Основными источниками для суждения об особенностях этой эпохи служат многочисленные памятники чрезвычайно оригинальной по своим формам кобанской культуры , которая получила данное название от осетинского сел. Кобан. Лучше исследованными памятниками этой культуры оказались могильники; известные в небольшом числе поселения изучены ещё слабо. Первое поселение этой культуры у станицы Зыейской в Северной Осетии было полностью исследовано только в 1957 г.

Резко бросающаяся в глаза диспропорция, наблюдаемая между весьма малым числом известных поселений с культурными слоями кобанской культуры и кобанскими могильниками, особенно в горных районах края, объясняется двумя причинами: с одной стороны, тем, что до последнего времени бытовым памятникам археологи уделяли меньшее внимание чем могильникам, с другой - тем, что большинство современных населенных пунктов в горах расположены на древних поселениях, в силу чего древние культурные остатки оказываются или уничтоженными или трудно доступными для исследования, как например у сел. Камунта в Северной Осетии.

Пышно расцветшая на местной рудной базе к оба некая культура занимает особое место в системе кавказских древностей. Она давно возбудила к себе глубокий интерес со стороны русских и зарубежных ученых. Неповторимое своеобразие богатого ассортимента оригинальных бронзовых предметов принесло Северному Кавказу мировую известность. Большую роль в популяризации кобанской культуры сыграл V Археологический съезд, который состоялся в 1881 г. в Тифлисе.

Наиболее типичной формой погребального сооружения раннего этапа кобанской культуры является прямоугольная могила, обложенная каменными плитами или булыжником и накрытая плитой. В такой каменный ящик погребенного клали в положении скорченном, на левом либо на правом боку. По проработанным мною статистическим методом дневникам раскопок памятников кобанской культуры, устанавливается произвольная ориентировка погребенных. Как и в мужских, так и в могилах женских в качестве сопровождающего инвентаря находилось огромное количество бронзовых предметов - оружие и украшения.

В более ранний период железное оружие встречалось чрезвычайно редко. Головные уборы украшались бронзовыми мелкими круглыми бляшками. На руках, а иногда на ногах были надеты различные бронзовые браслеты. Руки, кроме того, были украшены спиральными наручниками и налокотниками. Шеи женщин украшали ожерелья из сердоликовых и бронзовых бус. Разнообразными фибулами (застежками) и крупными стержневыми булавками скреплялись одежды. Умерших опоясывали пластинчатыми бронзовыми поясами, скреплявшимися высокими и массивными пряжками, нередко украшенными железной инкрустацией. Из оружия - резко выделялись бронзовые топоры чрезвычайно оригинальной формы и разнотипные кинжалы. Кроме того, с умершими клали множество разнообразных привесок, в виде животных птиц, глиняную, но порой раз и посуду бронзовую.

Первоначально памятники, относящиеся к кобанской культуре, были обнаружены только на территории Северной Осетии. Дальнейшими же исследованиями было установлено, что действительная область распространения кобанской культуры несомненно гораздо шире «области, простирающейся на несколько десятков верст на запад от Военно-Грузинской дороги и почти совпадающей с современной Осетией», как ограничивали территорию распространения этой культуры прежние исследователи.

В своей основе кобанская культура больше всего отражает особенности культуры горных и предгорных районов Северного Кавказа, но изредка, особенно в поздний период, ее элементы встречаются даже в степных районах края вплоть до Моздокской степи, откуда известны бронзовые топоры кобапского типа, хранящиеся в музеях городов Орджоникидзе и Нальчика.

В восточном от Осетии направлении эта культура, хотя и слабее, но также прослеживается в пределах горной и предгорной полосы Чеченских и Ингушских республик вплоть до Дагестана, откуда еще Д. Н. Анучину были известны случайные находки предметов кобанской культуры. Нужно учитывать еще и крайне слабую изученность археологами территории Чеченских и Ингушских республик, к изучению которой присту плен о только теперь. Особенно показательны в этом отношении, правда, более поздние могильники: у станицы Нестеровской, у сел. Мужичи (б. Луговое) или у сел. Истп-су. расположенного в км к востоку от г. Грозного, не считая случайных очень интересных находок, как например, найденной Л. П. Семеновым в 1927 г. бронзовой фигурки оленя из сел. Джерах или бронзовых поясных пряжек из сел. Атаги (таблицы II и III). Здесь кобанская культура соприкасается с синхронной ей, вновь открытой культурой северо-восточного Кавказа - каякентско-хорочоевской.

