Одним из самых удивительных произведений Кафки является рассказ «Превращение» (1916). Удивительно уже первое предложение рассказа: “Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое”. О превращении героя сообщается без всякого введения и мотивировки. Мы привыкли, что фантастические явления мотивируются сновидением, но первое слово рассказа, как назло, - “проснувшись”. В чём причина столь невероятного происшествия? Об этом мы так и не узнаем.

Но удивительнее всего, по замечанию Альбера Камю, отсутствие удивления у самого главного героя. “Что со мной случилось?”, “Хорошо бы ещё немного поспать и забыть всю эту чепуху”, - поначалу досадует Грегор. Но вскоре смиряется со своим положением и обликом - панцирно-твёрдой спиной, выпуклым чешуйчатым животом и убогими тонкими ножками.

Почему Грегор Замза не возмущается, не ужасается? Потому что он, как и все основные персонажи Кафки, с самого начала не ждёт от мира ничего хорошего. Превращение в насекомое - это лишь гипербола обычного человеческого состояния. Кафка как будто задаётся тем же вопросом, что и герой «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского: “вошь” ли человек или “право имеет”. И отвечает: “вошь”. Более того: реализует метафору, превратив своего персонажа в насекомое.

Известно высказывание Л.Н. Толстого о прозе Л.Андреева: “Он пугает, а мне не страшно”. Кафка, напротив, никого не хочет пугать, но читать его страшно. В его прозе, по словам Камю, “безмерный ужас порождается <…> умеренностью”. Чёткий, спокойный язык, как ни в чём не бывало описывающий портрет на стене, вид за окном, увиденные глазами человека-насекомого, - это отстранение пугает гораздо больше, чем крики отчаянья.

Гипербола и реализованная метафора здесь не просто приёмы - слишком личный смысл в них вкладывает писатель. Неслучайно так похожи фамилии “Замза” и “Кафка”. Хотя в разговоре со своим другом Г.Яноухом автор «Превращения» и уточняет: “Замза не является полностью Кафкой”, - но всё же признаёт, что его произведение “бестактно” и “неприлично”, потому что слишком автобиографично. В своём дневнике и «Письме отцу» Кафка подчас говорит о себе, о своём теле почти в тех же выражениях, что и о своём герое: “Моё тело слишком длинно и слабо, в нём нет ни капли жира для создания благословенного тепла”; “…Я вытягивался в длину, но не знал, что с этим поделать, тяжесть была слишком большой, я стал сутулиться; я едва решался двигаться”. На что более всего похож этот автопортрет? На описание трупа Замзы: “Тело Грегора <…> стало совершенно сухим и плоским, и это по-настоящему стало видно только теперь, когда его уже не приподнимали ножки…”

Превращением Грегора Замзы доведено до предела авторское ощущение трудности бытия. Человеку-насекомому непросто перевернуться со спины на ножки, пролезть в узкую дверную створку. Прихожая и кухня становятся для него почти недосягаемыми. Каждый его шаг и манёвр требует огромных усилий, что подчёркнуто подробностью авторского описания: “Сперва он хотел выбраться из постели нижней частью своего туловища, но эта нижняя часть, которой он, кстати, ещё не видел, да и не мог представить себе, оказалась малоподвижной; дело шло медленно”. Но таковы и законы кафкианского мира в целом: здесь, как в кошмарном сне, отменён автоматизм естественных реакций и инстинктов. Персонажи Кафки не могут, как Ахиллес в известной математической загадке, догнать черепаху, не в состоянии пройти из пункта А в пункт В. Им стоит огромных усилий управляться со своим телом: в рассказе «На галёрке» ладоши у хлопающих “на самом деле - как паровые молоты”. Весьма характерна загадочная фраза в дневнике Кафки: “Его собственная лобная кость преграждает ему дорогу (он в кровь разбивает себе лоб о собственный лоб)”. Тело здесь воспринимается как внешнее препятствие, едва ли преодолимое, а физическая среда - как чуждое, враждебное пространство.

Превращая человека в насекомое, автор выводит ещё одно неожиданное уравнение. Даже после того, что с ним случилось, Грегор продолжает мучаться прежними страхами - как бы не опоздать на поезд, не потерять работу, не просрочить платежи по семейным долгам. Человек-насекомое долго ещё беспокоится, как бы не прогневить управляющего фирмы, как бы не огорчить отца, мать, сестру. Но в таком случае - какое же мощное давление социума испытывал он в своей былой жизни! Его новое положение оказывается для Грегора едва ли не проще прежнего - когда он работал коммивояжёром, содержал своих родных. Свою печальную метаморфозу он воспринимает даже с некоторым облегчением: с него теперь “снята ответственность”.

