даже драму.

3 слайд

Описание слайда:

Где и как появилась оперетта? Оперетта - слово итальянское и означает в буквальном переводе «маленькая опера». Еще в средние века в Европе странствующие артисты исполняли веселые куплеты и острые песенки, высмеивающие вельмож-аристократов и церковнослужителей. Их выступления сопровождались танцами и акробатическими номерами. Так зарождался жанр оперетты. Странствующий артист

4 слайд

Описание слайда:

Жак Оффенбах В 1855 году композитор и дирижер Жак Оффенбах открыл свой собственный театр «Буфф-Паризьен». Первые оперетты Оффенбаха «Двое слепых», «Прекрасная Елена», «Орфей в аду» оказались очень современными, хотя и были написаны на мифические и сказочные сюжеты. Действующие лица в опереттах были хорошо знакомы зрителям. Они узнавали в героях своих современников.

5 слайд

Описание слайда:

Иоганн Штраус Величие и блеск венской классической оперетты начинаются с Иоганна Штрауса, чей феноменальный дар к созданию проникновенных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Много это или мало? Наверно это неважно. Главное какие это произведения! Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Жака Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов. Вальсы Штрауса уже тогда были известны и любимы всеми. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты - «Летучую мышь» (1874).

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Франц Легар В основе творчества Легара - венгерские интонации и ритмы. Мелодии Легара легко запоминаются, отличаются проникновенностью, им свойственна "чувствительность", они не выходят за рамки хорошего вкуса. Центральное место в опереттах Легара занимает вальс, однако, в отличие от светлой лирики вальсов классической венской оперетты, вальсы Легара характеризуются нервной пульсацией. Легар находил новые выразительные средства для своих оперетт, быстро осваивал новые танцы (по датам оперетт можно даже установить появление различных танцев в Европе).

8 слайд

Описание слайда:

Имре Кальман Музыка Имре Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. В то же время его считают виртуозным мастером «грустного лирического вальса», не свойственного Штраусу, но присутствующего в самых ранних опереттах Кальмана. Интересно, что в детстве Имре Кальман хотел стать портным, потом учился на юриста, пробовал стать музыкальным классиком, писать оперы, сюиты, но известность получил, как великий мастер оперетты.

РОЖДЕНИЕ И МОЛОДОСТЬ
ОПЕРЕТТЫ.

Где родилась оперетта?

Оперетта - слово итальянское и означает в буквальном переводе «маленькая опера».
Еще в средние века в Европе странствующие артисты исполняли веселые куплеты и острые песенки,высмеивающие вельмож-аристократов и церковнослужителей. Их выступления сопровождались танцами и акробатическими номерами. Так зарождался жанр оперетты.
Позже он развивается в итальянской «комедии масок». А в 17 веке появляются комическая опера и водевиль.

Водевилями называли увлекательные представления с музыкой и шутками. Главные их герои - простые люди - всегда побеждали глупых и порочных аристократов.
Главной в водевиле была песня, которую легко запоминали и подхватывали зрители.
Оперетта, или музыкальная комедия, родилась во Франции, на бульварах Парижа.
Да, именно в Париже родилась оперетта - веселый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами и остроумными диалогами. «Отцом» французской оперетты, да и оперетты вообще, стал Жак Оффенбах (1819-1880).

Жак Оффенбах
Здесь в 1855 году композитор и дирижер Жак Оффенбах открыл свой собственный театр «Буфф-Паризьен».
Первые оперетты Оффенбаха «Двое слепых», «Прекрасная Елена», «Орфей в аду» оказались очень современными, хотя и были написаны на мифические и сказочные сюжеты.
Действующие лица в опереттах были хорошо знакомы зрителям. Они узнавали в героях своих современников.
Франция в это время переживала трудности. Ею правил Наполеон И!, племянник Наполеона Бонапарта. Он окружил себя бездарными министрами и генералами.
Содержание оперетт часто было пародийным. А музыка всегда веселой. В ней звучали песенки, марши, танцы. В оперетте в отличие от оперы не только пели, но и говорили.Ж. Оффенбах написал свыше 100 оперетт, положив начало истории этого жанра. И история была продолжена. И продолжена какими именами!

Иоганн Штраус

Величие и блеск венской классической оперетты начинаются с Иоганна Штрауса, чей феноменальный дар к созданию проникновенных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Много это или мало? Наверно это неважно. Главное какие это произведения!

Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Жака Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов. Вальсы Штрауса уже тогда были известны и любимы всеми.
После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты - «Летучую мышь» (1874)
Одно из самых знаменитых в последствии своих произведений Штраус создал за необычно короткие сроки. Оперетта была закончена Штраусом в 42 дня и вскоре стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в «доброй старой Вене».

Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовалась оперетта «Цыганский барон» (1885).Штраус мечтал сочинить оперетту на национальном венгерском сюжете с близкой ему по духу, богатой мадьярской народной музыкой. Литературной основой либретто стала новелла «Саффи» известного венгерского писателя Мора Йокаи. Штрауса заинтересовала новелла из венгерской жизни начала XVIII века
Штраус создал замечательную музыку, быстро ставшую популярной. В основе «Цыганского барона» - стихия песенности, ритмы вальса, польки, марша, чардаша. Огромную роль играют цыганские и венгерские мелодии и характерные для них ритмы.

Штраус вошел в историю музыки, как создатель Венской танцевальной оперетты. Новый стиль венской оперетты отличался большей романтичностью, склонностью к лирике, мечтательности. Кроме комической оперы и народной «буффонады», в венскую оперетту органично вписался и жанр Вальса. Штраус без вальса немыслим. В результате возник новый тип танцевальной оперетты, создателем которого и явился Иоганн Штраус.

Франц Легар
Оперетта начала XX века - это, конечно, прежде всего Франц Легар.
В основе творчества Легара - венгерские интонации и ритмы. Мелодии Легара легко запоминаются, отличаются проникновенностью, им свойственна "чувствительность", они не выходят за рамки хорошего вкуса. Центральное место в опереттах Легара занимает вальс, однако, в отличие от светлой лирики вальсов классической венской оперетты, вальсы Легара характеризуются нервной пульсацией. Легар находил новые выразительные средства для своих оперетт, быстро осваивал новые танцы (по датам оперетт можно даже установить появление различных танцев в Европе).

В музыкальном отношении легаровское творчество - вершина жанра оперетты. По глубине, выразительности, мелодическому богатству Легар не имеет себе равных в оперетте; его произведения, особенно поздние, вполне сравнимы с лучшими образцами оперного искусства.

Самые известные оперетты Легара:

«Весёлая вдова» (1905) - одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире.

«Граф Люксембург» (1909)
«Джудитта» (1934)

Имре Кальман

Музыка Имре Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. В то же время его считают виртуозным мастером «грустного лирического вальса», не свойственного Штраусу, но присутствующего в самых ранних опереттах Кальмана.
Интересно, что в детстве Имре Кальман хотел стать портным, потом учился на юриста, пробовал стать музыкальным классиком, писать оперы, сюиты, но известность получил, как великий мастер оперетты.
Пытаясь издать свои симфонии и в очередной раз получая отказ, Кальман сильно расстраивался.
"Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!" - с досады острил Имре и сам смеялся громче всех. Опуститься до оперетты! Однако обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман "докатился" таки до оперетты. И мировую известность ему принесла именно оперетта.

Лучшие оперетты Кальмана:

«Осенние манёвры» (1908)
«Цыган-премьер» (1912)
«Королева чардаша (Сильва)» (1915)

«Королева чардаша» - выдающееся произведение этого жанра. Успех оперетты обеспечили блестящее либретто и потрясающая музыка – лёгкая, яркая, искромётная и весёлая.

«Голландочка» (1920)
«Баядера» (1921)
«Марица» (1924)

Начиная работу над этой опереттой композитор был уже в зените славы. Уже были написаны и стали известными «Баядеры», «Княгини чардаша», «Цыгана-премьера» О Кальмане говорили. Оперетты Кальмана слушали. Следующая оперетта не стала исключением. Премьера оперетты «Марица» на сцене венского театра Ан дер Вин 28 февраля 1924 года прошла с огромным успехом. Новое произведение сразу же привлекло внимание публики и стало неким эталоном новой венской оперетты.«Графиня Марица», а позднее «Марица» - эта оперетта стала одной из лучших произведений Кальмана.

