Язык произведений французский Награды Произведения на сайте Lib.ru Файлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

В последний период своей жизни Золя тяготел к социалистическому мировоззрению, не выходя за рамки радикализма . Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса , которое обнажило противоречия Франции 1890-х годов , - знаменитая статья «J’accuse» («Я обвиняю»), за которую писатель заплатил изгнанием в Англию (1898).

Смерть [ | ]

Золя скончался в Париже от отравления угарным газом , по официальной версии - из-за неисправности дымохода в камине. Его последние слова, обращенные к жене были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, всё пройдёт. Не надо никого тревожить…». Современники подозревали, что это могло быть убийство , но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.

В 1953 году, журналист Жан Бореля опубликовал в газете «Либерасьон » расследование «Убит ли Золя?» заявив, что смерть Золя, возможно, является убийством, а не несчастным случаем. Он основывал своё утверждение на откровениях нормандского фармацевта Пьера Акина, который рассказывал, что трубочист Анри Буронфоссе, признавался ему, что намеренно заблокировали дымоход квартиры Эмиля Золя в Париже.

Личная жизнь [ | ]

Эмиль Золя дважды был женат; от второй супруги (Жанна Розро) у него было двое детей.

Память [ | ]

В честь Эмиля Золя назван на Меркурии .

В Парижском метро есть станция Avenue Emile Zola на 10-й линии рядом с одноимённой улицей.

Творчество [ | ]

Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м годам - «Сказки Нинон» (Contes à Ninon , 1864), «Исповедь Клода» (La Confession de Claude , 1865), «Завет умершей» (Le vœu d"une morte , 1866), «Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille , 1867).

Эмиль Золя со своими детьми

Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности - 20-томной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquart ). Уже роман «Тереза Ракен» (Thérèse Raquin , 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одной семьи в эпоху Второй империи ».

Золя тратит много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности - во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в её низы.

Эмиль Золя (1870)

Эмиль Золя с фотоаппаратом

Эмиль Золя

Семья Золя

Незаконченная серия «Четвероевангелие» («Плодовитость» (Fécondité , 1899), «Труд», «Истина» (Vérité , 1903), «Справедливость» (Justice , не завершён)) выражает этот новый этап в творчестве Золя.

В промежутке между сериями «Ругон-Маккары» и «Четвероевангелие» Золя написал трилогию «Три города»: «Лурд» (Lourdes , 1894), «Рим» (Rome , 1896), «Париж» (Paris , 1898).

Эмиль Золя в России [ | ]

Эмиль Золя приобрёл популярность в России на несколько лет раньше, чем во Франции . Уже «Сказки Нинон» были отмечены сочувственной рецензией («Отечественные записки ». . Т. 158. - С. 226-227). С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккаров» («Вестник Европы» , . Кн. 7 и 8) началось усвоение его широкими читательскими кругами. Переводы произведений Золя выходили с купюрами по цензурным соображениям, тираж романа «Добыча», вышедший в изд. Карбасникова (1874) был уничтожен.

Роман «Чрево Парижа», переведённый одновременно «Делом», «Вестником Европы», «Отечественными записками», «Русским вестником», «Искрой» и «Библ. деш. и общедост.» и вышедший в двух отдельных изданиях, окончательно утвердил репутацию Золя в России.

Последние романы Золя выходили в русских переводах в 10 и более изданиях одновременно. В 1900-х гг., особенно после , интерес к Золя заметно спал, чтобы вновь возродиться после . Ещё ранее романы Золя получили функцию агитационного материала («Труд и капитал», повесть по роману Золя «В копях» («Жерминаль»), Симбирск, ) (В. М. Фриче , Эмиль Золя (Кому пролетариат ставит памятники), М., ).

Произведения [ | ]

Романы [ | ]

  • Исповедь Клода (La Confession de Claude , 1865)
  • Завет умершей (Le vœu d"une morte , 1866)
  • Тереза Ракен (Thérèse Raquin , 1867)
  • Марсельские тайны (Les Mystères de Marseille , 1867)
  • Мадлена Фера (Madeleine Férat , 1868)

Ругон-Маккары [ | ]

Три города [ | ]

  • Лурд (Lourdes , 1894)
  • Рим (Rome , 1896)
  • Париж (Paris , 1898)

Четвероевангелие [ | ]