Наоборот, в западных от Осетии районах кобанская бронза представлена богато. Местонахождения могильников, поселений и отдельных предметов кобанского типа, выявленные В. Ф. Миллером, позже П. Г. Акритасом, К. Э. Гриневичем и автором данной работы, стали известны и по долинам рек Малки, Чегема, Черека, Баксана и другим горным ущельям Кабардино-Балкарской республики. Подобные памятники известны и из западных районов Пятигорья вплоть до Теберды. Их исчерпывающе описал и определил А. А. Иессен. Отдельные, но очень выразительные находки кобанской культуры из этих районов хранятся в музеях нашей страны и в особенно большом числе в музеях Нальчика и Пятигорска (табл ицы IV я V).

Это случилось еще в прошлом веке. В горном селении Кобан река размыла древние могилы. В далеком прошлом люди верили, что после смерти их ждет загробная жизнь. Поэтому все необходимые вещи клали в могилу вместе с хозяином. Из разрушенных могил посыпались бронзовые вещи невиданной красоты. Селение Кобан прославилось на весь мир. Знаменитые ученые и художники восхищались кобанскими находками. Лучшие музеи хотели украсить свои витрины этой чудесной бронзой.
Вскоре похожие вещи нашли и в других местах. Так была открыта неизвестная древняя культура.
Культура-это все, что создано человеком. Культура-это и сказки, и песни. И дома, и одежда. И, конечно, орудия труда и другие нужные людям вещи. Бронзовые предметы из Кобана сделаны больше трех тысяч лет назад. Никто не знает имя народа, жившего тогда на Центральном Кавказе. Поэтому найденные вещи называют кобанской культурой, а их создателей-кобанцами.
Кобанцы жили в горных долинах и на равнине у подножия гор. Стены домов они плели из прутьев и ветвей, а потом обмазывали глиной. Улицы селений выкладывали булыжником. На лугах паслись овцы, коровы и лошади. Скотоводство было главным занятием кобанцев. Но они умели пахать землю и выращивали ячмень, пшеницу, просо.
Любимым развлечением мужчин была охота. Хорошо обученные собаки преследовали зверя, а охотники поражали его стрелами.
Кобанцы носили грубую одежду из кожи и шерстяной ткани. Искусные гончары лепили посуду с красивым узором. Опытные мастера добывали медную руду и плавили медь.
Как и другие древние народы, кобанцы жили в согласии с природой. Не нарушая этого согласия, они познавали природу и учились у нее. Поэтому кобанские мастера и стали настоящими художниками. А сде­ланные ими вещи превратились в прекрасные произведения искусства.

Материалом для мастеров-художников служила бронза. Кобанская бронза-это сплав меди и олова. Из бронзы делали орудия труда, оружие, множество других важных вещей. В те далекие времена еще не умели использовать железо. А бронза была удобнее и тверже других материа­лов.
До наших дней сохранились в земле топоры и мотыги, серпы, кинжа­лы, наконечники копий. На почетном месте стоят в музеях фигурки людей и животных. Как будто ждут хозяев кобянские пояса, пряжки, булавки и пуговицы. Многие вещи украшены рисунками. Часто встречаются изображения собаки, лошади, оленя, рыбы, птицы, змеи.
Каждый рисунок имел свое значение. Иногда можно догадаться, что хотел выразить древний мастер. Наверное, кобанцы верили в волшебную силу змеи. Есть такое осетинское поверье-о приносящей счастье Бусине Желаний. Эту бусину нужно силой отобрать у ядовитой змеи.
Нас и сегодня радуют прекрасные рисунки и красивая форма кобанских вещей. Искусство всегда необходимо и понятно человеку. Через тысячи лет передали нам древние мастера чудесное наследство и бессмертную память о своем народе.

Верхний Кобан это небольшое селение известное далеко за пределами Северной Осетии. Здесь в конце шестидесятых и начале семидесятых годов XIX века были найдены предметы материальной культуры «бронзового века».

Памятники этой культуры получившей название кобанской, впервые были обнаружены в 1869 году в размыве края одной из террас левого берега реки Гизельдон.

