Сказочные истории Шарля Перро известны всем. Они вдохновили многих композиторов на создание музыкальных произведений. Режиссеры и сценаристы также не оставили без внимания удивительные сказки этого автора, и по мотивам его произведений создано немало замечательных фильмов. Сказочные персонажи Перро оживают в парках аттракционов, на сценах театров, в компьютерных играх и остаются в числе самых любимых, как и сотни лет назад.

История французских сказок

Во Франции XVII столетия господствующим направлением в искусстве был классицизм. В том числе и в литературе. Произведения античных авторов считались образцом для подражания. Во времена короля Франции Людовика XIV в искусстве процветал культ античности.

Мифологические сюжеты и герои древних историй преобладали в творчестве живописцев и поэтов. Они прославляли торжество разума и долга над чувствами и, конечно, воспевали власть монарха, якобы объединяющего все силы нации. Вскоре интересы буржуазии пришли в противоречие с интересами облеченного властью монарха, и оппозиционные настроения усилились по всей территории Франции.

Настроение общества, естественно, отразилось и в искусстве. В среде французских литераторов завязался спор о превосходстве античных и современных авторов. Немногочисленные противники классицизма утверждали, что писать прекрасные произведения можно и без подражания древним авторам. К тому же новые авторы превосходят античных уже тем, что они обладают лучшими знаниями и кругозором.

В числе инициаторов этого исторического спора о необходимости перемен был и Шарль Перро - королевский чиновник и член Французской академии. В своем произведении «Сравнение древних и новых авторов» он призывал авторов отображать современную жизнь, черпать образы и сюжеты из окружающей действительности, а не из античной литературы.

Об авторе

Шарль Перро был известен в первую очередь как поэт и публицист, один из основателей Академии наук и Академии живописи. Даже сочиняя для детей сказочные истории, он оставался моралистом и использовал свои произведения для обучения и развития личности. Но прежде чем перечислить труды, в том числе и список сказок Шарля Перро, хотелось бы познакомить читателей с историей жизни писателя.

Шарль Перро появился на свет 12.01.1628 года в семье судьи. Его родители были озабочены образованием детей и в восьмилетнем возрасте мальчика отправили в колледж, как и его братьев. Все они прекрасно учились и ни разу не были наказаны розгами, что совершенно не типично для того времени. Еще в колледже Шарль занимался литературными исследованиями, но после разногласий со своим учителем решил оставить учебу.

Он изучал библейские тексты, произведения отцов Церкви и светских писателей, историю Франции и занимался переводами. Одновременно Шарль посещал уроки права и вскоре стал дипломированным юристом. Купив лицензию, Перро некоторое время занимает должность адвоката. Но это ему быстро надоедает. Шарль решил закрепиться при дворе и, оставив адвокатскую практику, он устроился клерком к своему брату, занимавшему должность главного сборщика налогов.

В 1663 году Шарль занимает должность секретаря в Академии надписей и служит под руководством Жана Кольбера - министра финансов Франции. Шарль Перро также работал в качестве контролера в Инспекции королевских зданий. Мастер на все руки, Перро принимал непосредственное участие в создании Версаля, он же написал первый путеводитель по лабиринту Версальских садов.

Будучи довольно плодовитым писателем, Шарль писал как легкую поэзию, такую как галантный «Диалог любви и дружбы», так и «внушительные» произведения на тему архитектуры. Многие его работы забыты, хотя и представляют довольно обширный перечень. Зато навечно вошел в историю литературы и, кроме того, принес своему автору всемирную славу небольшой список сказок Шарля Перро.

Основатель сказочного жанра

Перро, чтобы доказать правоту своих слов, решил собственным примером показать, что мораль можно извлечь и из сюжетов, отображающих народный быт и современную жизнь. Он занялся обработкой народных сказок, которые в то время вообще не рассматривались как отдельный литературный жанр. В результате в 1697 году издает Шарль Перро сказки. Список в алфавитном порядке вошедших в первый сборник «Сказки матушки Гусыни» произведений выглядит так:

  • «Золушка»;
  • «Кот в сапогах»;
  • «Красная Шапочка»;
  • «Мальчик-с-пальчик»;
  • «Рике с хохолком»;
  • «Синяя Борода»;
  • «Спящая красавица»;
  • «Феи».

