С момента трагической гибели Сергея Бодрова прошло 15 лет: в 2002 году он вместе со съемочной группой своего фильма "Связной" погиб в результате схода ледника Колка в Кармадонском ущелье. Все это время вдова Сергея - известный телевизионный режиссер, в частности, программы "Жди меня" Светлана Бодрова - отказывалась от интервью и участия в передачах, посвященных мужу. Исключение все же было сделано - Светлана дала большое интервью сайту Colta.ru, в котором рассказала о знакомстве, семейной жизни с Сергеем Бодровым и многом другом.

Начала Светлана с того момента, как Сергей Бодров попал в программу "Взгляд". Его позвал в эту передачу Сергей Кушнерев, на тот момент ее главный редактор. Сначала он посмотрел "Кавказского пленника", затем пригласил в программу Сергея Бодрова-старшего с сыном в качестве гостей и уже после этого предложил Бодрову-младшему стать ведущим.

Он как-то почувствовал, что Бодров станет глотком свежего воздуха, что он из нового поколения, он - герой этого поколения: вот это Кушнерев в нем разглядел. Серега не сразу решился. Ну как-то, он говорил, не готов. Но Кушнерев же умеет заводить своими идеями, он же страшно увлеченный! В общем, уговорил. И Бодров сам загорелся.

Невозможно говорить о нём в прошедшем времени. Сергей Бодров-мяадший стал символом эпохи 90-х, и это не напыщенные, громкие слова, а правда жизни. для миллионов людей он остался навсегда «Данилой Багровым». Или просто «братом».

Подготовили: Наталья Оленцова, Дмитрий Тульчинский

О его ролях в кино и о самом Сергее Бодрове до сих пор говорят и спорят: слишком неординарной личностью он был. Слишком короткую и яркую жизнь прожил. В декабре этого года ему исполнилось бы 40 лет. Всего лишь сорок... Несерьёзный юбилей, если бы Сергей был сегодня жив. Тогда, в сентябре 2002 года, вся страна, ужаснувшись новости о сходе лавины в Кармадонском ущелье, где работала съёмочная группа Бодрова-младшего, ждала только одного слова: «Жив!» Увы, оно не прозвучало. Как хочется верить, что он просто не вернулся из экспедиции. Как хочется верить, что вернётся.

В эпицентре

Закончив аспирантуру, Сергей Бодров успел поработать учителем в школе, кондитером на фабрике «Ударница», спасателем на пляже в Италии, журналистом, но найти себя не получалось. В 1996-м он напросился к отцу в киноэкспедицию на съёмки фильма «Кавказский пленник» и совершенно неожиданно получил от судьбы подарок - главную роль. Отец объяснил: не надо ничего играть. Надо быть самим собой. Зритель был потрясен тем, что увидел на экране: живые эмоции, искренность и ни тени фальши. Результат - «Лучшая мужская роль» на Кинотавре, премия «Ника», Государственная премия и шквал газетных публикаций, где писали, что Сергей Бодров-младший - выдающийся актёр. А через год «выстрелил» «Брат», и пресса закрепила за Сергеем образ русского Робин Гуда, героя-одиночки, жаждущего справедливости. На Бодрова обрушилась оглушительная слава. Сергея назвали выразителем настроений молодёжи того времени и в одночасье отождествили с его героем, Данилой Багровым. Поклонницы караулили Сергея на улицах и у дверей подъезда, а ещё забрасывали письмами, «опечатанными» помадными поцелуями.

Примечательный факт: чтобы снять фильм «Про уродов и людей», на съёмки которого не было выделено финансирование, Алексей Балабанов... за несколько дней написал сценарий другого фильма. По замыслу, это был малобюджетный боевик, который в прокате собрал бы большую кассу. Так и появился «Брат» - ставший главным кинособытием фильм, задуманный как проходной вариант...

Спустя годы эхо кармадонской трагедии стало затихать, и вдруг выяснилось: несмотря на сотни интервью и статей, о Сергее Бодрове-младшем известно чрезвычайно мало. Он никого не впускал в свой ближний круг. Не делился чувствами по поводу детей и подробностями семейной жизни (когда Сергей погиб, его младшему сыну было всего два месяца). Оставаясь простым парнем, «своим» для миллионов зрителей, долгие годы живя с ярлыком «Брата», он смог оградить от посторонних свой маленький мир. Но осталась память. Остались воспоминания близких и родных, друзей и коллег.

Итак, Сергей Бодров - глазами тех, кто был с ним рядом.

- Юрий Данилин, журналист, друг семьи: «Он никогда не был инфантилен, даже в самые ранние годы. Его привезли ко мне на дачу семиклассником, и уже тогда про Серёжу нельзя было сказать «мальчик». Это был «юноша». Он очень рано стал взрослым, думающим человеком. И дело тут в том, наверное, что Серёжа рос в исключительно дружелюбной среде, в прекрасной семье. Никто с ним не сюсюкал, каждый был занят своим делом, но атмосфера была настолько тёплой, что он рос абсолютно свободным. У него рано сформировался свой вкус и взгляды. Ну где вы ещё найдёте ученика, который к окончанию школы знал бы три языка в совершенстве, который проводил бы большую часть времени в Библиотеке имени Ленина? Причём он никогда не был отличником. Никому из нас не приходило в голову, что Серёжа в итоге займётся кино. Бодров-старший оберегал его от киношных затей. Но, тем не менее, брал с собой на съёмки и поручал ему маленькие эпизодические роли. Главная роль в «Кавказском пленнике» тоже стала в какой-то мере случайностью. Большой Серёжа сомневался, считал, что сложилась безвыходная ситуация, он не ожидал, что его собственный сын окажется таким зрелым и интересным человеком».