  • Плодовитость (Fécondité , 1899)
  • Труд (Travail , 1901)
  • Истина (Vérité , 1903)
  • Справедливость (Justice , не завершён)

Повести [ | ]

  • Осада мельницы (L’attaque du moulin , 1880)
  • Госпожа Сурдис (Madame Sourdis , 1880)
  • Капитан Бюрль (Le Capitaine Burle , 1882)

Новеллы [ | ]

  • Сказки Нинон (Contes à Ninon , 1864)
  • Новые сказки Нинон (Nouveaux contes à Ninon , 1874)

Пьесы [ | ]

  • Наследники Рабурдена (Les héritiers Rabourdin , 1874)
  • Розовый бутон (Le bouton de rose , 1878)
  • Рене (Renée , 1887)
  • Мадлена (Madeleine , 1889)

Литературно-публицистические произведения [ | ]

  • Что мне ненавистно (Mes haines , 1866)
  • Мой салон (Mon Salon , 1866)
  • Эдуард Мане (Edouard Manet , 1867)
  • Экспериментальный роман (Le Roman expérimental , 1880)
  • Романисты-натуралисты (Les romanciers naturalistes , 1881)
  • Натурализм в театре (Le Naturalisme au théâtre , 1881)
  • Наши драматурги (Nos auteurs dramatiques , 1881)
  • Литературные документы (Documents littéraires , 1881)
  • Поход (Une campagne , 1882)
  • Новый поход (Nouvelle campagne , 1897)
  • Истина шествует (La vérité en marche , 1901)

Издания на русском языке [ | ]

  • Тереза Ракен. Жерминаль. – М.: Художественная литература, 1975. (Библиотека всемирной литературы).
  • Карьера Ругонов. Добыча. – М.: Художественная литература, 1980. (Библиотека классики).
  • Западня. Жерминаль. – М.: Художественная литература, 1988. (Библиотека классики).

Избранная литература о Золя [ | ]