Сказка «Рике с хохолком» принадлежит перу самого автора. Семь других произведений сборника представляют народные сказки, услышанные им от кормилицы сына. Писатель облагородил известные народные сюжеты с присущим ему юмором и талантом. Некоторые детали опустил, добавил новые. И сказки, ограненные великим мастером, стали известны широко за пределами литературного круга.

Произведения носили поучительный характер, что автор отметил и в названии сборника - «Истории с моральными наставлениями». Шарль Перро показал своим соотечественникам-литераторам, что народная сказка ничуть не хуже античных произведений может нести поучительный характер.

В светском обществе появилась мода на сказочные истории. Постепенно стали появляться и произведения других авторов - философские сказки, старинные истории в современном изложении и сказки собственного сочинения. В следующие издания сборника «Матушки Гусыни» входят еще три сказки Шарля Перро. Список в алфавитном порядкенебольшой:

  • «Гризельда»;
  • «Ослиная шкурка»;
  • «Потешные желания».

Благодаря всему этому начал развиваться самостоятельный литературный жанр.

Список сказок Шарля Перро невелик, как адвокат, академик и сановник, он опасался, что такое несерьезное занятие бросит на него тень. Поэтому первый сборник он издал, указав имя одиннадцатилетнего сына П. Д’Арманкура. Тем не менее правду, что автор сказок не кто иной, как Шарль Перро, Париж узнал очень быстро.

Произведения автора

В 1653 г. Шарль Перро издал «Стену Трои». В написании пародийной поэмы он опирался на свои многолетние исследования. Перро, как и его братья Клод и Пьер, отстаивал превосходство новых писателей перед древними. На трактат Буало «Поэтическое искусство» он написал произведения «Век Людовика Великого» и «Параллели древних и новых».

В доказательство своего утверждения, что его современники ничуть не хуже античных авторов, он выпускает впечатляющий том «Знаменитых людей Франции XVII века», где собрал биографии известных историков, художников, поэтов, ученых XVII столетия.

В философском исследовании «Апология женщины» отец рассказывает сыну о необходимости жениться. Красивым языком автор рассказывает о добродетели женщины, о любви, о серьезных и нежных чувствах, о милосердии и сострадании. Одним словом, учит сына искать идеальную жену - «жемчужину» в житейском море. Другие произведения автора:

  • Portrait d"Iris («Портрет Ирис», 1659);
  • Ode sur la paix («Ода миру», 1660);
  • Ode aux nouveaux convertis («Ода новообращенным», 1685);
  • La Création du Monde («Создание мира», 1692).

В 1755 году Шарль пишет «Воспоминания о моей жизни», в которых рассказал о важных вехах своей жизни: службе у Кольбера, редактировании первого Французского словаря, посвященных королю произведениях, переводах, трехтомнике, посвященном сравнению древних и современных авторов. Но ни словом не упомянул о сборнике «Матушки Гусыни», а ведь именно этот список сказок Шарля Перро стал шедевром мировой культуры.

О чем его сказки?

Произведения автора, написанные для детей, пользуются огромной популярностью во всех странах. Несмотря на несколько французскую грацию, сказочные истории Шарля Перро заняли достойное место в литературе. Веселые, занимательные, с налетом народной поэзии, они непринужденно раскрывают основы человеческой морали. Дети намного легче воспринимают эти волшебные и чудесные истории, чем нравоучительные беседы.

Шарль Перро прекрасно показал на примере своих сказочных историй, что дети способны замечать хорошее и плохое, доброе и злое. Забавляясь красотой и миловидностью сказки, они извлекают нужные уроки. Бесспорно, сказки оставляют простор для воображения, и дети верят чудесам сказки. Но, как только настанет время, они научатся отличать воображаемое от действительного. А уроки, извлеченные из первых книжек, останутся с ними навсегда.

Первый сборник на русском языке

«Волшебные сказки» Перро были переведены на русский язык известным писателем И. С. Тургеневым и изданы в Санкт-Петербурге в 1867 году. Тургенев работал над переводом почти 2 года и, судя по его статьям, остался недоволен его качеством. Но, несмотря на это, его перевод уже сто с лишним лет считается одним из лучших. Особую прелесть первому изданию придали иллюстрации Густава Дорэ.

Еще раз перечислим сказки Шарля Перро. Полный список ихвыглядит так:

  • «Гризельда» (1691);
  • «Золушка» (1697);
  • «Кот в сапогах» (1697);
  • «Красная Шапочка» (1697);
  • «Мальчик-с-пальчик» (1697);
  • «Ослиная шкурка» (1694);
  • «Рике с хохолком» (1697);
  • «Синяя Борода» (1697);
  • «Смешные желания» (1693);
  • «Спящая красавица» (1696);
  • «Феи» (1697).