«Принцесса цирка» (1926)

Имре Кальман вспоминает: "После «Марицы» передо мной и моими либреттистами - Грюнвальдом и Браммером - встал проклятый вопрос: что писать? Много недель мы не могли решить его. Но однажды, гуляя, мы подошли к цирку, и я сказал: «Вот что: я написал оперетту, действие которой происходит около театра, - „Сильву“, оперетта, действие которой происходит в театре, - „Баядера“. Давайте напишем оперетту, действие которой происходит в цирке». И в 1926 году появилась оперетта «Принцесса цирка».
Существует еще версия, что Кальман увидел в одном из европейских цирков номер наездников, в котором участвовали российские эмигранты, бывшие военные, кавалеристы. Причем солист и руководитель номера выступал в маске, и якобы в прессе писали, что он известный в России аристократ и из стыда скрывает лицо, появляясь на публике. Именно этот номер натолкнул Кальмана на идею сюжета новой оперетты.

«Герцогиня из Чикаго» (1928)
«Фиалка Монмартра» (1930)

Содержание статьи

ОПЕРЕТТА (итал. operetta, франц. opérette, буквально – маленькая опера), вид музыкального театра; музыкально-сценическое произведение, в котором драматургическая основа носит преимущественно комедийно-мелодраматический характер, и диалог органически сочетается с вокальными, музыкальными и танцевальными эпизодами, а также оркестровыми фрагментами концертного типа.

Происхождение.

Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция ; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Вслед за возникновением серьезной оперы ок. 1600 появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. Служанка-госпожа (1733) Дж. Перголези – образец интермеццо, который послужил моделью для последующих произведений. Успех Служанки-госпожи в Париже побудил Ж.Ж.Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его Деревенский колдун (1752) – один из трех источников, лежащих в основе opéra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж.Б.Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.

Французская оперетта.

Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Ж.Оффенбах , истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кёльна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях – «Буфф-Паризьен». В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых Орфей в аду (1858), Женевьева Брабантская (1859), Прекрасная Елена (1864), Парижская жизнь (1866), Великая герцогиня Герольштейнская (1867), Перикола (1868), Принцесса Трапезундская (1869), Разбойники (1869) и Мадам Аршидюк (1874). Оффенбах, превосходный театральный композитор – динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный, – создал оперетту как художественное целое и поднял ее до непревзойденных высот. Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались лишь временным успехом. Так, Ф.Эрве (1825–1892) написал Мадемуазель Нитуш (1883); Ш.Лекок (1832–1918) – Дочь мадам Анго (1873) и Жирофле-Жирофля (1874); Э.Одран (1842–1901) – Маскотту ; Р.Планкет (1848–1903) – Корневильские колокола (1877) и А.Мессаже (1853–1929) – Маленькие Мишу (1897) и Веронику (1898). Этими сочинениями заканчивается золотой век французской оперетты.

Венская классическая оперетта.

Величие и блеск венской классической оперетты, ее главное достояние и ее гордость олицетворяет, конечно, И.Штраус -младший, чей феноменальный дар к созданию великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором вальсов На прекрасном голубом Дунае , Сказки венского леса , Вино, женщины и песни и Жизнь артиста . После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов (Индиго и сорок разбойников , 1871, и Римский карнавал , 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты – Летучую мышь (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и с тех пор стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в доброй старой Вене. Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались Веселая война (1881), Ночь в Венеции (1883) и Цыганский барон (1885). Последователями Штрауса явились Ф.фон Зуппе и К.Милёккер (1842–1899), чьи оперетты тоже принадлежат к великой венской традиции, хотя большинство из них значительно устарело ввиду весьма слабых либретто.

Английская оперетта.

Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 великолепными плодами бессмертного сотрудничества У.Гилберта и А.Салливена . Сатирический талант Гилберта в сочетании с изяществом музыки Салливена породили такие действительно вдохновенные произведения, как Фрегат ее величества «Пинафор» (1878), Пираты Пензанса (1880), Микадо (1885), Гвардеец (1888) и Гондольеры (1889). За Гилбертом и Салливеном последовали Э.Джерман (1862–1936) с его Веселой Англией (1902) и С.Джонс (1869–1914), автор Гейши (1896).

Венская оперетта 20 в.