Список сочинений

  • Полное собрание сочинений Э. Золя с иллюстрациями. - P. : Bibliothèque-Charpentier, 1906.
  • L’Acrienne. - 1860.
  • Темлинский С. Золяизм, Критич. этюд, изд. 2-е, испр. и доп. - М. , 1881.
  • Боборыкин П. Д. (в «Отечественных записках», 1876, «Вестнике Европы», 1882, I, и «Наблюдателе», 1882, XI, XII)
  • Арсеньев К. (в «Вестнике Европы», 1882, VIII; 1883, VI; 1884, XI; 1886, VI; 1891], IV, и в «Критических этюдах», т. II, СПб. , )
  • Андреевич В. // «Вестник Европы». - 1892, VII.
  • Слонимский Л. Золя. // «Вестник Европы». - 1892, IX.
  • Михайловский Н. К. (в Полном собр. сочин., т. VI)
  • Брандес Г. // «Вестник Европы». - 1887. - X, к в Собр. сочин.
  • Барро Э. Золя, его жизнь и литературная деятельность. - СПб. , 1895.
  • Пелисье Ж. Французская литература XIX век. - М. , 1894.
  • Шепелевич Л. Ю. Наши современники. - СПб. , 1899.
  • Кудрин Н. Е. (Русанов) . Э. Золя, Литературно-биографический очерк. - «Русское богатство», 1902, X (и в «Галерее современных французских знаменитостей», 1906).
  • Аничков Евг. Э. Золя, «Мир божий», 1903, V (и в книге «Предтечи и современники»).
  • Венгеров Э. Золя, Критико-биографический очерк, «Вестник Европы», 1903, IX (и в «Литературных характеристиках», кн. II, СПб. , 1905).
  • Лозинский Евг. Педагогические идеи в произведениях Э. Золя. // «Русская мысль», 1903, XII.
  • Веселовский Ю. Э. Золя как поэт и гуманист. // «Вестник воспитания», 1911. - I, II.
  • Фриче В. М. Э. Золя. - М. , 1919.
  • Фриче В. М. Очерк развития западно-европейской литературы. - М. : Гиз, 1922.
  • Эйхенгольц М. Э. Золя ( -). // «Печать и революция», 1928, I.
  • Трунин К. Эмиль Золя. Критика и анализ литературного наследия. - 2018.
  • Rod E. A propos de l’Assomoir. - 1879.
  • Ferdas В. La physiologie expérimentale et le roman expérimental. - P. : Claude Bernard et E. Zola, 1881.
  • Alexis P. Emile Zola, notes d’un ami. - P. , 1882.
  • Maupassant G. de Emile Zola, 1883.
  • Hubert . Le roman naturaliste. - 1885.
  • Wolf E. Zola und die Grenzen von Poesie und Wissenschaft. - Kiel, 1891.
  • Sherard R. H. Zola: biographical and critical study. - 1893.
  • Engwer Th. Zola als Kunstkritiker. - B. , 1894.
  • Lotsch F. Über Zolas Sprachgebrauch. - Greifswald, 1895.
  • Gaufiner . Étude syntaxique sur la langue de Zola. - Bonne, 1895.
  • Lotsch F. Wörterbuch zu den Werken Zolas und einiger anderen modernen Schriftsteller. - Greifswald, 1896.
  • Лапорт А. Золя против Золя. - P. , 1896.
  • Монэстэ Ж. Л. Настоящий Рим: реплика Золя. - 1896.
  • Rauber A. A. Die Lehren von V. Hugo, L. Tolstoy und Zola. - 1896.
  • Лапорт А. Натурализм или вечность литературы. E. Золя, Человек и произведение. - P. , 1898.
  • Буржуа, произведение Золя. - P. , 1898.
  • Брунетье Ф. После процесса, 1898.
  • Bürger E. E. Zola, A. Daudet und andere Naturalisten Frankreichs. - Dresden, 1899.
  • Macdonald A. Emil Zola, a study of his personality. - 1899.
  • Vizetelly E. A. With Zola in England. - 1899.
  • Ramond F. C. Персонажи Ружон-Маккар. - 1901.
  • Conrad M. G. Von Emil Zola bis G. Hauptmann. Erinnerungen zur Geschichte der Moderne. - Lpz. , 1902.
  • Bouvier . L’œuvre de Zola. - P. , 1904.
  • Vizetelly E. A. Zola, novellist and reformer. - 1904.
  • Lepelletier E. Emile Zola, sa vie, son œuvre. - P. , 1909.
  • Patterson J. G. Zola: characters of the Rougon-Macquarts novels, with biography. - 1912.
  • Martino Р. Le roman réaliste sous le second Empire. - P. , 1913.
  • Lemm S. Zur Entstehungsgeschichte von Emil Zolas «Rugon-Macquarts» und den «Quatre Evangiles». - Halle a. S., 1913.
  • Mann H. Macht und Mensch. - München, 1919.
  • Oehlert R. Emil Zola als Theaterdichter. - B. , 1920.
  • Rostand E. Deux romanciers de Provence: H. d’Urfé et E. Zola. - 1921.
  • Martino P. Le naturalisme français. - 1923.
  • Seillère E. A. A. L. Emile Zola, 1923: Baillot A., Emile Zola, l’homme, le penseur, le critique, 1924
  • France A. La vie littéraire. - 1925. - V. I. - Pp. 225-239.
  • France A. La vie littéraire. - 1926. - V. II (La pureté d’E. Zola, pp. 284-292).
  • Deffoux L. et Zavie E. Le Groupe de Médan. - P. , 1927.
  • Josephson Matthew . Zola and his time. - N. Y. , 1928.
  • Doucet F. L’esthétique de Zola et son application à la critique, La Haye, s. a.
  • Bainville J. Au seuil du siècle, études critiques, E. Zola. - P. , 1929.
  • Les soirées de Médan, 17/IV 1880 - 17/IV 1930, avec une préface inédite de Léon Hennique. - P. , 1930.
  • Пиксанов Н. К. , Два века русской литературы. - изд. 2-е. - М. : Гиз, 1924.
  • Мандельштам Р. С. Художественная литература в оценке русской марксистской критики. - изд. 4-е. - М. : Гиз, 1928.
  • Laporte A. Emile Zola, l’homme et l’œuvre, avec bibliographie. - 1894. - Pp. 247-294.

Экранизации [ | ]

Примечания [ | ]

Ссылки [ | ]

Золя (Zola) Эмиль (1840-1902), французский писатель.

Родился в Париже. Ранняя смерть отца привела к тому, что Золя вырос в бедности, рано пошел работать (начинал клерком в издательстве); с 1865 года он зарабатывал на жизнь, публикуя стихи, рассказы и литературно-критические статьи.

В 1867 году увидел свет первый значительный роман Золя "Тереза Ракен". Этим романом Золя "основал" новое литературное направление - натурализм.