Сборник имел оглушительный успех и был переведен на многие языки мира. По мотивам сказок создано немало музыкальных произведений, мультипликационных и художественных фильмов и даже шедевров классического балета.

Шарль Перро́ родился в Париже в 1628-м году 12 января. Шарль – французский поэт эпохи классицизма, критик, член Французской академии. Более всего Шарль прославился «Сказками матушки Гусыни».

Карьера

Шарль родился в Париже, в семье парламента Пьера Перро. В семье росло семеро детей, Шарль был младшим из всех. Он был рожден вместе с братом-близнецом Франсуа, но к сожалению, он умер через шесть месяцев после рождения. Его старший брат Клод Перро стал архитектором и автором восточной части фасада Лувра. Шарль учился в колледже Бовэ, но не доучился. Затем он приобрел лицезию адвоката, но работал по профессии совсем мало, он поступает клерком к своему брату Клоду.

Шарль пользуется доверием Жана Кольбера, именно он определял внутреннюю политику при дворе Людовика 14-го, касающуюся области искусств. Кольбер устраивает Шарля на работу секретарем в академию изящной словесности. Также Шарль был контролером сюринтендатства по королевским строениям. Затем Кольбер умирает, а Шарль теряет своего покровителя и попадает в опалу, лишается пенсии литератора, а затем и места секретаря. В 1697-м году выходит в свет его сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями».

Они составляют литературную обработку народных сказаний (они были услышаны Шарлем от кормилицы), кроме одной – «Рике-хохолок». Ее Перро сочинил сам. Перро стал известен далеко за пределами литературного круга благодаря этой книге. Перро ввел сказки в жанры высокой литературы.

Сказки сделали литературу более демократичной и оказали существенное влияние на сказочную традицию мирового класса, на сказки Г.Х. Андерсена, братьев Гримм. Впервые сказки выходят на русском языке в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями». На сюжеты сказок Шарля были созданы «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, «Золушка» Дж. Россини, «Золушка» С. С. Прокофьева, балета«Спящая красавица» П. И. Чайковского и др.

Свои издания Перро издавал не под своим именем, а под именем 19-тилетнего сына Перро д’Арманкура, так он пытался уберечь свою репутацию оттого, что когда-то он работал с низким жанром в литературе. Сын Шарля пытался прибавить к своей фамилии название купленного отцом замка Арманкур, затем пытался устроится в качестве секретаря к племяннице короля, принцессе Орлеанской, которой и были посвящены сказки.

В начале 20-го века появилась дискуссия, в ходе которой был поставлен вопрос об авторстве сказок, некоторые пытались доказать, что сказки написал сын Перро. Но традиционная версия об авторстве пользуется большей вероятностью.

(1628-1703) французский писатель, литературный критик и государственный деятель

Когда в 1697 году в Париже вышла небольшая книжка сказок, практически никто не обратил внимания на имя ее автора - Пьера Дарманкура. Немногие знали, что под этим именем скрывается Шарль Перро. Он был известным государственным деятелем, поэтому для публикации ему пришлось воспользоваться именем своего младшего сына.

Шарль Перро происходил из незнатной, но весьма обеспеченной семьи, был старшим сыном известного французского адвоката. В то время старший сын должен был унаследовать профессию отца, чтобы стать продолжателем семейного дела.

Первоначальное образование Шарль получил в иезуитской школе, где учился вместе со своим братом Пьером, позже ставшим известным поэтом и переводчиком. В школе Шарль был первым учеником по философии и литературе.

В выпускном классе братья Перро выпустили шутливую пародию на поэму Вергилия «Энеида». Однако по настоянию отца Шарлю пришлось закончить юридический факультет Сорбонны и поступить в одну из адвокатских контор.

Шарль Перро не чувствовал никакого интереса к профессии юриста. Он участвовал всего лишь в двух процессах и при первой возможности оставил адвокатское поприще. В свободное время он сочинял стихи и выступал с ними в различных домах. Вскоре о нем заговорили как об одаренном поэте. Знакомый семьи, известный французский писатель Жан Шаплен, рекомендовал Шарлю Перро тогдашнему известному министру Ж. Б. Кольберу. Перро становится членом основанной Кольбером Малой Академии - своеобразного совета по проблемам литературы и искусства.