В период между расцветом классической венской и становлением современной венской оперетты были созданы добротные произведения, которые приносили доход театрам и даже – в случаях, например, Продавца птиц (1891) К.Целлера, Бала в Опере (1898) Р.Хойбергера, Бродяг (1900) К.Цирера и Красотки (1901) Г.Рейнхардта – имели вполне определенные достоинства. В этих произведениях вновь на первое место выходит танец, атрибут легкого музыкального театра. Переход ко вкусам нового столетия не был внезапным. Оффенбах и Штраус использовали канканы, вальсы, польки и марши не только для украшения своих партитур, но и в музыкально-драматургических целях – для обрисовки ситуации и развития действия. К 1900 применение танцевальных ритмов как средства драматической выразительности стало общераспространенной практикой. Ф.Легар придал указанной выше тенденции художественную значительность. Его Веселая вдова (1905) – одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире. Здесь композитор уловил дух времени и дал ему убедительное и не меркнущее со временем выражение. Легар написал еще 24 оперетты, среди которых выделяются Граф Люксембург (1909), Цыганская любовь (1910), Паганини (1925), Фридерика (1928) и Страна улыбок (1929). Эти произведения демонстрируют движение оперетты навстречу опере – тенденцию, которая оказалась неблагоприятной для жизни оперетты как жанра и в конце концов привела к ее исчезновению. Одновременно с Легаром в Вене работало около двух десятков композиторов, и каждый из них чем-то прославился. Это Л.Фалль (1873–1925), написавший Долларовую принцессу (1907) и Мадам Помпадур (1922); О.Штраус (1870–1954), автор Мечты о вальсе (1907) и Шоколадного солдата (1908); Э.Кальман (1882–1953), автор оперетт Сари (1912), Цыганская принцесса (1915) и Графиня Марица (1924).

Оперетта в России.

До 19 в. оригинальной русской оперетты практически не было. В это время отечественная сценическая музыкальная комедия в России развивалась в жанре водевиля , ее основным автором был драматург, музыкальные же номера (танцы и куплеты) носили прикладной, вставной характер, в отличие от оперетты, они не столько служили развитию действия, сколько иллюстрировали его. Более редкую разновидность музыкальных спектаклей того времени составляли т.н. «мозаики», музыкальная партитура которых была собрана из популярных произведений – романсов и эстрадных песен (Русские романсы в лицах и Цыганские песни в лицах Куликова; Хаджи-Мурат Деккер-Шенка; Змейка Шпачека; Ночь любви Валентинова и др.).

История сценической оперетты в России началась с постановки Прекрасной Елены Оффенбаха (1868, Александринский театр). С 1870 возникают самостоятельные труппы, специализирующиеся на оперетте, которые ставили преимущественно произведения французских и австрийских композиторов.

Значительную роль в становлении и развитии сценической оперетты в России сыграл антрепренер, режиссер и актер В.Лентовский . В 1878 он организовал антрепризу в жанре оперетты в московском летнем саду «Эрмитаж» – театр с большим оркестром, хором и балетом. В спектаклях сочеталась яркая пышность оформления с высокой вокально-музыкальной культурой и убедительной актерской игрой. Его спектакли пользовались большой популярностью как у массовой публики, так и у деятелей искусства. Театр Лентовского оказал существенное влияние на молодого К.Станиславского , его увлечение театром началось с оперетты.

Вслед за театром Лентовского, опереточные труппы появились в Петербурге (наиболее известными в 19 в. были «Палас-Театр» и «Летний Буфф») и в российской провинции. Развитие оперетты в России в это время связывалось с именами таких актеров, как А.Блюменталь-Тамарин, А.Брянский, К.Греков, А.Кошевский, Н.Монахов , И.Вавич, В.Пионтковская, В.Шувалова, Е.Потопчина и др.

Российские композиторы на рубеже 19–20 вв. также иногда обращались к оперетте, но это были лишь единичные попытки. Так, к примеру, в 1913 А.Глазунов , бывший в то время ректором Петербургской консерватории, назвал первой российской опереттой произведение, написанное азербайджанским студентом консерватории У.Гаджибекова Аршин мал алан . В целом национальная оперетта в России начала 20 в. находилась в зачаточном состоянии.

Важный этап развития театра оперетты в России пришелся на 1920-е. В этом сказалась новая экономическая политика (НЭП), принятая в 1921 советским правительством. В России снова появились состоятельные люди, жаждавшие развлечений. В этих условиях жанр оперетты стал чрезвычайно популярным. Основой спектаклей по-прежнему была не русская, но классическая оперетта – чаще всего, французская, зато к ее постановкам обращались известные российские режиссеры. В.Немирович-Данченко в Музыкальной студии МХТ поставил Дочь мадам Анго Лекока (1920) и Периколу Оффенбаха, М.Таиров в Камерном театреЖирофле-Жирофля (1922) и День и ночь (1926) Лекока. Чрезвычайная популярность жанра отразилась на государственной культурной политике: в конце 1920-х один за другим открывались государственные театры оперетты. Первым из них стал Хабаровский театр в 1926 (он еще носил название Театра комической оперы), затем – Московский театр оперетты (1927), Ленинградский театр музыкальной комедии (1929), а также театры в Свердловске, Воронеже, Иванове, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону и других городах. Однако государственная культурная политика требовала иного, «небуржуазного» репертуара, перед советскими композиторами была поставлена задача создания новой оперетты с новыми героями и новым содержанием.