Основное произведение - 20-томная серия романов «Ругон-Маккары» (1871-93) история одной семьи в эпоху Второй империи. В романах серии «Чрево Парижа» (1873), «Западня» (1877), «Жерминаль» (1885), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892) с большой реалистической силой изображены социальные противоречия. Золя сторонник принципов натурализма (книга «Экспериментальный роман», 1880). Выступал с протестами в памфлете «Я обвиняю», 1898. Это письмо-памфлет было направлено против французских чиновников, по ложному обвинению признавших артиллерийского офицера Альфреда Дрейфуса виновным в государственной измене (знаменитое "дело Дрейфуса").

Творчество Золя оказало значительное влияние на современную литературу.

Французский писатель

Родился 2 апреля 1840г. в Париже, в итало-французской семье: итальянцем был отец, инженер-строитель.

Детские и школьные годы Золя проводит в Экс-ан-Провансе, где одним из его ближайших друзей становится художник Поль Сезанн.

1847 – умирает отец Золя, оставив семью в бедственном положении.

1852 – Золя начинает учёбу в коллеже.

1858 – рассчитывая на помощь друзей покойного мужа, г-жа Золя переезжает с сыном в Париж, где он продолжает своё образование в лицее.

1862-1866 – Золя работает в издательстве «Ашет», а затем увольняется в надежде обеспечить своё существование литературным трудом.

1864 – Золя собирает написанные им в разное время рассказы и новеллы романтического плана и опубликовывает их под общим названием «Сказки Нинон» (Contes a Ninon).

1865 – Золя публикует первый роман – откровенную, завуалированную автобиографию «Исповедь Клода» (La Confession de Claude).

1867 – роман «Марсельские тайны» (Les mysteres de Marseille), продемонстрировавший мастерство Золя-фельетониста и его интерес к социальным проблемам. Также в этом году выходит итоговое произведение молодого Золя – роман «Тереза Ракен» (Therese Raquin) – глубокое исследование чувства раскаяния, постигающего убийцу и его сообщницу.

1868 – у Золя возникает замысел серии романов, посвящённых одной семье («Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» – Les Rougun-Macquart, histoire naturelle et sociale d’une famille sous le Second Empire), судьба которой исследуется на протяжении четырёх-пяти поколений. Ориентируясь на «Человеческую комедию» Бальзака и его панорамность в изображении действительности, Золя не отказывается от своей натуралистической доктрины. Первой задачей своего цикла он считает изучение на примере одной семьи вопросов наследственности и среды. Ругон-Маккары являются отпрысками слабоумной женщины, которая умирает в последнем томе серии, достигнув столетнего возраста и полностью лишившись рассудка. От её детей – одного законного и двух незаконных – берут начало три ветви рода. Вторая задача цикла, как её формулирует писатель: «изучить всю Вторую империю, от государственного переворота до наших дней. Воплотить в типах современное общество, злодеев и героев». Это намерение Золя прямо отсылает к бальзаковскому пониманию писателя как «секретаря общества».

Первые книги серии не вызывают большого интереса.

1871 – первый роман из серии «Ругон-Маккары» «Карьера Ругонов» (La fortuna des Rougon), своеобразный пролог, рассказывающий о происхождении семьи Ругон-Маккаров и одновременно о возникновении режима Второй империи, и второй роман о представителях процветающей ветви семьи «Добыча» (La Curee).

1973 – третий роман о представителях третьей ветви, Маккаров, отличающихся крайней неуравновешенностью, поскольку их предок Антуан Маккар был алкоголиком, – «Чрево Парижа» (Le Ventre de Paris), в котором воссоздана атмосфера центрального рынка столицы.

1874 – четвёртый роман «Завоевание Плассана» (Le ventre de Paris).

1875 – пятый роман о второй ветви рода Ругон-Маккаров «Проступок аббата Муре» (La Faute de l"Abbe Mouret).

1876 – шестой роман из серии «Ругон-Маккары» о представителях процветающей ветви семьи «Его превосходительство Эжен Ругон» (Son Excellence Eugene Rougon) – исследование политических махинаций в царствование Наполеона III.

1877 – выходит седьмой том «Ругон-Маккаров» «Западня» (L"Assommoir), снискавший большой успех и принёсший Золя как славу, так и богатство. Он приобретает дом в Медоне около Парижа и собирает вокруг себя молодых писателей (среди них были К.Гюисманс и Ги де Мопассан), образовавших недолговечную «натуралистическую школу».