- Сергей Бодров-старший: «Никто не может предугадать феномен. У Лёши Балабанова, думаю, это получилось: вдруг как-то всё сошлось. Помню, «Брата» я смотрел в Каннах и после просмотра сказал своей знакомой американке, которая совершенно замечательно разбиралась в кино: «Слушай, по-моему, он хорошо сыграл». А она говорит: «Какая разница, как он сыграл! Ты что, не понимаешь? Хорошо, плохо - никакого значения не имеет, он будет звездой!» С этим, видимо, рождаются, этому невозможно научиться. Он, конечно, чему-то научился. Недаром были университет, диссертация по истории венецианской архитектуры и живописи. Замечательный французский, свободные английский, немецкий, итальянский. С этими качествами, как мне кажется, народными любимцами не становятся. С другой стороны, народ зря не полюбит.»

- Алексей Балабанов, режиссер: «Серёжа Бодров - мой друг. Впервые увидел его в «Кавказском пленнике» на «Кинотавре». Не было ещё замысла «Брата», не было вообще ничего, но я уже знал, что в новой картине Сергей будет у меня главным героем. Я в армии служил, был в Афганистане и знаю, что человек, который вернулся оттуда, - потерянный человек. Вот таким я его и сделал. Человеком, который вернулся с войны. Работать с Сережей было удивительно легко, он безумно органичный. Да, не профессиональный актёр. Но Сергей сделал всё как надо. Он не играл, он был настоящим. На съёмках мы сдружились, собирались вместе делать кино. У Сергея был проект «Морфий», - который я впоследствии и снял. Но тогда я сказал: «Давай снимем фильм про будущее, типа фантастики». Он ответил: «Давай. Сейчас только сделаю этот фильм, а потом поговорим, ладно?»

- Владимир Ильин, актёр: «Мы познакомились на съёмках фильма «Белый король, красная королева», который снимал Серёжин отец. Смотрю, парень разговаривает на французском чисто, я даже подумал, что это французский артист какой-то. Потом мне сказали, что это сын Бодрова. Постепенно я узнал, что у него историческое образование. Ближе мы сошлись на картине «Стрингер». Помню, он мне сказал тогда: «Володя, я не профессионал, давай чему-то буду у тебя учиться». - «Ты такой правдивый в кадре, в этом и есть фишка твоя, - по-моему, так я ему ответил. - Наоборот, мне надо у тебя учиться». Серёжа просто был, существовал в кадре. Это и подкупало. Потом мы встретились на озвучании в Польше. В это время у Серёжи начался роман с его будущей женой. И в этой молчаливой, такой чувственной благодати, по-моему, искупались все. Потому что они оба такие красивые были, такие обаятельные, такие молчаливые. Он молчун был, как ни странно. Не от закрытости, нет. От ума. Но он молчал так, что в этом молчании что-то происходило.»

- Ингеборга Дапкунайте, актриса: «Тот период, который я прожила на картине «Война», выдался очень трудным. Но он часть моей жизни, уже прожитой. Как и Серёжа. Я помню, что после сцены, когда меня топили в речке, меня трясло, ещё долго я не могла прийти в себя. Серёжа не успокаивал меня, но его присутствие сильно поддерживало. И сейчас я понимаю: мне крайне повезло, что именно он снимался в той роли. Звучит это неинтересно, но это абсолютная правда. Он замечательным был, незаурядным. Последний раз мы виделись на какой-то премьере. Сидели, разговаривали. Он не соперничал ни с кем, не дрался, не суетился. Он спокойно шёл к своей цели».

- Анатолий Журавлёв, актёр: «Мы познакомились с Серёжей на съёмках фильма «Брат». Сергей всё время читал, по-моему, Достоевского. У меня вдруг появилось желание подойти, поговорить. Я не мог объяснить, почему. Мы поздоровались, завели о чём-то разговор. В конце съёмочного дня я понял, что хотел бы с этим человеком встретиться снова. Так получилось по жизни, что у меня нет друзей. И почему-то мне кажется, что Сергей мог бы стать моим другом. Что это человек, с которым я мог бы быть откровенным, мог бы на него положиться. И этот один день оказал на меня такое влияние, что я запомнил его на всю жизнь. Однажды незнакомая девочка передала мне для него письмо. Она так просила, что я взял. Письмо год лежало у меня дома. Каждый раз, когда я ездил на какой-нибудь фестиваль, брал его с собой. И не взял один-единственный раз - думал, Сергей не приедет. А он приехал. Я подошёл: «У меня для тебя письмо от девочки из Архангельска». Он спрашивает: «С собой?» - «Нет, - говорю, - дома оставил». А потом произошла эта страшная трагедия. Через год я распечатал то письмо. Девочка писала: «Здравствуйте, Серёжа. Пишет вам ученица 6 класса, Катя такая-то. Я хочу признаться вам в любви. За ваши роли, за вашу доброту». В конце она приписала: «Я очень надеюсь, что вы мне ответите...»