Мало того, что общество воздействует на человека извне: “И почему Грегору суждено было служить в фирме, где малейший промах вызывал сразу самые тяжкие подозрения?” Оно ещё внушает чувство вины, воздействующее изнутри: “Разве её служащие были все как один прохвосты, разве среди них не было надёжного и преданного человека, который, хоть он и не отдал делу несколько утренних часов, совсем обезумел от угрызений совести и просто не в состоянии покинуть постель?” Под этим двойным прессом - не так уж “маленький человек” далёк от насекомого. Ему только и остаётся забиться в щель, под диван - и так освободиться от бремени общественных обязанностей и повинностей.

А что же семья? Как родные относятся к ужасной перемене, происшедшей с Грегором? Ситуация парадоксальна. Грегор, ставший насекомым, понимает родных ему людей, старается быть деликатным, чувствует к ним, вопреки всему, “нежность и любовь”. А люди - даже не стараются его понять. Отец с самого начала проявляет враждебность по отношению к Грегору, мать - растерянна, сестра Грета - старается проявить участие. Но это различие реакций оказывается мнимым: в конце концов семья объединяется в общей ненависти к уродцу, в общем желании избавиться от него. Человечность насекомого, животная агрессия людей - так привычные понятия превращаются в собственную противоположность.

Автобиографический подтекст «Превращения» связан с отношениями Кафки и его отца.

Финал рассказа философ Морис Бланшо назвал “верхом ужасного”. Получается своего рода пародия на “happy end”: Замзы полны “новых мечтаний” и “прекрасных намерений”, Грета расцвела и похорошела - но всё это благодаря смерти Грегора. Сплочённость возможна только против кого-то, того, кто более всего одинок. Смерть одного ведёт к счастью других. Люди питаются друг другом. Перефразируя Т.Гоббса (“человек человеку - волк”), можно так сформулировать тезис Кафки: человек человеку - насекомое.

“Классическая трагедия и трагедия последующих веков предполагали трагическую вину героя или трагическую ответственность за свободно им выбираемую судьбу, - писала Л.Гинзбург. - ХХ век принёс новую трактовку трагического, с особой последовательностью разработанную Кафкой. Это трагедия посредственного человека, бездумного, безвольного <…> которого тащит и перемалывает жестокая сила”.

В рассказе о человеке-насекомом многое удивляет. Но ни разрыв логических связей, ни отсутствие мотивировки, ни пугающая странность гипербол, реализованных метафор, парадоксов - всё это не исчерпывает глубины кафкианского абсурда. Любая интерпретация Кафки сталкивается с неизбежным противоречием (предложенная выше, конечно, - не исключение) - загадки без ключа. Так, «Превращение» походит на притчу, аллегорический рассказ - по всем признакам, кроме одного, самого главного. Все толкования этой притчи так и останутся сомнительными. Это принципиально необъяснимая аллегория, притча с изъятым смыслом: “Чем дальше мы продвигаемся в чтении <…> тем больше убеждаемся, что перед нами развёртывается прозрачная аллегория, которой вот-вот мы угадаем смысл. Этот смысл, он нам нужен, мы его ждём, ожидание нарастает с каждой страницей, книга становится похожей на кошмар за минуту перед пробуждением, - но пробуждения так и не будет до конца. Мы обречены на бессмыслицу, на безысходность, непробудную путаницу жизни; и в мгновенном озарении вдруг мы понимаем: только это Кафка и хотел сказать”.

Но в этом нет произвола. Писатель точно подмечает провалы смысла в реальном, окружающем нас мире.

Возьмем к примеру его известный рассказ "Превращение". Всем известно, что этот рассказ начинается с того, что мелкий комивояжер Грегор Замза однажды утром просыпается как бы и самим собой Грегором Замзой, сознание Грегбра Замзы, но внешне он просыпается огромным насекомым. Он превращается в насекомое, и далее следует такое вот клиническое описание жизни этого насекомого и людей, которые его окружают. Там и ужас, и возмущение, и отвращение, и страх Замзы, и так далее, и тому подобное. Все что угодно. Все описано чрезвычайно подробно, все очерчено, все обсказано, как там его служанка, которая убирает в комнате пытается каждый раз шваброй его шваркнуть за голову, потому что он ей страшно не нравится, втихоря естественно, потому что он все же хозяин, хотя и насекомое. Все описано, вот такие мельчайшие детали, кроме одной единственной вещи - никто, ни Замза, ни те, кто его окружает не задаются ни разу одним единственным вопросом: "Почему?", "Как так получилось, что Замза стал насекомым?". Каждый из них, в принципе, принимает это, как кошмар, трагедию, как позор семьи, и так далее, но никто не задает вопроса: "Почему?". Все принимают это, как данность. А в мире, где как данность принимается превращение человека в насекомое, этот мир мы "своим" признать не можем. Наше уже читательское "Я" оно этому будет сопротивляться. И вот отсюда возникает ощущение того, что это мир и "наш", и "не наш". Это мир Кафки. Он знаком, и он чужой. В нем есть все, что есть у нас, и есть что-то, нельзя сказать фантастическое, это не фантастика, конечно, в нем есть что-то странное, в нем есть что-то абсурдное вот в этом философском смысле. Вот так произошло. Никто не спрашивает: "Почему?" -просто потому что событие происходит. Все. Вот это и есть абсурдизм. Событие происходит. Оно не хорошее, не плохое, оно ни чем не вызвано, но оно есть, и мы его принимаем.