Кольбер назначил талантливого юношу своим секретарем. Завоевав доверие министра, Шарль Перро делает следующий шаг в своей карьере - становится главой «ведомства королевских построек». В его обязанности входило наблюдение над всеми строительными работами, которые производились в Лувре, Тюильри и Версале. Тогда начал формироваться новый облик Парижа, и Шарль Перро принимает в этом косвенное участие. Вместе со своим братом Клодом он составляет проект реконструкции французских парков. Он приглашает из Италии знаменитого скульптора Л. Бернини, который становится автором скульптурной отделки Лувра.

Шарль Перро вводит и некоторые нововведения: в частности, чтобы сократить расходы, добивается решения об открытии сада Тюильри для посещения публики.

В 1671 году за заслуги перед отечеством, Перро избирают членом Французской Академии. Примерно в это же время он женится на дочери богатого купца-откупщика М. Гишон. Но их брак продолжался всего шесть лет: Мари умерла при родах, оставив Шарля Перро отцом шестерых детей.

Со временем его дом становится известным литературным салоном, в нем бывают крупнейшие писатели, художники, архитекторы. Однако в 1683 году жизнь писателя резко меняется. Неожиданно умирает покровительствовавший ему Кольбер, и Перро приходится покинуть государственную службу. С этого времени все свои силы и время он отдает воспитанию детей и литературному творчеству.

Правда, Шарль Перро продолжает активно участвовать в работе Французской Академии и даже становится ее секретарем. 27 января 1687 года он читает на заседании Академии свою поэму «Век Людовика Великого». Она вызывает ожесточенную критику сторонников подражания античности и прежде всего Н. Буало, требовавшего соблюдения чистоты жанров. В течение последующих почти двадцати лет Перро и Буало ведут ожесточенную полемику, отстаивая каждый по-своему критерии анализа литературного произведения.

Вероятно, именно в период интенсивной литературной деятельности, Шарль Перро обращается к фольклору. Отчасти его интерес можно объяснить всеобщим увлечением народным искусством.

Первоначально он обрабатывает уже имеющиеся сюжеты, использовавшиеся другими авторами. В 1691 году Шарль Перро анонимно выпускает сказку в стихах «Гризельда». Сюжет был заимствован им из новеллы Боккаччо. Появление сказки прошло совершенно незамеченным, читающая публика не увидела в ней ничего нового и оригинального. Однако вскоре Перро выпускает еще одну сказку в стихах - «Потешные желания», заимствовав сюжет из средневекового фаблио. Ее постигла та же судьба.

Шарль Перро понимает, что нужно искать оригинальный жанр, новую форму, которая могла бы увлечь читателя. Он резко меняет традиционную для сказки стихотворную форму и обращается к прозе. В 1694 году появляется сказка «Ослиная шкура», где стихи перемежаются с прозой. Сказка наконец была замечена, о ней доброжелательно отзывается даже Н. Буало.

В последующие годы Перро регулярно публикует свои прозаические сказки в журнале «Галантный Меркурий». Он мастерски обрабатывает фольклорные сюжеты, включая в них намеки на современные события.

В 1694 году, через полтора года после публикации «Ослиной шкуры», выходит его небольшая книжка из восьми сказок. Он озаглавливает ее «Сказки моей матушки Гусыни». Популярность сборника оказалась поистине невероятной.

Почти сразу после парижского выходит голландское издание. Кроме того, вышло несколько переизданий. Сказки Шарля Перро читают в аристократических гостиных и домах образованных граждан.

Секрет популярности сказок заключался в том, что они были написаны прекрасным языком, каждое предложение стилистически отточено. Перро безжалостно отбрасывает все не относящиеся к делу подробности, все, что мешает легкости чтения. В соответствии со взглядами своего времени он исключает и все страшное, что может испугать читателя. Даже людоед в сказке «Мальчик с пальчик» является отличным семьянином, а Кот в сапогах ведет себя как галантный кавалер. Но за внешней незатейливостью сюжета скрывается кропотливая работа. В предисловии к сборнику Шарля Перро прямо заявил о том, что главное в его сказках - не сюжет, а способ обработки материала. Читатель сумел оценить и тонкую авторскую иронию, сопровождающую изящные сюжетные перипетии.