Светлана Бодрова -вдова Сергея Бодрова-младшего, который пропал без вести 15 лет назад весной 2002 года. На данный момент женщина работает на Первом телеканале режиссером телепрограммы «Жди меня».

Светлана Бодрова: биография

Жена Бодрова - Светлана - родилась в 1971 году в Подмосковье. Известно, что до замужества с Сергеем женщина была замужем за милиционером Михайловым. Однако отношения долго не просуществовали, и брак молодых дал трещину. Светлана уехала в столицу и поступила в Московский геодезии и картографии на факультет журналистики.

Спустя некоторое время она познакомилась с влиятельным мужчиной, который помог ей стать автором программ «Акулы пера» и «Канон». Когда Светлане Бодровой (фото девушки указано в статье) было 26 лет, она познакомилась с Сергеем Бодровым. Их встреча состоялась на Кубе, куда молодая журналистка совместно с телекомпанией «ВИД» отправилась с целью освещения фестиваля молодежи и студентов.

Светлана Бодрова - жена Сергея Бодрова

Молодые люди начали встречаться, и уже спустя год сыграли свадьбу. В том же 1998 году у Сергея и Светланы Бодровой родилась девочка,которую назвалиОльгой, а за месяц до исчезновения Бодрова у пары появился на свет мальчик Саша. Об отношениях с супругов известно не много по причине того, что семейная пара предпочитала держать в тайне от общественности свою личную жизнь.

Когда Сергей пропал без вести, Светлана осталась одна с двумя детьми. Женщина очень любила мужа и прожила с ним 5 счастливых лет. Уход из жизни супруга стал для нее и для Оли с Сашей страшным ударом.

На данный момент, прожив долгие годы без сильного плеча, Светлана Бодровапродолжает самостоятельно воспитывать своих детей. Единственное, иногда ей оказывают в этом помощь мать и свекровь.

По утверждениям близких людей, у вдовы Бодрова достаточно замкнутый образ жизни.Невзирая на то что женщина красива и обаятельна, после смерти супруга (трагедия произошла в далеком 2002 году) ей так и не удалось встретить мужчину, который бы смог достойно заменить Сергея Бодрова.

Воспоминания о погибшем кумире

До своей смерти известный артист, который запомнился миллионам благодаря участию в таких кинолентах, как «Брат» и «Брат-2», построил добротный дом для своей семьи. И по сей день Светлана с детьми часто приезжают в тот дом, но без любимого мужа и отца. До последнего Светлана жила надеждой и верила в то, что ее супруг жив. Но, увы, факты говорят обратное.

Известно, что о своей будущей жене - Светлане Бодровой - Сергей Бодров много размышлял еще с детских лет. Российский актер утверждал, что всегда знал, как его супруга должна выглядеть. Он много думал об этом и ждал встречи с любимым человеком. А когда это произошло, Сергей узнал девушку и женился на ней.

Когда молодые люди были в браке, Сергей не обращал ни малейшего внимания на своих поклонниц. Находясь вдали от любимой жены, он присылал супруге невероятно красивые романтичные письма.

Дети Светланы

В одномиз интервью журналистка Светлана Бодроваподелилась воспоминаниями, как они были счастливы с Сергеем Бодровым до его гибели. Журналистка особо отметила то время, когда у них в семье родилась дочка Олечка. По мнению Светланы, сейчас, если бы ее супруг Сергей был жив, он очень бы гордился успехам своей дочери.

Три года назад, в 2014 году, девушка окончила школу с золотой медалью. После чего поступила во ВГИК на бесплатное отделение. Сейчас Оля осваивает специальность «артист драматического театра и кино». Как оказалось, на данную специальность был ограниченный набор в количестве 12 человек, кроме этого, только 4 места были предназначены для представительниц слабого пола.

Попасть во ВГИК было очень сложно. На одно место был конкурс до 1000 человек. Однако Оля не хотела говорить приемной комиссии, что она приходится дочерью кумира миллионов - Сергея Бодрова.

Девушка «на отлично» сдала ЕГЭ по русскому и сделала такие творческие задания, как разработка собственного сценария и постановка этюда. Дойдя до последнего этапа, Ольге пришлось сказать, кто ее папа, и то только после того как один из экзаменаторов спросил, не родственница ли она Сергея Бодрова. Девушка обмолвилась, кто ее отец, но заявила, что в связи с этим не ждет никаких поблажек и хочет добиться поступления в вуз благодаря только своему личному таланту и приложенным усилиям.

Сергей Бодров: "мир действительно прекрасен..."

*Данный материал взят с сайта ©"Вятский край"-2002

Есть вещи, в которые не хочется верить. Несмотря ни на что. Гибель Сергея Бодрова-младшего - из их числа. Правда, до сегодняшнего дня никто официально так и не произнес: "Погиб Сергей Бодров-младший". Будем надеяться и мы...