Похожая информация.


Грегор Замза является главным персонажем повести Франца Кафки «Превращение». Его трагическая участь заставляет подумать о жизни. Метаморфозы, случившиеся с ним, на самом деле являются отражением того состояния, в котором он пребывал все время. Ничего не изменилось, только в начале рассказа читатель считает Грегора человеком, а позже начинает понимать, что он был и остается насекомым.

Смысл повести «Превращение»

С самого начала эта короткая фантасмагорическая повесть повергает читателя в состояние глубокого эстетического шока.

В первом же предложении, где Грегор Замза просыпается утром и обнаруживает, что он вдруг стал насекомым, описывается ситуация, противоречащая здравому смыслу. Но именно эта деталь, описанная Кафкой в повествовательной манере с неприкрытой демонстративной «неэстетичностью», заставляет вздрогнуть и как будто пробудиться. Отвращение, вызываемое у читателя подробным описанием жука с человеческий рост с его хитиновым телом и множеством тонких лапок, шевелящихся на брюшке, чуть позже сменяется ощущением правдоподобности и даже некоторой обыденности. Начинаешь осознавать всю горькую прозаичность жанрового своеобразия повести. Пронзительный сюжет, разворачивающийся больше внутри человека-насекомого, чем снаружи, заставляет читателя полностью погрузиться в его и переживания.

Что собой представляет главный герой

Грегорв повести отражает образ человека, живущего жизнью, которой живут многие, не осознавая этого. Он обычный коммивояжер - торговец сукна. Материальные трудности заставили его мириться с ненавистной работой, а сил для этого придавала мечта, что он сможет обеспечить всем необходимым свою семью и дать возможность учиться любимой сестренке. «Только бы не пришлось терпеть лишения семье», - с этими мыслями каждое утро просыпался Грегор Замза. Характеристика его с самого начала толкает на мысль о незавидной участи героя. Разорившийся отец, больная мать и семнадцатилетняя сестренка полностью зависели от него. Впрочем, он сам взвалил на себя всю ответственность за их благополучие. Его мучили терзания и постоянные переживания о других.

За благополучие всех отвечал только Грегор Замза. Образ героя олицетворяет человека совестливого и крайне ответственного. Даже увидев, каким стало его тело, он переживает лишь о том, что теперь не сможет работать и подведет свою семью. Когда после пробуждения он услышал, как к нему ломится управляющий, он и пытается объясниться с ним.

Грегор Замза. Характеристика персонажа

Чуткий, внимательный, отзывчивый и добрый - таким видится читателю центральный персонаж. Его описание поначалу не вяжется с образом ужасного насекомого. Но мучительные реалии его существования заставляют сопереживать герою. Теперь трудно разобрать, кому сопереживаешь больше - насекомому с человеческой душой или человеку, живущему, как насекомое. Ведь превращение героя - это на самом деле всего лишь отражение его внутреннего состояния, в котором он так давно пребывает.

Похоже, что с Грегором произошло не превращение, а воссоединение внешнего и внутреннего ощущения. Для его родных перемена во внешнем облике как будто становится последним штрихом в его «насекомости». Когда Замза падает в своей комнате, не справившись с изменившимся телом, управляющий констатирует, что «там что-то упало». Видя, что сын опаздывает на работу, его родные нараспев повторяют его имя, напоминающее обращение к животному. Для родных он уже давно потерял человеческий облик. Теперь это пришлось осознать и Грегору. Впрочем, все эти и другие истины герой познает уже в обличье насекомого. Смерть главного персонажа знаменует собой конец того чистого и человечного, что было внутри его семьи. И это приносит нескрываемое облегчение его близким, которых он так любил. Мучительной и одинокой смертью умирает Грегор Замза.

«Превращение». Цитаты из рассказа

Много сложных мыслей таится в простых отрывках из повести. Произведения Кафки часто характеризуют как «много смысла в небольшом количестве слов».

Грегор после превращения вдруг обнаруживает, что «от спокойного размышления толку гораздо больше, чем от порывов отчаяния». В этих словах раскрывается, насколько бесполезными были поступки Замзы, которыми он так гордился. А основная мысль повести заключается в двух строках: «Кто в мире любит своего ближнего, совершает не большую и не меньшую несправедливость, чем тот, кто любит в мире себя самого».

Двадцатое столетие изменило природу человека, и сама на земле оказалась на грани исчезновения. Две мировые , концлагеря, гибель миллионов стали причиной того, что человеческую жизнь перестала быть высочайшей ценностью.