Но Шарль Перро более всего был озабочен литературной полемикой. В то время практически одновременно с этим сборником графиня Д"Олнуа выпустила четырехтомное собрание своих сказок. Однако именно творчество Перро определило развитие жанра литературной сказки. А. Галлан, автор пересказа для детей сказок из «Тысячи и одной ночи», вышедшего в 1701 году, прямо написал о том, что считает его своим учителем.

Примененная Шарлем Перро система обработки фольклорных сюжетов позволила будущим сочинителям использовать мотивы волшебных, бытовых и сатирических сказок как основу для своих произведений. При этом сохранялись фантастическое начало сказки, ее внешняя структура, статическая трактовка образов героев.

Лишь со временем в повествование стали вноситься более сложные сюжетные повороты и герои получили развернутую психологическую характеристику. В 1768 году сказки Шарля Перро были впервые переведены на русский язык, с тех пор они неоднократно выходили в разных изданиях и переводах. Лучшими их иллюстраторами считаются Г. Доре и братья Траугот. Можно сказать, что сюжеты сказок Перро сейчас заместили своих фольклорных предшественников. Появилось множество их переделок и вариантов как в России, так и в других странах. Миллионы детей начинают свое знакомство со сказкой, с сочинений Шарля Перро.

Родился в состоятельной семье адвоката Парижского парламента, но дворянского звания он не имел. У него было трое братьев, и отец стремился всем детям дать достойное образование. Мать Шарля тоже была образованной женщиной и даже сама учила детей писать и читать. Двое из четырех детей этой семьи стали известными людьми: Клод Перро (старший сын) прославился, как архитектор, громкое имя сделал себе и младший сын – Шарль.

Но прославился не только как сказочник, а и, как глава партии «новых». Представители партии «древних» считали, что самые лучшие произведения уже созданы древними писателями, и нужно просто им во всем подражать, так как ничего нового современные поэты, писатели и художники создать не могут. Вот против этого утверждения и боролся спорщик Шарль Перро. В то время этот спор получил очень широкую огласку.

А спорить действительно очень любил, из-за этого он даже бросил колледж. Его обижало, что с учителем спорить было нельзя, а следовало слепо ему повиноваться. Зубрежка настолько вымотала мальчика, что он взбунтовался и ушел из колледжа, и вместе со своим приятелем Шарль стал заниматься дома, Через несколько лет дети получили превосходное образование, но не имели дипломов.

Несмотря на это, с помощью денег и связей отца, Шарль в 17 лет поступил в университет и в 23 года получил диплом юриста. Пять лет юноша работал адвокатом и защищал бедных людей. Он мог это себе позволить, так как никогда не был стеснен в средствах, и занимался только интересными с точки зрения адвокатуры делами. Но вскоре ему стало просто скучно, и он ушел работать в министерство финансов Франции. Это принесло Шарлю Перро признание при дворе Людовика IV.

Но молодой человек мечтал о славе поэта. Он писал поэмы, оды, длинные и возвышенные, но, к сожалению, о них никто не помнит. Шарль Перро жил во времена красивых дам с веерами и мушкетеров с пышными усами. А в это время сочинительство стихов считалось делом обыкновенным, и, без умения их сочинять, нельзя было завоевать расположение дам, а страсть к женщинам у Шарля была огромной.

Именно тогда он жениться на молодой красавице, на 13 лет моложе его, и вскоре у них родился сын – Пьер. На радостях Шарль так напился, что ему даже не дали подержать ребенка на руках. Правда, вскорости, своими капризами ребенок стал раздражать отца, и вскоре тот потерял к нему всякий интерес, а однажды даже ударил его. Возмущению жены не было предела, а Шарль ушел из дома и кутил в борделях 3 дня, но потом все же вернулся в семью. Отношения с сыном у Шарля Перро так и не стали сердечными и доверительными.

В XVII веке в Европе стали популярны сказки, и вот в Париже 8 октября 1696 года выходит книга сказок Матушки Гусыни. Автором книги значился Пьер Д Арманкур. Но правда быстро вышла наружу - под этим псевдонимом скрывался сын Шарля Перро. Отец пошел на эту хитрость, чтобы ввести Пьера в высший свет, ко двору короля, хотя книга была написана им самим.

Книга имела ошеломляющий успех, и юноша вошел в близкий круг принцессы Орлеанской, ведь именно ей была посвящена эта книга сказок. Но на свою беду в уличной драке Пьер (дворянин) заколол сына вдовы столяра (простолюдина) Гийоиа Колля. А в то время такое убийство считалось безнравственным поступком, и молодой человек оказался в тюрьме. Благодаря своим деньгам и связям выручил сына из тюрьмы и купил ему чин лейтенанта в полку короля. На фронте, в очередном сражении, Пьер погиб.