Говорят, знаменитого "брата" по жизни преследовала мистика. В детстве тяжко болел, и, когда уже все потеряли надежду, выжил. Стал актером, когда его отец-режиссер Сергей Бодров уже устал искать героя на главную роль в фильме "Кавказский пленник". И опять Кавказ... Сергея как будто туда тянуло. Еще со времени "Кавказского пленника", снимавшегося, кстати, в тех же местах, что и новый фильм "Связной". Еще была картина "Война"... И тоже Кавказ. В начале года Бодров-младший решил снимать кино сам. По своему сценарию. Место действия - Северный Кавказ. Сюжет - мистический детектив. Сам Сергей должен был сыграть главную роль сыщика, у которого ампутированы обе ноги, но никто из знакомых не догадывается об этом. Расследуя деятельность наркобанды, он влюбляется в девушку-наркокурьера, но события разворачиваются трагически, и герой Бодрова погибает. А девушку Катю, ее роль играет Анна Дубровская, должны убить при передаче наркотиков, но она чудом выживет... Опять мистика. За день до трагедии Аня - одна из ведущих актрис Театра имени Вахтангова - улетела в Москву. В день трагедии играла в "Отелло"...
Говорят, накануне ее отъезда из Владикавказа Сергей Бодров говорил Ане: "Как жалко, что ты уезжаешь. Поедем с нами в ущелье. Там такая красота..." А красота, действительно, была потрясающая!..
Это интервью Сергей Бодров-младший дал незадолго до съемок. Многое из тогда сказанного сегодня воспринимается иначе...
- Ты - эмоциональный человек?
- Да, очень.
- Какие качества в людях могут вызвать у тебя негодование, злость, ярость и наоборот - восторженность?
- Негодование могут, конечно, вызвать хамство, необязательность, нечестность...
- Но ведь нечестность сегодня - дело обычное...
- Я очень трепетно отношусь к каким-то главным ценностям, может, это и неправильно. Но я не думаю, что норма - это когда человек хороший. Кто сказал, что люди должны быть хорошие, честные, искренние, почему они должны радоваться и улыбаться нам? Нормально, это когда люди обманывают, лукавят, ищут себе какие-то блага. И тогда все остальное, выходящее за рамки этой нормы, когда человек сказал тебе "спасибо", не соврал, поддержал тебя, сделал что-то хорошее, хотя мог этого и не делать при условии, что ты не зависишь от него, а он - от тебя, вызывает большую радость, ликование и вообще делает мир прекрасным.
- А мир действительно прекрасен?
- Очень. Мне интересно жить. Интересно разговаривать с таксистом, с проституткой, которая сидит в этом баре, гулять, смотреть на лица. В магазины заходить, смотреть хорошее кино, читать хорошую литературу, потому что везде-везде-везде есть все то, что тебя радует. То, что ты можешь как бы взять себе.
- Чтобы потом использовать это в профессиональном плане?
- Не в том смысле, чтобы подметить, как человек хромает, и потом так же хромать. Что значит использовать? Ну, как вы можете использовать... там... девушка прошла, улыбнулась, еще что-то приятное произошло. Какие-то маленькие проявления жизни, нормальной, настоящей, хорошей. Как их можно использовать? Тебе становится лучше, значит, ты кому-то другому тоже делаешь что-то хорошее. Это четкий закон. Ты берешь, чтобы отдать, отдаешь, чтобы потом взять. И чем больше отдаешь, тем больше берешь. Это клише, но оно очень точное.
- Ты - тусовочный человек?
- Нет.
- Но Москва же в этом смысле город...
- Какой?
- Большой. Активная ночная жизнь. Ритм бешеный.
- Да, это так. Знаете, по-настоящему нужные люди не имеют мобильных телефонов, пейджеров. Их не так просто вычислить. Если нужно, они сами позвонят. Это я не про себя, упаси Бог...
- У тебя есть мобильный телефон?
- У меня-то есть, я не такой еще. Мне это нужно. Дзынь-трынь, быстро прибежал. Можно бегать, а можно и не бегать. Куда бежать? Когда медленно идешь, видишь больше интересных лиц, больше мыслей в голове родится.
- Медленно ходишь?
- Ну, это я фантазирую, конечно, я тоже гоняю, но на тусовки - нет. Я вообще этого не пониманию. Это, мне кажется, какая-то зависимость. Как от моды. Модно иметь одну серьгу синюю, а ботинок - зеленый. И все начинают это носить. Какой-то знаменитый денди сказал: "Настоящий денди не следует моде, он ее делает".
- Что ты испытывал, когда снимал свой первый фильм "Сестры"? Андрон Михалков-Кончаловский, например, говорил, что на съемках первой картины от страха выпивал каждое утро стакан коньяка...
- Обычно сложнее снимать уже второе кино. На первой картине есть, конечно, момент какого-то задора и "безбашенности". Это должно присутствовать: "Конечно, я смогу, я сделаю!" Ну, как в детстве! Я помню, съезжал с горок на деревянных лыжах просто, как не фиг делать. Потом через несколько лет пришел на эту горку, и у меня внутри пробежал холодок. Я подумал: "Нет, надо съехать". Съехал, сломал одну лыжу и понял - больше никогда! В Австрии в горах дети - крохи по 2,5 года катаются по таким местам, где взрослые сто раз подумают: "Я упаду, сломаю ногу, отпуск насмарку, гипс, страховка..." А дети не думают о причинно-следственной связи. Так надо и в кино, и везде - не размышлять долго и бесплодно, а отрываться!
- В первой же картине ты взялся за сложную задачу - работу с детьми...
- Дети мне ближе. Мне с ними разговаривать легче. Потому что взрослому актеру объясняешь-объясняешь - вроде бы все просто, а человек не понимает. И я чувствую себя глупо. С ребенком я могу говорить искренне. Девочки - одной 8 лет, другой 13 - сами вместе со мной придумывали историю.
- Бодров-старший в одном из интервью рассказывал, что на концерте, посвященном фильму "Брат-2", он был потрясен такой картиной: немыслимая аудитория, несколько тысяч человек... Выходишь ты, поднимаешь руку - и толпа замирает. Потом ты сказал какие-то слова, кажется, из Александра Невского, и зал взревел от восторга. Что это были за слова?..
- Цитата из Невского была такая (за точность не ручаюсь): "Сила не в оружии, сила в правде!" Я помнил ее еще по каким-то советским учебникам. А может быть, ее внушил мне Алексей Балабанов - она была у него в подсознании. Но вообще-то я две фразы сказал. Вторую уже от себя: "Давайте любить нашу Родину только за то, что она наша".
- Ты - человек совершенно другой судьбы, нежели твой герой Данила Багров из "Брата". Из другой среды, с другой биографией...
- Хотите верьте, хотите нет, но во время съемок мною взят некий груз, некая ответственность. И, коли уж так получилось, что я работал с Балабановым, снимался в его фильмах, я все равно должен буду защищать какие-то важные вещи, которые опасны, часто действительно находятся на грани фола, непонятны, тяжелы и оскорбительны для многих. Я все равно буду защищать то, что важно для множества людей - униженных, пораненных и надломленных. Поверьте, я очень далек от мысли о своей особой роли в фильмах Балабанова. И поэтому могу сказать о них прямо: это умелая или неумелая, но терапия, это какой-то кислород, который сейчас нужен.
- Ты занимаешься кино, ТВ. Что интереснее? Тяжело это совмещать?
- Я серьезно занимался историей искусства, защитил диссертацию на тему: "Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения". Кино и телевидение - и то, и то мне интересно.
- И приносит некое признание...
- Признание, популярность - это далеко не всегда адресное попадание. И тяжело бывает. Пробую я девочку на главную роль в своем первом фильме, разговариваю, спрашиваю: "Тебя предавали когда-нибудь в жизни?" А она: "Подпишите, пожалуйста, открыточку". Но случается вдруг и очень важная встреча. Хотя и короткая, когда человек... Вот гаишник останавливает меня, и за две минуты я узнаю: был на войне, четыре ранения и контузия, жена бросила, сейчас один, "чего дальше - не знаю... ну все, желаю удачи"... И понимаю, что есть какая-то связь с человеком, есть язык.
- Можешь ли назвать самое большое заблуждение относительно твоей персоны?
- Во время съемок фильма "Война" на Кавказе местные ребята говорили мне: "Ты хороший парень, но больше так не говори", подразумевая фразу моего героя из фильма "Брат" ("Не брат ты мне, гнида чернож...я"). Я уже устал объяснять, что мне ее пришлось говорить по сценарию, что в жизни я совсем не такой. Да я и сам чуть не стал жертвой популярности своего фильма. Мы с женой ждали сына и обсуждали, как его назвать. А маленькая дочка подходит и говорит: "Да что вы, папа и мама, думаете! Назовите сына Брат-2 - и все..."