Франц Кафка физически был оторван от общества. сам загнал себя в глухой угол одиночества, но раненной душой тонко ощущал природу человека, ее сущность и в произведениях старался показать свое видение всего, что происходило вокруг. Герой новеллы «Перевоплощение» - порядочный и добрый . Грегор Замза много работает, все деньги отдает семье, а ближайшие люди радушно принимают от него эту жертву. Они воспринимают это как надлежащее, даже не задумываясь над тем, что у молодого здорового мужчины должна быть собственная жизнь: свой дом, жена, дети. Грегор рано встает, тяжело работает, и его заработки дали возможность семье жить в благополучии, иметь прислугу, не задумываться над будущим. И однажды произошло непоправимое. Грегор превратился в насекомого, его перестали понимать родители. Он в один миг потерял иллюзию, что его жизнь имеет ценность не только для него, а и еще хотя бы для нескольких людей в этом мире.

Фирма олицетворяет все общество. Руководитель фирмы остался глухим к мольбам самого старательного рабочего. Фирма, а значит, и общество отвернулись под Замзы.
Ближайшие Грегору люди тоже остались глухими к горю сына и брата. Отец, увидев, во что превратился сын, схватил палку и стал запихивать его в комнату, а потом бросал в него твердые большие яблоки, пока не покалечил. Мать сначала падала в обморок, когда видела сына, а потом будто смирилась с его несчастьем и перестала интересоваться состоянием Грегора. Единственным человеком, который на самом деле сочувствовал, была сестра, совсем молодая девушка, но пройдет немного времени, она первой заговорит о том, что от Грегора нужно как-то избавиться. Она не могла точно знать, понимает ее брат, но даже дверей гостиной не затворила, чтобы он услышал ее приговор. Семья формально будто еще проявляли заботу о Грегоре: ставили пищу, прибирали в комнате. Но никто не интересовался, почему он ничего не ест, а уголки комнаты были устелены пылью. И все же герой не только не обижался на родителей и сестру, он с удовольствием вспоминал, сколько успел сделать для семьи и что еще надеялся сделать в ближайшее время, если б не случилось с ним такой беды. Он мечтал отдать сестру в консерваторию, ведь она любила музыку и хорошо играла на скрипке.

Свое Грегор видел в том, чтобы его семья жила зажиточно, без материальных проблем.

И вот насекомое тихо умирает в своей комнате, а семья облегченно вздохнула, ведь теперь они могут жить только своей жизнью.

Оказалось, что в них есть небольшие средства для того, чтобы продержаться некоторое время, не думая о бедности. Отец забыл о своей старости и снова пошел работать, мать, хотя и больная астмой, но еще в состоянии работать, сестра зарабатывала неплохие деньги в магазине. Никто не упал в отчаяние, мир не перевернулся от того, что умерший человек-насекомое. Все осталось так, как и было.

Кто же виноват в этой смерти? Общество? Семья? Нет! Ведь никто не хотел, чтобы с Грегором Замзой случилось такое несчастье. Он как человек, как , как высшее создание Божье умер не в миг преобразования, а тогда, когда решил забыть о себе, о своей жизни. Нельзя посвящать свою жизнь кому-нибудь или чему-нибудь. Необходимо хоть чуточку любить себя, думать о своей душе, и тогда человеческая природа не даст превратиться кому-нибудь в насекомого.

Герой новеллы Грегор Замза из-за постоянных забот о материальном благосостоянии семьи не заметил, как превратился в насекомого. Беспомощный в своем настоящем состоянии, он вспоминает прошлые успехи.

Когда-то Грегор Замза выполнял свой гражданский долг перед обществом. Он был в армии, о чем напоминает фотография, где он «лейтенант, который, положив руку на эфес шпаги, беззаботно улыбается и вызывает уважение своей выправкой и мундиром».
Потом юноше, чтобы отдать долги отца, пришлось работать коммивояжером в фирме. Эта работа была очень трудной. Изо дня в день дорога. Ужасная езда, «…морока с пересадками, нерегулярная плохая пища, каждый раз новые, чужие, равнодушные люди». Ему приходилось каждый день вставать засветло, чтобы стремглав бежать на станцию на ранний поезд, который отходил в пятой утра.

Грегор за свою пятилетнюю службу ни разу не болел, и, даже когда чувствовал себя нехорошо, не жаловался, не прогуливал, ведь тогда пришлось бы обращаться к врачу из больничной кассы, который всех людей считал абсолютно здоровыми, только ленивыми. Да и общение с шефом принесло бы лишь неприятности, ведь тот говорит с людьми, сидя на высокой конторке, а подчиненные должны подходить вплотную, так как шеф плохо слышит, и ловить взгляд сурового начальника, смотря снизу вверх. Грегору приходилось служить в фирме, где наименьший промах вызвал ужаснейшие подозрения, будто служащие все как один были негодяями. И хотя Замза все свое время посвящал работе, утомлялся так, что, добравшись домой, не мог даже некоторое время посвятить себе, на фирме считали, что результаты его работы были неудовлетворительными. Управляющий, который пришел узнать, почему Грегор не поехал ранним поездом, не хочет слышать никаких оправданий.