Из многочисленных каменных ящиков с погребенными в них костяками и массой изделий из бронзы местным жителем Хабошем Кануковым была составлена коллекция, направленная им в Кавказский музей Тифлиса.

Начало систематических раскопок и первое научное описание найденных предметов было сделано русским археологом Филимоновым в 1877 году. Позднее эти памятники изучались русскими археологами А. С. Уваровым, П. С. Уваровой, В. Б. Антоновичем и многими другими.

Богатство и своеобразие форм вещевого инвентаря кобанского могильника привлекли внимание историко-археологических кругов многих стран мира. В 1880 году в окрестностях села Верхний Кобан работали немецкий ученый Р. Вирхов и французский Э. Шантр.

Кобанская бронза явилась одной из ведущих тем, обсуждаемых в 1881 году на V съезде археологов в Тифлисе. Тогда же было определено и время существования этой культуры. Кобанская культура — это эпоха с II-I тысячелетия до IV-III веков до нашей эры.

Памятники кобанской культуры, разных стадий ее развития, находятся и в других районах Северной Осетии: селениях Камунта, Кумбулта, Чми, распространяются на Южную Осетию, Чечено-Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Ставрополье, Закавказье, охватывая территорию от верховьев Кубани до Дагестана.

Основными предметами, найденными в кобанских могильниках, являются длинные боевые топоры изогнутой формы с овальным отверстием для рукоятки и дугообразные фибулы (застежки), встречающиеся как в женских, так и в мужских погребениях. Предметы вооружения художественно орнаментированы геометрическими фигурами и изображениями животных.

Наряду с изделиями из бронзы (поясами, употреблявшимися для ношения кинжала, серпами, поясными пряжками, браслетами, серьгами, бусами, удилами) Кобанская культура дала много глиняной посуды, украшенной линейным и животным орнаментом.

Носители кобанской культуры занимались скотоводством, охотой и примитивным «мотыжным» земледелием. Относительно высоко была развита металлургия. Кобанцы вели оживленные торговые отношения со многими культурными центрами.

Древние аланские племена, а также появившиеся в более поздние эпохи племена скифов и сарматов создали богатую материальную культуру, легшую в основу памятников северокавказских аланских племен - прямых предков осетинского народа.

Предметы изделий из бронзы кобанской культуры в большом количестве находятся в экспозиции и фондах крупнейших музеев нашей страны - Московском историческом, в Эрмитаже, а также в Тбилисском, Ставропольском, Пятигорском, Владикавказском, и многих других краеведческих музеях страны. Имеются коллекции предметов из кобанских могильников и во многих крупных музеях Европы и США.

«Кобанская культура, - пишет Е. И. Крупнов, - яркая, весьма своеобразная древняя история Северного Кавказа. Она создана, несомненно, талантливым населением края, внесшим свою лепту в общую сокровищницу культуры древнего цивилизованного мира. По нашему глубокому убеждению, углубленное изучение кобанских древностей, как исторических источников, может вознаградить сторицей и историка-археолога, и этнографа, и искусствоведа.

Материал кобанской культуры настолько богат, оригинален, ярок и специфичен, что его хватит всем для изучения его в самых разнообразных аспектах.

Кобанская культура самое замечательное явление древней истории Кавказа и мы уверены, что изучение форм этой древней и яркой цивилизации позволит выявить глубокие истоки живой и самобытной культуры современных народов Северного Кавказа...»

КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура позднего бронзового - раннего железного веков северной и центральной части Большого Кавказского хребта (территория Северной и Южной Осетии, прилегающие районы Грузии, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, западные районы Чечни, юг Ставрополья).