Пропавший “связной”

*Данный материал взят с сайта Московский Комсомолец

Отрывки из сценария незаконченного фильма Сергея Бодрова

До 20 сентября этого года жители Кармадонской долины с гордостью возили туристов к тому месту, где когда-то проходили съемки фильма “Убойная сила”.
- Ребята тогда чеченскую войну снимали, - рассказывали нам очевидцы. - Кармадонское и Панкисское ущелья очень похожи. Но зато здесь актерам гарантирована безопасность.
Не сомневался в безопасности и Сергей Бодров...
Теперь толпы любопытных не сводят глаз с той горы, где Сергей Бодров так и не успел отснять небольшой эпизод картины “Связной”. До недавнего времени на том месте еще оставался инвентарь съемочной группы - машины “Нива” и “Газель”, брезентовые палатки, столы и алюминиевая посуда.
С момента трагедии прошло три недели. За это время многие издания пытались изложить сюжет бодровского сценария. Одни говорили, что он буквально напичкан мистикой, другие утверждали, что картина “Связной” - о смерти, и герой Бодрова погибает в горах, третьи считали, что фильм о чистой любви. На самом деле “Связной” - это нечто среднее между картиной “Брат” и “Сестры”. И герой Сергея Бодрова не погибает...
Сценарий фильма “Связной” сегодня достать практически невозможно. Продюсер кинокомпании “СТВ” Сергей Сельянов дал строгое указание всем участникам съемочной группы никакой информации по данному вопросу не распространять. Корреспондентам “МК-Воскресенья” удалось получить отрывки сценария, когда на него еще не успели наложить гриф секретности.