Он не слушает, когда юноша просит его не докладывать начальству, пожалеть родителей и сестру, посмотреть на тяжелое материальное состояние семьи. Он попал в беду, но выкарабкается из нее, только бы не ухудшилось и без того трудное положение. Грегор унижается, просит заступиться за него перед шефом, объясняет, что коммивояжеров не любят, так как считают, что те зарабатывают неистовые деньги. На них сыплется клевета, а они не могут защитить себя, ведь круглый год находятся вне фирмы. Мысль шефа о служащем зависит от того, что ему доложит управляющий. Но управляющий не захотел слушать Грегора, ведь перед собой он видел не человека, а насекомого, которое не имеет права голоса, не может само решать свою судьбу. Он должна только работать и не нарушать дисциплину. Управляющий не очень испугался нового вида Грегора, ведь для него юноша всегда был насекомым. Он отвернулся, едва только Грегор заговорил, и смотрел на него через плечо. Убежденный в равнодушии управляющего, молодой Замза готов даже силой остановить начальника, чтобы все-таки уговорить того взглянуть на его настоящее состояние. И что может сделать он, насекомое, против равнодушия, пренебрежения, презрения сильных мира сего. До «перевоплощения» Грегор считал себя членом общества, любящим сыном, братом, и вдруг оказалось, что все это обман, иллюзия. Он - насекомое, беспомощное существо, которое испытает поражение в борьбе за право на жизнь.

Ф. Кафка - пессимист. Он не верит в то, что человек может быть счастливым. Писатель считает, что беда ждет каждого, и как только настанет благоприятный момент, она уничтожит всех. Он не дает человеку наименьшего шанса на волеизъявление, на смену жалкого положения. Читателю остается только сочувствовать человеку-насекомому, которое напрасно бьется в сетях жизни.

Неординарный дневник, который Франц Кафка вел всю свою жизнь, дошел до нас благодаря, как ни странно, предательству Макса Брода, его друга, поклявшегося сжечь все произведения писателя. Он прочитал и … не смог выполнить обещанное. Настолько потрясло его величие едва не уничтоженного творческого наследия.

С тех пор Кафка стал брендом. Мало того, что его проходят во всех гуманитарных вузах, он стал популярным атрибутом нашего времени. Он вошел не только в культурный контекст, но и в моду среди мыслящих (и не очень) молодых людей. Черная меланхолия (которую многие используют, как китчевую футболку с выпендрежным изображением Толстого), не конвейерная живая фантазия и убедительные художественные образы привлекают даже неопытного читателя. Да, он торчит на ресепшене первого этажа небоскреба и тщетно пытается узнать, где лифт. Однако немногие поднимаются до пентхауса и вкушают полноценное удовольствие от книги. К счастью, всегда найдутся девушки за стойкой, которые все объяснят.

Об этом написано много, но зачастую витиевато и рассредоточено, даже поиск по тексту не помогает. Мы рассортировали всю найденную информацию по пунктам:

Символика цифры «3»

«Что же касается символики «три», которой столь увлечен Набоков, может быть, следует присовокупить к его объяснениям также и вовсе простое: трельяж. Пусть это всего-навсего - три зеркала, повернутые под углом друг к другу. Может быть, одно из них показывает событие с точки зрения Грегора, другое - с точки зрения его семейства, третье - с точки зрения читателя»

Феномен в том, что автор бесстрастно, методично описывает фантастическую историю и дает читателю выбор между отражениями его сюжета, мнениями о нем. Люди представляют себя напуганными мещанами, беспомощными насекомыми и незримыми наблюдателями этой картины, которые выносят свое суждение. Трехмерное пространство автор воспроизводит с помощью своеобразных зеркал. Они не упомянуты в тексте, их представляет сам читатель, когда пытается дать взвешенную нравственную оценку происходящему. Всего три ипостаси линейного пути: начало, середина, конец:

«Связывая новеллу с микрокосмом, Грегор представлен как триединство тела, души и разума (или духа), а также волшебного – превращение в насекомое, человеческого – чувства, мысли, и природного – внешний вид (тело жука)»

Немота Грегора Замзы

Владимир Набоков, например, считает, что немота насекомого – образ немоты, сопровождающей нашу жизнь: мелочное, суетливое, вторичное обсуждается и перемалывается часами, но сокровенные мысли и чувства, основа человеческого естества, остаются в глубинах души и умирают в безвестности.

Почему насекомое?

Ни в коем случае не таракан и не жук! Кафка намеренно путает любителей естествознания, перемешав все признаки членистоногих тварей, ему известных. Таракан это или жук – не имеет принципиального значения. Главное, образ ненужного, бесполезного, противного насекомого, который лишь мешает людям и омерзителен, чужероден им.