Но и для самого Шарля Перро дорога в высший свет была закрыта. За сочинительство сказок ученые и коллеги (а Шарль к этому времени уже был профессором) сживали его со свету, а дворянство закрыло перед ним двери своих домов.

Уставший и издерганный он проклинает сочинительство сказок и в 1703 году умирает. С собой в могилу он уносит тайну написания сказок, и только через 10 лет после его смерти было установлено, что все известные нам сказки вышли из-под пера отца Перро.

Впервые в Москве, на русском языке, сказки Шарля Перро вышли в 1768 году, и теперь в нашей стране нет человека, который бы не знал таких сказок, как «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Красная шапочка» и других интересных историй. По сказкам Шарля Перро написаны балеты, поставлены спектакли и сняты фильмы, но сам писатель так и не почувствовал сладкий вкус славы и популярности.

«Я родился 12 января 1628 года вместе с братом-близнецом, который появился на свет за несколько часов до меня и умер спустя шесть месяцев», — вспоминал на склоне лет Шарль Перро . Психоаналитики придают очень большое значение тоске по погибшему брату среди близнецов. Возможно, компенсируя эту потерю, младший брат встал во главе семейного клана, объединившего трёх братьев Перро. Они оказались на вершине социальной лестницы в эпоху Людовика XIV.

Великая эпоха

Чтобы понять, насколько братья были влиятельны, надо присмотреться к этому блистательному периоду в истории страны. Король-солнце — самый яркий правитель того времени, его свет затмевал прочих монархов. На Францию ориентировалась вся Европа. Искусство, наука, промышленность и армия были лучшими в мире. Система управления государством — тоже. И её создателем (практически с нуля) считается Жан-Батист Кольбер. Проводимая им успешная политика вошла в историю как меркантилизм. Де-юре у него не было официальной должности главы правительства, но его можно считать одним из лучших премьер-министров в мировой истории. Де-факто он был правой рукой Людовика XIV. А правой рукой Кольбера стал Шарль Перро.

Послужной список

В руках Перро сосредоточилась огромная власть. Вот некоторые должности будущего сказочника:

Генеральный секретарь в Интендантстве королевских построек . Это очень серьезное занятие, ведь в то время перестраивался Лувр и проводилась самая грандиозная стройка века: для Людовика XIV возводился Версаль. Шарль Перро во многом её контролировал.

Фактический руководитель «Бюро славы короля». Позднее оно стало называться Малой академией. Перед его созданием в 1664 году Людовик XIV лично встречался с Перро и другими «пиарщиками». Подчеркивая важность нового учреждения, король заявил: «Господа, вы можете судить о моем уважении к вам уже потому, что я доверяю вам самую ценную для меня вещь: мою славу». В итоге Шарль получил доступ ко двору.

Госсекретарь по культуре . Шарль Перро курировал литературу и следил, чтобы писатели трудились во славу короля.

Контролер работы мастерской гобеленов. Эта должность может показаться мелкой на фоне остальных, но в условиях XVII века это было совсем не так. Производство гобеленов тогда требовало самых высоких технологий своего времени. Французские гобелены стали глобальным брендом, их экспорт приносил стране огромный доход. Одновременно они играли, конечно же, идеологическую роль. На них обычно запечатлевались моменты славы короля. Даже сюжеты на античные темы — и те воспевали монарха, пусть и в аллегорической форме.

Личный секретарь Кольбера. Это, пожалуй, одна из главных должностей Перро. Он выполнял любые поручения шефа, включая самые щекотливые и даже связанные с финансами. Например, в 1666 году Кольбер создал фонд в 100 тысяч ливров (по тем временам огромная сумма) для поддержки литераторов, работающих на авторитет Людовика XIV. Распоряжался фондом именно будущий сказочник. Причем деньги выделялись не только французским, но и иностранным писателям. Этот же фонд поддерживал и одновременно «завлекал» ученых: многих приглашали работать в Париж, принимая их во Французскую академию.