“Чтобы увидеть живого Данилу Багрова, стоило пойти на преступление”
Первое действие картины разворачивается в колонии строгого режима. Первоначальная договоренность была с московской Бутырской тюрьмой. С приездом во Владикавказ Бодров изменил принятое ранее решение.
- Когда нам сообщили, что у нас будут снимать фильм, мы испугались и, честно говоря, не поверили. Фамилия Бодров нам ни о чем не говорила. Думали, какой-то тут подвох грядет со стороны начальства, - делились с нами сотрудники владикавказской колонии №1. - Наши заключенные всю ночь полы драили, камеры в порядок приводили...
Когда утром в приемной начальника колонии появилась группа молодых людей с камерами, работники тюрьмы вздохнули с облегчением.
- Бодрова мы не узнали: он в черном тренировочном костюме был, в кепке и в темных очках, - говорят они. - Когда очки снял, мы ахнули. “Брат...” - не выдержал тогда один из охранников.
Далее съемочную группу проводили в женское отделение. Все заключенные в тот день говорили: “Ради того чтобы увидеть живого Данилу Багрова - стоило здесь оказаться...”
Сюжет снимали восемь часов...
19 сентября 2002 года.
“Время действия - день. Зона. Блок видео. Инт.
Женщины говорят в камеру.
Титры.
Осужденная №1
- Меня в крытку перевели. И на следующий день кипеж поднялся. Девчонка одна в побег ушла. Из крытки, на рывок! Такого не было у них отродясь. Нас кум тряс двое суток... Но и захотел бы кто - сказать нечего. Не делилась она ни с кем...
Осужденная №2
- Девка дерзкая была. Весь концлагерь наш вверх дном перевернула. Суки прыгали, как каштанки в цирке. Ищи ветра в поле! Проверки потом чуть не из Москвы приезжали...
Осужденная №3
- Я сама ее не знала... Говорили разное, что генерал какой-то летчик у нее был, вертолет из Чечни угнал и за ней прилетел. Была басня, что охрану газом каким-то она усыпила, а старуха одна божилась, что на метле ее видела. Причем старуха-то - воровка с понятиями, зря врать не будет...
Армен
- Вот фотография... - протягивал кому-то карточку Армен. - Не знаете ее?
Осужденная
- Красивая девчонка...”

Хажби Галазов в роли Ильяса: “Не сдохну, как думаешь? ...У меня страха нет, понял?”
- Я не прощу себе этого никогда! Ведь это я уговорил Бодрова снимать в Кармадонском ущелье, - винит себя сейчас консультант режиссера по Северному Кавказу Сослан Макеев. - Когда живешь здесь много лет, очень хочется, чтобы именно эти места остались на пленке на века.
А еще Сослан ругал себя, почему разрешил ребятам спускаться самостоятельно, - ведь раньше он ни на шаг не отпускал от себя Бодрова.
- Мы тронулись спустя пятнадцать минут, - вспоминал он. - Успели проехать всего несколько километров, как раздался гром, и нашу машину накрыло снегом. Ледник не дошел до нас каких-то пятьсот метров...
20 сентября. 9 часов утра.
“Утро. Пастбище. Нат. - Встреча с отцом.
В ущелье, между двумя синими горами, раскинулся аул. Солнце выстреливает тремя мощными лучами, и из радиоточки сразу включается мулла. Из-за косогора появляется стадо баранов, за ним два человека, отец и сын. Ильяс вчера вернулся из армии. На нем дембельский мундир с аксельбантами и золотыми погонами. Отец шутит, дергает его за полу, тот уворачивается”.
Ильяс - главный герой фильма. Эта роль досталась молодому осетинскому актеру Хажби Галазову. Он всего два года назад закончил в Москве театральный институт. Картина “Связной” была его первой серьезной работой. Говорят, Бодров специально не стал приглашать именитых актеров. “Надо открывать новые таланты”, - говорил он, утверждая на главную роль никому не известного актера. По какому-то странному стечению обстоятельств в составе съемочной группы, пропавшей без вести в ущелье, было всего два актера - сам Сергей Бодров и Хажби Галазов.

“Утро. Пастбище. Нат. - Встреча с пастухами.
За перевалом открывается другая долина. Ее пересекает автомобильная дорога. Это трасса Ростов-Баку. Пастухи некоторое время смотрят вдаль, в сторону, где по шоссе мчатся грузовые фуры, пролетают два черных “Мерседеса”. Ильяс отворачивается и видит собаку, огромного кавказца, который несется к ним от пастушьей будки с загоном. Они кидаются друг другу навстречу. Ильяс хватает собаку за уши, хохочет, отбивается. Из будки появляются братья и дядя. Все обнимаются”.
“Трасса Ростов-Баку”, которая указывается в сценарии, на самом деле была той самой дорогой в тридцать километров, ведущей от поселка Гизель до Кармадонского ущелья. 20 сентября одну половину этого пути накрыл ледник, вторую - затопил сель.