«Из всего человечества Кафка имел здесь в виду одного себя - никого иного! Это свои семейственные узы он врастил в хитиновый панцирь насекомого. И - видите! - они оказались настолько слабыми и тонкими, что обычное яблоко, брошенное в него, нарушает эту постыдную оболочку и служит поводом (но не причиной!) смерти бывшего любимца и гордости семьи. Конечно, подразумевая самого себя, он рисовал лишь надежды и упования своего семейства, которые всеми силами своей писательской натуры вынужден был дискредитировать - таково уж было его призвание и роковая участь»

Основные темы новеллы «Превращение»

  1. Значительную роль в рассказе играет число три. Рассказ разделен на три части. В комнате Грегора три двери. Его семья состоит из трех человек. По ходу рассказа появляются три служанки. У трех жильцов три бороды. Три Замзы пишут три письма. Я опасаюсь чрезмерно выделять значение символов, ибо, как только вы отрываете символ от художественного ядра книги, она перестает вас радовать. Причина в том, что есть художественные символы и есть банальные, выдуманные и даже дурацкие символы. Вы встретите немало таких глупых символов в психоаналитических и мифологических трактовках произведений Кафки.
  2. Другая тематическая линия — это линия дверей, отворяющихся и затворяющихся; она пронизывает весь рассказ.
  3. Третья тематическая линия — подъемы и спады в благополучии семьи Замза; тонкий баланс между их процветанием и отчаянно жалким состоянием Грегора.

Экспрессионизм. Признаки стиля, представители

Ни для кого не секрет, что творчество Кафки многие исследователи относят к экспрессионизму. Без понимания этого модернистского явления невозможно оценить «Превращение в полной мере».

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») - течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.

Экспрессионизм возник как острая реакция на события того времени (Первая Мировая Война, Революции), Поколение этого периода воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, страх, отчаяние. Распространены мотивы боли и крика.

В живописи

В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. (Это, например, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.)

Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги и фрустрации, которые они передавали при помощи угловатых, искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита.

В 1910 г. группа художников-экспрессионистов во главе с Пехштейном отделилась образовала Новый сецессион. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник», идеологом которой выступал Василий Кандинский. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения.

С приходом к власти Гитлера в 1933 году экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством»,

К экспрессионизму относят таких художников как Эдмонд Мунк и Марк Шагал. И Кандинский.

Литература

Польше (Т. Мичинский), Чехословакии (К. Чапек), России (Л. Андреев), Украине (В. Стефаник) и др.

На немецком языке писали также авторы «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Среди пражских писателей этой группы - Франц Кафка, Густав Мейринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер.

Поэты-экспрессионисты –Георг Тракля, Франц Верфель и Эрнст Штадлер

В театре и танце

А. Стриндберга и Ф. Ведекинда. Психологизм драматургов предыдущего поколения, как правило, отрицается. Вместо индивидуальностей в пьесах экспрессионистов действуют обобщённые фигуры-символы (например, Мужчина и Женщина). Главный герой зачастую испытывает духовное прозрение и восстаёт против фигуры отца.

Помимо немецкоязычных стран, экспрессионистские драмы были популярны также в США (Юджин О’Нил) и России (пьесы Л. Андреева), где Мейерхольд учил актёров передавать эмоциональные состояния с помощью своего тела - резких движений и характерных жестов (биомеханика).

Той же цели передачи острых эмоциональных состояний танцора через его пластику служит экспрессионистский танец модерн Мэри Вигман (1886-1973) и Пины Бауш (1940-2009). Мир балета с эстетикой экспрессионизма впервые познакомил Вацлав Нижинский; его постановка балета «Весна священная» (1913) обернулась одним из самых грандиозных скандалов в истории сценического искусства.

Кинематограф

Гротескные искажения пространства, стилизованные декорации, психологизация событий, акцент на жестах и мимике - отличительные черты экспрессионистского кинематографа, который расцвёл на студиях Берлина с 1920 по 1925 годы. К числу крупнейших представителей этого движения относят Ф. В. Мурнау, Ф. Ланга, П. Вегенера, П. Лени.

Архитектура

В конце 1910-х и начале 1920-х гг. архитекторы северогерманской кирпичной и Амстердамской групп использовали для самовыражения новые технические возможности, которые им предоставляли такие материалы, как усовершенствованный кирпич, сталь и стекло. Архитектурные формы уподоблялись объектам неживой природы; в отдельных биоморфных конструкциях той эпохи видят зародыш архитектурной бионики.

Ввиду тяжелого финансового состояния послевоенной Германии самые смелые проекты экспрессионистских сооружений, впрочем, остались невоплощёнными. Вместо строительства реальных зданий архитекторам приходилось довольствоваться разработкой временных павильонов для выставок, а также декораций театральных и кинематографических постановок.

Век экспрессионизма в Германии и сопредельных странах был краток. После 1925 г. ведущие архитекторы, включая В. Гропиуса и Э. Мендельсона, начинают отказываться от всяких декоративных элементов и рационализировать архитектурное пространство в русле «новой вещественности».