1878 – восьмой роман «Страница любви» (Une page d’amour).

1880 – девятый роман «Нана» (Nana), героиня которого, представительница третьего поколения Маккаров, становится проституткой и её сексуальный магнетизм приводит в смятение высший свет.

1882 – десятый роман о второй ветви рода Ругон-Маккаров, семействе Муре, «Накипь» (Pot-Bouille).

1883 – одиннадцатый роман о второй ветви рода Ругон-Маккаров «Дамское счастье» (Au Bonheur des dames).

1884 – двенадцатый роман «Радость жизни» (La joie de vivre).

1885 – тринадцатый роман «Жерминаль» (Germinal), посвящённый забастовке шахтеров на рудниках северной Франции.

1886 – четырнадцатый роман «Творчество» (L"Oeuvre), в который включены характеристики многих прославленных художников и литераторов эпохи.

1887 – пятнадцатый роман «Земля» (La Terre), повествующий о крестьянской жизни.

1888 – шестнадцатый роман «Мечта» (Le reve).

1890 – семнадцатый роман «Человек-зверь» (La Bete humaine), в котором описывается жизнь железнодорожных рабочих.

1891 – восемнадцатый роман из серии «Ругон-Маккары» о представителях процветающей ветви семьи – «Деньги» (L"Argent), где речь идёт о спекуляциях земельной собственностью и ценными бумагами.

1892 – девятнадцатый роман «Разгром» (La Debacle) – изображение франко-прусской войны и первый крупный военный роман во французской литературе.

1893 – двадцатый роман «Доктор Паскаль» (Le docteur Pascal), которым завершается цикл Ругон-Маккаров.

1894-1898 – цикл «Три города» (Les Trois Villes) – «Лурд» (Lourdes, 1894), «Рим» (Rome, 1896), «Париж» (Paris, 1898).

1898 – Золя пишет открытое письмо президенту республики «Я обвиняю» (J"accuse), в котором содержится разоблачение армейской верхушки, несущей главную ответственность за очевидную судебную ошибку в деле Дрейфуса (1897-1898), офицера французского генерального штаба, еврея по национальности, в 1894г. несправедливо осуждённого за продажу военных секретов Германии. Из-за этого письма Золя приходится бежать в Англию, так как он обвиняется в клевете и приговаривается к году тюремного заключения.

1899 – после того, как ситуация изменяется в пользу Дрейфуса, Золя возвращается во Францию.

1899-1902 – цикл «Четыре Евангелия» (Les Quatre Evangiles), оставшийся незаконченным (четвертый том написан не был).

28 сентября 1902 – Золя скоропостижно умер в своей парижской квартире. Причиной смерти стало отравление угарным газом – «несчастный случай», по мнению некоторых историков, подстроенный политическими врагами писателя.

Золя стал первым романистом, создавшим серию книг о членах одной семьи. Его примеру последовали многие писатели, в т.ч. Ж.Дюамель (хроники Паскье), Д.Голсуорси («Сага о Форсайтах») и Д.Мастерс (книги о Сэвиджах) и мн.др. Кроме того, Золя является автором теории экспериментального романа. Созданный им новый литературный жанр он называет так, желая этим подчеркнуть, что в своём художественном творчестве он пользуется научным методом точного наблюдения и объективного описания.

Краткая литературная энциклопедия: В 8тт. М.: Советская энциклопедия, 1962. Зарубежные писатели: Биографический словарь. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1997.

Émile Zola; Франция, Париж; 02.04.1840 – 29.09.1902

Эмиль Золя достаточно известный писатель своего времени. Он один из самых ярких представителей реализма 19 века и вождь натуралистического движения того времени. Все произведения Золя научны и отлично спланированы. Он пытается вывести литературу своего времени на качественно новый научный уровень. При этом практически все произведения автора трагичны. Построение романов выполнено таким образом, что за одной катастрофой происходит следующая, пока не происходит катастрофа решающая все.

Биография Эмиля Золя

Родился Эмиль Золя в семье инженера. Но уже в семь лет отец умирает и оставляет семейство в очень плохом материальном положении. В надежде на помощь его друзей семья перебирается в Париж. В 22 года Эмиль устраивается в издательство Hachette, но проработав там менее 4 лет, увольняется. Его надежды связаны с литературной деятельностью. И в 1865 году выходит первое произведение автора – «Исповедь Клода». Произведение получило скандальную известность благодаря защите в нем живописи Мане.