“Сцена прощания с отцом.
Утром со

Внимание! Перед тобой еще более длинное и еще более содержательное интервью, чем в журнале. Что нам эти бумажные странички - в Интернете мы можем позволить себе самые продолжительные и культурно обогащенные беседы с Сергеем Бодровым-старшим!


Сергей, как получилось, что на съемки голливудского блокбастера позвали российского режиссера?

У Америки со всеми ее проблемами есть и хорошие стороны. Страна уважает способных людей. Поэтому, например, русская эмиграция в начале прошлого века была успешной. Между прочим, выходцы из России и создали Голливуд. Потом потянулись и другие. Я лично никогда не рвался туда. «Не суетись под клиентом», - говорил замечательный писатель Исаак Бабель. Я просто старался снимать интересное кино. Иногда получалось, иногда нет. Но когда получается, все раскручивается само собой. Попадаешь, например, в номинацию на «Оскар», твой фильм выходит в прокат. Конечно, есть доля удачи. Я сам член Американской киноакадемии и знаю, как это происходит. Но Голливуд любит удачливых, и, в принципе, тут не завидуют. Телефон начинает звонить круглые сутки, открываются все двери - от Спилберга до компании Warner Brothers. Taк случилось со мной после «Монгола». А дальше ты выбираешь проект. Я, например, азартный человек, и хочется сыграть по-крупному, взяться за то, что никогда не делал. Получится или нет - другое дело. Для меня это был интересный опыт. Сейчас я думаю о сериалах: там можно спокойно рассказать хорошую историю. Телевидение становится интереснее, чем кино. Хочу попробовать. Идеи есть.

Как к тебе попал сценарий фильма о ведьмах? И почему именно его ты выбрал из кучи других?

Я понял за свою жизнь, что очень важно, с кем ты работаешь. Это вообще важно - с кем ты пьешь, с кем спишь, разговариваешь. Кино - долгая история, в нашем случае она длилась три с половиной года. Поэтому мне было важно, с кем я проведу столько времени. Дело я имел с компанией Legendary Pictures, которая участвовала в создании «Темного рыцаря», «300 спартанцев» и кучи крутых картин. Рулят компанией двое. А это важно. Обычно в кинокомпаниях человек двадцать, и с каждым ты должен что-то согласовывать, от чего очень устаешь. А с двумя намного проще. Один - очень прямой, простой парень, который заработал деньги и решил вкладывать их в кино. У него есть какое-то зрительское чутье. Другой - интеллектуал, с которым можно и пошутить, и поболтать. Они сначала предложили посотрудничать, а уже потом мы выбирали - над чем. Предлагали вначале «Годзиллу». Потом мы нашли сценарий, который лежал у них не один год. Когда-то его собирался снимать Тим Бёртон, но не случилось. Дали другому режиссеру, который не справился. Предложили мне, и я понял, что мне это интересно. Я нашел в этой простой истории что-то для себя. Охотник за ведьмами когда-то полюбил девушку, а потом ее бросил. И она ему этого не простила...

Предположим, «Голодные игры». Это здорово сделанное кино, причем со смыслом.


И стала настоящей ведьмой.

Да, вот именно. А кто такие ведьмы? Все мы знаем об инквизиции, когда людей, обвиненных в колдовстве, жгли на кострах. Получалось, что, борясь со злом, делали зло. Значит, оно берется не откуда-нибудь, мы сами ответственны за его появление. И по моей задумке эти несчастные оболганные души возвращаются обратно уже настоящими ведьмами, которые способны на большее зло.

Кажется, прежде ничего настолько откровенно фантастического ты не снимал. Разве что «Медвежий поцелуй», где главный герой был медведем-оборотнем, но то была притча.

Это не столько фантастика, сколько фэнтези - очень интересный и популярный жанр. И мне в рамках этого жанра было важно найти идею, чтобы фильм не оказался пустым набором спецэффектов.

А идея, если я правильно понимаю, в том, что зло становится злом, только если его заставят им стать?

Абсолютно так. Люди любят кого-то обвинять: засуха, наводнение, болезнь - надо найти виноватого и обвинить. И так продолжается по сей день.

Сам читаешь что-нибудь в этом роде? Есть у тебя любимая книжка?

Не читаю, но смотрю иногда. Предположим, «Голодные игры». Это здорово сделанное кино, причем со смыслом. А его наличие очень важно для какой-то части аудитории.

Хит-лист героя

Писатель:
Дмитрий Быков
Актер:
Сергей Бодров мл.
Сериал:
«Во все тяжкие»

Мир фэнтези часто населяют одни и те же герои: маги, эльфы, тролли. Если б ты жил в таком мире, кем бы был?

Хорошо бы быть рыцарем. В этом есть благородство. Но я люблю и юмор, поэтому мне ближе какие-нибудь шуты, скоморохи.

А «Игру престолов» смотришь?

Да, это прекрасно сделанное кино. Сейчас сериалы интереснее фильмов, потому что в них можно, не торопясь, рассказать большую историю.

У тебя же один из тамошних актеров, Кит Хэрингтон, в фильме сыграл. Это случайно вышло?