Музыка

Как экспрессионизм отдельные музыковеды описывают поздние симфонии Густава Малера, ранние вещи Бартока и некоторые работы Рихарда Штраусса. Однако чаще всего этот термин применяют к композиторам новой венской школы во главе с Арнольдом Шёнбергом. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским - идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами.

Стилистика Кафки: язык новеллы «Превращение», примеры тропов

Эпитеты яркие, но немногочисленные: «панцирно-твердая спина», «выпуклый, раздавленный дугообразными чешуйками живот», «многочисленно, убого тонкие ножки», «высокая пустая комната пугала».

Другие критики утверждают, что его творчество нельзя отнести ни к одному из «измов»(сюрреализм, экспрессионизм, экзистенциализм), скорее оно соприкасается с литературой абсурда, но тоже чисто внешне. Стиль Кафки (в отличие от содержания) абсолютно не совпадает с экспрессионистским, так как изложение в его работах подчеркнуто суховато, аскетично, в нем отсутствуют какие-либо метафоры и тропы.

В каждом произведении читатель видит балансирование между естественным и необычайным, личностью и вселенной, трагическим и повседневным, абсурдом и логикой. В этом и заключается, так называемая, абсурдность.

Кафка любил заимствовать термины из языка юриспруденции и науки, используя их с иронической точностью, гарантирующей от вторжения авторских чувств; именно таков был метод Флобера, позволявший ему достигать исключительного поэтического эффекта.

Владимир Набоков писал: «Ясность речи, точная и строгая интонация разительно контрастируют с кошмарным содержанием рассказа. Его резкое, черно-белое письмо не украшено никакими поэтическими метафорами. Прозрачность его языка подчеркивает сумрачное богатство его фантазии».

Новелла по форме — реалистическое повествование, но по содержанию организована и подана, как сновидение. В итоге, получается индивидуальный миф. Как в настоящем мифе, в «Превращении» идет конкретно-чувственная персонификация психических особенностей человека.

История Грегора Замза. Различные интерпретации мотива превращения в повести

Владимир Набоков утверждает: «У Гоголя и Кафки абсурдный герой обитает в абсурдном мире». Однако, к чему нам жонглировать термином «абсурдный»? Термины - вроде пришпиленных к стенду бабочек или жуков - при помощи булавки любознательного энтомолога. Ведь «Превращение» - тот же «Аленький цветочек», только - с точностью да наоборот.

Стоит отметить, что само превращение героя в насекомое подводит читателя к сказочному. Обратившись, его может спасти только чудо, какое-то событие или действие, которое поможет снять чары и победить. Но ничего подобного не происходит. Вопреки законам сказки, счастливого конца не случается. Грегор Замза остается жуком, никто не протягивает ему руку помощи, не спасает его. Проецируя сюжет произведения на сюжет классической сказки, Кафка пусть и невольно, но дает понять читателю, что если в традиционной сказке всегда происходит победа добра, то здесь зло, которое отождествлено внешним миром, побеждает и даже «добивает» главного героя. Владимир Набоков пишет: «Единственным спасением, возможно, видится сестра Грегора, которая, поначалу, выступает как некий символ надежды героя. Однако, окончательное предательство фатально для Грегора». Кафка показывает читателю, как исчез Грегор-сын, Грегор-брат, а теперь должен исчезнуть Грегор-жук. Сгнившее яблоко в спине не есть причина смерти, причина смерти – предательство близких, сестры, которая была неким оплотом спасения для героя.

Однажды в одном из писем Кафка сообщает о странном случае, с ним приключившемся. В своей комнате в гостинице он обнаруживает клопа. Явившаяся на его призыв хозяйка весьма удивилась и сообщила, что во всей гостинице ни одного клопа не видно. С чего бы появиться ему именно в этой комнате? Может быть, этот вопрос задал себе и Франц Кафка. Клоп именно в его комнате - это его клоп, его собственное насекомое, как бы его альтер-эго. Не в результате ли подобного происшествия возник замысел писателя, подаривший нам столь замечательную новеллу?

После семейных сцен Франц Кафка месяцами скрывался в своей комнате, не участвуя ни в семейных трапезах, ни в семейном общении другого рода. Так он «наказывал» себя в жизни, так он наказывает Грегора Замзу в новелле. Преображение сына воспринимается семейством как своего рода отвратительная болезнь, а о недомоганиях Франца Кафки постоянно упоминается не только в дневниках или письмах, они - чуть ли не привычная тема на протяжении многих лет его жизни, как бы накликавшая и болезнь смертельную.

Мысль о самоубийстве, довлевшая над Кафкой на перевале как раз тридцатилетия, конечно же, внесла свою лепту в эту новеллу. Детям - в определенном возрасте - свойственно убаюкивать себя после выдуманной или действительной обиды взрослыми мыслью: «вот я умру - и тогда они узнают».

Кафка категорически был против иллюстрации новеллы изображать какое-либо насекомое - категорически против! Писатель понимал, что страх неопределенный многократно превосходит страх при виде известного феномена.