В 1868 году автор начинает работу над своей главной серией в жизни – «Ругон-Маккары». Эта серия произведений описывает сразу несколько поколений и ветвей одного семейства. При этом в нем ярко прослеживается наследственная черта в каждом поколении. Все семейства в цикле «Ругон-Маккары» берут начало от одной женщины, которая страдает слабоумием. У нее имеется три сына, один законно рожденный и два незаконнорожденных от которых и идет три ветви развития. Первая ветвь представляет собой достаточно известный род, вторая ветвь представители повес и священников и третий род крайне не уравновешенных людей, так как их отцом был алкоголик. Первые книги серии были достаточно прохладно встречены общественностью. Поэтому Эмилю приходилось даже ловить воробьев на обед. Но седьмая книги серии – «Западня» принесла автору долгожданную славу и богатство.

Книги Эмиля Золя на сайте Топ книг

В наш рейтинг Эмиль Золя попал с книгой «Земля» и романом «Карьера Ругонов». Это это два представителя серии «Ругон-Маккары» которая получила в нашей стране наибольшее уважение. Ведь именно этот цикл романов Эмиля Золя читать советуют в учебных заведениях для ознакомления с творчеством писателя. Отчасти именно попадание книг в школьную программу позволило им занять достаточно высокое место в нашем рейтинге . Более же подробно познакомится со всеми книгами Эмиля Золя, вы можете ниже.

Все книги Эмиля Золя

  1. Сказки Нинон
  2. Новые сказки Нинон
  3. Тереза Ракен
  4. Экспериментальный роман
Каждую субботу Фердинанд Сурдис заходил в лавочку папаши Морана, чтобы пополнить свой запас красок и кистей. Темная и сырая лавчонка помещалась в полуподвальном этаже дома, выходившего на одну из площадей Меркера. Эту узкую площадь затеняло здание старинного монастыря, где помещался теперь городской коллеж. Вот уже целый год Фердинанд Сурдис занимал в меркерском коллеже ничтожную должность репетитора.

"Дамское счастье" не принадлежит к числу наиболее прославленных произведений Золя, таких широких социальных полотен, как "Жерминаль" или "Разгром". Но роман занимает тем не менее заметное место в творческом наследии знаменитого французского писателя.

Часы на бирже только что пробили одиннадцать, когда Саккар вошел в ресторан Шампо, в белый с позолотой зал с двумя высокими окнами, выходящими на площадь. Он окинул взглядом ряды столиков, где с озабоченным видом, близко придвинувшись друг к другу, сидели посетители, и, казалось, удивился, не найдя того, кого искал.

История авантюриста и биржевого игрока Аристида Саккара, делающего деньги из всего, что подвернется под руку, и его жены Рене, которую роскошь и распущенность приводят к преступлению, разворачивается на фоне блестящей и безумной жизни французской аристократии времен последнего императора Наполеона III.

И он начал перебирать законопроекты, лежавшие перед ним на столе. Слева от председателя близорукий секретарь, которого никто не слушал, скороговоркой читал, уткнувшись носом в бумагу, протокол предыдущего заседания. В зале было шумно, и чтение достигало слуха одних лишь курьеров, очень внушительных, очень подтянутых по сравнению с непринужденно развалившимися членами Палаты.

Эмиль Золя (1840-1902) - выдающийся французский писатель, подаривший миру грандиозную 20-томную эпопею "Ругон-Маккары". "Жерминаль" (1885) занимает особое место в эпопее. Это роман о тяжелой, безрадостной жизни шахтеров, которых непосильный труд и голод превратили в животных. Но даже в этих нечеловеческих условиях зарождаются светлые чувства - расцветает любовь Этьена Лантье и Катрины Маэ.

Она взяла у матери какой-то лоскуток и уже с четверть часа пыталась смастерить из него куклу, скатывая его и на одном конце перевязывая ниточкой. Марта на миг оторвалась от чулка, который штопала с такой тщательностью, как будто это была тонкая вышивка.

"Западня" - один из ярчайших романов эпического цикла Эмиля Золя "Ругон-Маккары". Потрясающая история "крестного пути" затерянной в Париже женщины, пережившей и счастье, и благополучное спокойствие, и исступленную, губительную страсть, и, наконец, падение на дно нищеты и унижения. История, от которой поистине невозможно оторваться!