Первые находки опубликованы Н. В. Ханыковым и П. С. Савельевым в 1849-1850. Названа по могильнику у села Верхний Кобан (ныне Северная Осетия, Россия), открытому в 1869 году, раскопки начаты Г. Д. Филимоновым в 1877. Хронологическое определение дано А. С. Уваровым в 1881. В 1940-60-х годах Е. И. Крупнов определил границы, выделил 3 локальных варианта, предложил периодизацию кобанской культуры, уточнённую В. И. Козенковой. Ныне кобанскую культуру и колхидскую культуру нередко рассматривают как кобано-колхидскую культурно-историческую общность, в рамках которой выделяются западная, центральная, восточная, южная кобанская культура. Формирование кобанской культуры имело полицентричный характер и происходило на основе так называемых протокобанских древностей (2-я - 3-я четверть 2-го тысячелетия до нашей эры), в которых выделяются дигорская культура и другие культурные очаги. Сложившись в 12-11 веках, кобанская культура в 10 веке распространилась на территорию современной Ингушетии и Чечни. Выделяют периоды: ранний (11-10 века), классический (10 - начало 7 века), позднекобанский (середина 7 - 4 века). В 8-6 веках до нашей эры кобанские племена тесно взаимодействовали с киммерийцами и скифами, принимая участие в их походах (смотри также «Киммерийский период»), и кобанская культура приобрела некоторые черты скифской археологической культуры, сохраняя местную основу. Позднее началась сарматизация кобанской культуры.

Поселения на холмах или в горной местности имели террасную планировку; зафиксированы кварталы, мощёные улицы, культовые участки (в том числе с врытыми в землю каменными идолами), очаги, гончарные и металлургические горны; характерны турлучные (деревянные, обмазанные глиной) прямоугольные дома на каменном фундаменте. Святилища с культовыми приношениями; жертвенники на могильниках; клады, в том числе, вероятно, культовые. Преобладают грунтовые могильники с каменными ящиками, грунтовыми ямами, иногда обложенными камнями, каменными склепами; скорченные на боку погребения с различной ориентировкой. Часто встречаются остатки заупокойной пищи; известны погребения с конём. Редко встречаются подкурганные гробницы, коллективные захоронения, трупосожжения (с протокобанской эпохи). В центральной кобанской культуре преобладают лепные (на поздних этапах появляется круговая керамика) высокие корчаги с расширенным туловом и узким горлом, кувшины, миски, кружки, кубки с геометрическим орнаментом, косыми каннелюрами, налепными шишечками, лощением. Для западной кобанской культуры показательны корчаги и баночные сосуды с семечковидными и ногтевыми вдавлениями по всему тулову. Особенность восточной кобанской культуры - налепной орнамент, представленный иногда композициями. Керамика южной кобанской культуры (миски, кружки и банки с ручкой, часто зооморфной, бедный орнамент) резко отличается от северокавказской и близка посуде с памятников на территории Восточной Грузии. Характерны бронзовые топоры с молоточковидным или клиновидным обухом, прямым или дважды изогнутым корпусом, кинжалы (иногда биметаллические), копья, булавы, цилиндрические молоты, дугообразные фибулы, прямоугольные и бабочковидные поясные пряжки, гривны с закрученными концами, браслеты, булавки и бляхи различных типов, спирали-накосники, колокольчики, удила и псалии, разнообразная посуда, зооморфная и реже антропоморфная пластика. Известны секиры и скипетры, нагрудники-«пекторали» и орнаментированные пояса, «штандарты» (навершия культовых посохов). С 9/8 веков до нашей эры появляются железные изделия. Для центральной и южной кобанской культуры в 10-8 веках до нашей эры типична орнаментация топоров и пряжек гравированным орнаментом (геометрические мотивы, изображения собак, лошадей, оленей, змей), иногда инкрустация; выделяется 2 варианта стиля. В позднекобанских памятниках часто встречаются предметы, выполненные в зверином стиле, сочетающем скифские, савроматские и местные черты. Орудия представлены серпами, ножами, оселками, зернотёрками, пряслицами. Хозяйство основано на земледелии и животноводстве, было отгонное скотоводство.

Лит.: Материалы по археологии Кавказа. М., 1900. Вып. 8; Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960; Виноградов В. Б. Центральный и Северо-Восточный Кавказ в скифское время. Грозный, 1972; Техов Б. В. Центральный Кавказ в XVI-Х вв. до нашей эры М., 1977; Козенкова В. И. Культурно-исторические процессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и в раннем железном веке. М., 1996; Скоков А. Ю. К вопросу об эволюции декора кобано-колхидских бронзовых топоров // Древности Евразии. М., 1997; Дударев С. Л. Взаимоотношения племен Северного Кавказа с кочевниками Юго-Восточной Европы в предскифскую эпоху. Армавир, 1999; Мошинский А. П. Древности Горной Дигории. VII-IV вв. до нашей эры М., 2006.