Нет, конечно, неслучайно. Он мне нравится очень. Мы с продюсерами составили по списку актеров, которых хотели бы взять на проект. И из моего списка взяли всех.

С кем-то из главных героев ты завел дружбу? Отношения выходили за пределы рабочих?

Для меня в работе очень важно, чтобы помимо деловых были и личные отношения. Я подружился и с Джеффом Бриджесом, и с Джулианной Мур.

Как это вышло? Ты их в бар после работы позвал?

Чтобы позвать Бриджеса на роль, я поехал к нему домой. Он не хотел сниматься, потому что недолюбливает спецэффекты, игру на фоне зеленого экрана. Я привез бутылку водки. «Сереж, - говорит он, - давай снимем что-нибудь маленькое, без этих компьютеров». «Обязательно, - говорю, - но сначала снимись в «Седьмом сыне». Ну и уговорил его за бутылкой. Он же не дурак выпить.

Я люблю русский лес, в нем хорошо собирать грибы, но в нем ни хрена не видно. Поэтому и кино снимать там невозможно.


Это заметно.

Нет-нет, это он прежде много выпивал, а теперь только марихуану курит. Но на съемках себе не позволял ничего такого. Только когда мы все сняли, в последнюю ночь по полной погуляли. Джефф играл на гитаре, дым стоял коромыслом. И было просто очень хорошо!

Так будет ли у тебя с ним что-то «маленькое», как ты ему обещал?

Посмотрим. Он у нас сейчас запел, ездит по всей Америке с турами. Я и сам занят теперь на нескольких проектах. Но, думаю, в итоге мы с ним все же что-то еще сделаем.

Помимо тебя в составе съемочной группы «Седьмого сына» я не обнаружил ни одной русской фамилии. Тебя это никак не волновало?

Честно - нет. Я просто работаю с талантливыми людьми, которые мне нравятся. А так как тут огромный бюджет, я мог позволить себе мастеров экстра-класса. Поэтому художником-постановщиком я взял Данте Ферретти, у которого шесть «Оскаров», он со Скорсезе работал. А спецэффектами занимался Джон Дайкстра, на счету которого все «Звездные войны». В общем, очень серьезные, крутые ребята.

Ты уже так давно среди серьезных, крутых иностранных ребят - тебя еще принимают за русского?

Естественно, я русский режиссер. Не пытаюсь и не хочу быть другим. Мне просто интересно работать на разных территориях, с разной натурой. Я люблю русский лес, в нем хорошо собирать грибы, но в нем ни хрена не видно. Поэтому и кино снимать там невозможно.

Поэтому ты и уехал в американскую пустыню?

Поэтому я люблю степи, просторы. Я работал в Казахстане, в Монголии, в Китае, где есть потрясающая натура. Бескрайний пейзаж, посередине маленькая фигурка человека на лошади - и это уже сразу кадр, это уже кино. Тут есть о чем думать.

Это ощущение сейчас есть у всех, причем касается оно не только России. Что-то похожее есть и в отношении арабского Востока: и Сирии, и Ирака, и Палестины, и Египта. Это все связано. Во главе государств тоже стоят довольно практичные люди. Они хотят договориться, потому что никто не желает жить с сумасшедшим соседом, у которого к тому же есть ядерные боеголовки. Они все хотят если не дружить, то хотя бы общаться в рамках приличий. Сейчас напряжение нарастает, но какой-то выход, я уверен, найдется.

Вернемся к фильму. В нынешней России проект, подобный «Седьмому сыну», возможен?

Сейчас невозможен. Мы даже не про деньги говорим - на этих съемках я сбился со счета, когда бюджет достиг 125 миллионов. Но дело в том, что в России нет такой киноиндустрии, как в Америке, где она приносит просто огромный доход. Сейчас российские прокатчики с опаской берут американские фильмы: а вдруг, говорят они, будут новые санкции, которые распространятся на американское кино, и его не разрешат показывать? Это всех, в том числе и меня, беспокоит. С другой стороны, если перестанут показывать американские картины, все кинотеатры попросту рухнут.

Если бы тебе все-таки довелось снимать такой фильм на российской почве, что бы это могло быть? Сериальный эпос про Илью Муромца?

В России есть хорошие истории. И мне сейчас Тимур Бекмамбетов предлагает одну, хотя это и не фэнтези. Фильм «Время первых» - про выход Леонова в космос. Я встречался с Леоновым, сделал с ним интервью, из которого получился ролик. Очень интересный материал, который может быть интересен во всем мире.

Твои фильмы, начиная с 2000-х, о людях, которые расстались со своим домом, о кочевниках всех мастей. С чем это связано? Ты сам чувствуешь себя бездомным?

Нет, хотя я и вел долгое время цыганский образ жизни: то там жил, то сям. Но моя профессия предполагает что-то кочевое. К тому же во мне есть какая-то азиатская кровь. Со мной, наверное, не все согласятся, но я считаю, что Россия - азиатская страна. И этого не надо стесняться. Европейская часть у нас незначительная, а из Азии - нефть, газ. Люди там живут потрясающие, взять хоть сибиряков. А мы что-то стесняемся этого перед Европой.