Основоположниками советской оперетты считаются композиторы Н.Стрельников и И.Дунаевский.

Стрельников в разработке своих оперетт следовал в основном традициям венской школы – как в музыке, так и в сюжетных линиях, создавая своеобразные мелодрамы-буфф. Самая известная его оперетта – Холопка (1929) близка по сюжетной линии и музыкальной структуре Принцессе цирка Кальмана.

Дунаевский же фактически совершил революцию жанра, органично объединив в оперетте развлекательную и идеологическую линии. Его первые оперетты И нашим и вашим (1924), Карьера премьера (1925) были близки водевилю, следующая же, Женихи (1927), ознаменовала поворот к новой, советской опереточной стилистике. Она обладала ярко выраженной сатирической и пародийной направленностью, высмеивая традиционных для того времени отрицательных персонажей – нэпманов и обывателей, и пародируя неовенскую оперетту (в частности, Веселую вдову Легара). В оперетте Ножи (1928) сатирическая линия была дополнена лирической и изображением новых положительных героев. Новаторским приемом стало использование Дунаевским в оперетте массовой песни, часто пафосной и даже агитационной, которая впоследствии и стала одним из важнейших выразительных средств музыкальной драматургии советской оперетты. На этих принципах построены самые известные оперетты Дунаевского – Золотая долина (1937), Вольный ветер (1947), Белая акация (1955). Композиторский талант Дунаевского сделал его музыку всенародной любимой: пожалуй, апофеозом его творческого метода стала песня Широка страна моя родная , впервые прозвучавшей в 1936 в экранизированной музыкальной комедии Цирк – по сути своей оперетте.

Эмоциональность, юмор, зрелищность в сочетании с социальным оптимизмом сделала советскую оперетту одним из самых популярных жанров театрального искусства.

Серьезным событием в истории жанра стало появление в 1937 оперетты Свадьба в Малиновке Б.Александрова, посвященной гражданской войне на Украине. Эта оперетта широко шла на сцене вплоть до начала 1990-х гг.

Во время Великой Отечественной войны в репертуаре советских театров оперетты появлялись произведения на патриотическую тему: Девушка из Барселоны Александрова (1942), Раскинулось море широко Круца, Минха и Витлина (1942, переработка Г.Свиридова – 1943), Табачный капитан (1944) и др. Ленинградский театр музыкальной комедии работал в осажденном городе на протяжении всей блокады своим искусством помогая ленинградцам выжить.

После войны среди авторов оперетты появляются новые имена композиторов: Ю.Милютин (Девичий переполох, Трембита, Поцелуй Чаниты ), В.Соловьев-Седой (Самое заветное ), Т.Хренников (Сто чертей и одна девушка ), Д.Кабалевский (Весна поет ), К.Листов (Севастопольский вальс ). Продолжают активно работать и признанные мастера жанра: Дунаевский (Вольный ветер, Белая акация ), Свиридов (Огоньки ). Оперетте отдал дань и великий Д.Шостакович – Москва, Черемушки (1959).

В становлении и развитии российской оперетты значительную роль сыграли актеры Г.Ярон, Н.Бравин, Т.Бах, К.Новикова, Ю.Алексеев, З.Белая, А.Феона, В.Канделаки, Т.Шмыга, Н.Янет, Г.Отс, Л.Амарфий, В.Батейко, М.Ростовцев, Г.Корчагина-Александровская, Г.Васильев, Ж.Жердер, З.Виноградова, Б.Смолкин и мн. др.

Примерно с середины 1960-х четко очерченные рамки жанра оперетты начали постепенно размываться. Обогащая палитру своих выразительных средств, театры, наряду с классической опереттой стали обращаться и к музыкальным произведениям других жанров – рок-опере, мюзиклу . Такой процесс интеграции жанров свойственен не только России – он характеризует развитие театрально-музыкального искусства во всем мире.

Татьяна Шабалина