Братья по академии

Позднее членом Академии наук стал и Шарль Перро. Правда, первым академиком в их семье был старший брат: Клод Перро . Безусловно, это случилось не без поддержки Шарля. Клод был медиком, но не имел каких-либо серьезных научных достижений. К тому времени он больше прославился на ниве архитектуры (на том уровне развития науки ученый мог позволить себе работать в нескольких областях). По его проекту была возведена новая колоннада Лувра, которая и по сей день носит его имя. Трудно представить, что этот проект тоже обошелся без протекции младшего брата: помните, кто был генсеком в Интендантстве королевских построек? Известно, что Шарль лично инициировал участие старшего брата в конкурсе на проект новой колоннады. Став академиком, Клод успешно занимался разными проектами и даже руководил естественным отделением академии. Талантливые и дружные братья имели большие знакомства и, как теперь говорят, были хорошими коммуникаторами.

Входил в это «трио» и брат Пьер , но работал он в основном на общественных началах: у него не было влиятельной официальной должности. Хотя поначалу Пьер вообще был главным в клане Перро. Успешно женившись, он купил (тогда это было в порядке вещей) должность главного сборщика финансов Парижа. А молодой Шарль, недавно получивший диплом адвоката, работал у него приказчиком. Уже тогда три брата активно заводили полезные знакомства, приглашая в свое имение в Вири под Парижем «нужных людей». Израильский историк Одед Рабинович , изучающий эту тему, называет братьев «напористой парижской семьей».

Ирония судьбы

Но в одночасье Пьер обанкротился. Он чудом избежал тюрьмы и был вынужден продать свое дело. Причина в крахе его патрона: суперинтенданта финансов Франции Николя Фуке. Тот вел столь роскошную жизнь, что своими тратами затмевал молодого Людовика XIV, ещё не ставшего «королем-солнцем». К рукам Фуке «прилипало» так много казенных денег, что свалить его оказалось несложно. Это сделал как раз вступивший в должность Кольбер. Процесс над Фуке и его финансистами был показательным, и казалось, что должен был пострадать не только Пьер Перро, но и его партнер и брат Шарль.

Парадоксы истории

Муза истории сделала, как всегда, парадоксальный ход: брат и первый помощник опального финансиста взлетел по служебной лестнице, сразу став помощником самого Кольбера, виновника крушения и Фуке, и Пьера Перро. При этом братья продолжали поддерживать друг друга. Правда, когда Шарль (а это было не раз) просил какую-нибудь должность для своего старшего брата, Кольбер всегда непреклонно отвечал: «Или ты, или он». Оставаясь в тени, Пьер честно трудился во славу монарха Франции, помогая в работе братьям.

Но какой социальный лифт помог Шарлю избежать опалы и взлететь по службе? Та самая прославившая его в веках страсть к сочинительству. Будущий сказочник в 1660 г. написал оду на женитьбу Людовика XIV и Марии Терезии и передал её через цепочку вовремя заведенных «полезных людей» кардиналу Мазарини. Последним звеном в этой цепочке был Кольбер, тогда ещё помощник всесильного, но стареющего кардинала. Перед смертью в 1661 г. Мазарини рекомендовал талантливого управляющего королю. Монарху Кольбер понравился, вступая в должность, он вспомнил про талантливого молодого сочинителя и пригласил его. Великий Мазарини не ошибся, Шарль Перро оказался верным помощником. За 20 лет службы он написал множество од, девизов и прочих «слоганов», возвеличивающих короля-солнце и его политику.

А что же сказки?

Их он начал писать на пенсии. Первая вышла в 1691 г., а сборник с самыми знаменитыми (он называется «Сказки матушки гусыни») появился в 1697. Академик Шарль Перро не считал это большой литературой и даже не указал свое имя. Он приписал авторство книги своему сыну, Пьеру де Арманкуру-Перро. В этом был большой умысел стареющего политика: с помощью сборника сказок он хотел укрепить положение своего отпрыска при королевском дворе, для этого книгу посвятили любимой племяннице короля, принцессе Орлеанской . И «продвинуть» сына ему вроде удалось.

Commons.wikimedia.org

Но все кончилось плохо. При неясных обстоятельствах (то ли в драке, то ли на дуэли) сын Шарля Перро заколол шпагой соседа. Чтобы избежать наказания, отец покупает ему должность лейтенанта в армии, где тот вскоре погибает.

А вот изначально подписанные его именем сказки живы до сих пор, некоторые из них входят в число самых знаменитых во всем мире. Имя академика Шарля Перро впервые появилось на обложке этого сборника несерьезных сказок только в 1724, через 21 год после его смерти.