В это утро Жан шел по полю с раскрытой торбой из синего холста на животе. Левой рукой он поддерживал торбу, а правой доставал из нее горсть пшеницы и через каждые три шага разбрасывал ее перед собой. Его грубые башмаки были в дырах, и грязь налипала на них по мере того, как он переступал ногами, покачиваясь из стороны в сторону...

Годы жизни: с 02.04.1840 по 28.09.1902

Французский писатель и общественный деятель. Один из основоположников и идеологов натурализма в литературе.

Эмиль Золя, произведения которого занимают ведущее место во французском натурализме, сам был наполовину французом. Полугрек, полуитальянец, его отец был гражданским инженером в Провансе, где возглавлял строительство водопроводных сетей города Экса. Мать Золя, родом из северной Франции, была женщиной трудолюбивой, дисциплинированной. Она не могла найти себе применения в веселом, жизнерадостном Провансе. Отец Эмиля умер, когда мальчику исполнилось шесть лет, оставив свою жену один на один с усиливающейся нищетой и иском к городу Эксу. Многое в творчестве Золя можно объяснить реакцией на взгляды его сильной, властной матери, на ее недовольство буржуазией, не принявшей эту женщину, на ненависть которую она питала к местной бедноте, боясь скатиться до такого же уровня. Если верен тезис о том, что лучшие критики общества - те, чье собственное положение в этом обществе ущербно, то Золя действительно была уготована роль социального романиста, а его творчество было своеобразной местью городу Эксу. Результатом влияния матери может считаться и то, что Золя выбирал сексуальные темы для того, чтобы выразить свое неприятие общества, отвергнувшего его. Беднота неразборчива в связях, средний класс лицемерен, аристократия порочна - эти идеи красной нитью проходят через все романы Золя.

С семнадцати до двадцати семи лет Золя вел богемную жизнь, не преуспев ни в чем. Он учился в Париже и Марселе, но так и не получил диплома. Он писал статьи для газет, в том числе по искусству. Одно время Золя снимал жилье вместе со своим другом юности из Экса художником Сезанном. Работал он и служащим у парижского издателя и книготорговца Ашетта. Временами его финансовое положение было таким тяжелым, что ему приходилось ловить воробьев на чердаках и жарить их. Была у Золя любовница - Александрина Мелей, серьезная благоразумная девушка, с развитыми материнскими инстинктами и честолюбием человека из среднего класса. Даже мать Золя одобряла их отношения. Эти отношения дали писателю столь необходимое для работы эмоциональное спокойствие. В 1870 году Александрина и Эмиль поженились.

Делом всей своей жизни Золя считал серию, состоящую из двадцати романов, задуманную в подражание "Человеческой комедии" Бальзака и прослеживающую судьбу одной семьи во времена Второй империи. Родоначальник этой семьи происходил из города Плассана в Провансе (очевидно, Экса). Законные потомки, семья Ругонов, - очень активные, умные люди, поддерживающие Луи Наполеона во время переворота 1851 года и вместе с ним приходящие к власти. Один из них, Эжен, становится министром в правительстве, где его природная беспринципность способствует карьере. Другая, незаконная ветвь семьи, Муре - предприниматели из среднего класса. Один из представителей этой семьи открывает огромный универсальный магазин в Париже и строит свое состояние на разорении мелких конкурентов. Еще одна незаконная ветвь - Маккары. Это пролетарии, из среды которых выходят воры, проститутки, алкоголики. В их числе Нана и Этьен - главные герои двух романов, рассматриваемых в этой книге. Задача Золя - исследовать каждый уголок французского общества, вскрыть пороки, царящие там. Его романы - серия последовательных атак на официально провозглашавшиеся идеалы того времени: честь армии, набожность духовенства, святость семьи, труд крестьянина, слава империи.

Задуманные романы едва только начали создаваться, когда Вторая империя неожиданно рухнула. Поток событий вынудил Золя сжать временные рамки романов, и это было сделано весьма неуклюже. В этих романах создаются ситуации, более подходившие к семидесятым-восьмидесятым годам, нежели к пятидесятым-шестидесятым. Поражение Франции под Седаном дало Золя материал для создания большого военного романа "Разгром". Другими важными произведениями, стоящими особняком среди уже упомянутых, являются "Земля", мрачное и яростное исследование крестьянской жизни, и "Западня" - описание деградации человеческой личности под влиянием алкоголя. Хотя главные герои этих произведений и находятся в родственных отношениях, каждый из романов обладает собственными достоинствами и может быть прочитан независимо от других.