Абсурдная реальность Франца Кафки

Притягательная особенность новеллы «Превращение», как и многих других произведений Франца Кафки, в том, что фантастические, абсурдные события описываются автором, как данность. Он не поясняет, почему коммивояжер Грегор Замза однажды проснулся в своей постели насекомым, не дает оценку событиям и персонажам. Кафка, как сторонний наблюдатель, описывает историю, произошедшую с семейством Замза.

Превращение Грегора в насекомое продиктовано абсурдностью окружающего мира. Находясь в противоречии с действительностью, герой вступает с ней в конфликт и, не находя выхода, трагически погибает

Почему Грегор Замза не возмущается, не ужасается? Потому что он, как и все основные персонажи Кафки, с самого начала не ждёт от мира ничего хорошего. Превращение в насекомое - это лишь гипербола обычного человеческого состояния. Кафка как будто задаётся тем же вопросом, что и герой «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского: “вошь” ли человек или “право имеет”. И отвечает: “вошь”. Более того: реализует метафору, превратив своего персонажа в насекомое.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Кто виноват в смерти Грегора Замзы

И. Главный герой и его семья. (Главный герой, который превращается в насекомое, - Грегор Замзам. Он принадлежит к мещанской семьи с пошлыми вкусами и ограниченным кругом интересов. Главная ценность для них - это деньги, хотя никто, кроме Грегори, не работает. Кажется сначала, что не может работать отец, не найдет работы сестра. Грегор Замзам очень хочет угодить отцу и накопить денег сестре для обучения в консерватории. Он коммивояжер и поэтому большинство времени проводит в пути, страдая от неудобств, голода и нерегулярной плохой еды. Он даже не может найти друзей, потому что общество в него постоянно меняется. И все это ради отца, матери и сестры Греты.)
II. Как произошло превращение. (Просто одного дождливого утра, когда Грегор был дома, он проснулся, чтобы бежать, как всегда, на вокзал к раннему поезду и увидел, "что он обернулся на ужасающую насекомое". Но он еще не верит в то, что это не ночной кошмар, а занимается только тем, что опоздал на утренний поезд. Все заволновались. Сестра сначала спросила, не плохо ли ему. Грегор и сам вспомнил, что уже не раз, просыпаясь утром, чувствовал какой-то легкий боль, но не придавал этому особого значения. Теперь произошло ужасное превращение.)
III. Кто переживает за преобразования. (Само название "Преобразование" имеет не только прямое значение. Ведь когда произошла с Грегором беда, он боялся, что семья без него окажется в бедности. Но оказалось, что зря так переживал Грегор, потому что в отца, во-первых, были сбережения, а во-вторых, оказалось, что он не такой уж и болен и может работать в банке, как раньше. Да и сестра нашла работу. Просто пока Грегор работал на них, они принимали это как должное. Но заметив это преобразование, герой радовался, что они не бедствуют без него. Он был человеком долга и любил семью. И, к сожалению, изменилось еще кое-что. А именно их отношение к Грегору, который со временем стал вызывать у них раздражение.)
IV. Отношение семьи к Грегору-насекомые. (Сначала мать и сестра жалели Грегора-насекомое, пока была надежда на то, что он вихворіється. Они пытались накормить его, угодить. Особенно сестра. Но со временем мать стала бояться смотреть на него, а сестра перестала скрывать свое отвращение к нему. Отец же с самого начала пытался физически повредить его. Когда Грегор-насекомое выполз послушать игру сестры, отец, загоняя его в комнату, швырнул яблоко и ранил Грегора. То яблоко Грегор-насекомое так и не смог вытащить, оно жило в нем, причиняя физического страдания. Но хуже всего его поразило отношение сестры, которую он так любил. Она сказала: "Я не хочу называть эту тварь братом и говорю только одно: надо как-то избавиться..." Все они когда-то охотно называли его братом и сыном, гордились им и пользовались его труда, а теперь думали о себе, о том, что скажут люди, - о чем угодно, только не о Грегора, оставляя его один на один со своей бедой без надежды не то что на помощь, а даже на сочувствие.)
V. Кто виноват в смерти Грегора Замзы? (Не имея возможности присматривать за Грегором-насекомым, родители наняли для него служанку, женщину грубое и бестактное. Однако она хотя бы не боялась его и кое-как помогала. Да и чего следовало требовать от чужой женщины: сочувствие за деньги не купишь. А хуже всего то, как относились к нему родные. Именно они все постепенно убивали Грегора, сначала лишив его даже надежды на выздоровление, а потом и своей любви. Отец перекрестился, узнав о смерти насекомые. Они отобрали у него желание жить, и он начал думать, что же должен исчезнуть, чтобы не тревожить семьи. И семья и сама не желала беспокоиться, они даже рассердились, когда служанка хотела им рассказать, что уже не надо прятать насекомое, они освободились от него, как от мусора. Они надеялись на счастливое будущее. Без Грегора.)