Золя, когда-то работавший журналистом, прекрасно знал, что книги, затрагивающие чувства людей, приносят доход. Его произведения, написанные с учетом этого, сделали их автора богатым. Со временем он удовлетворил амбиции человека, обязанного всем только самому себе. Золя переехал в "шикарный" дом в фешенебельном районе и обставил его с роскошной помпезностью. Другой своей тщеславной цели - попасть во Французскую академию, несмотря на все усилия, Золя так и не смог достичь, хотя и остался в истории как ее "вечный кандитат".

Враги пытались представить писателя чудовищем порока, купающимся в отбросах. Его защитники, напротив, видели в нем яростного моралиста, обличающего пороки эпохи. Сам же Золя предпочитал быть независимым и объективным ученым, исследующим результаты влияния наследственности и окружающей среды на человеческую личность. Этим он напоминает французского историка Тэна, который утверждал, что порок и добро - такие же естественные продукты, как сахар и купорос. Золя, безусловно, не был ученым. Ему приходилось полагаться на психологию того времени, основой которого были чисто материалистические взгляды. Так, признавалось, что антиобщественное поведение - результат дегенерации нервной системы, передаваемой по наследству. Золя был настолько зачарован престижем науки, что рассматривал свои романы как лаборатории, где проводятся опыты с наследственностью, поставленной в определенные условия существования. Писатель также описывал реакцию наследственности на эти условия. Подобные теоретические взгляды отражены в работе Золя "Экспериментальный роман". Вероятно, мало кто из авторов мог показать такое непонимание своего собственного творческого процесса.

Собственная литературная практика Золя больше известна под именем "натурализм". Она устанавливала традиции, несколько отличные от раннего реализма Флобера. Того в одинаковой мере интересовали и феномены вещей, и правдивое воспроизведение действительности. Но у него не было склонности к описанию пороков и безобразий. Более того, реализм Флобера представлял собой литературную программу, лишенную какой-либо метафизики. Вот почему воздействие этих двух писателей имело различия. Приверженцы Флобера были изощренными стилистами, озабоченными совершенствованием искусства ради самого искусства, в то время как последователи Золя являлись в большей степени тяжеловестными социальными романистами, подобными Фрэнку Норрису.

Как только были написаны "Ругон-Маккары", Золя избрал иное, более оптимистическое направление в литературе. Он стал искренне верить, что общество способно исправить само себя. Намеки на это появляются уже в романе "Жерминаль". Более очевидно это заметно в сочинении "Труд", рисующем утопическое, социалистическое общество. Одна из причин такого поворота событий может быть найдена в изменении личной жизни Золя. В течение многих лет брак его с Александриной был омрачен бесплодием. В 1888 году он влюбляется в молодую прачку Жанну Розера, покупает ей дом и, к большой радости становится отцом двух детей. Когда слухи об этом дошли до мадам Золя, она в ярости разбила часть шикарной мебели своего мужа. Но Золя новые отношения принесли освобождение от неуверенности в себе как в мужчине. Со временем он достигает и удовлетворенности, но его творчество постепенно теряет свою мощь и становится почти сентиментальным.

Его знаменитая защита Альфреда Дрейфуса, капитана-еврея во французской армии, осужденного по сфабрикованному обвинению в шпионаже, потрясшему Третью республику до основания, однако, была отнюдь не сентиментальной. В этом деле противниками писателя выступали старые враги - армия, церковь, правительство, высшие слои общества, антисемиты, зажиточные люди, которых бы сегодня назвали "истэблишментом". Залпом, который Золя направил в эту цель, было письмо, адресованное президенту Форе и опубликованное в "Авроре", - "Я обвиняю". Золя сознательно шел на обвинение в диффамации и преуспел в этом. Зал судебного заседания стал ареной, которую он хотел приобрести. Суд вынес обвинительный приговор, по которому была подана апелляция. Начался второй процесс, но незадолго до вынесения приговора, Золя, с неохотой и по совету адвокатов, уехал в Англию. Здесь он мужественно переносил все неудобства английского климата и кухни, пока честь и достоинство Дрейфуса не были восстановлены.